Компьютерные игры или спорт

Обновлено: 11.05.2024

Уже на протяжении долгого времени идут споры о том, является ли киберспорт видом спорта? Давайте рассмотрим этот вопрос пристально с разных точек зрения.

Для начала хотелось бы отметить, что не все компьютерные игры являются киберспортивными. Это нужно понимать, так как в киберспортивной игре должен обязательно присутствовать соревновательный момент.

По большому счёту, видом спорта признаётся та дисциплина, где есть соперничество между спортсменами. От этого стоит отталкиваться. Ведь мы знаем, что в таких популярных дисциплинах, как Dota 2 и CS:GO соперничество порой ожесточённее, чем на футбольном поле или хоккейной площадке, только нет физического контакта. Именно поэтому люди в мире разделились на два лагеря: кто признаёт киберспорт видом спорта и кто не признаёт. Всё кажется просто, у каждого своё мнение. Но почему они так думают? Давайте разбираться.

Киберспорт вид спорта?

Да, так считают множество стран в мире, где киберспорт признали видом спорта. В 2016 году киберспорт стал видом спорта в России, что не может ни радовать российских любителей киберспорта. Помимо России киберспорт официальный вид спорта в таких странах, как США, Италия, Финляндия, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Южная Корея, Египет, Индия, Иран, Вьетнам и во многих других странах.

Кстати, самый забавный случай произошёл в Киргизии. В этой стране 6 февраля 2019 года киберспорт признали официальным видом спорта, но перед этим уволили директора бишкекского театра за то, что он разрешил провести турнир по Dota 2 . Логика по киргизски!


Почему киберспорт отказываются считать спортом?


Олимпийские перспективы киберспорта

По крайней мере так сказал президент Международного олимпийского комитета Томас Бах. В первую очередь это касается игр Dota 2, CS:GO и других, где есть убийства. Хоть киберспорт признан видом спорта во множестве стран, вряд ли он станет олимпийским видом спорта в этих дисциплинах. Тут вот понять как раз таки можно чиновников из МОК. Изначально Олимпийские игры были придуманы для того, чтобы остановить войны и прочие разногласия. Во время Игр никто не имел права нападать на другие страны. А здесь транслировать убийства на весь мир под эгидой Олимпиады, пусть и в компьютерной игре — извольте, но это отступление от своих принципов. Нельзя. Никак. Как бы вы не любили киберспорт, но порой нужно понимать, что есть некие принципы, которые непоколебимы. И принципы проведения Олимпийских игр именно такие.

Выводы

Если у вас разгорелся с кем-то спор о том, является ли киберспорт видом спорта или нет, то можно указать на то, что киберспорт признан официальным видом спорта в России. Это будет очень весомым аргументом.

Вообще, с каждым годом всё больше и больше стран заявляют, что киберспорт — официальный вид спорта! Эта тенденция позволяет киберспортсменам ставить себя в один ряд с футболистами, хоккеистами, боксёрами и прочими спортсменами своих стран. Глупо отрицать рост киберспортивного движения во всём мире. Большие турниры, огромные призовые, забитые под завязку стадионы — всё это атрибуты турниров по Dota 2 или CS:GO. Киберспорт стал видом спорта, который показывает стремительную динамику роста. На территории России начали открываться школы киберспорта . Настанет тот день, когда страны, отрицавшие киберспорт, как вид спорта, изменят своё мнение. Ведь мир киберспорта прекрасен, поэтому давайте просто играть и наблюдать за тем, как он растёт!


Всем привет, друзья! С вами UNBLOCKED VipMoxley и это мой очередной авторский материал. Сегодня, я бы хотел затронуть тему киберспорта. Как вы поняли по названию, я не являюсь сторонником того, почему этот вид деятельности ставят на один уровень с футболом и другими настоящими видами спорта. Подробнее об этом я расскажу прямо сейчас.


Да, пусть ещё в 2016 году, киберспорт был введён в реестр официально признанных видов спорта и получил название «компьютерный спорт», я же считаю, что помимо всего общего, что есть у него и у других видов спорта, в нём нет одного атрибута, но о нём я расскажу позже.

В первую очередь, важно понимать, что любой вид спорта подразумевает физическую активность и атлетически навыки. Поэтому, по своему определению киберспорт уже нельзя сравнивать с футболом, баскетболом и т.д. И только не надо после этого писать, что человек, сидя за компом и нажимая на клавиши работает физически, сравнивая его с футболистом, который за 90 минут может пробежать порядка 10 километров. Ну не надо.

Некоторые скажут, что совсем необязательно заниматься спортом и напрягаться физически. И сразу же, речь заходит о шахматах. Неужели, некоторые и шахматы воспринимают, как спорт? Шахматы – это настольная, логическая, интеллектуальная игра. Да, опять же, шахматы официально признаны спортом, там, как и в любом виде спорта, важную роль играет тактика, стратегия, последовательность действий, мышление. Но всё это можно забыть, когда человек, занимаюсь чем-то конкретным, не занимается этим физически. Он самосовершенствуется – в этом вся прелесть и фишка настоящих видов спорта. Действия же киберспортсменов – они рутинны, они одинаковы, они шаблонны.


Многие также могут обратить внимание на то, что в киберспорте, как в любом другом виде спорта есть и нужна определённая тактика, умение быстро применять решения, брать игру на себя. Но они не так, скажем, «пашут» как настоящие спортсмены. Показателем того, что ты реально «пашешь» является футбол. Когда человек готов носиться по полю, длина которого составляет, напомню, от 100 до 110 метров, а длина компьютерного стола и расстояние от клавиатуры до мыши намного меньше, и после того, как он 90, или даже меньше минут бегал по полю – это может далеко не каждый. Тем более и не сможет тот, кто называет всех футболистов геями и бездельниками, сидя у себя за компьютером и играя в CS: GO или Доту.


Как вы понимаете, я постоянно стараюсь проводить параллели киберспорта с самым популярным видом спорта всех времён – футболом. Возможно, это неправильно, но ведь некоторые могут целыми днями кричать, что «киберспорт – это спорт, ты ничего не понимаешь».

Но самая главная причина, почему киберспорт не является спортом, так это отсутствие настоящих спортивных эмоций. И я хочу упомянуть прошедший Чемпионат Мира по футболу, который прошёл в России. Я не являюсь жителем России, но я с большим интересом следил за сборной, принимающей мундиаль. Вы видели эмоции сборной после того, как они вышли из группы? А как обыграли многократных чемпионов мира и Европы – сборную Испании? Как чуть не обыграли хорватов, хотя, всё было возможно? Вы помните эти эмоции? Вы выдели это? Их действительно поддерживала и за них болела вся страна. Возможно, даже не одна. Я уверен на сто процентов, что если бы сборная России по киберспорту, участвовав на чемпионате мира в России, прошла несколько стадий – как вы думаете, такие же эмоции были у обычных людей? У болельщиков, которые далеки от этого? Потому что, я уверен, многие были на стадионах, в фан-зонах, поддерживая свою сборную – они были далеки от футбола. Но при этом, они знают его основы и особенности. Они знают его суть и то, как много этот чемпионат для них значит. И в итоге, что он им дал. Киберспорт НИКОГДА не принесёт такие эмоции, которые может дать футбольный матч.


Я бы назвал киберспорт не спортом, а скорее шоу, и переименовал его в кибершоу. Американский рестлинг в США – это тоже не шоу, это спортивное развлечение. Киберспорт – практически та же каша. Люди сидят и смотрят как играют другие люди. Но к сожалению, этот процесс никак нельзя сравнить с футбольным матчем, где ход игры может поменяться в любую минуту, а эмоции от этого будут несравнимы.

Для тех, кто пока не в теме, киберспорт - это вид соревнований на основе компьютерных игр

На своей странице в ФБ часто пишу о событиях в мире киберспорта. Большинство моих подписчиков поддерживает попытки разобраться в этом относительно новом явлении. Но получаю и такие комментарии: «Боже, убереги моих внуков от компьютера. Что будет с их телами, глазами, мозгами?».

Для тех, кто пока не в теме, киберспорт (кстати, официально признанный в России) - это вид соревнований на основе компьютерных игр.

О том, что любой спорт высоких достижений оказывается в итоге вреден для здоровья, скажет любой специалист. Травматизм, проблемы с сосудами от интенсивных нагрузок, несбалансированный рацион.

А как с киберспортом? Когда в начале апреля проводили Госдуме парламентские слушания по компьютерному спорту, специально пригласили специалистов в этих вопросах. По их мнению, «киберспорт может стать самым здоровым видом спорта из всех» - травматичность здесь нулевая. При этом, по словам президента Федерации компьютерного спорта Дмитрия Смита, во время игры «уровень мобилизации киберспортсмена сопоставим с забегом на стометровку или управлением гоночным автомобилем».

Специалист по когнитивной психологии Института психологии РАН Ольга Морозова привела данные последних исследований. Что имеем?

- Во-первых, компьютерные игры вообще, и киберспорт в особенности, улучшают пространственное мышление. Причем «лучше, чем университетские курсы по шахматам и геологическому моделированию.

- Во-вторых, развивается зрительная память.

- В-третьих, замедляется возрастное угасание умственных способностей.

- В-четвертых, идет воспитание дисциплины и самоконтроля. Без этого на крупных соревнованиях – никак.

-В-пятых, играя, человек чувствует себя эффективным, повышается самооценка. И это отражается в других сферах жизни.

Интересное наблюдение исследователей: видеоигры помогают усваивать естественнонаучные знания и справляться со сложными математическими задачами. А игроки превосходят своих неиграющих коллег в профессиональной сфере. Не поэтому ли компьютерные игры в ряде стран используют для тренировок хирургов, пилотов, солдат?

Спросите, а как же быть с известными «компьютерными» проблемами: падением зрения, нарушением осанки, набором лишнего веса. Они, утверждают эксперты, решаются элементарной «гигиеной труда» под руководством опытного тренера. Кстати, те, кто занимается киберспортом профессионально, проводят за компьютером вдвое меньше времени, чем просто геймеры.

Есть повод задуматься. Нашим детям жить в киберэпоху. Так может, будет рациональнее не ограждать их от «вредных» компьютеров, а учить правильно с ними взаимодействовать? И добиваться благодаря современным технологиям успеха в жизни. В том числе - почему нет? - и в молодом, но перспективном виде спорта – киберспорте.

Возрастная категория сайта 18 +

Dota 2

Dota 2

7 июня на интернет-портале правовой информации опубликовали приказ о внесении «компьютерного спорта» в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Он вступит в силу спустя 10 дней после публикации, то есть 17 июня. Однако в СМИ узнали об этом только 8 числа.

«Компьютерный спорт» определили в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта. В него входят те виды спорта, которые не являются национальными или «развиваемыми на общероссийском уровне».

«Несомненно, сегодняшний день является большим праздником для всех поклонников киберспорта, — заявил президент Федерации компьютерного спорта Александр Горбаченко. — Статус официального вида спорта предъявляет новые требования к деятельности нашей Федерации с точки зрения качества организации и проведения соревнований и возросшей социальной ответственности. В первую очередь мы планируем сосредоточить усилия на развитии компьютерного спорта в регионах России — Кубок России по киберспорту станет крупнейшим состязанием Федерации в 2016 году».

alt

Федерация компьютерного спорта — это еще что?

ФКС существует с 2001 года. Вообще, Россия была первой страной, признавшей официально киберспорт спортом. Правда, в июле 2006 года его исключили из реестра из-за несоответствия критериям. Своей целью ФКС считает популяризацию киберспортивных соревнований и систематизацию всего, что с этим связано.

Кроме того, Федерация будет проводить любительские и полупрофессиональные турниры в регионах. У нее нет цели конкурировать с компаниями типа Riot Games, Valve или Blizzard. Уже сейчас проходит кубок России по киберспорту при поддержке Yota по дисциплинам Dota 2, CS:GO и Hearthstone. Общий призовой фонд составляет 5 млн рублей. В нем участвуют 8 регионов: Москва, Санкт-Петербург, Минеральные воды, Владивосток, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Краснодар.

Основной офис ФКС расположен в бизнес-центре «Виктория Плаза». Их дверь соседствует с холдингом ESforce, в который инвестировал Алишер Усманов. Финал кубка России по киберспорту проведут осенью на московской арене, также построенной на деньги ESforce.

alt

Что дает признание?

На сайте ФКС упоминаются следующие пункты: проведение официальных соревнований, возможность присвоения спортивных разрядов на основании спортивного рейтинга, а также разработка образовательных программ по подготовке судейского и тренерского составов.

То есть теперь киберспортсмены могут получить звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России». Для этого необходимо участие в турнирах ФКС. На текущий момент неизвестен полный список требований, необходимых для получения спортивного разряда. Не исключено, что профессиональным геймерам придется сдавать нормативы ГТО (прим.: Готов к труду и обороне — программа физкультурной подготовки в России).

Считается, что после признания киберспорта из бюджета сразу будут выделены деньги. Такой вариант не исключен, но маловероятен. В России государством финансово поддерживаются и развиваются только те виды спорта, которые считаются олимпийскими. Киберспорт к таким не относится, так как является спортом первой категории.

Тем не менее в ФКС, вероятно, могут рассчитывать на административную и иную помощь. Например, региональные отделения Федерации могут делать запросы в Министерство спорта с просьбами обновить/дополнить материально-техническую базу для занятий компьютерным спортом. Таким образом, им могут выделить льготное помещение (или посодействовать в поиске) плюс выделить бюджет на его ремонт, закупку инвентаря (в нашем случае компьютеров) и определить на льготные условия содержания.

Так, а допинг?

С ним пока ничего не ясно. Также пока непонятно, насколько обязательной станет процедура на его проверку для всех профессиональных геймеров. Несмотря на это, в социальных сетях уже активно шутят про мельдоний в крови.

В истории компьютерного спорта широко известен только один случай с употреблением допинга, а точнее — аддерола (препарат, повышающий умственную выносливость, реакцию и концентрацию). И то у Кори «SEMPHIS» Фрисена хватило ума во всем признаться в интервью, а заодно и подставить бывшую команду. В результате компания ESL ввела допинг-контроль и обещала выборочно проверять киберспортсменов.

С тех пор тема допинга не поднималась в киберспортивных СМИ.

У нас тут полно соревновательных дисциплин, которые из них актуальны?

В качестве дисциплин упоминаются пять категорий:

  • трехмерные шутеры (3D shooter), симуляция ведения боя между группами (командами) игроков;
  • тактико-стратегическая игра — в игре происходят сражения между армиями игровых единиц игроков при одновременном развитии сторон;
  • командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры. Игрок управляет своей единичной моделью, развивая её при взаимодействии с игровым пространством и моделями других игроков;
  • технические симуляторы — автомобильные и авиационные;
  • симуляторы спортивных игр (футбол, хоккей, баскетбол).

Сейчас на сайте не уточняются названия игр. Существует вероятность, при которой в каждой категории будет присутствовать лишь одна игра, так как по закону в дисциплине должен быть один победитель. Таким образом, идентичные по жанру League of Legends и Dota 2, находящиеся в рамках дисциплины MOBA, не смогут одновременно быть признанными видами спорта.

То же самое касается трехмерных шутеров, к которым относится большое количество игр, но выбор будет сделан в пользу Counter-Strike: Global Offensive, а не Call of Duty или Battlefield. В пятой категории предстоит выбирать между сериями футбольных симуляторов FIFA или Pro Evoludtion Soccer. В результате этого в регионе может возникнуть конфликт интересов в первую очередь среди разработчиков.

Ни под одну из пяти категорий не попадает карточная игра Hearthstone: Heroes of Warcraft от компании Blizzard, которая является одной из дисциплин кубка России. Можно предположить, что игра не войдет в реестр, так как не соблюдается принцип равенства условий, ведь в игре есть элемент случайности. Это значит, что игроки в Hearthstone не будут считаться спортсменами на законодательном уровне согласно приказу № 702 от 02 сентября 2013 года «Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения».

Помимо этого, без внимания оставлены файтинги типа Mortal Kombat X или Street Fighter 5.

alt

Что с трансферами?

Регулирование трансферов на профессиональном уровне исключено. В киберспорте компании-разработчики самостоятельно контролируют ситуацию в своих дисциплинах. Вмешательство в эту сферу вызовет очередной конфликт интересов. В первую очередь возмущаться начнут владельцы киберспортивных организаций.

Что на самом деле значат все эти ваши признания?

Самой популярной шуткой в интернете стала фраза про то, что «я у мамы кибер/спортсмен». На самом деле признание киберспорта позволит молодым игрокам, наконец-то, объяснить родителям, чем они занимаются. И тем, и другим станет проще в психологическом плане. О киберспорте можно начинать говорить не как о детской забаве, а как о серьезном занятии, где есть место физическим упражнениям, правильному питанию и многим другим вещам, которые сейчас игнорируются и просто не затрагиваются.

В конце концов, есть надежда, что в СМИ перестанут демонизировать современных геймеров: и тех, кто играет серьезно, и тех, кто занимается этим в удовольствие. «Воспитание» родителей должно стать также одной из целей Федерации.

Кроме того, к киберспорту потянутся новые спонсоры не из IT-сферы, которые готовы инвестировать в индустрию, но пока не до конца понимают, как к ней подступиться. Полегче должно стать и командам, и организаторам соревнований. Приход спонсоров не случится в одночасье, но теперь компьютерные соревнования в глазах локального рынка не выглядят авантюрой.

«Признание киберспорта на официальном уровне — важный шаг как для государства, так и для отрасли, — комментирует событие Юрко Банзай, PR-директор StarLadder, крупнейшего организатора киберсоревнований. — Мировая практика показывает, что такой шаг может обеспечить благоприятные условия для экономического развития сферы. Как социально ответственная компания мы также рассчитываем, что признание киберспорта спортивной дисциплиной поможет родителям игроков лучше понять особенности этой культуры. Кроме того, благодаря легализации киберспорта, игроки, к примеру, смогут защищать свои права, объединяясь в профсоюзы».

Со временем станет легче и профессиональным игрокам. Основной проблемой мирового киберспорта как раз являются визы и процесс их получения. Россия в этом плане не исключение. Перед поездкой в Америку на чемпионат мира по Dota 2 у игроков постоянно возникают трудности с получением документов.

«Думаю, что будет гораздо проще получать визы и будет меньше проблем с университетом как минимум», — выразил надежду киберспортсмен Илья «Illidan» Пивцаев.

alt

Мы также связались с главой киберспортивного направления Riot Games в России и СНГ Андреем Коршуновым, чтобы выяснить, как в международной корпорации относятся к последним новостям.

— Что для вас, как для издателя и организатора турниров, изменится после признания киберспорта спортом?

— Это очень хорошая новость, в первую очередь появляется правовой статус для профессиональных киберспортсменов, аналогичный статусу профессиональных спортсменов. Кроме того, поддержка этого направления на государственном уровне открывает новые горизонты, поможет более уверенному вовлечению многих важных сторон — спонсоров, площадок и других участников индустрии.

— Обращались ли к вам ФКС раньше? Каких инициатив от них следует ожидать в будущем?

— У нас хороший уровень сотрудничества с ФКС, еще раз поздравляем организацию с очень серьезным шагом в развитии индустрии. С моей точки зрения, сейчас у Федерации очень интересный и насыщенный этап развития, проектов. Надеемся на продвижение правового статуса киберспортсменов и развития региональных турниров с участием League of Legends.

— Нужна ли конкретизация на законодательном уровне, какие дисциплины следует считать спортом или мы и без этого можем обойтись?

— Мы считаем, что текущая формулировка приказа и озвученное признание адекватны и достаточны для развития киберспорта в России. Основные вопросы сейчас будут находиться в области не дисциплин, а общего статуса киберспортивных событий, турниров, клубов, спортсменов и связанной с этим экосистемы.

— Сможет ли этот акт признания повысить популярность киберспорта в стране?

— Безусловно, компьютерные игры становятся частью образа жизни, и официальное признание вашего хобби соревновательной спортивной дисциплиной будет повышать интерес к этой теме.

— Не будет ли возникать конфликт интересов, если в ФКС решат утвердить какую-то инициативу, которая будет касаться League of Legends, но вас как издателя это будет не устраивать?

— Не думаю, у нас очень близкие фундаментальные задачи. Цель федерации — содействовать развитию киберспорта как нового вида спортивной соревновательной деятельности, а мы видим League of Legends как спортивную дисциплину на десятилетия вперед!

Алексей Кондаков, владелец Vega Squadron, полагает, что сейчас для киберспорта ничего хорошего не следует ожидать.

«К сожалению, между Федерацией и настоящими профессиональными спортсменами с организациями целая пропасть, ни те и ни те не понимают, что представляет собой каждая из сторон. Мы не понимаем, чем занимается Федерация, они не понимают, что такое настоящий профессиональный киберспорт. Пока это два совершенно не связанные друг с другом понятия. Посмотрим, как события развиваться будут», — заявил Кондаков.

Комментатор по Dota 2 Виталий «v1lat» Волочай и вовсе резко отреагировал на событие:

«Не вижу ничего полезного или хорошего в этом. Кроме притока ртов, желающих присосаться и превратить все в дефолтное болото».

Так я не понял, круто-то будет?

Читайте также: