Компьютерные игры определение и виды

Обновлено: 05.07.2024

Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков.

Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно систематизирована, и в разных источниках данные о жанре конкретного проекта могут различаться. Тем не менее, существует консенсус, к которому пришли разработчики игр, и принадлежность игры к одному из основных жанров почти всегда можно определить однозначно. Эти наиболее популярные жанры (которые объединяют в себе множество поджанров) перечислены ниже.

Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать каждому из них (например, серия Grand Theft Auto, Космические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта.

  • Action — жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события[1]. При этом в качестве основного средства прогресса в игре, как правило, используется какое-либо оружие.
  • 3D-шутер (англ. 3D Shooter) — в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия ближнего боя (как правило холодного) и стрелкового оружия (чаще всего огнестрельного оружия и энергетического), для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Врагами часто являются: бандиты (напр. Max Payne), нацисты (напр. в Return to Castle Wolfenstein) и другие «плохие парни», а также всевозможные инопланетяне, мутанты и монстры (напр. Doom, Half-life, Duke Nukem 3D, Serious Sam). Есть мнение, что шутер — это не жанр, так как берет за основу концепцию аркад в стиле Virtual Shooting с добавление в нее элементов перемещения в трехмерном пространстве. В зависимости от сюжета игры арсенал игрока может включать как современные виды оружия, так и их футуристические аналоги, а также виды оружия, не имеющие аналогов на сегодняшний день. Как правило, типичный набор оружия содержит: холодное оружие ближнего боя (ножи, кастеты, кусок трубы, бейсбольная бита, монтировка, мечи, сабли, копья, кинжалы, палицы, кистени и т. д.), луки и арбалеты, пистолеты, автоматы или автоматические винтовки, дробовик («шотган»), снайперскую винтовку, многоствольный роторный пулемёт или одноствольный, а также гранаты или бутылки с зажигательной смесью. И пистолеты, и автоматы, и винтовки могут быть как огнестрельные так и энергетические (бластеры, плазмометы, лучеметы). Часто оружие имеет альтернативный режим стрельбы или оснащено оптическим прицелом с возможностью изменения кратности или без такового. Также игрок может наносить удары при помощи ног, или бить врагов прикладом или рукоятью пистолета. В «реалистичных» играх (например, в FarCry и F.E.A.R.) игрок может нести с собой только ограниченное число видов оружия, в то время как, в аркадных (напр. Unreal Tournament, Quake) можно было использовать все виды оружия, доступные в игре. Также в «реалистичных» шутерах более совершенная модель повреждений, как самого игрока, так и его противников, в частности попадание в голову в «реалистичном» шутере вполне может вызвать мгновенную смерть персонажа игрока (Operation Flashpoint: Cold War Crisis), тогда как в аркадных у персонажа обычно отнимается ненамного больше «хитпойнтов» (от англ. hitpoints), чем при попадании в туловище.
  • Шутеры от первого и от третьего лица. В шутерах от первого лица (англ. First person shooter, FPS) игрок не видит персонажа со стороны — он наблюдает за происходящим от лица персонажа — «глазами персонажа» (англ. First person look), и наблюдаемая игроком картина совпадает с тем, что «видит» персонаж. В шутерах от третьего лица (англ. Third person shooter, TPS) игрок видит персонаж со стороны с фиксированной (обычно со спины) или произвольной точки зрения (англ. Third person look). В ряде игр реализована возможность переключения первое/третье лицо и фиксированная/произвольная камера.
  • «Кровавые» шутеры. От англ. gore. Суть таких игр заключается в уничтожении огромного количества врагов, чаще всего компьютерных ботов, большими группами надвигающихся на игрока. При этом игрок должен иметь пространство для маневра.
  • Тактические шутеры. Принципиальное отличие тактических шутеров от классических состоит в том, что персонаж не изображает героя-одиночку, а действует в составе команды. В тактическом шутере обычно воссоздаётся деятельность отрядов — взаимодействие между бойцами, маневрирование и выбор направления атаки, подбор команды и её вооружения. В одиночном режиме эти возможности реализуются ботами, в сетевом — через взаимодействие живых игроков.
  • Файтинги. Геймплей состоит исключительно из поединков двух и более противников с применением рукопашного боя.
  • Избей их всех. Разновидность файтингов, бой в которых происходит за пределами арены и со множеством противников одновременно.
  • Слэшер. Игры с видом от третьего лица, основной частью игрового процесса, в которых являются фехтовальные поединки с применением холодного и другого оружия.
  • Аркада (англ. Arcade) — игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.
  • Стелс-экшен (англ. Stealth-action) — игры, в которых предполагается не сражаться с большинством встреченных противников, а всячески избегать возможного контакта с ними, попутно выполняя поставленные задачи. Стелс-элементы (например, возможность выглядывать из-за угла, прислонившись к стене) часто встречаются в играх различных жанров.
  • Симуляторы и Менеджеры (англ. Simulation, Simulator) — игры, предоставляющие возможность симуляции и управления тем или иным процессом из реальной жизни.
  1. Технические. Игра-симуляция. При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества технических симуляторов — полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.).
  2. Аркадные. Упрощённая версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от собственно аркад — наличие хоть и упрощённой, но всё же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы космических кораблей и автомобилей.
  3. Спортивный симулятор (англ. Sport game; другое название — «спортсим», от англ. sport simulator — симулятор спорта). Как и следует из названия — имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа, боулинга и бильярда.
  4. Спортивный менеджер — разновидность спортивного симулятора. Отличительной особенностью является то, что при симуляции игрок наблюдает непосредственно за игровым процессом и может влиять на ход матча в режиме онлайн, а при менеджменте настройки тактики, стратегии, трансферов и финансовых операций выбираются заранее, и игрок просматривает результаты уже после матча.
  5. Экономические симуляторы (англ. Business simulation game), нередко относимые также к жанру стратегий, посвящены отображению экономических, рыночных процессов — чаще всего речь идет о предпринимательстве; целью игрока, руководящего неким предприятием, является извлечение виртуальной прибыли. В «чистых» экономических симуляторах отсутствуют элементы строительства; игрок должен управлять уже существующим коммерческим предприятием; рыночные процессы и поведение конкурентов относительно приближены к реальности. Элементы экономической симуляции, зачастую весьма значительные, включаются во многие стратегические игры, где одной из целей игрока также является извлечение прибыли. В играх данного жанра игроку предоставляется возможность управлять экономическими системами различной степени сложности, например, городом (SimCity), островным государством (Tropico), фермой (SimFarm), транспортной фирмой (Railroad Tycoon) либо выбирать профиль и размера виртуального бизнеса по своему усмотрению (Virtonomics) и т. п. Зачастую в качестве объектов управления могут выступать экзотические системы, например, муравейник (SimAnt) или подземелье (Dungeon Keeper).
  • Стратегии (англ. Strategy) — игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной. Различают походовые или пошаговые стратегические игры (Turn-Based Strategy, TBS), где игроки поочерёдно делают ходы, и каждому игроку отводится неограниченное или ограниченное(в зависимости от типа и сложности игры) время на свой ход, и стратегические игры в реальном времени (Real Time Strategy, RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно, и ход времени не прерывается.
  1. Стратегии в реальном времени (англ. Real-time strategy, RTS) — в этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно. Они появились несколько позже пошаговых, первой получившей известность игрой этого жанра была Dune II (1992), сюжет которой основан на одноимённом произведении Фрэнка Герберта. Уже тогда сформировались общие принципы стратегий в реальном времени. Большинство «классических» стратегий в реальном времени предполагают следующий игровой процесс: сбор неких ресурсов; строительство и укрепление базы или лагеря; создание на этой базе боевых единиц (наём солдат, строительство техники); объединение их в группы, штурм и уничтожение этими группами вражеской базы.
  2. Пошаговые стратегии (англ. Turn-based strategy, TBS) — игры, в которых игроки производят свои действия по очереди. Пошаговые стратегии появились раньше RTS и отличаются значительно большим разнообразием. Разделение игрового процесса на ходы отрывает его от реальной жизни и лишает игру динамизма, в результате чего эти игры не так популярны, как стратегии в реальном времени. С другой стороны, в TBS у игрока гораздо больше времени на размышление, во время совершения хода его ничто не торопит, что даёт возможность намного более глубокого и обстоятельного планирования.
  3. Карточные стратегии — это компьютерные версии настольных коллекционных карточных игр.
  4. Варгеймы. В варгейме (англ. Wargame), в отличие от других видов стратегий, игрок должен не создавать армию, его цель — победить противника в бою, используя те силы, которые у него есть в распоряжении в начале боя. В варгеймах, как правило, делается упор на аутентичность, реалистичность и историчность.
  5. Глобальные стратегии (англ. Government simulation game) — стратегии, в которых игрок управляет государством. В его руках не только война и экономика, но и научный прогресс, освоение новых земель и дипломатия. В некоторых из них наряду с глобальной картой существуют местные, на которых проходят тактические сражения.
  • Симуляторы бога (англ. God game) — стратегические игры, в которых игроку предстоит выступать в роли «бога» — некоей сверхъестественной сущности, заботящейся о целом небольшом народе. Подобные игры характеризует, как правило, непрямой контроль над отдельными игровыми персонажами — ими управляет компьютер, а роль игрока определяется «сверхъестественным» вмешательством в их жизнь, постройке зданий, поддержанию оптимального состояния подопечного общества и тому подобному. Многие симуляторы бога не ставят перед игроком никаких конкретных задач, предоставляя ему возможность свободно и неограниченно развивать подопечное общество.
  • Приключение (англ. Adventure) — игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
  1. Текстовая приключенческая игра. Первоначально, из-за малого распространения графических устройств отображения и недостатка ресурсов (памяти и мощности процессора), приключенческие игры были текстовыми. Позднее этот жанр был назван текстовым квестом. Отличие от графических квестов состоит в том, что игрок взаимодействует с игровым миром посредством командной строки и информация о мире выводится в виде текстов и рисунков из печатных знаков. В текстовых квестах вовсе не обязательно отсутствует графическая составляющая — это ярко выражено в более поздних текстовых квестах (Superhero league of Hoboken и т. п.)
  2. Графический квест. Графические приключенческие игры эволюционировали из текстовых приключений. Первые графические квесты появились ещё в начале 1980-х. Это такие популярные серии, как King’s Quest, Space Quest, Leisure Suit Larry. Первые игры этого жанра сочетали в себе текстовый ввод с графическим отображением происходящего. С выходом игры Maniac Mansion получил распространение интерфейс, использующий вместо текстового ввода управление при помощи компьютерной мыши («point and click»).
  3. Головоломки. Кроме сбора предметов и их использования, в этих играх решаются различные головоломки, в той или иной степени интернированные в сюжет, и на решение головоломок делается основной упор. Обычно может понадобиться сборка различных, нередко абсурдных как по виду, так и по функциональности, механизмов. Самыми популярными представителями жанра являются Myst, Neverhood.
  4. Приключенческий боевик. Главным образом основан на реакции и рефлексах игрока, но есть и элементы классических квестов — предметы и взаимодействие с окружающей обстановкой. Известными представителями являются игры серии Legend of Zelda, Resident Evil и другие игры жанра ужасов.
  5. Визуальная новелла. Жанр компьютерных игр, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения.
  • Музыкальные игры. В музыкальных играх геймплей строится на взаимодействие игрока с музыкой. Жанр же может быть любой, от головоломок до ритм игр.
  1. Ритмические игры. Поджанр музыкальных игр, который в последнее время набирает огромную популярность, благодаря аркадным автоматам и специальным контролерам, которые часто используются в подобных игр. Но из-за неимения первого и дороговизны второго жанр не распространён в России. Основной идеей является правильно нажатие кнопок показанных на экране под ритм музыки.
  • Ролевые игры. Характерные признаки ролевой игры (англ. Role playing game, RPG):

У главного героя (героев) и других персонажей и врагов (чаще в меньшей степени) присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём убийства других персонажей и врагов, выполнением заданий и использованием этих самых навыков.

Большое количество разных предметов: экипировки, зелий, артефактов и т. д.


У популярных среди пользователей компьютерных игр есть несколько классификаций. Одна из них – наличие или отсутствие персонажа. Персонажи есть в экшнах, РПГ, отдельныех типах стратегий, квестах и др. Есть и стратегии без персонажа, его заменяет сам игрок, который самостоятельно принимает решения и оценивает их последствия, включает логическое мышление для дальнейшего развития игры. Нет персонажей в логических играх и симуляторах.

Эти разновидности имеют определенные преимущества – они не так затягивают игрока, не имеют непрерывной сюжетной линии, которая не дает возможности вовремя остановиться, не оказывают отрицательного влияния на психическое состояние человека. Более того, такие игры включают интеллектуальные задачи, они полезны для развития мозговой активности. Пользуются популярностью ММО игры, в них могут одновременно играть тысячи пользователей.


Особенности разных видов компьютерных игр

Разработчики выпускают все больше новых компьютерных игр. Их можно условно объединить в такие большие группы:

  • квесты – задача заключается в достижении определенной цели, но для ее выполнения необходимо будет провести своего героя (одного или нескольких) через ряд преград;
  • экшн (action) – игрок принимает участие в игре от своего лица: стреляет по целям (шутеры), сражается врукопашную (файтинги), лазает, прыгает, преодолевает препятствие (платформеры). Есть и другие разновидности экшн-игр. Для победы важна быстрота реакции и умение мгновенно ориентироваться в ситуации;
  • ролевые игры или Computer Role-Playing Game, в сокращенном варианте пишутся как CRPG или RPG – это сюжеты, в которых игрок управляет несколькими персонажами, с их помощью осуществляет определенные цели. Особенностью игр является возможность улучшения характеристик персонажей. Здесь существует целый игровой мир, ведется сюжетная линия;
  • стратегии – это ряд игр, в которых важно уметь просчитывать ходы соперника и использовать его слабые стороны. В отличие от игр в жанре экшн, здесь можно не спешить, а хорошо обдумать свои действия и не оставить противнику никаких шансов;
  • логические игры и головоломки – это оригинальные и увлекательные игры на логику самого различного типа. В их основе могут быть физические процессы, как в игре World of Goo, где нужно с помощью шариков гуу построить различные сооружения, и достигнуть цели. Или взаимодействие игрока с порталами, которые позволяют перемещаться в любые места. У логических игр и головоломок есть несколько уровней, с каждым новым уровнем задание усложняется;
  • симуляторы – с помощью таких игр можно почувствовать себя и гонщиков сверхмощного карта, и пилотом сверхзвукового самолета, и астронавтом, покоряющим просторы вселенной;
  • азартные игры на логику – это и различные карточные партии, соревнования в шашках, шахматах, нардах и т.д. Онлайн версии таких игр интересны тем, что в любой момент можно найти себе партнера, выбрать сильного или слабого игрока, оценить свои возможности по рейтинговым местам.

Еще компьютерные игры делятся на две большие группы – те, где имеется возможность выбора или его нет. Есть игры онлайн бесплатно или те, для участия в которых понадобится оплатить игру полностью или частично. К примеру, улучшение качества героев, приобретение для них дополнительно аксессуаров.

Компьютерные игры

Компьютерные игры – это сложные программы, которые служат человеку для обучения или развлечения и рассчитаны на разные возрастные группы. И не секрет, что пик игрушечного производства пришелся именно на пик технологического прогресса середины XX века. В это же время вместе с изобретением компьютеров появились и компьютерные игры. История появления компьютерных игр начинается с 1940 года. Длительное время эти игры были непопулярны по одной простой причине – у людей просто не было компьютеров дома. Уже с 1970 годов начинают появляться аркадные автоматы, игровые консоли и домашние персональные компьютеры.

В 1889 году японец Фусадзиро Ямаути основал первую компанию в мире Marufuku. Фирма занималась производством игральных карт Ханафуда. В 1907 году фирма была переименована в Nintendo Koppai, которая стала самой крупнейшей компанией интерактивных развлечений. Первый прототип компьютерной игры был создан в США, в Технологическом Университете штата Массачусетс. Эта игра получила название Space War и была рассчитана на двух игроков. Суть ее заключалась в том, что два космических корабля должны были сбить друг друга с помощью своих ракет. Однако в те времена игра не получила должного внимания и популярности из-за дороговизны персональных компьютеров и всего, что было с ними связано.

В этот же период были выпущены еще две игры:

  • "Теннис", разработчиком которой был Уильям Хигинботем;
  • "ОХО" (компьютерная версия игры "крестики-нолики"), разработчиком которой стал Санди Дуглас.

Спустя несколько десятилетий, в 1972 году, Нолан Башнелл выпустил всеми известную игру под названием "Pong", сутью которой было удержание мячика на игровом поле с помощью специальных тарелок. Это событие стало поистине одним из самых важных в истории развития компьютерных игр. Далее стали появляться первые игры в жанре бродилок, приключений, гонок и других. Еще через несколько лет была выпущена первая игровая приставка с одной единственной игрой, а затем и ее аналоги с несколькими играми. С тех пор персональные компьютеры и игровые приставки постоянно усовершенствовались, а игры для них становились функциональней, интересней и ярче. Появился целый рынок компьютерной индустрии, который по своим оборотам и вложениям обгонял даже рынок киноиндустрии.

В 1984 году в Росси появилась известная всему советскому народу электронная игра «Ну, погоди». Небольшой планшетик с жидкокристаллическим экраном был произведён под торговой маркой «Электроника ИМ-2» (игра микропроцессорная), помимо игровой функции, данное устройство умело показывать время и работать в качестве будильника. Стоимость данной игрушки составляла 25 рублей. Напомним, что средняя зарплата советских граждан в то время составляла 200 рублей. Данная игрушка является полной копией игры Nintendo EG-26 Egg . Только заграничный волк был заменён на нашего волка из известного мультика, а петух, выглядывающий из домика и спускающий яйца – зайцем. 4 курочки на насестах несут яички, которые скатываются вниз, задача волка – поймать как можно больше яиц. Сначала яйца скатываются медленно, затем скорость увеличивается. Данная игра имела 2 уровня сложности. В игре А яички скатываются одновременно по 3-м насестам, в игре Б – по 4-м.

Сейчас все компьютерные игры мы можем классифицировать по следующим тематикам:

  • Приключенческие. Эти компьютерные игры оформлены как мультфильм с некими интерактивными функциями – возможностью управлять главным персонажем. Такие игры тренируют сообразительность и логическое мышление. Главный герой на своём пути встречает разные предметы, которые помогают ему увеличить свои способности или, наоборот, могут нанести вред. Персонаж попадает в различные приключенческие ситуации.
  • Стратегии. Возможность управлять войском, энергией или иными подобными предметами. Здесь необходимо уметь планировать, рассчитывать свои силы и действовать в зависимости от ситуации. Это достаточно сложные игры, но именно они формируют усидчивость и умение планировать свои действия заранее.
  • Аркады. Это многоуровневые игрушки, перейти к следующему этапу можно только выполнив конкретные задания и получив специальную награду. Для такой игры характерна система баллов, которые получает игрок за прохождение конкретной миссии. Такая игра хорошо развивает глазомер и внимание.
  • Ролевые игры. Здесь ребёнку необходимо управлять целой группой персонажей. Основная цель игры – исследовать окружающий мир и выполнить поставленную задачу, например, отыскать клад. Обычно путь к победе преграждают враги, которых необходимо обхитрить, используя свою смекалку.
  • 3D – Action. Это развлекательные игры, лозунг которых «Победи их всех», не несут в себе никакой образовательной ценности, могут использоваться лишь для того. Чтобы скоротать время.
  • Логические игрушки. Больше интересны детям старшего школьного возраста, достаточно сложные. Основная их цель – развитие логического мышления. Обычно, это какая-то задача или серия головоломок (переставить фигуры или составить рисунок). Последнее время появляется много подобных игрушек и для малышей, которые ставят своей целью – обучение счёту или чтению.
  • Симуляторы. По-другому можно назвать их имитаторами. Игроку предстоит стать водителем автомобиля или капитаном корабля или самолёта. Это весьма реалистичные и красочные игры.

Без ущерба своему здоровью детям разрешается непрерывно сидеть за компьютером и планшетом в течение 15-ти минут, по истечении которых необходимо прерваться и сделать несложные офтальмологические упражнения: посмотреть на кончик носа на 1,2,3,4, а потом устремить свой взгляд вдаль. Необходимо повторять это упражнение 4-5 раз. Сосредоточить свой взгляд на указательном пальце на расстоянии 25-30 см от глаз, потом быстро поднести его к кончику носа.

Сегодня наши дети проводят слишком много времени за компьютером, что говорить про детей. Если жизнь современного взрослого человека сегодня просто немыслима без компьютера. Дети могут проводить за экраном несколько часов в день, а к вечеру становятся из-за этого возбуждёнными и раздражительными. Незаметно нарушается правильный режим дня. По мнению специалистов негативное влияние оказывают на детей развлекательные игры, которые необходимо использовать в меру. Но тем не менее компьютерные обучающие и развивающие игрушки всё же несут в себе определённую образовательную функцию в игровой форме. Игры – это непременные спутники развития человечества с момента его зарождения, когда древние люди в свободное время занимали себя различными предметами: камнями, палками, шкурками и другими. Каждый временной период характеризуется наличием у людей различных игрушек. С развитием технологий усовершенствовались и игрушки.

Компьютерные игры

Компьютерные игры – это сложные программы, которые служат человеку для обучения или развлечения и рассчитаны на разные возрастные группы. И не секрет, что пик игрушечного производства пришелся именно на пик технологического прогресса середины XX века. В это же время вместе с изобретением компьютеров появились и компьютерные игры. История появления компьютерных игр начинается с 1940 года. Длительное время эти игры были непопулярны по одной простой причине – у людей просто не было компьютеров дома. Уже с 1970 годов начинают появляться аркадные автоматы, игровые консоли и домашние персональные компьютеры.

В 1889 году японец Фусадзиро Ямаути основал первую компанию в мире Marufuku. Фирма занималась производством игральных карт Ханафуда. В 1907 году фирма была переименована в Nintendo Koppai, которая стала самой крупнейшей компанией интерактивных развлечений. Первый прототип компьютерной игры был создан в США, в Технологическом Университете штата Массачусетс. Эта игра получила название Space War и была рассчитана на двух игроков. Суть ее заключалась в том, что два космических корабля должны были сбить друг друга с помощью своих ракет. Однако в те времена игра не получила должного внимания и популярности из-за дороговизны персональных компьютеров и всего, что было с ними связано.

В этот же период были выпущены еще две игры:

  • "Теннис", разработчиком которой был Уильям Хигинботем;
  • "ОХО" (компьютерная версия игры "крестики-нолики"), разработчиком которой стал Санди Дуглас.

Спустя несколько десятилетий, в 1972 году, Нолан Башнелл выпустил всеми известную игру под названием "Pong", сутью которой было удержание мячика на игровом поле с помощью специальных тарелок. Это событие стало поистине одним из самых важных в истории развития компьютерных игр. Далее стали появляться первые игры в жанре бродилок, приключений, гонок и других. Еще через несколько лет была выпущена первая игровая приставка с одной единственной игрой, а затем и ее аналоги с несколькими играми. С тех пор персональные компьютеры и игровые приставки постоянно усовершенствовались, а игры для них становились функциональней, интересней и ярче. Появился целый рынок компьютерной индустрии, который по своим оборотам и вложениям обгонял даже рынок киноиндустрии.

В 1984 году в Росси появилась известная всему советскому народу электронная игра «Ну, погоди». Небольшой планшетик с жидкокристаллическим экраном был произведён под торговой маркой «Электроника ИМ-2» (игра микропроцессорная), помимо игровой функции, данное устройство умело показывать время и работать в качестве будильника. Стоимость данной игрушки составляла 25 рублей. Напомним, что средняя зарплата советских граждан в то время составляла 200 рублей. Данная игрушка является полной копией игры Nintendo EG-26 Egg . Только заграничный волк был заменён на нашего волка из известного мультика, а петух, выглядывающий из домика и спускающий яйца – зайцем. 4 курочки на насестах несут яички, которые скатываются вниз, задача волка – поймать как можно больше яиц. Сначала яйца скатываются медленно, затем скорость увеличивается. Данная игра имела 2 уровня сложности. В игре А яички скатываются одновременно по 3-м насестам, в игре Б – по 4-м.

Сейчас все компьютерные игры мы можем классифицировать по следующим тематикам:

  • Приключенческие. Эти компьютерные игры оформлены как мультфильм с некими интерактивными функциями – возможностью управлять главным персонажем. Такие игры тренируют сообразительность и логическое мышление. Главный герой на своём пути встречает разные предметы, которые помогают ему увеличить свои способности или, наоборот, могут нанести вред. Персонаж попадает в различные приключенческие ситуации.
  • Стратегии. Возможность управлять войском, энергией или иными подобными предметами. Здесь необходимо уметь планировать, рассчитывать свои силы и действовать в зависимости от ситуации. Это достаточно сложные игры, но именно они формируют усидчивость и умение планировать свои действия заранее.
  • Аркады. Это многоуровневые игрушки, перейти к следующему этапу можно только выполнив конкретные задания и получив специальную награду. Для такой игры характерна система баллов, которые получает игрок за прохождение конкретной миссии. Такая игра хорошо развивает глазомер и внимание.
  • Ролевые игры. Здесь ребёнку необходимо управлять целой группой персонажей. Основная цель игры – исследовать окружающий мир и выполнить поставленную задачу, например, отыскать клад. Обычно путь к победе преграждают враги, которых необходимо обхитрить, используя свою смекалку.
  • 3D – Action. Это развлекательные игры, лозунг которых «Победи их всех», не несут в себе никакой образовательной ценности, могут использоваться лишь для того. Чтобы скоротать время.
  • Логические игрушки. Больше интересны детям старшего школьного возраста, достаточно сложные. Основная их цель – развитие логического мышления. Обычно, это какая-то задача или серия головоломок (переставить фигуры или составить рисунок). Последнее время появляется много подобных игрушек и для малышей, которые ставят своей целью – обучение счёту или чтению.
  • Симуляторы. По-другому можно назвать их имитаторами. Игроку предстоит стать водителем автомобиля или капитаном корабля или самолёта. Это весьма реалистичные и красочные игры.

Без ущерба своему здоровью детям разрешается непрерывно сидеть за компьютером и планшетом в течение 15-ти минут, по истечении которых необходимо прерваться и сделать несложные офтальмологические упражнения: посмотреть на кончик носа на 1,2,3,4, а потом устремить свой взгляд вдаль. Необходимо повторять это упражнение 4-5 раз. Сосредоточить свой взгляд на указательном пальце на расстоянии 25-30 см от глаз, потом быстро поднести его к кончику носа.

Сегодня наши дети проводят слишком много времени за компьютером, что говорить про детей. Если жизнь современного взрослого человека сегодня просто немыслима без компьютера. Дети могут проводить за экраном несколько часов в день, а к вечеру становятся из-за этого возбуждёнными и раздражительными. Незаметно нарушается правильный режим дня. По мнению специалистов негативное влияние оказывают на детей развлекательные игры, которые необходимо использовать в меру. Но тем не менее компьютерные обучающие и развивающие игрушки всё же несут в себе определённую образовательную функцию в игровой форме. Игры – это непременные спутники развития человечества с момента его зарождения, когда древние люди в свободное время занимали себя различными предметами: камнями, палками, шкурками и другими. Каждый временной период характеризуется наличием у людей различных игрушек. С развитием технологий усовершенствовались и игрушки.

Читайте также: