Компьютерные игры по химии как средство оценивания

Обновлено: 05.07.2024

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.

Игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, функцию коррекции, социализации, самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества). Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные направления реализации игровых приемов:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера можно привести следующие виды игр:

Уроки упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

2. По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

3. По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

4. По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.

5. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний

6. По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.

Цели игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие:развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей

Место игросистемы в курсе химии

Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).

Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.

Игро-система реализует следующие психолого-педагогические задачи:

Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний; раскрытие творческих возможностей учащихся; воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем; взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

При проведении дидактических игр необходимо следовать определенным требованиям:

Соответствие темы игры теме и цели урока

Четкость и определенность цели и направленности игры.

Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.

Все загадки таблицы Менделеева и тайны химических реакций в нашей подборке игр и приложений для изучения химии.

Не так давно мы предложили вашему вниманию 13 игр и приложений для изучения физики. Но это не единственная наука, над популяризацией которой сегодня трудятся разработчики. И, конечно, их внимание не прошло мимо химии – интереснейшей науки о строении веществ, которая обычно вызывает у детей ужас перед непонятными элементами и формулами. Но, кажется, дело, как всегда, в подходе. Возможно, если разнообразить изучение таблицы Менделеева использованием различных игр и познакомить детей с понятием химической валентности с помощью красочного и понятного приложения, то и сам предмет не будет им казаться скучным или недоступным. Так что предлагаем вашему вниманию подборку приложений и игр для изучения химии.


Приложение для знакомства с химическими элементами, о котором однажды английский писатель и актёр Стивен Фрай отозвался следующим образом: «Ради этого приложения стоит купить iPad!». The Elements – это своеобразная база данных основных химических элементов, представленных в виде высококлассных 3D-моделей. Приложение основано на книге «Элементы» Теодора Грея, автора рубрики Gray Matter в журнале Popular Science Magazine, но возможности The Elements выходят далеко за пределы печатного издания.


Для каждого элемента подобран пример, который представлен в виде вращающейся 3D-модели (например, оловянный солдатик – для олова, слиток золота для золота и т.д.), которую можно самостоятельно запускать, переворачивать, увеличивать – в общем, исследовать со всех сторон. Рядом с каждым элементом представлена колонка данных и фактов, детально рассказывающих о его особенностях. Разработчики так характеризуют свой продукт:

The Elements не является приложением-справкой; это богатая и увлекательная история любви к периодической таблице, пересказанная в словах и картинках и позволяющая вам, как никогда ранее, испытать красоту и величество кирпичиков, из которых состоит наша Вселенная.

Многократно признанная одной из лучших программ для изучения химии, The Elements стоит всего лишь $4,99. Приложение можно скачать на iTunes. К сожалению, видео-обзор доступен только на английском, но даже визуального ряда достаточно, чтобы понять, насколько хороша эта программа.

В этом бесплатном приложении вы найдёте трёхмерные модели различных веществ. В Molecules есть несколько режимов визуализации, которые позволяют пользователям вращать модели, изменять масштаб молекулы, увеличивать/уменьшать размер и т.д. Само приложение обладает весьма приличной базой молекулярных моделей, но в то же время у пользователя есть возможность загружать примеры со специализированных сайтов международных хранилищ биологических молекул и их трехмерных моделей. Для этого необходимо в строке поиска ввести название вещества (Water, Gold, Insulin и т.д.). Конечно же, о каждой молекуле и молекулярном соединении здесь представлена исчерпывающая информация: полное название молекулярной структуры (а помните ли вы, что чаще всего вещества называются сокращённо, а полное название обычно известно только специалистам?), количество и виды аминокислот в случае белков, нуклеотидные последовательности для ДНК и РНК, имена исследователей соединения и многое другое. Приложение доступно на iTunes.



Это своеобразная виртуальная химическая лаборатория в вашем мобильном устройстве. Здесь можно проводить опыты с различными веществами и наблюдать самые неожиданные реакции. Как вы понимаете, в виртуальном пространстве можно экспериментировать даже со взрывчатыми и радиоактивными веществами. Результаты опытов моделируются в реальном времени, при этом программа учитывает кучу параметров: состав воздуха, температуру окружающей среды, массу и объёмы смешиваемых веществ и т.д. Чтобы облегчить задачу начинающему химику, в приложении доступна база основных реакций по каждому веществу из таблицы Менделеева. Впрочем, можно «химичить» и открывать свои собственные реакции. Лаборатория Chemist доступна на iTunes, её цена - $4,99. Но есть и бесплатная ознакомительная версия.

Думаете, ещё одна химическая лаборатория? Не угадали! Chem Lab – это забавный тест, который проверит ваше знание базовых химических формул. Пользователю предлагается выполнить поочерёдно 5 заданий (перетянуть в пробирку нужные элементы для получения газа или соединить подходящие вещества и т.д.). В конце экспериментов показываются требуемые результаты по каждому заданию и сравниваются с вашими достижениями. Будьте осторожны – при неудачной реакции может что-нибудь взорваться или загореться. Конечно, работа в приложении безопасна, но взрыв как минимум говорит о том, что в реальности не стоит повторять подобный опыт. Приложение есть в App Store и стоит всего лишь $0,99.



Ещё один инструмент для изучения химии, который позволяет знакомиться с активностью элементов, изучать окислительно-восстановительные реакции, решать задачи по химии, получать конечные продукты реакции и уравнивать коэффициенты. В приложении есть описание реакций более полутора тысяч химических соединений. Интерфейс приложения предельно прост, впрочем, как и работа в нём: для реакции достаточно выбрать из таблицы необходимые элементы и соединить их. Приложение можно скачать в Google Play бесплатно.



Это приложение, которое позволяет без лишнего труда рисовать формулы органических соединений. Но, как отмечают пользователи, в программе невозможно описывать и изображать полноценные реакции, так что MolPrime+ можно пока использовать только в качестве редактора формул. Кстати, своими достижениями в приложении легко делиться с друзьями через твиттер и электронную почту, так что можно соревноваться в мастерстве. MolPrime+ легко скачать с iTunes.


Ещё одна база данных химических элементов с коллекцией изображений молекулярных структур и последовательностей реакций. В программу встроено больше 600 последовательностей, для каждой из которых есть дополнительные задания и тесты. Приложение доступно бесплатно в App Store и в Play Mаrket.


Бесплатное приложение на русском языке, которое включает всю таблицу Менделеева, поиск по всевозможным реакциям и таблицу растворимости химических элементов. Для особенно требовательных пользователей в приложение встроен калькулятор молекулярных масс, так что «Химия» - это простой и незаменимый инструмент для всех, кто занимается изучением этой науки. Его можно скачать бесплатно в iTunes.


Это не приложение и не игра. Periodic table of videos – это ресурс, на котором размещена серия весёлых и экстремальных видео с химическими опытами, подготовленных учёными Ноттингемского университета. В главной роли – известный в Великобритании профессор химии Мартин Полякофф, который прославился своими исследованиями в области зелёной химии, инфракрасной спектроскопии и сверхкритических флюидов.


Обладая всеми чертами «безумного профессора», Мартин Полякофф в занимательной и доступной форме рассказывает о секретах химии, иллюстрируя свои слова весьма характерными опытами. Как, например, в этом видео, где профессор рассказывает о том, почему взрываются водородные пузыри при соприкосновении с раскалёнными предметами.

Это уникальное приложение разработано командой инженеров-химиков как для профессионалов, так и для студентов. В приложение встроена база данных более тысячи промышленных и лабораторных химических веществ, конверторы температуры, давления, длины, площади и времени, а также специальные инструменты для решения задач гидродинамики и расчётов горения топлива. Кроме того, здесь представлены физические характеристики для тысячи различных соединений и элементов, включая показатели плотности, давления, теплоёмкости, вязкости. Программа позволяет делать быстрые расчёты уравнений состояния Пэнга-Робинсона, уравнений состояния газа Ван-дер-Ваальса и других.


В Chemical Engineering также представлено множество электронных таблиц, графические инструменты со встроенными калькуляторами, данные различной статистики и многое-многое другое. Впечатляющий инструмент для тех, кто чувствует себя в науке о химии как рыба в воде. Всё это богатство на iTunes стоит всего лишь $0,99.


Победитель конкурса Автор — Наговицына Ирина Сергеевна, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абакана, Республика Хакасия

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу 8 класса.
  • Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.

Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – учащиеся старших классов. Игру проводит ведущий.

Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры. Сбор домашнего задания с каждой команды (кроссворды нумеруются для последнего конкурса).

Девиз мероприятия: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов).

II. Проведение конкурсов

Конкурс «В стране химических загадок»

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

  1. Газ – ненужный нам отброс –
    В поле в пищу перерос. (Углекислый газ).
  2. Он безжизненным зовется,
    Но жизнь без него не создается. (Азот).
  3. По прозванью инвалид,
    Но крепок в деле и на вид. (Хром).
  4. Получишь газы из воды,
    Смешаешь вместе – жди беды. (Гремучая смесь из водорода и кислорода).
  5. В воду шел и чист и бел,
    Окунулся – посинел. (Сульфат меди (II)).
  6. Порознь каждый ядовит,
    Вместе – будит аппетит. (Хлорид натрия).
  7. Расставьте их так, чтоб стали словами:
    Первое слово – фигура одна,
    Всего в ней, заметьте, четыре угла.
    Слово второе сумейте собрать –
    Красно-бурую жидкость
    Вам надо назвать. (Бром).
  8. Хранят обычно в керосине,
    И бегает он по воде,
    В природе, помните отныне,
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть везде возможно,
    Желтеет пламя от него,
    И получить из соли можно,
    Как Деви получил его. (Натрий).

Конкурс «Угадай-ка»

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32

число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4

атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79

число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.

Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

Конкурс «Химическая викторина»

На проекторе воспроизводятся по очереди вопросы для викторины, на обдумывание одного вопроса командам даётся 2-3 минуты, по истечении времени, принимаются ответы команд, за правильный ответ даётся 2 балла.

Вопросы для викторины:

  1. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого ученого в науке? (М.В. Ломоносов. Он ввёл понятие о молекулах и атомах, ввёл взвешивание, разработал способ изготовления цветного стекла, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии и др).
  2. Какой химический элемент и какому химику помог открыть кот? (В 1811 году французским химиком Куртуа был получен свободный йод. Произошло это так. У Куртуа были приготовлены в двух разных бутылках смеси веществ. В одной – серная кислота с железом, в другой – зола морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опыта сидел кот. Вдруг кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости смешались и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод).
  3. Названия, каких химических элементов связаны с географией их открытия? (Скандий – Скандинавский полуостров; медь – остров Кипр; галлий – Галлия; рутений – Россия; гафний – Копенгаген; тулий – Скандинавия; лютеций – Париж; полоний – Польша; франций – Франция; америций – Америка; калифорний – Калифорния).
  4. В состав, какого металла входит дерево? (Никель).
  5. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
  6. Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

Конкурс «Кто быстрее?»

Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступку.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

Конкурс «Вещества потерялись»

На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.

Соли

Основания

Кислоты

Оксиды

Конкурс «Кто больше?»

На доске закреплены карточки с различными знаками. Командам, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам (формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название –2 балла. На выполнение задания 5–7 минут.

Варианты карточек:

Конкурс химиков

Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Ученику выдается лабораторная карточка. Но на столе помимо указанных реактивов еще будут стоять «левые» реактивы, и все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний ученика. Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно – 5 баллов.

Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.

Конкурс «Индикаторный мини-квест»

Мини-квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде – 1 балл.

1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.

Например:

  • 1 команда: лакмус + гидроксид натрия= синий цвет;
  • 2 команда: метиловый оранжевый+серная кислота = малиновый цвет;
  • 3 команда: фенолфталеин+гидроксид натрия = малиновый цвет;
  • 4 команда: лакмус+хлорид натрия = фиолетовый цвет;

2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.

Примеры опытов:

  • 1 команда: к раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту (происходит выделение газа);
  • 2 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);
  • 3 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);
  • 4 команда: к раствору сульфата меди прилить гидроксид натрия (выпадает голубой осадок);

3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда, которые приготовили ученики дома.


Победитель конкурса Автор — Наговицына Ирина Сергеевна, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Абакана, Республика Хакасия

Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу 8 класса.
  • Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.

Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – учащиеся старших классов. Игру проводит ведущий.

Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры. Сбор домашнего задания с каждой команды (кроссворды нумеруются для последнего конкурса).

Девиз мероприятия: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов).

II. Проведение конкурсов

Конкурс «В стране химических загадок»

Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.

  1. Газ – ненужный нам отброс –
    В поле в пищу перерос. (Углекислый газ).
  2. Он безжизненным зовется,
    Но жизнь без него не создается. (Азот).
  3. По прозванью инвалид,
    Но крепок в деле и на вид. (Хром).
  4. Получишь газы из воды,
    Смешаешь вместе – жди беды. (Гремучая смесь из водорода и кислорода).
  5. В воду шел и чист и бел,
    Окунулся – посинел. (Сульфат меди (II)).
  6. Порознь каждый ядовит,
    Вместе – будит аппетит. (Хлорид натрия).
  7. Расставьте их так, чтоб стали словами:
    Первое слово – фигура одна,
    Всего в ней, заметьте, четыре угла.
    Слово второе сумейте собрать –
    Красно-бурую жидкость
    Вам надо назвать. (Бром).
  8. Хранят обычно в керосине,
    И бегает он по воде,
    В природе, помните отныне,
    Свободным нет его нигде.
    В солях открыть везде возможно,
    Желтеет пламя от него,
    И получить из соли можно,
    Как Деви получил его. (Натрий).

Конкурс «Угадай-ка»

Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.

Определите химический элемент:

1. атомная масса = 32

число нейтронов = 16.

2. число протонов = 17.

3.высшая степень окисления = +4

атомная масса =119

4. элемент 3 периода II А группы.

5. элемент IV B группы, атомная масса = 91.

6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15.

7. атомная масса = 79

число нейтронов = 45

8. число электронов = 24.

Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.

Конкурс «Химическая викторина»

На проекторе воспроизводятся по очереди вопросы для викторины, на обдумывание одного вопроса командам даётся 2-3 минуты, по истечении времени, принимаются ответы команд, за правильный ответ даётся 2 балла.

Вопросы для викторины:

  1. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого ученого в науке? (М.В. Ломоносов. Он ввёл понятие о молекулах и атомах, ввёл взвешивание, разработал способ изготовления цветного стекла, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии и др).
  2. Какой химический элемент и какому химику помог открыть кот? (В 1811 году французским химиком Куртуа был получен свободный йод. Произошло это так. У Куртуа были приготовлены в двух разных бутылках смеси веществ. В одной – серная кислота с железом, в другой – зола морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опыта сидел кот. Вдруг кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости смешались и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод).
  3. Названия, каких химических элементов связаны с географией их открытия? (Скандий – Скандинавский полуостров; медь – остров Кипр; галлий – Галлия; рутений – Россия; гафний – Копенгаген; тулий – Скандинавия; лютеций – Париж; полоний – Польша; франций – Франция; америций – Америка; калифорний – Калифорния).
  4. В состав, какого металла входит дерево? (Никель).
  5. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
  6. Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

Конкурс «Кто быстрее?»

Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.

Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступку.

Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик.

Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан.

Конкурс «Вещества потерялись»

На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.

Соли

Основания

Кислоты

Оксиды

Конкурс «Кто больше?»

На доске закреплены карточки с различными знаками. Командам, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам (формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название –2 балла. На выполнение задания 5–7 минут.

Варианты карточек:

Конкурс химиков

Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Ученику выдается лабораторная карточка. Но на столе помимо указанных реактивов еще будут стоять «левые» реактивы, и все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний ученика. Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно – 5 баллов.

Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.

Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.

Конкурс «Индикаторный мини-квест»

Мини-квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде – 1 балл.

1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.

Например:

  • 1 команда: лакмус + гидроксид натрия= синий цвет;
  • 2 команда: метиловый оранжевый+серная кислота = малиновый цвет;
  • 3 команда: фенолфталеин+гидроксид натрия = малиновый цвет;
  • 4 команда: лакмус+хлорид натрия = фиолетовый цвет;

2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.

Примеры опытов:

  • 1 команда: к раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту (происходит выделение газа);
  • 2 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);
  • 3 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);
  • 4 команда: к раствору сульфата меди прилить гидроксид натрия (выпадает голубой осадок);

3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда, которые приготовили ученики дома.

Читайте также: