La16558c1 microlab usb подключение

Обновлено: 07.07.2024

В стандартный комплект поставки акустической системы входят:

  • усилитель;
  • два сателлита;
  • пульт дистанционного управления (с двумя элементами питания типа ААА);
  • комплект из четырёх кабелей для коммутации (2хRCA(тюльпан)-на-2xRCA, 2xRCA-на-3,5" миниджек (MiniTRS) и два акустических кабеля длиной 1,8 м, для соединения сателлитов с усилителем);
  • гарантийный талон;
  • инструкция по эксплуатации;
  • упаковка.

Паспортные технические характеристики:

Мощность70 Вт (35x2)
Диапазон частот40 Гц . 20 кГц
Соотношение сигнал/шум65 дБ
Разделение каналов40 дБ
Динамики6,5" + 1"
Размеры сателлита (ДxШxВ), мм245x225x325
Размеры усилителя(ДxШxВ), мм315x90x252

Внешний вид

Логично, что серия с маркировкой Pro должна, как минимум, по внешнему виду не сильно отличаться от профессиональной акустики. И действительно, дизайн выполнен скорее в стиле акустических систем для Hi-Fi аудио или студийных мониторов ближней зоны, чем в стиле мультимедийных компьютерных колонок.

Усилитель, выполненный как отдельное устройство, имеет форму вертикально-ориентированного параллелепипеда. Металлический корпус окрашен в чёрный цвет.

На лицевой панели, выполненной из чёрного пластика, в верхней части расположена панель с красным сегментным индикатором. Он отображает информацию о включённом входном канале и уровне громкости, а также регулировку тембра и баланса. Помимо индикатора, на этой панели есть 6 светодиодов для отображения разных режимов работы усилителя.

Под окном индикации, в центральной части лицевой панели, располагается кнопка селекторов входа «INPUT SEL», под ней - большая ручка «MASTER VOLUME», а еще ниже - кнопка влючения питания «POWER».

На задней панели усилителя, в верхней части, расположены разъёмы RCA для подключения двух внешних источников звука «INPUT 1» и «INPUT2», а в нижней - клеммы подключения сателлитов.

Отделка пассивных двухполосных сателлитов выполнена под тёмное дерево. Лицевая часть закрывается съёмными чёрными декоративными передними панелями с логотипом microlab в нижней части. Под ней находятся динамики в окантовке из серебристого пластика. Эта окантовка в сочетании с жёлтым диффузором средне/низкочастотного динамика придаёт системе оригинальный вид, и напоминает о белых динамиках студийных Yamaha NS. На задней панели, в верхней части находится выходное отверстие фазоинвертора, а в нижней - клеммы для подключения к усилителю.

Установка

Сателлиты имеют большие размеры и поэтому, скорее всего, места для них на вашем столе не окажется. Однако стоит помнить, что правильный стерео баланс достигается при установке системы на уровне головы слушателя, по правилу равностороннего треугольника. Поэтому не стоит ставить их на разной высоте и разном расстоянии от вас.

Коммутация

Подключение компонентов системы между собой и к внешним источникам звука не вызывает никаких проблем. Акустическими кабелями соединяются клеммы, расположенные на задних панелях сателлитов и усилителя: «золотым» проводником к клемме «+» (красная) и «серебряным» к «–» (чёрная).

Клеммы сателлитов и клеммы усилителя

Проводом «миниджек»-«тюльпаны» соединяем линейный выход звуковой карты компьютера и разъёмы INPUT 1 входов AUDIO INPUT на задней панели усилителя, а ко второму входу (INPUT 2) вторым комплектным кабелем можно подключить любой другой внешний источник звука (CD, MD или MP3-плеер, магнитофон, тюнер и т.д.).

Разъёмы усилителя для подключения внешних источников звука

Управление

Включение усилителя осуществляется кнопкой POWER, после чего усилитель переходит в режим Stand-By (загорается красный светодиод POWER в левом вернем углу дисплея). В рабочий режим усилитель переходит при повороте MASTER VOLUME (диод гаснет и включается сегментный индикатор). Выбор источника звука осуществляется кнопкой INPUT SEL, при этом на левой части сегментного индикатора показания меняются с PC (включённый вход INPUT 1), на AU (вход INPUT 2). Правая часть индикатора показывает уровень громкости (0…80).

Дисплей усилителя во включённом состоянии

Остальные параметры регулируются только с пульта дистанционного управления. Кнопка INPUT SEL дублирует аналогичную на усилителе. Кнопки VOLUME – и VOLUME + аналогичны регулятору MASTER VOLUME. Кнопка ST-BY не только включает рабочий режим, но и переводит его обратно в «спящий». При отключении звука кнопкой MUTE в правой части дисплея начинает мигать одноимённый зелёный светодиод. Кнопкой 3D включается режим тонкомпенсации и загорается зелёный диод внизу дисплея. Кнопками BALANCE-R и BALANCE-L регулируется стереобаланс между левым и правым сателлитом, при этом загорается зелёный диод BALANCE внизу дисплея, а на сегментном индикаторе отображаются значения панорамирования (в левой для левого L1…L9, в правой для правого R9…R1, соответственно). Высокие частоты регулируются кнопками TREBLE+ и TREBLE– (-7…07), загорается зелёный диод TREBLE, а низкие – BASS+ и BASS– (-7…07), светодиод BASS.

Пульт дистанционного управления

Звучание

Из графика АЧХ, построенного с помощью программы RightMark, видно, что система звучит достаточно ровно (неравномерность ± 6 дБ, небольшой «падение» между 800 и 900 Гц) в диапазоне от 60 Гц до 20 кГц. На 50 Гц имеется резкий «провал» приблизительно на 16 дБ.


Во многих акустических системах не раскрыт потенциал и звучание зажатое. Обычно это касается экономии на деталях кроссовера, на динамиках. В двухполосных системах качество звука сильно зависит от качества твитеров.

Для начала обрабатываем кисточкой два-три раза именно тонким слоем с перерывом в пару часов все подвесы динамиков проверенной спецжидкостью Doctor Wax DW5343 или Liqui Moly 1538 "Gummi-pflege" — это улучшает микродинамику и защищает подвесы от затвердения и растрескивания.
Подвес динамика — это выгнутый ободок по самому краю динамика. Сам диффузор (выпуклый у твитера и вогнутый конусный у мида) обрабатывать нельзя!
Для мид-динамиков после обработки через минут 5 аккуратно надавливаем на центральный колпачек диффузора четырьмя пальцами глубоко и отпускаем несколько раз, разминая задубевшие подвесы. Подвесы твитеров обрабатывать обязательно плоскостью кисточки по краю диаметра, заметно улучшается детальность ВЧ!
Самая лучшая жидкость для поролоновых и тканевых подвесов — Doctor Wax DW5343, для резинового подвеса сабвуфера можно использовать Liqui Moly 1538, но он хуже. В идеале обрабатывать и с внутренней стороны тоже.
Если у вас бумажный диффузор, то сам диффузор можно обработать пропиткой Diffusor CHITIN
Акустический дешевый алюминиевый кабель из комплекта сразу заменяем на неокисляющийся из бескислородной меди луженый с множеством мелких жил SCT-25-1.50, акуст.кабель 2х1.50мм кв.c басжилой, луж., желт-прозр.. От 15 м. он стоит 78 руб за метр.
Для фронтальных колонок и центра можно взять большего сечения SCT-25-2.50, акуст.кабель 2х2.50мм кв.c басжилой, луж., желт-прозр.. От 15 м. он стоит 120 руб за метр.
Черная полоса на нем — это минус, а на соседней жиле направление надписи и стрелки ->->-> указывают направление от усилителя к колонкам и подключается к плюсу.
Качественный кабель необходим, так как при высоком коэффициенте демпфирования (низком выходном сопротивлении усилителя) сопротивление кабеля и разъемов начинает играть значительную роль. Например, для кабеля длиной 2 м сопротивление 0,05 Ом — вполне пристойный показатель. Но для усилителя с выходным сопротивлением 0,01 Ом демпинг-фактор на нагрузке 4 Ом с таким кабелем снизится с 400 до 66 (а со 100 — до 44)!
Коэффициент демпфирования (Damping Factor) — отношение сопротивления динамика к выходному сопротивлению усилителя (+ сопротивление кроссовера + сопротивление проводов). Хороший: 70-100 и выше.
Kd = R / r0 (+ сопротивление кроссовера + сопротивление проводов)
Низкое выходное сопротивление усилителя позволяет бороться с паразитными напряжениями, которые возникают в динамических головках при движении катушки в магнитном поле.
Вот еще почему акустика 8 Ом звучит качественнее, хоть и тише акустики на 4 Ом — демпинг-фактор получается выше:
Kd = 4 Ом / 0,04 Ом = 100
Kd = 8 Ом / 0,04 Ом = 200

Доработка кроссовера колонок microlab

Колонки из наборов microlab A-H200, A-H500D, H-220, H-500D, H-600, H-510, H-200 одинаковы по начинке — они неплохие, но маленькие и с кривым кроссовером внутри, из-за которого образуется большой провал на средних частотах и звучание получается зажатое и глухое.
Зато твитеры ML-010610G-01 6 Ом 60 мм внешний диаметр и 25 мм купол в этих колонках оказались на удивление очень хорошими — копия Vifa, они намного лучше чем более крупные из серии microlab Pro 3 ML-010620G-03 6 Ом 60 мм внешний диаметр и 30 мм купол — они вообще глухо звучат, их лучше сразу менять.
Данная доработка подойдет многим колонкам microlab, так как кроссоверы у них практически везде одинаковые. Это видно на фото в других мои статьях:
Доработка акустической системы Microlab Pro 3
Доработка современной системы Microlab H-500D
Китайские инженеры сэкономили на конденсаторах и расчетах.


АЧХ отдельно мида и твитера без кроссовера (зеленая линия) и с ним (белая линия) динамиков и суммарная АЧХ до твика (белая) и после (красная линия)

Замерил индуктивность катушек мультиметром Mastech MS8269.
В родном фильтре СЧ катушка рассчитана на раздел где-то с 1,8 кГц, а конденсатор с 4,5 кГц на динамики 6 Ом. Вместе получается 3 кГц, но фиговые.
СЧ нужно резать не выше 2 кГц, так как выше очень сильная нелинейность АЧХ СЧ динамика.


0,7 Ом/дБ, то есть каждые 0,7 Ом дают ослабление чувствительности головки на 1 дБ, но не подавит резонанс твитера!
Как меняется АЧХ после конденсатора и как сглаживает её параллельный шунтирующий резистор можно почитать здесь: О бедной пищалке замолвите слово
Как видим по графику, без резистивного делителя L-Pad будет горб на АЧХ ниже частоты раздела. Главное соблюдать тональный баланс, чтобы звучание не стало глухим или излишне ярким!

Итого порядка 1500 руб. на 1 колонку

Качество первого конденсатора в цепочке намного важнее второго, его желательно пленочный ставить! Второй можно поставить электролит ELNA Silmic II 10 мкФ 100V, он хоть и полярный, но допускает 30% обратного напряжения. И его ставить можно только на ВЧ. В НЧ лучше Nichicon KZ.
Если хочется плавной характеристики, то поставить кондеры 4,7 и 14 мкФ соответственно, но тогда не выправится провал на 3-4 кГц, так как при нашей аппроксимации по Чебышёву горб на АЧХ выше раздела его выправил.

По конденсаторам есть лагерь mundorf и есть лагерь jantzen. Первые дают более глубокий тёплый звук, а вторые точнее и ярче звук. Audiocore — более дешевые аналоги jantzen, делают на той же фабрике.

СЧ теперь срезается на 1,8 кГц сверху, а ВЧ на 2,6 кГц снизу вместо 3 и 4,5 кГц соответственно. В промежутке они все равно вместе играют.
АЧХ стала явно ровнее. Раньше был сильный провал на 3-4 кГц.

Внутрь колонок на заднюю стенку над фазиком желательно вложить вдвое сложенный распушенный лист 1см синтепона, либо можно обклеить битопластом 1 см на клеевой основе для авто (поролон, пропитанный битумом, чтобы не гнил).

Колонки заиграли на порядок лучше. До этого звук очень глухой был и провалены СЧ. Сейчас все ровно и чётко. Середина повысилась, ВЧ стали намного чище. Звук с Цобелем и L-pad кардинально улучшился. Звучание прозрачное. С сабом теперь звучат почти как дорогие напольники. Замена последовательного аттенюатора на Г-образный позволила разгрузить динамик от негативного влияния частоты основного резонанса и уменьшить искажения и получить более качественный звук.
Раньше на частоте 1-3 кГц горб был, а на частоте 3-4 провал. Горб 1-3 выправился смещением частоты раздела вниз и L-pad-ом. А провал на 3-4 выправился Чебышёвым. Потом там ещё горб был выше от влияния СЧ динамика, он выправился тоже смещением частоты раздела вниз, плюс Цобелем немного.
Если колонки стоят близко к стене, то лучше закрыть трубки фазоинверторов. С закрытыми звук более чистый на средних и басы более разборчивые. Можно именно на выходе фазиков (чтобы не терять полезный объем) заткнуть ватными дисками.


Доработанный кроссовер H-200 вместе с резисторами L-Pad и цепью Цобеля прямо на клеммах СЧ динамика


С обратной стороны платы кроссовера видны дополнительные конденсаторы к имеющимся 4,7 мкФ и перемычка на имеющемся резисторе 4,7 Ом

Цепь Цобеля понижает сопротивление системы на высоких частотах (выше частоты, которую должен играть динамик), компенсируя повышение импеданса динамика на высоких частотах, и сглаживая АЧХ на переходе от средних к высоким (где работают оба динамика, СЧ и ВЧ).
Для СЧ динамика, который играет до 3 кГц, цепь Цобеля должна работать выше 3 кГц.
При импедансе системы 13,5 Ом (динамик 6 Ом + резистор в цепи Цобеля 7,5 Ом), конденсатор 3,3 мкФ даёт частоту начала работы цепи Цобеля как раз 3,5 кГц (при 2,2 мкФ — 5,3 кГц). Но если хочется, чтобы начинала работать с 2,5, то можно поставить кондер 4,7 мкФ. Больше ставить не стоит, так как будет снижать чувствительность системы на СЧ.
Индуктивность для расчёта цепи Цобеля второстепенна, если известна АЧХ динамика: там где у динамика начинается неравномерность АЧХ на высоких частотах, там и должна начинать работать цепь Цобеля. Фактически цепь Цобеля — это обычный фильтр низкой частоты \ первого порядка. Только в нагрузку к динамику ещё и доп.сопротивление вешается последовательно из расчета 1,25-1,4 * R динамика. То есть считаем частоту среза фильтра первого порядка на 3,5 кГц для указанной ёмкости и сопротивления нагрузки, равного сумме сопротивлений динамика и доп.сопротивления в цепи Цобеля.
Резистор задаёт силу коррекции, чем он меньше, тем сильнее коррекция.
Конденсатор задаёт частоту, с которой Цобель начинает работать. А частота эта зависит от зависимости сопротивления динамика от частоты. Где рост начинается, там и должен начать работать Цобель.
Чтобы точно рассчитать, нужно знать график зависимости сопротивления динамика от частоты.

Самая хорошая проверка для колонок — это джаз. Саксофон звучит на плохих колонках вообще как дудка какая-то и если есть неравномерность АЧХ, то постоянно гуляет по уровню. Плюс ещё в джазе обычно есть женский вокал, для дополнительной проверки средних на вшивость. Обычно джаз отлично звучит только на больших напольниках с отдельным динамиком СЧ (типа Celestion F30), либо на акустике дороже 60тыс+. Иначе саксофон полностью искаженный. При сравнении с твикнутым микролабом получилось непонятным образом, что они середину играют так же качественно, как и хорошие напольники. А верхи даже временами приятнее, конечно, если громкость слишком не задирать. В шоке)

Эти кроссоверы можно использовать и в других двухполосных колонках
Для 4 Ом мидов нужно C3 18 мкФ, L2 0,7 мГн (можно просто сердечник вытащить и померить, должно как раз совпасть), если катушку не менять, то оставить 12 мкФ — начинаться ослабление будет плавнее, с более низкой частоты, и в более резкий спад переходить на более высокой.
На ВЧ для твитеров 4 Ом: C1 = 10 мкФ (обязательно плёнка), C2 = 22 мкФ (можно электролит) тогда катушку можно не менять.
Для 8 Ом твитеров: C1 = 6,8 мкФ, C2 = 8 мкФ.

Обычные полярные электролиты звуковых серий типа ELNA Silmic II 100V 10 uF или Nichicon KZ звучат лучше биполярных. Биполярные электролиты немного размазывают звук и добавляется эхо.


Со вторым порядком фильтра для 4 Ом твитера нужен конденсатор на 14 мкФ (Чебышёв) или 12 мкФ (Баттерворт), частота среза = 2,4 кГц.
L-Pad нужно считать в зависимости от соотношений чувствительностей СЧ и ВЧ головок (на сколько дБ нужно понижать ВЧ, обычно на -4-5 дБ — 1,5 Ом последовательно и следом 6,8 Ом в параллель твитеру)
Цобель: 5 Ом, 4,7-8,2 мкФ


Доработка предусилителя Microlab A-H200

Акустическая система мультимедийного топ уровня Microlab A-H200 является вершиной китайской компактной 2.1-акустики для компьютера и не только.
Сейчас продается только модель H-200 без приставки А, с внешним дисплеем и пультом, но в ней слабая усилительная часть на 2 стереомикросхемах TDA7265. Производитель вложился в пульт и дисплей, сэкономив на начинке: на саб используется одна TDA7265 в мостовом включении, этого мало. Намного лучше реализовано в Microlab H-500D, которую получилось отлично твикнуть — там используется мощная TDA7294 для саба от отдельной обмотки транса. Последнюю модель H-200 я изначально купил новой в 2012 году и понял что это не та система, которая получила награду «Лидер класса» за наиболее качественное звучание среди 2.1 моделей, хотя внешне и похожа. Когда стал ее дорабатывать то увидел, что потенциала в ней мало — слабая начинка и дешевые ОУ, но все же выжал тогда максимум и из нее.
Существует аналог A-H200 — это Microlab H-220— разница во внешнем виде колонок и в чуть менее качественных ОУ 4558 вместо отличных ОУ NE5532 и других микросхемах УНЧ.
Позже в 2013 году нашел на авито ту самую microlab A-H200 за 1500 руб. с неработающим одним каналом как выяснилось из-за трещины в дорожке регулятора громкости и быстро починил, а позже поэтапно доработал (твикнул), а прошлую систему после этого продал. При включении этой системы сразу было слышно что звучит она более чисто и мощно, в ней нет заметного шипения (белого шума) в тишине. Особенно заметно качество высоких частот — они кристальные, как у Hi-Fi аппаратуры.
Сейчас эта доработанная система отлично озвучивает кухню и радует радио от Яндекс музыки и эфиром Авторадио от смартфона без проводов через блютуз приёмник aptX на хорошем чипе. Сателлиты прикрепил к стене, а саб стоит под стулом — очень компактно и не занимает полезное место. Позже сателлиты заменил на яйка KEF HTS 2005. Всё вместе (предусилитель, УНЧ в сабе) включается/выключается одной кнопкой на доработанном сетевом фильтре-удлинителе Pilot-GL.
Звук очень чистый и качественный даже без поправки на то, что это мультимедийная система!

Изначально не хватало только уровня и детальности высоких частот, нормальной середины, глубины и громкости (звучности) сабвуфера — он звучал высоко и жестковато. Также в звучании присутствовала зажатость. Потенциал системы чувствовался и его удалось полностью раскрыть.

Доработка в-основном касается блока предусилителя и кроссовера колонок, так как УНЧ в сабвуфере сделан достаточно качественно.
Очень заметный результат дает доработка кроссовера колонок. Звучание становится открытым! Можно начать с этого, чтобы сразу получить заметный результат.
В сабвуфере стоит чуть менее мощный, чем в Microlab A-H500D на 6А тороидальный трансформатор 2х22В 4,5А (после выпрямителя с двумя емкостями по 6800 мкФ (*1,35 вместо 1,41 из-за обрезания верхушек синусоиды в сети) = +-30 В, а это уже дает хороший уровень усиления с честными 40 Вт), мощный усилитель на 3-х качественных мономикросхемах LM3886TF (THD+N < 0,01%) — две на колонки и одна на сабвуфер. Колонки содержат кроссоверы 3-го порядка на твитер и второго на мидвуфер благодаря чему дают хорошее разделение частот и чистый звук.
Никакие доработки типа замены проводов, наполнения синтепоном и т.д. не дадут такого эффекта, как правильная доработка схемотехники предусилителя и кроссовера.

Для определения емкости конденсаторов смотрим таблицу Кодовая маркировка конденсаторов тремя цифрами

Можно взять наушник, минус подключить на массу на плате, а плюсовой провод через щуп-иглу соединять по пути сигнала в промежуточных точках и найти где сигнал идет, а где прерывается. Этот метод позволяет быстро находить ошибки монтажа.

1. Чистка питания, добавление пленочных конденсаторов Epcos в выпрямителе
Пленочные конденсаторы работают намного лучше электролитов на частотах выше 5 кГц, тем самым лучше гасят наводки, поэтому припаиваем их параллельно электролитам (шунтируем).
В блоке питания предусилителя заменяем C5 и C6 с выходов стабилизаторов IC5 7815 и IC6 7915 на 100 мкФ 25В вместо 10 мкФ (так как они подсыхают и теряют емкость от горячих стабов), впаиваем им в параллель пленочные конденсаторы на 1 мкФ EPCOS К73-17, 63 В, POLYESTER BOXED. Так как здесь питание стабилизированное, то 16-ти вольтовые конденсаторы использовать нельзя! Или на 25 вольт, или выше.
К тому же в моей плате не были впаяны керамические С7 и С8, теперь понятно почему при выключении был писк. Все большие электролиты: С1, С2 ну и С5, С6 шунтируем (припаиваем параллельно) пленочными конденсаторами 1 мкФ EPCOS К73-17, 63 В, POLYESTER BOXED.
Диоды и стабилизаторы отгибаем пальцами подальше от конденсаторов, чтобы конденсаторы не деградировали и не выходили из строя от их тепла. Свиваем тройные провода в косички, двойные скручиваем по часовой стрелке, провода питания и провода сигнала разносим подальше друг от друга.
Этим мы убираем белый шум, а так же писк и щелчок при выключении.

Favorite

В закладки

Сделай сам. Как подключить 5.1 акустику к любому устройству

Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым.

Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать.

Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с цифровым выходам HDMI/Toslink, популярному USB или использовать стереовыход? Или, как преобразовать многоканальный цифровой аудиосигнал в многоканальный аналоговый?

Настоящий и «виртуальный» многоканальный звук


Настоящая многоканальная аудиодорожка выводит голос в центральный канал, эффекты и музыка — в тыловые и фронтальные колонки. Либо — в соответствии с распределением при записи (в некоторых стандартах многоканального звука).

«Виртуальное» многоканальное аудио распределяется в соответствии с спектральной характеристикой воспроизводимого звука. Программные и аппаратные средства разбирают сигнал на компоненты по заранее определенным алгоритмам, и распределяют звуки вокруг точки прослушивания, создавая объемное звучание.

Способ 1. Не жалеем средств на качественный звук

multichannel-06


Проще всего — купить многоканальный ресивер под свои предпочтения и нужды. Самый простой, самый эффективный. И самый всеядный.

multichannel-03

Покупка даст разнообразные интерфейсы ввода-вывода для видео- и аудиосигнала, сможет самостоятельно декодировать файлы и станет центром домашней развлекательной системы. Всегда можно подобрать модель с необходимым количеством подходящих входов — и RCA в ресиверах живее всех живых.

Современные ресиверы поддерживают улучшенные алгоритмы распределения звука, в том числе Dolby Atmos, который умеет раскидывать любое число дорожек на любое число динамиков с учетом акустических свойств помещения.

Недостаток решения — стоимость. Она начинается от 10 тысяч рублей за б/у и от 30 тысяч за ресивер с поддержкой Dolby Atmos.

К тому же, ресиверы обладают внушительными габаритами. Хорошо, если место и интерьер позволяют. А если нет?

Способ 2. (Digital) Optical -> Multichannel Analog

multichannel-09


Ради этого статья и затевалась. Мне часто задают вопросы вида: «Как подключить мой домашний кинотеатр к новому телевизору? У него нет аналоговых аудиовыходов!».

multichannel-05

У моего DEXP есть только двухканальный мини-джек и оптический Toslink. На время до покупки новой акустики старый комплект 5.1 я подключил при помощи такого китайского конвертера.

Внутри устройства прячется довольно примитивный цифроаналоговый преобразователь и DSP-процессор — микросхема, отвечающая за микширование, эквалайзинг и эффекты.

multichannel-04

Применение очень простое — подключаем в аналоговые RCA-выходы акустическую систему, с другой стороны подаем аудиосигнал через коаксикальный или оптический разъем и внешнее питание от комплектного блока питания.

Если сигнал соответствует числу подключенных каналов акустики — он проходит без микширования и обработки. Как есть.

То есть, если у фильма 5.1-канальная аудиодорожка, и мы используем соответствующую аудиосистему — качество звука будет таким же, как в оригинале.

Если на него подается двухканальная дорожка, то сигнал преобразовывается с помощью «виртуального» микширования в процессоре, и раскидывается на все колонки.

Конечно, это сильно отличается от настоящего 5.1-канального звука, но, все-таки — звучит приятнее, чем обычное стерео. Если, конечно, мы говорим о фильмах.

multichannel-12

Так можно подключить акустику и к другим устройствам — например, через обычных выход для наушников ноутбука, планшета или плеера.

Но на выходе получится только виртуальный 5.1-канальный звук, даже если изначальная дорожка — многоканальная. Из стереоразъема иного получить не выйдет.

При необходимости, конвертер позволяет воспроизводить любой входящий аудиосигнал в двухканальный. Удобно для музыкальных систем стандарта систем 2.1, а так же в тех случаях, когда DSP-конвертер воспроизводит дорожку некорректно.

Способ 3. HDMI -> Multichannel Analog

multichannel-10


Вариант с использованием HDMI более перспективен, поскольку этот интерфейс используется в современных гаджетах намного чаще.

Для передачи многоканальной аудиодорожки разъем в источнике звука должен поддерживать протокол HDMI Arc. В противном случае, будет транслироваться обычное стереосигнал, который будет преобразовываться в «виртуальный» 5.1 программным путем.

Если HDMI поддерживает эту функцию, можно приобрести такой конвертер. Данная коробочка поддерживает и сквозную передачу составного сигнала: подключив источник по HDMI, можно отдельно вывести звук на аудиосистему через коаксикальный, оптический или аналоговый разъемы, при этом запустив видеоряд на проектор или телевизор.

Способ 4. USB -> Multichannel Analog

multichannel-14


Большинство предлагаемых на просторах интернета китайских «многоканальных USB-аудиокарт» довольно примитивные обманки, выдающие обработанное стерео. Сэкономить не получится.

multichannel-07

Другое дело — внешние аудиокарты. Некоторые из них способны выдавать многоканальный звук, и подходят для подключения к планшетам, ноутбукам, настольным компьютерам.

К сожалению, даже Smart TV, не говоря о большинстве устройств с пропиетарными прошивками (ресиверы, медиаплееры) не смогут распознать ее как аудиоустройство. Поэтому Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1, Creative X-Fi Surround 5.1 Pro или ST Lab M-330 USB подойдет только как компьютерные аксессуары, либо в случае раздельной трансляции звука и видеоряда с компьютера. А это уже совсем другая история.

«Китайская коробка» или полноценный ресивер?

multichannel-13


На самом деле, выбор неоднозначен. При необходимости связывать несколько устройств в единую систему выбор очевиден.

Однако, покупка ресивера здорово ударит по бюджету, и при отсутствии необходимости масштабирования развлекательной системы станет неоправданной тратой. Коробочка вполне справляется с поставленными задачами, если необходимо связать акустику и единственный источник звука.

(26 голосов, общий рейтинг: 4.65 из 5)

Favorite

В закладки Сегодня научу вас подключать аудиосистемы 5.1 к девайсам без поддержки многоканального звука. Любым. Итак, представим ситуацию: у вас уже есть неплохая многоканальная аудиосистема. Подчеркнем — аналоговая, в качестве входов используются классические разъема RCA (тюльпан). При этом в результате модернизации гаджетов устройств с подходящими интерфейсами систему нельзя задействовать. Как подключить такую 5.1-канальную акустику к устройствам с.

Николай Маслов

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Компьютерные USB колонки

Для компьютерного пользователя ноутбук, несомненно, является удобным, компактным и достаточно функциональным прибором. Но, к сожалению, и данный аппарат не лишён изъянов.

Наверняка многие пользователи ноутбуков и нетбуков сталкивались с проблемой тихого воспроизведения звука через встроенные динамики этих аппаратов.

Если в условиях дома можно подключить внешнюю стереосистему, то вне домашних стен это бывает невозможно и приходиться ограничиваться наушниками. В таком случае речи о коллективном просмотре какого-либо фильма или сериала не идёт.

Цена портативных компьютерных колонок с питанием от USB-порта достаточно низка и доступна широкому слою населения. Несмотря на это покупка данного устройства может быть и неудачной, так как качество воспроизведения звука такой системой оставит желать лучшего. Как ни странно, но среди дешёвых аппаратов данного класса попадаются приборы весьма хорошего качества, как по дизайну, так и по качеству звуковоспроизведения.

Проведём “вскрытие” портативной акустической системы с питанием от USB-порта и изучим электронную начинку данного прибора. С точки зрения радиолюбителя любопытно узнать, из каких электронных компонентов собираются подобные устройства. Полученные знания могут пригодиться при самостоятельном конструировании портативных звуковых колонок с питанием по USB или их ремонте.

Разборке подвергнем портативные мультимедийные USB колонки марки Sven 315. Несмотря на их дешевизну, данная модель портативных колонок показала хорошее качество воспроизведения и звуковую мощность, достаточную для озвучивания небольшого помещения.

Мультимедийная USB стерео система

Портативные компьютерные USB колонки Sven 315


Портативные компьютерные USB колонки SVEN 315

Разборка компьютерных USB колонок

Разбираются портативные колонки легко. Чтобы вскрыть корпус необходимо аккуратно снять переднюю декоративную панель.

Разборка портативных USB колонок


Разборка портативных USB колонок

Далее вывинчиваем 4 шурупа которые фиксируют малогабаритный динамик. После демонтажа фиксирующей планки открывается доступ к электронной начинке устройства.

Электронная начинка USB колонок


Электронная начинка USB колонок

Для того чтобы достать печатную плату усилителя необходимо выкрутить фиксирующую гайку, которая скрыта под пластмассовой ручкой регулятора громкости. После этого электронную плату можно свободно вынуть из корпуса.

Электронная начинка

Состав электронной начинки прибора оказался довольно прост. На небольшой по размеру печатной плате смонтирована интегральная схема стереофонического усилителя на базе микросхемы LM4863D. При напряжении питания в 5 вольт данная микросхема может выдать по 2,2 Вт выходной мощности на канал при сопротивлении звуковой катушки динамика в 4 Ом. На основании описания (datasheet) коэффициент нелинейных искажений + шум (THD+N) при максимальной выходной мощности составляет 1%.

Плата звукового усилителя и динамик


Плата усилителя и динамик

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что на базе микросхемы LM4863D можно собрать довольно неплохой стерео усилитель с низковольтным питанием (5V) и выходной мощностью 2 Вт на каждый канал. Многие, кто ещё не знаком с современными микросхемами считают, что вместо LM4863D подойдёт TDA2822. Это заблуждение! TDA2822 очень прожорлива (по сравнению с LM4863) и на максимальной мощности выдаёт сильные искажения сигнала. Также оптимальное питание для TDA2822 около 12 вольт, что для портативной техники не есть хорошо. TDA2822 можно рекомендовать как легкодоступную замену, если в наличии нет LM4863. Такое может случиться, например, при ремонте.

Микросхема усилителя - LM4863D

Стоит отметить, что микросхема LM4863 разрабатывалась специально для компактных систем, поэтому микросхема требует минимум внешних элементов (так называемой обвязки). Микросхема выпускается в разных корпусах, от привычного DIP, до компактного SOIC.

Как купить радиодетали на Aliexpress, я рассказывал тут.

Электронная схема компьютерных колонок

Кроме самой микросхемы усилителя на печатной плате установлен разъём для подключения пассивной звуковой колонки (без встроенного усилителя), сдвоенный переменный резистор для регулировки входного звукового сигнала и электролитический конденсатор. Со стороны печатных проводников монтажной платы установлены SMD элементы обвязки, которые необходимы для работы интегрального усилителя. Питание микросхемы осуществляется от разъёма USB, который подключается к любому свободному порту ноутбука или стационарного компьютера.

Типовая схема подключения микросхемы LM4863 взята из описания (datasheet'а) на данную микросхему и показана на рисунке.

Типовая схема включения микросхемы LM4863


Типовая схема включения микросхемы LM4863 (взято из описания)

По типовой схеме включения микросхемы LM4863 видно, что она способна работать и на обычные наушники (Headphone), сопротивление которых составляет 32 Ом. В микросхеме предусмотрена схема определения подключения наушников и для реализации этой функции отведён 16 (HP-IN) вывод.

Схема усилителя портативных USB колонок

Принципиальная схема усилителя сведена вручную с печатной платы компьютерных USB колонок Sven-315. На схеме показан один конденсатор C2 вместо двух (C7,C9), которые реально присутствуют на печатной плате (см. ниже). Сделано это потому, что на печатной плате конденсаторы соединены параллельно (C7 и C9), и на сведённой схеме конденсатор C2 указывает на общую ёмкость этих двух конденсаторов.

Принципиальная схема усилителя на МС LM4863D


Принципиальная схема усилителя на базе LM4863D (сведена вручную)

Как видим, типовая схема из описания отличается от той, что сведена вручную с печатной платы усилителя компьютерных колонок. На схеме отсутствуют элементы, которые устанавливаются в случае добавления в схему разъёма для наушников. В остальном схема соответствует типовой, приведённой в описании на микросхему LM4863.

Печатная плата USB колонок


Размещение элементов на печатной плате

Если планируется использовать портативные колонки без ноутбука, например, совместно с MP3-плеером, то для питания колонок вполне подойдёт 5-ти вольтовый адаптер питания. Главное, чтобы адаптер питания смог обеспечить достаточный ток нагрузки (как оценочный грубый ориентир: стандартный ток нагрузки для портов USB – не более 500 mA). Согласно описанию на микросхему LM4863 максимальный ток покоя (когда на микросхему не подаётся звуковой сигнал) составляет 20 mA. Естественно, при воспроизведении потребляемый ток будет выше.

На фото показан вариант запитки портативных колонок SVEN-315 от 5-ти вольтового адаптера, который используется для зарядки плеера iPod. Максимальный ток нагрузки адаптера 1А чего с лихвой хватает для штатной работы портативных колонок.

MP3-плеер+портативные USB колонки Sven

Как выяснилось, качественное звуковоспроизведение портативных колонок SVEN-315 заключается в рациональном исполнении корпуса. Как известно, на качество звуковых акустических систем влияют не только применяемые в них громкоговорители, но и корпус. Чтобы убедиться в этом, достаточно вытащить динамик из корпуса и включить воспроизведение. Качество и звуковая мощность воспроизведения окажутся намного хуже. Данное замечание сделано не случайно, поскольку было проведено сравнение качества звуковоспроизведения портативных колонок SVEN-315 и аналогичных, но более дорогих USB колонок SVEN PS-30.

Несмотря на тот факт, что звуковые колонки SVEN PS-30 смонтированы на базе интегрального USB аудио чипа CM6120-S в составе которого 16-ти битный ЦАП и звуковые усилители класса D, качество их звуковоспроизведения субъективно (на слух) гораздо хуже из-за плохого исполнения корпуса акустической системы.

Корпус портативных колонок SVEN-315 изготовлен из ABS-пластика. Возможно, именно конструкция корпуса и позволяет “выжать” из малогабаритных динамиков все их скромные возможности.

Читайте также: