Лабораторная работа определение объема кратковременной памяти

Обновлено: 03.07.2024

Лабораторная работа «Исследование различных видов памяти»

Ребята! Не подглядывайте, выполняя работу!

Проверьте свою память! Сделайте честный вывод!

Оценивается оформление работы, наличие цели, оборудования , соблюдения последовательности и вывода.

Цель: закрепление понятия «память», исследовать виды памяти, познакомиться с методикой определения развития памяти.

Оборудование: карточки с рисунками, карточки со словами, рисунки, тетрадь, ручка, секундомер.

Ход работы

I Определение образной памяти

Рассмотрите предложенные слова в течение 30 сек. и попытайтесь их воспроизвести в тетради

Прослушайте ряд слов (попросите родственника их прочесть), затем, отдохнув 5 секунд, постарайтесь воспроизвести услышанные слова.

Подсчитайте количество написанных слов и дайте характеристику сформированности зрительной и слуховой памяти:

6 слов – слабая память;

6-9 слов – хорошая память;

10 слов – отличная память.

II Определение смысловой памяти

Запомните и запишите 10 логически связанных слов:

лето, солнце, тепло, каникулы, речка, рыбалка, лес, грибы, велосипед, прогулка

Запомните и запишите 10 пар слов:

спорт-велосипед, лето-каникулы, гроза-гром, снег-метель, глаз – очки, звонок-урок, облако-небо, книга – школа, лес-шишка, куст-ягода

Проверьте количество заполненных слов/ пар слов:

6 и более – логическая память хорошая;

менее 6 – необходимо развивать.

III Определение кратковременной памяти

Рассмотрите таблицу №1 в течение 30 секунд, стараясь запомнить как можно больше картинок.

Закройте таблицу №1 и выберите из таблицы №2 те, которые были в таблице №1.

Проверьте количество правильных картинок:

9 картинок – хорошая кратковременная память;

3-9 картинок – средняя кратковременная память (надо тренировать);

1-3 картинок - обязательно нужна тренировка кратковременной памяти.

IV Составить вывод в соответствии с целью работы и выполненных заданий.

Теоретическая часть. В основе явлений памяти лежит способность организма воспринимать информацию, фиксировать ее и воспроизводить. Различают две формы памяти: кратковременную и долговременную. Предполагают, что кратковременная и долговременная память – два параллельных процесса.

Кратковременная память — это возможность ограниченного во времени хранения незначительного объема информации, которое основано на непро­должительной циркуляции импульсов по замкнутым цепям нейронов и облег­чении проводимости этих импульсов в местах контактов (синаптических зо­нах) в специфическом нейронном ансамбле. Долговременная память — это непрерывное (длительное) хранение практически неограниченного объема информации, прошедшей предварительную обработку и основанной, главным образом, на стойких химических или морфологических изменениях нерв­ной системы. Поскольку субстратом, в основе которого лежат механизмы памяти, являются нейронные ансамбли, связанные посредством синаптических контактов, именно этим структурам отводится определяющая роль.

Кратковременная память характеризуется затухающей со временем циркуляцией электрической активности в замкнутых цепях нейронов. Она опосредована облегчением проведения нервных импульсов в синапсах с предвари­тельной активацией их рецепторного аппарата. Все воздействия на организм, приводящие к нарушению циркуляции электрических импульсов в нейрон­ных цепях (наркоз, электрический шок, гипотермия, контузия), устраняют кратковременную память, но не влияют на долговременную. В то же время ингибиторы синтеза белка и нуклеиновых кислот не влияют на кратковремен­ную память. Наконец, время, необходимое для формирования кратковременной памяти, гораздо меньше продолжительности синтеза белка и нуклеиновых кислот. Достаточность этих аргументов для утверждения, что кратковременная память связана с формированием нейронных ансамблей, очевидна.

Объем кратковременной или мгновенной памяти — это наибольшее число отдельных элементов (фигуры, буквы, цифры, слоги, слова и т. д.), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного предъявления (устного или письменного) этих элементов в определенной последовательности.

Цель работы. Определение объема кратковременной памяти.

Оборудование и материалы. Цифровые ряды, набор слов.

Ход работы. Оценку кратковременной памяти проводят в несколько этапов.

Память на числа. Исследователь монотонно зачитывает каждый ряд чисел, начиная с самого короткого, делая равные паузы между цифрами. Исследуемые письменно воспроизводят каждый ряд цифр после окончания его произнесения исследователем.

Взрослый человек обычно безошибочно воспроизводит ряд, состоящий из семи-девяти цифр.

Цель работы: определить объем кратковремен­ной памяти.

Оборудование: лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.

Ход работы: в течение 1 мин внимательно про­читайте предложенный текст, затем отложите и за­кройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке.

Форма отчетности: подсчитайте число напи­санных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в 1 балл.

Оценка полученных результатов: по сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.

Возможные слова для текста: сено, ключ, само­лет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, пе­ревал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, кален­дарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Таблица определения объема памяти

РАБОТА 3. Образная память

Цель работы: изучение кратковременной па­мяти.

Оборудование: секундомер либо часы с секунд­ной стрелкой, таблица с 16 разнообразными ри­сунками (готовится заранее).

Ход работы: работа проводится в парах. В каче­стве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20с запом­нить максимальное количество образов из предъ­являемой таблицы. Затем в течение 1 мин он дол­жен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать). Форма отчетности: экспериментато­ром подсчитывается количество правильно воспро­изведенных образов.

РАБОТА 4. Внимание

Цель работы: определить ус­тойчивость внимания.

Оборудование: часы, лист бу­маги с нанесенным на него изо­бражением определенной фор­мы.

Ход работы:работа проводится в парах. При рассмотрении предложенного рисунка изобра­женные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Испытуемый представляет, что это крыша дома или коридор. Од старается зри­тельно удержать одну из представляемых фигур в течение 60с, как только она «уплывает», сооб­щайте об этом экспериментатору. Он должен фиксировать время, когда это произошло.

Оценка полученных результатов: сравните полученные данные со среднестатистическими табличными.

Таблица оценки устойчивости внимания

Частота исчезновения изображения в течение 60 с Характеристика внимания изобра­жения в течение 60 с
1 . Не более 11 раз Ваше внимание очень устойчи­вое
2. 12-20 раз Ваше внимание средней устой­чивости
3. Более 20 раз Ваше внимание недостаточно устойчивое

РАБОТА 5. Объем внимания

Цель работы: определение объема внимания.

Оборудование: заготовленная таблица, секундомер либо часы с секундной стрелкой, карандаш.

Ход работы: работа проводится в парах или группах. Испытуемому дается инструкция с зада­нием: в каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Найдите эти числа в порядке возрастания – сначала 101, за­тем 102,103 и т. д. до 136. Каждое число зачерки­вайте карандашом. Работу начинайте по команде экспериментатора.

Примечание: таблица с произвольно располо­женными цифрами от 101 до 136 изготавливается на листе бумаги (формат А4).

Форма отчетности: определите объем внимания по формуле:

где В – объем внимания; t – время работы в секун­дах.

Оценка полученных данных: сравните полу­ченные данные с табличными. Сделайте вывод.

Показатель объема внимания Оценка показателя
Более 6 Высокий показатель
4–6 Средний
Менее 4 Низкий



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Цель: выявить объем своей смысловой, кратковременной и зрительной памяти, определить значение видов памяти для человека.

Оборудование: устное задание учителя, тетрадь

Выявление объема смысловой памяти:

Необходимо изобразить схемой, рисунком сказанное слово, но не писать его словами, затем через некоторое время, глядя на подсказки, воспроизвести все сказанные учителем слова. (сюрприз, подарок, семья, усадьба, радиоприемник, свадьба, настроение, слово, печаль, любовь, погода, работа, серьезность, президент, курьер, веселье, аэропорт, неприятность, планшет, сердитость)

Обработать результаты, сделать вывод о своей смысловой памяти и о ее значении для человека.

Выявление кратковременной памяти:

Слова читает учитель, ребята записывают в тетрадь по памяти.

а) ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.

б) СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖА. ПТИЦА. ОГОНЬ.

в) 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46.

г) 84, 72, 15, 44, 83, 6, 37, 18, 56, 47.

Объем кратковременной памяти найдите по формуле:

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

3 – 4% удовлетворительная.

Выявление зрительной памяти:

В течении 10 секунд прочитайте и запомните слова, цифры, рисунок (на каждое задание по 10 сек).

а) СТРЕКОЗА. ПУЛЕМЕТ. ЧАЙНИК. БАБОЧКА. ПИРОГ. ХОМУТ. СВЕЧА. ТАЧКА. ЖУРНАЛ. МАЛИНА.

б) ШУТКА. ДУБ. КУРИЦА. ОКНО. ГАЗЕТА.СОЛНЦЕ. РЫБА. НОГИ. ВОДА. ГОЛОВА.

в) 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.

hello_html_5f6cc60a.jpg

Объем зрительной памяти найдите по формуле:

9– 10- отличная память,

7– 8– очень хорошая память,

3 – 4 - удовлетворительная.

Правила для лучшего запоминания

- Старайтесь относиться к запоминаемому предмету не безразлично, а с большим эмоциональным интересом.

- Научитесь сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Старайтесь понять материал.

- Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. Хорошо осознавайте цель заучивания, те перспективы, которые откроются перед вами после овладения соответствующими знаниями.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: