Леонова л а как подготовить ребенка к общению с компьютером бесплатно

Обновлено: 07.07.2024

Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени. Новые подходы требуются и к построению образовательной среды для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Сложность и полиморфность задержки психического развития обуславливают индивидуализацию и дифференциацию педагогических методов, приемов и средств работы с данной категорией детей. Каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым и др. Теоретическая основа использования НИТ в коррекционно – развивающем обучении базируется на положениях Л. В. Выготского об уровне актуального развития ребенка и зоне его развития. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения вследствие поражения нервной системы, проводиться с учетом их психофизических особенностей. Применение компьютерных технологий в работе с детьмиЗПР дает целый ряд преимуществ:

- повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий.

- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка.

- решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий).

Максимальная длительность занятий на компьютере не более 7-10минут в день. Это максимальное время, в течение которого дети способны контролировать внимание. Поэтому соблюдение временных рамок обязательно для достижения желаемых результатов. Занимаются дети индивидуально. Пока одни заняты на компьютере, другие занимаются в спортивном зале. Таким образом, чередуется умственная и физическая нагрузка. Кроме того, создается положительная атмосфера, позволяющая детям легко, с большим интересом осваивать необходимые знания. Компьютерные развивающие программы следует применять, учитывая психические возможности ребенка, целесообразно сочетать традиционные и инновационные средства развития личности ребенка. Необходимо поощрять удовлетворение, которое будет получать ребенок от замысла и хода игры, а также развитие представления о конечном результате, умение переносить освоенный способ действия на аналогичное задание, возрастание уровня самооценки. Необходимо постепенно, поэтапно усложнять виды работы, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям. На начальном этапе дети учатся управлять компьютерной мышью, которая является составной частью развития мелкой моторики ведущей руки ребенка. Эффективность этой работысвязана с механизмом обратной связи:

- получение зрительных и звуковых сигналов в ответ на каждое движение рукой (перемещение мышью). В начале каждой работы с мышью проводится массаж, применяются различные приемы на расслабление мускулатуры рук, гимнастика. Сначала ребенок управляет мышью с помощью педагога, а затем самостоятельно. Работа на компьютере очень эффективна для развития зрительно-моторной координации. Перемещение мыши или джойстика сопровождается непрерывным слежением за перемещением курсора на экране. Координация движений руки и глаз в работе на компьютере достигается достаточно быстро.

Использование развивающих компьютерныхигр качественно влияет на коррекцию устной речи детей:

- исправления нарушений звукопроизношения, голоса, речевого дыхания;

- развитие лексико-грамматического строя речи, формирование диалогической и монологической форм высказываний, повышение речевого уровня развития;

- стимуляция речевой, слоговой или голосовой активности, расширение словаря, формирования знаний и представлений об окружающем мире, развития эмоциональной сферы.

Компьютерные развивающие игры помогут решить те речевые задачи, которые дети не усвоили в процессе занятия.

Компьютерное обучение способствует формированию:

- представления о возможностях ЭВМ в области обработки информации (рисует, пишет, ее хранения (запоминает, и передачи (обучает);

- навыков работы с клавиатурой, мышью, выбором объектов из меню, их видоизменения, фиксирование на экране;

- творческого воображения, быстрого реагирования на ситуацию, самостоятельности в анализе;

- элементарных математических представлений на плоскости, конструирования и моделирования;

- первичных представлений об окружающем мире.

Таким образом, компьютерное обучение позволяет правильно и быстро оценить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Целенаправленное систематическое воздействие педагога с использованием компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность работы воспитателя. Приобретенные ребенком навыки работы на компьютере оказываются весьма ценными как во время обучения в школе, так и в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.

Использованная литература

1. Глушкова Е. К. Гигиенические требования к занятиям дошкольников /Е. К. Глушкова, Л. А. Леонова и др. // Информатика и образование. - 1990.-№6.

2. Зворыгина Е. В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников /Е. В. Зворыгина// Информатика и образование. – 1989.-№6

3. Леонова Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером /Л. А. Леонова, Л. В. Макарова. –М. :Изд. центр “Вентана-Граф”, 2004.

4. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. Их Использование в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития /Е. Петрова// Дошкольное воспитание. -2000 -№8

5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр /В. Моторин// Дошкольное воспитание. – 2000.-№11

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Леонова. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации

М, 2004.
Рекомендации разработаны по результатам физиолого-гигиенических и медицинских исследований, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО под руководством профессора Л. А. Леоновой.
Рекомендации предназначены руководителям детских дошкольных учреждений, методистам компьютерных залов, научным и медицинским работникам, интересующимся проблемой влияния общения с компьютерам на организм пользователя.

Алексашина И.Ю. Мылова И.Б. Методические рекомендации: Использование информационных ресурсов на уроках естествознания

  • формат doc
  • размер 3.93 МБ
  • добавлен 16 февраля 2011 г.

Использование информационных ресурсов на уроках естество-знания: Методические рекомендации. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 80 с. В издании освещается проблема организации школьного образовательного процесса с использованием компьютерных средств, рассматриваются методические аспекты проведения уроков естествознания с использованием электронных образовательных ресурсов и даны конкретные рекомендации по использованию программных продуктов на уроках естест.

Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза

  • формат pdf
  • размер 608.56 КБ
  • добавлен 05 апреля 2011 г.

Учебное пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2006. - 122 с. В учебном пособии содержится материал авторского спецкурса, включающий программу, тематический план, темы лекций, семинаров и обсуждаемые на них вопросы, а также задания для самостоятельной работы, тематику рефератов, списки рекомендуемой литературы. Учебное пособие отражает многолетний опыт практической и исследовательской работы автора и коллектива кафедры теоретической и клинической биохимии.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В. Здоровьесберегающая школа. Лекции 1 - 4

  • формат pdf
  • размер 199.89 КБ
  • добавлен 24 августа 2011 г.

М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006. 48 с. Школа и здоровье: история и современность. Закономерности возрастного развития школьников. Физиолого-гигиенические основы нормирования факторов образовательной среды и организации учебного процесса. Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения.

Воробьева Н.И., Цынцарь А.Л. Школа начинающего педагога: Методические рекомендации

  • формат pdf
  • размер 442.17 КБ
  • добавлен 14 февраля 2011 г.

Методические рекомендации для "Школы начинающего педагога" содержат необходимые материалы для организации и создания условий для профессионального роста молодых и начинающих педагогов Бендерского политехнического филиала ПГУ им. Т. Г. Шевченко, освоение ими особенностей методики преподавания. План занятий рассчитан на 20 часов, содержит шесть модулей, которые раскрывают основные вопросы дидактики, психологии, педагогики Воробьева Н. И., Цынцарь А.

Косолапова М.А. Педагогика: Педагогические технологии (Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов)

  • формат pdf
  • размер 246.04 КБ
  • добавлен 17 декабря 2010 г.

Изложены методические рекомендации по освоению основных теоретических вопросов педагогики. Рекомендации содержат сведения по основным педагогическим технологиям. Обращается внимание на понятийный аппарат, исторический аспект и принципы, реализуемые в основных педагогических технологиях. Предназначены для самостоятельной работы студентов педагогических вузов.

Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации

  • формат djvu
  • размер 295.6 КБ
  • добавлен 06 апреля 2011 г.

МПСИ, 2004. Рекомендации разработаны по результатам исследований. Рекомендации предназначены для руководителей ОУ, методистов, научных, медицинских работников, интересующихся проблемами влияния общения с компьютером на организм пользователя.

Осин А.В., Калина И.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

  • формат pdf
  • размер 336.39 КБ
  • добавлен 29 сентября 2010 г.

Москва, 2007г. , 28с. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Чем отличаются ЭОР от учебников? Какой должен быть компьютер? Зачем нужны новые педагогические технологии?

Саттарова Н.И. Учитель информатики рекомендует

  • формат pdf
  • размер 354.78 КБ
  • добавлен 27 ноября 2010 г.

Компьютерные инструменты в образовании. - СПб.: Изд-во ЦПО "Информатизация образования", 2000, №3/4, С. 129- 134. Автор делится своими идеями по поводу информационной безопасности школьников в сети Интернет. Предложены рекомендации родителям, рекомендации детям, направленные на то, чтобы школьники получили от Интернета больше пользы, чем вреда

Когда ребенку следует купить компьютер? Как определить, готов ли он к работе на компьютере? Можно ли общение малыша с этим информаци¬онным электронным устройством пустить на самотек? При каких условиях занятия на компьютере помогут обучению и развитию дошкольника, а когда нанесут вред его здоровью? Наконец, как подготовить ребенка к плодо¬творному и безопасному для здоровья общению с компьютером? Этот круг вопросов обсуждается в брошюре.

Ребенок и компьютер
Компьютер интенсивно завоевывает новые позиции не только в школьном обучении, но и в нашей повседневной домашней жизни. Не секрет, и это подтверждают специальные исследования, что даже дошкольники могут проводить за компьютером и полчаса, и час, и гораздо больше времени. Нередко родители только рады этому: ребенок не мешает им заниматься своими делами.
Однако свидетельствуют ли интерес малыша к новой увлекательной игрушке и желание погрузиться в виртуальный мир о том, что ваш ребенок готов к общению с компьютером? Этот вопрос недостаточно освещен в литературе, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о его существовании. И напрасно. Ведь никого сейчас не шокируют слова «готовность к школе». Более того, родители с большим пониманием относятся к сути проблемы и нередко сами обращаются к специалистам с просьбой обследовать их ребенка, чтобы выяснить, готов ли он идти в школу, а если нет, то как его подготовить к школьному обучению.
В этой брошюре мы постараемся объяснить, почему очень похожая проблема возникает и в отношении готовности дошкольников к работе на компьютере, обсудим, в чем заключается готовность к такой работе, от чего эта готовность зависит. Мы также расскажем, как можно подготовить ребенка к общению с компьютером. Прежде всего мы будем говорить о функциональных возрастных особенностях и возможностях детского организма, определяющих его готовность к такой сложной самостоятельной деятельности, как овладение навыками работы с электронным носителем информации.

Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобили¬зации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети

с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые (около 5 %) наотрез отказываются учиться на нем работать.
Но и среди тех, кто, казалось бы, с охотой овладевает компьютером, у 54 % из них возникает скрытая настороженность к этому техническому устройству. После занятий на компьютере количество детей, отдающих предпочтение цветам «радостного» спектра, уменьшается за счет увеличения количества детей, выбирающих цвета «грустного» спектра. Это свидетельствует о высокой эмоциональной напряженности общения с компьютером, что подтверждено исследованиями состояния различных систем детского организма.
Скрытая настороженность к компьютерной деятельности может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальное развитие и здоровье.
Может быть, все дети делятся на способных и не способных освоить компьютер? Вовсе нет! В чем же причина появления негативизма к работе на компьютере?
Оказывается, трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функциональ¬ного развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.
При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно. Постепенно, в процессе адаптации, детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие.
Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.
Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями.
На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий, и сформированность двигательных функций.
Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.
Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро моби-лизовывать все свои знания и навыки.
Отметим в дополнение к сказанному, что дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатие на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.
Насколько же развиты у детей основные функции, значимые для успешного владения компьютером? Познакомим вас с результатами исследований.
В первой серии исследований определялся уровень развития двигательных функций, умственной работоспособности и кратковременной памяти. Под наблюдением были дети 5-6 лет, систематически занимающиеся на компьютере в течение года (группа 1) и не занимающиеся (группа 2).
В ходе исследований было выявлено, что дети группы 1 по сравнению с детьми группы 2 имели более высокие результаты по таким показателям, как развитие двигательной системы (точность кинестетического анализа), умственная работоспособность, ско¬рость и качество выполнения заданий, а также количество работ без ошибок.
Та же закономерность прослеживалась и по показателям состояния кратковременной памяти. «Высокий» уровень ее развития отмечался у большинства детей группы 1 (70 %) и лишь у 34 % дошкольников группы 2. Дети, систематически занимающиеся на компьютере, имели или «высокий», или «средний» уровень развития кратковременной памяти. В группе не занимающихся на компьютере значительная часть детей (20 %) имела «низкий» уровень развития этой функции. Средняя оценка в группе 1 составила 8 баллов (максимальное значение 9 баллов), а в группе 2 — только 6 баллов.
Таким образом, экспериментально подтверждено предположение о том, что для успешной работы дошкольников 5-6 лет на компьютере значимы двигательный анализатор, умственная работоспособность, кратковременная память.
Вы можете возразить, что полученные результаты свидетельствуют лишь о том, что работа на компьютере развивает вышеперечисленные психофизиологические качества. Совершенно верно. И вместе с тем доказывает их значимость для данного вида деятельности, потому что успешность овладения этой (как и любой другой) деятельностью напрямую зависит от уровня зрелости (го¬товности) значимых функций.
Эту связь между развитием значимых для деятельности функций и ее успешностью подтверждает вторая серия исследований. Уровень развития значимых функций изучался у детей, успешно овладевающих работой на компьютере (группа А) и у осваивающих эту работу менее успешно (группа Б). Дети отбирались в группы совместно с педагогом и психологом. Учитывались длительность освоения ребенком каждой компьютерной программы и достигнутый уровень овладения программами («высокий», «средний», «низкий»).
И опять, как и в первой серии исследований, были обнаружены более высокие результаты развития значимых функций у детей группы А. Они отличались высоким уровнем умственной работоспособности, допускали при этом существенно меньше ошибок, чем дети группы Б. Отличных и хороших работ в группе А было на 30 % больше, чем в группе Б, а неудовлетворительных, напротив, на 25 % меньше.
Изучение точности двигательных реакций выявило аналогич¬ную картину. Так, дети группы А более половины всех движений (56 %) воспроизводили точно и лишь 10 % — с грубой ошибкой. В группе Б это соотношение было несколько иным — только 38 % движений воспроизводилось точно и почти треть движений выполнялась с грубой ошибкой.
Дети обеих групп обнаружили одинаково высокий уровень развития кратковременной памяти (из 8 баллов). У 70 % дошкольников в обеих группах отмечен «высокий» уровень развития этой функции и только у 30 % — «средний». Это свидетельствует о том, что занятия на компьютере стимулируют развитие кратковременной памяти, оказывают на нее тренирующее воздействие. Это указывает и на значимость этой функции для компьютерной деятельности.
Результаты исследования функционального состояния зрительной системы также показали, что у детей группы Б устойчивость аккомодации глаза после занятий на компьютере несколько хуже, чем в группе А.
В группе А детей с быстрой реакцией на предъявляемые све¬товые сигналы оказалось в два раза больше, чем в группе Б. Следовательно, и функциональная подвижность нервной системы является значимой для успешного овладения компьютером.
По разработанной нами шкале развитие каждой значимой функции оценивалось одним из пяти уровней: «средний», «выше среднего», «ниже среднего», «высокий», «низкий».
В группе А 48 % детей по всем показателям имели оценку не ниже «среднего» уровня. Из них 40 % достигли «высокого» и «выше среднего» уровней по трем из шести показателей, а по четырем и более показателям — 33 %. В группе Б 50 % детей получили «низкий» и «ниже среднего» уровни, 33 % — «средний» и лишь 16% — «высокий». У 47 % детей отмечался «низкий» и «ниже среднего» уровни развития значимых функций по четырем и более показателям. Таким образом, значительная часть детей была функционально не готова к выполнению данного вида деятельности.
Какой вывод должны сделать для себя родители? Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует прежде всего помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.

Функциональная подготовка ребенка к работе на компьютере
Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций следует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затруднения в управлении компьютером. Сколько нужно узнать и запомнить! Изучить клавиатуру, назначение клавиш, освоить приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координации, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ.
Понятно, что и развивать в первую очередь необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компьютером: точность и координацию движений руки; тонкие движения кисти и пальцев руки; кратковременную память.
Наберитесь терпения, не торопите ребенка: формирование этих функций сложный и длительный процесс.
Занятия следует проводить в отвечающей дошкольному возрасту игровой форме. Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ребенка утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным для детей.
Предлагаемая программа тренировки, разработанная для дошкольников и адаптированная к возможностям детского организма, поможет вам подготовить ребенка к общению с компьютером. Упражнения, оказывая комплексное воздействие на развитие малыша, в то же время направлены на преимущественное становление тех функций, которые мы назвали значимыми для компьютерных занятий, а особенно на первых порах овладения компьютером. Упражнения комплекса подразделяются на три группы:
1) развивающие главным образом точность и координацию движений;
2) развивающие преимущественно тонкие движения кистей и пальцев рук;
3) развивающие кратковременную память.
Приводим по несколько упражнений из каждой группы, чтобы родители могли не только их использовать но и по аналогии с ними придумывать свои варианты.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леонова Л. А., Каралашвили Е. А., Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н.

Изучена возможность повышения эффективности адаптации детей 5-6 лет к работе на компьютере путем активного развития психофизиологических функций, значимых для этой работы. Выявлена зависимость уровня развития значимых функций, успешность формирования навыков по управлению, длительность и эффективность выполнения заданий на компьютере, состояние работоспособности детей от условий их подготовки к занятиям на ПЭВМ. У детей, занимающихся по разработанной методике активной функциональной подготовки к занятиям, в конце экспериментального периода повышался уровень развития значимых функций, повышалась эффективность формирования навыков по управлению компьютером, повышалась работоспособность и эффективность работы на компьютере .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонова Л. А., Каралашвили Е. А., Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н.

Динамика функционального состояния физиологических систем организма дошкольников в процессе работы на компьютере Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций Тренировка бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями в чтении как фактор коррекционной работы Особенности зрительно-моторных реакций и регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду Зрительно-моторные реакции у мальчиков и девочек 6 лет при работе на компьютере в детском саду i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The possibility to raise efficiency of adaptation of 5-6-year-old children to computer work was studied through active development of psychophysiological functions significant for this type of work. It was found out that the level of development of significant functions, the development of managing skills, duration and effectiveness of computer work, general work efficiency depend on the level of readiness to computer work. Children taught by the method of active functional preparation at the end of experimental period demonstrated higher level of significant functions, better skills in managing computer tasks and higher efficiency of computer work.

Текст научной работы на тему «Совершенствование функциональной готовности дошкольников к работе на компьютере»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К РАБОТЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Л.А. Леонова, Е.А. Каралашвили, Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образовании, Москва, Россия

Изучена возможность повышения эффективности адаптации детей 5-6 лет к работе на компьютере путем активного развития психофизиологических функций, значимых для этой работы. Выявлена зависимость уровня развития значимых функций, успешность формирования навыков по управлению, длительность и эффективность выполнения заданий на компьютере, состояние работоспособности детей от условий их подготовки к занятиям на ПЭВМ. У детей, занимающихся по разработанной методике активной функциональной подготовки к занятиям, в конце экспериментального периода повышался уровень развития значимых функций, повышалась эффективность формирования навыков по управлению компьютером, повышалась работоспособность и эффективность работы на компьютере.

Ключевые слова: дошкольный возраст, работа на компьютере, готовность.

Functional readiness to computer work in preschool children. The possibility to raise efficiency of adaptation of 5-6-year-old children to computer work was studied through active development ofpsychophysiological functions significant for this type of work. It was found out that the level of development of significant functions, the development of managing skills, duration and effectiveness of computer work, general work efficiency depend on the level of readiness to computer work. Children taught by the method of active functional preparation at the end of experimental period demonstrated higher level of significant functions, better skills in managing computer tasks and higher efficiency of computer work.

Key words: preschool age, work at the computer, readiness.

Многие дети функционально не совсем готовы к взаимодействию с компьютером: около половины детей (54%) настороженно относятся к новому средству воспитания; отдельные дети (5%) нередко отказываются от работы на ПЭВМ. Трудности адаптации детей к этому виду деятельности возникают по разным причинам. Это и недостатки в организации учебного процесса, и неподходящая для данного контингента детей методика обучения, и несоблюдение гигиенических требований, и недоучет возрастных и психофизиологических возможностей и др. Одной из основных причин является и функциональная незрелость детей к работе на компьютере [4]. При обследовании детей в детском саду в процессе их занятий на компьютере (развивающие и обучающие компьютерные игры) было выявлено, что у ряда детей уровень развития значимых для данного вида деятельности психофизиологических функций недостаточно высокий. Так, у 47% детей 5-6 лет по четырем из шести показателей развитие значимых функций оказалось на недоста-

точном уровне, позволяющем успешно осваивать компьютер и справляться с предлагаемыми заданиями. В связи с этим возник правомочный вопрос: можно ли помочь дошкольникам преодолеть трудности в общении с компьютером, сделать их функционально готовыми к работе с ПЭВМ?

Как свидетельствуют данные литературы и проведенные нами исследования, можно довольно эффективно идти по пути активного развития психофизиологических функций, значимых для взаимодействия дошкольников с компьютером. Известно, что функциональную готовность человека успешно выполнять ту или иную работу можно повысить с помощью специально разработанных мер. К ним относятся, например, активное развитие профессионально значимых функций с помощью специальных приборов [1, 2, 3, 5, 9, 11] и прикладной физической подготовки [6, 7]. Активное развитие значимых функций рассматривается как средство эффективной адаптации к условиям той или иной деятельности. Оно обеспечивает быстрое освоение навыков работы, повышает работоспособность и ее устойчивость в течение всего дня и недели. Созданные комплексы тренировочных занятий направленного действия не только повышают уровень развития значимых психофизиологических функций и двигательных качеств, но и увеличивают объем двигательной активности, способствуют укреплению здоровья и повышают устойчивость организма к воздействию условий внешней среды [3, 8]. В литературе встречаются данные и о благоприятном воздействии занятий тренирующей направленности с использованием физических упражнений на организм детей дошкольного возраста.

На основании изученной литературы мы предположили, что используя известные способы активного развития значимых функций, но с учетом возрастных особенностей детей и специфики их общения с ПЭВМ, вполне возможно подготовить организм дошкольников к работе на компьютере и создать более благоприятные условия для освоения нового для них педагогического средства без переутомления, без срывов и ухудшения здоровья. В связи с этим была разработана специальная методика подготовки дошкольников к занятиям на ПЭВМ, включающая комплекс тренировок для целенаправленного развития значимых функций, их место в режиме дня, долю участия работников детского сада в этом процессе, а также перечень спортивного инвентаря и игровых наборов, необходимых для проведения занятий. Указанная выше методика создавалась с учетом ряда положений:

1. Активную подготовку детей к работе на ПЭВМ необходимо проводить на начальном этапе их общения с компьютером, который длится, как показали наши исследования, около шести недель. Это связано с тем, что именно в этот период дети испытывают затруднения в управлении компьютером: ребенку необходимо изучить клавиатуру, функциональное назначение ее клавиш; обучиться простым операциям по управлению компьютером с помощью простейших компьютерных программ; необходимо сформировать сложные для него зрительно-двигательные координации (точно попасть на нужную клавишу компьютера и одновременно следить за экраном). Положение усугубляется тем, что для каждой новой компьютерной программы предусматривается иное управление компьютером (каждый раз меняется функциональное значение каждой клавиши). Поэтому ребенку нужно каждый раз заново запоминать новые правила управления, новое расположение функциональных клавиш.

2. Развивать необходимо функции, особенно значимые в начальном периоде обучения: функцию двигательного анализатора (точность кинестезии - точность движений кисти и пальцев руки, играющих в зрительно-двигательных координациях ведущую роль) и кратковременную память.

3. При развитии функций важно использовать доступные детям дошкольного возраста физические упражнения, подвижные и настольные игры.

4. Для того, чтобы не увеличить длительность дневной нагрузки занятиями в детском саду, упражнения для активного развития значимых функций должны плавно включаться в режим дня дошкольников, сочетаться с другими видами деятельности детей, а также равномерно распределяться на протяжении всей недели.

Следует подчеркнуть, что все тренировочные упражнения оказывают комплексное воздействие на организм детей, но с учетом преимущественной направленности воздействия их можно все-таки подразделить на три группы:

а) упражнения, развивающие главным образом точность и координацию движений;

б) упражнения, развивающие преимущественно тонкие движения кисти руки;

в) упражнения, развивающие память.

Все упражнения должны проводиться педагогами, которые предварительно обучены методике работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы оценить эффективность разработанной методики активной функциональной подготовки детей к общению с компьютером, был проведен специальный физиолого-гигиенический эксперимент. Были сформированы 2 группы по 30 человек: экспериментальная и контрольная. Дети в обеих группах были примерно одинаковыми по состоянию здоровья (1-11 группы), уровню умственной работоспособности и все имели положительную мотивацию к занятиям на компьютере.

Дети экспериментальной группы в течение шести недель занимались по разработанной методике. До и после экспериментального периода у детей обеих групп исследовался уровень развития значимых функций (точность кинестезиче-ского анализа и кратковременная память); изучалась работоспособность в течение дня (методом дозирования по фигурным таблицам); учитывались результаты педагогических наблюдений и контроля.

Применялись следующие методы исследования: наблюдение; хронометраж занятий; кинестезиометрия (определялась ошибка при воспроизведении без зрительного контроля простого движения - сгибания кисти руки на 30°; количество точных движений - до 2°; и движений с грубой ошибкой - свыше 5°); модифицированная методика определения кратковременной памяти (оценка уровня развития кратковременной памяти в баллах в зависимости от количества правильно воспроизведенных картинок) [10]. Также проводился контроль за санитарногигиеническими условиями на рабочем месте в компьютерном зале.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Было выявлено, что при одинаковых исходных показателях состояния точности кинестезического анализа, за период тренировок (от начала к концу) в экспериментальной группе их улучшение отмечалось в 38% случаев, а в контрольной группе - лишь в 11 % (см. рис. 1). Та же закономерность, но еще более выраженная и убедительная, выявлена в результате тестирования кратковременной памяти. Исходный уровень у детей обеих групп был одинаковым и по средним данным оценивался в 6 балов. В конце экспериментального периода в контрольной группе уровень кратковременной памяти не изменялся (средний балл был равен 6,1±0,27), а в экспериментальной группе отмечалось существенное улучшение показателя - средний балл был равен 8,5 ± 0,18. Таким образом, полученные результаты характеризуют высокий уровень развития этой функции в группе детей, занимающихся по разработанной методике. При индивидуальном анализе выявилось, что в экспериментальной группе после периода тренировок в 90% случаев наблюдалось улучшение показателя кратковременной памяти, а в контрольной -только в 23% (см. рис. 1).

Что нужно знать, чтобы умная техника, заняв свое место в жизни детей, приносила только пользу и не вредила ни физическому, ни психическому здоровью?

ВложениеРазмер
deti_i_kompyuter.docx 16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дети и компьютер: когда, как, зачем и сколько?

Когда начинать знакомить ребенка с компьютером?

Что нужно знать, чтобы умная техника, заняв свое место в жизни детей, приносила только пользу и не вредила ни физическому, ни психическому здоровью?

Если с раннего возраста ребенок привыкнет, что стиральная машина нужна, чтобы стирать белье, холодильник – чтобы сохранять продукты, а компьютер – для работы с информацией, то вероятнее всего вы избежите эффекта «запретного плода», который «как известно», сладок, но с горьким послевкусием. Для этого запомните пять простых «не»:

- не делайте из компьютера культа. Не превращайте компьютер в награду за то, что ребенок будет себя хорошо вести. Пусть для занятий с компьютером в режиме дня ребенка будет определено время - наряду с посещением развивающих занятий, кружков, прогулками и чтением книг;

- не дарите ребенку компьютер слишком рано. Пусть компьютер будет «мамин», «папин» или «общий», тогда и правила и время пользования им будут устанавливать взрослые;

- не ставьте компьютер в детскую комнату. Если компьютер стоит там, то его хозяином автоматически становится ребенок, и контролировать процесс вам станет намного сложнее;

- не загружайте компьютер бездумно. Покупая прикладные программы и игры, внимательно познакомьтесь с их содержимым: подбирайте игры по возрасту и характеру детей, позаботьтесь о том, чтобы программы, которые вы устанавливаете, были полезны. Хорошо, если с их помощью ребенок создаст свои первые дизайнерские или музыкальные шедевры;

- не заменяйте компьютером общение. Никакая техника не заменит ребенку родителей. Не стоит оправдывать себя занятостью и бесконечными делами. Помните, что дети быстро растут, и каждая минута, проведенная с ними бесценна.

Помните и о том, что детям-дошкольникам рекомендуется проводить у монитора не более 10-15 минут и желательно не каждый день.

Литература:
1. Леонова, Л.А., Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л.А. Леонова,
2. Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская //Дефектология. - 1998. - № 1. –
3. Никитина, М.В. Ребенок за компьютером / М.В. Никитина. - М., Эксмо, 2006. – 288 с.
4. Жукова, Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 288 с.
5. Сафонова, О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с ОНР / О.В. Сафонова // Логопед в детском саду, - 2006. - №4. – С.45.

Читайте также: