Математика и компьютерные науки где учиться

Обновлено: 04.07.2024

Для поступления в вуз на данную специальность (как и для любого другого направления) необходимо сдать ряд экзаменов. Русский язык и математика являются профильными предметами и присутствуют в списке каждого вуза, также существует ряд дополнительных предметов: физика, информатика и ИКТ, иностранный язык, химия.

Последние четыре экзамена являются непрофильными. Это значит, что, в зависимости от своих требований и особенностей, каждое учебное заведение выбирает две дисциплины (например, физика и химия). Между этими двумя предметами может выбирать сам поступающий. В итоге, абитуриент сдает три предмета. Например, русский язык, математику и химию.

Данное направление лучше всего подходит тем, кто увлекается ИТ и математикой, однако конкретно со специальностью не определился. Студенты, обучающиеся специальности «Математика и компьютерные науки», получают обширные знания в данной сфере, учат «все по чуть-чуть». Однако не стоит выбирать это направление тем, кто любит «конкретику» и глубокое изучение узкой тематики.

Общее описание специальности

«Математика и компьютерные науки» - специальность для «непостоянных» абитуриентов, которые один день хотят одно, а другой – другое, однако точно определились, что хотят работать в сфере математики или информационных технологий. В процессе обучения вы получите поверхностные знания обо всех разделах соответствующих наук, узнаете их основы. Для более глубокого изучения какого-либо направления после окончания бакалавриата вы можете поступать на магистра в своем вузе или в любом другом.

Профессиональная деятельность

Уже получив высшее образование по данной специальности, выпускник сможет пользоваться математическими методами и компьютерными технологиями в различных областях. Естественно, информационные технологии необходимы везде: в медицине, бизнесе, архитектуре… Именно поэтому данная специальность так востребована.

Профессиональная деятельность в большей степени связана с научно-исследовательской деятельностью, решением разнообразных задач с помощью математического моделирования, преподаванием цикла математических и «компьютерных» дисциплин.

Сроки обучения

По этому пункту специальность «Математика и компьютерные науки» мало отличается от любых других среднестатистических направлений. На дневной (очной) форме необходимо окончить 4 курса для получения диплома бакалавра, на других формах (заочная, вечерняя, очно-заочная и т.д.) – 5 лет.

Основные дисциплины

В первую очередь студент первых курсов изучает «общие» дисциплины, которые одинаковы для всех: философия, иностранные языки, правоведение, химия, физика, русский язык, экономика и т.д. Естественно, уже на первом курсе будет отмечаться сильная загрузка в области математических дисциплин.

Ниже представлен список профильных дисциплин:

  • Основы компьютерных наук;
  • Технология программирования и основы работы на компьютере;
  • Теоретическая механика;
  • Мультимедиа-технологии;
  • Операционные системы;
  • Теория кодирования и информации;
  • Математический, функциональный, стохастический анализы;
  • «Обычная» и компьютерная алгебры;
  • Дифференциальная, аналитическая, компьютерная геометрии;
  • Дискретная математика, математическая логика, а также их использование в области информатики;
  • Дифференциальные уравнения;
  • Математическое моделирование;
  • Базы данных;
  • Web-программирование;
  • Администрирование локальных систем и другие.

«Результат» обучения

Окончив обучение по специальности «Математика и компьютерные науки», недавний студент сможет:

  • Применять для анализа прикладных проблем математическое и алгоритмическое моделирование;
  • Использовать базовые математические задачи или методы в научных исследованиях;
  • Участвовать в работе разнообразных конференций, семинаров, симпозиумов и представлять там свои научные достижения, статьи и отчеты;
  • Решать прикладные задачи в области защищенных телекоммуникационных систем и технологий и ИТ;
  • Обрабатывать общенаучную и техническую информацию, приводить ее к форме задачи-проблемы, анализировать и синтезировать полученную информацию;
  • Применять математические методы в решении различных задач в сфере производства и технологий;
  • Использовать ИТ и компьютерные системы для управления объектами;
  • Быть преподавателем физико-математических дисциплин и информатики в школах и колледжах.

Возможности для дальнейшего обучения

Многие студенты считают, что диплома бакалавра для получения постоянной и высокооплачиваемой работы недостаточно. И отчасти они правы, так как большинство работодателей стремятся заполучить специалиста с опытом работы, большим количеством «бумажек»: грамот, благодарностей, сертификатов и т.д.

Для того чтобы занять «должность мечты», неплохо окончить магистратуру. Однако об этом в другой раз. Хорошим решением также будет желание участвовать в разнообразных конкурсах, семинарах и симпозиумах, проходить курсы переподготовки и повышения квалификации.

Будущая профессия

Выпускник специальности «Математика и компьютерные науки» может быть:

  • Программистом-аналитиком;
  • Математиком (в том числе преподавателем математики);
  • Прикладным программистом;
  • Администратором прикладных систем;
  • Разработчиком приложений, математических и компьютерных моделей;
  • Инженером-математиком;
  • Консультантом по математическому моделированию;
  • Инженером-программистом.

Не стоит также отрицать возможность получения должности, которая относится к смежным специальностям. Зачастую работодателей не столько интересует список профессий, которые «привязаны» к конкретной специальности, сколько умения, навыки и опыт потенциального сотрудника.

«Математика и компьютерные науки» - специальность высшего образования, квалификация – академический бакалавр (020301). Обзор специальности: условия поступления, сроки обучения, изучаемые предметы, будущая профессия, отзывы и подходящие вузы.

Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?

Большинство советских институтов стали университетами, т.к. это увеличивает госфинансирование, однако сохранили для узнаваемости старые аббревиатуры.

Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?

Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.

Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.

Россия или зарубеж?

Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».

Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.

У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.

Дальше мы будем говорить только про российские реалии.

Выбираем вуз

В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.

Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.

Изучаем рейтинги вузов

Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.

Международные

Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.

Российские

Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.

Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.

Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.

Исследование IBS

► Таблица: зарплата выпускников Московских технических вузов В таблице приведена доля трудоустроенных и средний размер выплат сразу после окончания вуза.
Образовательная организация Доля трудоустройства, %* Средняя заработная плата, ₽**
Московский авиационный институт 80 57 693
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана 85 66 722
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова 90 80 325
Московский государственный университет пищевых производств 75 42 963
Московский технический университет связи и информатики 80 60 165
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) 75 50 792
Московский технический университет связи и информатики 75 52 629
Московский физико-технический институт (государственный университет) 100 104 450
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» 80 51 450
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 85 66 476
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» 85 56 219
Национальный исследовательский университет «МЭИ» 75 58 332
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 85 65 532
* — для очной формы (дневное), первое высшее; ** — выпускников 2015 года в 2016 году

Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.

Вариант: «сильный» вуз

Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:

  • высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
  • мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
  • налаживание полезных связей со способными ребятами;
  • привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
  • если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
  • сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
  • придется много ботать, иначе легко вылететь.

Вариант: «обычный» вуз

Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.

Почему вузы вешают лапшу на уши?

Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.

В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.

Сомнительные варианты

Какое образование меньше котируется?

  • заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
  • не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
  • целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
  • филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
  • не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
  • коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.

Слияния вузов

Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.

При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.

Специальности

Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».

С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.

С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.

В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.

Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.

К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.

Специалитет или бакалавриат?

Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.

Стану ли я востребованным специалистом после диплома?

Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.

Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.

Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.

Информация о сроках проведения приёма, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления

Программы экзаменов

Информация о списке необходимых для поступления на программы бакалавриата и специалитета документов

Перечень документов

Информация о списке необходимых для поступления на программы бакалавриата и специалитета документов

Расписание экзаменов

В 2021 году РУДН проводит вступительные испытания с использованием дистанционных технологий в форме компьютерного теста с помощью системы дистанционного обучения «Русский Moodle»

Направления подготовки

Перечень направлений подготовки, специальностей, перечень вступительных испытаний и минимальные баллы по каждому вступительному испытанию для приема на 1 курс в 2021 году

Индивидуальные достижения

Перечень учитываемых индивидуальных достижений

Контактные лица

Список контактных лиц, ответственных за приём абитуриентов

Конкурентные преимущества программы

Конкурентные преимущества программы

Программа охватывает области знаний математики и компьютерных наук. Упор сделан на подготовку специалистов, способных решать задачи, связанные с научно-исследовательской деятельностью в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии.

Основные изучаемые специальные дисциплины

Основные изучаемые специальные дисциплины

Базовые математические дисциплины: Математический анализ, Аналитическая геометрия, Фундаментальная и компьютерная алгебра, Дифференциальные уравнения, Дифференциальная геометрия и топология, Функциональный анализ, Теория вероятностей и математическая статистика, Стохастический анализ, Теоретическая механика, Дискретная математика, математическая логика и их приложения в информатике и компьютерных науках, Методы оптимизации.

Базовые дисциплины по компьютерным наукам: Основы программирования, Технология программирования, Алгоритмы и анализ сложности, Архитектура компьютеров, Операционные системы, Компьютерные сети, Информационная безопасность, Java и ее приложения, Реляционные базы данных.

Специализированные дисциплины: Вычислительный эксперимент и методы вычислений, Математическое моделирование, Моделирование информационных процессов, Параллельное программирование, Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование, Введение в научное программирование, Введение в программирование для мобильных платформ, Прикладное программное обеспечение, Компьютерная графика, Модели и методы компьютерной графики, Регулярные численные методы, Моделирование экономических процессов, Моделирование сложно структурированных систем, Модели физико-технических явлений, Модели на гиперграфах и др.

Стажировки и практики

Программой предусмотрены учебная практика по отработке практических умений и их интеграции с теоретическими знаниями, научно-исследовательская работа и преддипломная практика. Учебная практика и научно-исследовательская работа проводятся на базе Компьютерного центра Управления информационно-технологического обеспечения, слаботочных и телекоммуникационных систем РУДН, на базе научно-учебной лаборатории «Управление инфокоммуникациями» кафедры прикладной информатики и теории вероятностей и научных центров и лабораторий Института прикладной математики и телекоммуникаций РУДН. Преддипломная практика проводится в соответствии с договорами о сотрудничестве на базе Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской Академии Наук, ООО «Технологии системного анализа» и ЗАО «РосИнтернет технологии», Лаборатории информационных технологий Объединенного института ядерных исследований. Обучающиеся ежегодно имеют возможность принимать участие в мастер-классах ведущих экспертов и представителей работодателей реальных секторов экономики, российских и зарубежных ученых из ведущих вузов и научных центров, в программах академической мобильности в соответствии с договорами о сотрудничестве с зарубежными научными организациями, в частности, Tampere University, Brno University of Technology, Mediterranea University of Reggio Calabria, University of Pisa, University of Lisbon, King's College London, University of Granada, KTH Royal Institute of Technology.

Карьера и трудоустройство

Выпускники бакалавриата по направлению "Математика и компьютерные науки" могут строить свою карьеру в качестве аналитиков, руководителей исследовательских проектов, системных администраторов, разработчиков информационных систем различного назначения и специализированного программного обеспечения. Примеры профессий: системный аналитик, научный сотрудник, специалист по информационным системам; разработчик программных продуктов, менеджер проектов в области математики и компьютерного моделирования; разработчик программного обеспечения. Возможные работодатели: отечественные и зарубежные университеты, научно-исследовательские центры мирового уровня, аналитические и ИТ подразделения госкорпораций и ИТ-компаний.


Выпускники программы обладают следующими компетенциями

Выпускники программы обладают следующими компетенциями

Кроме компетенций образовательного стандарта выпускники программы получают более специализированные знания, умения и навыки, полезные для выполнения трудовых функций:

программиста: использовать методы и приемы формализации задач; использовать методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов; применять стандартные алгоритмы в соответствующих областях; применять выбранные языки программирования для написания программного кода; применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ; применять методы и приемы отладки программного кода; применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода; выбирать средства реализации требований к программному обеспечению; применять методы и средства проектирования программного обеспечения, структур данных, баз данных, программных интерфейсов;

системного-аналитика: устанавливать и удалять прикладное ПО; алгоритмизировать деятельность пользователей ИТ-систем; анализировать проблемы; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать влияние изменений систем и подсистем; изучать предметные области; моделировать бизнес-процессы; формулировать задачи и требования к результатам аналитических работ и методам их выполнения и пр.

специалистов по информационным системам: обрабатывать информацию, анализировать информацию, владеть основами современных языков программирования, владеть современными средствами математического моделирования;

научного работника: использовать информационные ресурсы, научную, опытно-экспериментальную и приборную базы по тематике проводимых исследований и (или) разработок; формулировать результаты, полученные в ходе решения исследовательских задач; представлять научные (научно-технические) результаты в форме публикаций в рецензируемых научных изданиях; проводить научные дискуссии на научных (научно-практических) мероприятиях.

Объекты профессиональной
деятельности выпускников

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы являются: системообразующие понятия фундаментальной математики (гипотезы, теоремы, методы, математические модели), системообразующие понятия прикладной математики и информатики (алгоритмы, программы, базы данных, операционные системы, компьютерные технологии).

Тематики научных исследований

Тематики научных исследований

Научные исследования в рамках данной программы возможно по следующим примерным темам:

Телефон:

понедельник—пятница,
с 09.00 до 17.00 (Екб)

Пишите нам:

Школа успешного абитуриента

24 августа — 11 сентября

Смотрите про нас:

Физика

Химия

Биология

Математика и ИТ

Личный кабинет абитуриента

Направление: 02.03.01 Математика и компьютерные науки.
Программа: Математика и компьютерные науки. Бакалавриат, 4 года.

Бюджетных мест: 75.

ЕГЭ: 1. Математика профильная (минимум 39 баллов). 2. Информатика и ИКТ (минимум 44 балла) или Физика (минимум 39 баллов). 3. Русский язык (минимум 40 баллов).

Проходной балл в 2020 году — 240 баллов.

Программа нацелена на подготовку специалистов в сфере современных информационных технологий, имеющих фундаментальную математическую подготовку. Особенность программы — сочетание классического университетского образования с владением современными компьютерными технологиями позволяет выпускникам проявить себя в разных сферах деятельности. В результате освоения программы бакалавриата выпускник будет способен решать любые задачи, связанные с применением компьютеров:

• создание нового программного продукта;

• адаптация готового программного продукта под конкретного потребителя;

• владение методами математического и алгоритмического моделирования при решении задач естествознания, техники, экономики и управления;

• компьютерная обработка информации;

• создание и применение специализированных программных комплексов и другое.

Вы будете готовы к работе в должности программиста, системного администратора, специалиста по математическому моделированию, разработке и внедрению информационных технологий, менеджера в области компьютерных технологий, специалиста по информационной безопасности, консультанта в области вычислительной техники, преподавателя математики и информатики. Вы сможете трудоустроиться во всех сферах, где требуется знание математики, компьютерных наук или вычислительной техники. Где же потом работают наши выпукники? IT-область от стартапов до ИТ-гигантов России и мира (СКБ Контур, Яндекс, Наумен, Google). Банковская сфера (Сбербанк, УБРиР, Тинькофф). Реальный сектор (НПО Автоматики, КБ Новатор, Вектор). Научная область (Институт математики и механики, УрФУ, весь мир).

Руководитель образовательной программы — Конончук Екатерина Александровна

Читайте также: