Melodyne как сохранить файл

Обновлено: 05.07.2024

Есть вокалисты очень хорошие, есть просто неплохие, есть и с вовсе отсутствующим голосом, но в не зависимости от своих профессиональных способностей, человек не может стопроцентно точно попасть в тон, как это делает синтезатор.

Все мы люди, и вокалисты в том числе.

Поэтому существуют различные инструменты коррекции высоты, и использовать мы их можем как для исправления небольших неточностей, так и для создания разнообразных специфических эффектов.

Самый популярный, старый и проверенный из инструментов такого рода – Melodyne. Продукт выполнен как в виде самостоятельного редактора, так и в виде VST/AU/RTAS плагина.

После выхода 5-й версии Cubase в его наборе появился штатный инструмент визуально похожий на Melodyne. Этот инструмент получил название VariAudio и может стать также очень удобным решением для людей, использующих в своей работе Cubase 5.

Сегодня мы рассмотрим оба этих инструмента.

Melodyne

Celemony Melodyne выполнена в первую очередь в виде самостоятельной программы, существующей как в версии для Windows так и для Mac OS. Программа представляет собой специализированный звуковой редактор, позволяющий работать как с аудиофайлами, так и собственными многодорожечными проектами (в Melodyne они называются аранжировками, Arrangement).

Однотрековый режим, интерфейс

Начнем с простого случая, в котором нам нужно отредактировать запись, сохраненную в WAV/AIFF-файле (MP3 не поддерживается, да оно и не нужно). В главном меню выбираем File->Open, далее сам файл. После выбора файла Melodyne проанализирует его содержимое и наконец, представит нам свое главное рабочее окно:

Я загрузил акапеллу Funkerman – Speed Up и вы можете наблюдать начальный ее фрагмент в окне редактора.

С левой стороны расположен вертикальный пиано-ролл, по которому программа разбивает загруженное аудио по высоте тона. Под главным меню в левой части расположена панель инструментов, позволяющих нам совершать основные действия по редактированию. Здесь все довольно прозрачно, но давайте все-таки рассмотрим назначение каждого из представленных инструментов:


Выделение

Изменение высоты тона выбранного фрагмента

Изменение форманты

Изменение амплитуды (громкости)

Изменение длительности (или проще говоря
тайм-стретч)

Разрезание выделенного фрагмента (двойной клик с выбранным инструментом)

Изменение горизонтального масштаба осуществляется при помощи двух небольших кнопочек, расположенных в правом нижнем углу рабочей области:

Как мы можем видеть, все просто и интуитивно понятно.

Однако, есть несколько неочевидных нюансов и самый главный из них – это то, как происходит корректировка высоты. При перетаскивании выбранного звука мышью вверх или вниз мы изменяем его высоту на целое количество полутонов. Однако если высота звука имела некий сдвиг относительно своего полутона (даже на какие-то центы), этот сдвиг при перемещении останется неизменным:

Поэтому если мы хотим скорректировать высоту какого-либо звука до ближайшего полутона, нам будет нужно воспользоваться функцией Correct Pitch вызываемой из меню Edit или комбинацией [Ctrl+Alt+P]:

Глубина коррекции задается при помощи ползунков Correct Pitch Center и Correct Pitch Drift. Давайте взглянем, как изменилась высота нашего выбранного звука:

Как мы можем видеть, первый фрагмент встал ровно по тону.

Многодорожечный режим

В случае, если вам необходимо вносить изменения не в одну, а сразу в несколько дорожек, или иметь возможность прослушивать записанный вокал вместе с акомпонементом (например, гитарой или минусом), Melodyne предоставляет нам специальный многодорожечный редактор.

Для начала нужно создать новый проект: File->New Arrangement. Далее мы можем импортировать нужные нам файлы в проект, для этого нужно сначала выбрать дорожку (кликнув по ее корешку) и выбрать пункт меню File->Import:

Двойной клик по корешку дорожки откроет ее в отдельном окне редактор, интерфейс которого нам уже знаком по синглтрековому режиму работы Melodyne. Для каждой дорожки имеются кнопки Solo и Mute. В общем, присутствуют все необходимые элементы многодорожечного редактора.

Транспортная панель

В Melodyne также имеется транспортная панель (что это такое, я думаю, говорить не нужно?). Если транспортная панель скрыта мы можем в любой момент вызвать ее из меню Window->Transport Bar или нажатием комбинации клавиш [Ctrl+Shift+T]:

Здесь мы можем управлять воспроизведением дорожки, задавать общий темп, включать метроном. Также в Melodyne присутствуют точки входа и выхода и возможность зацикливания воспроизведения выбранного отрезка (Cycle). В общем-то стандартные возможности для любой хост-программы. По расположению элементов очень напомнило Cubase.

После завершения редактирования записи мы можем сохранить отредактированное аудио, а также экспортировать информацию о высоте звуков в виде MIDI-файла.

Melodyne Plugin

Помимо основной (standalone) версии Melodyne также существует в виде плагина с поддержкой форматов VST/AU/RTAS. Сам интерфейс в данном случае не отличается от описанного выше интерфейса самой программы, и основное различие в данном случае заключается в методе получения аудиосигнала из хост-программы.

Рассмотрим работу Melodyne Plug-in в Cubase. Итак, мы имеем проект с аудиодорожкой, на которой расположен вокал и хотим произвести тюнинг фрагмента этой дорожки при помощи Melodyne:

Плагин необходимо установить в Insert канала дорожки, далее в окне плагина нажать кнопку Transfer и проиграть в секвенсоре нужный фрагмент дорожки. Проигранный фрагмент будет записан в Melodyne и проанализирован им:

После этого мы можем производить над фрагментом все необходимые нам операции, и при дальнейшем прослушивании дорожки в секвенсоре те фрагменты, которые были выписаны в Melodyne, будут воспроизводиться из его буфера с учетом всех коррекций, а все остальное пройдет сквозь плагин с исходной дорожки.

Такой подход, кажущийся на первый взгляд немного странным на самом деле очень удобен, так как мы передаем Melodyne только нужные фрагменты, не заставляя его обрабатывать всю дорожку, и соответственно, излишне тратить ресурсы компьютера.

В остальном работа с Melodyne plugin ничем не отличается от работы со standalone-версией Melodyne.

Все просто, прозрачно, и довольно-таки удобно.

VariAudio в Cubase 5

В 5-й версии Cubase появился встроенный инструмент для питч-коррекции получивший название VariAudio.

Меня как пользователя лицензионного Cubase 5 этот инструмент заинтересовал сразу, ведь Melodyne стоит несколько сотен долларов, что в наше тяжелое посленовогодне-кризисное время, если не сказать что ужасно, но все-таки играет роль.

Поэтому сразу же возник вопрос – насколько удобен VariAudio и какое качество обработки обеспечивает, ведь Melodyne – продукт уже проверенный временем, используемый практически на всех студиях мира и не имеющий никаких нареканий по качеству, а VariAudio – решение новое и посему вызывающее небольшое недоверие. Попробуем понять.

Итак, VariAudio расположен в редакторе семплов Cubase, вызываемом двойным кликом по нужному аудиофрагменту:

Далее нам необходимо выбрать в левой панели вкладку VariAudio и нажать на кнопку Pitch & Warp. После этогобудут активированы средства для коррекции темпа и времени звучания нот, а фрагмент звуковой дорожки будет поделен на сегменты по тонам. Мы можем проводить коррекцию как, вручную перемещая и растягивая ноты в редакторе, так и воспользоваться квантизацией питча при помощи ползунка Pitch Quantize. При помощи этого ползунка те звуки, которые слегка уплыли вверх или вниз будут выровнены до ближайшего полутона:

Также далеко не все изменения высоты звука можно уложить в рамках одного сегмента. Эти изменения показаны в виде кривых микропитча. При помощи ползунка Straighten Pitch мы можем выровнять глубину этих внутренних изменений тона:

Если зажать и удерживать выбранный фрагмент, Cubase воспроизведет его. Перетягивая его вверх или вниз, мы можем изменять его высоту (как и в Melodyne по целым полутонам, а ухватив за боковую сторону и перетаскивая мышь вправо или влево – изменять время его звучания (стретчить).

В VariAudio имеется функция экспорта информации о высоте звуков в MIDI (Functions->Export to MIDI в левой панели), а также функции отмены произведенных изменений и повторного анализа аудио, расположенные в меню Reset той же панели:

Здесь мы имеем следующие варианты действий:

  • Pitch Changes – сброс всех изменений высоты;
  • Warp Changes – сброс всех сделанных стретчей;
  • Pitch + Warp Changes – сброс всех изменений;
  • Reanalyze Audio – повторный анализ и определение высоты звуков.

Джентельменский набор. Этих средств вполне достаточно для любых операций по тюнингу вокала и реализовано все это в довольно удобной и понятной форме.

Другие варианты применения

Инструменты работы с высотой звука могут быть полезны не только для тюнинга вокала, но и в работе над ремиксами начинающим продюсерам, ведь далеко не все и всегда имеют достаточно развитой слух, чтобы точно попасть в тон. Функции определения высота тона и экспорта данных в MIDI могут стать неплохим подспорьем. Но увлекаться этим не стоит, лучше все-таки развивать слух.

Для экстремалов - жесткие выравнивания микропитча и своеобразный спецэффект с этим связанный, а также жесткие изменения тональности оригинального вокала.

Но, на мой взгляд, подобными инструментами нужно пользоваться очень аккуратно, дабы не испортить натуральную красоту человеческого голоса.

Вместо заключения

Оба рассмотренных инструмента очень удобны в использовании и имеют простой, интуитивно понятный интерфейс.

Касаемо качества звучания, как мне показалось, Melodyne работает немного мягче и вносит в обрабатываемый звук менее заметные искажения. Вполне возможно, причиной тому является намного более старый и отлаженный алгоритм у Melodyne против относительно свежего инструмента Steinberg.

Но и последний отлично подойдет для большинства задач по не очень глубокой и сложной коррекции, что станет приятным дополнением для всех пользователей Cubase 5.

В прошлых статьях мы говорили о очистке вокала от шума и нежелательных артефактов и его компрессии . Сегодня будем говорить о третьем этапе обработки вокала – коррекции.

С помощью редактора Celemony Melodyne будем корректировать питч (высоту тона) и модуляцию голоса вокалиста.

В процессе записи вокала исполнитель может немного сфальшивить, взяв ноту на полутон ниже или выше (разница может быть совсем незначительная), но этого вполне достаточно, чтобы внести в композицию некоторую дисгармонию. Для исправления подобных неточностей мы и будем использовать программу Celemony Melodyne Studio Edition 3.

Обработка вокала с помощью Melodyne позволяет сделать вокал более гармоничным. После коррекции он уже намного приятнее впишется в композицию.

Давайте пошагово рассмотрим процесс коррекции вокала.

Коррекция вокала в Celemony Melodyne Studio Edition 3

1. Запустим программу и откроем файл с вокалом, для этого в меню выберем File / Open. Нужно отметить, что данный музыкальный редактор не работает с файлами формата MP3, поэтому позаботьтесь, чтобы ваш вокал был записан в формате WAV (для того, чтобы обеспечить высокое качество готового трека все сэмплы, лупы и вокальные партии должны быть записаны в формате WAV или подобном ему).

обработка вокала

После загрузки в программу, отдельные части вокала будут распределены по соответствующим нотам, как показано на рисунке ниже.

обработка вокала

Если этого не произошло, выберете в меню Definition / Reset Detection to Melodic Mode и всё станет на свои места.

обработка вокала

обработка вокала

2. Для начала откорректируем питч. Выделим весь вокал, нажав комбинацию клавиш Ctrl+A. Удерживая правую кнопку мыши, из меню, выберем пункт Edit Pitch.

обработка вокала

Мы видим, что не все ноты на своих местах.

обработка вокала

Для того, чтобы откорректировать питч, наведём указатель мыши на вокал и нажмём два раза правой кнопкой.

обработка вокала

3. Изменяем модуляцию. Удерживая правую кнопку мыши, из раскрывающегося меню, выберем пункт Pitch Modulation.

Для каждого отдельного кусочка корректируем кривую модуляции с помощью мыши.

обработка вокала

У меня получилась следующая картинка.

обработка вокала

4. Сохраняем вокал в файл WAV, для этого в меню выбираем File / Save Audio, выставляем необходимые параметры сохранения и жмём Save As.

обработка вокала

обработка вокала

В следующей статье поговорим о последнем этапе обработки вокала – эквализации и добавлении эффектов .


Программа Melodyne является продуктом компании Celemony Software GmbH (Германия). По сути, это звуковой редактор, но его отличительной особенностью среди других аналогичных программ является то, что эта программа оптимизирована под выполнение 2 главных задач: создание мелодии на базе нескольких заранее записанных звуков и редактирование мелодии.

Как скачать и установить?

Без проблем работает 30 дней, потом можете обновить и снова работать!

ПО имеет форматы:

В разархивированной папке нужно найти иконку setup.exe и запустить ее от имени администратора, при помощи правой кнопкой мыши (ПКМ). Далее откроется окно установки, где нужно выбрать будет форматы и путь.

После завершения установки, можно запустить программу и выполнить первоначальные настройки.

Настройки программы

Обязательных указаний по предварительным настройкам программы нет. Она полностью готова к использованию сразу после установки и запуска. Но специалисты рекомендуют изменить несколько параметров и использовать ASIO драйвер, который позволяет иметь большее число каналов. Делается это следующим образом:

Внимание! ASIO драйвер можно использовать одновременно только одним приложением, поэтому перед запуском Melodyne, нужно выйти из всех других.

Предлагаем посмотреть видео о настройке программы:

Обзор интерфейса

Благодаря простоте интерфейса, запустив программу, можно интуитивно понять принцип работы с ней. Перед пользователем появляется основная рабочая область (шкала с зависимостью высоты тона от времени и градуировкой нот).

Практически вне зависимости от версии программы, пользователь получает возможность:

  • использовать программу как отдельный редактор, так и работать с ней в качестве плагина;
  • работать с поли- и монофоническими звуковыми материалами;
  • иметь доступ к нотам;
  • переносить мелодии от трека к треку;
  • работать с широким звуковым дизайном;
  • подключать через ReWire к совместимым DAW.

Предлагаем посмотреть видео об интерфейсе программы:

Основные инструменты

Как и другие подобные редакторы, звук отображается в виде волновых форм, которые можно:

  • переносить, разрезать, копировать, удалять, монтировать последовательно на одном треке или на нескольких параллельно;
  • помимо этого, пользователь имеет возможность менять не только высоту тона отдельных фрагментов, но и целой партии;
  • менять время звуковых мелодий, сжимать и растягивать их.

Благодаря основным инструментам для работы доступны следующие возможности:

  • курсор мыши (применяется для всех основных действий);
  • смена высоты тона нот;
  • изменение количественных отклонений высоты тона в пределах ноты;
  • смена степени модуляции между нотами;
  • изменение степени модуляции между нотами;
  • изменение позиции форманты всего трека или отдельной ноты;
  • смена амплитуды ноты;
  • перемещение ноты во времени;
  • модификация атаки ноты;
  • модификация разделения ноты.

Благодаря таким возможностям инструментария программы, удается в полной мере выполнить все необходимые функции по работе с мелодией или вокалом.

Предлагаем посмотреть видео об основных инструментах программы (мышка):

Предлагаем посмотреть видео об инструментах модуляции:

Предлагаем посмотреть видео об инструментах выравнивания:

Как пользоваться программой?

  1. По сути, начало пользования Melodyne начинается с того, что на рабочую область перетаскивается фрагмент файла вокала или мелодии. Это также можно сделать через командное меню File > Open и выбрать необходимый файл.
  2. После перемещения, на треке покажется сигналограмма загруженного файла. В случае, если загрузить еще один файл, то автоматически будет открыто еще одно окно с рабочей областью, а для того, чтобы добавить в один и тот же проект вокал или аккомпанемент, нужно воспользоваться командой File > Add Melody.
  3. Во время загрузки выбранного файла, автоматически определяется темп. Из-за особенностей программы, лучше всего загружать сначала трек с аккомпанементом, после чего добавлять трек с мелодией, таким образом удастся избежать явной погрешности при определении темпа.
  4. Далее, при помощи графического списка инструментов в верхней части окна, можно приступать к работе. Исходя из того, на какой стадии находится мелодия или какой выбран инструмент, этот список может немного меняться.
  5. Сначала необходимо провести детектирование мелодии (распознавание) при помощи команды Detect Melody.
  6. После этого, пользователь должен выбрать алгоритм распознавания, который наиболее актуален для определенного материала. Делается это в появившимся списке Parameter Set. Так например для вокала спетого тенором, вполне логично выбрать Tenor Vocals и т.д. После выбора нажать на Detect.
  7. После процесса распознавания, в рабочей зоне появится вся информация, включая высоту тона, временные интервалы, изменения колебаний и т.д. Теперь после этого, пользователь может приступить к полноценной работе со своей мелодией.

Предлагаем посмотреть видео о том, как пользоваться программой:

Несмотря на свою простоту, функциональности программы в полной мере хватает для того, чтобы редактировать вокал любой сложности. Особенно работая с актуальными версиями Melodyne.

Роман Петелин, Юрий Петелин

Ничего необычного в перечисленных возможностях нет. На такое способны и универсальные звуковые редакторы (например, Adobe Audition, см. статьи "Магия ПК" и книгу "Adobe Audition. Обработка звука для цифрового видео"), и виртуальные студии (см. статьи "Магия ПК"), особенно если дополнить их высококачественными эффектами (см. книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase", издательство "БХВ-Петербург", 2003). В частности, практически в любой программе для работы со звуком пользователю доступны функции pitch shift (сдвиг высоты тона) и time stretch (масштабирование во времени фрагментов фонограммы).

Отличительная особенность Melodyne заключается в том, что программа максимально приспособлена для решения двух основных задач - редактирования мелодии и создания мелодии на основе нескольких заранее записанных произвольных базовых звуков (в пределе - на основе единственного звука). В самом названии программы содержится намек на то, что она является инструментом для работы именно с мелодией.

Фальшивят все

Мелодия, как известно, исполняется либо на музыкальном инструменте, либо голосом певца. В любом случае исполнение редко бывает идеальным. И вокалист, и инструменталист могут не совсем точно интонировать (попросту говоря, могут фальшивить), не вовремя начинать и завершать исполнение нот. Особенно серьезной эта проблема стала в эпоху компьютерной работы с музыкой, когда в творческий процесс включились и такие люди, которые не умеют не только петь, но и играть в реальном времени хотя бы на части из тех музыкальных инструментов, что стали широкодоступными в виде виртуальных аналогов.

В мелодии можно выделить два аспекта: звуковысотное положение элементов мелодии и ее ритмическая структуру, т. е. темп исполнения и порядок чередование звуков и пауз определенной длительности. И все это может быть предметом компьютерного редактирования.

А как обстоит дело, если в качестве инструмента редактирования мелодии выбрана программа Melodyne? Прежде всего, Melodyne берет на себя самые трудоемкие из перечисленных операций. А то, что программа не в состоянии выполнить автоматически, она, конечно, оставляет на долю пользователя, но при этом оказывает ему всевозможную помощь. Попробуем разобраться в этом разделении творческого и рутинного труда.

Звуковой файл, содержащий редактируемую мелодию, вы можете записать и непосредственно в Melodyne, но лучше сделать это в каком-либо другом редакторе, сохранить файл в формате WAV и затем открыть его в Melodyne. Дело в том, что в Melodyne, во-первых, нет необходимых средств подготовки звука к распознаванию мелодии (в частности, не реализованы процедуры шумоподавления). Во-вторых, здесь не очень удобные, грубые измерители (точнее даже - индикаторы) уровня сигнала. Поэтому оптимальный уровень подобрать трудно, следовательно, высока вероятность возникновения перегрузки, а, значит, и искажений.

Объектом применения Melodyne является одноголосная партия. Сведенные полифонические композиции не обрабатываются, так как в аккордах очень трудно распознать высоту тона определенного голоса. На такой подвиг компьютерные программы пока не способны.

Правда, на параллельных треках в Melodyne наряду с обрабатываемой мелодической партией могут располагаться еще несколько одноголосных партий или сведенный в один трек многоголосный аккомпанемент. В последнем случае работать с мелодией, конечно, удобнее.

Звук должен быть записан насколько возможно "сухим" (желательно выполнять запись в заглушенном помещении). Дело в том, что естественная реверберация может создать эффект полифонического звучания даже единственного голоса. Разумеется, применять эффекты наподобие реверберации, хоруса и дилэя к звуковым данным, которые только еще предстоит обработать Melodyne, нельзя. А вот что можно и даже нужно предварительно сделать, так это избавиться от шума в паузах и явных огрехов, допущенных во время исполнения партии (типа покашливания, шелеста). Если не позаботиться об этом, то в дальнейшем возникнут неточности в определении границ отдельных звуков и будут наблюдаться случаи ложного обнаружения нот.

Да была ли мелодия?

После запуска программы открывается главное окно, удивляющее своей пустотой: в нем нет ничего кроме главного меню: File, Edit, View, Navigation, Midi, Window и ? (Help).

Будем считать, что работа в Melodyne начинается с загрузки заранее подготовленного файла командой File > Open. Как только вы это сделаете, откроется окно проекта (аранжировки), представленное на рис. 1. Фактически это мультитрековый редактор. Причем сигналограмма файла загруженной мелодии окажется на треке № 1. Если той же командой загрузить еще один файл, то будет открыто еще одно окно проекта. А вот для того, чтобы на второй трек окна открытого проекта поместить, например, запись аккомпанемента, соответствующий файл нужно открывать командой File > Add Melody.



Рис. 1. Окно проекта с загруженным файлом мелодии

На рисунке также показана транспортная панель, элементы которой, вероятно, не нуждаются в пояснениях. Вообще-то, ее можно скрыть, воспользовавшись соответствующей командой меню Window.

При загрузке файла программа автоматически определяет темп исполнения. Правда, темп вокальных партий часто измеряется с заметной погрешностью. Поэтому есть смысл вначале загружать в проект трек с аккомпанементом (в нем обычно имеются явно заметные ритмические пульсации, облегчающие задачу программе) и только после этого подгружать трек с мелодией.

В верхней части окна проекта находится раскрывающийся список, который принадлежит к числу существенных элементов графического интерфейса программы. Его наполнение зависит и от того, на каком этапе редактирования мелодии находится программа, и от того, какой инструмент редактирования выбран вами. С помощью команд раскрывающегося списка можно выполнить актуальное в данный момент действие. В большинстве случаев одной из его команд является команда возврата к исходному состоянию редактируемого материала.

Первым этапом редактирования мелодии является ее автоматическое распознавание (в терминологии программы - детектирование). Поэтому в раскрывающемся списке выберите команду Detect Melody. Отроется диалоговое окно Sound Files. В нем следует назначить алгоритм распознавания, наиболее эффективный для музыкального материала определенного типа. Варианты перечислены в раскрывающемся списке Parameter Set. Например, если редактируемую мелодию спел тенор, то с помощью системы меню вы должны выбрать алгоритм распознавания, который и называется Tenor Vocals. Среди вариантов алгоритмов распознавания имеются "заточенные" для разговорной речи, ударных инструментов, мелодии, спетой голосами различных типов и сыгранной на различных струнных и духовых инструментах. Выбрав алгоритм, нажмите кнопку Detect. Начнется процесс распознавания мелодии. О его ходе будет сигнализировать прогресс-индикатор. Как только этап распознавания завершится, сигналограмма в окне проекта изменит свой вид. Теперь на треке отображается не только сам факт существования в пределах тех или иных временных интервалов звуковых колебаний с определенной амплитудой, но и индицируется изменение высоты тона (рис. 2).



Рис. 2. Окно проекта с распознанной мелодией

Отпечатки звуков

К окну проекта мы еще вернемся, когда дело дойдет до формирования, например, партий бэк-вокала. А сейчас перейдем в окно Editor (рис. 3), предназначенное для редактирования мелодии. Для этого в окне проекта нужно сделать двойной щелчок на расположенной в левой части проекта окна секции атрибутов трека, содержащего сигналограмму мелодии. Вы найдете секции атрибутов треков по явному признаку: в каждой из них имеется три кнопки: S - включение режима солирования для данного трека (звучание остальных треков будет заглушено), M - мьютирование (заглушение) данного трека, R - разрешение записи на данный трек.



Рис. 3. Окно редактирования мелодии

Итак, открылось окно Editor и вы увидели координатное поле. Горизонтальная ось системы координат здесь, конечно, время в тактах и долях такта, а вертикальная - высота тона, измеренная в полутонах и центах. Вместо делений шкалы - изображение фортепианных клавиш с указанием ноты и номера октавы (на клавишах C). Внешне окно очень похоже на окно Piano Roll в программе Cakewalk SONAR или Key Editor в Steinberg Cubase (аналогичные окна в обязательном порядке имеются также в любом современном MIDI-редакторе). Подобный элемент интерфейса мы называем "окно отпечатков клавиш". По аналогии окно Editor программы Melodyne можно назвать окном отпечатков звуков.

Программа распознала мелодию. Что это означает? Во-первых, автоматически найдены границы отдельных отпечатков звуков (например, слогов в вокальной партии). По всей видимости, критерий, согласно которому программа отличает звук от тишины, основан на превышении порогового уровня группой отсчетов записанного сигнала. Для того чтобы не терялись окончания звуков, величину этого порога разработчики должны были выбрать очень небольшой. Вот почему важно, чтобы исходный оцифрованный звук характеризовался максимально возможным отношением сигнал/шум. Иначе при заметном шуме в паузах алгоритм будет срабатывать по шумовым отсчетам, допуская ошибку типа "ложное обнаружение сигнала". Во-вторых, автоматически вычислен музыкальный размер, а также темп, в котором исполнена записанная мелодия. Темп, как обычно, измеряется в количестве долей, приходящихся на одну минуту. В-третьих (и это главное), измерена основная частота звуковых колебаний каждого элемента мелодии. Полученные значения частот сравнены со стандартными частотами нот. Сигналограммы обособленных звуков (слогов) в окне редактирования мелодии помещены напротив изображений клавиш, обозначающих соответствующие ноты. Все перечисленное хорошо видно в окне Editor. Есть и еще один результат распознавания мелодии, который в окне Editor разглядеть невозможно: границы отдельных звуков автоматически чуть-чуть скорректированы (перенесены в ближайшие точки, где звуковая волна пересекает нулевой уровень). Тем самым устранены предпосылки для появления щелчков.

Инструменты и инструментики

Следующим этапом после распознавания мелодии является ее редактирование. Оно осуществляется в окне Editor с помощью весьма обширного набора инструментов.

Основные инструменты представлены в левой верхней части окна: . Инструмент служит для выделения редактируемых объектов. Остальные инструменты позволяют редактировать определенные параметры мелодии (или ее фрагментов): - высоту тона; - положение формантной области, которая определяет отличительные тембровые признаки конкретного голоса; - амплитуду звуковых волн; - временные параметры отпечатков звуков. Инструмент предназначен для ручного разделения отпечатков звуков на фрагменты. При выборе того или иного инструмента происходит смена набора команд раскрывающегося списка окна Edit.

Существует и альтернативный способ доступа к инструментам: щелчком правой кнопки мыши на отпечатке звука открывается расширенная инструментальная панель. В ней каждый из основных инструментов в свою очередь сопровождается набором дополнительных инструментов (в программе используется термин "subtool", что буквально можно перевести как "субинстрмент"). Мы не станем подробно описывать эти наборы. Заметим только, что все они содержат субинструмент для оперативного прослушивания результатов работы, а трижды встречающийся субинструмент позволяет управлять характером изменения редактируемого параметра при переходе от предыдущей ноты к ноте очередной, например, варьировать скорость изменения тона на границах отпечатков звуков.



Рис. 4. Отпечатки звуков во всех подробностях



Рис. 5. Высота тона подправлена

Но есть и два других способа: Note Snap - с привязкой высоты тона отпечатков звуков к нотам; Scale Snap - с привязкой к ладу и тональности. Если в раскрывающемся списке выбрать способ Note Snap, то для каждого отпечатка звука будет отображено то его положение, которое соответствует ноте, наиболее близкой по высоте (рис. 6).



Рис. 6. Подстроить отпечатки звуков под ноты?

Это то, что предлагает программа. А решение принимать вам. Если считаете, что конкретный отпечаток нужно редактировать - захватите его и чуть-чуть переместите. Далее он сам "перескочит" на положенное место.

Итак, способ Note Snap позволяет уравнять высоту тона любого отпечатка с высотой тона ближайшей ноты хроматической гаммы. Способ Scale Snap сложнее. Если производить коррекцию высоты тона в соответствии с ним, то реально записанные ноты будут трансформированы в те ноты, которые являются допустимыми для определенного лада и тональности. Таким способом можно добиться того эффекта, что песенка "В лесу родилась елочка" зазвучит, например, так, будто она является лейтмотивом саундтрека к индийскому фильму.

Melodyne сопровождается пресетом, задающем частоты звуковых колебаний (высоту тона нот), соответствующие равномерно темперированному строю, наиболее распространенному в наши дни в европейской музыке. Кроме того, имеются пресеты еще трех вариантов строя. Задать любой известный (или вообще определить свой собственный произвольный) лад вы можете, воспользовавшись полями ввода диалогового окна, которое открывается командой Window > Tone Scale.

Если вы не очень хорошо ориентируетесь в различных ладовых системах, советуем в качестве средства и обучения, и транспонирования мелодии воспользоваться MIDI-плагином Transpose, входящем в программу SONAR (см. книгу Cakewalk SONAR 4 Producer Edition. Секреты мастерства", издательство "БХВ-Петербург", 2005).

Итак, тем или иным способом вы скорректировали высоту тона всех отпечатков звуков, составляющих мелодию. Далее, пользуясь субинструментами группы , можно отрегулировать громкость каждого из отпечатков звука. А при помощи субинструментов группы можно переместить отпечатки звука в другие позиции, растянуть или сжать их во времени, а также изменить их форму. Последнее позволяет повлиять, например, на характер фазы атаки: звук может возникать либо плавно, либо резко, "ударно".

Если в процессе автоматического распознавания мелодии программа ошиблась и объединила несколько слогов, которые должны петься различными нотами, вы можете разделить их инструментом , а затем для каждого слога по отдельности установить свой необходимый тон.

Вы, вероятно, заметили, что невольно мы в основном рассуждаем о том, как отредактировать мелодию, именно спетую, а не сыгранную на музыкальном инструменте. Это не случайно. Ведь даже если вы не способны играть в реальном времени, всегда можно записать партию с MIDI-клавиатуры в пошаговом режиме или даже "нарисовать" ее в MIDI-редакторе. А вот "пошагово" спетые звуки превратить в песню способна только программа Melodyne.

После завершения редактирования мелодии можно приступить к ее гармонизации. Например, можно сформировать второй голос или вообще сформировать искусственный многоголосный бэк-вокал.

Для этого следует вернуться в окно проекта, выделить трек с мелодией и, пользуясь стандартными командами главного меню (Edit > Copy и Edit > Paste), скопировать мелодию еще на несколько треков. Далее, редактируя в окне Edit высоту тона соответствующих отпечатков звука, нужно сформировать необходимые аккорды. При этом ноты одного трека следует рассматривать как основные звуки (примы) формируемых аккордов, второго - как терции, третьего - как квинты и т. д. Чтобы выполнить такую задачу, не обойтись без знания основ гармонии, которые, вы найдете в книге "Аранжировка музыки на PC". Впрочем, в наши дни и в этом деле существуют виртуальные помощники, например, программа-автоаранжировщик Band-in-a-Box (см. статью, книгу "Аранжировка музыки на PC"). Запишите (наиграйте) в ней мелодию MIDI-нотами, а четырехголосную гармонизацию она выполнит сама. Пользуясь нотными записями сформированных MIDI-партий как шпаргалкой и переключаясь между программами, отредактируйте отпечатки звуков на треках Melodyne.

Кстати говоря, в окне Edit можно работать не с отпечатками звуков, а с самыми обычными нотами. Щелкните на расположенной в левом верхнем углу окна кнопке, помеченной изображением скрипичного ключа, и появится нотный стан. На нем ноты можно мышью перемещать в вертикальном направлении. Отпечатки звуков будут перемещаться синхронно.

Экспортируем, конвертируем

В принципе, далее можно непосредственно в Melodyne отрегулировать соотношение громкости основного мелодического голоса и голосов бэк-вокала, распределить голоса по панораме и скорректировать их частотные параметры. Для этого в Melodyne предусмотрено окно микшера (открывается командой меню Window > Mixer). Но лучше продолжить эту работу в одной из специально приспособленных виртуальных студий (скажем, Cubase или SONAR). А вот чтобы такое стало возможным, результаты ваших трудов из Melodyne нужно экспортировать в WAV-файл. Для этого командой File > Export откройте окно Export и в нем выберите аудиоформат (в полях группы Format: выберите Audio, WAVE). В этом же окне вы можете определить треки, данные с которых предстоит экспортировать в файл (нас интересуют только треки основного голоса и голосов бэк-вокала, а трек, на котором, возможно, располагался аккомпанемент, скорее всего, и без того имелся ранее). Обратите внимание на две важные опции группы Channels. При выборе Stereo Mix все треки Melodyne перед сохранением будут смикшированы (в соответствии с настройкой микшера Melodyne) и сохранены в виде единственного стереофайла. Вряд ли это вас устроит. Ведь, наверное, хочется продолжить работу отдельно с каждым голосом, например, панорамировать голоса и обработать эффектами (реверберацией, дилэем…) с различными параметрами. Поэтому лучше выбрать опцию экспортирования Save each track as a single file, тогда каждый голос будет сохранен в отдельном WAV-файле.

Читайте также: