Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников в экселе

Обновлено: 08.07.2024

Выявление дезадаптированных учащихся и дальнейшая работа с ними являются важной частью работы школьного психолога. В этой статье мы рассмотрим одну из методик, которая может помочь педагогу-психологу старшего звена изучать и решать проблемы школьной адаптации у обучающихся средней и старшей школы. Немного об особенностях разных возрастов вы можете прочитать тут.

Чтобы понимать, о чем идет речь, давайте вспомним определение термина школьная адаптация. В самом распространенном значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Выявить дазадаптированных обучающихся можно с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А.Д. Андреевой.

Содержание

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002–2003 гг.

Цель методики: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 10- 16 лет (средние и старшие классы)

Количество вопросов: 40

Шкалы: познавательная активность, мотивация достижения, тревожность, гнев

Время заполнения: 10–15 мин.

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Стимульный материал методики диагностики адаптации

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Инструкция

ПримерПочти никогдаИногдаЧастоПочти всегда
Мне весело1234

Вопросы методики

Почти
никогда
ИногдаЧастоПочти
всегда
1.Я спокоен1234
2.Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути1234
3.Я разъярен1234
4.Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе1234
5.Я напряжен1234
6.Я испытываю любопытство1234
7.Мне хочется стукнуть кулаком по столу1234
8.Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки1234
9.Я раскован1234
10.Мне интересно1234
11.Я рассержен1234
12.Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе1234
13.Меня волнуют возможные неудачи1234
14.Мне кажется, что урок никогда не кончится1234
15.Мне хочется на кого-нибудь накричать1234
16.Я стараюсь все делать правильно1234
17.Я чувствую себя неудачником1234
18.Я чувствую себя исследователем1234
19.Мне хочется что-нибудь сломать1234
20.Я чувствую, что не справлюсь с заданиями1234
21.Я взвинчен1234
22.Я энергичен1234
23.Я взбешен1234
24.Я горжусь своими школьными успехами1234
25.Я чувствую себя совершенно свободно1234
26.Я чувствую, что у меня хорошо работает голова1234
27.Я раздражен1234
28.Я решаю самые трудные задачи1234
29.Мне не хватает уверенности в себе1234
30.Мне скучно1234
31.Мне хочется что-нибудь сломать1234
32.Я стараюсь не получить двойку1234
33.Я уравновешен1234
34.Мне нравится думать, решать1234
35.Я чувствую себя обманутым1234
36.Я стремлюсь показать свои способности и ум1234
37.Я боюсь1234
38.Я чувствую уныние и тоску1234
39.Меня многое приводит в ярость1234
40.Я хочу быть среди лучших1234

Ключ

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке

ШкалаПункты, номер
Познавательная
активность
2 6 10 14 18 22 26 30 34 38
Мотивация
достижения
4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
Тревожность1 5 9 13 17 21 25 29 33 37
Гнев3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, значит вес для подсчета: 1 2 3 4 (Т.е. цифра, выбранная ребенком, является баллом)

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4, вес для подсчета: 4 3 2 1 (Т.е. выбранная ребенком цифра 1 означает 4 балла, цифра 2 – 3 балла и т.д.)

Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле (уровень мотивации):

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению

УровеньСуммарный балл
I45 — 60
II29 — 44
III13 — 28
IV(–2) — (+12)
V(–3) — (–60)

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Интерпретация результатов диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Изучение адаптации в 10-ых классах

Гнев и тревога – базальные эмоции, зависящие от иерархически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления субъекта к жизненно значимым ситуациям. Поскольку эмоция гнева практически не имеет реального выхода в условиях школьного обучения, А.Д.Андреева рассматривает последнюю шкалу более широко как направленную на выявление отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью школьников.

Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены ниже.

Шкала / Познавательная
активность
Шкала / ТревожностьШкала / ГневИнтерпретация
ВысокийНизкий,
средний
НизкийПродуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
СреднийНизкий,
средний
НизкийПозитивное отношение к учению
НизкийНизкий,
средний
Низкий, среднийПереживание
“школьной скуки”
СреднийНизкий,
средний
Низкий, среднийДиффузное эмоциональное отношение
СреднийНизкий,
средний
ВысокийДиффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
НизкийНизкий,
средний
ВысокийНегативное эмоциональное отношение
НизкийНизкийВысокийРезко отрицательное отношение к школе и учению
ВысокийВысокийВысокийЧрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
ВысокийВысокийСреднийПовышенная эмоциональность
на уроке
Средний,
низкий
ВысокийСредний, низкийШкольная тревожность
ВысокийСредний,
низкий
ВысокийПозитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
средний
ВысокийНизкий, среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения 1
1 Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Бесплатно скачать текст методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и бланк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опросник предназначен для учащихся 6-9 классов. Проблема школьной мотивации. Обработка данного теста поможет прояснить ситуацию в классе.

Просмотр содержимого документа
«Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников»

Методика диагностики типа
школьной мотивации у старшеклассников

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6–9-х классов

Проблема школьной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов — педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

ИНСТРУКЦИЯ: Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.

2) Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.

3) Я очень люблю узнавать что-то новое.

4) Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.

6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.

7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.

8) Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.

9) Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.

10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.

11) Школа для меня прежде всего место общения с друзьями.

12) Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.

13) Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу проявить себя.

14) Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

15) Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.

16) Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.

17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.

19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.

20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.

21) Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.

22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.

23) Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.

24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.

25) Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.

26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.

28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.

29) Мне нравится придумывать новые способы решения задач.

30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.

31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.

33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником.

34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.

35) Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.

36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.

37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.


virtuemart templates

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (6-11 кл.).

Текст опросника.

  1. Мне кажется, лидером в классе должен стать тот ученик, который хорошо учится
  2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе
  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
  4. Мне нравится выполнять наиболее сложные задания, преодолевать сложности их выполнения.
  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником
  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, когда я грамотно выполнил задание.
  7. Я всегда рассказываю своим родителям об успехах в учёбе
  8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за неуспеваемость.
  9. Я скрываю плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
  10. Я учусь потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
  11. Школа для меня прежде всего – место общения с друзьями.
  12. Мне нравятся разные мероприятия, которые проходят в школе, они интереснее уроков.
  13. Учеба для меня та сфера, где я могу проявить себя.
  14. Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к ученику, который плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
  15. В нашей семье часто говорят о моём образовании
  16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
  17. Мне важно доказать самому себе, что я могу хорошо учиться.
  18. Когда я получаю хорошую оценку, я стремлюсь, чтоб об этом узнали мои одноклассники.
  19. Я расстраиваюсь, если открываю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
  20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители поощрят мои успехи.
  21. Я учусь лучше, если знаю, что успеваемость будут обсуждать на педсовете.
  22. Я приложу больше усилий к учёбе, если знаю, что меня накажут за неуспеваемость.
  23. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
  24. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
  25. Мне в школе более интересны вечера, игры, чем уроки.
  26. Я люблю участвовать в олимпиадах и викторинах, потому что для меня это способ заявить о себе.
  27. Мои одноклассники всегда интересуются резльтатами контрольных работ учеников класса.
  28. Для моих родителей очень важны мои успехи в учёбе
  29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
  30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
  31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
  32. Мне нравится, когда в конце урока учитель отмечает лучшие работы.
  33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником
  34. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: учитель считает меня неспособным учеником.
  35. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
  36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.
  37. Я радуюсь, когда отменяют урок и можно просто пообщаться с одноклассниками.
  38. Я бы хотел, чтоб в школе остались одни перемены.
  39. Я люблю на уроке доказывать свою точку зрения и отстаивать её.

Бланк для заполнения учащимися.

Если вы согласны с утверждением и отвечаете «ДА», ставьте рядом с номером вопроса +, если не согласны и отвечаете «НЕТ» ставьте - (минус)

Методика мотивация по Лускановой

Название методики - модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Автор – Лусканова Н.Г.

Модифицированная: Е.И. Даниловой

Источник описания – Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.

Стимульный материал – бланк опроса, ручка.

Процедура исследования - Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

1 вар. Вопросы детям зачитываются.

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

2 вар. Учащиеся получают бланк с вопросами.

«Прочтите вопрос, к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и поставьте галочку P в квадратик напротив подходящего ответа».

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивация может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Обработка и интерпретация результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

· ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

· нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

· ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

2-й уровень. 10-14 баллов — низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Все эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как: успеваемость по различным предметам, положение ребенка в группе и особенности его взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.

Подсчитывается процент подростков с разными уровнями школьной мотивации. За 100% принимается общее число подростков каждого класса.

Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

Школьная мотивация зависит не только от уровня умственного развития учащихся класса. Хотя часто, чем выше интеллектуальное развитие учащихся класса, тем выше уровень мотивации, возможны и случаи обратной зависимости: чем выше уровень умственного развития, тем ниже школьная мотивация вследствие возникающих конфликтных отношений с отдельным педагогом или педагогическим коллективом в целом при полном отсутствии познавательного интереса. Низкая школьная мотивация наблюдается также при неудовлетворении в школе каких-либо внутренних потребностей ученика, например, лидерских притязаний в классном коллективе. Также достаточно часто встречается ситуация, особенно в начальной школе, когда даже не слишком успешные в учебе дети, имеющие невысокий уровень умственного развития, показывают высокую школьную мотивацию. Большое значение имеет личность классного руководителя и его отношения с классом.

При изучении степени адаптации ребенка к средней школе особенно важно проанализировать ответы детей на 5, 8, 9, 10 вопросы (именно они включены в сводную таблицу).

Читайте также: