Mobile assisted language learning mall как инновационная технология компьютерной лингводидактики

Обновлено: 02.07.2024

Применение технологий мобильного обучения в преподавании в целом, и иностранного языка в частности, является достаточно популярной широко обсуждаемой темой в силу ее актуальности, заключающейся в возможности применения средств мобильного обучения иностранному языку среди практически неограниченного круга учащихся (включая людей с ограниченными возможностями), желающих активно отрабатывать свои навыки и умения.

В настоящее время уже существует много интересных исследований данной проблемы, выполненных как российскими, так и зарубежными учеными (С.В. Титова, А. А. Андреев, Е. Д. Патаракин, И. В. Савиных, В. В. Жуков, А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев , Т. Андерсон, М. Шарлз, М. Алли, Д. Аттевель, М. Рагус, Д. Тракслер),однако постоянное обновление существующего программного обеспечения и совершенствование компьютерной техники заставляет педагогов постоянно осваивать новый материал и адаптировать эту информацию для учащихся.

Словосочетание «мобильное обучение» или « m - learning » появилось в англоязычной научно-педагогической литературе в 2001году (первая публикация о мобильном обучении Э. Брауна), и разработка теоретических основ этой новой парадигмы в образовании активно ведется в настоящее время педагогами во многих странах мира.

Мобильное обучение иностранному языку является такой формой организации процесса обучения и контроля, основанной на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), при которой студенты в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах.

Дискуссии о целесообразности применения данной формы обучения в педагогическом сообществе не прекращаются. Среди положительных характеристик мобильного обучения можно выделить следующие:

Свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время.

Возможность применения мобильных программ для тренировки многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств.

Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.

Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. Программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения.

Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.

6. Являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения как правило создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции английского языка.

Отмечают и существование проблемных сторон мобильного обучения, среди которых выделяют такие аспекты, как зависимость качества работы приложения от таких факторов как технические характеристики устройства и скорость передачи данных, что может привести к затруднениям в процессе обучения или даже прервать его; отсутствие живого взаимодействия ученика и учителя, которое проявляется в невозможности прямого контакта, что может снизить эффективность обучения; отсутствие объемных отрывков текстов для развития навыка чтения, что отчасти вызвано особенностями мобильных устройств, большинство из которых обладают сравнительно небольшим экраном, что препятствует эффективной работе с текстом большого объема.

Тем не менее, популярность мобильного обучения растет, и сегодня уже можно говорить о конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, активно используемых преподавателями. В обучении иностранному языку можно использовать следующие мобильные технологии: электронную почту, блог-технологию, викитехнологию, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. Каждая из мобильных технологий обладает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями.

На своих занятиях приветствую использование студентами электронных словарей, в которых представлен перевод слов, транскрипция, использование слова в различных фразах и предложениях, а также аудиофайл с произношением слова или фразу на английском языке. Применение подобных мобильных приложений помогает значительно ускорить процесс с работы с текстами, особенно с материалами, содержащими профессиональную лексику, аудиофайл способствует правильному запоминанию слов.

Для совершенствования навыков аудирования предлагаю студентам в качестве домашнего задания работу с подкастами. Приложения Learn English Elementary – серия подкастов для изучающих английский язык, которые можно скачать на мобильные телефоны и заниматься на ходу. Каждый выпуск длится 20 минут и сопровождается вопросами для слушателей. Для облегчения понимания предусмотрена «бегущая строка». На основе сервиса подкастов можно развивать умения говорения и аудирования, а также формировать социокультурную компетенцию учащихся и студентов.

Отработать грамматические навыки возможно с применением ряда приложений.

English Grammar in Use - важной чертой данного приложения является то, что оно хранит всю статистическую информацию. Оно может быть полезно преподавателям, так как программа самостоятельно выделяет допущенные учеником ошибки, учителю достаточно только посмотреть на мобильное устройство и понять, с какими трудностями столкнулся ученик.

British Council – Learn English Grammar. Приложение предлагает два вида работы: « Practice » и « Test ». В практической части учащийся выбирает нужную тему и выполняет упражнения. После чего программа разрабатывает тест, пройдя который, пользователь сможет увидеть допущенные им ошибки.

Наиболее известными мобильными приложениями для формирования всех четырех аспектов языка являются следующие программы: 1. Duolingo. Это бесплатное приложение для изучения иностранных языков. Основной акцент в Duolingo сделан на письменные задания и диктанты. Английский курс позволит достичь уровня Elementary – Pre-Intermediate. 2. Lingualeo. Образовательное приложение, созданное для изучения английского языка в игровой форме. Программа для запоминания слов, которая предлагает 4 вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. Приложение интегрировано с сайтом, где можно учить слова, читать, слушать тексты, решать кроссворды. Все слова, которые обучаемый изучает на сайте, становятся доступными и в мобильной версии.

С опорой на мобильные технологии можно построить современный урок иностранного языка, который будет отвечать государственным стандартам, создаст траекторию обучения в многогранности и разнообразии в способах получения, хранения и обработки информации, расширит перечень технического и мультимедийного оборудования. Прежде всего, необходима дальнейшая разработка методов, с помощью которых мобильные устройства могут использоваться для обеспечения более надежной обучающей среды, а также развитие теоретической базы мобильного обучения.

Список использованных источников:

1. Вульфович, Ю. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков [Текст] / Ю. В. Вульфович // Известия ВГПУ. – 2014. – № 6 (91).

2. Капранчикова, К. В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Текст] / К. В. Капранчикова // Язык и культура. – 2014. – № 1 (25).

4. Самохина, Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Текст] / Н. В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–3.

6. Трошина, Ю. В., Вербицкая, Н. О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Текст] / Ю. В. Трошина, Н. О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.

7. Ballance, O. J. (2012). Mobile language learning: More than just ‘the platform’. Language Learning&Technology, 16(3), 21–23.

8. Chinnery, George M. (2006). Going to the MALL: Mobile Assisted Language Learning. Language Learning & Technology, Volume 10, Number 1, pp. 9–16.

Изучение языка с помощью мобильных устройств ( MALL ) - это изучение языка, которое поддерживается или улучшается с помощью портативного мобильного устройства.

MALL - это разновидность мобильного обучения ( m-learning ) и компьютерного обучения языку (CALL). MALL был разработан для поддержки изучения языка учащимися за счет более широкого использования мобильных технологий, таких как мобильные телефоны (сотовые телефоны), плееры MP3 и MP4 , КПК и такие устройства, как iPhone или iPad . С MALL студенты могут получить доступ к материалам для изучения языка и общаться со своими учителями и сверстниками в любое время и в любом месте.

СОДЕРЖАНИЕ

История

  • Twarog и Pereszlenyi Pinter использовали телефоны для обратной связи и помощи изучающим иностранный язык.
  • Инструкторы в Университете Бригама Янга на Гавайях вели дистанционный курс английского языка от Гавайев до Тонги по телефону и компьютеру (Green, Collier, & Evans, 2001)

Возможности и ограничения

Улучшение изучения языка через MALL обеспечивает динамику, недоступную в традиционном классе. МОЛЛ предлагает повсеместный доступ к обучению в любое время и в любом месте, где есть прием у пользователя. Это позволяет пользователям освежить языковые навыки непосредственно перед или сразу после разговора на изучаемом языке. Портативная доставка также обеспечивает новую динамику для совместного обучения, поскольку пользователи могут совместно использовать процесс изучения языка в небольших синхронных группах.

Kloper et al. (2002) заявили о 5 свойствах мобильных устройств, которые могут создавать уникальные образовательные возможности:

  • Портативность - небольшие размеры и вес мобильных устройств означают, что их можно переносить на разные сайты или перемещать по сайту.
  • Социальная интерактивность - обмен данными и сотрудничество с другими учащимися могут происходить при личной встрече.
  • Мобильные устройства, чувствительные к контексту, могут как собирать, так и реагировать на реальные или смоделированные данные, уникальные для текущего местоположения, среды и времени.
  • Возможность подключения - общая сеть может быть создана путем подключения мобильных устройств к устройствам сбора данных, другим устройствам или к общей сети.
  • Индивидуальность - строительные леса для сложных задач могут быть адаптированы для каждого учащегося.

Наиболее заметные ограничения для более ранней версии MALL включают плохое качество звука и отображения в сочетании с очень ограниченными устройствами и скоростью загрузки. Новые интегрированные КПК сократили разрыв за счет более высоких скоростей доступа, больших экранов, функций и возможностей, аналогичных портативным компьютерам (Nah, et al. 2008). Поскольку КПК в настоящее время в основном вытесняются смартфонами, в частности, на базе iOS и Android , можно с уверенностью сказать, что упомянутые ранее ограничения теперь отсутствуют.

Рекомендации

Источники

Ресурсы, посвященные изучению языков с помощью мобильных устройств, встречаются нечасто (см. Раздел «Изучение языка с помощью дополненной реальности» ). Мы чаще находим ресурсы, которые в основном представляют собой веб-сайты для изучения языков, на которых есть место, посвященное технологиям в изучении языков, и наоборот.

Я приветствую вас на моём блоге. Меня зовут Елена Петровна Буторина, я профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ. Блог создан для работы с материалами курсов "Компьютерная лингводидактика", "Теория и методика преподавания РКИ", "Деловая и официальная коммуникация на русском языке", "Культура письменной деловой речи", читаемых в РГГУ и РАНХиГС. Также с надеждой на обсуждение проблем обучения языку более широким сообществом специалистов и всех заинтересованных

  • Главная страница
  • Культура речи и деловое общение
  • Русский язык в школе
  • Теории научения
  • Курсовые, дипломы, диссертации
  • Компьютерная лингводидактика
  • Тестирование
  • Преподавание русского языка как иностранного
  • Презентации занятий, подготовленные студентами
  • Теория коммуникаций
  • Мои объявления
  • Магистратура "Русский язык и межкультурная коммуникация"
  • Русский язык и культура речи

Обо мне

четверг, 20 октября 2011 г.

m-learning

Анна Спесивцева

индивидуальный проект (обзор) по курсу "Компьютерная лингводидактика" (2010)

Обучающие системы для смартфонов: основные функции и модули

В 2006 году в мире насчитывалось 1,5 миллиарда пользователей мобильных телефонов и коммуникаторов (и за прошедшие 4 года число это сильно увеличилось). К 2013 году только пользователей смартфонов по всему миру будет 1 миллиард. Не использовать такой потенциал мобильных технологий для обучения было бы большим упущением.

Метод Mobile learning идеален для :

- Школьников и студентов, которые могут использовать переносные компьютеры, PDA или смартфоны в классной комнате или аудитории. А так же в комбинированном обучении: скачивание подкастов и RSS .

- Сотрудников компаний, если они хотят получать новые знания в профессиональной области или же найти решение возникшей проблемы

- Путешественников и городских жителей, если они хотят повысить свою эрудицию, во время посещения музеев, галерей и пр.

- Всех желающих иметь в своём мобильном телефоне медицинскую, правовую и другую информацию для ежедневного использования

Технология имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные:

+ Возможность учиться повсюду (и в любое удобное время)

+ Цена мобильного устройства обычно ниже, чем стационарного компьютера

+ Меньший вес и размер

Из минусов можно назвать следующие:

- Размер экрана мобильного устройства всегда ограничен (Ни для кого не секрет, что просмотр "настольного" учебника на КПК удобным не назовешь: приходится постоянно прокручивать экран по вертикали)

- Память мобильного устройства ограничена (до 16 Gb)

- Сравнительно небольшая клавиатура

- Быстро разряжающиеся аккумуляторы

- Стандартные программы не предусмотрены для использования на мобильных устройствах Достаточно трудно использовать мультимедийные элементы.

- Цена услуг за пользование еще довольно высока

Кроме того, есть некоторые трудности, которые тормозят развитие мобильного обучения. И первая из них, как ни странно, это технологии. Огромное количество устройств и программ, которое доступно сегодня, создает проблему разработки учебных приложений работающих сразу везде. Для многих популярных устройств (например, iPhone, BlackBerry и др.) нужны отдельные приложения, специально разработанные для каждой системы. Вполне логично было бы предположить, что развитие смартфонов и рост их популярность приведет к развитию и мобильного обучения. Но далеко не любая организация может себе позволить разрабатывать учебные материалы, совместимые со всеми устройствами и форматами.

Однако, несмотря на все сложности, к 2010 году количество счастливых обладателей сотовых телефонов и коммуникаторов составило 5,1 миллиарда. Идеальное время для развития мобильного обучения!

Развитие технологий MLearning открывает широкие возможности и для изучения иностранных языков. И в связи с этим, нельзя не упомянуть технологию MALL ( Mobile Assisted Language Learning ) - обучение языку с применением мобильной связи, которая тесно связана как с мобильным обучением ( m - learning ), так и с компьютерными технологиями обучения языку ( CALL ). обучение языку может производиться с помощью различных устройств, в том числе iPods , mp 3-плейеры, смартфоны и др.

Разработчики программ для MALL постепенно отказываются от идеи простого копирования традиционных не-мобильных приложений и начинают применять технологии, позволяющие использовать на сто процентов преимущества новых девайсов. Вместе с развитием различных форм и способов доставки информации пользователю, появилось множество программных для обучения языку, от совсем коротких справочных пособий до полноценных языковых курсов.

Сегодня MALL является не только основным источником языкового материала для обучения, но так же помогает поддерживать и использовать новоприобретенные навыки. Через выполнение коротких мобильных упражнений и заданий, ученики способны поддерживать свой уровень языка, что уменьшает риск потери ценных знаний, навыков и способностей.

Будущее языкового мобильного обучения

Недостатки мобильных устройств (в частности, качество звука и видео, а так же размер экрана) вполне компенсируются их компактностью. Однако, хотелось бы верить, что в будущем, мобильные гаджеты смогут поддерживать высокоформатное видео, а снижение их стоимости и распространение технологии беспроводных сетей сделает их доступными для более широкой публики.

Как уже упоминалось выше, каждое приложение разрабатывается в расчете на определенную модель и на определенную операционную систему. Наиболее распространенными являются:

Symbian (Nokia, Samsung smartphones) [2]

iOS для iPhone (Apple)

Android ( Google )

Windows Mobile (Microsoft)

RIM (BlackBerry)

Рассмотрим некоторые приложения, которые могут пригодиться пользователям, изучающим иностранные языки.

В настоящее время доступно огромное количество словарей, но многие из них требует активного подключения к Интернет. По существу, они являются только приложениями, которые приводят веб-контент. Приложения, которые устанавливаются на телефон и не требуют соединения обычно стоят на порядок дороже. Например:

The Longman Dictionary of Contemporary English

Стоимость словаря составляет US $29.99, но он стоит того, так как представляет собой полноценный вариант книжной версии + в качестве приложения аудио файлы.

В Сети существует аналог такого словаря и для iPhone : PicTranslator, с описанием приложения и одним из вариантов реального использования словаря в видео формате можно ознакомиться здесь:

2. Приложения, ориентированные на отработку грамматического материала

3. Флэшкарты

Все приложения, основанные на принципе флэшкарт, работают практически одинаково.

5. Другие интересные приложения:

The Iliad and Odyssey by Homer : Античная традиция и Западная цивилизация восходят к этим двум великим книгам. Бесплатная версия для iPhone по ссылке:

Серия iPhone Apps for Travel, Language Learning & Fun

Для итальянофилов: на этой же странице можно найти приложения для разных городов Италии (Рим, Милан, Флоренция).

DragonDian . Этот словарь предназначен для быстрого написания китайских иероглифов и поиска их английского перевода.

80 приложений, которые помогут начать изучать язык:

Топ образовательных модулей для iPhone/iPad:


обучение иностранному языку с использованием цифровых технологий 2. Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2012. С. 357-359. 6. Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Развитие языковой компетенции у студентов неязыкового вуза с помощью смарт технологий // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. 2013. № 1. С. 3-6. 7. Whitelock D., Jelfs A. Editorial: Journal of Educational Media special issue on Blended Learning. Journal of Educational Media. 2003. V. 28 (2-3). P. 99-100. 8. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended learning) и её использование в преподавании иностранных языков // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 1. № 2. С. 141-144. 10. Голубева Т.И., Репина С.О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.167 с. 11. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник ТГУ. 2016. № 7–8 (159–160). С. 7–14. 12. Будник Е.А., Бедретдинова Е.А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. Вып. 2. С. 9-12. 14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001.180 с.

Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в различные сферы деятельности человека бросает серьезный вызов концептуальным подходам перспективного развития образования. Предъявляются новые требования к выпускникам образовательных организаций, среди которых подчеркиваются умения анализировать, систематизировать и применять информацию различного характера, в том числе посредством ИКТ, а также владеть иноязычными коммуникативными технологиями в ситуациях социально-бытового и профессионального общения. Следовательно, владение иностранным языком является важным критерием успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, а их лингвопрофессиональная подготовка требует нового подхода с использованием современных средств обучения в эпоху цифровизации высшего образования.

Цифровые образовательные технологии применяются повсеместно для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, повышая информативность, интерактивность и эффективность обучения. Однако их комплексное использование требует инновационного подхода к организации учебного процесса с соблюдением необходимых педагогических условий.

Целями настоящего исследования являются рассмотрение понятия «цифровизация образования», обзор и анализ практики применения современных цифровых образовательных средств, выявление их дидактического потенциала и педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе.

Для решения поставленных задач авторы опирались на следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ результатов и обобщение современных работ в области методики и лингводидактики, наблюдение, понятийно-терминологический анализ, методы сбора и накопления данных, сопоставительный анализ, опытное обучение.

До недавнего времени повсеместно использовался термин «информатизация образования». Информатизацию образования рассматривают как совокупность социально-педагогических преобразований, направленных на наполнение образовательных систем информационными продуктами и технологиями; внедрение в образовательные организации информационных средств и педагогических технологий, основанных на применении этих средств [1].

Среди основных преимуществ ИКТ в образовательном процессе можно выделить следующие: обновление всей системы образования в соответствии с запросами общества и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения, быстрая адаптация обучающихся к социальным изменениям, более быстрый процесс передачи знаний и опыта от одного человека к другому; таким образом, повышение качества и эффективности учебного процесса в целом [2, c. 358].

В современных условиях развития образовательных информационных технологий этап информатизации можно считать завершенным, поскольку практически все образовательные организации оснащены компьютерной техникой, педагоги имеют достаточно высокой уровень компьютерной грамотности и информационной компетенции, а также владеют навыками применения ИКТ в образовании. К тому же в 2016 г. стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [3], закрепленный Указом Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Первоочередная задача этого проекта состоит в конструировании цифровой образовательной среды для увеличения возможностей непрерывного образования для всех граждан посредством онлайн-обучения с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.

Таким образом, в образовании цифровизация (иногда дигитизация, от англ. digitization) в первую очередь концентрируется на поддержании такой современной тенденции образования, как непрерывность обучения (от англ. lifelong-learning – «обучение в течение жизни»), а также создает условия для индивидуализации образовательной траектории на основе инновационных технологий. Единая трактовка данного термина на сегодняшний день отсутствует. Цифровизацию рассматривают как способ манипуляции с данными с помощью цифровых устройств [4]; компьютеризацию систем и различного рода деятельности с целью их усовершенствования и обеспечения доступности [5]; широкое применение цифровых технологий, включая Интернет, электронную почту, видеокоммуникации и др. Таким образом, ключевыми технологиями цифровизации можно считать Интернет и мобильные коммуникации, которые позволяют организовать онлайн-диалог между различными сторонами образовательного процесса.

В лингводидактике термин Computer Assisted Language Instruction (CALI) и позднее Computer-Assisted Language Learning (CALL) («компьютерное обучение иностранным языкам», «компьютерная лингводидактика») появился в связи с началом активного внедрения компьютера в процесс обучения иностранным языкам. Однако данное понятие не включает полностью весь арсенал современных технологий. С появлением интерактивных веб-сайтов и мобильных приложений в сфере образования стали использоваться такие термины, как Electronic Learning (e-learning), Mobile Learning (m-learning). Поэтому в настоящее время термин Technology-Assisted Foreign Language Learning (TAFLL) считается наиболее приемлемым, наиболее более точно отражающим использование широкого спектра ИКТ в практике иноязычного образования.

Инновационные ИКТ предоставляют доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам языка, а также к разнообразию образовательного контента, позволяют создать виртуальную аутентичную языковую среду, предлагают возможность как межличностного взаимодействия обучающихся, так и общения с преподавателем через сеть Интернет, создают благоприятные условия для самообразования и повышения уровня владения иностранным языком [6].

Современные цифровые технологии в значительной степени способствуют интенсификации процесса обучения иностранному языку благодаря различным мультимедийным и интерактивным аутентичным ресурсам, которые активизируют темп работы обучающихся в процессе тренировки различных видов речевой деятельности. В результате повышаются познавательная активность и мотивация, формируются лингвистические и коммуникативные навыки студентов.

Однако, несмотря на значительные достоинства цифровых средств обучения, они не могут полностью заменить преподавателя, а только создают условия в творческой форме реализовать некоторые аспекты иноязычной деятельности как на практических, так и на внеаудиторных занятиях, а также индивидуализировать учебный процесс.

Наиболее перспективным направлением обучения иностранному языку в высшей школе выступает технология «смешанного обучения» (blended learning). Под смешанным обучением понимают совокупность традиционного и интернет-обучения [7, c. 99]; сочетание различных средств в системе электронного обучения (e-learning); систему преподавания, совмещающую наиболее эффективные аспекты аудиторных занятий и дистанционного обучения [8, c. 142]; интеграцию обучения «лицом к лицу» и интерактивных образовательных технологий.

Смешанное обучение подразумевает комбинацию общепринятого преподавания дисциплины «Иностранный язык» и онлайн-обучения, при этом общение преподавателя и обучающихся является обязательным условием. Следует отметить, что роль преподавателя меняется, так как он становится координатором учебного процесса, организует и консультирует студентов. Такой тип обучения позволяет оптимизировать учебный процесс и эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся посредством применения современных цифровых технологий.

Одним из направлений использования ИКТ в практике преподавания иностранного языка являются обучающие компьютерные программы (ОКП), представляющие собой программное средство с определенным предметным содержанием, направленное на решение конкретных педагогических задач в процессе взаимодействия с обучающимися [9, c. 120]. К ОКП можно отнести программно-методические комплексы, электронные учебные курсы и электронные пособия, электронные словари, учебные программные комплексы и др. Этот перечень постоянно расширяется и обновляется.

Компьютерные программы могут широко применяться в процессе изучения лексики, отработки артикуляционных и фонетических навыков, обучения монологической и диалогической устной и письменной речи, изучения и использования базовых грамматических явлений.

Проведенный анализ показал, что наибольшей популярностью пользуются такие программы, как Lingualeo, Duolingo, LingQ, FluentU, Rosetta Stone и др. Они предполагают изучение иностранных языков методом погружения. На первоначальном этапе определяется уровень владения языком, курс разрабатывается с учетом данного уровня. Более того, достоинствами многих программ являются изучение языка в социокультурном контексте на основе аутентичных материалов в аудио- и видеоформате, а также возможность онлайн-общения с носителями языка со всего мира.

Большинство компьютерных программ в настоящее время имеют мобильные версии, что дает возможность пользоваться сервисом с мобильных устройств. Такой подход в обучении иностранным языкам называется Mobile Assisted Language Learning (MALL) («Изучение иностранных языков с помощью мобильных технологий»), он позволяет индивидуализировать обучение путем создания личностно значимых для каждого обучающегося ситуаций и саморегуляции процесса обучения благодаря возможности выбора интенсивности изучения языка, осуществлять непосредственную обратную связь, при этом диагностировать и исправлять ошибки [10, c. 167].

Среди мобильных интерактивных сервисов следует упомянуть следующие:

  • универсальные (Duolingo, Lingualeo, Semper, Busuu, Lingvist и др.);
  • приложения для формирования и развития лексических навыков (Easy ten, Upmind, Memrise, Quizlet и др.);
  • приложения для совершенствования грамматических навыков (English Phrasal Verbs, Filp and Learn, Color Verbs и др.);
  • приложения, предлагающие видеофрагменты и разработанные к ним задания, в качестве основы изучения иностранного языка (FluentU, TED, YouTube и др.);
  • новостные приложения (BBC News, CNN News и др.);
  • приложения для формирования иноязычных коммуникативных умений (Urban Dictionary, Genius, Smigin Travel и др.);
  • мобильные словари (ABBYY Lingvo Dictionaries, SlovoEd, Multitran и др. );
  • автоматические переводчики (Word Lens, Google Translate, iTranslate и др.).

Характерными особенностями мобильных приложений являются их мультимедийность и гипертекстуальность, которые позволяют ускорить и улучшить процесс изучения иностранного языка, выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила грамматики английского языка. Мобильные словари, помимо транскрипции и грамматических статей, снабжены функцией озвучки и распознавания голосового ввода лексических единиц. Таким образом, мобильные технологии (или мобильные приложения) позволяют наилучшим образом организовать как автономное или самостоятельное обучение, так и обучение в группах с разработанными учебными курсами в мобильных форматах; способствуют повышению мотивации обучающихся за счет использования знакомых им технических средств [11, стр. 10].

В настоящее время особого внимания заслуживают такие технологии дистанционного обучения иностранному языку, как Skype и Zoom. Они представляют собой видеокоммуникационные инструменты и привлекают своей доступностью и простотой использования. Преподаватели получают возможность организовать индивидуальные и парные занятия, разговорные клубы, а также вебинары и видеоконференции, привлекая участников из других стран или носителей языка. Данные технологии позволяют обучающимся осуществлять практику в устной речи и аудировании онлайн; с помощью текстового чата также можно совершенствовать навыки письменной речи.

Очевидным достоинством применения Skype и Zoom в языковом образовании является приобретение обучающимися языкового опыта общения. В процессе коммуникации происходит знакомство не только с лексическими, грамматическими, фонетическими языковыми особенностями, которые присущи только носителю языка, но и со всей культурой другой страны, менталитетом, образом жизни [11, 12]. Следовательно, появляется уникальная возможность конструирования подлинной иноязычной онлайн-среды.

В последнее время все большую популярность приобретает онлайн-школа английского языка Skyeng [13], которая предлагает учебную интерактивную платформу на основе технологии Skype. Занятия с преподавателями проводятся в круглосуточном режиме и дополняются мобильными приложениями, расширениями для браузера и обучающими рассылками. После вводного урока, на котором определяется уровень владения английским языком, методистом составляются персональные рекомендации по обучению, подбираются соответствующие преподаватели с учетом интересов обучающихся, целей и задач курса. Тщательное планирование и разработка вспомогательных языковых материалов, согласованная программа занятий, контроль выполнения заданий способствуют эффективному и увлекательному обучению английскому языку.

Следует отметить, что, несмотря на все преимущества цифровых технологий в обучении иностранному языку, их применение должно носить вспомогательный характер. Поэтому для более продуктивного процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе необходимо выявить ряд педагогических условий применения ИКТ в условиях всеобщей цифровизации образования. Педагогические условия по своей сути – обстоятельства (методы, приемы, организационные формы обучения и т.д.), которые оказывают существенное влияние на результаты педагогического процесса [14, c. 123]. В данном случае речь идет о совокупности взаимосвязанных условий, реализация которых будет способствовать эффективному процессу обучения иностранному языку на основе применения ИКТ. К ним можно отнести следующие:

  1. повышение цифровой грамотности педагогов, предполагающей не только владение современными цифровыми образовательными ресурсами на должном уровне, но и готовность работать в цифровой образовательной среде, разрабатывать новые электронные материалы в зависимости от целей обучения;
  2. организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода за счет включения обучающихся в совместную продуктивную деятельность с учетом индивидуально-психологических особенностей и уровня владения иностранным языком;
  3. инновационная направленность в преподавании иностранного языка, предполагающая осведомленность преподавателя о методических возможностях применения современных цифровых средств и выбор из них наиболее оптимальных, соответствующих целям и задачам обучения;
  4. использование ИКТ в качестве вспомогательных средств обучения как на аудиторных занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности обучающихся;
  5. технико-технологическое обеспечение процесса обучения иностранному языку, включающее оснащение необходимыми техническими и программными средствами, доступ к сети Интернет и т.д.;
  6. формирование мотивации обучающихся, что предполагает создание условий для реализации внутренних потребностей к овладению иностранным языком для личностных и профессиональных целей, их осознания и дальнейшего развития.

Таким образом, грамотная организация процесса обучения иностранному языку с учетом перечисленных выше психолого-педагогических условий будет способствовать повышению мотивации и познавательной активности обучающихся, развитию их творческих способностей и умений ориентироваться в современном иноязычном информационном пространстве, получению опыта межкультурной коммуникации. Современные цифровые технологии, используемые в практике преподавания иностранных языков, также индивидуализируют процесс обучения, создают условия для самообразования и саморазвития, формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания.

Педагог – новатор М. Поташник

Тема самообразования: «Использование мобильных устройств и приложений для повышения эффективности обучения иностранным языкам»

1.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2.Сбор и накопление информации из различных источников

сентябрь – октябрь 2020

II. Прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Выступление на заседании ШМО.

4. Консультативная помощь учителям и учащимся

сентябрь – октябрь 2020

III. Практический

1.Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.Проведение уроков с применением новых форм, методов и приемов

5.Участие учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.

6.Открытые уроки на школьном уровне.

7.Участие учителя в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

в течение учебного года

IV. Обобщающий

2.Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Мониторинг результативности применения новых форм, методов и приемов

4.Выступление на заседании ШМО

5. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

6. Выступление на педсовете

в течение учебного года

V. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Открытые уроки, мастер-классы, выступления на школьном и муниципальном уровнях

3.Публикации по теме самообразования

4.Участие в профессиональных конкурсах

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Актуальность и условия возникновения данной проблемы

Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с этим модным гаджетом. Они используют его не только в качестве средства для осуществления коммуникации с друзьями, близкими людьми, но и в других целях. Многие мобильные устройства последнего поколения могут выполнять роль калькулятора, фонарика, видеокамеры, диктофона, аудиоплеера, видеоплеера, фотокамеры, и наконец, имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим современные дети проявляют повышенный интерес к мобильным телефоном, а именно, к тем возможностям, которые эти устройства для них открывают. Не зря многие называют эти гаджеты смартфонами. Слово «смартфон» произошло от двух английских слов: «smart», которое переводится на русский язык как «умный», и «phone», которое переводится на русский язык как «телефон». Благодаря знанию русского перевода слова «smartphone» мы можем с уверенностью сказать, что роль данного гаджета в жизни людей нисколько не преувеличена.

Определенно мобильные телефоны могут принести детям много пользы, если ими пользоваться с умом. Но, с другой стороны, негативное влияние на подростков они тоже оказывают. Постоянное чрезмерное пользование мобильными устройствами приводит к тому, что у детей и подростков может развиться компьютерная зависимость. Многие учителя замечают, что обучающиеся даже на уроках увлеченно смотрят на экраны смартфонов, не слушая объяснений учителя. От этого, прежде всего, страдает качество образования. Ребята, страдающие такой зависимостью от мобильных телефонов, чаще утомляются, раздражаются, выражают протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, некачественно выполняют задания на уроках. Учитывая тот факт, что иностранный язык является одной из самых сложных дисциплин в учебной программе, учителю необходимо сделать так, чтобы мобильные устройства не являлись самыми злейшими врагами процесса передачи и получения новых знаний, а наоборот, стали отличными союзниками в этих делах.

Являясь учителем иностранных языков в средней общеобразовательной школе, я заметила, что телефонами на уроках часто пользуются обучающиеся среднего и старшего школьного возраста. Дети отвлекаются от учебного процесса, «сидя» в социальных сетях, пренебрегая получением важной информации на учебном занятии. В связи с этим я решила озадачиться данной проблемой и постараться изменить ситуацию в лучшую сторону, в надежде, что обучающиеся начнут использовать эти модные гаджеты в образовательных целях. Для решения данной проблемы я поставила для себя следующие цели:

1) повышение эффективности образовательного процесса с помощью использования мобильных устройств и электронных приложений;

2) активизация познавательной деятельности учащихся и повышение качественной успеваемости школьников с использованием смартфонов;

3) развитие творческих способностей учащихся;

4) расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;

5) повышение научно-методического уровня и профессионального мастерства.

Для решения поставленных целей необходимо добиться решения задач:

 изучить и проанализировать возможности разнообразных электронных приложений

 освоить самые эффективные из них и применять их в системе на уроках с учетом возрастных особенностей

 оценить эффективность использования смартфонов и интерактивных приложений

развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;

формировать навыки у учащихся в использовании электронных приложений, развивать их творческий потенциал.

Также я выдвинула гипотезу, что используя мобильные устройства и электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно поднять интерес к изучению языка, обеспечить прочное усвоение языкового материала, индивидуальный подход и интерактивность обучения.

Планируемые результаты

повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;

повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности;

разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;

доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Применение технологий мобильного обучения в преподавании в целом, и иностранного языка в частности, является достаточно популярной широко обсуждаемой темой в силу ее актуальности, заключающейся в возможности применения средств мобильного обучения иностранному языку среди практически неограниченного круга учащихся (включая людей с ограниченными возможностями), желающих активно отрабатывать свои навыки и умения.

В настоящее время уже существует много интересных исследований данной проблемы, выполненных как российскими, так и зарубежными учеными (С.В. Титова, А. А. Андреев, Е. Д. Патаракин, И. В. Савиных, В. В. Жуков, А. А. Федосеев, А. В. Тимофеев, Т. Андерсон, М. Шарлз, М. Алли, Д. Аттевель, М. Рагус, Д. Тракслер), однако постоянное обновление существующего программного обеспечения и совершенствование компьютерной техники заставляет педагогов постоянно осваивать новый материал и адаптировать эту информацию для учащихся.

Словосочетание «мобильное обучение» или «m-learning» появилось в англоязычной научно-педагогической литературе в 2001году (первая публикация о мобильном обучении Э. Брауна), и разработка теоретических основ этой новой парадигмы в образовании активно ведется в настоящее время педагогами во многих странах мира.

Мобильное обучение иностранному языку является такой формой организации процесса обучения и контроля, основанной на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах.

Дискуссии о целесообразности применения данной формы обучения в педагогическом сообществе не прекращаются.

Главной целью преподавания иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Реализовать данную цель возможно путем систематичного использования различных новых образовательных технологий, приемов и методов обучения иностранному языку, совершенствуя навыки различных видов речевой деятельности школьников (в чтении, аудировании, письме, лексике и грамматике, говорении.

Среди положительных характеристик мобильного обучения можно выделить следующие:

Свободный доступ к учебным материалам в любом месте и в любое время.

Возможность применения мобильных программ для тренировки многих аспектов речевой деятельности, включая аудирование, без применения дополнительных материалов и устройств.

Красочная подача материала с иллюстрациями и мультимедийными эффектами.

Автоматическая и быстрая проверка упражнений, что дает учащимся возможность получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе. Программа автоматически производит анализ ошибок и предлагает соответствующие упражнения для их устранения.

Возможность эффективного дистанционного обучения, которое на сегодняшний день является крайне востребованным, позволяющим сделать обучение доступным для таких категорий учащихся как: учащиеся с ОВЗ; учащиеся, проживающие в отдалении от базового образовательного учреждения; учащиеся взрослые, не имеющие возможности регулярно посещать очные занятия.

Являясь одной из новейших разработок в сфере обучения иностранным языкам, мобильные приложения как правило создаются на наиболее современном лексическом материале, отражают новейшие языковые и речевые тенденции английского языка.

Отмечают и существование проблемных сторон мобильного обучения, среди которых выделяют такие аспекты, как зависимость качества работы приложения от таких факторов как технические характеристики устройства и скорость передачи данных, что может привести к затруднениям в процессе обучения или даже прервать его; отсутствие живого взаимодействия ученика и учителя, которое проявляется в невозможности прямого контакта, что может снизить эффективность обучения; отсутствие объемных отрывков текстов для развития навыка чтения, что отчасти вызвано особенностями мобильных устройств, большинство из которых обладают сравнительно небольшим экраном, что препятствует эффективной работе с текстом большого объема.

Тем не менее, популярность мобильного обучения растет, и сегодня уже можно говорить о конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, активно используемых преподавателями. В обучении иностранному языку можно использовать следующие мобильные технологии: электронную почту, блог-технологию, викитехнологию, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. Каждая из мобильных технологий обладает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями.

На своих занятиях приветствую использование учениками электронных словарей, в которых представлен перевод слов, транскрипция, использование слова в различных фразах и предложениях, а также аудиофайл с произношением слова или фразу на английском языке. Применение подобных мобильных приложений помогает значительно ускорить процесс с работы с текстами, особенно с материалами, содержащими профессиональную лексику, аудиофайл способствует правильному запоминанию слов.

Для совершенствования навыков аудирования предлагаю обучающимся в качестве домашнего задания работу с подкастами. Приложения Learn English Elementary – серия подкастов для изучающих английский язык, которые можно скачать на мобильные телефоны и заниматься на ходу. Каждый выпуск длится 20 минут и сопровождается вопросами для слушателей. Для облегчения понимания предусмотрена «бегущая строка». На основе сервиса подкастов можно развивать умения говорения и аудирования, а также формировать социокультурную компетенцию учащихся.

Отработать грамматические навыки возможно с применением ряда приложений.

English Grammar in Use - важной чертой данного приложения является то, что оно хранит всю статистическую информацию. Оно может быть полезно преподавателям, так как программа самостоятельно выделяет допущенные учеником ошибки, учителю достаточно только посмотреть на мобильное устройство и понять, с какими трудностями столкнулся ученик.

British Council – Learn English Grammar. Приложение предлагает два вида работы: «Practice» и «Test». В практической части учащийся выбирает нужную тему и выполняет упражнения. После чего программа разрабатывает тест, пройдя который, пользователь сможет увидеть допущенные им ошибки.

Наиболее известными мобильными приложениями для формирования всех четырех аспектов языка являются следующие программы:

1. Duolingo. Это бесплатное приложение для изучения иностранных языков. Основной акцент в Duolingo сделан на письменные задания и диктанты. Английский курс позволит достичь уровня Elementary – Pre-Intermediate.

2. Lingualeo. Образовательное приложение, созданное для изучения английского языка в игровой форме. Программа для запоминания слов, которая предлагает 4 вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. Приложение интегрировано с сайтом, где можно учить слова, читать, слушать тексты, решать кроссворды. Все слова, которые обучаемый изучает на сайте, становятся доступными и в мобильной версии.

С опорой на мобильные технологии можно построить современный урок иностранного языка, который будет отвечать государственным стандартам, создаст траекторию обучения в многогранности и разнообразии в способах получения, хранения и обработки информации, расширит перечень технического и мультимедийного оборудования. Прежде всего, необходима дальнейшая разработка методов, с помощью которых мобильные устройства могут использоваться для обеспечения более надежной обучающей среды, а также развитие теоретической базы мобильного обучения.

Обучающимся на уроке можно дать информацию о ссылке на то или иное интерактивное задание, а они приступят к его выполнению. Выполнять данные задания дети могут также и в домашних условиях, используя свои мобильные устройства, в которых есть доступ к сети Интернет.

У современных детей совершенно иной образ жизни. Каждая минута используется ими максимально полезно, ведь вокруг так много новой информации, так много ребятам нужно успеть сделать, и многое приходится делать на ходу. Поэтому мобильный телефон можно считать средством не только для общения, но и для обучения. Во многих случаях мобильные устройства в большей степени мешают на уроке, чем помогают. Поэтому учителю важно научить ребят пользоваться ими на уроках и дома с максимальной пользой и по назначению. Без доли сомнения могу утверждать, что определенную выгоду от использования мобильных телефонов на уроках английского и немецкого языков мои ученики уже извлекли. Надеюсь, что в дальнейшем они не потеряют интерес и будут дальше с удовольствием изучать иностранные языки, используя современные гаджеты.

Применяя различные мультимедийные ресурсы этих устройств на уроках английского и немецкого языков, мои ученики признались, что для них процесс изучения предмета стал намного интереснее, эффективнее. Лично я не вижу ничего плохого в использовании данных гаджетов на учебных занятиях. Ведь стоит помнить, что даже с помощью молотка можно не только строить, но и разрушать. То же самое можно утверждать и про мобильные телефоны.

Список использованных источников:

1. Вульфович, Ю. В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков [Текст] / Ю. В. Вульфович // Известия ВГПУ. – 2014. – № 6 (91).

2. Капранчикова, К. В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Текст] / К. В. Капранчикова // Язык и культура. – 2014. – № 1 (25).

4. Самохина, Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Текст] / Н. В. Самохина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6–3.

6. Трошина, Ю. В., Вербицкая, Н. О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Текст] / Ю. В. Трошина, Н. О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.

7. Ballance, O. J. (2012). Mobile language learning: More than just ‘the platform’. Language Learning&Technology, 16(3), 21–23.

8. Chinnery, George M. (2006). Going to the MALL: Mobile Assisted Language Learning. Language Learning & Technology, Volume 10, Number 1, pp. 9–16.

Читайте также: