Может ли компьютерная игра заменить активный досуг почему

Обновлено: 03.07.2024

От автора: Являются ли компьютерные игры отдыхом? Кажется, глупый вопрос.
Но чем на самом деле являются для человека компьютерные игры: зависимостью, эскапизмом или отдыхом? И как это определить для себя?
Об этом - в данной статье.

С пожеланиями оставаться включенными в эту прекрасную реальную жизнь,
Наталья Виноградова

В ICD(МКБ)-11 появилась нозологическая единица: игровая зависимость (6C51 Gaming disorder).

Это означает, что клинические психологи, психотерапевты и психиатры смогут ставить этот диагноз тем, кто страдает зависимостью от компьютерных игр.

Симптомы, при которых это происходит:

  • потерей контроля над участием в игре — например, началом и завершением игры, частотой и интенсивностью игры, её продолжительностью, контекстом;
  • приоритет отдаётся играм в ущерб другим интересам и повседневной деятельности;
  • продолжение или расширение игры, несмотря на появление негативных последствий.

При подготовке этого шага в научных сообществах велись оживленные полемики, насколько оправдан этот диагноз. Яростно ополчались на это решение сами игроки компьютерных игр.

Когда я писала в 2017 году свое исследование, посвященное компьютерно-игровой зависимости и ее корреляции с фрустрированностью у взрослого человека, только 31 человек из 251 попадал в категорию тех, для кого привязанность к компьютерным играм была выражена в значительной мере и могла создавать проблемы для аддикта (по тесту Кимберли-Янг). Из них только 2 человека утверждали, что компьютерные игры для них - единственный вид досуга. Такая статистика показывает нам, что проблема компьютерно-игровой зависимости характерна не такому большому проценту всех игроков в компьютерные игры, как может принято изображать в интернет-сообществах и форумах на эту тему. Тем не менее, такие цифры говорят о том, что прецедент сильной привязанности к компьютерным играм все-таки существует, но очень редко встречается.
Эти выводы, полученные опытным путем, согласуются с данными Американской психиатрической ассоциации, утверждающими, что новопринятым расстройством "игровая зависимость" страдают только 1-3% из всех респондентов имеющихся исследований.

Когда пришлось столкнуться с такими статистическими значениями, возник вопрос: почему же тогда так интенсивно муссируются в сми темы про влияние компьютерных игр на агрессию, про влияние их на взаимоотношения между партнерами в паре, между родителями и детьми, про влияние их на вовлеченность школьников в обучение и персонал в работу?
Ведь получается, что игровой зависимости у этих людей нет, а проблема "отсутствия в реальной жизни" - когда компьютерные игры полностью или частично заменяют виды досуга и социальных взаимоотношений, реализуемые в реальном мире, - есть. Что за этим стоит?

Когда исследование, посвященное игровой зависимости и ее взаимосвязи с фрустрированностью было завершено, наметился ответ на этот вопрос.
Чем больше была зависимость у испытуемого к компьютерным играм, тем выше наблюдалась у него неудовлетворенность собственной жизнью, и особенно - ее социальной составляющей.
Социальная фрустрированность - неудовлетворенность своим социальным положением и социальным окружением. Она выражается в недовольстве работой, начальством, родными, государством, властью. То есть тем, что для человека есть самое человеческое - другие люди и "Я-реальное" в их окружении.

Примечательно, что социальная фрустрированность имела с компьютерно-игровой зависимостью также прямую взаимосвязь. То есть, чем выше была социальная фрустрированность, тем больше степень зависимости от компьютерных игр.

Круг замкнулся. Человек, который недоволен собой и своим социальным окружением, может принять решение избегания этой неудовлетворенности в компьютерных играх, где мир более пластичен, более подконтролен, где легче производить трансформации своего "Я-виртуального". В компьютерной игре можно стать кем угодно. Быть кем угодно. Так, мы приходим ко взгляду на проблему игровой зависимости как к эскапизму. Не забудем и то, что, обычно, компьютерные игры приносят удовольствие и формируют так называемую "дофаминэргическую зависимость". Таким образом, версия избегания фрустрирующих, т.е. неприятных, неудовлетворительных фактов реальности посредством реальности виртуальной звучит очень убедительно.

Но, как восклицают сами игроки в компьютерные игры, "это же просто игра, отдых!"
И будут тоже правы. Ведь время, проведенное за компьютерной игрой, у разных людей отличается. как разными бывают и цели, которые человек преследует в использовании компьютерной игры.
Учитывая популярность стримов (трансляций) различных компьютерных игр, для кого-то компьютерные игры - способ заработка.
Для кого-то компьютерная игра - это зайти, сделать пару боев за команду, и выйти до завтра.
Для кого-то - постоянное отслеживание игровой ситуации, и днем и ночью.
Для кого-то - медитативно "потыкать мышкой" шарики в однопользовательской простенькой игре.
И, наконец, есть множество примеров использования компьютерных игр для обучения различным навыкам.

- Как часто человек играет?
- Легко ли ему завершить игру?
- Ставит ли человек компьютерные игры приоритетнее другим интересам и повседневным делам в реальной жизни?
- Пренебрегает ли человек правилами гигиены, пищей, распорядком дня ради компьютерных игр?
- Какими целями он руководствуется, играя в компьютерные игры и какие ценности реализует?

А когда эти критерии определены, приняты, тогда уже возможна дальнейшая работа с фактом привязанности к компьютерным играм и их влиянием на жизнь человека, если это будет необходимо
И тогда индивидуальная работа будет направлена на формирование тех навыков, которые помогут произвести изменения в действительной реальности, так, чтобы человека эта реальность удовлетворяла.

И тогда человек найдет себя в этом мире, найдет свой Путь и ресурсы для реализации своего реального "Я", и сам изменит к лучшему окружающий его мир.

Многие ребята используют свое свободное время для игры в компьютер. Однако это вовсе не значит, что игры не могут помогать в обучении. Напротив, при правильном подходе компьютерные игры становятся увлекательной альтернативой учебникам и тетрадям. О том, как этого добиться, расскажут педагоги школы № 868, филиала Центра патриотического воспитания и школьного спорта.

Система образования все шире использует новые технологии для обучения: в школах проходят киберспортивные соревнования, а на уроках и дополнительных занятиях дети обучаются при помощи современного оборудования и компьютерных игр. Программирование, разработка программного обеспечения, 3D – моделирование, робототехника из профессий будущего превратились в школьные предметы.

В филиале Центра патриотического воспитания и школьного спорта, школе № 868 с классами интеллектуальных видов спорта, учебная программа тесно переплетается с передовыми разработками и, в частности, компьютерными играми. Ее ученики – регулярные победители и призеры олимпиад по разным предметам, многие из которых ребята изучают в игровой форме. Педагоги школы № 868 рассказали о том, как происходит обучение при помощи компьютерных игр и о навыках, которые они развивают.

Командная работа, навыки коммуникации и социализации

Мало пользы от того, что ребенок просто сидит и играет в компьютерные игры. Стрелять в нарисованных монстров – это не обучение, а досуг. Но даже в этом случае дети приучаются пользоваться новыми технологиями, и это очень важно. Сегодня квалифицированный специалист так или иначе должен уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть готовым работать с различными приложениями, гаджетами, компьютерными программами. Мы на школьных уроках подсказываем ребятам направление, в котором они должны двигаться, чтобы компьютерные игры приносили реальную пользу. Даже сидя дома, ребенок может применить эти знания. Речь идет, в первую очередь, о развитии логического мышления и реакции, умении ориентироваться в критических ситуациях. Многие игры требуют для победы нестандартного подхода и творческого мышления, дают навыки социализации, учат командной работе и помогают выстраивать отношения с самыми разными людьми, причем всего мираЕлена Авдеева, директор школы № 868

Лингвистика в игровой форме

В изучении языка очень продуктивно применяются игры серии «The Sims», а также те игры, создатели которых придумали свой, искусственный язык. Например, «Звездные войны» или «Властелин Колец». Детям очень интересно слушать про языки эльфов, пришельцев и разных волшебных существ, а их изучение развивает лингвистическое мышление. Ребята проводят сравнительно-сопоставительный анализ, что сильно помогает в понимании языковых конструкций как иностранных языков, так и своего родного. Персонажи в играх говорят так, чтобы у игрока создавался его целостный образ. Преобладают сонорные звуки или шипящие? Речь плавная или взрывная? От этого зависит общее впечатление, реакция на персонажа, отношение к нему. Это комплексный литературоведческий анализ, и дети проводят его с большим энтузиазмом.Дмитрий Князьков, преподаватель лингвистики в школе № 868

Физическая активность – залог здоровья

Физическая культура у нас в школе проходит с применением танцевального симулятора «Just Dance». Танец дарит детям положительные эмоции и помогает поддерживать хорошую физическую форму, а система оценивания внутри игры мотивирует их и увлекает. Суть предельно проста: чем точнее ты повторишь движения за танцорами на экране, тем больше очков получишь. Самые старательные и активные становятся победителями. Различные версии этой игры может скачать на свой компьютер любой современный ребенок. Играя в «Just Dance», дети постоянно находятся в движении, и это прекрасная альтернатива ежедневным занятиям спортом. Для этого подходит специальный режим 30-минутной тренировки, в котором нужно повторять различные танцевальные движения, начиная с самых простых. Все это можно спокойно делать дома практически на любом устройствеКристина Бацион, учитель-хореограф школы № 868

Исторические сюжеты в играх

Такие игры, как, скажем, «Dota 2», «War Craft», «Герои Меча и Магии», дают возможность на предметном примере объяснить ребенку тактику, стратегию, логистику и рефлексировать все это на военные аспекты истории. Кроме того, сюжеты некоторых игр основаны на исторических событиях. Во вставках мелькают имена, даты, факты, дети видят 3D модели исторических сооружений. Все это очень хорошо запоминается в процессе игрыАртем Расстриженков, учитель истории и обществознания в школе № 868

Как мы видим, увлечение компьютерными играми может принести реальную пользу в обучении практически во всех предметных областях. Занятия увлекают детей, а значит, полученные знания и навыки будут прочными и запомнятся навсегда.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Мне надоело просто проводить большую часть своего времени, играя в видеоигры, а потом чувствовать, что я ничего не получил от этого дня. Дошло до того, что это уже не так уж и весело. Я просто делаю это, потому что это единственное, что я умею делать. – случайный Реддитор

Игры могут быть более опасными, чем мы когда-либо думали. Предполагается, что это приносит нам счастье, но часто вызывает отчаяние и депрессию.

Прежде чем мы перейдем к сути, давайте кое-что проясним. Статистика показывает, что только небольшой процент (1%-5%) людей становятся зависимыми от игр. Я ничего не имею против игр, как досуг и я расскажу о их преимуществах позже.

Продолжайте читать, если:

Вы чувствуете, что игры делают вас несчастными, раздражительными, депрессивными

Вы часто играете больше, чем бы вы этого хотели, но вы не можете остановиться

Игры – лучшая вещь в вашей жизни, а все остальное кажется скучным в сравнении

Вы чувствуете, что это имеет негативные последствия для вашей жизни

Игры уже не приносят столько удовольствия, но вы продолжаете играть

Вы чувствуете, что вы не сделали ничего в жизни, и все, что вы знаете и умеете – это играть в игры

Сегодня я, вероятно, оспорю ваше мнение об играх. Это не означает упрек геймерству со стороны кого-то, кто не знаком с данной зависимостью. Это скорей точка зрения бывшего игрового наркомана, основная цель которого – помочь другим наркоманам. Для справки, мое итоговое игровое время составляет около 1000 дней моей жизни, что соответствует примерно 8 часам гейминга каждый день на протяжении 9 лет.

Я хочу, чтобы это помогло людям, которые не удовлетворены своей жизнью, сидят перед мониторами и целыми днями играют в игры, избегая при этом других активностей. Избавление от игровой зависимости не сделают из вас внезапно супергероя, но это сделает вас счастливее в конечном итоге. Давайте ближе к делу.

С годами фраза Я – геймер изменилась с того, что большинство геймеров стеснялись сказать, на то, чем люди гордятся и считают частью своей индивидуальности.

Однако быть геймером как личность неприемлемо. Это то же самое, что сказать Я – алкоголик или Я – азартный игрок и считать это приемлемым. Наше общество просто пока не осознало этого, потому что, в отличии от алкоголя или азартных игр, гейминг имеет менее выраженный побочный эффект.

Гейминг может быть опасным, особенно когда мы становимся жертвой его порочного круга.


Этот круг часто приводит к депрессии, потому что все в жизни отстой и нет ничего интересного. Затем депрессия делает вас еще более восприимчивым к бегству от реальности через игры, потому что у вас нет мотивации.

Прежде чем мы продолжим, давайте проясним кое-что:

Умеренное времяпровождение за играми – это нормально, как и употребление алкоголя. К сожалению, некоторые из нас более склонны к зависимостям и не могут играть в умеренных количествах. Я один из таких людей.

Современные игры разработаны так, чтобы вызывать привыкание, заставляя нас играть и платить. Вдобавок, гейминг это что-то новое для нас, чтобы мы могли понять, насколько они могут вызывать привыкание. Игровая зависимость, вероятно, не так безрассудна, как алкогольная, но иногда может быть. Это может ввергнуть нас в серьезную депрессию и заставить нас тратить кучу времени и потенциала, особенно когда мы отдаем приоритет мышлению “свободное время = игровое время”. В конце концов, будет недостаточно играть в игры только в свободное время, и мы обнаружим, что жертвуем продуктивными часами, чтобы увеличить игровое время.

Помимо того, что гейминг – это относительно новое пристрастие, мы не считаем игры чем-то плохим. На это есть две причины. Во-первых, разработчики игр преподносят гейминг как крутую вещь. Во-вторых, некоторые люди зарабатывают деньги на киберспорте и стриминговых сервисах, что заставляет молодое поколение думать, что они могут зарабатывать деньги таким же образом (хотя шансы очень малы).

Возможно, что по прошествии времени и когда о влиянии игровой зависимости станет известно больше, наше отношение к играм начнет меняться. А до тех пор совершенно необходимо, чтобы мы сами начали осознавать эти негативные эффекты.

Распространенные оправдания, используемые для рационализации игр

У людей часто есть очень разумные оправдания тому, почему они считают игры приемлемыми. Эти отговорки сначала кажутся валидными, но после того, как вы присмотритесь, вы легко сможете опровергнуть большинство из них:

Играть это весело, часто даже лучше, чем в реальной жизни

Я осваиваю новые навыки

Я общаюсь, дружу с другими игроками

Это дешевле, чем другие развлечения

Я бы все равно зря тратил время на Reddit(Habr) или Youtube. Чем это хуже, чем смотреть спорт или телевизор?

Но я настолько хорош в игре. Я вложил в нее слишком много времени/денег

Играть это весело, часто даже лучше, чем в реальной жизни

Это одно из самых опасных оправданий, которые используют геймеры, чтобы оправдать свою зависимость. Да, игры могут быть очень интересными. Черт возьми, временами это даже лучше, чем в реальной жизни, но в этом проблема.

Когда мы слишком много играем, мы начинаем забывать, откладывать и не заботиться о реальных жизненных обязанностях и проблемах, которые обычно не исчезают. Их только становится больше.

Поскольку мы не можем быть вечно погруженными в виртуальный мир, наступает время, когда мы просыпаемся от состояния блаженства, в которое нас погружают игры, и понимаем, что не добились прогресса ни в одной реальной сфере жизни. Кроме того, прогресс, достигнутый в играх, не отражается на нашей реальной жизни.

Если бы мы потратили это время на что-то более осязаемое и приносящее удовлетворение, по крайней мере, у нас было бы что показать. И наоборот, умение играть в игры не производит большого впечатления для большинства людей, поскольку это не может быть перенесено на реальную жизнь.

Наибольшая опасность возникает, когда мы перестаем скучать из-за игр. Мы бы могли оттачивать свои навыки в реальной жизни или выполнять другие активности, но постоянная стимуляция от игр не оставляет нам места для размышления о других обязанностях. Это приводит к двум вещам.

Во-первых, это не позволяет нам осознать, насколько мы можем быть недовольны другими сферами нашей жизни. Когда мы чувствуем неудовлетворенность, это часто становится первым шагом к решению что-то изменить. Однако, если мы играем все время, мы не будем неудовлетворенны, потому что на это нет времени.

Во-вторых, если нам никогда не бывает скучно, мы привыкаем к постоянному умственному стимулированию, и другие части нашей жизни будут казаться более скучными. Лучший пример этого - когда вы считаете все разговоры с другими людьми скучными, за исключением разговоров с игроками о своей игре.

Игры также дают нам чувство достижения и удовлетворения, которое не переносится в реальную жизнь, потому что достижения являются искусственными. Наш разум перестает различать, приходит ли удовлетворение от реальной жизни или от виртуального мира. Фальшивые достижения заставляют нас довольствоваться собой и высасывают из нас потребность совершенствоваться.

Есть еще одна версия этого, которую вы часто можете прочитать на игровых форумах: моя жизнь настолько отстойная, что игры - единственное, что меня радует.

Я осваиваю новые навыки

В этом есть свои достоинства. Да, игры определенно могут научить нас новым навыкам. Это могут быть некоторые навыки, которым нужно научиться, чтобы быть успешным в игре - быстрый набор текста, английский язык, работа в команде и решение проблем. Хотя, вероятно, мы сможем быстрее изучить все, что нам нужно в реальной жизни, без игр.

Другие навыки, о которых часто упоминают, включают в себя навыки реакции в шутерах или мгновенное принятие решений в стратегиях реального времени, но в большинстве случаев они бесполезны.

Игры могут научить нас навыкам, но, как правило, это не лучший способ их освоить. Если бы мы хотели чему-то научиться, мы могли бы сделать это более продуктивными способами, так что давайте не будем лгать себе.

Я могу общаться с людьми

Когда нам не хватает реального общения, игры могут стать легкой заменой. Трудно быть кем-то в реальной жизни, но легко быть кем-то в играх и общаться с людьми.

Мы можем думать, что стали хорошими друзьями благодаря играм, но мы должны спросить себя: есть ли нам еще о чем поговорить, кроме игр? Если нет, может, мы все-таки не такие хорошие друзья.

Также не забывайте, что в этих играх часто бывают токсичные сообщества. Это часто заразно и может отрицательно сказаться на нашем психическом состоянии. Вы легко можете быстро впасть в гнев и принять менталитет «обвинять всех, кроме себя». Это часто случается в многопользовательских играх. Я видел, как спокойные и умные люди ведут себя как 12-летние, называют всех мусором, угрожают другим людям и проявляют расизм.

Нет ничего невозможного в том, чтобы завязать прочные дружеские отношения и даже романтические отношения с помощью игр, но мы также можем достичь этого в любой обычной жизненной деятельности с более высокой вероятностью успеха.

Это дешевле, чем другие развлечения

Гейминг определенно является одним из самых дешевых видов досуга, но вы всегда должны учитывать альтернативные издержки.

В наше время у нас слишком много возможностей. Вместо того чтобы думать о том, сколько денег вы сэкономили на играх, подумайте обо всем, что вы могли упустить. Будь то работа, бизнес, романтика или дружба, вы многое теряете, сидя дома и глядя на свой монитор.

Вы могли бы создать интересные, творческие и забавные воспоминания в реальной жизни, но вместо этого вы решили сесть за компьютер, погрузившись в виртуальные миры, и ваши дни просто смешались вместе.

Играть в игры не проблема, если вы можете делать это в умеренных количествах, потому что вы используете игры как способ расслабиться, что вы в любом случае сделали бы в той или иной форме. Однако, как только игровое время начинает разъедать другие области жизни, плата становятся слишком высокой. Вероятность того, что это произойдет, также высока, потому что игры могут быть очень увлекательными.

Вот почему я предпочитаю играть в игру, в которой есть 10 часов игрового процесса и которая доставляет удовольствие все время, вместо того, чтобы тратить время на игру, в которой есть 60 часов искусственно затянутого игрового процесса. Эти игры вряд ли занимательны, потому что разработчики пожертвовали качеством, чтобы сделать их длиннее. В результате они намеренно замедляют игру используя ненужное дробление, замедление анимации, чтобы она занимала больше времени, и избыточных миссий. В этом случае качество важнее количества.

Я бы все равно зря тратил время на Reddit(Habr) или Youtube

Чем это хуже, чем смотреть спорт или телевизор? Это весело, у всех есть хобби, почему моим не может быть гейминг?

Проблема с играми в том, что они могут слишком сильно вас засосать. После того, как вы посмотрите спортивную игру по телевизору или закончите фильм, это всё.

Сегодняшние игры и особенно многопользовательские игры созданы так, чтобы вас никогда не отпускать, и в идеале вы должны входить в систему каждый день. Игры созданы так, чтобы быть бесконечными, и они постоянно обновляются (новые герои, миссии, события). Они предлагают ежедневные квесты и награды, а также таблицы с рейтингами. Идея ясна - если вы хотите быть крутым, вам нужно играть каждый день.

Я не утверждаю, что другие занятия лучше, но они просто менее увлекательны, и вам легче отказаться от них. Читать анекдоты или просматривать мемы со временем становится все менее увлекательно. Вы можете делать это в течение часа или около того, а затем, как ни в чем не бывало, переключиться на что-нибудь другое. С другой стороны, игры могут заставить надолго забыть обо всем остальном.

Я так хорош в игре и вложил в нее слишком много времени/денег

Это оправдание основано на том, что называется ошибкой невозвратных затрат.

Невозвратные затраты - это издержки, которые не имеют альтернативного использования: расходы, понесённые в результате решений, принятых в прошлом, и которые не могут быть изменены последующим решением в будущем.

Вот что происходит в играх, когда мы чувствуем, что в наших героях вложено много времени и внимания и не можем отпустить их, или, когда мы чувствуем, что у нас слишком много навыков и мы не хотим их терять.

Поскольку время или деньги не могут быть возвращены, нам не следует слишком зацикливаться на них и вместо этого позволить им уйти. Время и деньги, которые мы уже вложили, - это невозвратные затраты. Если мы не решим отпустить это, мы просто будем тратить больше времени и денег на ту же ошибку, закапываясь в еще более глубокую яму.

Распространенные причины, по которым люди становятся зависимыми от игр

Зависимые геймеры часто используют ранее указанные причины, чтобы оправдать свою зависимость, но вот настоящие причины:

Избегание реальных жизненных проблем

Жизнь трудна и может включать в себя изрядную долю страданий. Она полна неудач, поэтому наши успехи в реальной жизни не всегда очевидны. Мы взваливаем на себя нескончаемые обязанности, и даже когда нам это удается, мы часто получаем еще больше задач, которые нужно выполнить. Бывают также скучные моменты, которые кажутся скучными, когда на самом деле мы просто пытаемся обеспечить себя предметами первой необходимости. Часто нам может казаться, что мы совсем не прогрессируем, и, не имея четких целей, мы теряем из виду, что делать дальше. Здесь на помощь приходят игры.

Игры разные. Ваш прогресс всегда виден, будь то уровни или трофеи. Игры могут начинаться с трудностей, но гораздо легче стать лучше в играх, чем в жизни. Всегда есть другая миссия, другая цель, другое достижение, над которым нужно работать, что дает вам иллюзию прогресса. Это приносит нам удовлетворение и чувство достижения, которое притупляет нашу потребность в улучшении повседневной жизни.

Как только вы поймете эти различия, станет очевидно, насколько легко мы можем погрузиться в виртуальный мир, особенно когда наша жизнь - отстой. Однако важно помнить, что игры почти никогда не решают наших проблем. При игнорировании эти проблемы обычно усугубляются. Мы не можем избежать их навсегда, и когда мы просыпаемся от транса, в который нас погружают игры, все в конечном итоге становится хуже, чем было вчера.

Суть в том, что чем больше мы игнорируем реальные проблемы, тем больше они становятся.

Это, вероятно, самая распространенная причина, по которой мы становимся зависимыми от игр.

Мы попадаем в этот порочный игровой круг. Все отстой, и мы не хотим об этом думать, поэтому мы играем больше, потому что это хорошо, но в то же время все остальное становится хуже.

Необходимость внешнего подтверждения

Люди, которым в реальной жизни не уделяется много внимания, часто компенсируют это игрой. Они могут быть кем-то в игре. Да, это явление наблюдается во всех сферах жизни (люди играют с машинами, домами, деньгами), но в играх это легче достигается. В некоторых играх, если вы просто потратите больше времени на это, вы станете лучше.

Это часто наблюдается в многопользовательских играх. Аргументация, что люди играют в MMORPG просто потому, что они конкурентоспособны и хотят быть лучшими, здесь не актуальна. Этому противостоит тот факт, что люди часто преследуют множество вещей в игре, которые не улучшают их способность соревноваться, например, скины в многопользовательских играх, или редкие предметы и охота за достижениями.

Я помню, как фармил редких маунтов и предметы, чтобы иметь возможность сидеть в Штормграде целый день и видеть, как другие люди смотрят на меня. Это заставило меня чувствовать себя хорошо, но такое подтверждение неприемлемо.

Это может стать довольно нездоровым делом. Я не хочу обсуждать достоинства внешнего подтверждения, потому что это выходит за рамки данной статьи, но почти бесспорно могу сказать, что полагаться на мнение других людей, чтобы чувствовать себя хорошо, плохо. Подтверждение должно исходить из гордости, которую мы испытываем по поводу наших реальных жизненных достижений. Стремление к такому типу внутреннего подтверждения подпитывает наши амбиции по достижению целей в жизни и просто не может быть достигнуто с помощью игр.

Быть частью сообщества

Как люди, мы просто хотим быть частью чего-то. Так мы устроены эволюционно, потому что наши предки жили небольшими племенами. В результате, в наши дни, когда у нас нет чувства общности в нашей жизни, мы ищем его в другом месте. Геймеры часто находят это в виртуальных сообществах. Сообщества могут быть большими, например, те, которые обслуживают всех игроков, или гораздо меньшими, включая только тех, кто играет в определенные игры или смотрит одни и те же стримы.

В эти онлайн-сообщества легко погрузиться, особенно если вы начнете налаживать связи с другими игроками. Это часто происходит благодаря общему юмору и общему языку, которые могут дать вам чувство общности, которое многим нравится. Честно говоря, это может быть одна из самых приятных частей взаимодействия с играми, однако большинство людей, с которыми мы встречаемся в сети, живут довольно далеко от нас. Это приводит к тому, что мы не можем общаться с этими друзьями лицом к лицу, что жизненно важно для нашего социального развития.

Стремясь развивать эти онлайн-отношения, мы часто начинаем игнорировать отношения, которые у нас есть в реальной жизни. Как следствие, чем больше времени мы проводим за мониторами, разговаривая с другими игроками, тем меньше времени мы проводим с семьей и друзьями. Мы можем искренне чувствовать, что эти онлайн-друзья дают нам чувство принадлежности, которое мы так жаждем, однако, выключив игры, мы часто обнаруживаем, что оказываемся более одинокими, чем когда-либо прежде.

Если внутри вас эта статья нашла какой-то отклик, возможно, у вас игровая зависимость. Не волнуйтесь, если вы это почувствовали, поскольку признание часто является первым шагом на пути к переменам к лучшему. Надеюсь, эта статья открыла вам глаза на оправдания, которые вы могли бы использовать, чтобы рационализировать свое чрезмерное геймерство, и вдохновила вас на изменения. Если вы больше не хотите играть часами, чтобы избежать проблем, или просто хотите разорвать этот круг и заняться чем-то более продуктивным, вторая часть этой статьи поможет вам узнать, как сделать это.

Однако, прежде чем двигаться дальше, может быть полезно прочитать следующее:

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.



Наталия Богачева,

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

«Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Читайте также: