Можно доверять компьютерной диагностике

Обновлено: 02.07.2024


В начале 2000-х, несмотря на то, что Россия вовсю тогда ездила на иномарках, понятие «компьютерная диагностика» вселяла в обывателя благоговейный трепет. А осуществлявших ее людей почитали ни много ни мало — за жрецов непонятного «электронного культа». С тех пор сканер как основной и базовый инструмент этого процесса стал не менее доступен, чем навороченный смартфон. Можно приобрести и пользоваться самому. И все же большинство обывателей продолжают относиться к подключению прибора в диагностический разъем как к некоему таинству. Этим пользуются и разводят клиентов на суммы, величина которых зависит от алчности мастеров и их умения внушать страх перед возможными проблемами. Что надо знать, чтобы этого не произошло, и как получить услугу в полном объеме?

Хардкор и софт

Америки здесь не откроем! Способов проверить двигатель с момента его появления выдумано столько, что каждый, будь он простой автовладелец или сервисмен, может выбрать на свой вкус, опыт и кошелек. От простых, вроде «загляни в горловину и увидь “шоколад”» и «по выхлопу из трубы определи перебои в работе». До относительно сложных, требующих определенной подготовки и понимания устройства двигателя. Скажем, замера компрессии, давления картерных газов, когда на сапун надевают длинный шланг, а на него — манометр. Оценки состояния жидкостей на смесь масла и ОЖ, а также наличия выхлопных газов в системе охлаждения.


И это лишь то, что общеизвестно и доступно. Между тем, существуют такие методы проверки, которые знают не в каждой СТО. Либо те, о которых подозревают, но никогда не предложат клиенту. Поскольку надо приобретать лишнее оборудование, и вообще это долго, невыгодно. К подобным, например, можно отнести проверку колбами с индикаторной жидкостью на то же присутствие выхлопных газов в системе охлаждения.

Или так называемый лик (от английского leak — утечка), а по-нашему пневмотест.

В отличие от замера компрессии, он проводится на неподвижных поршнях, что вносит свои положительные коррективы. Кроме того, по его результатам можно судить о состоянии ЦПГ и четко выделить повреждения впускных или выпускных клапанов. Не все механики разделяют такой оптимизм от проверки камер сгорания на утечки. Дескать, измерения компрессии вполне достаточно для того, чтобы приговорить мотор к вскрытию, а уже оно покажет, что там и как.

А ведь есть еще эндоскоп — камера на гибком поводке, которую сейчас можно прицепить к любому смартфону и изучить состояние тех же клапанов, поршней, стенок цилиндров.

Но тут надо понимать, что вся эта диагностика, считай, хардкор. Процедуры, зачастую предваряющие серьезный ремонт. Их вряд ли вам осуществят в СТО, специализирующихся на замене «расходников». Или в тех сервисах, которые ориентированы на «быстрый ремонт» — замену деталей подвески, ГРМ и тому подобное. Тем не менее компьютерную диагностику предлагают практически везде. Яркий пример популяризации услуги, которая еще относительно недавно считалась ненужной не только ремонтным организациям — даже автопроизводителям.

На страже экологии

Компьютерную диагностику принято прочно ассоциировать с электронным впрыском топлива. В реальности на момент своего появления она лишь в единичных случаях была связана с этим принципом подачи горючей смеси в цилиндры. Скажем, Volkswagen 1500/1600, созданный на базе «Жука», первым в истории (1968 г.) массово оснащался впрыском топлива и имел бортовую систему, которую можно было сканировать.


И первым из европейских автомобилей смог уложиться в жесткие калифорнийские эконормы. Injection в Японии обрел прочную конвейерную прописку в 1971-м — на Datsun Bluebird серии 610 (фото внизу слева). Но только в 1978 году на Datsun 280ZX/Nissan Fairlady (справа) появилось нечто вроде бортового компьютера с возможностью диагностики.



В Америке, как мы помним, впрыск топлива «не пошел». Но в 60-х и 70-х сперва Калифорния, затем другие штаты начали регламентировать содержание вредных примесей в выхлопных газах. Надо было соответствовать. В первой половине 70-х на автомобилях американских компаний появились катализаторы. Вместе с ними — карбюраторы с электронным управлением и транзисторные системы зажигания, потом EGR. Между тем, именно на это время приходятся пока еще советы разных экоорганизаций (Департамента по воздушным ресурсам, Агентства по защите окружающей среды) о внедрении систем, позволяющих инспектировать выбросы. Первым из гигантов США в 1980 году это сделал GM, создавший свою ALDL — Assembly Line Diagnostic Link.


В ближайшие годы другие американские, европейские и японские производители, предлагавшие автомобили на североамериканском рынке, ввели нечто похожее. Все понимали — советы советами, а законное регулирование процесса диагностики не за горами. Фактически шла отработка ее принципов. Тут вовремя подоспело Общество автомобильных инженеров (SAE), предложившее стандартизировать диагностический разъем и набор тестовых сигналов. Наконец, тот же Департамент по воздушным ресурсам потребовал, чтобы все новые автомобили, продаваемые в Калифорнии с 1991 года, были оснащены возможностью проверки электроники. Так появилась OBD — On-Board Diagnostic, система бортовой диагностики. Несмотря на то, что ее наличие устанавливалось законодательно, а SAE предложило единый стандарт передачи данных, отношения производителей к OBD можно охарактеризовать фразой «кто в лес, кто по дрова». На фото внизу 12-пиновый разъем — наиболее тогда применяемый, но далеко не единственный.


Более того, в 1996 году, когда указанное агентство потребовало прийти к новому формату — OBD-II, причем на всей территории США, — некоторые производители не выполнили и этот закон. Правда, не скажем именно за Северную Америку. Однако во всем остальном мире некоторые автокомпании в пику другим, поддержавшим общую тенденцию, продолжали использовать собственные стандарты. Вот, к примеру, на фото слева 16-пиновый OBD-II, в центре разъем Mercedes-Benz, справа — BMW.


Это разъем Honda.




Некоторое время назад подобный подход создавал проблемы владельцам автомобилей, не распространенных в конкретном регионе нашей страны. И разъемы были не во всяком сервисе. И мультимарочные сканеры видели далеко не каждую модель.

Хорошо, что с 2001 года к стандарту EOBD (European OBD-II) касательно бензиновых моторов пришли в Евросоюзе. В 2003-м (JOBD) — в Японии. И спустя год — в Европе по дизелям. А экзотичность бывших систем компенсировали китайские производители, в какой-то момент предложившие ассортимент сканеров любого ценового уровня и переходники с фирменных разъемов на OBD-II. И все же до сих пор попадаются СТО, где, глядя на ваш диагностический порт, сделают круглые глаза — «не знаем, такого нет».

Собственно, это еще полбеды. В конце концов, по крайней мере в сравнительно крупном городе, обязательно найдется мастерская, оборудованная всем необходимым. Гораздо сложнее найти мастера, который не просто «прочитает» систему. Во-первых, сделает выводы из полученной информации и правильно их вам интерпретирует. Во-вторых, если обнаружит какую-то проблему — найдет ее причину.

Диагностика — это только начало

Нужно для себя уяснить — какой результат вы хотите получить от компьютерной диагностики? Если всеобъемлющее заключение по состоянию «железа», то вы в большинстве случаев не по адресу. Она на то и компьютерная, что показывает проблемы с софтом. С другой стороны, грамотный мастер способен по косвенным признакам выявить иные грядущие проблемы с механической частью и попытаться их установить. Хотя бы обрисовать круг тех операций, которые нужно произвести. Тем более он обязан дать диагноз всей электронике. То есть не просто отметить «вижу ошибку датчика, блока», а обнаружить, из-за чего она возникла. Устранить ее. Впрочем, лучше журналиста о специфике работы расскажет практикующий специалист. Существуют в ней любопытные нюансы, комичные — «смех сквозь слезы» — ситуации и, к сожалению, тотальный развод на деньги без каких-либо гарантий.


— «Водитель сканера» — так можно назвать людей, которые купили себе прибор, предлагают диагностику и не идут дальше обнаружения и стирания ошибок в системе. Такое использование возможностей диагностики, не исключено, достаточно при выборе и покупке автомобиля. Во всяком случае, к этому процессу лучше подходить со сканером, чем без него. Но даже здесь специалист должен обладать определенным опытом и уметь логически мыслить. Например, нормально, если на автомобиле были какие-то ошибки несколько тысяч или сотен км назад, их стерли и они больше не появлялись. А если ошибка всплывает периодически и ее (машина на продаже!) стирают в ожидании очередного клиента? Повод копнуть глубже и, может быть, отказаться от приобретения. Диагност должен это видеть!

Кстати, при покупке стоит посмотреть систему хотя бы для того, чтобы убедиться в реальности пробега на одометре. Конечно, застраховаться тут полностью нельзя. Но бывает, что пробег на «европейцах» подчищают не во всех блоках. Приезжал уже приобретенный Opel со 108 000 км. А в модуле управления двигателем обнаружилось вот такое число.


Что касается проблем, возникающих при эксплуатации. Безусловно, случаются такие, которые удалил программно — и забыл. Приезжает MB GLE. Из работы «вывалилась» ESP. Оказалось, машина — после долгого простоя, из-за которого высадился аккумулятор. Его зарядили. Интересно, что мотор завелся и кроссовер поехал не в аварийном режиме. Но потерял систему стабилизации. В этом случае достаточно обнулить ошибки и работоспособность восстановится.


Еще один пример. В специализированном центре на Nissan Juke поменяли АКБ. Тут уже был полный «аварийный» набор — вариатор, вставший в «среднее» передаточное отношение, и отказ всех бортовых блоков. Не знаю, почему не смогли грамотно заменить батарею. Ведь есть же приложение, делающее так называемую «заморозку данных» на время потери питания. А потом почему не прописали аккумулятор? Владелец сослался на диагностов, сказавших, что сканер не увидел машину. По-моему, просто столкнулись с какой-то трудностью и отфутболили клиента.

Элементарный способ обмана основан на принципе «беру деньги и ни за что не отвечаю». То есть вы отдаете 700–1300 рублей или больше в зависимости от красочности вывески. Мастер подключается, делает легкое движение рукой и… все! Дескать, ошибок в системе больше нет. До свидания, лучше — прощайте! А как же «не тянет», «не работает ABS» и т. д.? Сошлются на то, что ошибки отсутствуют/удалили и что остальное в стоимость диагностики не входит. Так зачем подобная нужна? Нормальный диагност полезет смотреть проводку, датчики. Если есть необходимость, заглянет эндоскопом в катализатор, проверит давление топлива и т. п.


Опытный мастер увидит, какие датчики «на подходе». Во всяком случае, заметит некорректные показания, как на фото ниже. Температура ОЖ минус 48. Система не «чекует», поскольку соответствующий датчик полностью не выключился из работы. Но машина нормально не греется, печка не функционирует.


Заезжал Odyssey — после мытарств по разным сервисам. У него плавали обороты, ему давай советовать менять все подряд. Согласен, на японских автомобилях где-то до 2008 года трудно с помощью одной компьютерной диагностики установить проблему. Системы не предоставляли тогда всей полноты информации. Так можно же включить голову. Выяснилось, что виноват клапан EGR. А сколько пришлось повидать сломанных суппортов, которые разжимают не на сканере — ломами, монтировками!

Встречается совсем наглый развод. Мне когда-то давно после замены топливного насоса предлагали его прописать в систему. На Skyline в 33-м кузове! А недавно обратилась девушка на еле ехавшей Toyota Corsa 1998 года. Где-то ей предложили промыть дроссельную заслонку — за 2500 рублей. Потом до кучи приговорили «автомат» под замену. Начал разбираться и обнаружил… загнутую педаль газа. Ну как ее можно было умудриться покорежить дамской ножкой?

Нюансов много. Незнание одних выльется потом в переделки. Так, мне нередко приходится восстанавливать проводку, собранную на скрутках. Ну кто мешал использовать припой, газовую горелку, термоусадочную трубку? Один раз сделал, и навсегда!



Игнорирование других может привести к серьезным тратам. Чистить датчик расхода воздуха необходимо составами, в которых нет ацетона. Причем из баллонов под давлением — с определенного расстояния. В противном случае с рабочего элемента — нити — смывается защитное покрытие. После этого пылинки, просачивающиеся через воздушный фильтр, рано или поздно выведут MAF из строя.



В принципе, каждый способен освоить азы диагностики. Я пользуюсь недешевым сканером Launch X431. Информацию вывожу на смартфон. Так удобней делиться ею с клиентами.


Обратный пример — диагностическая карта в виде вот такой «писульки», выданная клиенту нашего собеседника в одном из сервисов. А говорят еще, что век бумаги закончился

Обыватель может купить кое-что значительно дешевле — устройство ELM 327, которое на Aliexpress стоит что-то около 400 рублей. Установить на телефон приложение Torque Pro и отслеживать состояние системы. Многого оно не позволяет, видит только двигатель (при этом пишет — «трансмиссия»). Для личного пользования вполне достаточно.




Подведем итоги. Появившаяся как ответ на законодательную необходимость отслеживать чистоту выхлопа система диагностики со временем стала хорошим подспорьем в борьбе с электронными проблемами. На автомобилях нынешнего десятилетия и тем более последних поколений — крайне сложных по бортовой электронике — OBD позволяет досконально отследить работу каждого модуля, каждого датчика. Что тут сказать — одно тянется за другим и в итоге образует неразрывную связь.

Кто бы мог подумать, что при подобных возможностях диагностика станет абсолютно бесполезной для одних и источником дохода при минимуме вложений — для других. Увы, беспроигрышного рецепта, как изменить эту ситуацию, мы не дадим. Посоветуем лишь изучать рейтинги на профильных ресурсах. Заранее, еще до оплаты, по телефону оговаривать условия оказания услуги — только смотрим на экран или все-таки устраняем проблему. Естественно, требовать последнего! Ну и, наверное, искать своего «гуру», который и возьмет не много, и перероет вам машину в поисках неисправностей. Такие, поверьте, существуют.


С начала пандемии коронавируса спрос на процедуры лучевой диагностики заметно вырос. При этом сегодня, на первый взгляд, пройти такое обследование не составляет особой проблемы: его проводят как в государственных, так и в частных клиниках.


Первое — отсутствие точной информации о марке оборудования и годе его выпуска

«Есть аппараты китайского и европейского производства. Естественно, последние стоят дороже, в большинстве случаев они рассчитаны на более сложные задачи. В принципе китайская техника тоже имеет право на существование, но, если у вас действительно серьезная проблема, вы уже делали не одно исследование в разных местах и вам надо либо подтвердить, либо опровергнуть диагноз, лучше выбирать европейские аппараты», — говорит Олег Серебрянский.

Второй немаловажный фактор — срок службы оборудования. Стоит ли говорить о том, что если вам предлагают пройти диагностику на аппарате, который был выпущен еще в девяностых годах прошлого века, прошел уже третью или четвертую реновацию, то, скорее всего, исследование будет неточным, хотя бы потому, что с тех времен технологии шагнули далеко вперед, отмечает эксперт.

Также не стоит пытаться сэкономить на процедуре, отмечает специалист. «Некоторые клиники предлагают пройти исследование по удивительно низкой цене, мотивируя это различными акциями и скидками, на самом деле скидок на диагностику на хорошем оборудовании быть не может, потому что себестоимость и обслуживание обходятся дорого. Поэтому не стоит проходить КТ и МРТ по акциям, купонам и т. д. Скорее всего, то, что вам предложат за полцены, — формальное обследование на списанном оборудовании, которое удалось восстановить», — объясняет Серебрянский.


Второе — проведение исследования на аппаратах с малой мощностью


Свои правила работают и для МРТ: «Для МРТ один из важных параметров — мощность. Она должна быть от 1,5 теслы. В некоторых учреждениях не брезгуют даже приборами, не предназначенными для медицинских целей. Например, используют старый, списанный аппарат мощностью 0,35 теслы, который раньше использовался в каком-нибудь зоопарке в Европе и чудесным образом потом попал в Россию. Специальное ПО позволяет увеличить мощность, но она все равно будет недостаточной для проведения диагностики человека, не более 1 теслы».

Третье — время проведения исследования

Еще один важный параметр — время проведения исследования. КТ может проводиться в течение 10-15 минут, для МРТ это 45 минут — 1 час. Возможно и быстрое МРТ, оно длится около 15 минут, но не дает полной картины. «Таким образом, можно выявить лишь наличие грубых патологий: да-да, нет-нет. Более детально зону невозможно просмотреть за такое короткое время. Поэтому, пройдя короткое обследование и получив положительное заключение, не спешите радоваться. Вы можете быть совсем не так здоровы, как вам кажется, особенно если у вас проявляются симптомы какого-то заболевания или вы чувствуете себя плохо. Сейчас быстрая диагностика используется для тяжелых больных, находящихся на ИВЛ, чтобы определить, насколько плоха ситуация», — отмечает Олег Серебрянский.

Четвертое — наличие лишних манипуляций

Обычно достаточно только непосредственно КТ или МРТ для определения проблемы. Лишние манипуляции требуются лишь в редких случаях и только по рекомендации врача. «Видя проблему, с которой приходит пациент, хороший специалист может предложить расширить зону исследования. К этому не стоит относиться скептически. Допустим, на КТ грудной клетки приходит пациентка с раком молочной железы. В данном случае исследования одной грудной клетки будет недостаточно, сюда необходимо включить и зону молочной железы, и зону вплоть до нижней челюсти. Также необходимо понимать, куда обычно метастазирует рак, и, соответственно, просмотреть эти зоны, чтобы узнать, какие еще органы и системы поражены», — говорит Олег Серебрянский.

Пятое — некачественная расшифровка

«Как человек может узнать, выдали ему качественное заключение или нет? Очень просто. Если вам дали листок А4 с несколькими строчками, которые подытожены заключением „патологий не выявлено“, вы потратили деньги зря. Сотрудник, проводящий КТ и МРТ, — не врач, он медицинский специалист, который может видеть или не видеть те или иные проблемы, не более того. Он обязан их детально описать для врача, который будет оценивать результаты», — отмечает врач.

Например, если проводится исследование брюшной полости, то там может быть множество образований, какие-то из них — это норма, каких-то быть не должно. И специалист, проводящий исследование, должен их все указать и подробно описать, иначе процедура не имеет смысла, объясняет Серебрянский. «В правильном описании достаточно много граф и полей. Также повод насторожиться, если вам слишком быстро выдали результаты. Если вы получили их менее чем через полчаса после исследования, это значит, что вами никто не занимался», — говорит врач.


Также стоит обратить внимание на то, на каком носителе вам выдают информацию. «Если это только несколько снимков, значит, можете считать, что исследование вам фактически не проводилось. В связи с тем, что количество срезов на современных приборах достаточно большое, многие вообще не печатают снимки, все записывается на диск или на флешку, если количество информации слишком большое», — подчеркивает Олег Серебрянский.

Шестое — использование контраста, когда не требуется

«Часто можно услышать такую фразу: „Давайте сделаем исследование с контрастом, так надежнее“. На самом деле это не так. Контраст при КТ и МРТ — это очень тяжелая вещь, особенно если мы имеем дело с пациентом, у которого нарушена функция почек или печени. Просто на всякий случай контраст использовать нельзя, в этом случае врач сознательно подвергает пациента опасности. Примерно в 10% случаев у пациентов развивается аллергия на контраст при КТ, около 3% случаев — аллергия со смертельным исходом на контраст при МРТ», — отмечает Олег Серебрянский.

Томография с контрастом — это очень серьезная медицинская манипуляция. Отличным решением становится расположение диагностического кабинета рядом с реанимацией, чтобы можно было экстренно принять меры, если что-то пойдет не так.

Седьмое — заменять КТ на МРТ и наоборот

«Пациент должен четко понимать, что КТ и МРТ — это совершенно разные процедуры. В каких-то ситуациях показано КТ, в каких-то МРТ, в каких-то то и другое. КТ дешевле, но это не значит, что можно обойтись этим исследованием, если врач хочет увидеть результат МРТ. КТ дает представление о костных тканях, которые имеют очень насыщенную плотность и задерживают на себе рентгеновское излучение. МРТ дает представление о богатых водой структурах, то есть это внутренние органы, воздушные структуры, такие как легкие, а также оно показывает топографо-анатомическое соотношение между органами», — говорит Олег Серебрянский.

Фактически КТ — усовершенствованный рентген, который может детально изучать не только кости, но и те же легие. При этом картинку он даст лучше. Так, например, начальные стадии рака легких специалисты рекомендуют искать именно на КТ-снимках. Поэтому нужно очень внимательно относиться к выбору метода исследования. И если врач направляет на КТ или МРТ, стоит уточнить, почему именно этот метод показан, можно ли выбрать другой, а также уточнить все интересующие нюансы.

Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться с врачом

Миф 1. При компьютерной томографии проводит анализ и выдает заключение программа без участия человека
Очень распространенное заблуждение. Анализ данных, полученных при КТ, осуществляется врачом, и заключение составляется им же. Конечно, существуют программы, облегчающие поиск патологии, например, очагов в легких (а также программы для определения степени выраженности гидроцефалии), однако они – на сегодняшний момент – не могут заменить живого интерпретатора.


Миф 2.Компьютерная томография позволяет достоверно выставить диагноз
И это утверждение неверно. КТ – очень высокоинформативный метод диагностики, но диагноз выставляет именно лечащий врач на основе данных всех исследований – лабораторных, рентгеновских, клинических. Не стоит пытаться с помощью КТ определить и гистологическую структуру, например, опухоли – это может сделать лишь квалифицированный гистолог.


Миф 3.Компьютерная томография показана при гастрите, колите и язвенной болезни желудка
Нет, для выявления данных заболеваний больше подходят другие методы исследования: ФГДС либо рентгеноскопия желудка для диагностики язвенной болезни, колоноскопия для диагностики колитов, анализ крови на антитела к helicobacterpylori для диагностики гастрита и т. д.


Миф 4. МРТ гораздо более информативный метод исследования по сравнению с КТ
И это тоже заблуждение. Для диагностики костной травмы, деструктивных, опухолевых процессов в костях – КТ гораздо более информативный метод исследования. В связи с высокой (по сравнению с МРТ) степенью визуализации изменений костной ткани и быстротой проведения он является методом выбора (и первоочередным исследованием) при черепно-мозговой травме, при спинальной травме, при повреждениях костей скелета и т.д.


Миф 5. При КТ очень высокое облучение
А вот это не совсем миф. Облучение действительно высокое, однако эффективная доза за одно исследование может колебаться от 0,1 мЗв (при томографии конечностей) до 30 мЗв (при томографии органов брюшной полости с контрастом). Если в первом случае эффективную дозу можно сравнить с дозой при однократной рентгенографии на пленке, то во втором случае – с полученной в результате 1000 и более цифровых рентгенографий.



Миф 7. КТ нужно делать всегда, когда есть сомнения в диагнозе
Разумеется, нет. Кроме КТ существует еще множество различных исследований, которые позволяют более достоверно диагностировать патологические состояния – например, фибробронхоскопия при подозрении на опухоль бронха. У компьютерной томографии своя область применения, и выполнять ее стоит лишь при наличии веских показаний.




Миф 8. КТ можно выполнять с профилактической целью
Действительно, скрининговые КТ могут иметь место (например, КТ грудной клетки толстыми срезами), однако, несмотря на их большую информативность по сравнению со «стандартной» флюорографией, мало где применяется в России – из-за относительной дороговизны и большего облучения пациента.


Миф 9. КТ с пероральным и внутривенным контрастированием одинаково эффективно
Зачастую вместо введения контраста в вену его принимают внутрь. Это неправильно в случае, когда необходимо определиться, например, с наличием мягкотканого компонента в кисте почки, и, тем более, выполнить ангиографию. Конечно, из желудка контраст (Ультравист, Омнипак и др.) поступает в кровь, но медленно, и при этом нельзя добиться «классического» разделения фаз на КТ. Здесь следует помнить: если речь идет о диагностике аневризм и опухолей, необходимо внутривенное введение контраста.



Миф 10. КТ и МРТ имеют одинаковый принцип работы
В обоих случаях идет речь о томографии – получении послойных изображений тела, но способ получения этих изображений в каждом случае разный. При МРТ изображения отражают, по сути, распределение ионов водорода (протонов) на срезе, а при КТ ткани различной для рентгеновских лучей плотности отображаются разными оттенками серого. При МРТ на человека воздействует сильное (0,3 – 1,5 Тл и более) магнитное поле, при КТ – электромагнитное излучение.


Компьютерная томография (КТ) – это обследование, которое проводится с применением рентгеновских лучей. Но если при обычной рентгенографии лучи проходят сквозь тело и фокусируются на пленке или пластине, давая двухмерное изображение, то при выполнении КТ изображение получается объемным. Дело в устройстве компьютерного томографа: источником рентгеновских лучей служит рентгеновская трубка, вращающаяся с большой скоростью вокруг пациента.
Таким образом формируется целая серия рентгеновских снимков (срезов) тела человека, полученных с разных точек и под разным углом. С помощью компьютера все изображения обрабатываются, и в итоге моделируется трехмерное изображение органа, а также изображения различных характеристик для подробной оценки состояния легких, костей, органов брюшной полости.
Важно, что врач имеет возможность изучить тонкие «срезы» органа: в зависимости от настроек аппарата, толщина среза может составлять до 0,5 мм. Это увеличивает точность диагностики.


Насколько точна компьютерная томография интересует каждого пациента, которому врач назначает данное исследование. Следует отметить, что компьютерная томография органов грудной клетки является «золотым стандартом» исследования легких.

Обследование на КТ включает несколько этапов:

  • Выполнение сканирования пациента.
  • Построение томографом тонких срезов и и 3D-модели исследуемой области.
  • Анализ полученных изображений рентгенологом, формированием протокола описания и заключения.
  • Лечащий врач трактует результаты с учетом общей картины заболевания и особенностей больного.

Главное преимущество компьютерного сканирования — информативность и достоверность.

Возможно выявить аномалии развития, опухоли практически всех внутренних органов, оценить состояние кровеносных сосудов и пр.


На трехмерном изображении можно подробно оценить:

  • Локализацию очага и характер поражения.
  • Взаимосвязь пораженной области с окружающими органами, тканями, сосудами.


Что может снизить точность КТ диагностики?

На точность КТ диагностики влияет любое движение пациента в ходе томографического исследования. В таких случаях послойные снимки будут размытыми, а построенная 3D-модель исказится. Однако такие ситуации бывают редко, так как современные мультиспиральные томографы позволяют выполнить сканирование за считанные секунды.

Крупные металлические объекты в теле пациента могут давать артефакты на изображении.

Компьютерное томографическое сканирование необходимо выполнять не ранее чем через два дня после выполнения исследования с барием, так как скопление бария в желудке или кишечнике может спровоцировать появление артефактов на изображениях.

компьютерная диагностика организма

В последние 5-7 лет на дешевых черно-белых «флаерах» в незащищенных от СПАМа почтовых ящиках, в наивно подчеркнутых объявлениях от частных лиц в газетах и журналах, даже на некоторых цифровых ресурсах в Сети появилось безликое множество коммерческих предложений пройти какую-то малоизвестную в медицине всего Мира, но безумно быструю, всеобъемлющую и точную «полную диагностику всего организма за 1 час» или «диагностику рака во всем теле» за «5 копеек» со 100% результатом, или еще какую-нибудь «биорезонансную терапию» и прочую околомедицинскую ахинею.

Скажу Вам сразу, не сильно отвлекаясь на «бушующих троллей»: весь этот «компьютерно-диагностический» мусор можно смело выбрасывать в помойное ведро вместе с БАДами, припарками при трупном окоченении и прочими хербалайфами, «чудесами» сетевого маркетинга и похожими псевдоизысками, нацеленными сугубо на кошелек среднестатистического гражданина.

Что думает официальная Медицина по этому поводу

Опять же, говорю без «затягивания»: официальная медицина Земного Шара абсолютно не в курсе, что уже давно появилась «аппаратура», благодаря которой решается подавляющее большинство диагностических проблем в абсолютно любой больнице, поликлинике, не говоря уже о фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) в селе Соломовьязанка северо-востока Белореченской губернии. Да что там проблемы диагностики?! Терапия и хирургия, как самодостаточные тысячелетние науки, становятся просто ненужными, ведь еще есть «метатерапия», «биорезонансная терапия», «обратная информационная терапия», результаты которых, по устным утверждениям «торговцев 60-тиминутным здоровьем», уже давно обогнали и перегнали весь технический и научный прогресс планеты Земля, включая также крупные планеты и их спутники в обозримых уголках Галактики.

Столкнувшись лично около 5 лет назад с предложением ввести подобный «прибор» в диагностический комплекс Клиники, мне было поручено досконально изучить данную тему. Что сказать? Ни один вопрос не получил удовлетворительного ответа. На просьбы предоставить документальные технические основы работы «медицинского диагностического прибора» ответа не последовало, кроме «устных» рассказов «на пальцах» по электронной почте, после просьб предоставить данные клинических исследований по данной технике, официальных данных обязательных предсертификационных исследований с рабочими и контрольными группами пациентов выяснилось, что никаких официальных данных вообще не существует. Более того, на Украине данный метод распространяется под законодательными нормами, которые регулируют деятельность направлений нетрадиционной медицины, шаманов, магов и ясновидящих. Естественно, что для этого вида деятельности не нужна обязательная сертификация (которая в любом случае включает в себя и доказательные официальные исследования). Другими словами, обещания и уверения торговцев «чудо-техникой», возможные претензии к ним в случаях отсутствия ожидаемых результатов стоят ровно столько, сколько «важной» информации можно получить от привокзальных цыган… то есть – ничего!

На чем основаны методы «диагностики», о которых мы говорим

!Для информации: и по сегодняшний день «метод Фоля» не имеет научного обоснования или доказательной базы, мировым научным сообществом не признан, в виду отсутствия даже намеков на его объективность. Более того, в США и ряде стран Европы применение подобных методик запрещено, а за попытки обмана своих граждан лжедиагностикой и псевдотерапией, соискатели легкой наживы могут запросто оказаться за решеткой.

Берегите свое Здоровье, думайте Своей головой и если что-то непонятно – лучше задайте свои вопросы специалистам!

Читайте также: