Можно ли рисовать на компьютере в исламе

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.

Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.

Рисунки

Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.

Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).

Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.

При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.

Намаз в помещении с изображениями

Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.

Фотографии

Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.

С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.

Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу Алейкум, мой брат выжигает по дереву(на плоской поверхности, плоский рисунок) и даллее вещает на стену, я говорил с ним об этом, он пояснил, что не имел и не имеет и близко даже мысли о том что бы якобы приблизиться к Творцу путём изображения этих рисунков на дереве. И мы хотим узнать, является это дозволенным, макрухом или тяжким грехом?

В начале VII в. новой эры, пророку Мухаммеду (мир ему и благословение)
для арабов был ниспослан Коран, затем Ислам приняли страны восточного Средиземноморья и Персия, затем Испания и Индийский восток.

Много разговоров о том, что можно рисовать в Исламе, а что нельзя. Некоторые мусульмане категорично утверждают, что рисовать живые объекты нельзя, некоторые задаются вопросом, некоторые покупают и коллекционируют картины мусульманских художников.

Чтобы не умалять роль Бога в Исламе запрещается изображать святых, пророков, живых существ в натуральном виде. Именно поэтому в Исламе больше развито декоративное искусство, каллиграфия, плоские узоры на ткани, на коврах. Мусульмане все же рисуют людей и животных, но эти изображения сильно упрощены и стилизованны. Это хорошо демонстрирует картина "Игрок в поло".

"Игрок в поло" Исмаила Гульджи, продана за 336 тысяч долларов на аукционе Christie’s. "Игрок в поло" Исмаила Гульджи, продана за 336 тысяч долларов на аукционе Christie’s.

Если изображается человек, то лицо его часто размыто или прикрыто завесой. Если изображаются животные, то они тоже выполнены в упрощенной форме, конь может быть с крыльями, можно даже сказать, что изображения похожи на детские рисунки.

Шахада «Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк». Современная каллиграфия. Шахада «Верую: нет божества, кроме Бога, а Мухаммад — его пророк». Современная каллиграфия.

Геометрическими узорами, завитками, листьями, которые составляли единый узор с каллиграфией, украшались книги, ковры, керамика, такие рисунки называют арабески. И их множество.

Арабской вязью всегда покрывались мечети, минареты, купола мечетей, гробницы. Очень часто из арабской вязи создавались картинки людей, птиц, насекомых, животных. Линии каллиграфии переплетаются между собой, имеют разную толщину, слова часто сливаются, буквы увеличиваются в размерах.

Каллиграфия "Во имя Аллаха Милосердного" "Нет Бога кроме Аллаха" Каллиграфия "Во имя Аллаха Милосердного" "Нет Бога кроме Аллаха"

Другая частая формула, которую используют исламские каллиграфы, — шахада, формула единобожия. Самый известный пример ее использования — флаг Королевства Саудов­ской Аравии

«Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах всезнающ, всеведущ»

На надгробиях обычно пишут назидание об окончании пути человека, о душе.

"Не знает душа, на какой земле она умрет. Поистине Аллах все­знающ, всеведущ“» (Коран 31:34, окончание), "Каждая душа вкусит смерть" (сура 29, аят 57). Эти аяты ча­сто встречаются на средневековых надгробиях мусульман Волжской Булгарии, Золотой Орды и татарских ханств.

«Аллах велик»

Композиция «Аллах Велик» в исполнении каллиграфа Мехмеда Озчая. Турция, 2006 год Fundación Cultural Oriente. Композиция «Аллах Велик» в исполнении каллиграфа Мехмеда Озчая. Турция, 2006 год Fundación Cultural Oriente.

Сами начертания имени Господа, его про­рока Мухаммада, четырех праведных хали­фов стали источником вдохновения для кал­лиграфов. Мастера часто ис­пользовали эпитеты Господа (99 имен Аллаха) для созда­ния отдельных компо­зиций. Источником также могли быть суры Корана. Например, "Он (Аллах) богат и достохвален" (отсылка к суре 57 Аль-Хадид"Железо", аят 24).

Композиция «Нет героя, кроме Али. »Fundación Cultural Oriente Композиция «Нет героя, кроме Али. »Fundación Cultural Oriente

Композиция «Нет героя, кроме Али. » Fundación Cultural Oriente

Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда). Из Sarai Albums. Тебриз, начало 14 века. Hazine 2154, фолио 107а Мирадж-наме (Вознесения Мухаммеда). Из Sarai Albums. Тебриз, начало 14 века. Hazine 2154, фолио 107а Султан-Мухаммад. Вознесение (ми‘радж) пророка Мухаммада. Миниатюра из «Пятерицы» («Хамсе») Низами. 1539–1543 годы The British Library Султан-Мухаммад. Вознесение (ми‘радж) пророка Мухаммада. Миниатюра из «Пятерицы» («Хамсе») Низами. 1539–1543 годы The British Library

Сцена изображает Мухаммада на Бураке (согласно канонам, лик пророка при­крывался завесой, Бурак изображался с человеческим лицом и в короне), от его фигуры исходит огненное сияние — аналог христиан­ского нимба. Со всех сто­рон их окружают ангелы в разнообразных позах. Большинство протягивают всаднику дары. Венец в виде дара одного из ангелов демонстрирует­ святость пророка. Здесь также чувствуется влияние китайской живо­писи: это развеваю­щиеся ленты и китайские облака.

Четыре верных последователей Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси’s). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 126а. Четыре верных последователей Кай-Хосрова , Шах-наме («Книга царей» Фирдоуси’s). Шираз, 1330. Hazine 1479, фолио 126а.

Так что же запрещено рисовать в Исламе? В Исламе запрещена сама мысль, что художник может творить своей кистью подобно Богу, что он может создать и вдохнуть душу в свое творение.

Всем известно, что в Исламе нельзя рисовать человека и живых существ, но если посмотреть на картины художников-мусульман, то мы видим и людей и животных. Это что? Как понимать? Оказывается есть определенные каноны изобразительного искусства в Исламе. Художник не должен рисовать мир, так как видит его человек, художник может рисовать абстрактный мир, а не конкретный. Самое лучшее для художника не рисовать живых существ как живых в натуральную величину и сильно похожих на оригинал.

В Коране нет прямого запрета рисовать живых существ. Согласно канонам религии нельзя поклоняться картинам и скульптурам, как идолам.

Существует множество хадисов, и опять же разные мусульманские ученые трактуют один и тот же хадис по-разному.

Хадисов действительно много на эту тему, и очень много трактовок и все они разные, необходимо понимать почему появилась та или иная трактовка. Даже по поводу фотографий, одни ученые категоричны и даже на паспорт запрещено фотографироваться (но это необходимо), а тем более хранить фотографии дома. Другие мусульманские ученые говорят, что хранить в альбоме фотографии можно. Видео и фото тоже запрещены, считают некоторые ученые. Сторонники мазхаба имама Малика, считают, что даже смотреть на изображения живых существ запрещено! Они говорят, что если создавать изображения запрещено, то и смотреть на эти изображения запрещено”. См. “аль-Хауа фи фатауа Абиль-Фадль. ” 27

Итак, первое, что категорически запретно, — это приписывание себе возможности творить. Главным образом здесь подразумеваются те художники, которые думают, что «творят своей кистью, вносят что-то особое в портрет того или иного человека», будто бы им осталось только вдохнуть душу в свое «творение» — и оно оживет как картины Sergi Cadenas. Когда смотришь на его картины под разным углом, то картины словно оживают.

Очень часто, мне мой арабский друг говорит мне зачем ты так углубляешься в Ислам? Говорят ученые нельзя, значит нельзя. Но я считаю, что на то мы и разумные, чтобы размышлять.

Размышлять над Кораном должен каждый мусульманин. Первое время, когда я ему задавала вопросы на тему религии, он мне всегда отвечал: "А в хадисах написано так, я хорошо знаю Сунну, по Сунне так, и т.д." Я чувствовала себя почемучкой, как в детстве, потому что у меня частое слово было почему, которое всех приводило в умиление.

Почему-то считается, что размышлять над Кораном - грех. Это противоречит самому Корану, Неужели они не размышляют над Кораном? (Коран, 47:24). Именно это я и пытаюсь донести до своего друга, который вырос в Исламе.

Религия есть легкость. Она призвана облегчать жизнь, а не усложнять ее. Также Пророк трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут» .

Хотела использовать разъяснение некоторых хадисов в статье, но вдруг случайно увидела статью на Дзене, и прочитала. Статья категоричная, автор спрятался под ником, и отключил комментарии, основной смысл, если вы приняли Ислам, то должны подчиняться каждой букве хадисов, если об этом не сказано в Коране. И мне стало грустно. Хадисы писались для арабов, которые только вошли в религию. Мир меняется, меняется время. Если следовать каждой букве, то нельзя делать фото, использовать видео, смотреть телевизор, использовать компьютер, ксерокс, нельзя не только рисовать живых существ, но и смотреть на картинки, можно скатиться в средневековье. Кому интересна эта тема, пройдитесь по ссылкам.


Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

По вопросу фотографий и изображений имеются разные мнения. Это связано с тем, что некоторые хадисы по-разному интерпретируются теологами. Один из таких хадисов вы привели в своем вопросе.

В хадисах используется арабское слово صورة, которое можно условно перевести как «изображение». Остается вопрос: что именно под ним подразумевается, когда говорится о его запрете?

а) Большинство теологов полагают, что имеются в виду нарисованные изображения живых созданий (например, рисунки, изображающие людей). Соответственно, такие изображения запрещены. Данного мнения придерживаются теологи ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 12, стр. 102)

يحرم تصوير ذوات الأرواح مطلقا، أي سواء أكان للصورة ظل أو لم يكن. وهو مذهب الحنفية والشافعية والحنابلة


б) Согласно маликитскому мазхабу, под словом صورة в хадисах понимается такое изображение живых созданий, которое дает тень. Например, скульптура человека или животного, то есть трехмерное изображение. Маликитские теологи говорили об условиях для запрета изображения: изваяние должно изображать живое создание со всеми частями тела, и материал изваяния должен быть чем-то твердым: деревом, железом, пластмассой и т. п. При выполнении данных условий изображение запрещается, в противном случае – нет. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 12, стр. 101)

مذهب المالكية وبعض السلف، ووافقهم ابن حمدان من الحنابلة، أنه لا يحرم من التصاوير إلا ما جمع الشروط الآتية:
الشرط الأول: أن تكون صورة الإنسان أو الحيوان مما له ظل، أي تكون تمثالا مجسدا، فإن كانت مسطحة لم يحرم عملها، وذلك كالمنقوش في جدار، أو ورق، أو قماش. بل يكون مكروها. ومن هنا نقل ابن العربي الإجماع على أن تصوير ما له ظل حرام.
الشرط الثاني: أن تكون كاملة الأعضاء، فإن كانت ناقصة عضو مما لا يعيش الحيوان مع فقده لم يحرم، كما لو صور الحيوان مقطوع الرأس أو مخروق البطن أو الصدر.
الشرط الثالث: أن يصنع الصورة مما يدوم من الحديد أو النحاس أو الحجارة أو الخشب أو نحو ذلك، فإن صنعها مما لا يدوم كقشر بطيخ أو عجين لم يحرم؛ لأنه إذا نشف تقطع


Цифровая фотография:

а) Как полагают некоторые теологи, изображения запрещены независимо от того, цифровые ли это снимки или нарисованные вручную картинки, поскольку хадис относится ко всем изображениям одушевленных предметов.

б) Другие теологи говорят, что, хотя нарисованные вручную изображения живых созданий запрещены, созданные цифровыми методами изображения (фотографии цифровым фотоаппаратом, наброски цифровыми средствами) дозволены, поскольку являются лишь цифровыми кодами, которые при соединении образуют изображения. При закрытии программы изображение уже не рассмотреть. Сторонники данного мнения приводили также иные аргументы в пользу этой точки зрения.

Выше мы лишь вкратце дали общее религиозное представление о цифровых фотографиях, чтобы показать наличие различия во мнениях, которое следует уважать. Как бы то ни было, более осторожной является первая точка зрения. Лучше воздерживаться от таких изображений, если в них нет необходимости. Если же необходимость появится (например, в образовательных целях или для получения паспорта, виз), то можно воспользоваться мнением о дозволенности таких изображений.

Большинство теологов полагают, что видеоролики не являются теми изображениями (صورة), что запрещены в хадисах, поскольку запрещенные изображения статичны, а видеоролики – нет. Дозволенность видеороликов будет зависеть от выполнения следующих условий:

а) В них не должно быть ничего неприличного и грешного, а также таких недозволенных элементов, как музыка, пропаганда спиртного и т. д.

б) В роликах не должно быть лиц противоположного пола (если, например, женщина слушает видеолекцию теолога, ей следует лишь слушать, а не смотреть ролик, поскольку Аллах велел опускать глаза при встрече с лицами противоположного пола). Аллах говорит в Коране:

قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали глаза и оберегали половые органы. Это пристойнее для них. Аллаху известно все, что они делают. (Коран, 24:30)

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ
И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали глаза и оберегали половые органы. Пусть не выставляют своих прикрас, кроме явных, и укрывают платками грудь… (Коран, 24:31)


в) Не должно быть обнаженных сцен, должен быть укрыт аурат (части тела, которые ислам требует укрывать).

(Такы Усмани. Дополнение к «Фатх-уль-Мульхим» Шаббира Усмани. – Том 4, стр. 134–143; Кувейтская энциклопедия исламского права. – Том 12)

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q588

Да,действительно приходят страшные хадисы на эту тему:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении».[126]

Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях. Во-первых, если человек создает идола, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Несомненно, такой поступок является неверием в Великого и Могучего Аллаха. Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядет лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии, они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне.

Они же передали хадис Ибн ‘Аббаса, который рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый, кто создает изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду».[127]
Они же передали другой хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это».[128]

Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом. Художникам и скульпторам будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
Это общие запреты
Что же касается фетв ученых,то приведу те,которые нашел на Салаф форуме.
слова шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, из книги "Адаб аз-Зифаф" :

"Хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений (написанные от руки или же произведенные фотографическим путем) являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два хадиса.
Первый хадис:
"Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней". Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Мус-лим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234) согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66).

Согласно другой версии хадиса, Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной це-почкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65).

Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором го-ворится о том, что Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани».
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использо-вать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из за-прета на использование изображений. С этим полностью согласился кадий Ийад. Он сообщил, что с та-ким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».

Второй хадис:
Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Алла-ха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продол-жить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы дава-ли ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А ес-ли они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончил-ся пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.

Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изо-бражений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это каса-ется портретов шайхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает. См. "Адаб аз-зифаф".
Этот ответ приводился на вопрос о рисунках в детских книгах.

Среди хадисов, утверждающих, что это - харам, и что это является большим грехом - хадис Ибн ‘Аббаса (пусть Аллах будет доволен им), который сказал: "Я слышал, что Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) говорил: "Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это."” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Он [Ибн ‘Аббас (пусть Аллах будет доволен им)] также рассказывал,что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду.” Ибн ‘Аббас сказал: “Если Вы должны делать это, то создавайте деревья и вещи, которые не имеют никакой души.” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Общее значение хадисов таково, что абсолютно запрещено создавать изображения всего, что имеет душу.
Фатауа аль-Лажна аль-Даа’има [Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah], 1/456-457

Дальше вы писали

Khawashka писал(а): И допустимо ли изображать отдельные части тела?Например,руки,глаза?
Например,если нарисованы руки,держащие букет цветов - это плохо?
Поясните,пожалуйста.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Изображение – это голова; если убрана голова, то нет изображения» Передал аль Исамили в Маджам из хадиса ибн Аббаса и оценен как сахих шейхом албании в al-Silsilah al-Saheehah no. 1921 и в Saheeh al-Jaami’ no. 3864.

2. Большинство факихов считают, что если у изображения будет убрана часть, без которой она перестает быть живой, то подобные изображения не являются харамом. Для более детального ответа и получения мнения мазхабов обратитесь к Ahkaam al-Tasweer fi’l-Fiqh al-Islami, pp. 224-240.
А Аллаху известно лучше!

Читайте также: