Можно ли заниматься с логопедом по скайпу

Обновлено: 01.07.2024

Логопедические занятия с помощью скайп намного продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах.

Сама возможность коррекционной работы базируется на таких органах чувств как зрение, слух и осязание. То есть для диагностики и коррекционного воздействия логопеду нужно видеть, слышать, а иногда и трогать ребёнка (или взрослого занимающегося). Точно также и ребёнку необходимо слышать и видеть тётеньку-логопеда , чтобы выполнять её задания и видеть то, как это делается. Веб камеры, микрофон, колонки, гарнитуры при скоростях сегодняшнего интернета позволяют качественно видеть и слышать друг друга. Тысячи репетиторов во всём мире уже работают так. Конечно, с тактильным контактом несколько сложнее – зондом через экран монитора в рот не залезешь и мячик друг другу не бросишь, но когда у ребёнка рядом мама, то она сама может выполнить инструкцию профессионала, а я часть своего занятия трачу на обучение родителей.

Для качественной работы специалисту требуется целый кабинет (пособия, игрушки, картинки, альбомы, детские книжки и свои учебники), но ходить в кабинет к нему не всегда удобно. И напротив приглашать логопеда к себе домой - удобно ли нам самим, и сможет ли он всё принести? Спор на тему: что лучше логопед в кабинете или логопед на дому и где лучше заниматься может быть бесконечным. Я бы сказала так - хороший специалист через скайп сможет добиться лучшего результата, чем посредственный вживую. При работе через интернет Ваш домашний логопед имеет все возможности кабинета вплоть до игр и кукольного театра. Часть картинок и игрушек можно показывать через веб-камеру, что-то посылается по электронной почте, а некоторые упражнения, находящиеся на сайте, мы вместе с родителями отрабатываем прямо во время занятия. К тому же "Тётенька в телевизоре" - это круче чем мультики, почему то это очень нравится детям.

Важным элементом работы логопедов является консультация, многие родители хотели бы знать больше о том, что происходит с их ребёнком, но при личной консультации не всегда удаётся всё рассказать. В этом случае с помощью сайта, специалист может предоставить больше информации.

Плюсы занятий через скайп

Доступность в любой части света – если у Вас есть интернет, значит, у Вас есть возможность заниматься с логопедом, даже если такого специалиста в Вашем городе нет. Это возможность не прерывать занятия, даже если вы уезжаете в отпуск, командировку – если там есть интернет, у Вас будут занятия. Ведь, как известно, один из принципов педагогического воздействия – систематичность, стабильность занятий.

Удобство для заботливых мам, которые не хотят рисковать здоровьем своих детей в больничных очередях, в переполненном транспорте, в жару, дождь и мороз. И намного приятнее ходить в гости к друзьям, а не в больницу. Это удобно и для молодых мам с двумя детьми: не нужно отказываться от услуг логопеда для старшего ребенка, потому что не с кем оставить младшего на время занятий, не зачем напрягать наших бабушек и пап, чтобы они сидели с малышом. Теперь Вы остаетесь хорошей мамой для обоих своих детей.

Экономия Вашего времени: теперь не надо тратить массу времени на сборы ребёнка и переезды до логопедического кабинета. Вы можете потратить эти 1-2 часа с большей пользой и удовольствием. К тому же снижаются Ваши расходы на время написания домашних заданий, а это занимает 20 -30 % времени каждого занятия, Вам отправят файл с упражнениями уже после занятия, сэкономив Ваше оплаченное время.

Конфиденциальность – многим приятнее, когда окружающие не знают о его занятиях (особенно взрослые занимающиеся) и именно интернетные занятия позволяют эту конфиденциальность сохранить.

Удобство оплаты – сейчас много платёжных систем через интернет, которые позволяют оплачивать услуги, не выходя из-за компьютера.

Для взрослых – это очень удобно тем, что не нужно ходить к логопеду в детский сад или детскую поликлинику, не нужно отпрашиваться с работы для похода к логопеду. Вы можете заниматься после работы, тогда когда Вам удобнее, хоть в 12 часов ночи – часовые пояса позволяют и это.

Для эмигрантов, фрилансеров и просто, работающих за рубежом - это очень удобно, так как русского логопеда очень тяжело найти. Приглашать логопеда к себе в страну - очень дорого, а приезжать на родину, отказываясь от хорошей работы за границей на пол года – несколько лет, не каждый может себе позволить.

Минусы занятий через скайп

Занятия только в присутствии родителей - единицы детей способны заниматься без взрослого.

Логопед должен иметь большой опыт в коррекции каждого нарушения. Он должен обладать большим кол-вом приемов, чтобы через скайп выбрать дейтсвенные из них.

Проблема с выбором логопедов:
Когда я начинала работать через скайп в 2010г., все говорили, что логопедия через скайп невозможна. И я потратила много времени и усилий, чтобы переубедить сомневающихся в том, что работа логопеда через скайп может быть не хуже, чем работа «вживую». Теперь, спустя годы, мне есть чем поделиться с логопедами – как следует организовать свою работу, потому что не всё так просто как хотелось бы.

Если для родителей занятия через скайп с ребенком, выглядят достаточно просто и удобно, то для логопеда, работающего в скайп, не все так просто.Организация рабочего места для логопеда.

Как выбрать логопеда через скайп

• Информации о логопеде должно быть много – т.е. логопед, у которого лишь фотография и пара фраз, не подходит. Логопед работающий серьезно, много пишет о том как он работает, часто информация о логопеде похожа на расширенное резюме для приема на работу. Также должны быть перечислены несколько диагнозов, по которым он работает (а не только «исправление звуков»).

• Высшее логопедическое образование. Специальности по работе со всеми видами речевых нарушений – «учитель-логопед» и «логопед-психолог» ( в простонародье называются логопеды - дефектологи), у выпускников 2012 г логопедов пишут в дипломе - Специальное дефектологическое образование", профиль "Логопедия".

• Обязателен опыт работы логопедом более 5 лет.

• В России приняты законы об ограничении интернета (возможное отключение рунета от мировой сети). Поэтому рекомендую тем кто проживает за границей сразу искать логопеда через скайп, тоже проживающего не в России, Казахстане, Белоруссии (там тоже возможно отключение интернета). А россиянам рекомендую искать логопеда в России.

• Менее значимые параметры при выборе логопеда:

(так как важнее найти настоящего логопеда профессионала, который точно сможет помочь вашему ребенку):

наличие сертификатов, отзывов, цена за услуги, приятная или неприятная «тетя-логопед» (детям всякие нравятся), удобное время для занятий, удобный способ оплаты занятий.

В наши дни в толковом квалифицированном логопеде нуждается практически каждый второй ребенок. В школах и детских садах логопедические группы переполнены. А специалист получает за свою работу копейки. И логопеды и родители детей с речевыми нарушениями пришли к необходимости индивидуальных и частных занятий.

С развитием дистанционного образования, а также в период вынужденной самоизоляции, многие стали задумываться о занятиях с логопедом по скайпу или на других площадках в интернете. Есть ли смысл в таких занятиях? Будут ли они также эффективны, как очные индивидуальные занятия? Давайте разбираться.

Сразу скажу, что ко мне, как к логопеду, многие родители обращаются с подобными вопросами. Еще год назад никто и подумать не мог об дистанционных занятиях, если, к примеру, ребенку нужно ставить звук "р". Сейчас же люди стали обращаться все чаще. И я всем отвечаю: дистанционно заниматься с логопедом можно, но эффективность будет зависеть от конкретного речевого нарушения и от возраста человека .

Взрослые люди с логопедическими нарушениями мотивированы на их исправление, они знают, чего хотят, они сконцентрированы на занятиях. Таким людям работа с логопедом через интернет принесет нужный результат. Дети же - совсем другое дело. Неговорящие малыши, дошкольники, учащиеся первых-вторых классов, как правило, не имеют мотивации, не могут концентрировать свое внимание на экране длительное время, а самое главное - процесс обучения для них должен проходить в игровой форме, чего трудно добиться на расстоянии и через монитор. И тут даже совместные занятия детей и родителей плохо помогают.

Если у ребенка выявлена дисграфия, то есть нарушение письма, то онлайн занятия с логопедом вообще трудно представить.

Специалист на самом первом диагностическом занятии должен осмотреть артикуляционный аппарат ученика, то есть его язык, уздечку, прикус, мышцы рта, и на основе этого составить представление о речевых нарушениях, их причинах, продумать методику занятий. Подобный осмотр ребенка через экран гаджета мало эффективен. А делать выводы о нарушениях, опираясь только на слова мамы ученика, грамотный логопед не станет, так как ему необходим личный осмотр .

Также ребенку может быть рекомендован логопедический массаж, который невозможно сделать на расстоянии. А еще многие специалисты используют специальные зонды, которые также нельзя применить дистанционно.

Есть речевые нарушения, требующие небольшой коррекции со стороны логопеда. Они вполне поддадутся исправлению и на дистанционных занятиях. Например, можно попробовать скорректировать нечеткую дикцию, картавость, нарушение произношения некоторых звуков, заикание.

Но опять же - о таких нарушениях логопед должен сделать заключение на этапе диагностики. Поэтому могу посоветовать проводить эту диагностику не на онлайн-встрече, а в живую. После первого ознакомительного занятия каждый для себя сделает выводы. Логопед даст свои рекомендации и скажет, сможет ли он проводить коррекцию дистанционно или нет. Родители посчитают, смогут ли они финансово позволить себе такие занятия. Они также должны понимать, что результативность от онлайн-занятий будет ниже. А с финансовой точки зрения - такие уроки будут дешевле , ведь логопед не тратит время и деньги на дорогу к ученику.

Есть семьи, которые не могут позволить себе и дистанционные занятия. А на бесплатные уроки в детском саду, школе или поликлинике, по разным причинам ребенок не ходит. Их просто нет в данном учреждении или есть, но группы переполнены, в занятиях отказывают, или просто неудобное время и расписание. Однако ребенку логопед необходим срочно. Как тогда быть? Тогда дистанционные занятия с последующей самостоятельной работой родителей - это выход для таких семей. Ведь лучше логопед по интернету, чем никакой вовсе. Лучше диагностика логопеда, чем чтение непонятной информации в интернете, собственное выставление диагнозов и методы работы, которые только навредят вашему ребенку, а не помогут ему.

Не все родители способны скорректировать речь ребенка самостоятельно, без помощи специалиста. Здесь я могу посоветовать лишь одно - присутствовать на занятиях, записывать и запоминать все методы и формы работы логопеда, чтобы потом повторить их дома с ребенком уже своими силами. Это будет в разы эффективнее, чем вы будете заниматься полностью сами, начитавшись непроверенной информации в интернете, которую часто пишут не профессионалы своего дела.

Однако в дистанционных занятиях помимо экономии средств, есть и другие плюсы. Это комфортная обстановка дома , когда не нужно никуда ехать. Это доступность в тех населенных пунктах, где просто нет логопедов. Это еще и возможность заниматься по собственному удобному графику .

Тщательно взвесив все плюсы и минусы возможностей дистанционных занятий с логопедом, каждый решает сам - стоит или не стоит начинать данный формат коррекции нарушений речи.

Делайте правильные выводы, ставьте лайки статье, если она была вам полезна, и подписывайтесь на канал.

По результатам опросов, сейчас уже половина пользователей интернета использует видеосвязь для общения и получения информации. Производители веб-камер рекомендуют для качественной видеосвязи использовать с обеих сторон 2-х ядерные процессоры, при 2 Гб оперативной памяти. Но большинство пользователей имеют компьютеры уровня Пентиум 4. В этом случае, для того чтобы компенсировать недостаточную мощность их компьютеров, логопеду необходим более мощный компьютер (от 4 ядер и выше, оперативная память от 4 Гб), это же касается и скорости интернета. У логопеда должна быть скорость не ниже 5 Мб в секунду, тогда для занимающихся у Вас единственным ограничением будет интернет-связь через диалап (телефонное соединение). Разумеется, у Вас должна быть безлимитка, чтобы не разориться, проводя занятия.

Веб-камера у логопеда должна быть от 4 000 руб. и дороже (обратите внимание на кол-во пикселов, автофокус, возможности регулировок яркости, чёткости), чтобы ребёнок не напрягал зрение, глядя на расплывающуюся картинку, тогда ему будет интересно, а маме понятно, как и что выполнять. А вот родители могут иметь любую веб-камеру, хоть встроенную в ноутбук, и Вам нужно иметь достаточный опыт работы, чтобы своевременно заметить неточности и неправильности в произношении и попросить ребёнка наклониться к камере, чтобы увидеть. Кстати, иногда для улучшения качества картинки достаточно правильно поставить свет.

Купите большой и качественный монитор, чтобы не щуриться, разглядывая ребёнка.

Мне мой компьютер обошёлся (вместе с веб-камерой, гарнитурой, монитором и лицензионным программным обеспечением) в 70 тыс. руб.

Проведение занятий через интернет имеет свою специфику.

Нужно иметь высшее дефектологическое образование (а не только звукопостановку после 6 месячных курсов). Существует много разных видов речевых нарушений и за Вас никто не поставит диагноз.

Логопед должен иметь высокие навыки в диагностике всех видов речевых нарушений (это может дать работа в поликлинике, на логопункте, ПМПК…), чтобы суметь поставить диагноз правильно и быстро .

Логопеду через интернет необходимо иметь опыт индивидуальной работы в присутствии родителя и с родителем . Поскольку в интернет-занятии очень много придётся делать через маму. Сами вы через экран монитора в рот ребёнку не залезете. Поэтому логопед через интернет должен уметь обучать взрослых логопедическим приёмам. Дать этот опыт может репетиторская или преподавательская деятельность. Конечно, проще сделать самому, чем научить маму это выполнить.

· Знание и умение пользования различными системами видеосвязи и электронными платёжными системами – люди пользуются разными способами, а иногда не умеют этого делать, и Вам нужно не только самим уметь пользоваться, но и подсказывать, обучать их.

· И даже если у вас есть всё вышеперечисленное, всё равно – проводить занятия через интернет намного сложнее, чем обычные (удерживать внимание ребёнка, придумывать, как преподнести стандартное, типовое задание дистанционно ). Насколько это удобнее родителям, настолько же это тяжелее логопедам. Но ведь мы выбирали профессию не по принципу полегче?


Тенденции развития современного мира приводят к тому, что возрастает популярность работы онлайн и некоторые услуги теперь можно предоставлять дистанционно. Логопедическая практика не стала исключением - такие программы, как Skype или Zoom помогают успешно проводить занятия по коррекции речи у детей, подростков и взрослых. Логопедическая работа онлайн - хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда из-за географической удалённости.

Преимущества онлайн работы

  • Можно заниматься в комфортных условиях, не покидая квартиры или кабинета.
  • Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы.
  • Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки зрения временных и финансовых затрат.

Недостатки онлайн работы

  • Трудно установить личный и эмоциональный контакт с учеником.
  • В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей.
  • Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие.
  • Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда: массаж или механическая постановка звука.

Опыт логопедической работы показывает: при правильной организации дистанционные занятия по коррекции речи могут быть не менее эффективными, чем логопедические занятия лично с логопедом.

Какое оборудование необходимо для логопедической работы онлайн?

НОУТБУК ИЛИ ПК С ВЕБ-КАМЕРОЙ

Ноутбук и ПК имеют значительное преимущество даже перед самыми дорогими и новыми мобильными устройствами и планшетами.

Во-первых, большой экран и чёткое изображение помогают видеть все движения артикуляционного аппарата. Некачественное изображение или небольшой размер экрана затрудняют зрительный контроль со стороны логопеда. Следовательно, помощь может быть оказана некорректно.

Во-вторых, ноутбук устойчиво располагается на поверхности стола, в отличие от планшета или телефона, которые могут упасть. Если это произойдёт в процессе демонстрации картинок или способа выполнения упражнения, занятие будет прервано в самый ответственный момент.

В-третьих, ноутбук и ПК позволяют демонстрировать экран, на котором могут открыты ваши электронные книги, логопедические пособия или картинки. На телефоне или планшете это сделать сложнее.

НАУШНИКИ И МИКРОФОН

Наушники и микрофон не обязательно использовать, но они значительно улучшают качество работы. Благодаря наушникам, только вы слышите своего ученика и звук не распространяется в соседние помещения. Также наушники помогают отследить все нюансы звукопроизношения или звучания голоса. А микрофон поможет вам контролировать громкость собственного голоса.

Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?

SKYPE
Skype - это самая популярная программа с функцией качественной видеосвязи. Skype отлично подходит для индивидуальных занятий с детьми и со взрослыми. Преимущества логопедической работы в Skype:

  • программа легко устанавливается, имеет простой функционал и интерфейс, с которым может разобраться и ребёнок, и взрослый;
  • Skype позволяет демонстрировать свой экран, на котором могут быть открыты ваши картинки или логопедические пособия.

ZOOM
Zoom - платформа для конференций, которая поможет вам проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые. Программа Zoom устроена немного сложнее, чем Skype. Но Zoom обеспечивает не менее качественную видеосвязь и также позволяет демонстрировать экран. Преимущества работы в Zoom:

  • позволяет работать одновременно с небольшой группой учеников;
  • обеспечивает полную конфиденциальность логопедической работы;
  • позволяет демонстрировать только экран с необходимым логопедическим пособием.

Zoom или Skype необходимо скачать и установить на компьютер. Если пользоваться этими программами из браузера, они будут “тормозить” и “зависать”.

Рекомендации по логопедическим занятиям онлайн

1. Организуйте своё рабочее место в отдельном помещении, в котором не будут присутствовать посторонние люди.
2. Продумайте освещение - днём работайте напротив окна, а вечером используйте дополнительный свет.
3. Приготовьте заранее пособия, инструменты или игрушки, которые пригодятся вам в процессе занятия.
4. Все электронные пособия скопируйте в отдельную папку с названием “Занятия в Скайпе”
5. Ссылки на разные онлайн ресурсы храните в едином текстовом документе.
6. Структура занятия и порядок работы не отличаются от обычного логопедического занятия.
7. Привлекайте к занятиям родителей - попросите их сидеть рядом и оказывать помощь при необходимости.
8. Предупредите своих учеников, что к занятиям в Скайпе нужно относиться ответственно:

- выходить на связь вовремя;
- заниматься сидя за столом;
- приводить себя и помещение в порядок.

Самое главное - в процессе работы чувствуйте себя комфортно и уверенно. Проводите коррекционную работу без суеты. Ведите себя также естественно и увлечённо, как на обычном логопедическом занятии. Надеемся, наши рекомендации помогут вам работать онлайн легко и эффективно!

Полезные ссылки

Speechbolix - онлайн программа занятий для коррекции заикания у подростков и взрослых.
Dictionbolix - онлайн программа для улучшения дикции, развития эрудиции и улучшения коммуникации.

Читайте также: