Мышление и речь подходы проблемы решения материалы xv международных чтений памяти л с выготского

Обновлено: 05.07.2024

Значение слова – единство процессов, мышления и речи. Слово, лишённое значения, не есть слово, оно есть пустой звук. То есть значение слов — есть ключевая вещь, можно сказать, что оно само слово. Но это значение слова есть как бы обобщение или понятие. Следовательно, значение слова – это феномен мышления. Значение слова не всегда константно, то есть может меняться отношение мысли к слову.

Центральная идея Выготского: Отношение мысли к слову есть процесс, то есть отношение мысли к слову и обратно. Движение процесса мышления от мысли к слову есть развитие.

Говорение переходит из внутреннего во внешнее, а понимание наоборот.

Правильное понимание внутренней речи, должно исходить из того положения, что внутренняя речь есть особое по своей психологической природе образование, особый вид речевой деятельности, имеющий свои совершенно специфические особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности.

То есть, внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, её материализация и объективация, то внутренняя речь, это обратный процесс, то есть процесс испарения речи в мысль.

Внутренняя речь — есть немая, молчаливая речь. Это её основное отличие. Именно в этом направлении, в смысле постепенного нарастания этого отличия и происходит эволюция эгоцентрической речи.

Эгоцентрическая речь ребёнка есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению ещё не отделилась окончательно от социальной речи.

Первой особенностью внутренней речи является её совершенно особенный синтаксис. Эта отрывочность, фрагментность, то есть сокращённость.

А что касается устной речи, то тут всё наоборот. Здесь нет сокращений. Устная речь является средним звеном, между речью письменной с одной стороны, и речью с внутренней с другой стороны. Во внутренней речи нам не нужно, по сути, подлежащее, а в устной наоборот. Внутренняя речь, есть речь, почти без слов.

Также во внутренней речи мы встречаемся с отношением семантической и физической сторон речи. Здесь также присутствует упрощение. Семантика заключается в том, что происходит преобладание смысла слова над его значением. Превалирование смысла над значением, фразы над словом, всего контекста над фразой является постоянным правилом. Также слова могут объединяться. Также смыслы слов более динамичные и широкие, чем их значения. (Пример с мёртвыми душами).

Внутренняя речь представляет собой совершенно особую, самостоятельную, автономную, функцию речи.

Переход от внешней речи к внутренней представляется собой не простой переход, а сложная динамическая трансформация. Внутренняя речь есть мысль, связанная со словом, а внешняя речь наоборот. Но мысль – это не последняя инстанция во всём этом процессе. Потому что мысль рождается из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение, потребности, интересы, побуждения. Далее следует проблема сознания, которая не изучена.

Выготский выделил, что мысль не совпадает непосредственно с речевым выражением. Мысли иногда очень сложно выразить словами. Сама мысль рождается из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши интересы, потребности и так далее, то есть ищет мотивацию. Функция изменения речи приводит и к изменению её структуры. Ребёнок редуцирует свою речь с взрослыми.

"Как говорит Л. Н. Толстой, почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом" - Л.С.Выготский

Выготский. Мышление и речь Выготский, Мышление, Речь, Социальная психология, Психология личности, Длиннопост


Лига психотерапии

4.2K постов 22.5K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.

Лучшие посты Лиги

Все посты и обсуждения по датам

Онлайн сейчас и за последние сутки

Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Фокусы, ограбления и нейромагия

Это то, чем с древности пользуются фокусники и карманные воры, то, по причине чего совершаются многие автомобильные аварии, люди путают подозреваемых и подставных, а муж не замечает новой стрижки своей жены. Психологи называют это великой иллюзией сознания.

Перед вами пять игральных карт. Запомните одну. Запомнили?

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

А теперь посмотрите на следующее изображение.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Мы убрали вашу карту, не правда ли.

Мы только что продемонстрировали вам старый добрый карточный фокус. Для тех, кто еще не догадался – поясняем: мы, конечно, заменили все карты, а вы были так сконцентрированы на запоминании одной карты, что попросту этого не заметили. Но это совсем не страшно, и означает лишь то, что вы принадлежите к абсолютному большинству людей. Впрочем, возможно, прочтение этой статьи поможет вам стать чуть внимательнее, чем остальные.

Незаконные фокусы

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Уловки карманников

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Как уберечь свои вещи от карманника? Единого рецепта, увы, не существует. Специалисты, правда, советуют – попробуйте забраться в ум карманного вора. Что интересует карманника прежде всего? Конечно, дорогие вещи и бумажник. Что он делает дальше? Конечно, смотрит, где вы храните их. Поэтому лучшим средством против краж будет, как это ни тривиально, не носить дорогих вещей в общественных местах или, по крайней мере, прятать их подальше – в застегивающийся нагрудный карман или в прочную, наглухо застегнутую сумку, которую вы постоянно придерживаете локтем. Но можно применить и технику неожиданности. Она поможет сберечь ваши вещи в путешествии, например, при прогулке по чужому городу. Рискните сложить ваши бумажник, телефон и часы в большой пластиковый стакан для сока, закройте его и для большей убедительности вставьте в него трубочку. А теперь смело носите этот стакан в руке. Едва ли карманному вору придет в голову покуситься на этот предмет, если, конечно, вы не проделывали процесс укладывания ценных вещей в стакан в общественном месте, где вор мог увидеть это. И еще – не забудьте стакан на столике ближайшего кафе.

Так называется новое направление в психологии, которое наметилось в 2008 году. Нейромагия – это коалиция психологов, психофизиологов и самых настоящих фокусников. Именно она изучает то, почему мы, глядя на что-то… не видим этого.

Психологи, впрочем, начали изучать это явление примерно с 1970-х годов. Возникли такие исследования, как это обычно и бывает, как побочный продукт в другой области – изучения зрительного восприятия. Исследования проводил один из основателей когнитивной психологии (психологии познавательных процессов – NS) Ульрик Найссер (Ulric Neisser). Перед своими студентами он поставил непростую задачу, предложив им посмотреть киноленту из двух наложенных друг на друга фильмов. При этом студенты должны были стараться смотреть только один из них, игнорируя другой. Время от времени из одного угла киноэкрана в другой проходила девушка под зонтиком, не имеющая к фильмам совершенно никакого отношения. К изумлению Найссера, почти никто из студентов, смотревших фильм, никакой девушки не заметил.

Невидимая горилла

Примерно через 30 лет, на рубеже XX и XXI веков, прекрасная девушка с зонтиком всплыла в психологии в образе гориллы. Наделавший много шума эксперимент теперь проводил чикагский психолог Дэниел Саймонс (Daniel Simons) со своим коллегой Кристофером Шабри (Christopher Chabris). По сути, эти двое воспроизвели старый эксперимент Найссера, но вместо фильмов показывали зрителям баскетбольную команду. Зрителям предлагалось подсчитать пасы, которые игроки на протяжении матча передавали друг другу. Время от времени прямо среди игроков появлялся человек в костюме гориллы, бил себя в грудь и отправлялся дальше. И снова тот же эффект – казалось бы, опасную для жизни гориллу почти никто из зрителей не заметил.

Прежде чем делать такой вывод, психологи, конечно, перепробовали множество различных забавных модификаций эксперимента с гориллой. Например, предупреждали людей о горилле, но коварным образом меняли цвет занавеса, на фоне которого происходила игра, с ярко-красного на ярко-желтый. И зрители, занятые подсчетом пасов и ожиданием появления гориллы, не замечали подмены занавеса.

В каждый момент времени только один объект занимает наше внимание, и только за его изменениями мы следим. Наше внимание похоже на луч прожектора. Узкий луч показывает кусочек сцены во всех подробностях, широкий – может осветить всю сцену, но подробности в этом случае выпадут из поля нашего зрения.

Дело в том, что мощность мозга составляет всего 12 Вт. Это менее чем треть мощности лампочки в холодильнике. При таком ограниченном количестве энергии мозг запрограммирован урезать всю ненужную информацию, чтобы давать нам адекватную картину окружающего мира. Он концентрируется лишь на том, что важно для нас. Как он это делает? С помощью таких отделов, как префронтальная кора, теменная доля, таламус. Они действуют как фильтры для сигналов, поступающих из других участков мозга, позволяя нам переключать внимание с объекта на объект.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Ошибки восприятия

Если перед нами красный мячик, который тут же становится белым, мы, конечно же, это заметим. Но если мячик стал белым в тот момент, когда мы моргнули, мы можем не заметить, что он поменял цвет. Если, конечно, наши мысли не прикованы к этому мячу.

Мы не склонны замечать различия, и если изменения происходят очень постепенно, наш мозг попросту стирает из памяти поменявшиеся нюансы.

Слепота сознания и автокатастрофы

Видеть то, что привычно

Слепота невнимательности, как и слепота к повторению, заключается в том, что мы неспособны замечать неожиданные вещи, если наше внимание сконцентрировано на чем-то другом. Даже если это неожиданное будет прямо перед нами.

Забвано, что мы межом чатить тесткы, даже елси в славох персетавлены буквы. Неожиданно, когда мы просим принести счет не того официанта. Опасно, когда путаем подставных и подозреваемых. Интересно, когда не замечаем киноляпов даже в самых известных блокбастерах.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Продолжая тему взаимоотношения полов и слепоты к повторению, можно сказать, что именно она – причина того, что для некоторых женщин мужчины всегда сволочи, а для некоторых мужчин – все женщины – стервы. У каждого из этих типов людей был негативный опыт, который продолжался либо довольно длительное время, либо повторился, либо просто слишком травмировал их. Теперь они не хотят даже слышать о том, что существуют честные женщины или порядочные мужчины. Вернее, слышать-то хотят, но… в любом человеке рано или поздно все равно увидят то, к чему они привыкли. Так устроен наш мозг. Впрочем, есть возможность все изменить – было бы желание.

Продолжая тему взаимоотношения полов и слепоты к повторению, можно сказать, что именно она – причина того, что для некоторых женщин мужчины всегда сволочи, а для некоторых мужчин – все женщины – стервы. У каждого из этих типов людей был негативный опыт, который продолжался либо довольно длительное время, либо повторился, либо просто слишком травмировал их. Теперь они не хотят даже слышать о том, что существуют честные женщины или порядочные мужчины. Вернее, слышать-то хотят, но… в любом человеке рано или поздно все равно увидят то, к чему они привыкли. Так устроен наш мозг. Впрочем, есть возможность все изменить – было бы желание.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Иллюзия внимательности

Психологи не раз проводили исследования: несмотря на все вышеперечисленное, большинство из нас уверены, что прекрасно контролируют окружающую обстановку и замечают если не все, то очень многое. Психологи назвали это иллюзией внимательности, которая, впрочем, выполняет свою важную роль и весьма полезна для нас, иначе мы бы, действительно, с трудом находили себе место от постоянной тревоги по поводу того, что не можем контролировать происходящее вокруг нас. Однако, как мы успели убедиться, такая иллюзия, к сожалению, часто играет и не в нашу пользу.

Но какую именно часть мира мы упускаем? Чтобы воровать вещи, карманник управляет нашей способностью к концентрации. Как это работает? Манипулировать вниманием людей можно разными способами. Зачастую эти манипуляции основываются на двух типах внимания. Первое из них называется произвольным – с его помощью мы принимаем решения. Оторвитесь от текста и взгляните в окно. Вы сделали это с помощью произвольного внимания. Теперь вы слышите телефонный звонок. Вы отвлеклись на него, и это произошло с помощью непроизвольного типа внимания, когда что-то заставляет нас сконцентрироваться. Когда вы посмотрели в окно – вы использовали префронтальную кору головного мозга, которая отвечает за принятие решений и планирование. Когда ваше внимание привлек звонок телефона, была задействована более примитивная система реагирования, расположенная в участках мозга, называемых сенсорными участками коры. Этот и другие участки мозга отвечают за концентрацию внимания на неожиданных раздражителях, поступающих от органов чувств.

Когда карманник забирает у вас бумажник или часы – он манипулирует обеими формами внимания. Отвлекать людей довольно просто, надо использовать непроизвольное внимание. Толчок в толпе – и человек непроизвольно отвлечен. В это время ловкость рук позволяет выхватить у него бумажник или снять часы. Впрочем, как бы вы ни старались, опытный карманник, увы, при желании все равно сможет вас провести. Только годы тренировок помогут управлять своим вниманием настолько, чтобы реагировать вовремя. Так что расслабьтесь, но… будьте бдительны.

Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем. А еще нам кажется, что мы видим больше, чем есть на самом деле. Все еще не верите?

Как можно быстрее назовите вслух цвета, которыми написаны эти слова.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Слишком легко? А если вот так. Помните: называть следует не сами слова, а их цвет.

Фокусы, ограбления и нейромагия Фокус, Ограбление, Наука, Карманник, Психология, Психология личности, Социальная психология, Длиннопост

Дело не в том, на что вы смотрите, а в том, что вы видите. Кстати, вы заметили кролика в цилиндре на некоторых фотографиях в нашей статье.


В 2 томах изданы материалы XV Международных Чтений памяти Л.С.Выготского "Мышление и речь: подходы, проблемы, решения", которые проходили в Москве с 17 по 21 ноября 2014 г. В ближайшее время они будут размещены на сайте Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. Ведется работа над 3 томом материалов.

Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17 21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: Левъ, 2014. 396 с.

Проблема мышления и речи является одной из центральных в психологическом наследии Л.С. Выготского. Именно на примере обсуждения понятия о значении Л.С. Выготский обосновывает необходимость неделимой, несущей в себе все признаки исследуемого предмета, единицы анализа. А в ставшем классическим эксперименте на формирование понятий впервые полностью раскрывается и реализуется экспериментально-генетический метод, ставший центральным в культурно-историческом подходе и определивший его уникальность.

Для психологов-исследователей, практических психологов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов.

Раздел I. Структурно-диалектический подход в психологии

Белолуцкая А. К. Диалектическое мышление: западная,
восточная и российская линии психологических исследований . 8
Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М.
Возможности применения знаковых и символических средств
в ходе ознакомления детей дошкольного и младшего
школьного возраста с агрегатными состояниями вещества . 14
Веракса Н. Е. Соотношение натурального
и культурного в детском развитии . 18
Каминская М. В. Развитие знака: акт познания как акт речи . 21
Коконцева Е. В. Развитие символических средств
диалектического мышления у детей дошкольного возраста . 27
Крашенинникова Е. В. Особенности представлений
о цикличности у дошкольников с нарушениями развития . 34
Леонов С. В. Исследование временных характеристик
учащихся в процессе профессионального становления . 36
Пащенко А. К. Роль рефлексии в освоении
нормативной ситуации . 42
Шиян О. А. Проблемно-речевые ситуации и возможности
их решения у детей старшего дошкольного возраста . 47

Раздел II. Развитие мышления и речи в профессиональной деятельности

Атаманова И. В., Богомаз С. А., Козлова Н. В.
Становление иноязычной коммуникативной
компетентности: культурно-исторический подход . 51
Коломиец О. В. Исследование когнитивного
компонента социального самочувствия студентов . 58
Котляр (Корепанова) И. А. Представления студентов
Германии о людях с особенностями развития . 64
Кувшинский Б. Э. Образно-речевой тренинг:
обучение школьников «биологической» речи и мышлению . 71
Немцов А. А. Восприятие фундаментальных факторов
возникновения и развития человеческой культуры
студентами гуманитарного университета . 804

Раздел III. Психология эмоций

Барабанщиков В. А., Королькова О. А., Лободинская Е. А.
Влияние кажущегося движения на распознавание эмоциональных
экспрессий лица . 87
Васанов А. Ю., Марченко О. П. Распределение
непроизвольного внимания при рассматривании
эмоциональных фотоизбражений . 94
Выскочил Н. А. Вербальная интерпретация эмоционально
окрашенных акустических событий . 101
Горбунов И. А., Меклер А. А., Зайцева В. Б., Першин И. И.
Осознание эмоций: психофизиологический механизм
формирования самоотчета об эмоциональном состоянии . 107
Битюцкая Е. В., Баханова Е. А. Операционализация переживания
безвыходности трудной жизненной ситуации . 111
Жегалло А. В., Королькова О. А. Компьютерные средства анализа
эмоциональных экспрессий: идентификация переходных
выражений лица . 118
Zherdev I. Yu., Barabanschikov V. A. Integral effects of facial
expression perception during saccades . 122
Жердев И. Ю., Барабанщиков В. А. Интегративные эффекты
восприятия выражений лица во время саккад . 126
Кожухова Ю. А. Мотивация приближения-избегания: её
индукция и связь с эмоциями и эмоциональными состояниями . 132
Люсин Д. В. Опыт разработки самоотчётной методики для оценки
эмоциональных состояний . 136
Мнацаканян Е. В., Ребриков Д. В., Усман Н. Ю. Индивидуальная
вариабельность вызванной активности мозга при неосознанном
восприятии негативных эмоций в норме связана с носительством определенных аллелей COMT и BDNF . 139
Овсянникова В. В., Сысоева Т. А. Когнитивные основания
способности к распознаванию эмоций . 146
Панкратова А. А. Изучение связи между ценностями культуры
и особенностями проявления эмоций у ее представителей . 151
Сокинина А. А. Влияние эмоционального состояния
на познавательную деятельность младших школьников . 1585
Раздел IV. Герменевтические проблемы
культурно-исторического подхода
Кирилловский И. А. Знаковые коды мира изобилия как фактор
развития личности . 164
Литинская Дж. Г. Герменевтика смерти в современном мире:
аспект самоубийства . 169
Дербенева А. А., Лысенин А. Н., Ишанов С. А. «Исповедь» Августина
Аврелия: мышление и речь человека в рассказе о себе . 174
Титов С. А. Новое средневековье или мировой разум? . 181
Шеманов А. Ю. Психологическая объективация субъективности
в перспективе герменевтики . 184
Ито М. Сравнительный анализ концепции В. Гумбольдта и Л.С. Вы-
готского: «внутренняя форма слова» как посредник духа и природы . 191

Раздел V. Развитие мышления и речи у детей и подростков

Бережковская Е. Л. Проблема становления предпосылок
научных понятий у младших школьников . 195
Престес З., де Медейрос Кариас Ж. Старая школа наших
сегодняшних дней . 202
Лазарев И. М., Лазарев М. Л. Методология согласования
коммуникативной и предметной деятельности детей
младенческого возраста . 207
Протопопова М. В., Разина Н. В. Специфика
взаимоотношений в семьях, имеющих ребенка
с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью . 215
Новикова Т. С., Сальникова В. Н. Проектная деятельность
в современной школе . 221
Панина Т. В., Разина Н. В. Психологическая готовность
к родительству кандидатов в замещающие семьи . 224
Петренко С. С. Возможности использования музыки
в процессе развития мышления и речи в дошкольном возрасте .. 233
Пешева Т. Ю. Психолого-логопедическое сопровождение
подростков, имеющих нарушения в развитии речи . 240
Потапова Л. А. Развитие творческих способностей у детей
в системе дополнительного образования . 242
Ховрина Г. Б. Развитие мышления и речи
в дошкольном возрасте: культурно-исторический аспект . 2466

Раздел VI. Социальные факторы развития мышления и речи

Акимова М. К. Взаимосвязь специфики ценностного
отношения к миру с уровнем развития мышления молодёжи . 251
Крушельницкая О. Б. Речевое мышление как средство
развития личности в системе референтных отношений . 261
Мышкина М. С., Павлова Е. А. Личностные смыслы
интенции коррупции у современных студентов . 265
Мишина Е. И. Влияние стиля управления
на межличностные отношения в коллективе . 271
Петрушихина Е. Б. Влияние эмоционального интеллекта
на управленческую деятельность руководителя . 276
Шелест В. И. Исследование социально-психологических
детерминант политического интеллекта
современной молодёжи на уровне группы . 281
Матвеева Е. О. Влияние рекламной коммуникации
на языковую личность наших современников:
психологический аспект . 287
Солодникова И. В. Представления различных групп
о социальной успешности выпускников школы . 293

Раздел VII. Мышление и речь: реабилитационные практики

Кушнир Д. Г. Проблема преодоления дефекта
в понимании Л.С. Выготского и с точки зрения
современной олигофренопедагогики . 296
Муратова М. А., Светицкая Л. П., Карантыш Г. В.
Влияние уровня мышления на развитие звукового
анализа и синтеза обучающихся воспитанников с ЗПР . 302
Смирнова И. Н. Развитие регулирующей функции речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи
в процессе занятий по изобразительной деятельности . 308
Спивак И. М. Применение вербальных техник
в психокоррекции личности и социального
поведения школьников . 316
Троицкая Л. А., Романова М. А. Применение методики
поэтапного формирования восстановительного обучения детей младшего школьного возраста с нарушением речевой функции . 321
Прохорова Ю. Б. Особенности развития речи
как психологического средства у детей с РАС . 3267
Раздел VIII. Развитие мышления и речи
как центральная задача современного образования
Громова Л. А. Проблемы развития мышления
в проектной деятельности младших школьников . 331
Ishijima T., Fujie Y. The benefit of using hybrid utterances
in teaching: On teacher-student power relationships . 338
Гудзовская А. А., Санин А. А. Развитие мышления и речи
на уроках «Основы жизненного самоопределения»
в начальной школе . 342
Жилинская А. В. Освоение подростками Интернета
как культурного средства . 351
Котляр (Корепанова) И. А., Сафронова М. А., Березкин Н. В.
Характер речевых высказываний детей младшего
школьного возраста при решении пространственных задач
в индивидуальной деятельности и в ситуации сотрудничества .. 356
Лажинцева Е. М. Изменение социальной ситуации
развития с появлением Интернета . 364
Меркулова О. П. Психологическая поддержка развития
рефлексии в учебной деятельности студентов . 370
Рутберг Л. Г., Швейбиш К. С. Особенности развития
мышления у младших дошкольников . 376
Арушанова А. Г., Коренблит С. С., Рычагова Е. С.
Проблема целеполагания в современном
дошкольном образовании . 382
Шашлова Г. М. Языковые знаки как показатель
формирования субъектности ребенка 6-7 лет . 387

Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных Чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17 21 ноября 2014 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 2. М.: Левъ, 2014. 328 с.

Раздел IX. Мышление и речь в норме и патологии

Волжина А. Ж., Шевеленкова Т. Д. Отношение к своему телу
и психологическое благополучие в подростковом возрасте . 8
Глозман Ж. М. Нейропсихологический подход
к проблеме мышления . 13
Грицук С. Ф. Мышление и смерть в контексте проблемы . 19
Шведовский Е. Ф., Зверева Н. В. Апробация методического
комплекса для исследования речевой деятельности
у подростков при шизофрении . 31
Жиляев А. Г. Особенности усвоения и переработки
информации в различные периоды развития личности . 36
Королёва А. М. Особенности психологической
дезадаптации при различной выраженности
Интернет-зависимости у пользователей социальных сетей . 42
Строгова С. Е., Зверев Н. В., Хромов А. И. Методика
«Сравнение понятий» как средство изучения нарушений
мышления при шизофрении у детей и подростков . 45
Черткова Ю. Д., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Паршикова О. В.
Влияние пренатальных гормонов на вариативность
показателей академической успеваемости
по гуманитарным предметам в школьном возрасте . 52
Хименос П., Тунес Э., Перелыгина И. А. The Western
psychological diagnosis and pedological diagnosis of Vygotsky . 58

Раздел X. Мышление и речь: элементарные и высшие функции психологии человека

Камия Э. Как понимать теорию внутренней речи
у Выготского: ясное и неясное в комментариях
Пиаже и Гольдштейна . 66
Yoshikuni Y. Vygotsky’s view of the role of the objective
world in the process of children’s psychological development: Discussions based on the 2nd chapter of «Thinking and Speech» . 71
Аванесян М. А. Базовые метафоры как основа понимания
абстрактных понятий: пример эмпирического исследования . 784
Беспалов Б. И. «Метод единиц» в концепции Л.С. Выготского
и в современной деятельностной психологии человека . 82
Ждан А. Н. Проблема «мысль и слово»
в системах Л. С. Выготского и Г. Г. Шпета . 89
Клочко В. Е. Мышление и речь: постнеклассический ракурс . 98
Корниенко А. Ф. Психологические механизмы
взаимосвязи мышления и речи . 105
Ярошевская С. В. Имплицитные критерии оценки ума . 112
Шилко Р. С. Возможности психологического исследования
интерференции когнитивных процессов в контексте учения
о высших психических функциях . 115
Хинканина А. Л. Притязания «эго» и моделирование речи
(на примере ситуации выбора оптимального действия) . 120

Раздел XI. Мышление и речь в контексте психологии личности

Nishimoto Y. Personality determines thinking and speech . 125
Ананьева К. И., Демидов А. А., Швец Т. А.
Индивидуально-психологические предикторы
межличностных суждений . 128
Горькая Ж. В. Психофизиологическое исследование
взаимосвязи мышления и речи на примере когнитивных
и лексических концептов ценностей личности . 133
Елисеев О. П. Методологическое единство
классической и неоклассической гештальт-психологии . 137
Жеребцов С. Н. Действие, слово и переживание
свободной личности . 145
Зиневич А. С., Рейдерман И. И. Homo Duplex:
Другой, «вращённый» в меня . 153
Симонович Н. Е. Как выстроить гармоничные
взаимоотношения в семье: психологические особенности . 159
Симонович Н. Е. Современная семья:
психологические особенности при ее создании . 160
Симонович Н. Е. Инновационные подходы и методы
обучения менеджеров туристического агенства в России
(психологическая составляющая) . 1645
Симонович Н. Е. Успех определяют наши мысли:
мышление и речь . 166
Симонович Н. Е. Моделирование системы показателей
уровня жизни людей: психологические особенности . 168

Раздел XII. Культурно-историческая психология как когнитивная наука

Tajima A. Development as performing otherness:
Using Vygotsky and Stanislavski to create real discussions . 172
Reinecke W. Aesthetic emotions
in Vygotsky‘s Psychology of Art . 177
Богоявленская Д. Б. Проблема сознательного
и бессознательного в мышлении . 178
Гильманов С. А. Произведение искусства
как система стимулирования
эстетической (художественной) реакции . 184

Раздел XIII. Мышление и речь: диалектический аспект

Бочкина Е. Методика исследования циклических
представлений у детей дошкольного возраста . 190
Гостева И. А. Особенности развития
предвосхищения ситуации у детей в возрасте 5-6 лет . 196
Гусейнзаде Ш. Р. Особенности развития связной речи
у детей с умственной отсталостью . 198
Дианов А. Р. Влияние проектной деятельности
на аттракционные отношения . 200
Козлова О. А. Взаимосвязь уровня диалектического
мышления и развития способности решать
проблемно-речевые ситуации в дошкольном возрасте . 201
Мартыненко М. Н. Осмысление культуры
анимационного кинематографа как фактор развития
способности ребенка старшего дошкольного возраста
к символическому опосредствованию . 203
Нагиева М. Э. Связь уровня воображения
с уровнем самооценки личности . 204
Паничева П. О. Особенности субъектности детей,
страдающими онкогематологическими заболеваниями . 206
Ткачева С. М. Влияние стимульного материала на
особенности построения образа воображения детей 4-5 лет . 207
Федорова Е. В. Взаимосвязь уровня диалогической речи
и способности решать проблемно-речевые ситуации
в дошкольном возрасте . 209
Цюпко Г. М. Особенности циклических представлений
у старших дошкольников с разным уровнем
независимого поведения . 211

Раздел XIV. Экспериментальные исследования эмоциональной сферы

Балуева О. В. Соотношение субъективного переживания,
понимания эмоций и телесных ощущений в реакции
на веселый мультфильм . 213
Бангура М. Влияние тревоги на успешность
решения задач студентами . 215
Мигун Ю. П. Факторы запоминания
эмоционально значимой информации . 221
Михайлина П. К. Особенности межличностных отношений
людей с разным типом вегетативного реагирования . 227
Пряхина Т. В. Экспериментальные данные
о связи эмоций с вниманием . 231
Ширяева А. В. Всегда ли агрессия является следствием
фрустрации в представлении людей о самих себе? . 237

Раздел XV. Социальная психология мышления и речи

Быкова М. В. Психологические особенности
подростков и юношей с зависимостью от социальных сетей . 245
Молосанов А. М. Контрфактуальное мышление
и преднастройка — границы влияния . 251
Хачатрян М. К. Исследование особенностей
межличностных отношений в группах
у школьников разного возраста . 257
Ячменева Н. П. Исследование обыденных представлений
о жульничестве . 2617

Раздел XVI. Клиническая психология: мышление и речь

Гордон А. Г. Агрессия и ее проявления
у больных шизофренией . 266
Стоянов Д. И., Бухаров Я. М. Образ желаемого
сексуального партнера в письменной речи
молодых гетеросексуальных мужчин и женщин . 269
Калюгина Т. В. Мышление и речь
сквозь патологический текст . 273
Мальцев В. Ю. Проблема самоповреждающего
поведения в клинической психологии . 276
Пилипенко М. Е. Метафоры жизненного пути
в текстах больных шизофренией . 279

Раздел XVII. Проблема мышления и речи: личностный аспект

Зиневич А. С., Рейдерман И. И. Мышление и речь:
социальное и культурное измерения . 286
Мишина М. М. Взаимосвязь индивидуально-специфических
защитных моделей поведения с удовлетворенностью браком . 293
Мотков О. И. Личностная организация мышления . 298
Овчинникова Т. Н. Общее психическое развитие
младших школьников и его диагностика . 313
Швец Ф. А. Чувство взрослости у современных
российских подростков: на основе сравнения
с исследованиями 80-х годов ХХ века . 319

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский Государственный Гуманитарный Университет
Институт психологии им. Выготского Л.С.
Международное общество Выготского Л.С.
Фонд Выготского Л.С.
Секция по культурно-исторической психологии Российского Психологического Общества (РПО)

Приглашаем вас принять участие в XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения». Чтения будут проводиться на базе Института психологии им Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, с 17 по 21 ноября 2014 года город Москва.

Проблема мышления и речи является одной из центральных в психологическом наследии Л.С. Выготского. В одноименной книге автор культурно-исторического подхода не просто раскрывает ее психологическое содержание, а задает высокую теоретико-методологическую планку обсуждения различных подходов и эмпирических фактов. Именно на примере обсуждения понятия о значении Л.С. Выготский обосновывает необходимость неделимой, несущей в себе все признаки исследуемого предмета, единицы анализа. А в ставшем классическим эксперименте на формирование понятий впервые полностью раскрывается и реализуется экспериментально-генетический метод, ставший центральным в культурно-историческом подходе и определивший его уникальность.

Кроме того, и сама проблема мышления и речи за прошедшие годы существенно изменилась, что связано с развитием средств массовой коммуникации и расширением влияния технического прогресса на обыденную жизнь. Социальная ситуация развития как детей, так и взрослых стала совсем другой за последние десятилетия. Речь и мышление человека формируются и функционируют сегодня в совсем других условиях, по сравнению с первыми двумя третями ХХ века.

В рамках XV Международных чтениях памяти Л.С. Выготского планируется обсуждение широкого круга вопросов, касающихся методологии и фундаментальной теории проблемы мышления и речи. В пленарных и секционных докладах, на круглых столах и вечерних лекциях будут представлены современные исследования и самые последние открытия в этой области.

На чтениях будут обсуждаться вопросы не только нормативного развития, но и различные аспекты патологии, девиации и других его нарушений. Кроме того, в рамках чтений особое внимание будет уделено междисциплинарным исследованиям, что предполагает привлечение специалистов из области лингвистики, философии, культурологи, антропологии и других наук, занимающихся мышлением и речью человека.

1) Различные Подходы к исследованию и пониманию проблемы буду обсуждаться в рамках секций:

1.1) Методология вопроса: мышление и речь (Методология, общая психология)

1.2) Диалектическая психология мышления и речи (Методология, общая психология, философия вопроса)

1.3) Философский взгляд на проблему мышления и речи (Философия, культурологи, методология)

1.4) Мышление без речи и речь без мышления (Методология, общая психология)

2.1) Мышление и речь в контексте психологии личности (Психология личности, общая психология)

2.2) Мышление и речь в норме и патологии (Клиническая психология, патопсихология, нейропсихология)

2.3) Коррекция мышления и речи на разных ступенях онтогенеза (Психология развития, возрастная психология)

2.4) Развитие мышление и речи как центральная задача современного образования (Психология образования, педагогическая психология, детская психология)

2.5) Мышление и речь в контексте психологии эмоций (Психология эмоций, общая психология)

2.6) Проблема мышления и речи в исследовании творчества (Психология искусства, психология творчества)


3) Практическим Решениям проблемы мышления и речи будут посвящены секции

3.1) Развитие мышления и речи в профессиональной деятельности (профессиональное сознание, профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки)

3.2) Мышление и речь в современном информационном обществе (Социальная психология, психология коммуникации)

3.3) Психометрика и психодиагностика (принципы построения психодиагностического исследования, новые психометрические методы)

3.4) Реабилитационные практики (дефектология, специальная психология)

Помимо традиционных форматов: секций, круглых столов, лекций и т.д. на предстоящих чтениях буду организованы:

В рамках чтений планируется проведение различных мастер-классов, проблемных дискуссий и вечерних лекций. Вы можете принять участие в любом из указанных мероприятий, а также можно заявить свое.

Условия участия в чтениях

2. Для участия в чтениях оплачивается оргвзнос. Для сотрудников РГГУ и членов РПО участие в чтениях бесплатное. Все внешние участники оплачивают оргвзнос в размере 350 р.

3. Участники конференции могут выступить с докладом на заседании секции. Регламент выступления: до 10 минут. Во время доклада участник чтений может воспользоваться проектором для демонстрации иллюстративных материалов к докладу (презентации).

5. Публикация в сборнике платная. Публикация материалов объемом до 5 страниц (10-12 тыс. знаков) оплачивается в размере 650 р. В случае заочного участия, оплачивается и оргвзнос и публикация материалов. Обращаем ваше внимание, что эта сумма оплаты не включает стоимость печатной версии сборника. Все участники конференции получают материалы Чтений в электронном виде на компакт-диске. В случае если вы хотите получить напечатанную версию сборника тезисов, это нужно заказывать и оплачивать отдельно

6. Оргкомитет чтений оставляет за собой право отказать в публикации материалов в сборнике без объяснения причин. В связи с этим убедительная просьба не оплачивать публикацию, пока Вы не получили письмо с подтверждением, что ваши тезисы приняты к публикации.

9. Организационные вопросы, такие как встреча участников, проживание, питание и т.д., подробно освещены здесь.

Читайте также: