На какой концептуальной схеме framework основывается политика оэср в области цифрового правительства

Обновлено: 01.07.2024

23 апреля 2020 г. состоялось 81-е по счету, но первое в виртуальном режиме заседание Комитета ОЭСР по политике в области цифровой экономики. 21-22 апреля прошли виртуальные сессии Рабочей группы по управлению данными и неприкосновенности частной жизни в цифровой экономике (далее - РГ по управлению данными).

Участие в работе комитета и РГ по управлению данными приняла эксперт Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Александра Коваль.

Основное внимание РГ по управлению данными уделялось 2 рекомендациям:

  1. Рекомендация по управлению данными и улучшению доступа к ним. Новый правовой акт ОЭСР основывается на уже принятых секторальных стандартах (рекомендации по информации государственного сектора, по управлению данными о здоровье, участие в разработке которой принимали эксперты нашего Центра Россия-ОЭСР). Россия выразила заинтересованность в работе по данной рекомендации, поскольку это соответствует целям национальной программы «Цифровая экономика РФ». Свои комментарии к тексту рекомендации представят и эксперты нашего Центра Россия-ОЭСР.
  2. Рекомендации о детях в цифровой среде, которая призвана заменить Рекомендацию по защите детей-онлайн 2012 г. ОЭСР предложена типологизации рисков, с которыми сталкиваются дети в цифровой среде, а также руководства для провайдеров цифровых услуг.

Участники виртуального заседания также обсудили вопросы конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни и то, как на них влияет требование локализации данных и неограниченный доступ государства к данным бизнеса.

Ключевыми направлениями работы Комитета в ближайшие 2 года будут следующие тематики:

  1. технологии (в первую очередь - искусственный интеллект)
  2. данные (доступ к данным и обмен ими, трансграничные потоки данных)
  3. подключенность (connectivity)
  4. доверие (риски, связанные с использованием новых цифровых технологий, руководство по неприкосновенности частной жизни).

Безусловно, большинство делегатов особо подчеркивали необходимость учета в работе Комитета рисков, связанных с COVID-19. Хотя пандемия и несет в себе риски нарушения неприксоновенности частной жизни, в т.ч. в связи с использованием цифровых систем слежения и цифровой безопасности (мошенничество с использованием онлайн-платежей, кибер-атаки и пр.), COVID-19 может стать драйвером цифровой трансформации. Комитету ОЭСР по политике в области цифровой экономики важно оценить риски будущих пандемий и возможности использования цифровых технологий для предупреждения и минимизации рисков.


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала исследование «Перспективы цифровой экономики ОЭСР 2017» (OECD Digital Economy Outlook 2017).

Приводим краткое резюме документа.

Правительства начинают осознавать возможности и вызовы, связанные с цифровыми преобразованиями

Цифровые преобразования занимают ведущее место в политической повестке дня в силу своего стимулирующего потенциала для экономики.

Страны ОЭСР зафиксировали свои цели на министерской встрече в Канкуне в 2016 году, посвященной цифровой экономике. Для того, чтобы цифровые преобразования принесли максимальную пользу для инноваций, роста и социального благополучия, страны фокусируют усилия на политических последствиях цифровых преобразований, улучшая возможности измерения и развивая интегрированные рамки политики для согласованного межведомственного подхода. Несмотря на удовлетворительный прогресс в осуществлении национальных цифровых стратегий (НЦС) в странах ОЭСР, координация остается непростой задачей. Лишь несколько стран поручили высокопоставленному должностному лицу или органу, ответственному за цифровые вопросы, координацию своей НЦС.

Несмотря на продолжающиеся последствия кризиса, растет предоставление услуг в области информационных технологий, что подкрепляет положительный прогноз

После глобального экономического кризиса добавленная стоимость в секторе информационно коммуникационных технологий (ИКТ), в целом, снизилась в ОЭСР в соответствии с общей добавленной стоимостью. Внутри сектора ИКТ, однако, добавленная стоимость в телекоммуникационных услугах и производстве компьютеров и электроники снизилась, зато в услугах информационных технологий (IT) произошло увеличение, а в выпуске программного обеспечения добавленная стоимость осталась неизменной.


Топ-10 экспортеров ИКТ-сервисов – в миллиардах долларов США в процентном соотношении.

В ближайшие годы ожидается сохранение таких контрастных трендов, получивших свое отражение в ИКТ занятости ОЭСР, так как доля инвестиций венчурного капитала в ИКТ – индикатор ожиданий бизнеса – вернулась к пиковой отметке 2000 г. Сектор ИКТ остается основной движущей силой инноваций, на него приходится самая большая доля расходов предприятий на НИОКР в ОЭСР и более одной трети всех патентных заявок в мире.

Развивающиеся быстрыми темпами инфраструктуры и услуги связи модернизируются для нового скачка объемов данных

Рост на рынках связи движим спросом, а во многих странах еще и адаптированными рамками регулирования, стимулирующими конкуренцию, инновации и инвестиции. Телекоммуникационные инвестиции в процентах от поступлений выросли, а операторы продолжают развертывание оптоволокна в своих сетях. Снизились средние цены, как на стационарную, так и на мобильную широкополосную связь, а число абонентов выросло, при этом использование мобильных данных растет экспоненциально в ряде стран.


Количество пользователей фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек в разных странах; по технологиям.

Конвергенция между телекоммуникацией и вещанием приводит к слияниям и приобретениям и влечет за собой пересмотр регулирующих рамок и инстанций. Скорость широкополосного канала связи в 1 Гигабит в секунду (Гб/с) больше не является исключением, появляются первые коммерческие предложения в 10 Гб/с для нового скачка объемов данных, поступающих, например, от подключенных и автономных автомобилей.

Использование ИКТ продолжает расти, но распределяется неравномерно между разными странами, предприятиями и отдельными людьми

Среднее использование ИКТ физическими лицами достигло новых высот, но по прежнему неравномерно распределяется между разными странами и социальными группамми, в частности, для более сложного использования мобильного интернета, такого как онлайновые покупки или интернет банкинг. Пожилые люди и люди с низким уровнем образования отстают больше всех.


Количество пользователей разных возрастов в проценте от общего числа населения в разных странах.

Правительства фокусируют внимание на профтехподготовке, начальном и среднем образовании и целевых государственных расходах на устройства и подключение школ. Тем временем, пользователей беспокоит онлайновая безопасностть и защита личных данных, и то и другое представляют собой главные препятствия на пути использования интернета, в том числе и среди людей с высоким уровнем образования. Среди предприятий малые и средние предприятия (МСП) отстают по базовому использованию ИКТ и по использованию более продвинутых ИКТ. Использование облачных вычислений и анализ больших массивов данных быстро растут, хоть и начиная с низкого уровня. Роботы все больше используются на производстве, правда их использование сосредоточено всего лишь в нескольких странах.


Количество индустриальных роботов, использовавшихся по всему миру в 2014 году.

Цифровые инновации и новые бизнес-модели являются двигателем преобразований, включая рабочие места и торговлю

Инновации, управляемые данными, новые бизнес модели и цифровые приложения меняют происходящее в науке, правительствах, городах и таких секторах, как здравоохранение и сельское хозяйство. Меры политики по поддержке цифровых инноваций, как правило, фокусируют внимание на инновационных сетях, доступу к финансам и (повторному) использованию данных, но уделяют меньше внимания инвестициям в ИКТ, капиталу, основанному на знаниях, и анализу данных.

Воздействие цифровых преобразований проявляется и в упразднении и создании рабочих мест в разных секторах, возникновении новых форм труда и изменении ландшафта торговли, в частности, услугами. В ответ та это многие правительства пересматривают трудовое законодательство и торговые соглашения.

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе необходимо развивать как специализированные, так и общие навыки в области ИКТ, а также повышать уровень базовых навыков

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе нужны адекватные навыки. “IT специалисты” занимают второе место в перечне вакансий, которые работодателям трудно заполнить, в частности в услугах, правда, нехватка ИКТ специалистов наблюдается только в нескольких странах, по крайней мере в Европе. Тем временем, общие навыки использования ИКТ у многих работников, пользующихся ИКТ в повседневной жизни, недостаточны, как и недостаточен уровень базовых навыков в области ИКТ, таких как решение задач и коммуникация, а ведь они становятся все более необходимыми для адаптации к меняющимся рабочим местам. Ряд стран реализуют программы по приведению приоритетов обучения ИКТ в соответствие с ожидаемыми потребностями в навыках, но только несколько стран приняли комплексную стратегию навыков ИКТ.


Соотношение мужчин и женщин среди ИКТ-специалистов в разных странах.

Обеспокоенность проблемами цифровой безопасности и защиты личной информации ограничивает внедрение ИКТ и возможности для бизнеса

На фоне растущей интенсивности использования ИКТ предприятия и люди сталкиваются с ростом риска в области цифровой безопасности и защиты личной информации. Многие страны реагируют на этот рост, принимая национальные стратегии цифровой безопасности, но в немногих из них существует национальная стратегия защиты личной информации. Тем временем, риски конфиденциальности личных данных добавляются к обеспокоенности потребителей проблемами онлайнового мошенничества, механизмами восстановления нарушенных прав, а также качеством онлайновой продукции, что ограничивает доверие и может замедлить рост электронной торговли в режиме от предприятия к потребителю.


Процент граждан, беспокоящихся об онлайн-приватности.

Большинство мер политики по защите потребителя по прежнему фокусируют внимание на электронной торговле в целом и только начинают бороться с новыми трудностями, возникающими на рынках коллегиальных платформ.

Потенциал искусственного интеллекта носит многообещающий характер и, при этом, вызывает серьезные политические и этические вопросы

Искусственный интеллект (ИИ) набирает обороты, позволяя машинам выполнять когнитивные функции, подобные человеку. С помощью компьютерного обучения, больших массивов данных и облачных вычислений алгоритмы могут идентифицировать все более сложные схемы в больших наборах данных и уже опережают людей в некоторых когнитивных функциях. ИИ открывает новые горизонты роста эффективности и производительности, но при этом может и усугублять существующие политические вызовы и вызывать новые политические и этические вопросы, например, по отношению к его потенциальному влиянию на будущее труда и развитие навыков, или по отношению к связанным с ним последствиям для надзора и транспарентности, ответственности, а также безопасности.

Потенциал технологии блокчейн зависит от борьбы с техническими трудностями и политическими вызовами

Блокчейн позволяет трансакции без каких бы то ни было доверенных лиц. Например, биткоин виртуальная валюта, базирующаяся на блокчейне функционирует независимо от любого центрального банка или финансового института.


Число подтвержденных транзакций биткоина в сутки.

Помимо биткоина, применение блокчейна открывает новые возможности во многих областях, включая финансовый и государственный сектор, образование, интернет вещей, путем снижения стоимости трансакций, упрощения учета и предоставления гарантии выполнения через смарт контракты.

Его потенциал во многом будет зависеть от решения технических трудностей и политических вызовов, таких как обеспечение применения законов и охраны порядка в отсутствии какого бы то ни было посредника или достижения четкого понимания того, как и на кого возлагается юридическая ответственность в случае причинения вреда системами, базирующимися на блокчейне.

OECD Multilingual Summaries

OECD Digital Economy Outlook 2017

Summary in Russian

Перспективы цифровой экономики ОЭСР 2017

Резюме на русском языке

Правительства начинают осознавать возможности и вызовы, связанные с цифровыми преобразованиями

Цифровые преобразования занимают ведущее место в политической повестке дня в силу своего стимулирующего потенциала для экономики. Страны ОЭСР зафиксировали свои цели на Министерской встрече в Канкуне в 2016 г., посвященной цифровой экономике. Для того, чтобы цифровые преобразования принесли максимальную пользу для инноваций, роста и социального благополучия, страны фокусируют усилия на политических последствиях цифровых преобразований, улучшая возможности измерения и развивая интегрированные рамки политики для согласованного межведомственного подхода. Несмотря на удовлетворительный прогресс в осуществлении национальных цифровых стратегий (НЦС) в странах ОЭСР, координация остается непростой задачей. Лишь несколько стран поручили высокопоставленному должностному лицу или органу, ответственному за цифровые вопросы, координацию своей НЦС.

Несмотря на продолжающиеся последствия кризиса, растет предоставление услуг в области информационных технологий, что подкрепляет положительный прогноз

После глобального экономического кризиса добавленная стоимость в секторе информационно‑коммуникационных технологий (ИКТ), в целом, снизилась в ОЭСР в соответствии с общей добавленной стоимостью. Внутри сектора ИКТ, однако, добавленная стоимость в телекоммуникационных услугах и производстве компьютеров и электроникии снизилась, зато в услугах информационных технологий (IT) произошло увеличение, а в выпуске программного обеспечения добавленная стоимость осталась неизменной. В ближайшие годы ожидается сохранение таких контрастных трендов, получивших свое отражение в ИКТ‑занятости ОЭСР, так как доля инвестиций венчурного капитала в ИКТ – индикатор ожиданий бизнеса – вернулась к пиковой отметке 2000 г. Сектор ИКТ остается основной движущей силой инноваций, на него приходится самая большая доля расходов предприятий на НИОКР в ОЭСР и более одной трети всех патентных заявок в мире.

Развивающиеся быстрыми темпами инфраструктуры и услуги связи модернизируются для нового скачка объемов данных

Рост на рынках связи движим спросом, а во многих странах еще и адаптированными рамками регулирования, стимулирующими конкуренцию, инновации и инвестиции. Телекоммуникационные инвестиции в процентах от поступлений выросли, а операторы продолжают развертывание оптоволокна в своих сетях. Снизились средние цены, как на стационарную, так и на мобильную широкополосную связь, а число абонентов выросло, при этом использование мобильных данных растет экспоненциально в ряде стран. Конвергенция между телекоммуникацией и вещанием приводит к слияниям и приобретениям и влечет за собой пересмотр регулирующих рамок и инстанций. Скорость широкополосного канала связи в 1 Гигабит в секунду (Гб/с) больше не является исключением, появляются первые коммерческие предложения в 10 Гб/с для нового скачка объемов данных, поступающих, например, от подключенных и автономных автомобилей.

Использование ИКТ продолжает расти, но распределяется неравномерно между разными странами, предприятиями и отдельными людьми.

Среднее использование ИКТ физическими лицами достигло новых высот, но по‑прежнему неравномерно распределяется между разными странами и социальными группамми, в частности, для более сложного использования мобильного интернета, такого как онлайновые покупки или интернет‑банкинг. Пожилые люди и люди с низким уровнем образования отстают больше всех. Правительства фокусируют внимание на профтехподготовке, начальном и среднем образовании и целевых государственных расходах на устройства и подключение школ. Тем временем, пользователей беспокоит онлайновая безопасностть и защита личных данных, и то и другое представляют собой главные препятствия на пути использования интернета, в том числе и среди людей с высоким уровнем образования. Среди предприятий малые и средние предприятия (МСП) отстают по базовому использованию ИКТ и по использованию более продвинутых ИКТ. Использование облачных вычислений и анализ больших массивов данных быстро растут, хоть и начиная с низкого уровня. Роботы все больше используются на производстве, правда их использование сосредоточено всего лишь в нескольких странах.

Цифровые инновации и новые бизнес‑модели являются двигателем преобразований, включая рабочие места и торговлю

Инновации, управляемые данными, новые бизнес‑модели и цифровые приложения меняют происходящее в науке, правительствах, городах и таких секторах, как здравоохранение и сельское хозяйство. Меры политики по поддержке цифровых инноваций, как правило, фокусируют внимание на инновационных сетях, доступу к финансам и (повторному) использованию данных, но уделяют меньше внимания инвестициям в ИКТ, капиталу, основанному на знаниях, и анализу данных. Воздействие цифровых преобразований проявляется и в упразднении и создании рабочих мест в разных секторах, возникновении новых форм труда и изменении ландшафта торговли, в частности, услугами. В ответ та это многие правительства пересматривают трудовое законодательство и торговые соглашения.

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе необходимо развивать как специализированные, так и общие навыки в области ИКТ, а также повышать уровень базовых навыков

Для эффективного использования ИКТ в повседневной жизни и на работе нужны адекватные навыки. “IT‑специалисты” занимают второе место в перечне вакансий, которые работодателям трудно заполнить, в частности в услугах, правда, нехватка ИКТ‑специалистов наблюдается только в нескольких странах, по крайней мере в Европе. Тем временем, общие навыки использования ИКТ у многих работников, пользующихся ИКТ в повседневной жизни, недостаточны, как и недостаточен уровень базовых навыков в области ИКТ, таких как решение задач и коммуникация, а ведь они становятся все более необходимыми для адаптации к меняющимся рабочим местам. Ряд стран реализуют программы по приведению приоритетов обучения ИКТ в соответствие с ожидаемыми потребностями в навыках, но только несколько стран приняли комплексную стратегию навыков ИКТ.

Обеспокоенность проблемами цифровой безопасности и защиты личной информации ограничивает внедрение ИКТ и возможности для бизнеса

На фоне растущей интенсивности использования ИКТ предприятия и люди сталкиваются с ростом риска в области цифровой безопасности и защиты личной информации. Многие страны реагируют на этот рост, принимая национальные стратегии цифровой безопасности, но в немногих из них существует национальная стратегия защиты личной информации. Тем временем, риски конфиденциальности личных данных добавляются к обеспокоенности потребителей проблемами онлайнового мошенничества, механизмами восстановления нарушенных прав, а также качеством онлайновой продукции, что ограничивает доверие и может замедлить рост электронной торговли в режиме от предприятия к потребителю. Большинство мер политики по защите потребителя по‑прежнему фокусируют внимание на электронной торговле в целом и только начинают бороться с новыми трудностями, возникающими на рынках коллегиальных платформ.

Потенциал искусственного интеллекта носит многообещающий характер и, при этом, вызывает серьезные политические и этические вопросы

Искусственный интеллект (ИИ) набирает обороты, позволяя машинам выполнять когнитивные функции, подобные человеку. С помощью компьютерного обучения, больших массивов данных и облачных вычислений алгоритмы могут идентифицировать все более сложные схемы в больших наборах данных и уже опережают людей в некоторых когнитивных функциях. ИИ открывает новые горизонты роста эффективности и производительности, но при этом может и усугублять существующие политические вызовы и вызывать новые политические и этические вопросы, например, по отношению к его потенциальному влиянию на будущее труда и развитие навыков, или по отношению к связанным с ним последствиям для надзора и транспарентности, ответственности, а также безопасности.

Потенциал технологий блокчейн зависит от борьбы с техническими трудностями и политическими вызовами

Блокчейн позволяет трансакции без каких бы то ни было доверенных лиц. Например, биткойн ‑ виртуальная валюта, базирующаяся на блокчейне ‑ функционирует независимо от любого центрального банка или финансового института. Помимо биткойна, применение блокчейна открывает новые возможности во многих областях, включая финансовый и государственный сектор, образование, интернет вещей, путем снижения стоимости трансакций, упрощения учета и предоставления гарантии выполнения через смарт‑контракты. Его потенциал во многом будет зависеть от решения технических трудностей и политических вызовов, таких как обеспечение применения законов и охраны порядка в отсутствии какого бы то ни было посредника или достижения четкого понимания того, как и на кого возлагается юридическая ответственность в случае причинения вреда системами, базирующимися на блокчейне.

Данное резюме не является официальным переводом ОЭСР.

Воспроизведение данного резюме разрешается при условии, что при этом будут указаны атрибуты авторского права ОЭСР и заглавие оригинала публикации.

Многоязычные резюме - переведённые отрывки из публикаций ОЭСР, вышедших в оригинале на английском и французском языках.

Читайте полную версию на английском языке в библиотеке ОЭСР (OECD iLibrary)!

© OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017 , OECD Publishing.
doi: 10.1787/9789264276284-en

ФНС представила план цифровой трансформации налоговой системы

Форум Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налоговому администрированию объявил о проекте разработки «глобальной стратегии цифрового развития налоговых органов до 2030 года». Видение налоговой администрации будущего на сессии форума в Чили представлял глава Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаил Мишустин, заявивший о существующей возможности создания в мировом масштабе «экономики, прозрачной по умолчанию».


Руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин выступил на пленарном заседании форума в Сантьяго (Чили) с докладом о цифровой трансформации налоговых органов. Исходя из его выступления, в числе базовых причин быстрой цифровизации налоговых органов в мире — не только технологические возможности, но и усложнение финансовых потоков и транснациональные цепочки создания стоимости. Это создает новые риски для налоговых поступлений. Процессы эти будут продолжаться, поэтому, «чтобы отвечать вызовам цифровой экономики, налоговые администрации должны трансформироваться в адаптивные цифровые платформы», заявил господин Мишустин.

В выступлении подчеркивалась необходимость организационных изменений в налоговых администрациях и усовершенствования бизнес-моделей и процессов внутри них.

Как меняются налоговые сборы в России

ФНС на сессии представила презентацию рабочего варианта адаптивной цифровой платформы налогового администрирования, который ею разрабатывается. Служба совместно с секретариатом Форума ОЭСР по налоговому администрированию подготовила документ «Внедрение онлайн-кассовых аппаратов: преимущества, особенности и руководство», который был представлен участникам заседания. В нем описываются различные аспекты функционирования российского собственного специализированного сегмента интернета вещей, которым де-факто является российская система онлайн-касс, а также практические результаты его эксплуатации: так, по словам Михаила Мишустина, сборы НДС в розничном секторе РФ выросли на 38% за первый год работы.

Впрочем, проект, который во многом основан на российских разработках, гораздо масштабнее. «Служба создает виртуальную транзакционную среду. Это замкнутая цифровая экосистема, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, что сделает экономику прозрачной по умолчанию. Больше не нужно будет подавать налоговые декларации. ФНС России сможет автоматически исчислять и удерживать налоги даже в момент транзакций»,— пояснил Михаил Мишустин механизмы реализации этой схемы в России.

Проект ОЭСР гораздо более долгосрочен (до 2030 года), он включен в новый план работы форума на 2019–2020 годы. Напомним, ФНС России в рамках форума также курирует в целом сообщество по цифровой трансформации.

Почему предприниматели не хотят кодификации неналоговых платежей

Как стало известно “Ъ”, четверка бизнес-объединений — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России» отправили вчера Владимиру Путину письмо с заявлением о своем несогласии с предложением Минфина ввести шесть основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Предприниматели, опасающиеся роста фискальной и административной нагрузки, настаивают на отдельном рамочном законе о таких платежах.

Читайте также: