На каком этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером

Обновлено: 07.07.2024

Вариант методических указаний в виде doc-файла:

Знакомство с учителем и кабинетом информатики

Начало школьного курса, так называемый «организационный момент», обычно не описывается в методических рекомендациях. Однако каждый учитель в начале учебного года старательно составляет список требований и различной информации, которые необходимо сообщить детям для будущей успешной учебной работы.

Картинки, расположенные в левой колонке, соответствуют, как правило, кадрам презентации.

Предполагается, что в текущий момент урока этот кадр отображается на большом экране класса.

Для «первашей» это весьма прозаические моменты: определить расположение за партами и компьютерами, объяснить, что потребуется для урока (тетради, учебники, письменные принадлежности), познакомить с устройствами компьютерного класса и обозначить порядок работы на уроке (за партами и за компьютерами).

Техника безопасности

Правила техники безопасности направлены на сохранение здоровья человека и сохранность оборудования. Правил много, но не стоит поддаваться соблазну свести их к двум абстрактным инструкциям: «соблюдай дисциплину» и «будь чистоплотен» , ибо нигде так не важна конкретика, как в правилах техники безопасности.

Начать стоит с важных и совершенно понятных требований:

  • не трогать провода,
  • работать на компьютере чистыми и сухими руками.

Эти правила позволяют детям начать работу на компьютере.

На следующих уроках знакомство с правилами ТБ будет продолжено.

Информатика

Дети впервые придут на урок в компьютерный класс, на урок информатики.

Чему мы будем учиться на уроках информатики?

Краткий и доступный для малышей ответ: работать на компьютере . Так, если совсем коротко.

Конечно, информатика, это не только (и не столько!) компьютер, но об этом пока умолчим!

Предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер. Компьютер — это инструмент информатики , как микроскоп — инструмент биологии, компас — инструмент географии, телескоп — инструмент астрономии.

Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером.

Первоклассникам нужно объяснить, чем они будут заниматься на том или ином предмете.

  • На математике учимся считать (хотя математика это не счет).
  • На русском учимся писать (хотя русский язык это не письмо).
  • На литературе учимся читать (хотя чтение — это не литература).

А на уроках информатики? На информатике учимся работать на компьютере (хотя компьютер — это не информатика).

Эти формулы (математика — счет, русский — письмо, информатика — компьютер) относятся к первым шагам в том или ином учении: учимся считать, писать, работать на компьютере.

Авторам очень хотелось заменить в учебнике фразу «информатика учит работать на компьютере» на «информатика учит работать с информацией» или «информатика учит работать с алгоритмами» (ибо алгоритмы — основа информатики, а развитие алгоритмического мышления та основная цель, которую мы ставим перед собой в этом курсе). Но информация и алгоритмы — абстракции, недоступные пока нашим ученикам, а компьютер, это конкретно, вот он, красавец, стоит на виду, и дети, действительно, будут осваивать на нём компьютерную грамоту. Так что наши высокие цели придётся оставить пока неозвученными. Настанет время, и мы с этим разберемся основательно.

Отметим, что под компьютерной грамотностью мы понимаем такие навыки, умения и знания, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить нынешних первоклашек к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления. В частности, в ходе обучения мы будем стараться давать не кнопочные инструкции (щёлкни на иконке домика), а идейные алгоритмы (вернись на начальную страницу). Ибо кнопки меняются, или вообще пропадают (управление жестами), а идеи остаются.

Подведем детей к предмету информатики, используя ассоциативную цепочку утверждений.

На уроках математики учатся считать .

На уроках русского языка учатся писать .

На уроках родной речи учатся читать и правильно говорить .

А на уроках информатики?

А на уроках информатики учатся работать на компьютере .

(Отметим ещё раз в скобках, что самым важным понятием информатики авторы считают вовсе не компьютер, а алгоритм . Поэтому в этом учебнике развитию алгоритмического мышления будет уделяться особое внимание.)

Роботы

В современном обществе компьютер используют практически всюду, он помогает человеку (или может помочь) в любом деле.

Но компьютер не всегда стоит на столе, лежит в портфеле или кармане.

Гораздо чаще компьютер находится внутри машин и механизмов, управляя их работой.

Робот — наиболее яркий объект для разговора с детьми о компьютерах, встроенных внутрь механизма.

Здесь масса возможностей продемонстрировать достижения современного роботостроения. Можно обратиться и к героям кинематографа, и к детским игрушкам.

Подборка интересных фотографий о самом разнообразном использовании роботов приведена на этом сайте.

«Свежие» картинки и (или) видео с роботами можно поискать в Интернете перед уроком.

Роботландия

Вася Кук и карта Роботландии.

Буквоед и Хролик.

После разговора о роботах естественным будет переход к описанию Роботландии — сказочной страны, в которой живут совершенно особые существа — учебные роботы, помогающие школьникам осваивать премудрости информатики.

Здесь можно опереться на текст учебника о происхождении слова Роботландия ( страна роботов ), о Васе, приглашающем нас в эту страну.

Первые представители Роботландии — Буквоед и Хролик , помогали нам переходить от слайда к слайду (вы заметили это?)

Буквоед — любит считать буквы, а Хролик знает всё про Роботландию (друзья-роботы зовут его «Справочное бюро»).

Роботландия — это информатика для младших школьников. Огромное количество взрослых людей занимаются важными и сложными проблемами информатики, которые детям пока не под силу.

Роботландия помогает малышам освоить азы этого предмета. Отметим ещё раз: фундаментальные азы , те, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить детей к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления, кроме того факта, что оно будет революционно отличаться от нынешнего.

Краткая история Роботландии

Курс с названием «Роботландия» вошёл в историю школьной информатики как образец комплексного педагогического продукта, удачно соединяющего в себе идейный фундамент, учебник для школьника, программное обеспечение и рекомендации для учителя.

Несмотря на солидный возраст этой системы и устаревший досовский интерфейс, «Роботландию» до сих пор используют в школах, что говорит о высоком качестве этого педагогического продукта, ориентированного не на изучение быстротечного программного обеспечения, а на изучение фундаментальных основ информатики, инвариантных по отношению к смене компьютерных поколений.

День рождения предприятия «Роботландия» — 31 января 1991 года.

Однако работы по созданию курса информатики для младших школьников группа сотрудников будущей Роботландии начала 3 сентября 1986 года в недрах лаборатории школьной информатики Института программных систем Академии наук СССР (Переславль-Залесский, Ярославской области).

Лабораторией руководил Первин Юрий Абрамович. В рамках лаборатории работало несколько групп, среди которых была группа, возглавляемая Александром Дувановым, она и стала центром будущей Роботландии.

Первая версия системы была готова к лету 1987 года.

Успех Роботландии в большой степени определился тем, что курс рождался на реальных школьных уроках, а не в стенах академической лаборатории. Даже рабочие места сотрудников располагались в школьном компьютерном классе. То, что вечером обсуждалось разработчиками, на следующий день опробовалось с детьми в классе и корректировалось по ходу дела. Обсуждались и уточнялись как общие методические линии, так и конкретные компьютерные программы, оттачивалась их функциональность, тщательно продумывался интерфейс и дизайн.

В состав основной группы разработчиков входили:

  • Гольцман Михаил Александрович
  • Дроздов Николай Борисович
  • Дуванов Александр Александрович
  • Зайдельман Яков Наумович
  • Первин Юрий Абрамович
  • Русс Александр Артурович (художник)

Что мы узнали

Закончена «объяснительная» часть урока. Повторим, что узнали.

  1. Нельзя трогать провода компьютера.
  2. Руки должны быть чистыми и сухими.
  3. Информатика учит работать на компьютере.
  4. Робот — устройство, которое выполняет работу автоматически под управлением компьютера.

Домашнее задание

Сейчас самое время предъявить домашнее задание! Остаток урока посвящён практике, и детей будет нелегко потом от неё отвлечь.

Задание РОБОТ

Задание РОБОТ. В рабочей тетради нарисовать робота на первой странице и подписать имя робота. Рисунок можно вырезать и наклеить.

Подготовить краткий рассказ по примерному плану:

  • Как зовут робота?
  • Что он умеет делать?

В конце урока каждому ученику вручается листочек с описанием домашней работы. Кроме задания РОБОТ в него входит работа с уроком 1 по электронному учебнику. Их можно распечатать из файла home/01/home.doc

Первый рисунок в рабочей тетради в совокупности со сданным зачетом по ТБ послужит «пропуском» в страну Роботландию. Этот факт можно будет отметить, например, буквой R на обложке тетради ребенка.

Физминутка

Примерный сценарий разминки приводится справа.

А теперь пришла пора —
Поиграем, детвора!
Встали рядышком со стулом.
Приготовились? Начнём.
Слушайте внимательно,
Делайте старательно!

Игра называется «Да — Нет» . Я говорю фразу, а вы, если она верная, отвечаете «да» и приседаете, если же не верная, то говорите «нет» и подпрыгиваете.

Если верно — все присядем,
А не верно — прыгнем вверх.

На дворе растет трава, да?
У собаки есть рога, да?
Рыба по небу летит, да?
Заяц по полю бежит, да?
Ночью солнышко сияет, да?
Нам компьютер — помогает! Да?

Молодцы! Теперь садимся тихонько на место. Продолжаем урок…

Практикум (п) : соберём ли мы слово РОБОТ?

Практикум выполняется без компьютера (за партой): собираем слово РОБОТ.

Цель: закрепление правописания ключевых слов информатики.

Для проверки слово выводится на экран.

На столах для детей подготовлен раздаточный материал: буквы Р, О, Б, О, Т на карточках.

Задание . Собрать слово РОБОТ.

Можно попросить проверить работу соседа по парте.

Если в классе есть интерактивная доска, то прекрасным упражнением будет сборка слова из букв на доске.

Дополнительное задание: какие ещё слова можно собрать из этих букв?

Отбор, борт, бот, бор, тор, рот.

Картинки с буквами можно распечатать из папки work/01/robot .

Практикум (к) : работа мышью (щелчки, переходы, флажки)

Цель: отработка мышиных операций.

Сначала покажем детям, как правильно держать мышь: обхватываем её рукой и оставляем указательный палец свободным для щелчков и прокрутки колёсиком.

Лучше взять настоящую компьютерную мышь (не картинку) и наглядно показать правильное положение руки.

Возможно, среди детей будут левши. В таком случае полезно посоветоваться с родителями: надо ли перенастраивать мышь для такого ребёнка под левую руку.

Объясняем алгоритм щелчка на этом слайде, затем показываем переходы и работу с флажками на странице урока в электронном учебнике.

Выполняем задания практикума в электронном учебнике.

Первые задания для выполнения за компьютером даются на отработку мышиного щелчка. Многие ребята смогут без труда выполнить подобное задание. Однако для некоторых детей это может оказаться сложным. Важно не упустить из виду ни одного ребёнка, чтобы не возникла боязнь неумения, страх перед работой за компьютером. Такое не часто, но случается.

Поэтому задача первых компьютерных практик — выявление и устранение проблем при работе с мышью. Возможно, вы пойдете по пути формирования группы помощников — тех ребят, которые с лёгкостью выполняют предложенные упражнения, и будут помогать другим.

На детских компьютерах загружена страничка Практикума первого урока. Учителю необходимо сначала объяснить ребятам, какая задача перед ними ставится и как выполняется практикум.

При работе с Практикумом и Зачётом детям придется прокручивать страничку.

Если дети испытывают трудности при работе с колёсиком мыши, предложите им перемещать страницу с помощью клавиш-стрелок. Это самый простой вариант.

Зачёт

Выполняем задания зачёта в электронном учебнике.

Первый зачёт учебника продолжает серию упражнений с мышью: отвечая на задания, дети используют приёмы, с которыми познакомились в практикуме (щелчки, флажки).

Полученная в результате выполнения зачёта оценка ( Профессор , Студент , Торопыжка или Незнайка ) — один из самых ярких эмоциональных моментов урока. Роботландские оценки помнят все!


познакомить учащихся с основными устройствами и возможностями персонального компьютера.

систематизировать знания учащихся по темам “Информация”, “Техника безопасности и организация рабочего места”, “Устройства компьютера”.

развивать умственную деятельность, умение логически мыслить.

стимулировать познавательный интерес учащихся к занятиям в кружке.

создавать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств;

систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Устройство компьютера”;

развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

побудить интерес к изучению информатики.

познакомиться с устройством и назначением основных блоков компьютера.

Развивающие:

развивать умения выделить главное, существенное, обобщать имеющие факты;

развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;

развивать алгоритмическое мышление, внимательность.

Воспитательные:

воспитывать культуру общения;

формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

обеспечивать здоровьесберегающую среду.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Продолжительность занятия: 1ч. 35 минут.

Средства обучения:

Технические:

кабинет, оснащенный компьютерной техникой, операционная система Windows ХР, мультимедийный проектор, программа «Мир информатики», первый год обучения.

Наглядные: мультимедийная презентация, плакат «Правила поведения в компьютерном классе»

Методы: словесный, наглядный, практическая работа.

Раздаточные материалы:

комплект карточек № 1

комплект карточек №2

Литература, использованная при подготовке занятия:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1–4 классы./В.И.Ковалько. – М.:ВАКО, 2007. – 304 с.

Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые урока информатики. 8–11 классы/В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Книга для детей, учителей и родителей. /С.В. Симонович, Г.А.Евсеев.– М.: АСТ-ПРЕСС, Инфорком-пресс, 1998. – 368с.

Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2–4 классов./С.Н.Тур, Т.П. Бокучава.– СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 496 с.

Грязнова Е.В. Занимательная информатика в начальной школе//Информатика и образование. 2006. №5.

Идея мультфильма Костылева Т, школа №14

Мастер-класс "Игрушечных дел мастера". Вырвич И.А. , Нуриева Б.О.

Создание интерактивных кроссвордов в MS PPT (+VBA).

План занятия:

1.Организационный момент - 5 мин

2. Разминка (определение темы урока, отгадывание загадки)-5 мин

3. Актуализация темы. Правила ТБ. -10 мин.

4. Рассмотрение нового материала – 20 мин.

5. Физкультминутка – 5 мин.

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)-20 мин.

7. Выполнение практикума -15 мин.

8. Зарядка для глаз – 5 мин.

9. Закрепление полученных знаний. – 5 мин.

8. Подведение итогов - 5 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент 5 мин

проверка присутствующих на занятии

Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Валентиновна. Я ваш педагог. Садитесь на свои места. Приготовьте тетради, ручки, уберите посторонние предметы, запишите сегодняшнее число. Сегодня вы впервые пришли на станцию юных техников в объединение, которое называется «Юный программист».


В ам интересно, а чем же мы с вами будем здесь заниматься? В этом нам поможет местный житель нашего компьютерного кабинета. Педагог показывает игрушку, которую сшили воспитанники для кружка.

А как его зовут, мы узнаем из следующей загадки:

Он рисует, он считает,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений,

Ну, конечно же – . (компьютер)!

Педагог: Правильно дети! Молодцы! Мы ласково будем называть его Компьюша! Согласны? Тогда давайте с ним познакомимся. (Раздается комплект карточек№1). Сейчас Компьюша раздаст вам карточки, на которых нужно написать свое имя, а затем на счет три произнесем свои имена все вместе. Итак: три-четыре…

Молодцы! Компьюше очень приятно. Положите карточки на край вашего стола, в конце занятия они вам еще пригодятся.

Сегодня он нам расскажет:

Как работает компьютер,

Из чего он состоит,

Разобраться с ним, ребята,

На занятьях предстоит.

Педагог: С этого дня мы начнем знакомство с компьютером. Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Вы узнаете, как компьютер устроен, какую работу можно выполнять с его помощью, какие для этого существуют программные средства, узнаем, каким образом информация попадает в компьютер и какие устройства помогают в этом.

Но сначала нужно познакомиться с некоторыми правилами, которые нужно знать и выполнять, чтобы компьютер стал не врагом, а другом. Эти правила называются Правилами техники безопасности в кабинете ЭВМ.

Чтоб с компьютером дружить,
Нужно правила учить:
Не шуметь и не ходить,

Только тихо говорить,

Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки в нем не нажимать!

Клавиш ты легко касайся,

Осторожным быть старайся:

Стукнешь пальчиком сильней -

Очень плохо будет ей!

Не надо толкаться, не надо шалить,

Из класса без спроса нельзя выходить.

Руками не трогать экран и шнуры

Это касается всей детворы!

НЕ ПЫЛИ В КАБИНЕТЕ - объяснить, почему нельзя пылить в кабинете, как и когда заходить в кабинет, когда можно начинать работать на компьютере.

НЕ ТРОГАЙ ПОВОДА И РОЗЕТКИ– пояснить, в чем опасность электрических приборов.

НЕ БЕЙ ПО КЛАВИАТУРЕ – рассказать, как нужно нажимать на клавиши устройств и какие устройства можно трогать руками (ТОЛЬКО мышь и клавиатуру!).

НЕ КЛАДИ НА КЛАВИАТУРУ ВЕЩИ– пояснить, что МОЖНО приносить в компьютерный класс, а что НЕЛЬЗЯ (еда!).

НЕ ОБЛАКАЧИВАЙСЯ НА КЛАВИАТУРУ– объяснить, почему нельзя это делать.

БЕРЕГИ ГЛАЗА– (ОЧЕНЬ ВАЖНО) – как и на каком расстоянии нужно сидеть во время работы за компьютером.

Ребята, я вас прошу очень бережно относиться к компьютерам.

4. Рассмотрение нового материала.

Педагог. Сегодня, ребята, мы побываем в гостях у Компьюши. Узнаем, что такое компьютер, для чего он предназначен, из чего состоит и многое полезное и интересное. Что же такое компьютер? Скажем просто: “Компьютер – это машина”.

Правда, грузовик – тоже машина, хотя он на компьютер совсем не похож. Но машины не должны быть одинаковыми. Бывают машины механические, бывают – электрические, а бывают – электронные.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих своих изобретений человек подглядел в природе.

Не может человек создать, что невозможно увидать.

Все, что придумать он сумел, то у природы подглядел.

И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,

На самого себя смотрел.

Педагог. С самого себя! Только человек постарался передать компьютеру не физические, а свои интеллектуальные возможности. Раньше компьютер предназначался для облегчения счета. В переводе с английского слово «компьютер» означает «вычислитель».

Давайте, вместе с вами подумаем: «Для чего нужен компьютер сейчас? Что он умеет делать? Где сейчас можно встретить компьютер? (Ответы детей)

По назначению, компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией. (Записи в тетради)

По принципам устройства компьютер – это модель человека, работающего с информацией.

Компьютер – это один из видов электронных машин. Электронные машины служат для обработки сигналов.

Все вы видели большой оркестр и слышали его игру. В нем много разных инструментов: скрипки, виолончели, духовые инструменты и, конечно же, на почетном месте рояль. Каждый инструмент играет свою музыкальную партию. Звук от разных инструментов сливается в одно музыкальное произведение.

Компьютер тоже похож на оркестр. В нем тоже много разных инструментов, и каждый делает свое дело. Таких дел четыре: прием, обработка, хранение и выдача информации.

Если бы для каждого дела у компьютера было по одному устройству, то ему хватило бы всего четырех устройств. Но на самом деле так не получается. Компьютер работает с пятью видами информации (текстовая, графическая, звуковая, числовая), каждый вид надо суметь применять, сохранять, обрабатывать и выдавать. Поэтому устройств у компьютера не четыре, а гораздо больше.

Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

У компьютера некоторые устройства расположены снаружи. Такие устройства называются внешними. Те устройства, которые находятся у компьютера внутри, называются внутренними (запись в тетрадях).

Мы начнем изучение с внешних устройств. Они стоят на столе, и каждый может потрогать их руками.

Состав компьютера не труден,

Его запомнит и малыш.

Все вместе повторять мы будем:

Системный блок, дисплей, клавиатура, мышь.

У разных компьютеров могут быть различные внешние устройства, но есть четыре вида устройств, которые есть у каждого компьютера.

Наверху машины всей

Словно смелый капитан!

А на нем горит экран.

Монитор, скажу, ребята,

Очень нам необходим,
Он покажет текст и игры,

Дисплей (монитор) во многом похож на телевизор, только у него намного лучше качество изображения. Он может выводить на экран тексты, числа, картинки и видео. Когда мы играем, то видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.

Это устройство называется – устройство вывода информации.

Ну а рядом – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут … (системным).

Педагог. Следующее устройство – “Системный блок” – это самый главный блок компьютера. На лицевой панели системного блока есть кнопки включения компьютера и щели для магнитных и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка, фильмы, игры, учебные пособия и т.д.

ПЕДАГОГ. Отправляемся дальше.

Это вот – … (клавиатура) –

Вот где пальцам физкультура

И гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны!

Кнопочки на ней всегда

Нажимают без труда.

Цифры, буквы, даже знаки
Знает эта задавака.

Клавиатура. На ней много клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатура служит для ввода букв, цифр и знаков препинания. Среди других клавиш на клавиатуре есть клавиши со стрелками – они часто используются в компьютерных играх для управления персонажами. С помощью клавиатуры можно ввести в компьютер текстовую информацию.

Педагог. Сделаем небольшой отдых. Вы знаете, что для здоровья полезно на уроках делать физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов и повторяйте движения за мной.

Солнышко лучистое. (щелкнуть мышкой в презентации)

6. Рассмотрение нового материала (продолжение)

Педагог. А чтобы узнать следующее устройство мы отгадаем еще одну загадку:

К сыру равнодушная,

Кота не раздражает,

По коврику гуляет,

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть …(мышка)

На столе она сидела.

Говорю: “Сейчас поймаю!”

А она мне отвечает:

Мышка я не полевая,

А домашняя, ручная.

По столу хожу, брожу,

Если хочешь поиграть,

Ты накрой меня ладошкой

По столу кати немножко.

Как художник на экране,

В удивительной программе

Будешь краской рисовать

И картины создавать.

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробочке –

Две или три кнопочки!

Мышь – это тоже устройство для ввода информации в компьютер. У нее всего две кнопки, поэтому буквы и цифры с ее помощью вводить неудобно. Зато с ее помощью можно пользоваться как указкой для работы с информацией на экране. Мышку можно катать по столу или по специальному коврику. Мышка- устройство ввода информации.

Примечание: в ходе объяснения темы педагог на доске пишет название каждого устройства, обращает внимание учащихся на правописание терминов. Дополнительно объяснение темы сопровождается картинками в презентации, на которых изображены устройства компьютера.

А сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделал для вас мой ученик Ильин Валера. Если вы будете заниматься в нашем кружке дальше, вы тоже научитесь создавать такие работы.

(Демонстрация мультфильма «Теремок – системный блок»). Досрочный выход из анимации- кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

7. Практическая работа с программой «Мир информатики 1 год обучения». Отработка навыков работы с мышью.

Выполнение упражнения на закрепление полученных знаний ( файл задание.ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна. Дети выполняют задания самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

А теперь я вам раздам карточки: (комплект карточек №2). В пустой клеточке нужно написать первую букву изображения над клеткой.


Педагог проверяет карточки, указывает на ошибки детей.

8. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз .

Педагог: ребята, а теперь давайте дадим отдых нашим глазкам. Представьте, что мы на берегу теплого моря (щелкнуть мышкой в презентации). Давайте расслабимся и выполним упражнения для укрепления зрения.

а) «Жмурки» крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть их. Повторять 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровообращение.

б) быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение глаз.

в) делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении. Повторите 4—6 раз. Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает их кровоснабжение.

Пальминг. Закрыть оба глаза и прикрыть их ладонями. Дождаться появления «черного поля». Глаза держать расслабленными 1 – 2 минуты.

9. Этап обобщения темы урока. Систематизация знаний и закрепление изученного материала.

Педагог: Итак, вы многое узнали. Теперь подведем итоги.

Проверка полученных знаний, выполнение задания ( файл викторина. ехе). Объяснить детям: выход из задания - кнопка Esc , затем красный крестик в правом верхнем углу окна.

Дети выполняют упражнение на компьютере самостоятельно, затем педагог демонстрирует правильное выполнение на проекторе.

Для детей, которые выполнят задания раньше всех можно предложить интерактивный кроссворд. При вводе ответа в сетку кроссворда нужно нажать кнопку Проверить. Если слово выбрано верное, то ячейки кроссворда закрасятся в зеленый цвет, если слово неправильное – ячейки очистятся. Можно проверить кроссворд целиком, также нажав кнопку Проверить. Для выхода из кроссворда необходимо нажать кнопку Esc или Выход.

Ответы на кроссворд. По вертикали: 1. Вычислитель. 2. Человек. По горизонтали: 3. Дисплей. 4. ЭВМ. 5. Счеты.

Сегодня на занятии мы познакомились с основными устройствами компьютера. Давайте, еще раз их назовем. (Ответы детей)

Мне приятно было работать с вами, надеюсь, что это взаимно.

В начале занятия Компьюша раздал вам карточки, пожалуйста, если вам понравилось сегодняшнее занятие нарисуйте веселого человечка, если не понравилось - грустного и верните карточки Компьюше. Наше занятие завершено, спасибо за работу, МОЛОДЦЫ!

А сейчас не забудьте привести рабочее место в порядок, соблюдайте осторожность при передвижении в кабинете и в коридоре. До свидания!


К омплект карточек №1

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Александр Андреевич, Бешенков Сергей Александрович, Мозолин Валерий Павлович, Ракитина Елена Александровна

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Александр Андреевич, Бешенков Сергей Александрович, Мозолин Валерий Павлович, Ракитина Елена Александровна

Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе Становление организации обучения школьной информатике: от алгоритмизации до образования 2. 0 Метапредметная направленность одна из основных характеристик пропедевтического этапа школьного курса информатики и ИКТ Формирование системности мышления учащихся в рамках курса «Информатика ИиКТ» i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система обучения информатике в современной общеобразовательной школе»

Кузнецов Александр Андреевич Бешенков Сергей Александрович Мозолин Валерий Павлович Ракитина Елена Александровна

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I. О ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА»

Курс информатики является элементом системы школьных образовательных дисциплин и, следовательно, стоящие перед ним цели, содержание и структура детерминируются прежде всего общими принципами построения и функционирования этой системы. С другой стороны, информатика является в настоящее время одной из фундаментальных отраслей научного знания, формирующей системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Изменения в подходе к формированию научной картины мира и превалирующий характер информационной составляющей в профессиональной деятельности человека вызвал появление феномена «информации». В философском плане «информация» в определенной мере противопоставляется «знанию». Если знание есть «проверенный общественно-исторической практикой результат познания действительности», то «информация» есть результат ее формализации.

На основе понятия информации удалось найти общность в явлениях самой разнообразной природы. Наиболее значительным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых систем, объединивших природные, социальные и технические системы единством протекающих в них информационных процессов. Заметим, что само понятие информации впервые получило научную трактовку в связи с изученим самоуправляемых систем и возникновением кибернетики.

За последние десятилетия понятия информации и информационных процессов стали выходить за рамки теории самоуправляемых систем и применяться к описанию самых различных научных и социальных явлений. Появление понятий «экономической информации», «информационного бизнеса», «информационного права», «защиты информации» и пр. говорит о том, что понятие информации сделалось не только важнейшей категорией современного научного мировоззрения, но важнейшей чертой современной цивилизации.

Именно эта всеобщность понятия информации как социального и культурного феномена позволяет расширить строгое толкование понятия информации, которое сложилось в теории самоуправляемых систем.

Таким образом, понятие информации раскрывается, по крайней мере, через три основных компонента:

- философские и методологические вопросы, связанные с соотношеним понятий: «знание» - «информация»;

- комплекс научных дисциплин, занимающийся изучением самоуправляемых систем различной природы;

- изучение процессов сбора, хранения и переработки информации в системах различной природы, в том числе и с помощью компьютера.

Из этих трех основных компонент слагается образовательная область «Информатика». Ядром изучения информатики в общеобразовательной школе является общее кибернетическое образование, направленое на изучение феномена самоуправляемости, в основе которого лежат процессы передачи, восприятия, хранения и переработки информации.

Общее кибернетическое образование является базовым компонентом содержания общего образования, то есть компонентом, обязательным для всех учащихся. Это значит, что на него распространяется следующая дидактическая формула: всякий базовый компонент общего образования включается в содержание образования двояко в виде особого учебного предмета (сегодня это курс информатики) и в виде «вкраплений» во все другие учебные предметы.

С другой стороны, общее кибернетическое образование, закладывающее научный фундамент изучения информационных процессов в системах различной природы, не исчерпывает всей образовательной области «Информатика». В нее естественным образом входят как методологические, так и прикладные вопросы, связанные с информацией и информационными процессами.

II. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В школьном образовании выделяются две группы общеобразовательных дисциплин, которые изучают два основных аспекта организации окружающего мира:

Каждая из этих групп предметов является системой со своим системообразующим элементом. В случае вещественно-энергетического аспекта таким системообразующим предметом является физика, в случае информационного аспекта информатика. Эти предметы в отдельности и соответствующие им системы научных дисциплин в целом формируют две взаимосвязанные, но во многом существенно различные картины мира.

Характерной особенностью кибер-нетико-информационной картины мира является представление о единстве информационных процессов в системах различной природы (кибернетическая составляющая), что выделяет биологические, социальные и технические системы в особую группу так называемых самоуправляемых систем. Информационная картина мира формируется практически всеми школьными предметами, однако только курс информатики способен подытожить и обобщить полученные учащимися знания, то есть выступить в качестве системообразующего фактора.

Можно выделить следующие основные цели общеобразовательного курса информатики:

1. Формирование основ научного мировоззрения. В данном случае речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.

2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Здесь имеется в виду: умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, уменение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.

3. Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. В

связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличении доли информационного сектора в экономике, необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанной с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовки в области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношении страны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственного и экономического развития. 4. Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированно-сти образовательных процессов, усиления роли средств обучения.

III. СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основные положения представленного выше содержания обучения в значительной мере реализуются в системе непрерывной подготовки в области информатики и вычислительной техники, состоящей из трех этапов:

- пропедевтического (I-VI классы), который предусматривает знакомство школьников с компьютером и информационными технологиями в целесообразной для данного учебного заведения форме обучения.

- базового (VII-IX класш), обеспечивающего освоение основных теоретических положений информатики, овладение научными основами, методами и средствами информационных технологий.

- обязательного (X-XI класш) дифференцированного по объему и содержанию обучения информатике в зависимости от интересов и направленности допрофессиональ-

ной подготовки школьников. Обязательность обучения на этом этапе объясняется постоянно растущей долей информационной составляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.

Основой методической системы является базовый курс, содержание которого базируется на фундаментальных понятиях: «информационные процессы», «информация», «формализация и моделирование», «управление», «система», «язык», «модель» и др., которые в целом раскрывают смысл кибернетико-информа-ционного подхода, методологические и социальные аспекты информатики. Каждое из этих понятий, в свою очередь, раскрывается через системы взаимосвязанных понятий и представлений, которые составляют предмет изучения.

IV. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ

В современной школе особую роль приобретает дифференциация содержания обучения. Концепция многоэтапного обучения информатике в школе предусматривает в качестве обязательного этапа обучения этому предмету его дифференциацию на старшей ступени в виде одного из профильных курсов. Значительная часть предлагаемых для школьников старших классов профильных курсов непосредственно связана с изучением современных информационных телекоммуникационных технологий. Рассмотрим вопрос о дифференциации содержания обучения информатике на старшей ступени школы.

Можно выделить принципы дифференциации по критерию «фундаментальных» и «прикладных» (для информатики - «пользовательских») профильных курсов. Фактически к такому же делению профильных курсов мы приходим, если попытаемся дифференцировать их по другому важнейшему критерию - ведущей педагогической функции. Тогда для «фундаментальных» курсов в качестве ведущей функции следует назвать формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, «научной картины мира», а

для «прикладных» - подготовку к практической деятельности, труду.

Рассмотрим подходы к «профили-зации» (дифференциации) содержания профильных курсов информатики «фундаментального» направления. Направления их профилизации определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе). Иначе говоря, если взять основные направления специализации школы по образовательным (предметным) областям:

- история и социальные науки,

то для каждого из них необходим свой профильный курс информатики.

Информатика, как и большинство других наук, представляет собой определенную совокупность научных дисциплин (теория информации, теория алгоритмов и т.д.). Предметы изучения отдельных дисциплин (разделов) информатики в той или иной мере пересекаются с предметами изучения других фундаментальных наук, основы которых отражены в школьном образовании. Отсюда - принципы определения содержания профильных курсов информатики такого типа. В каждом из них углубленно изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся ведущей, определяющей направленность специализации образования в данной школе (классе).

Например, для школ математической специализации это может быть курс «Вычислительная математика и программирование», для естественно-научной специализации курс - «Информационное моделирование».

Основная задача курсов такого типа - развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики - «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).

Профильные курсы информатики другого типа - прикладные (или «пользовательские») дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов - формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в различных областях.

Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности. Примерами такого рода прикладных профильных курсов информатики могут служить курсы типа: «Использование баз данных», «Обработка текстов и издательская деятельность на компьютере», «Применение компьютерных телекоммуникаций» и т.д.

Кузнецов Александр Андреевич, доктор пед. наук, академик РАО. Бешенков Сергей Александрович, доктор пед. наук, заведующий лабораторией теории методики преподавания информатики.

Мозолин Валерий Павлович, ректор политехнического института, г. Ростов-на-Дону.

Ракитина Елена Александровна, доцент Тамбовского государственного политехнического университета.

Первый урок информатики. Дети ждут его с особым трепетом. У многих детей этого возраста уже есть свои представления о компьютере. Но дети не понимают, что урок информатики – это не только игра на компьютере. И задача учителя не разочаровать ни одного ребёнка. Ведь от первого знакомства с предметом очень многое зависит.

Данный урок разработан для учеников 1 класса, обучающихся по любой программе. Это урок-знакомство с предметом.

ВложениеРазмер
pervyy_urok_informatiki.zip 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

"Первый урок информатики"

Пояснительная записка к уроку

Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоёвывает образовательное пространство. Развитие способностей ученика – основная задача личностно-ориентированной педагогики.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок.

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Под этим подразумевается следующее:

  1. Вооружение обучающихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;
  2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями;
  3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;
  4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;
  5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;
  6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие.

Первый урок информатики. Дети ждут его с особым трепетом. У многих детей этого возраста уже есть свои представления о компьютере. Но дети не понимают, что урок информатики – это не только игра на компьютере. И задача учителя не разочаровать ни одного ребёнка. Ведь от первого знакомства с предметом очень многое зависит.

Данный урок разработан для учеников 1 класса, обучающихся по любой программе. Это урок-знакомство с предметом.

Форма урока интегрированная. Важно показать детям уже на первом уроке, что информатика – предмет, который тесно связан со всеми предметами в школе, а знания этого предмета выходят далеко за рамки школы.

Это первый урок в программе.

Данный урок можно проводить для детей, обучающихся по любому УМК. Так что данный урок ни к какому УМК привязывать не будем.

Основная идея урока: дать детям первые сведения о предмете – информатика, ознакомить с правилами техники безопасности, сформировать положительное отношение к предмету.

Конспект первого урока информатики во 2 классе

Тема урока: «Урок – знакомство с предметом информатика»

Время проведения урока -45 минут

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Целевое назначение: первичное усвоение новых предметных знаний, умений и навыков

Результативность обучения: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Структура обучения информатике в основной общеобразовательной школе. Психолого-педагогические особенности построения пропедевтического и базового курсов информатики. Задачи пропедевтического курса. Структура и задачи базового курса информатики. Организация элективных курсов.

В образовательном стандарте официально закреплены 3 этапа в овладении основами информатики и формировании информационной культуры:

1. Пропедевтический (1-4 кл, 5-6 кл). На этом этапе предполагается первоначальное знакомство младших школьников с компьютером, формируются основы информационной культуры.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· Освоение знаний, составляющих начала информационной культуры; элементов алгоритмической деятельности и логического мышления.

· Овладение умением использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни, коммуникативными умениями самостоятельного взаимодействия с информационно-коммуникациоными средствами.

· Развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; способностей применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.

· Воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

2. Базовый курс (7-9 кл). Данный этап делят на две ступени:

3. Профильный уровень (10-11 кл). Согласно стандарту делится на две ступени:

Изучение базового курса информатики формирует представление об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации. Данный курс направлен на овладении учащимися методами и средствами информационных технологий, решение задач, на формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной деятельности.

Целесообразность переноса начала систематического изучения информатики в основную школу обусловлено следующими факторами:

· широкое использование знаний и умений по информатике в других учебных предметах на более ранней ступени;

· положительный опыт обучения информатике детей данного возраста;

· положительная роль информатики в развитии логического мышления и формирования мировоззрения школьников.

Базовый курс предполагает три основных аспекта в изучении информатики:

· пользовательский аспект – формирование компьютерной грамотности и подготовка к профессиональной деятельности;

· алгоритмический аспект – связан с развитием логического мышления школьников.

В качестве предпрофильной подготовки используются элективные курсы. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Они выполняют три основные функции:

1. Развитие содержания предмета, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку к ЕГЭ;

2. «надстройка» профильного учебного предмета;

3. удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Профильный уровень дифференцируется по объему и уровню сложности изучаемого материала. Выделяют два направления в обучении на этом уровне:

· базовый курс (отводится на изучение 68 часов на 2 года обучения – 1 час в неделю);

· профильный курс (отводится на изучение 136 часов на два года).

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне организуется в соответствии с выбранным профилем:

Читайте также: