Настройка бортового компьютера multitronics vc731

Обновлено: 04.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Бортовой компьютер Multitronics VC731 – мини обзор, модернизация, установка

Originally published at Techno Mind. Please leave any comments there.

Задумал я поместить в свой Nissan бортовой компьютер. В силу того, что подобной электроники в принципе очень мало представлено на рынке, а девайсов, поддерживающих довольно древний, проприетарный Nissan’овский протокол обмена данными с электронными блоками управления двигателями Consult и того меньше, выбор пал на продукцию компании MULTITRONICS.

Среди всего многообразия продукции компании, я выбрал бортовик Multitronics VC731. Не буду расписывать здесь всех его характеристик, ибо их много, и они легкодоступны на сайте производителя, но скажу, что девайс поддерживает работу с огромным количеством протоколов, и поэтому его получится запустить и эксплуатировать в подавляющем большинстве автомобилей с электронным управлением двигателем.

Бортовик способен отображать и анализировать огромное количество информации разного характера – начиная от статистики расхода топлива, до информации со всяких датчиков (температуры, давления, установок зажигания, количества потребляемого воздуха и т.п.). При этом способов отображения тоже масса – доступны как числовые показатели измерений, круглый индикатор со стрелкой, графики и т.д. Компоновка индикаторов полностью контролируется пользователем.

Вся накопленная информация может быть слита с девайса на компьютер через USB порт, и представлена в удобоваримом виде с помощью специальной утилиты. Кроме того, через тот-же USB возможно обновление программного обеспечения девайса, и настройка графики (цвета индикации, компоновка индикаторов на экране девайса и т.п.)

Кроме того он может предупредить (в том числе человеческим голосом, причем довольно качественным голосом), что двигатель перегрет, или недогрет, или осталось мало топлива и т.д., что без сомнений, иногда может очень выручить.

Короче это настоящий кухонный комбайн – в нем есть все, что может понадобиться.

Установку в машину я решил произвести по своему, так как предлагаемые способы крепления меня не устроили – хотелось, чтобы девайс более или менее слился с дизайном моего авто, а именно с панелью приборов, установленной на стойке лобового стекла:

После длительных раздумий и примерок, я решил расположить бортовик на торпеде, над центральной панелью, но не в родном корпусе, а в кастомном, как сейчас модно говорить, из стекловолокна.

Не буду расписывать здесь технологию работы со стекловолокном – это тема для отдельного рассказа. Скажу, что мой небольшой опыт в этом деле дал о себе знать, и количество ляпов, которые пришлось исправлять в процессе, приблизилось к бесконечности. Несчастный корпус шкурился, снова клеился, шпаклевался, снова шкурился и т.д. множество раз. Но, в конце концов, что-то получилось.

Пока я возился с корпусом, вышла новая модель бортовика Multitronics TC750 – внешне такая же, но функционал обзавелся функцией осциллографа. Вскоре на сайте производителя появилась инструкция по доработке печатной платы моей версии бортовика, чтобы и на него установить обновленный софт с функцией осциллографа.

Доработку платы я, разумеется, тут-же произвел, а также смастерил щуп для осциллографа.

Осцилл заработал, и работал довольно сносно, но за год использования бортовика я так и не воспользовался этим фичером для реальных измерений чего-либо, и за тем считаю его довольно бесполезным.

О подключении к машине – тут все просто. Следуем инструкции, и будет счастье.

Потребовалось подключиться к диагностическому разъему, к линиям питания, зажигания, земли, габаритов и датчику количества бензина в баке.

После подключения система заработала моментально без лишней нервотрепки.

Единственное что важно упомянуть – система требует некоторой калибровки. А именно:

Расход бензина путем интеграции его потока через форсунки

Скорость и пробег бортовик измеряет по количеству оборотов ведущих колес, умноженных на окружность среднестатистического колеса. Разумеется, окружность эта варьируется от машины к машине, потому изначально измерения могут быть неточными. Для калибровки производитель рекомендует обнулить счетчик пробега в бортовке, проехать заранее известное расстояние (минимум 10км), и занести этот точный пробег в бортовик. Дальше бортовик сам произведет подсчёт поправки на скорость и пробег, и в дальнейшем измерения будут точными.

Я для этой цели использовал точный GPS измеритель пробега, собранный собственноручно. О нем поведаю в отдельной статье в скором времени.

О расходе бензина – опять же, бортовик пытается подсчитать его по суммарному времени открытия форсунок, умноженному на пропускную способность форсунки, которая в свою очередь зависит от давления топлива в топливной рампе. Калибровка заключается в заправке до упора, обнулении счетчика бензина в бортовике, расходовании хотя-бы полубака топлива, снова заправке до упора и занесении в бортовик количества бензина, которое влезло в бак при второй заправке. Поправку, как и в предыдущем случае, бортовик рассчитает сам.

О количестве бензина в баке – оно измеряется по показаниям аналогово датчика-поплавка в баке, и тоже нуждается в калибровке. Она проста. Сливаем весь бензин из бака – говорим бортовику, что это ноль литров. Заливаем десяток литров, ждем немного, пока улягутся волны бензина в баке, и говорим бортовику, что это 10 литров. Льем еще 10, обновляем бортовик и т.д. После калибровки бортовик будет, довольно точно, в литрах, говорить, сколько бензина у нас на борту.

После всех этих манипуляций, рекомендую забекапить конфиг на комп, чтобы не кусать потом локти, если что-то пойдет не так, и бортовик придется сбросить на заводские настройки или перепрошить.

Кстати, что мне еще дико нравится в бортовике, так это то, что заметив резвый старт с места, он отображает на экране и голосом говорит, за сколько времени произошел разгон до 100 км/час. Тоже самое при энергичном торможении – отображается и проговаривается время и тормозной путь.


Все финишная прямая, настройка. Хотелось бы уделить ей отдельную запись, так как многие столкнуться с трудностью настройки данного БК. Так как самому пришлось разбираться. Итак экспресс настройка БК за 10 -15 минут. Данная настройка захватывает лишь основной функционал БК. Но этого вполне достаточно для его корректной работы.

ШАГ 1
Включаем зажигание, заводим двигатель, вас приветствует БК. Обращаем внимание на параметры, выставленные по умолчание, на моментальный расход.


По мере прогрева двигателя параметр снижается и на прогретом двигателе при нормальных холостых оборотах составляет примерно 700-800 об/мин. Расход должен составлять примерно 0,9-1,2 л/час. Если значения разнятся производим корректировку.

Далее идем в настройку БК. Удерживая нажатой кнопку "S" более 3 сек попадаем в меню "Дисплей установок".


Выбираем пункт меню "Поправка"


1). Я настроил БК под себя у меня радиус колес 15, поправка составляет 5 км в час. Ориентировался на скорость навигатора так как считаю ее наиболее правильной. И БК был ближе к спутнику чем спидометру.

2). Температуру воздуха я оставил как есть, вроде правильно показывает. Я разместил датчик температуры под бардачком. Во первых не попадает солнце. Во вторых температура такая же как и в салоне. В третьих не задувает с окон.

Если датчик разместить неверное то либо придется калибровать. Либо показания не верны.

1). Размещение на черном авто за бампером. Все хорошо конечно, аккуратно и не видно, но черный цвет поглощает солнце и нагревает поверхность быстрее. Итог: показания не корректны.

2). Датчик установлен под капотом, заводим авто, едем, датчик показывает правильно, останавливаемся в пробке, тепло от двигателя распределяется во все стороны. Итог: показания не корректны.

3). На крыше тоже не вариант, опять же нагрев материала. Осадки, снег, дождь. Итог: показания не корректны.

4). выводить куда то на лобовое тоже нет смысла. Снова солнце, нагрев и итог: показания не корректны.

А вот с поправка вольтажа АКБ нужно подстроить, я брал мультиметр и подстраивал по нему. Поправка составляет 0,3 V.


Необходимо указать максимальную ёмкость бака — 53 литра.

Переходим в пункт меню "Источники"


Здесь выставляем следующие параметры:

Замок: Физический.
Опр. протокола: Авто.
Бак тип: ДУТ.
Бак: Тарирован.
Полный бак: 53.


Для Logan или Sandero это 53 литра. Не раз уже убеждался и проверял. Просто 53 литра. Даже спорить не буду. Не хочу. 53 и все тут. Хоть об стену бейтесь. 53 и точка.

Дальше едем на заправку, заправляем бак до полного (до отстрела и ещё немного). Встаем на парковке на АЗС и приступаем к тарировке бака. Удерживаем "SET", выбираем пункт "Поправка", находим строку "Тарировка бака".


И делаем тарировку с отметки в 53 литра.


Хочу вставить фотку из интернета. Где все хорошо показано.

Фактически при тарировке бака компьютер выполняет присвоение каждому значению напряжения от ДУТ, своё значение "Остаток бака" в заданном диапазоне от 0 до 53 л, при этом используются данные о мгновенном расходе из показаний ЭБУ. Дам визуализацию вышесказанного.


При калибровке бака данные мгновенного расхода не используются, вы вручную вводите данные соответствующие определённому уровню топлива в баке, происходит автоматическая градация с определённым шагом. Например калибровка по 2-м точкам или по 5-ти Но в ЦП( центральном процессоре) происходит аналогичная операция присвоения каждому значению напряжения своего значения уровня топлива.

ШАГ 5
Переходим в пункт меню "Границы".


Считаю нужным настроить границы. Что бы БК сообщал если что то выходит за рамки границы. Итак все показано на фотках. Можно смело сделать так же. Или настроить под себя. Это уже каждому свое. Единственно что напряжение акб делал из минимума что может не завести авто и максимума когда уже останавливаемся и отсоединяем АКБ от авто.



ШАГ 6
Переходим в пункт меню "Парковка".


Я сделал настройки под себя. Когда БК орет что: Все! брат! Стой! Ударишь! У меня еще остается

30-40 см до бампера другого авто. Почему так?

1). Что бы не ударить чужой автомобиль.
2). А если откатишься вдруг?
3). Что бы человек мог спокойно уехать и не поджимать его.
4). В случае избежание ДТП, на парковке когда не хватает как раз 15-30 см. При сдачи задним ходом одновременно двух авто. (Хотя мало вероятно).

Настройки БК на фото:



Когда он говорит что: СТОП.



В целом считаю настройку правильной. Проверял уже не раз. Прежде чем написать обкатал сам. Я остался доволен. То что и ожидал от БК.

Всем спасибо за внимание!


Запчасти

Renault Logan 2007, двигатель бензиновый 1.6 л., 87 л. с., передний привод, механическая коробка передач — аксессуары

Машины в продаже

Комментарии 20


всё чётко и понятно без лишней мышинной возни спасибо молодец



Привет, были ли проблемы с бк?


Добрый вечер. Нет, все четко работает.


Спасибо, установил 590 модель в воздуховод вчера, буду настраивать по Вашему примеру



Подключил все, начал настраивать — протокол автоматом не определяет падлюка… Переключил в ручную, а там в списке протоколов нет "МИКАС". Прошивка вроде бы свежая e32BA. Может таки перешить его? Тогда какую прошивку?

Век живи — век учись! Оказывается какой-то шутник зашил другую прошивку, в которой поддерживаются только разные феррари, митцу и прочие леХусы. Сейчас пойду снимать БК и перешивать.


Прошу прощения не сразу увидел ваш комментарий, а спустя год…

Да посмотрите какая прошивка для вашего авто на оф сайте. Хотя я думаю уже разобрались… Прошу прощения еще раз за свою невнимательность…


В любом случае спасибо, что откликнулись! Разобрался сразу — прошивка была не моя залита. Перепрошил и вот с тех пор успешно пользуюсь. А эта подборка подборка записей в бортжурнале пригодилась как дополнительная мурзилка к мануалу производителя. В ней нашлись ответы на вопросы, которые изложены производителем весьма туманно.
По измерению расхода: сигнал взял от форсунок, а до нормы довел введением поправки отдельно для бензина и отдельно для газа. Считает довольно точно!


Спустя год откликнулся… Хорошо что информация худо бедно пригодилась моя)


Датчик уровня топлива у себя не подключал — не вижу смысла морочить голову с тарированием и, собственно, процедурой переключения ГАЗ-БЕНЗИН. Точность и стабильность показаний там близка к нулю, а ввиду катастрофического финансового положения, бензин использую только для прогрева. Потому в большей степени интересует вся информация при использовании газа.
Вопрос, существует ли методика настройки БК (расход топлива), отличная от рекомендуемой изготовителем? Полный бак бензина + полный бак газа на данном этапе стоит целое состояние, да и с первого раза можно допустить ошибку при настройке. Если же процедуру повторить — я банкрот! (Шутка). А если серьезно, то 56л бензина мне просто не нужно, я его за год наверное не израсходую. Да и газ заправляю по мере необходимости на круглую сумму, ибо ездить приходится "по местному". Потому есть мысль каким-либо иным образом "объяснить" БК (пусть даже за несколько раз), сколько и какого топлива было израсходовано, чтобы он в конце концов вычислил правильный расход. Как думаете, получится?


Получится, он гибкий на настройки. Можно отстроить до идеала. Если заморочится в ручную. Так же у него есть настройка бензин/газ даже если ходить между ними то настройка предыдущего не сбивается. Расход он так же вычисляет либо через ЭБУ, либо по датчику. Можно датчик к гпзу вывести а бнгз через эбу или наоборот. Показания зависят от калибровки.


Не уверен, что мой МИКАС 5,4 выдает по к-линии информацию о расходе. Скорее всего там будут косвенные измерения, например по длительности впрыска. В общем, на выходных думаю завершить подключение, буду пробовать.
Надо бы на Драйве завести толковый словарь сокращений, а то без пол-литра не разберешься, о чем люди пишут.


Вот. Стоит разобраться как передаёт и какую информацию. Ну может и так это нужно читать) я могу сказать по логану только. Но настройки гибкие это точно. Словарь? А что не понятно? Спрашивайше)

Читайте также: