Навигация hdd с системой мониторинга трафика что это такое

Обновлено: 03.07.2024

В статье рассказывается:

Если у вас целый штат водителей, большое предприятие, много операций в день, то система мониторинга транспорта – то, что вам нужно. Иначе как еще контролировать водителей, объемы топлива, которые они расходуют, насколько корректны их действия, по каким маршрутам они передвигаются? От всех этих моментов напрямую зависят качество оказываемых вашей фирмой услуг и элементарно деньги, которые вы, возможно, долгое время выбрасываете просто так. Воровства и вольностей среди водителей хоть отбавляй.

Далее вы узнаете о назначении и устройстве системы мониторинга транспорта, а также какие проблемы она позволит вам решить. Также мы развеем мифы касательно этой полезной инновации и поделимся нюансами ее установки. Применив информацию из статьи на практике, вы сэкономите кучу денег и восстановите дисциплину в своих логистических процессах.

Описание системы мониторинга транспорта

Спутниковая система транспортного мониторинга предоставляет отличную возможность минимизировать расходы и улучшать производительность работы автотранспорта. Состав системы мониторинга автомобилей представляет собой датчики, устройства для обработки данных и гаджеты потребителя. Благодаря системе увеличивается уровень ответственности водителей, улучшается дисциплина, сокращаются топливные затраты.

Описание системы мониторинга транспорта

Описание системы мониторинга транспорта

Система мониторинга транспорта показывает такие параметры, как направление и скорость движения, время остановки, включение зажигания автомобиля и т. д.

Проблемы, решаемые системой мониторинга транспорта

Система контроля транспорта оснащена оборудованием, которое выполняет следующие логистические функции:

Система позволит вам круглосуточно быть в курсе, где сейчас ваша машина, куда она двигается, какой маршрут выбран водителем. Если водитель вдруг решит использовать рабочее авто в личных целях, вы об этом сразу узнаете. Если ваше авто угонят, у вас будет возможность его найти. Можно заранее настроить систему управления автомобилем, тогда вы сможете заглушить его дистанционно и заблокировать дверцы; угонщики будут заперты в автомобиле и точно никуда не уедут.

Помимо основных вышеперечисленных функций имеются и более мелкие; к примеру, мониторинг веса, который перевозит автомобиль, или время работы водителя. Контролирующее транспорт оборудование способно к измерению любых физических параметров. Эти технические возможности позволяют извлечь любую нужную логистическую информацию, все зависит от ваших потребностей и желания.

Оборудование системы мониторинга транспорта

Благодаря транспортной системе мониторинга можно следить за автомобилями и процессом их работы.

Оборудование системы мониторинга транспорта

Оборудование системы мониторинга транспорта

К системе относится следующее оборудование:

  1. Датчики. На автотранспорт устанавливается комплекс миниатюрных устройств для сбора и передачи используемой в логистике информации. Это такие параметры, как местонахождение автомобиля, его скорость, количество топлива в бензобаке и его расход, температурный режим в рефрижераторе, длительность работы автотранспорта и прочие характеристики.
  2. Программное обеспечение. Это оборудование, с помощью которого проводится сбор, хранение, обработка и анализ информации с комплекса датчиков. Оно устанавливается на сервере компании или разворачивается в облачном хранилище.
  3. Потребительские устройства. С помощью установленного клиентского программного обеспечения на гаджеты поступает обработанная информация с сервера для дальнейшего просмотра и использования потребителем.

Некоторые виды датчиков способны не только собирать данные, но и управлять транспортом. Благодаря этому автомобиль можно контролировать дистанционно: например, заглушить двигатель, открыть двери или моргнуть фарами, чтобы найти своё авто.

Серверное программное обеспечение способно соотнести координаты движения автомобиля с электронной картой. Это делается для того, чтобы отслеживать движение автомобиля по нужному маршруту. При отклонении от маршрута или выхода из разрешённой зоны передвижения система автоматически отправит автомобилю уведомление. Люди в этом могут совсем не принимать участия.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

ГЛОНАСС – это российский продукт системы навигации, который позволяет точно находить объект в пространстве при минимальных погрешностях. Специальное оборудование определяет координаты объекта, используя наземную инфраструктуру. Для этого производится связь со спутниками на околоземной орбите.

Как работает система спутникового мониторинга транспорта:

1. Для определения координат объекта на него устанавливают терминал (приёмно-передающее оборудование).

2. Терминал передаёт сигнал системе спутников для определения позиции. Чем большее количество спутников дадут ответ (хотя бы четыре), тем более точными будут координаты объекта.

3. Терминал принимает ответный сигнал от спутников. Программа сравнивает время задержки от разных спутников и в соответствии с этой информацией определяет координаты объекта с приёмником.

Метеомониторинг на автомобильных дорогах для безопасности движения


Система ГЛОНАСС способна не просто находить объект, но и определять его скорость. Это возможно при непрерывной работе терминала, то есть он должен периодически отправлять запросы и анализировать ответы. Когда объект движется, точность определения его нахождения снижается. Тем не менее, этого достаточно, чтобы навигатор смог соотнести координаты объекта и электронную карту, что позволит составить маршрут.

GPS (Global Position System) – система глобального позиционирования, основной аналог и конкурент ГЛОНАСС. Обе системы начали разрабатывать практически одновременно в США и в Советском Союзе, это было в конце 20 века, начало 80-х годов. Изначально спутниковая навигация предназначалась для использования в военной сфере, но впоследствии стало возможным применять её в потребительских целях. Развитие GPS и ГЛОНАСС было довольно похожим.

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

Сравнение ГЛОНАСС и GPS в системе мониторинга транспорта

В обеих системах позиционирования используются комплексы в количестве 24 спутников, которые находятся на геостационарной орбите.

Основные отличия систем:

  • Спутники ГЛОНАСС двигаются по трём орбитам, на каждой по восемь аппаратов.
  • Американская система GPS использует четыре орбиты, по шесть спутников на каждой.
  • Обе системы довольно точно определяют координаты, но у системы GPS погрешность немного ниже.
  • Основное превосходство GPS в том, что система покрывает почти 100 % нашей планеты. ГЛОНАСС покрывает полностью российскую территорию, однако за пределами РФ спутниковые сигналы ловятся не везде, либо очень слабые.
  • Говоря о технических нюансах, известно, что американская система пользуется кодировкой CDMA, ГЛОНАСС же использует кодировку FDMA, которая является более сложной и энергозатратной. Это причина того, что срок использования аппаратов ГЛОНАСС уменьшается, техника нуждается в более частом выходе на орбиту.
Характеристики ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Количество спутников на орбите 8 6
Количество орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2-6 2-4
Размер покрытия Вся территория РФ, 2/3 мировой территории Почти 100 % мировой территории

Нельзя сказать, что преимущество однозначно у одной или другой навигационной системы, свои плюсы и минусы есть у обоих сервисов. Для удалённого позиционирования обычно используются как система ГЛОНАСС, так и GPS.

Сфера применения

Оборудование и программное обеспечение, которые позволяют позиционировать объекты при помощи спутниковых систем, являются многозадачными.

Самая главная область применения бытовых терминалов ГЛОНАСС – это функции навигатора для транспортных систем. Данная аппаратура – это своеобразная оптимизированная карта. Терминал определяет координаты объекта, они сопоставляются с планом местности, таким образом определяется наилучший вариант движения к пункту прибытия.

Сфера применения

Сфера применения

Также аппаратура находит применение в следующих областях:

Нюансы установки системы мониторинга транспорта

Нюансы установки системы мониторинга транспорта

Нюансы установки системы мониторинга транспорта

  1. Время установки оборудования для систем (ГЛОНАСС, GPS) в целях мониторинга и контроля расхода топлива транспорта. Обычно установить навигационную систему на транспортное средство занимает по времени около получаса или чуть дольше. Сюда входят такие действия, как: подключить ГЛОНАСС или GPS к бортовой сети, опломбировать, настроить данные в программе. Может понадобиться установка датчиков для контролирования дополнительных параметров, тогда время для выполнения технических процедур на порядок увеличится. К примеру, для установки системы ГЛОНАСС с дополнительным датчиком расхода топлива потребуется около трёх часов. Больше всего времени в этом процессе занимает калибрование топливного бака, так как требуется минимизировать погрешность при заправке и сливе топлива, а для этого нужно качественное выполнение процедуры.
  2. Установка навигационного оборудования втайне от водителя. Эта процедура вполне осуществима, так как в большинстве случаев терминал находится под приборной панелью, что никак не отражается на качестве сигнала.
  3. Способ установки навигационного оборудования для отслеживания и контроля уровня топлива. Установить такое оборудование возможно на любой вид транспорта – тягач, автобус, сельхозтехника, специализированный транспорт и т. д. В первую очередь транспортное средство нужно хорошо осмотреть и только потом заниматься установкой устройства. Это делается для того, чтобы сразу устранить возможные выявленные проблемы.

4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта

4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта

4 мифа о системе контроля расхода топлива и мониторинга транспорта

Для того чтобы установить навигационное оборудование, потребуются первоначальные вложения, как и для любой другой покупки. Но система мониторинга и контроля для того и создана, чтобы максимально оптимизировать транспортные расходы. Окупаемость оборудования составляет в среднем полтора-два месяца использования. Статистические данные показывают, что 70 % водителей совершают махинации со служебным транспортом, а разница в расходе горючего составляет около 40 %.

Навигационные системы GPS или ГЛОНАСС позволяют держать под контролем все эксплуатационные характеристики транспортной техники. Это и скоростной режим, и пробег, и блокировка дверей, и даже пристёгнут ли ремень безопасности. Для специальной техники важным параметром является продолжительность эксплуатации с нагрузкой. Время простоя такого транспорта и время его использования под нагрузкой можно отследить с точностью до минуты.

Рассмотрим, какие существуют сложившиеся мифы о системах навигации.

Миф 1. Мониторинг усложняет работу, после ввода в эксплуатацию он создаёт для работников предприятия дополнительные обязанности

Это неправда. Программные обеспечения в наше время просты в употреблении абсолютно для всех работников. Сервис содержит готовые к использованию шаблоны и формы отчётов, а также система совместима с программой 1С и CRM-технологиями. Если работники не могут работать по какой-либо причине, то мониторинг и контроль можно поручить сотрудникам аутсорса.

Миф 2. Системы мониторинга и контроля транспорта малоэффективны, так как существуют «мёртвые зоны» покрытия

На территории Российской Федерации и прилегающих к ней стран действительно существуют так называемые «мёртвые зоны», в которых нет связи. Тем не менее, эффективность работы навигационных терминалов не снижается. В подобных случаях сигнал сотовой связи может исчезать, но его данные сохраняются в памяти прибора, и при выходе на связь сразу отправляются на сервер.

В населённых пунктах такими зонами являются тоннели или территории высокой секретности (в Москве это, к примеру, аэропорт Внуково или Кремлёвская территория).

Есть места, недоступные для сотовой связи (в основном это карьеры и месторождения). На этих территориях используют терминалы спутниковой связи для мониторинга, их покрытие составляет 100 % земного шара.

Системы мониторинга и контроля транспорта

Системы мониторинга и контроля транспорта

Миф 3. Перепады температуры влияют на системы мониторинга транспорта, из-за этого возникают погрешности.

Рассмотрим некоторые технические нюансы. Погрешность присутствует в работе любых приборов, возможно минимальная, но она есть. В электронике, которая изначально присутствует в транспортном средстве, заложена допустимая погрешность плюс-минус 10 %. У датчика расхода горючего, который встроен в бензобак, предусмотрена погрешность от 2 % до 5 %. При этом в работе системы ГЛОНАСС и GPS погрешности отсутствуют, а расчёт пробега более точен, чем у автомобиля.

При стандартной температуре влияние на показания оборудования отсутствует. Однако при работе в экстремальных температурных условиях прибор может проявить погрешность. При установке прибора специалист учитывает эту возможность и убирает погрешность.

Системы экологического мониторинга: состав, принцип работы


Миф 4. Рядовые сотрудники предприятия могут проявлять недовольство установкой системы мониторинга.

Сотрудники офиса относятся к нововведениям нейтрально либо положительно, так как предвидится улучшение условий работы, оптимизируются затраты компании. Если внедрениями новых технологий недовольны водители, это явный показатель махинаций или воровства с их стороны.

Уведомить персонал об установке системы слежения и контроля можно несколькими способами:

  • Если уже имеются конкретные нарушители или подозреваемые в махинациях сотрудники, установка оборудования на авто проводится скрытно. По истечении пары недель проводится анализ данных, по их итогам составляют отчёты.
  • Об установке системы мониторинга осведомляют весь персонал, проводят ликбез о ее работе, проводят обучение технике безопасности. Очень важно уведомить сотрудников о том, что нововведение ни в коем случае не вторгается в личное пространство работника, а предназначено исключительно для регулировки рабочих процессов служебного транспорта. Для внедрения новых технологий как можно быстрее вы можете, к примеру, выдавать премию водителям с самым эффективным расходом горючего.

Как показывает практика, на хищение топлива приходится 15-30 % нецелевых затрат, при этом лишний пробег вызывает увеличение износа техники, отсюда – лишние расходы на его ремонт и техобслуживание.

Благодаря использованию спутниковых систем мониторинга транспорта можно создать автоматизированный контроль рабочих процессов, при этом минимизировать нецелевые затраты. Сервисы ГЛОНАСС и GPS дают возможность быть в курсе того, где находится объект в данный момент, контролировать уровень топлива, износ транспорта и т. п. Вы можете систематизировать полученные характеристики и вовремя принять нужные меры.

В июне в России стартовали продажи обновленного кроссовера CR-V с двухлитровым бензиновым мотором мощностью 150 л.с., агрегатированным 6-ступенчатой «механикой» или 5-ступенчатым «автоматом», но уже тогда было обещано, что вскоре привезут и версию с более мощным силовым агрегатом. Сегодня российским покупателям предложили рестайлинговый CR-V с новым бензиновым двигателем объемом 2,4 литра и мощностью 188 л.с., работающим в паре с вариатором.

У автомобиля с мотором 2.4 разгон до 100 км/ч занимает 10 секунд (в дорестайлинговой версии — 10,7 с.). Версия с таким двигателем и полным приводом доступна в комплектациях Elegance, Sport, Executive и Premium.

Honda CR-V 2.4_4

Комплектация Sport оснащена уже 2-зонным климат-контролем, датчиками света и дождя, камерой заднего вида, Hands Free с технологией Bluetooth, мультимедийной системой на ОС Android, HDMI-разъемом, противотуманными фарами, рейлингами на крыше и имеет тонировку задних стекол. Такой автомобиль обойдется в 1 929 900 рублей (до 31 августа из этой суммы можно вычесть 100 тыс. руб.).

Начиная с Executive автомобиль получает бесключевой доступ в салон, кожаную обивку сидений, автокорректировку зеркал при движении задним ходом, электропривод сиденья водителя с функцией памяти положений, передними и задними датчиками парковки и сабвуфером. Стоит автомобиль 2 049 900 рублей, a до 31 августа его предложат за 1 949 900.

Версия Premium дополнена люком с электроприводом, навигацией HDD с системой мониторинга трафика и электроприводом двери багажника. До 31 августа его отдадут за 2 049 900 рублей, позже он обойдется на 100 тыс. дороже.

Напомним, обновленный СR-V получил несущественные внешние изменения — новую оптику, измененный передний бампер и решетку радиатора. Специально для российского рынка модель получила увеличенный клиренс 182,4 мм (ранее — 170 мм) и обогрев лобового стекла в зоне покоя стеклоочистителей. Улучшена также шумоизоляция салона. Цены на 2,0-литровую версию можно посмотреть здесь.

В посте собран перечень 20 лучших бесплатных инструментов разбивки, диагностики, шифрования, восстановления, клонирования, форматирования дисков. Вообщем практически все что нужно для базовой работы с ними.

1. TestDisk

TestDisk позволяет восстанавливать загрузочные разделы, удаленные разделы, фиксировать поврежденные таблицы разделов и восстанавливать данные, а также создавать копии файлов с удаленных/недоступных разделов.


Примечание: PhotoRec ето связанное с TestDisk приложением. С его помощью возможно восстановить данные в памяти цифровой камеры на жестких дисках и компакт-дисках. Кроме того можно восстановить основные форматы изображений, аудиофайлы, текстовые документы, HTML-файлы и различные архивы.


При запуске TestDisk предоставляется список разделов жесткого диска, с которыми можно работать. Выбор доступных действий, осуществляемых в разделах, включает: анализ для корректировки структуры (и последующее восстановление, в случае обнаружения проблемы); изменение дисковой геометрии; удаление всех данных в таблице разделов; восстановление загрузочного раздела; перечисление и копирование файлов; восстановление удаленных файлов; создание снапшота раздела.

2. EaseUS Partition Master

EaseUS Partition Master — инструмент для работы с разделами жесткого диска. Он позволяет создавать, перемещать, объединять, разделять, форматировать, изменяя их размер и расположение без потери данных. Также помогает восстанавливать удаленные или потерянные данные, проверять разделы, перемещать ОС на другой HDD/SSD и т.д.


Слева представлен перечень операций, которые можно выполнить с выбранным разделом.

3. WinDirStat

Бесплатная программа WinDirStat проводит анализ использованного места на диске. Демонстрирует, как данные распределяются и какие из них занимают больше места.

Клик по полю в диаграмме выведет на экран рассматриваемый файл в структурном виде.


После загрузки WinDirStat и выбора дисков для анализа, программа сканирует дерево каталога и предоставляет статистику в таких вариантах: список каталогов; карта каталогов; список расширений.

4. Clonezilla

Clonezilla создает образ диска с инструментом клонирования, который также упакован с Parted Magic и первоначально доступен, как автономный инструмент. Представлен в двух версиях: Clonezilla Live и Clonezilla SE (Server Edition).


Clonezilla Live является загрузочным дистрибутивом Linux, позволяющим клонировать отдельные устройства.
Clonezilla SE — это пакет, который устанавливается на дистрибутиве Linux. Он используется для одновременного клонирования множества компьютеров по сети.

5. OSFMount

Использование данной утилиты дает возможность монтировать ранее сделанные образы дисков и представлять их в виде виртуальных приводов, непосредственно просмотривая сами данные. OSFMount поддерживает файлы образов, такие как: DD, ISO, BIN, IMG, DD, 00n, NRG, SDI, AFF, AFM, AFD и VMDK.


Дополнительная функция OSFMount — создание RAM-дисков, находящихся в оперативной памяти компьютера, что существенно ускоряет работу с ними. Для запуска процесса нужно перейти в File > Mount new virtual disk.

6. Defraggler

Defraggler — бесплатная программа для дефрагментации жесткого диска, которая способствует увеличению его скорости и срока службы. Особенностью программы является возможность дефрагментации также и отдельных файлов.


Поддерживает файловые системы NTFS, FAT32 и exFAT.

7. SSDLife

SSDLife — проводит диагностику твердотельного диска, выводит на экран информацию о его состоянии и оценивает предполагаемый срок службы. Поддерживает удаленный мониторинг, управляет уровнем производительности на некоторых моделях жестких дисков.


Благодаря контролю износа SSD можно повысить уровень безопасности данных, вовремя выявлять проблемы. На основе анализа программа делает вывод насколько часто используется твердотельный диск.

8. Darik’s Boot And Nuke (DBAN)

Довольно популярная бесплатная утилита DBAN, применяется для очистки жестких дисков.


В DBAN два основных режима: интерактивный (interactive mode) и автоматический (аutomatic mode). Интерактивный режим позволяет подготовить диск к удалнию данных и выбирать необходимые опции стирания. Автоматический режим очищает все обнаруженные диски.

9. HD Tune

Утилита HD Tune предназначена для работы с жестким диском и SSD. Измеряет уровень чтения-записи HDD/SSD, сканирует ошибки, проверяет состояние диска и выводит на экран информацию о нем.


При запуске приложения, нужно выбрать диск из выпадающего списка и перейти к надлежащей вкладке, чтобы просмотреть информацию.

10. VeraCrypt

VeraCrypt — бесплатное приложение для шифрования с открытым исходным кодом. Используется шифрование на лету.


Проект VeraCrypt создался на основе TrueCrypt с целью усиления методов защиты ключей шифрования.

11. CrystalDiskInfo

CrystalDiskInfo отображает состояние жестких дисков, поддерживающих технологию S.M.A.R.T. Утилита проводит мониторинг, оценивает общее состояние и отображает детальную информацию о жестких дисках (версия прошивки, серийный номер, стандарт, интерфейс, общее время работы и т. д.). У CrystalDiskInfo есть поддержка внешних жестких дисков.


В верхней панели на экране отображаются все активные жесткие диски. Щелчок по каждому из них показывает информацию. Иконки Health Status и Temperature меняют цвет в зависимости от значения.

12. Recuva

Утилита Recuva служит для восстановления случайно удаленных или потерянных файлов. Она сканирует нужный носитель информации, после чего выводит на экран список удаленных файлов. Каждый файл имеет свои параметры (имя, тип, путь, вероятность восстановления, состояние).


Необходимые файлы определяются с помощью функции предпросмотра и отмечаются флажками. Результат поиска можно отсортировать по типу (графика, музыка, документы, видео, архивы) и сразу просмотреть содержимое.

13. TreeSize

Программа TreeSize показывает дерево находящихся на жестком диске директорий с предоставлением информации об их размерах, а также проводит анализ использования дискового пространства.


Размеры папок выводятся на экран от самых больших до самых маленьких. Таким образом становится понятно, какие папки занимают большую часть места.

Примечание: При наличии Defraggler, Recuva и TreeSize, можно инициировать функции Defraggler и Recuva для определенной папки непосредственно из TreeSize — все три приложения эффективно интегрируются.

14. HDDScan

HDDScan — утилита диагностики жесткого диска, используется для тестирования накопителей информации (HDD, RAID, Flash) с целью выявления ошибок. Просматривает S.M.A.R.T. атрибуты, выводит показания датчиков температуры жестких дисков в панель задач и выполняет сравнительный тест чтения-записи.


HDDScan предназначена для тестирования накопителей SATA, IDE, SCSI, USB, FifeWire (IEEE 1394).

15. Disk2vhd

Бесплатная утилита Disk2vhd преобразует действующую физический диск в виртуальный Virtual Hard Disk (VHD) для платформы Microsoft Hyper-V. Причем, VHD-образ можно создавать прямо с запущенной операционной системы.


Disk2vhd создает один VHD-файл для каждого диска с избранными томами, сохраняя информацию о разделах диска и копируя только те данные, которые относятся к выбранному тому.

16. NTFSWalker

Портативная утилита NTFSWalker позволяет проводить анализ всех записей (включая и удаленные данные) в главной файловой таблице MFT диска NTFS.


Наличие собственных драйверов NTFS дает возможность просматривать файловую структуру без помощи Windows на любых носителях чтения компьютера. К просмотру доступны удаленные файлы, обычные файлы, а также подробные атрибуты для каждого файла.

17. GParted

GParted — редактор дисковых разделов с открытым исходным кодом. Осуществляет эффективное и безопасное управление разделами (создание, удаление, изменение размера, перемещение, копирование, проверка) без потери данных.


GParted позволяет создавать таблицы разделов (MS-DOS или GPT), включать, отключать и изменять атрибуты, выравнивать разделы, восстанавливать данные с поврежденных разделов и многое другое.

18. SpeedFan

Компьютерная программа SpeedFan следит за показателями датчиков материнской платы, видеокарты и жёстких дисков, с возможностью регулирования скорости вращения установленных вентиляторов. Есть возможность проводить автоматическую и ручную регулировку.


SpeedFan работает с жесткими дисками с интерфейсом SATA, EIDE и SCSI.

19. MyDefrag

MyDefrag — бесплатный дисковой дефрагментатор, который используется для упорядочивания данных, размещенных на жестких дисках, дискетах, дисках USB и картах памяти.


У программы есть удобная функция работы в режиме скринсейвера, в результате чего дефрагментация будет производится во время, назначенное для запуска хранителя экрана. MyDefrag также позволяет создавать или настраивать собственные сценарии.

20. DiskCryptor

С помощью шифровальной программы DiskCryptor с открытым исходным кодом, можно полностью зашифровать диск (все дисковые разделы, включая системный).


У DiskCryptor довольно высокая производительность — это один из самых быстрых драйверов шифрования дисковых томов. Программа поддерживает FAT12, FAT16, FAT32, NTFS и exFAT файловые системы, позволяя шифровать внутренние или внешние диски.

Надежность жестких и SSD-дисков далека от идеала — рано или поздно они выходят из строя, что может повлечь за собой серьезные проблемы, вплоть до полной потери хранящихся на них данных. Конечно, в большинстве случаев информацию (полностью или частично) на внешне «мертвых» жестких дисках можно восстановить, но придется обращаться к профессионалам (так как необходимо специальное оборудование и соответствующая техническая подготовка), да и обойдется решение данной проблемы в весьма круглую сумму. Поэтому лучше попытаться предупредить возникновение подобных ситуаций.

В этом плане самым надежным является регулярное резервное копирование информации. Однако даже при скрупулезном подходе к задаче резервирования можно не успеть скопировать важную информацию, ведь выход диска из строя «по закону подлости» всегда происходит неожиданно. Вместе с тем избежать опасности потери данных можно, если контролировать состояние жесткого диска с помощью специализированной утилиты S.M.A.R.T.-мониторинга. Несколько подобных программ мы и рассмотрим в данной статье.

В двух словах о S.M.A.R.T.-мониторинге

Сегодня все современные HDD-диски и даже твердотельные накопители (SSD) поддерживают технологию самодиагностики дисков — S.M.A.R.T. (Self-Monitoring Analysis and Reporting Technolodgy), которая была специально разработана для своевременного выявления грядущего выхода накопителя из строя. В основу этой технологии положен непрерывный мониторинг показаний специальных сенсоров. Данные сенсоры отображают текущие значения S.M.A.R.T.-параметров, каждый из которых показывает состояние определенной жизненно важной части жесткого диска (количество ошибок чтения или записи, температуру, время работы диска, производительность, скорость поиска информации и т.п.). Значения параметров при нормальной работе диска могут варьироваться в тех или иных интервалах. При этом для любого параметра производителем определено некое пороговое значение — минимальное безопасное значение, которое не может быть превышено при нормальных условиях эксплуатации.

Утилиты S.M.A.R.T.-мониторинга регулярно сканируют жесткие диски, извлекают S.M.A.R.T.-информацию с сенсоров и термодатчиков (датчиков температуры, которыми оснащены все современные жесткие диски), анализируют ее и следят за изменением состояния всех атрибутов. При выявлении критических изменений, которые указывают на существенное падение надежности диска, программы информируют пользователя о том, что хранение данных на жестком диске стало небезопасным. По уверениям ряда разработчиков, это происходит не позднее, чем за день-два до выхода из строя винчестера, что обеспечивает пользователю некоторый резерв времени, за который можно успеть сделать копии всей информации, а может быть, даже заменить жесткий диск. Стоит заметить при этом, что все утилиты S.M.A.R.T.-мониторинга работают в фоновом режиме, требуют минимума аппаратных ресурсов, и потому их функционирование для пользователя будет совершено необременительным и ни в коей мере не помешает основному рабочему процессу.

К сожалению, применение таких мониторинговых утилит не является панацеей, поскольку они не всегда могут предсказать выход накопителя из строя. Причина такого положения дел кроется в том, что жесткие диски состоят из электронных и механических компонентов. Износ механических частей происходит постепенно, и это процесс контролируемый, благодаря чему утилиты, как правило, удачно прогнозируют выход диска из строя по вине «механики». Выход из строя электронных компонентов чаще всего случается совершенно неожиданно и потому практически непредсказуем. Однако, согласно статистике компании Seagate, около 60% выходов жестких дисков из строя происходит по вине механических компонентов диска. Это значит, что игнорировать систему S.M.A.R.T.-диагностики дисков ни в коем случае не следует.

Программы S.M.A.R.T.-мониторинга дисков

На рынке представлено достаточно большое количество утилит, которые обеспечивают мониторинг дисков путем контроля параметров S.M.A.R.T. и температуры. Некоторые утилиты ограничиваются их считыванием и отображением, другие интерпретируют полученные значения и выдают собственный вердикт о состоянии диска в виде некого условного процента его здоровья, иногда — еще и с рекомендациями пользователю о том, что следует предпринять в той или иной ситуации.

Все известные программы S.M.A.R.T.-мониторинга, как правило, без проблем распознают и сканируют внутренние жесткие диски. С внешними накопителями дело обстоит сложнее — полноценно работать с такими устройствами могут далеко не все утилиты (даже при официально заявленной разработчиком поддержке такого типа дисков) — см. таблицу. Более того, большинство разработчиков вообще умалчивает о том, какие конкретно внешние накопители в их детищах (в том числе платных) поддерживаются. Кроме того, даже при условии распознавания выбранной утилитой конкретного внешнего накопителя совсем не факт, что программа сможет определить состояние «здоровья» диска, поскольку не все контроллеры жестких USB-дисков поддерживают команды S.M.A.R.T. Что касается SSD-накопителей, то их распознавание вкупе с диагностикой, как правило, особых проблем не вызывает — правда, при условии, что в понравившейся утилите реализована поддержка твердотельных накопителей.

Hard Disk Sentinel 4.0

Размер дистрибутива: 12,3 Мбайт

Работа под управлением: Windows (все версии)

Цена: Standard — 23 долл.; Professional — 35 долл.

Hard Disk Sentinel — признанное решение для S.M.A.R.T.-мониторинга состояния жестких дисков (внутренних и внешних) и твердотельных накопителей. Программа представлена в нескольких коммерческих редакциях; для широкого круга пользователей интерес представляют базовая редакция Standard и расширенная Professional, а также портативная редакция Portable для ноутбуков. Главное отличие профессиональной редакции от редакции Standard — наличие функционала для резервирования данных (периодически либо в случае выявления проблем с диском). Кроме того, имеется бесплатная редакция для DOS, которая позволяет контролировать температуру и атрибуты S.M.A.R.T. жестких дисков IDE/SATA, подключенных напрямую или через внешние контроллеры.

Программа следит за атрибутами S.M.A.R.T. и температурой, сканируя жесткие диски в автоматическом режиме через указанное количество минут и по требованию, и отображает на вкладке «Обзор» уровень производительности и «здоровья» выбранного диска с описанием его текущего состояния и перечислением возникавших за время работы проблем (рис. 1). Дополнительно на этой вкладке показываются общее время работы диска и приблизительная оценка оставшегося времени его жизни, а также температуры всех контролируемых дисков, их емкость и количество свободного пространства. О температурах можно получить и более подробную информацию (вкладка «Температура»), например посмотреть динамику изменения средних и максимальных температур. Кроме того, краткий вердикт о состоянии диска отображается в системном трее (рис. 2) и на иконках дисков в проводнике.

Рисунок

Рис. 1. Обзор дисков в Hard Disk Sentinel

Рисунок

Рис. 2. Краткая информация
о состоянии диска в трее
(Hard Disk Sentinel)

Рисунок

Рис. 3. Мониторинг S.M.A.R.T.-параметров в Hard Disk Sentinel

Дополнительно утилита показывает подробную информацию о жестких дисках (производитель, модель, серийный номер и т.д.) и измеряет скорость передачи данных в реальном времени. Кроме того, она может применяться для тестирования диска на работоспособность (тест подвода головки диска, тест дисковой поверхности и др.).

Hard Drive Inspector 3.96

Размер дистрибутива: 2,64 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2000/XP/2003 Server/Vista

Hard Drive Inspector — удобное решение для S.M.A.R.T.-мониторинга внешних и внутренних жестких дисков, а также SSD. Программа представлена в нескольких редакциях: редакция Professional позиционируется в качестве инструмента контроля жестких дисков, а для работы с твердотельными накопителями предназначена редакция SSD. В программе поддерживается два рабочих режима — упрощенный и расширенный. В упрощенном режиме, который ориентирован на новичков, отображается только самая важная информация о текущем состоянии дисков. Расширенный режим обеспечивает доступ к широкому перечню технических данных, проанализировав которые профессионалы смогут получить более детальное представление о состоянии дисков.

Рисунок

Рис. 4. Базовая информация о текущем состоянии диска в Hard Drive Inspector

Рисунок

Рис. 5. S.M.A.R.T.-атрибуты «подробно» в Hard Drive Inspector

Помимо этого утилита может применяться для автоматического управления шумом, производимым жесткими дисками (позволяет снизить уровень шума за счет небольшого падения производительности), и улучшенного управления питанием (обеспечивает сокращение энергопотребления жесткого диска — тоже за счет некоторого падения производительности).

Active SMART 2.92

Разработчик: Ariolic Software, Ltd

Размер дистрибутива: 5,12 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2000/XP/Server 2003/Server 2008/Vista/7

Цена: 24,95 долл., для российских пользователей — 650 руб.

Рисунок

Рис. 6. Сводная информация о состоянии диска в Active SMART

Рисунок

Рис. 7. Значения S.M.A.R.T.-атрибутов
с графиком изменения выбранного атрибута (Active SMART)

Дополнительно программа предоставляет общую информацию о винчестере (модель, емкость, серийный номер, список всех доступных дисковых разделов с указанием оставшегося свободного места на каждом из них, поддерживаемые и включенные дисковые режимы передачи и др.) и позволяет выяснить, какими типами данных заполнен диск.

HDDlife 4.0

Разработчик: BinarySense, Ltd

Размер дистрибутива: 6,68 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2K/XP/2003/Vista/7

Цена: HDDLife — бесплатно; HDDLife Pro — 20 евро (для российских пользователей — 300 руб.)

Рисунок

Рис. 8. Вердикт о состоянии «здоровья» диска,
выданный HDDlife Pro

Дополнительно утилита отображает уровень производительности жесткого диска, а также показывает данные о рабочей температуре устройства, его емкости, объеме свободного пространства и отработанном диском времени.

CrystalDiskInfo 4.3.0

Размер дистрибутива: 1,42 Мбайт

Работа под управлением: Windows 2000/XP/2003/Vista/2008/7

CrystalDiskInfo — простой инструмент для S.M.A.R.T.-мониторинга состояния жестких дисков (включая многие внешние HDD) и твердотельных накопителей. Программа отличается компактным дистрибутивом, бесплатна и обладает всем необходимым функционалом для организации контроля дисков.

Сканирование дисков производится автоматически через указанное число минут либо по требованию. Температуры контролируемых устройств отображаются в области уведомлений (требуется включение соответствующей опции), а детальная информация об установленных в компьютере накопителях, включая значения базовых S.M.A.R.T.-параметров, температуру и вердикт программы о состоянии устройств, — в главном окне утилиты (рис. 9). Кроме того, на графике можно увидеть, как изменялись те или иные значения параметров с течением времени. Для некоторых параметров предусмотрен функционал по настройке пороговых значений и отправке уведомлений по электронной почте в случае превышения параметром установленного порога.

Рисунок

Рис. 9. Мониторинг дисков в CrystalDiskInfo

Дополнительно в программу включен инструментарий для автоматического управления шумоподавлением дисков (AAM) и расширенного управления питанием (APM).

Acronis Drive Monitor 1.0

Размер дистрибутива: 18 Мбайт

Работа под управлением: Windows XP(SP2+)/Vista/7/2003(SP2)/Server 2008

Acronis Drive Monitor — утилита для контроля «состояния здоровья» и температур жестких дисков (включая внешние накопители) и SSD через систему самодиагностики S.M.A.R.T. Программа бесплатна, обладает минимальным функционалом для организации мониторинга дисков и способна интегрироваться с продуктами резервного копирования компании Acronis, но отличается очень громоздким дистрибутивом и не имеет русскоязычной локализации.

Рисунок

Рис. 10. Результирующая информация о дисках в Acronis Drive Monitor

Заключение

О предстоящем выходе из строя жесткого диска или твердотельного накопителя любому пользователю хочется знать заранее. Это вполне реально, если доверить мониторинг данных устройств одной из рассмотренных в статье утилит, что позволит заблаговременно получить информацию о возможном сбое диска и предоставит некоторый лимит времени на то, чтобы предупредить потерю данных. Какую из утилит выбрать — дело вкуса, однако, на наш взгляд, из бесплатных решений заметно выделяется программа CrystalDiskInfo, а среди рассмотренных коммерческих инструментов наиболее впечатляет Hard Disk Sentinel.

Другие идентичные названия опции: HDD SMART Capability, Hard Disk SMART.

Параметр - HDD SMART Monitoring

Функция HDD SMART monitoring (S.M.A.R.T.-мониторинг жесткого диска) используется для включения технологии S.M.A.R.T., позволяющей пользователю осуществлять диагностику и мониторинг состояния жесткого диска при помощи прикладных программ. Опция может принимать два значения – Enabled (Включено) или Disabled (Выключено). Во многих BIOS данная опция также имеет название HDD S.M.A.R.T. Capability.

Принцип работы

S.M.A.R.T – это технология, предназначенная для контроля состояния жестких дисков персонального компьютера. Технология была разработана в середине 1990-x гг. и в настоящее время поддерживается большинством жестких дисков, а также материнских плат. Ее возможности включают быстрый поиск ошибок на диске и их исправление. Помимо локальных дисков технология S.M.A.R.T может использоваться также и для сетевых накопителей.

Суть этой технологии состоит в том, что время от времени контроллер жесткого диска отсылает системе ряд данных, по которым можно судить о текущих параметрах и характеристиках накопителя и его отдельных узлов. К таким данным относятся, в частности, сведения о степени износа отдельных элементов накопителя и о состоянии поверхности магнитных дисков, на которых хранится информация.

Система S.M.A.R.T., как правило, не предполагает автономного мониторинга накопителей вне рамок какой-либо операционной системы. Для функционирования S.M.A.R.T. в операционной системе требуются два основных элемента – наличие в контроллере накопителя служебного ПО, собирающего информацию о накопителе, и наличие в самой ОС специализированных программ для получения данной информации.

Стоит ли включать опцию?

Если вы хотите использовать преимущества технологии S.M.A.R.T., в частности, пользоваться прикладными программами для мониторинга жестких дисков, то вам, естественно, необходимо включить данную опцию в вашем BIOS.

Однако существует ряд причин, по которым использование данной технологии могло бы быть нежелательным. Например, в том случае, если вы используете сетевые диски, то информация, посылаемая по сети системой S.M.A.R.T., может иногда приводить к перезагрузке системы. Если вы сталкиваетесь с такого рода проблемами, то опцию HDD SMART monitoring лучше всего отключить.

Функция S.M.A.R.T. является важной для большинства пользователей, однако, стоит помнить, что само по себе включение опции не является гарантией того, что система будет автоматически отслеживать состояние ваших жестких дисков. Для того, чтобы проводить мониторинг жестких дисков в операционной системе, необходимо использовать специальное программное обеспечение – программы для S.M.A.R.T.-мониторинга. Как правило, эти программы работают в фоновом режиме и получают информацию от жестких дисков в режиме реального времени.

Следует помнить, однако, что опция HDD SMART monitoring занимает какую-то часть системных ресурсов, поскольку при ее использовании система постоянно принимает пакеты данных от контроллера жесткого диска, что нагружает память и процессор. То же самое можно сказать и о программах мониторинга. Поэтому не во всех случаях процесс мониторинга при помощи S.M.A.R.T. может быть оправдан, тем более, что большинство современных жестких дисков обладает сравнительно высокой надежностью. К тому же, несмотря на то, что технология S.M.A.R.T. способна заблаговременно отслеживать ряд критических ситуаций с жесткими дисками и некоторые их предаварийные состояния, тем не менее, она не всегда способна предсказать заранее неожиданный выход накопителя из строя.

Таким образом, использование программ S.M.A.R.T. – мониторинга не является панацеей от негативных последствий, которые несет в себе выход жесткого диска из строя и не заменит процедуры резервного копирования важных данных.

Применение опции HDD SMART monitoring, а также использование мониторинговых утилит может быть полезным, но оно может быть оправдано, как правило, лишь в случае применения ненадежных жестких дисков, или тех на которых хранится чрезвычайно важная информация. Следовательно, если вы не используете утилиты для мониторинга жестких дисков, то вы можете смело выключить данную опцию, чтобы избежать ненужного расходования системных ресурсов.

Читайте также: