Нужен ли курьеру qr код

Обновлено: 06.07.2024

Пионером системы введения QR-кодов в транспорте стал Дальний Восток. 3 ноября стало известно, что с 1 декабря в Хабаровском крае будут проверять QR-коды при покупке билетов на самолет и на входе в аэропорт. Бумажные сертификаты о прививке или перенесенном заболевании с QR-кодом начали выдавать в МФЦ региона, скоро к этой практике присоединятся учреждения социальной защиты.

4 ноября похожую меру объявили на Камчатке: там код потребуется с 23 ноября для внутренних перелетов и поездок на междугородних автобусах.

Планируют ввести проверку QR-кодов при покупке билетов в поезда и самолеты в Омске — эту инициативу сейчас обсуждают местные депутаты.

Но самые радикальные меры приняли в Татарстане: 6 ноября глава республики заявил, что с 22 ноября QR-коды будут проверять во всем общественном транспорте, включая межмуниципальный . Минтранс региона разъяснил новые правила: ответственность ложится на перевозчиков, они могут получить субсидии на приобретение техники для проверки. Ее будет проводить кондуктор уже в салоне перед продажей билета. Если кода не окажется, нарушителю придется выйти. В нерегулярном порядке коды будут проверять «уполномоченные органы», людям без них грозит штраф: для физических лиц его сумма составляет до 30 тысяч рублей, для юридических — до 300 тысяч. Правило не распространяется на поездки между регионами, такси и пригородные электрички. Льготные транспортные карты у лиц старше 60 лет, не прошедших вакцинацию, не переболевших коронавирусом и не имеющих медотвода, будут заблокированы.

Как отреагировали жители Татарстана?

Незадолго до вступления в силу новых правил появилось сообщество «Довези друга. Казань» в телеграме. В его описании сказано: «Сообщество помощи друг другу кому нужно доехать до работы по Казани и в близлежащие пункты, кто пользовался для этого общественным транспортом, но кому станет проблематично. И для тех, кто готов подвезти друга!» (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.) В сообществе уже больше 9 000 участников, многие ищут (и находят) попутчиков со схожими маршрутами от дома до работы на каждый день.

Обновление: за первую половину дня 22 ноября в Казани выгнали из общественного транспорта за отсутствие QR-кодов 1,5 тысячи человек. Один мужчина отказался выходить и вызвал полицию: из‑за этого был нарушен график движения двух на двух трамвайных маршрутах. Произошло несколько потасовок между кондукторами и пассажирами.

Теперь QR-коды в общественном транспорте введут по всей стране?

12 ноября правительство внесло в Госдуму два законопроекта о QR-кодах по всей России. Ожидается, что окончательное решение по их поводу примут уже в декабре. В документе говорится о необходимости предъявлять доказательство вакцинации при посещении массовых мероприятий, культурных учреждений, объектов общественного питания и розничной торговли, а также в поездах и самолетах, осуществляющих междугородние и международные перевозки. Общественный транспорт в нем не упоминается .

17 ноября глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании комитета Госдумы РФ по охране здоровья сказала, что вопрос о введении QR-кодов в общественном транспорте в правительстве пока не поднимался. На данный момент регионы сами решают, прибегать к этой мере или нет. Ни московские, ни петербургские власти о намерении ввести ее не говорили .

А в самолетах и поездах код точно будет нужен?

Этого касается целиком второй законопроект, его представил министр транспорта Виталий Савельев. Если его примут, россиянам придется предъявлять QR-коды для перемещения на самолетах, поездах и междугородних автобусах — возможно, уже на стадии покупки билетов. Дата, с которой заработает система, в законопроекте не прописана, определять ее будет правительство. Срок действия правила закончится 1 июля 2022 года. Замглавы Минтранса Богданов считает, что для воздушных перелетов QR-коды могут стать обязательными уже в феврале следующего года .

Как это будет устроено?

При вылете в страны, требующие подтверждения вакцинации, сотрудники аэропортов проверяют коды уже сейчас. Так что для них эта система не станет новой. «И РЖД, и «Аэрофлот» — общероссийские структуры. Если и когда они вводят такую норму, то она становится всеобщей. Это уже не уровень компетенции регионов», — прокомментировала законопроект политолог Екатерина Шульман. — Введение QR-кодов на транспорте вполне реализуемо: сейчас вожатый на перроне стоит и проверяет по паспорту наличие билета, а будет еще проверять и QR-код».

При этом представители сервисов продажи билетов высказывают опасения. Директор по развитию «Суперкассы» Дмитрий Дроевский рассказал, что никто не знает, как проверять QR-коды при покупке онлайн. «Если потребуется подключиться к Госуслугам по API, то подготовка протокола, документации и сам процесс затянется настолько, что самолеты встанут как в апреле 2020-го. Сейчас при продаже билетов есть понятные границы ответственности: агентство продает билеты и оказывает по ним сервис, а авиакомпания перевозит пассажира из точки в точку. Никто из этой цепочки не захочет брать ответственность за корректность и подлинность QR-кода», — объяснил он.

В РЖД рассказали, что проблем в новой системе не видят: «У нас уже давно посадка в поезд осуществляется только по паспорту. Те устройства, которыми у нас сейчас оборудованы поезда, находятся у проводника и в режиме онлайн готовы произвести любую проверку».

Как реагируют россияне?

Начиная с 30 октября в ряде регионов РФ были введены ограничения на посещение ТРК без QR-кодов. Курьеры такой код редко имеют, что не позволяет им заказ забрать.

Ответ поддержки обычно звучит так — «Ну подождите, у другого курьера, возможно, будет QR-код».

В итоге имеем недовольных клиентов, зависшие и отменённые заказы, бездействие со стороны Яндекс Еды и наше непонимание происходящего, как партнёра сервиса.

Мы предоставляем только информационные услуги, а все эти ваши курьеры от лукавого.

ну так реально курьеры вроде у другого юрика по партнерскому соглашению с Яндексом)

В марте 2021 года с «Яндекс.Такси» подписало контракт на 500 тыс. рублей на услуги по перевозке пассажиров и багажа ГКУ «Представительство Амурской области при президенте РФ и правительстве РФ».
Информационные услуги - говорили они, у нас нет собственного таксопарка - утверждали они.

Нужно пересматривать дела ранее не в пользу граждан и таксистов). По новым обстоятелоьствам)

Мы вообще ни у кого. Самозанятые. Яндекс просто присылает нам уведомление, что там-то можно забрать заказ и отнести его туда-то. В остальном его хата скраю :)

Я бы на вашем месте звонил клиентам и говорил: «Извините! Мы всё сделали для вас в лучшем виде, но вот от Яндекса пришёл курьер без QR, поэтому мы ждём следующего, пока ваша еда остывает. Ещё раз извините, что Яндекс так подвёл нас с вами, попробуйте обратиться к ним в поддержку, чтобы они рассмотрели вопрос компенсации за такую проблему со стороны их сервиса».
А то надоело уже, что Яндекс уже не знает, за что дополнительную комиссию списать, но при этом ни за что не отвечает.

У меня друг курьером работает, как раз говорили об этом недавно, он рассказывал, что если в тц не пускают, то выносит сам ресторан, ещё есть вариант, что курьер проходит через служебку и забирает заказ, ну а если без вариков, то заказ тупо отменяют.
Понятно, что надо прививаться, но также понятно, что многие всё ещё без вакцины. Не увольнять же теперь всех подряд.

Не увольнять, но отстранять, пока не появится код. Через служебку тоже должны работать правила. Очень странно, если в самом ТЦ работают люди без кодов.

И после этого что Еда что партнер получают вопросы от клиента. А курьер получает невыполненный заказ.

«Понимаем, почему была принята эта непопулярная мера»: первый день QR-кодов в маршрутках Казани

Фото: Максим Платонов

С сегодняшнего дня в Татарстане для проезда в общественном транспорте требуется предъявить QR-код о вакцинации от коронавируса или о перенесенном заболевании. Однако не все выполнили требования — по состоянию на 11.30 первого дня из троллейбусов и трамваев было высажено более 780 человек. В основном у людей не было QR-кодов, пассажиры также пытались пройти по справкам о первой сделанной прививке. Для всех создан ситуационный центр, в который можно обратиться с жалобой. О том, как утро у казанцев началось с QR-кодов на общественном транспорте, — в репортаже «Реального времени».

Пока не штрафуют, но высаживают

Сегодня утром в спальных районах Казани на 65 остановках общественного транспорта в сторону центра высадился десант контролеров из всех не задействованных на линиях сотрудников автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы городского Комитета по транспорту. Они отлавливали пассажиров без QR-кодов и высаживали их из салона. Вообще-то, по постановлению правительства за это гражданам грозит штраф от 1 до 30 тыс. рублей, но наложить его могут только представители полиции, Роспотребнадзора и Министерства транспорта РТ. На старте, видимо, решили обойтись без жестких мер.

7 утра, остановка «Энергоуниверситет». Автобусы останавливаются один за другим. Поскольку основная масса народа едет на работу к 9 часам, в салонах малолюдно, контролерам удобно проверять QR-коды, и это занимает немного времени. Люди молча предъявляют смартфоны и распечатки. У девушки на заднем сиденье QR-код есть, а маски — нет.


Поскольку основная масса народа едет на работу к 9 часам, в салонах малолюдно, контролерам удобно проверять QR-коды. Фото: Максим Платонов

А вот и первый высаженный. Андрей Исаев работает в филиале московской компании, сделал первый компонент прививки и был допущен к работе. Утверждает, что о нововведении не слышал и проверка для него стала неожиданностью.

— Никакого оповещения не было, ни СМС не пришло, ни по телевизору не объявили. И наше руководство об этом не известило. У меня есть справка о первой прививке, вторая будет 29-го числа. Но меня все равно высадили под угрозой штрафа. Мне нужно на проспект Победы, а оттуда — в поселок Столбище. Я уже опоздал, вахтовый автобус с проспекта Победы уходит в 7.15. То есть это потеря одного рабочего дня. Теперь думаю, что делать. Завтра, видимо, придется ехать на такси, — рассуждает он.

Те, у кого нет заветного кода, придумали новый способ передвижения — пересаживаются с одного автобуса на другой, пока не высадят. Один из таких — мужчина средних лет. Как он рассказал «Реальному времени», о вводимых ограничениях на общественном транспорте он узнал неделю назад и сразу сделал прививку. На данный момент у него есть справка из поликлиники о том, что он прошел первый этап вакцинации. Но наличие справки не аргумент для проверяющих.

— Я доехал досюда, и меня не пускают в автобус. Я как должен добираться до работы, на такси за 500 рублей? Это тысяча рублей в день. Послал видео начальнику. Будем думать, что делать дальше, — громко возмущается он.


Кондуктор проверяет коды при входе. На остановке образовалась очередь. Фото: Максим Платонов

«Мы все привиты, иначе на работу не пускают»

По мере приближения часа пик обстановка становится все напряженнее. В полных салонах трудно развернуться, поэтому основное бремя проведения проверки кодов ложится на кондукторов. Время простоя транспорта увеличивается. В подъехавшем автобусе 22-го маршрута кондуктор проверяет коды при входе. На остановке образовалась очередь.

— У меня есть QR-код. Но почему не допускают тех, кто сделал одну прививку? Они же вакцинировались, — говорит женщина с ребенком. Устав ждать, она вызывает такси и уезжает на нем.

В 7.40 случается апофеоз — из салона выбегает кондуктор и, увидев толпу журналистов и проверяющих, буквально кричит:

— Разве можно так издеваться над кондукторами! Проверять невозможно! Те, у кого нет QR-кода, грубят, наезжают на нас. Коды не показывают, говорят, что мы не имеем права их спрашивать. И высаживать не могу — люди не выходят. Мы не полицейские, пусть полиция заходит и проверяет. Мне мои нервы дороже.


Кондуктор признается, что не успевает одновременно и проверять коды, и обилечивать пассажиров. Фото: Максим Платонов

Кондуктора зовут Куршига. В разговоре с корреспондентом «Реального времени» она признается, что не успевает одновременно и проверять коды, и обилечивать пассажиров, ведь QR-код еще нужно открыть на смартфоне, сверить его. Некоторые вообще не в курсе, что это такое, и показывают проездные билеты или справки из поликлиники. «Объясняем, что не можем везти без кода, — не понимают», — жалуется она.

В набитый салон протискиваются проверяющие. Люди нервничают, кричат: «Давайте быстрее! Мы опаздываем!» и открыто выражают свое недовольство.

— Нужно по-другому ее [проверку] организовывать — на остановках хотя бы проверять. Мы все привиты, иначе на работу не пускают, — говорит интеллигентного вида женщина, стоящая у дверей.

— Вот у меня есть QR-код. У меня в 8 начинаются занятия, а мы тут сколько уже стоим, осталось 10 минут, а мне еще надо до улицы Гоголя доехать, — вторит ей другая.


Сергей Темляков рассказал, что вечером те же 65 бригад контролеров будут работать в обратном направлении — из центра на окраины. Фото: Максим Платонов

«99% пассажиров едут с QR-кодами»

Председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков рассказал, что вечером те же 65 бригад контролеров будут работать в обратном направлении — из центра на окраины. Система пока только апробируется.

— Работа организована так: в салоне автобуса QR-коды проверяет кондуктор, на остановках помогают сотрудники автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы Комитета по транспорту Казани. То есть на остановках может подойти сотрудник к тем, кто ждет, и попросить предъявить QR-код, потом он скажет кондуктору, что проверил QR-код, и, таким образом, пассажир сядет быстрее в автобус, и он быстрее поедет по маршруту. 99% пассажиров едут с QR-кодами, но есть несколько случаев, когда пассажиры скандалят. Если гражданин не выходит — автобус останавливается и вызывается наряд полиции. Такие случаи по городу есть, — пояснил Темляков.

Глава ассоциации подчеркивает, что решение о введении QR-кодов принимали президент и правительство Татарстана, а транспортники являются только исполнителями.

— Все мы понимаем, почему была принята эта непопулярная мера. Президент республики об этом говорил — это сложная ситуация с коронавирусной инфекцией. Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства. И есть штрафы. Если проверяющий сотрудник полиции или Роспотребнадзора выявит в салоне общественного транспорта пассажира без QR-кода либо с фальшивым или поддельным QR-кодом, то на пассажира будет наложен штраф до 30 тыс. рублей, а на перевозчика — до 500 тыс. рублей. Если таких пассажиров в салоне четверо — штраф будет уже 2 млн. Что делать перевозчикам, которые и так находятся в трудной финансовой ситуации? 2 млн на один автобус — неподъемный штраф, поэтому проще остановить автобус. Но мы надеемся на порядочность и отзывчивость пассажиров и просим с пониманием отнестись к данной ситуации.


Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока. Фото: Диана Жиленкова

Темляков рассказал, что пассажиры уже срывают злость на работниках АТП. Например, вчера кондуктору 43-го маршрута сломали нос, его госпитализировали на скорой. У одного из пассажиров тот выявил поддельную социальную карту, и мужчина напал на него с кулаками.

Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока:

— Уже сейчас видно, что стало меньше народа в автобусах. Мы видим, что пассажиры кто как пытаются добраться на работу. Например, была высажена женщина, которая одну остановку проехала, к ней кондуктор просто не успел подойти, но ее высадили проверяющие. Она пересела на другой автобус, видимо, так же доедет до следующей остановки, и ее там высадят. И так пассажиры, видимо, будут добираться.

В Казани на базе Комитета по транспорту создан ситуационный центр, в который пассажиры могут обращаться с жалобами и предложениями по улучшению организации проверок QR-кодов. Звонить можно на горячую линию 275-30-50 или писать на странице Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана в соцсети «ВКонтакте».

Сергей Темляков отметил, что в будущем для ускорения процесса будут работать два кондуктора, и заверил, что количество автобусов на маршрутах не снизится и выходить на линии общественный транспорт будет по расписанию. Кроме того, какие-то коррективы, возможно, примут по итогам первого дня работы по новым правилам.

Интересная деталь — руководитель Ассоциации АТП рассказал «Реальному времени», что некоторые кондукторы отказались пользоваться закупленными для них смартфонами и перешли на свои. Связано это с тем, что если на остановках QR-код фиксируется хорошо, то на линии на казенном оборудовании он не всегда считывается.

Напомним, техника была закуплена на бюджетные средства Министерством транспорта РТ. В субботу смартфоны раздали транспортным предприятиям.

Введение QR-кодов не ущемляет ничьих прав, но защищает здоровье миллионов граждан. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

"РГ" - Неделя" собрала главные вопросы о новом порядке, в том числе и те, ответы на которые должны появиться во время обсуждения изменений в законе.

Фото: Петр Ковалев/ ТАСС

В чем суть нововведений с QR-кодами?

Когда вступит в силу новый порядок?

Во многих регионах различные учреждения уже сейчас работают по принципу Covid free, вход в них возможен только с QR-кодом. Повсеместно требовать их начнут в ближайшее время, как только новые законы будут приняты.

При этом до 1 февраля 2022 года объявлен переходный период: наряду с QR-кодом можно будет предъявить отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. После 1 февраля и до 1 июня 2022 года - только QR-код, который содержит зашифрованную информацию о его владельце: если человек был привит, либо переболел COVID-19, либо имеет медотвод от вакцинации.

Сроки, когда без QR-кода нельзя будет купить билеты и сесть на междугородные или международные авиарейсы и поезда, станет известен позже. Минтранс, минцифры и другие ведомства должны синхронизировать электронные ресурсы по бронированию и продаже билетов с федеральным регистром вакцинированных.

Все ограничения вводятся только на взрослое население и не распространяются на детей и подростков до 18 лет.

А что будет с городским общественным транспортом - метро, автобусами, трамваями?

Автобусные перевозки между городами, а также внутригородской общественный транспорт в законопроектах не упоминается. Видимо, пока там сохранится ныне действующий порядок. Для международных поездок нужно предъявлять свежий (сделанный не ранее 72 часов) ПЦР-тест или QR-код.

Ограничения для внутригородских поездок должны установить региональные власти.

Как и где можно получить QR-код?

Сертификат о вакцинации действует год после второй прививки, сертификат о заболевании - полгода после его окончания, а QR-код, полученный при сдаче ПЦР-теста, действителен три дня.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Что делать, если человек переболел COVID-19, но не обращался в медучреждение, и поэтому его нет в регистре?

Этот вопрос обсуждается. В Чувашии, например, власти объявили, что будут выдавать временный сертификат таким переболевшим, если тестирование подтвердит у них высокий уровень антител к коронавирусу. Но утвержденных показателей, какой уровень можно считать "высоким", нет не только в России, но и в мире.

Как быть иностранцам, которые живут в России?

Для иностранцев будет действовать особый порядок: они и до, и после 1 февраля смогут предъявлять справку о свежем ПЦР-тесте вместо QR-кода при посещении общественных мест и на транспорте.

А зачем все это нужно? Это действительно поможет победить эпидемию?

Вице-премьер России Татьяна Голикова, объявляя о решении, объяснила, что главная цель: подтолкнуть людей к вакцинации, чтобы страна достигла целевого уровня в 80% имеющих иммунную защиту (то есть вакцинированных и переболевших). Только так можно замедлить распространение коронавируса и уменьшить количество тяжелых случаев и смертей. При этом она отметила, что в связи с приходом "дельта"-штамма эпидемиологи разных стран поднимают эту планку до 90% и даже 95%.

Эпидемиологи и вакцинологи также предупреждают: пока среди населения высока доля непривитых, создаются идеальные условия для появления дальнейших мутаций коронавируса, причем он будет эволюционировать в сторону большей агрессивности: увеличения заразности и ухода от иммунной защиты. Об этом, в частности, говорили специалисты на только что завершившейся конференции Futuremed. Привитые, как показал опыт последнего года, также могут выступать в качестве носителей коронавируса, и в их организмах будут выживать новые, более устойчивые штаммы, не поддающиеся вакцинной защите. При заражении непривитых людей этими штаммами велика вероятность более тяжелого течения заболевания.

В других странах применяют подобные меры?

Да, так называемые "зеленые паспорта" (Green pass) одним из первых ввел Израиль. И с сентября в этой стране его получают уже за ревакцинацию. Для остальных много ограничений. Предприятия отправляют работников без Green pass в неоплачиваемые отпуска. QR-коды, подтверждающие проведение прививки, введены во многих провинциях Канады, в ряде штатов США. Страны ЕС также используют Green pass - до недавнего времени в качестве пропуска в общественные места можно было также предъявлять ПЦР-тест, но сейчас все больше стран отменили бесплатное тестирование, и за выполнение теста приходится платить 60-80 евро. При этом вакцинацию все государства обеспечивают за счет своих бюджетов, для населения прививки бесплатны.

Читайте также: