Нужен ли усилитель для наушников для ноутбука

Обновлено: 04.07.2024

Стереосистема или домашний кинотеатр – все еще не самый распространенный «зверь» в нашей стране, особенно в эпоху небольших и недорогих беспроводных колонок. А вот свои наушники есть практически у каждого. Рано или поздно многие меломаны начинают глубже вслушиваться в музыку или звуковой ряд фильма, обращая внимание на мельчайшие детали. И портативное устройство (смартфон или ноутбук), конечно же, обладают большими ограничениями, узнав о которых, каждый столкнется с такой категорией электроники, как усилитель для наушников.

Более того, существует даже целая каста меломанов, которые принципиально предпочитают высококлассные наушники любым акустическим системам. И в этом есть определенная логика – практически полная минимизация постороннего звука, будь то топот соседей или шум дороги мегаполиса за окном. И ваша музыка никому не будет мешать – спит ребенок или просто кто-то в семье занят чем-то другим. Но и это не главное – звук с хорошим усилителем для наушников будет не так сильно отличаться от звучания стереосистемы, но со своей уникальной спецификой. Так чем же укомплектовать свой уголок эгоиста? Все детали с предысторией вы найдете в этой статье.

Фото 1.jpg


На фото классический пример использования усилителя для наушников с ЦАП (Klipsch Heritage Headphone Amp) в связке с ноутбуком и высококлассными наушниками (Klipsch Heritage HP-3)

Сразу в уши. Время первых усилителей

Прослушивание музыки через наушники возникло и развивалось практически одновременно и параллельно с прослушиванием через колонки. Также очень долгое время в Hi-Fi индустрии практически никто не задумывался о том, как сделать звучание через наушники максимально качественным. Усилители, стереоресиверы или другая воспроизводящая звук*+ техника имела на передних панелях гнездо, в которое включались наушники. Откуда, собственно, появлялся звуковой сигнал в этом гнезде для наушников, никто (или почти никто) из меломанов не задумывался.

Сигнал на этот разъем шел с выхода тех же усилителей мощности, которые работали на колонки - при установке штекера кабеля наушников в это гнездо колонки от выхода усилителя отсоединялись с помощью несложного механического размыкателя. Разумеется, уровень мощности, отдаваемый усилителем, был бы в данном случае слишком высоким – одно неловкое движение регулятором громкости и меломан рисковал остаться не только без наушников, но и без ушей. Поэтому уровень сигнала с выхода усилителя перед подачей на гнездо для подключения наушников понижали с помощью так называемого резистивного делителя. Это было простое решение, но на качество звука (если говорить о серьезном прослушивании музыки) оно влияло не лучшим образом. Тем не менее, пока наушники воспринимались как вспомогательный способ прослушивания музыки, а качество их звука было не слишком высоким, оно было вполне приемлемым.

Фото 2.jpg


На фото классический ламповый усилитель для акустики. Современный аналог, модель TAGA Harmony TTA-1000

Специальное усиление для наушников

С ростом качества звучания наушников и их популярности среди меломанов возникла задача создания для них специальных усилителей. Кроме небольшой мощности, безопасной для слуха, такие усилители должны были быть рассчитаны на работу со сравнительно высокоомной нагрузкой, которой обычно являются наушники. И, наконец, характер звучания этих усилителей должен был учитывать прямое (а не с расстояния в пару метров) попадания звука в уши меломана – шумы и искажения здесь были неприемлемы.

Фото 3s.jpg


На фотографии пример самого простого усилителя для наушников в качестве отдельного самостоятельного устройства. Современная модель Pro-Ject Head Box S2

Согласование наушников и усилителя

Пожалуй, единственным специфическим усилителем для наушников в настоящее время, практически не имеющим аналогов в классе усилителей для акустики, являются ламповые конструкции без использования выходных трансформаторов. Как мы уже знаем, в традиционных усилителях трансформатор нужен для согласования сравнительно высокого сопротивления выходной лампы (сотни Ом) с низким сопротивлением колонок (4 - 8 Ом). Для наушников, чье сопротивление может составлять 100 Ом и больше, необходимость в таком трансформаторе отпадает, особенно при использовании определенных схемных решений. Это существенно упростило создание ламповых усилителей для наушников, что привело к множеству подобных самодельных бестрансформаторных конструкций.

В целом же задача согласования усилителя с наушниками, импеданс которых в зависимости от конкретной модели может находится в очень широких пределах - от десятков до сотен Ом - является не такой уж простой инженерной задачей. Если низкоомным наушникам от усилителя нужно больше тока и меньше напряжения, то высокоомные нуждаются в высоком подаваемом напряжении при сравнительно скромном потребляемом токе. С этим, кстати, связано то обстоятельство, что наушники для портативной техники обычно имеют небольшой импеданс. Встроенный аккумулятор смартфона или портативного проигрывателя просто не способен обеспечить усилитель большим по величине напряжением питания, а значит и значительному напряжению на выходе там взяться неоткуда.

По этой причине высококлассные усилители для наушников обычно имеют специальные переключатели, с помощью которых можно оптимизировать их работу с наушниками с различным импедансом. Аппараты же без такого переключателя обычно имеют рекомендованный диапазон сопротивлений подключаемых наушников, который стоит учитывать. А зачастую разное качество (или характер) звука одного и того же усилителя при работе с двумя парами наушников зависит именно от различий их сопротивления. И, разумеется, как и в случае с акустикой, чем выше чувствительность наушников, тем меньшая подводимая мощность им требуется для получения по-настоящему сбалансированного и насыщенного звука.

Фото 4s.jpg


На фото высококлассный усилитель для наушников с ЦАП от компании Klipsch, модель Heritage Headphone Amp, где мы можем увидеть возможность гибкой настройки под наушники

Уникальность наушников и секреты усилителей

То, как мы слышим музыку через наушники, значительно отличается от прослушивания через колонки. Звук от пары АС, разнесенных в пространстве друг относительно друга и слушателя по правилам классического треугольника, формирует в комнате стереокартину, которая располагается перед нами. Равномерность этой картины (отсутствие провала в середине) возникает из-за того, что звук пары колонок частично смешивается между собой (разумеется, на качество звуковой сцены влияют и сама система, и мастерство звукорежиссера). При этом звук от правой колонки попадает в левое ухо с небольшой задержкой, и наоборот. Затем в работу включается психоакустика и наш мозг достраивает ту самую звуковую сцену.

В случае же использования наушников каждое ухо получается сигнал только одного стереоканала, изолированный от другого. Так возникает эффект «звук внутри головы», из-за которого многие меломаны недолюбливают прослушивание музыки в наушниках (и наоборот). Для борьбы с таким эффектом в схеме усилителей иногда используют частичное подмешивание сигналов между стереоканалами или их различную процессорную обработку. Однако в большинстве случаев, при использовании по-настоящему качественных наушников и усилителя, этот эффект очень быстро просто перестаешь замечать.

Фото 5s.jpg


На фото показан богатый внутренний мир высококлассных усилителей для наушников (модель Klipsch Heritage Headphone Amp)

Осторожно – высокое напряжение! Про «электростаты»

Существуют на рынке и совершенно особый тип наушников, нуждающийся в специфическом усилении. Это электростатические модели, звук в которых создает тонкая металлизированная мембрана, колеблющаяся в электрическом поле. Для работы такому излучателю, кроме входного сигнала, нужно высокое поляризующее напряжение величиной в несколько сотен вольт. Именно это напряжение и должен создавать усилитель для электростатов, кроме подачи на них собственно музыкального сигнала. Ввиду того, что характеристики электростатических наушников различны, они часто уже комплектуются соответствующим усилителем.

Аудио для эгоиста

Повышение качества звучания наушников и усилителей для них привело к существенному росту популярности слушать музыку именно таким образом. Зачастую меломаны вообще не ставят дома классические стереосистемы, ограничиваясь парой высококлассных наушников. Индустрия, разумеется, учла это обстоятельство, свои встроенные усилители для наушников получили самые различные устройства – от ЦАП до проигрывателей винила. Уровень качества подобных встроенных схем постоянно растет и зачастую они могут конкурировать с отдельными устройствами довольно высокого класса. Тем не менее, отдельный усилитель для наушников является наиболее гибким решением, который позволит слушать музыку с высоким качеством с различных источников, без необходимости размещения в комнате пары колонок.

Фото 6.jpg


На фото пример современного проигрывателя винила с встроенным усилителем для наушников, рассчитанный на их прямое подключение к источнику (модель Pro-Ject Essential III Headphone)

Остались вопросы? Пишите комментарии, наши специалисты с радостью вам помогут.

Усилитель


Содержание:

Нужен ли отдельный усилитель для наушников? Этот вопрос мучаем многих начинающих любителей High-End звука, и, наверное, вас. Если зайти на форумы, посвящённые наушникам, то многие завсегдатаи будут настаивать на том, что усилитель для наушников жизненно необходим, что звук с ним всегда становится лучше, и более того, нужен не только усилитель, но и отдельный ЦАП для достижения наилучшего качества звучания.

Но на практике, когда дело касается бытовых наушников, пусть и дорогих, усилитель, скорее всего, вам не понадобится.

Усилитель нужен тогда, и только тогда, когда исходящая мощность источника звука меньше, чем рекомендуемая для конкретной модели наушников.

То, что нужно знать о параметрах наушников для определения необходимости в усилители

Усилитель


У вас есть наушники, которые вы недавно купили, или давно, но вы хотите убедится, что вам не нужен усилитель. Подключите их к тому источнику, который обычно используете, теперь начните понемногу увеличивать громкость воспроизведения музыки. Если вам ещё далеко до 100%, но уже становится слишком громко, чтобы продолжать длительное прослушивание музыки, поздравляю, усилитель вам не нужен.

Работа усилителя заключается в том, чтобы дать достаточно мощности наушникам, чтобы они вышли на проектную мощность своей работы, т.е. обеспечивали расчётную и достаточную громкость.

Но если вы значительно увеличили громкость, а её уровень всё ещё не достиг того, что вам тяжело слушать музыку, значит, боюсь, вам нужен отдельный усилитель.

Есть три причины того, что наушники не выдают высокий уровень громкости:

  1. У вас повреждён слух и даже громкий звук кажется вам нормальным
  2. Ваши наушники сломаны
  3. Источник звука не обеспечивает достаточной мощности, чтобы наушники зазвучали в полную силу

Первая проблема не устранима, на сегодня нет медицинских способов вернуть слух, это грустно, но раз мы не можем помочь, то пропустим этот пункт.

Второй пункт, конечно, тоже останется без нашего внимания, вам нужно либо отремонтировать, либо купить новые наушники.

А вот третий пункт – наша тема и именно про усилитель мы поговорим ниже.

Теперь ещё немного скуки, однако, она необходима. Найдите технические спецификации вашей модели наушников, а конкретнее нас интересует два параметра: сопротивление и чувствительность.

Сопротивление покажет нам какие внутреннее сопротивление имеют наушники, т.е. к какому сопротивлению должен быть приспособлен посылать сигнал источник звука.

Чувствительность нам покажет какую громкость способны развить наушники, если на них подать сигнал мощностью 1 милливатт.

Эти значения нам нужны для того, чтобы понять какой усилитель полностью удовлетворит требования наушников, а какой будет слабоват для них.

В интернете есть несколько калькуляторов, которые, если использовать эти два значения, смогут подсчитать мощность, которой должен обладать усилитель для того, чтобы раскрыть весь потенциал ваших наушников.

Могу порекомендовать калькулятор Digizoid, он наглядный и простой, правда, на английском языке.

Электричество и водопровод

Водопровод и электричество


Для того, чтобы наушники работали так, как нужно, они должны в каждый момент времени получать достаточный электрический сигнал. Если сигнал будет недостаточным, наушники будут продолжать работать, но с заметным искажением звука.

Для того, чтобы на простом примере объяснить, как это работает представьте водопроводную трубу, где вольтаж будем представлять, как давление воды, а сопротивление как диаметр трубы. Эта аналогия, конечно, не абсолютно точная, но для первоначального представления подойдёт хорошо.

Итак, вам надо прокачать определённое количество воды по трубе, для этого нужно, чтобы либо у трубы был больший диаметр при неизменном давлении, либо более высокое давление при неизменном диаметре. Точно также происходит с наушниками.

Но только в случае с наушниками ток должен быть постоянно, в каждый момент времени для того, чтобы точно управлять движением драйвера. Воду можно подождать, пока она наберется нужного количества, а электричество ждать нельзя, иначе начнутся заметные искажения в звуке.

Именно для этого нужен усилитель, он, используя собственный источник энергии (в нашей аналогии это резервуар) помогает достичь электрическому сигналу необходимых параметров, чтобы в должной мере обеспечить их питанием для нормальной работы.

Немного математики

Немного математики для пояснения о необходимости усилителя


Вы знаете, что такое децибел (dB)? Ничего страшного, если не знаете. Децибел – это единица измерения громкости. Важно тут понять, что шкала измерения громкости не алгоритмическая, а логарифмическая. Это значит, что увеличение громкости на 10 dB требует 10-ти кратного увеличения мощности подаваемого сигнала. Например, громкость в 100 dB требует в 10 раз больше мощности сигнала, чем громкость в 90 dB и в 100 раз больше, чем громкость 80 dB.

Наш орган слуха воспринимает громкость чуть иначе, так увеличение громкости на 10 dB мы воспринимаем как в 2 раза более громкий звук. Например, громкость в 70 dB для нас звучит в 2 раза громче, чем 60 dB и в 4 раза громче, чем 50 dB. Это непривычно, но, если задаться целью, вы быстро освоитесь с логарифмической шкалой.

Для вычислений можно выбрать базовой громкостью значение 85 dB, потому что это довольно громко, но при этом недостаточно громко, чтобы было возможно повредить слух краткосрочным прослушиванием звука с такой громкостью.

Чуть выше я предложил вам узнать значение чувствительности ваших наушников и это н случайно. Это значение покажет нам как громко будут звучать наушники если подать на них сигнал мощностью один милливат.

Обычно, если мы говорим о наушниках, которые предназначены для прослушивания музыки, это значение довольно громкое и слушать на таком уровне музыку я не советую, т.к. можно безвозвратно повредить слух. Но это значение поможет нам произвести необходимые подсчёты для того, чтобы понять нужен нам усилитель или нет.

Для вычислений будем использовать закон Ома.

Для того, чтобы увеличить громкость на 10 dB нам нужно подать на наушники в 10 раз более мощный сигнал. Верно и обратное, чтобы уменьшить уровень громкости, нам нужно уменьшить мощность сигнала в 10 раз.

Но как сюда вписывается напряжение?

Для расчётов будем использовать следующую формулу: Voltage(Vrms)=√[Power in Watts*Impedance]

И не забудьте, что все расчёты для наушников ведутся в милливаттах, поэтому не забудьте разделить указанную мощность на 1000 перед вычислениями.

Хорошо, теперь давайте разберём пару примеров, чтобы вам было более понятно, как происходит расчёт.

Наушники 1. Имеют сопротивление 300 Ом и чувствительность 85dB/mW. Это значит, что для того, чтобы звучать на уровне 85 dB нужно подать ток мощностью 1mW с напряжением 0.55Vrms. Однако, чтобы увеличить громкость на 10 dB нам уже понадобиться сигнал с параметрами 10 mW и 1,73 Vrms. Это достаточно высокие параметры и обычный телефон с этим никак не справится. В этом случае отдельный усилитель нам необходим.

Наушники 2. Имеют сопротивление 32 Ом и чувствительность 105dB/mW. Для того, чтобы они достигли уровня громкости 85 dB нужен сигнал с параметрами 0.01mW и 0.02Vrms, что легко достижимо силами обычного телефона. Поэтому таким наушникам отдельный усилитель не нужен, они могут звучать с максимальной громкостью даже будучи подключенными к обычному телефону.

Заключение

Слушайте музыку без усилителя


Как мы убедились выше, скорее всего, вам не понадобится отдельный усилитель для наушников по причине того, что очень малое число моделей в нём нуждаются. Из-за стремительного распространения смартфонов и стриминговых сервисов подавляющее большинство современных популярных наушников имеют такие параметры, которые позволяют им нормально работать при подключении к любому современному телефону.

Конечно, есть модели, которые требуют отдельный усилитель, но эти наушники надо выбирать специально, я сильно сомневаюсь, что вы придёте в ближайший магазин и купите их по ошибке.

Нетрудно догадаться, что усилитель звучания для наушников нужен для увеличения мощности сигнала, благодаря чему наушники дают желаемую громкость звучания. Соответственно, у многих пользователей возникает закономерный вопрос — зачем же нужны подобные отдельные усилители для ПК, ноутбуков, а также плееров и смартфонов, если в них и так имеется громкость? На эти и другие вопросы мы ответим в нашем обзоре.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Особенности

Чаще всего усилители звука для наушников имеют компактные размеры их можно поделить на 2 основных вида. Одни используются для так называемых «наушников-затычек», это самые компактные модели, в которых напряжение на выходе составляет 0,5-2В. Другие подходят для полноразмерных аксессуаров, эти изделия имеют большие габариты и выходное напряжение у них составляет 1 и более Вольт.

Если наушники в смартфонах обычно стремятся к некоторой золотой середине между временем автономной работы гаджета и его габаритами, то во внешних усилителях основное внимание уделяется поддержанию высокого качества звуковоспроизведения.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

При создании смартфона производители делают акцент на минимальном энергопотреблении рабочих деталей, так как это позволит более продолжительно использовать миниатюрную батарею, как следствие, вместо качественных полноценных микросхем и дискретных элементов во встроенных усилителях для наушников обычно подбирается предельно экономичная микросхема. Следует отметить, что подобная экономия зачастую выходит боком, и пользователь вместо качественного звучания слышит какие-то неестественные и даже раздражающие аудиозаписи.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Единственным выходом в подобном случае становится установка внешнего мобильного усилителя . Его подводят к гнезду вывода наушников либо в линейный выход. Соответственно, сами наушники подключаются уже к портативному приспособлению. Усилители для «затычек» обычно имеют миниатюрные размеры, а для полноразмерных используют чуть более крупные. Помимо повышенного качества сигнала, усилители звука могут продлить и период автономной работы смартфонов, поскольку они потребляют довольно мало тока от внешнего устройства , а для того, чтобы усилить сигнал, расходуют энергию собственной батареи.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Большое распространение получили стационарные усилители. Они подпитываются от розетки, поэтому использовать их в дороге либо в условиях отсутствия электроэнергии невозможно. Портативные усилители более практичны, у них имеется отдельный блок питания на батареях либо аккумулятор.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Зачем нужны усилители?

На практике устройство, которое мы знаем как усилитель звучания для наушников, решает две основные задачи:

  • обеспечивает достаточный уровень громкости звучания;
  • передает аудиосигнал без шумов и искажений.
Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

При этом вторая функция столь же важна, как и первая, поскольку при неплохой громкости многих современных мобильных телефонов качество звучания по-прежнему остается самым слабым звеном. Давайте просто представим себе пару машин, которые разгоняются до 120 км/ч. Но при этом одна движется предельно уверенно, а другая трясётся, ее всё время заносит из одной стороны в другую из-за плохой подвески или испорченных колёс.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

То же самое можно отнести и к усилителю: громкость является только одним из параметров акустического устройства. Она, вне всякого сомнения, важна. Но лишь как самое первое условие, вторым же фактором комфортного звуковоспроизведения считается качество аудиосигнала, в подавляющем большинстве случаев именно от него во многом зависит цена на всё устройство в целом.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Наушники являются рабочим инструментом для многих людей. Этот девайс позволяет наслаждаться музыкальными треками, раскрывать по-новому их звучание и при этом не беспокоиться, что чрезмерная громкость помешает домочадцам или соседям. Однако, раскрыть полный диапазон мелодии не получится без усилителя наушников. Кроме того, усилитель для наушников нужен для передачи басов и средних частот, в его отсутствие они практически не обнаруживаются.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Таким образом, использование усилителей позволяет из плоского и тихого звука получить высококачественное объемное звучание . Даже самое примитивное устройство позволит раскрыть всю широту звукового ряда с полноценными басами. Высокие частоты также приобретают более разборчивый характер: в них исчезает резкость звучания, при этом слушатель хорошо различает разделение инструмента.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Обзор видов

Для начала нужно отличать Hi-Fi прибор и типовой портативный усилитель. В большинстве случаев усилители для наушников отличаются довольно скромными размерами, благодаря чему их можно использовать с мобильным телефоном вне домашней обстановки.

Подобное устройство питается от съемного аккумулятора. Стационарные Hi-Fi устройства характеризуются тем, что в них все энергопотребление зависит лишь от объема потребляемого электрического тока из розетки, в то время как энергопотребление портативных изделий во многом зависит и от количества нагрузки, и напряжения.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

В соответствии с законами физиками, объем потребляемого тока прямо пропорционален его напряжению и обратно пропорционален тому напряжению, которое подаётся на источник . Соответственно, чем выше будет параметр сопротивления наушников, тем меньше на выходе будет потребление тока. В зависимости от того, какие элементы задействованы в структуре механизма, все усилители можно условно разделить на три категории: ламповые, а также транзисторные и гибридные.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Ламповые

Эти механизмы способствуют усилению мягкости. Они обеспечивают гораздо более мягкое усиление звуковоспроизведения в сравнении с прочими разновидностями оборудования, на выходе звучание получается теплым и комфортным, а своеобразную атмосферу уюта помогают создать светящиеся во тьме лампочки. Однако этот агрегат предъявляет повышенные требования к условиям своей эксплуатации.

Его можно использовать только в проветриваемом вентилируемом помещении, обязательно недоступном для домашних питомцев и маленьких детей месте, так как во время работы лампы довольно сильно накаляются и при неосторожном обращении могут вызвать ожоги.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Транзисторные

Модели, работающие на германиевых транзисторах, преобразовывают волны в чёткий и точный звук. Они не имеют какого-то определенного стиля, потому могут использоваться для соединения с самыми разнообразными видами аудиоматериалов. Устройства отличают компактные размеры, кроме того, они потребляют намного меньше энергии, нежели все остальные разновидности усилителей. Транзисторное приспособление лучше всего взаимодействует с низкоомными наушниками.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Гибридные

Такие приспособления в своей схеме применяют оба элемента: и лампу, и транзистор. Подобная модель идеально подходит для низкоомных наушников, в которых лампа обеспечивает мягкость звучания, а транзистор отвечает за детальность и мощность сигнала . Гибридные версии обычно выбираются строго под каждый конкретный тип наушников, поскольку от этого во многом зависит качество и объемность получаемого звука.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Разделение по классам

На основании характеристик режима работы и зависимости выходного тока устройства от параметров электродвижущей силы входящего сигнала, все устройства разделяют по нескольким классам.

Класс «А»

В данном случае усиление звука производится на линейном участке вольт-амперной характеристики, где отсутствуют какие-либо искажения. Приборы этой группы отличаются самой лучшей линейностью усиления, их отличает полное отсутствие каких-либо искажений получаемого сигнала , но коэффициент их полезного действия крайне низок – он находится в диапазоне от 15 до 20%.

Такие приборы считаются неэкономичными, поскольку расходуют совсем много энергии и практически всегда впустую. Ещё один минус устройств данного класса состоит в том, что во время работы они сильно нагреваются.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны? Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Класс «В»

Здесь усилитель звуковой волны происходит исключительно во время полупериода прохода звука. То есть можно отметить, что усилитель работает с небольшой отсечкой, таким образом, для всех полуволн действует собственный усилитель группы А. В итоге на выходе значение тока понижается, а КПД многократно увеличивается, доходя до отметки в 60-70%.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Класс «АВ»

Это промежуточное звено между А и В, подобные усилители могут снижать искажения звукового сигнала. Параметр КПД у этих приборов также промежуточный и соответствует 40- 50%.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Рейтинг лучших моделей

Beyerdynamic A 2

Возглавляет ТОП популярных усилителей. По мнению некоторых пользователей, был признан лучшим в 2019 г. Модель отнюдь не новая, но всё ещё не утратившая своей актуальности. Это стационарный усилитель, который с легкостью справляется с полной нагрузкой. При сопротивлении 600 Ом он даёт комфортные для человеческого слуха 100 мВт на канал. Имеется пара разъёмов типа RCA на вход, а также 2 аудио джека с разъемом на 6,3 мм и линейный выход.

Звучание этого усилителя объёмное, точное, хлесткое, имеет хорошую динамику, четкость и естественность. А за стильный дизайн оборудования производитель даже получил награду.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Fostex HP- A3

Транзисторный усилитель для современных наушников, который считается оптимальным с позиции цена/качество . Питание осуществляется через USB, оборудование имеет компактные размеры и небольшой вес, что делает модель удобной для использования в полевых условиях. Этот портативный усилитель можно без проблем брать с собой на работу, в поездку или в путешествие. Впрочем, при желании его можно использовать и стационарно, для этого достаточно просто подключить технику к компьютеру и наслаждаться звучанием любимых треков.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Внутри установлен надежный ЦАП, поддерживаются аудиофайлы типа PCM размером до 96 кГц/24 бит. Нативный DSD отсутствует. Звучание довольно приятное, детальное, линейное, создает не совсем широкую, но при этом четко прорисованную аудио сцену. Конечно, в сравнении с первой моделью, дизайн достаточно простой и в чем-то уже устаревший, но никаких негативных ассоциаций он не вызывает.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Fiio Olympus 2-E10K

Относительно бюджетный и очень компактный звукоусилитель, можно даже сказать, что это полностью карманный вариант, который практически не занимает места . Однако при подобных габаритах этот прибор способен выводить звук не только в сами наушники, но и через коаксиальный разъем, а также через задний выход в обход усилителя. Подключение и питание исключительно по USB.

Производитель создавал такой усилитель в качестве альтернативы штатной аудио карте ноутбуков и персональных компьютеров, с этой целью он справляется на все 100%. Звучание довольно качественное и детальное, без выраженных басов, как это зачастую бывает у дешевых моделей . Общий почерк можно назвать скорее нейтральным.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Правила выбора

Многих любителей музыки сейчас интересует вопрос о том, как правильно подобрать аппарат для усиления звучания наушников. Современная промышленность предлагает большое разнообразие усилителей – это Hi-Fi и Hi-End, беспроводные модели на bluetooth и подключающиеся через кабель, для низко- и высокоомных устройств, балансные мини-усилители и студийные изделия, в продаже также встречаются варианты для слабослышащих и устройства с оптическим входом ОУ.

Усилители для наушников: что это такое и зачем нужны?

Именно для них мы приведем ряд основных факторов, на которые нужно обратить внимание при выборе оптимальной модели.

С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?

Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.

Читайте также: