О чем идет речь когда сравнивают это с революцией изобретение компьютера

Обновлено: 06.07.2024

Когда-нибудь слышали о четвертой промышленной революции ? В этой статье, попробуем разобраться, что представляет из себя п ромышленная революция 4.0 - фундаментальный сдвиг в производственном секторе или выдумки маркетологов?

Чтобы понять и осмыслить следующий этап индустриализации, нужно сначала обратиться к предыдущим, поэтому, немного истории.

Краткая история промышленных революций

Многие ошибочно полагают, что промышленная революция была всего одна. Это конечно же не так. Первая произошла в период между 1760 и 1840 годами . В эти годы происходил переход от квалифицированных ремесленников к неквалифицированным рабочим, которые могли управляться с машинами, будь то водяное колесо или паровой двигатель. Особенно заметен был этот переход в текстильной промышленности, но в последствии, последствия первой промышленной революции ощутили на себе все производства.

Это была промышленность 1.0 , но на пути к 4.0 был еще второй и третий этапы.

Вторая промышленная революция произошла в конце XIX начале ХХ веков, примерно с 1870 до 1914 годов . В отличии от первой, которая характеризуется появлением новых технологий, вторая была больше связана с оптимизацией и совершенствованием существующих технологий и взаимодействий между ними.

Так, например, электричество вытеснило воду и пар в качестве источника энергии на заводах. Вторая промышленная также положила начало сборочной линии, производству сменных частей, а с ними и массовому производству .

Переход к промышленности 3.0 был более ярким и прорывным в плане технологий. Здесь уже идет речь об автоматизации и компьютерах. Последние привели к колоссальным изменениям в производстве, что также сильно повлияло на качество и точность. Выделить временной промежуток не так-то просто, но принято считать, что это начало 1960-х годов, когда впервые были введены в производство промышленные роботы и станки с ЧПУ.

В итоге, что мы имеем.

А что там с четвертой промышленной революцией?

Если проводить аналогии с первыми 3-я этапами, то кое какая картина все-таки вырисовывается.

Итак, третья технологическая революция — результат кризиса массового индустриального производства, нацеленного на экстенсивное развитие, результат окончания эры дешевой нефти и нового обострения конкуренции на мировом рынке. Эта революция дала возможность начать переход к постиндустриальному обществу.

Общая схема трехволновой истории человечества выстраивается теперь так: доиндустриалъное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества.

Когда начался переход к постиндустриальному обществу? Общепринятая оценка — с середины 1970-х гг., когда началось радикальное обновление технологий, особенно обнажились изменения в структуре занятости, системе ценностей и представлений о мире. Это было началом большого цикла экономического развития, по Н. Кондратьеву.

Особое внимание в таких аргументах технологического характера уделяется развитию информационной техники, и особенно быстрой смене поколений микропроцессоров, компьютеров, развитию систем связи (коммуникаций) — оптико-волоконной, спутниковой, сотовой и т. д. На этой основе развертывается информационная революция. Поэтому постиндустриальное общество называют также информационным обществом.

Научно-техническая революция. Так часто в 1970-е гг. называли бурное внедрение новейших технических достижений. Речь, по сути, шла о третьей промышленнотехнологической революции, ядром которой является информационная революция, поскольку производство и обработка информации и знаний становятся занятием большинства работников в развитых странах мира. Но название «научно-техническая революция» остается важным, поскольку оно подчеркивает одну из главных особенностей перемен. Сочетание слов «научная» и «техническая» революция означает не просто сближение науки и техники, науки и производства, а то обстоятельство, что наука становится непосредственной производительной силой. Это означает, что теоретическое научное знание — основа современного прогресса в развитии новейших технологий. Поэтому постиндустриальное общество называют часто также обществом знаний, а современную экономику — экономикой знаний. Именно знания, их совершенствование и расширение становятся основой для нововведений в различных сферах жизни и производства. Гонка за нововведениями — суть современной экономики.

Третья промышленно-технологическая революция

развертывается в результате изобретения и усовершенствования в 1970-е гг. микропроцессоров и интегральных схем и создания на их основе персональных компьютеров. Наряду с микроэлектроникой, информационными и коммуникационными технологиями, самыми перспективными отраслями современной науки и производства становится развитие биотехнологии, генной инженерии, нанотехнологии, технологии новых материалов и т. д. Достижения в этих областях основаны на новых способах обработки и передачи информации. Благодаря биотехнологии уже производится значительное количество продовольствия во всем мире, которое не подвержено воздействию вредных насекомых и болезней.

Так, большая часть сои в мире — это генномодифицированный продукт. Клонирование (создание двойника из клетки) овцы Долли в Великобритании в 1996 г. открыло новую эпоху в решении целого ряда проблем. Клонирование человека запрещено во всех развитых странах мира, исследования производятся в направлении возможного выращивания необходимых для пересадки человеку из его же клеток различных органов и тканей. Расшифровка генома человека, которая была завершена в 2002 г., открывает также невиданные перспективы в развитии современной науки. Новыми технологическими символами эпохи стали персональный компьютер и клонированная овечка Долли. Главной страной, совершившей технологический прорыв в рамках третьей промышленно-технологической революции, стали США.

Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.

Из курса истории все знакомы с термином «революция» — это кардинальная смена определенного уклада в пользу другого. Революции бывают разные. Например, исторические революции, когда сменялась власть с применением оружия и «тихие» революции: письменная, индустриальная, энергетическая, технологическая и теперь информационная.

Термин «информационная революция» очень тесно связан с другими «информационными» терминами:

Информационная революция

В широком смысле, информационная революция — это процесс улучшения в области коммуникации и потребления информации у людей. За всю историю человеческого общества выделяют несколько информационных революций, каждая из которых дала свой «толчок» развитию коммуникации между людьми и обработки имеющейся информации. Любая из описанных ниже информационных революций принесла людям много нового и имеет огромное значение в сфере социального развития людей.

Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.

Информационная революция: этапы

  1. Первая информационная революция. Эта революция охватывает очень широкий временной промежуток и связывают ее с появлением полноценной человеческой речи. То есть это тот период, когда люди научились не просто издавать непонятные звуки, а полноценно разговаривать между собой. Раньше, тогдашний человек лазил на дерево и что-то «угукал» — его никто не мог понять, чего он хочет. А с появлением речи он лазил на дерево и мог крикнуть «Идет тигр!» — тогда остальные люди из племени понимали, что нужно прятаться, чтобы сохранить свою жизнь. Таким образом люди стали чаще обмениваться различной информацией, что способствовало их дальнейшему развитию и процветанию, а самое главное, у людей стало развиваться мышление. Люди стали не просто говорить, а осмысливать информацию, делить ее на правдоподобную и неправдоподобную, делиться ею, чтобы передавать свой собственный опыт следующим поколениям. То есть люди научились различать информацию: «Там тигр!» — это опасность, а «Там косуля!» — это потенциальная еда.
  2. Вторая информационная революция напрямую связана с письменностью. Люди научились говорить — это хорошо. Информация передавалась из уст в уста — это тоже хорошо. Но со временем объем устной информации стал расти и всю ее запомнить стало нереально. Такие проблемы «толкнули» людей к изобретению письменности, чтобы можно было фиксировать информацию и потом к ней возвращаться при необходимости. Так возникла письменность. И это, в первую очередь, повлияло на коммуникацию между поколениями. Теперь можно было описывать все происходящее вокруг, описывать свои наблюдения, расчеты, предположения и т. д.
  3. Третья информационная революция относится ко времени, когда придумали книгопечатную машину. Письменность и умение писать — это прекрасно. Но такая технология ограничивалась скоростью «письма» конкретного писателя. Рукописи писали разные люди, на разных материалах. Для того чтобы размножить рукопись, нужно было ее переписывать руками — это очень трудно и требовало очень много времени. Помимо этого шел прогресс, люди развивались и объемы информации возрастали. Это привело к тому, что был изобретен печатный станок. Скорость печати увеличилась, теперь можно было фиксировать большие объемы информации. Но самое главное, можно было печатать образовательные книги для школ — тем самым продвигая доступность образования для людей. Книгопечатание принесло в жизнь людей новые стандарты, например в образовании, науке и медицине. С приходом книг информация распространялась быстрее и становилась более доступная.
  4. Четвертая информационная революция. Эту революцию соотносят с периодом изобретения электричества, телеграфа, радио и телефона. Проблему с фиксацией больших объемов информации люди решили — научились печатать книги. На тот момент в книгах можно было сохранить весь объем новой информации. Возможности книг было более чем достаточно. Но коммуникация через книги — это довольно долгий процесс: сначала книга созревала в чьей-то голове, потом рукопись или сразу печать, потом книга попадала в руки читателя. Этот процесс занимал несколько месяцев и даже лет. Это очень долго. Нужно было добавить скорость в передачи информации, потому что появилась такая информация, которая быстро теряла актуальность. Если ее заносить в книгу, то, пока книга выйдет, такая информация теряла свою ценность. Это подтолкнуло людей придумать инструменты для скоростного обмена информации: телеграф, радио, телефон, а потом и первое телевидение.
  5. Пятая информационная революция. Она началась с момента изобретения первых вычислительных машин и продолжается до сих пор. Настал момент, когда люди поняли, что книга может только сохранять информацию, а телеграф, телефон, радио и телевидение могут только быстро ее передавать. Но объемы информации растут, и появилась необходимость обрабатывать и хранить информацию. Именно эта потребность подтолкнула к изобретению вычислительных машин, которые помогают работать с информацией.

Пятая информационная революция

  • создание первых компьютеров;
  • создание первых персональных компьютеров;
  • запуск и развитие интернета;
  • проникновение информационных технологий в каждый дом на планете;
  • и др.

Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.

Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:

  • лет 25 назад не было такой скорости и доступности интернета;
  • лет 15 назад не было сенсорных телефонов;
  • лет 10 назад не было телефонов и компьютеров с современными параметрами;
  • лет 5 назад не было такого массового использования искусственного интеллекта;
  • и т. д.

Таких вот свойств, которых «не было» раньше, каждый современный житель может привести в огромном количестве. Все эти изменения — это и есть результат пятой информационной революции.

1) Каждый должен быть допущен к управлению государством, ибо ис­точник верховной власти — народ
2) Свобода — есть обязанность следо­вать законам
3) Каждый человек имеет от рождения права на жизнь, свободу, собствен­ность
4) Стремление людей улучшить свое материальное положение способно привести общество к благополучию

7. Аграрной революцией называют процесс:

1) перехода к использованию труда наемных работников в сельском хозяйстве 2) внедрения новых сельскохозяйственных культур

3) роста численности сельского населения

4) перехода к аграрному обществу

8. Способом достижения идеального общества Вольтер считал:

а) реформы, проводимые по прихоти короля

б) революцию, проведенную с помощью широких народных масс
в) реформы, проводимые просвещенным монархом

9 . К идеям просветителей относится требование:

а) усиления абсолютной власти
б) укрепления христианской морали в) равенства всех людей перед законом

10. К числу ключевых идей просветителей относилось положе­ние

1) о божественном предопределении судьбы человека

2) о естественных правах человека на жизнь, свободу, соб­ственность

3) о спасении человека верой
4) о необходимости следовать идеалам Античности

11. Какая идея, объективно означавшая ограничение абсолют­ной монархии, была впервые обоснована просветителями?

1) об учреждении сословного представительства

2) о создании единого для всего государства законодатель­ства

3) о выборности правителей

4) о разделении законодательной, исполнительной и судеб­ной властей

12. Кто из французских просветителей, не отрицая значение веры в Бога, подвергал особенно резкой критике современ­ную ему католическую церковь?

1) Ш.Л. Монтескьё 2) Д. Дидро 3) Вольтер 4) Ж.Ж. Руссо

13. Какое из названных понятий появилось во второй половине XVIII века?

1) просвещенный абсолютизм 2) парламент 3) городское самоуправление
4) сословно-представительная монархия

14. Какие два из названных положений относились к идеям просветителей XVIII века?

1) уничтожение частной собственности

2) ограничение влияния церкви на светскую жизнь

3) необходимость революционного свержения власти мо­нархов

4) равенство людей перед законом

15. Какие два из названных художественных стилей получили развитие в европейской культуре XVII-XVIII вв.?

1) классицизм 2) барокко 3) романский стиль 4) готика

В1 .Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Политико-правовая теория, предложенная Джоном Локком, согласно которой государственная власть должна быть раз­делена между независимыми друг от друга (но при необхо­димости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной, это теория __________________.

В2. Дополните недостающее название.

Высказывание Вольтера «Самое большое счастье для людей, когда государь — философ» свидетельствовало о поддержке автором идеи ________________.

В3 . Установите соответствие между именами творцов художественной культуры и названиями произведений.

А. Джонатан Свифт 1) «Женитьба Фигаро»

Б. Вольфганг Амадей Моцарт 2) «Путешествие Гулливера»

В. Жак Луи Давид 3) «Лунная соната»

Г. Пьер Бомарше 4) «Клятва Горациев»

Тест по главе 1 « Рождение нового мира»

Данная тестовая работа рассчитана на выявление уровня знаний учащихся по теме « Рождения нового мира». Проверка знаний основных понятий и событий которые происходили в этот период, основных деятелей культуры, деятелей эпохи Просвещения.

Читайте также: