Оборудование для создания музыки в фл студио

Обновлено: 06.07.2024

Создание музыки на компьютере сейчас дело достаточно простое и увлекательное. Всё необходимое звуковое оборудование теперь можно заказать через интернет с доставкой на дом. Сами компьютеры стали намного мощнее и проблема обработки звука в реальном времени практически исчезла. Но если вы новичок и не знаете, что вам потребуется для оборудования домашней студии, то эта статья для вас.

Итак, сначала давайте определимся с конфигурацией системного блока.

Оперативной памяти рекомендую брать не менее 4-х гигабайт, а лучше 8 или 16 фирмы Kingston, Corsair, Samsung.

Материнская плата должна иметь разъёмы PCI и PCI-E, чтобы можно было подбирать звуковую карту, не задумываясь над её подключением. По фирме рекомендую Asus или Gigabyte.

Видеокарту можно выбрать из бюджетного сегмента уровня GeForce GT-630 или вообще обойтись без неё, взяв материнскую плату с VGA\DVI разъёмом (это для процессора Intel. А для AMD со встроенной видеокартой)

Блок питания не ниже 500 ватт, что-то из фирм FSP, Zalman, Thermaltake, OCZ, Hiper. Дешёвые фирмы типа Linkword лучше не брать. (ведь плохое питание вредно не только вам, но и компьютеру :) )

Жёсткий диск берите не менее 1 Тб и скоростью вращения шпинделя 72000 оборотов в минуту. По фирме Seagate или Western Digital.

создание музыки на компьютере.

Теперь о выборе звуковой карты. Одним из важных её параметров является поддержка ASIO. Это протокол передачи данных с малой задержкой. То есть задержка между нажатием клавиши на миди-клавиатуре и появлением звука в колонках будет минимальна. Поэтому будем рассматривать звуковые карты только с поддержкой этого протокола. Также нужно обращать внимание на параметр отношение сигнал/шум. Он измеряется в децибелах и чем больше цифра, тем лучше. (меньше шума и больше полезного сигнала)

Звуковые карты бывают внешние и внутренние. Внешние дороже, но имеют ряд преимуществ:

1. Все компоненты карты находятся вне системного блока, а следовательно минимальны наводки и помехи.

2. Обычно встроен усилитель для наушников и микрофона (более качественный чем у внутренних)

3. Можно подключить к ноутбуку или Apple iPad через переходник Camera Connection Kit

Рекомендую обратить внимание на эти модели (в порядке возрастания цены) :

создание музыки на компьютере.

1. Asus Xonar U7

2. Roland Duo-Capture

3. ESI UGM96

4. ESI U24 XL

5. M-Audio M-Track

Из внутренних я бы посоветовал:

1. Asus Xonar DX

2. M-Audio Audiophile 2496

3. E-MU 0404 PCI-E (в этой карте есть процессор эффектов с нулевой задержкой)

ESI JULI@ XTe. создание музыки на компьютере.

4. M-Audio Delta 66

5. ESI MAYA44XTe

7. M-Audio Audiophile 192

8. E-MU 1212M PCIe (сам пользуюсь такой, правда под PCI разъём. Есть некоторые глюки, но в целом очень доволен. Присутствует процессор эффектов с нулевой задержкой)

С системным блоком разобрались. Теперь поговорим о периферии.

создание музыки на компьютере.

Для создания музыки вам также потребуется миди-клавиатура. (можно конечно обойтись и без неё. Например в FL studio использовать обычную клавиатуру, но это не удобно.) Они отличаются количеством клавиш, регуляторов, типом механики и чувствительностью к силе/скорости нажатия. Более подробно про эти характеристики я вам расскажу в следующей статье, а пока порекомендую несколько моделей (опять же в порядке возрастания цены):

1. M-Audio Keystation 49e

2. M-Audio Keystation 49es

3. Novation Launchkey mini (компактная 2-х октаваня)

4. Alesis Q49

5. BEHRINGER U-CONTROL UMX490

5. M-Audio Keystation 61es

6. BEHRINGER U-CONTROL UMX610

создание музыки на компьютере.

Для записи вокала и живых инструментов нужен микрофон. Дополнительно к нему лучше взять предусилитель или микшер. Особенно если вы используете внутреннюю звуковую карту или собираетесь купить студийный конденсаторный микрофон (ему нужно фантомное питание).

Из предусилителей рекомендую:

1. BEHRINGER TUBE ULTRAGAIN MIC100

2. ART Tube MP

3. ART Tube MP Project Series

4. ART TUBE MP STUDIO V3

5. BEHRINGER MIC800 MINIMIC

Из микшеров:

1. Behringer XENYX 502

2. Behringer XENYX 802

3. MACKIE 402 VLZ 4

4. YAMAHA MG-102C

Создание музыки на компьютере

Микрофоны же бывают динамические и конденсаторные. Конденсаторные имеют большую чувствительность и поэтому более универсальны. Они дороже динамических и требуют фантомного питания.

Для домашней звукозаписи лучше использовать кардиоидный микрофон, чтобы он не ловил посторонние шумы. Он воспринимает звуковой сигнал спереди и сбоку.

На этом рисунке показана как выглядит его направленность.

Из конденсаторных:

1. Октава МК-012-01

2. Nady SCM 1000

3. Октава МК-319

4. Rode NT1-A

5. Rode NT1000

Создание музыки на компьютере

Для прослушивания всего того, что вы будете создавать в своей домашней студии вам необходимы колонки и наушники.

Из бытовых колонок обратите внимание на Microlab solo 3 и неплохо зарекомендовавшие себя Microlab FC 330

Из студийных мониторов (колонок мониторного типа) порекомендую:

1. Axelvox TR-6A

2. KRK RP5 G2

3. Yamaha HS50M

Обратите внимание, что стоимость мониторных колонок обычно указывают за 1 шт.

Создание музыки на компьютере

Наушники выбирайте из фирм Sennheiser, Beyerdynamic, AKG, Philips, Audio-Technica. Например Sennheiser HD 518.

Ну и конечно же вам потребуется программа для записи и создания музыки. Сейчас их на музыкальном рынке очень много, но основные и наиболее известные это Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Presonus Studio One, Ableton Live, Steinberg Nuendo, Magix Samplitude, Image-line FL Studio, Propellerheads Reason. Подробнее о них читайте в следующих статьях, которые помогут вам определится с выбором.

image

Прежде чем начать, представлюсь. Я занимаюсь созданием электронной музыки уже более 10 лет, 6 из которых профессионально. Хочу поделиться опытом с читателями хабра и ответить на вопросы, которые мне так часто задают. При написании статьи подразумевалось, что вы более-менее знакомы с основными терминами и понятиями в этой области (секвенсор, VST-плагин и т.д.).

Статья будет интересна всем музыкантам, но в первую очередь тем, кто хочет писать электронную музыку. Уникальность статьи в том, что она дает ответы на вопросы, которые зачастую не раскрываются в других ресурсах интернета:

1) Какой бюджет требуется, чтобы писать электронную музыку?
2) Какое оборудование нужно приобрести в первую очередь, а какое позже?
3) Какой софт понадобится, в чем его плюсы и минусы и действительно ли правило: чем больше, тем лучше?

Начнем с того, что вам понадобится в первую очередь: студийные мониторы и аудиокарта.

Выбор студийных мониторов

Студийные мониторы — профессиональная акустика для написания музыки. Многие модели продаются поштучно, поэтому при просмотре цен на мониторы и покупке будьте внимательны. При выборе важно учесть три основных момента:

1) Цена. Покупать дорогие мониторы нет смысла. Мало того дорогая акустика не всегда оправдывает свои средства — она предназначена для использования в студиях с отличной звукоизоляцией и не менее дорогим оборудованием. Помимо этого существует разные характеристики профессионального оборудования, из-за которого его стоимость повышается. В нашем случае это не так важно — мы хотим приобрести качественный звук по сравнительно небольшой цене.

2) Размер низкочастотного динамика. В большинстве случаев он варьируется от 4 до 8 дюймов. Чем больше размер, тем лучше вы будете слышать низ и середину трека, а это основа любой электронной композиции. Идеальный размер низкочастотного динамика для комнаты — 5-6 дюймов, в то время как для студийного использования предпочтительнее низкочастотные динамики большего размера. Динамики большего размера добавляют к стоимости порядка 10-20 т.р.

3) Совместимость монитора с вашим слухом. Монитор обязательно нужно послушать, прежде чем его приобрести. Делается это очень просто — загружаете пару любимых треков на плеер, идете в магазин по продаже студийного оборудования и слушайте выбранную вами модель. Не забывайте, что качество звука также зависит от аудиокарты, поэтому лучше слушать весь комплект сразу.

Самыми дорогими и качественными являются мониторы производителей ADAM и KRK. Если у вас действительно есть большие средства, приобретайте мониторы этих производителей, но с небольшим размером низкочастотного динамика. Оптимальный вариант для бюджетного использования — мониторы M-Audio, а именно модель Studiophile SP-BX5a Deluxe. Эти мониторы обойдутся вам в районе 12 т.р. Они продаются парой.

Для более правильного отражения звука, мониторы следует располагать следующим образом (еизкочастотный динамик должен располагаться на уровне ваших ушей, не ниже):

image

Выбор аудиокарты

Аудиокарта должна быть внешняя — это факт. Почему?

1) Большой выбор. Сейчас выпуск внутренних звуковых карт заметно сокращается. Это связано с веком мобильности — стационарные компьютеры уходят в прошлое.

2) Мобильность. С большой вероятностью вы прийдете к тому, что начнете делать лайв-сэты и выступать в клубах. Задумайтесь об этом сейчас. Покупать потом специально карту для выступлении будет лишней тратой денег.

3) Совместимость аудиокарты с вашим слухом. Действуем аналогично п.3 при выборе студийного монитора.

Среди бюджетных моделей больше всего подойдут, опять же, карты M-Audio или Native Instruments. Несмотря на то, что аудиокарты NI предназначены для Dj, они прекрасно передают весь спектр частот и подойдут для домашнего использования не хуже, чем M-Audio. Если вы приобретете Native Instruments AUDIO 2 DJ, она обойдется вам в 4,5 т.р., M-Audio Audiophile FireWire встанет дороже — 7,5 т.р., но вы получите гораздо больший контроль над вашим звуком. Эта аудиокарта имеет больше аналоговых входов и выходов, что позволяет подключать дополнительные элементы при лайв-выступлениях или dj-сэтах. Цена карты редко зависит от качества выдаваемого ей звука, чаще от количества входов, выходов и дополнительных регуляторов громкости. Поэтому приобретая карту дешевле, чем ее более новая модель, вы можете не переживать за качество своего саунда.

Ноутбук vs. стационарный компьютер

Раньше, когда ноутбуки были чем-то из ряда вон выходящего, вопрос о выборе не стоял так остро — стационарные компьютеры больше подходили для написания музыки, потому что имели более мощный процессор и больше оперативной памяти. Теперь же ситуация абсолютно противоположная, а нагрузка частично перешла на аудиокарты. Сейчас все аудиокарты поддерживают ASIO режим с минимальной задержкой звука. Возвращаясь к вопросу мобильности при выборе аудиокарты, советую приобрести ноутбук с двуядерным или i3 процессором и 2 ГБ оперативной памяти. Размера винчестера 250-300 ГБ вполне хватит для комфортной работы. Сумма покупки: от 20-25 т.р. Тут все зависит от ваших личных потребностей и предпочтений маркам. Чем проще по характеристикам будет приобретенный вами ноутбук, тем лучше. Почему — объясняется в следующем разделе.

Выбор софта: чем меньше, тем лучше

Прежде чем начать обсуждение этого раздела, необходимо отметить один очень важный момент. Основная проблема новичков — приобрету себе новейший ноутбук, установлю много программ и VST-плагинов и мой звук будет самый лучший и узнаваемый. Следствие этой проблемы — перенасыщение рынка электронной музыки шаблонными треками и неспособность создать свой собственный оригинальный саунд. Решение проблемы — начать писать музыку не с установки большого количества пиратского софа и VST-плагинов, а выбрать один секвенсор и VST-плагин, опробовать все их функции в тестовом режиме, а потом уже потратиться, приобрести их и пользоваться без проблем на протяжении нескольких лет.

Набор, с которого я бы рекомендовал начать:

FL Studio Fruity Edition
Cakewalk z3ta+

В качестве эффектов предполагается использование родного набора FruityLoops. Стоимость пакета — 200$, т.е. 6,5 т.р.

Выбор на FL Studio пал не зря. Этот секвенсор является самым простым для понимания и в то же время одним из самых качественных продуктов на рынке. Чем же отличаются версии FL Studio? Пройдя по ссылке на официальный магазин производителя мы увидим разницу между различными версиями секвенсора — 100$. По сути действительно существенные различия только между версиями FL Studio Express Edition и FL Studio Fruity Edition. Остальные версии продукта отличаются наличием дополнительных эффектов и VST-плагинов, которые маловероятно вам когда-либо понадобятся. Изучите различные версии внимательно, посмотрите, действительно ли есть смысл переплачивать или качать полный пиратский пакет, если можно заплатить всего 200$ за легальные версии и достичь необходимого эффекта?

Итак, сумма нашего минимального набора: 12 + 4,5 + 25 + 6,5 прибл. 50 т.р. Этой суммы достаточно, чтобы добиться качественного студийного звука у себя дома. Следующей ступенью будет покупка наушников, которые являются не такой уж важной частью набора, а также MIDI-клавиатуры, которая создает удобство при работе с соло-партиями.

В следующих статьях я перейду непосредственно к процессу написания музыки. Мы будем учиться создавать качественный звук с помощью минимального стандартного набора FL Studio.

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Лучшие VST-плагины для FL Studio

Каждому, кто посвятил пусть даже малую часть своей жизни созданию музыки на компьютере, известно, что потенциал цифровых рабочих станций неисчерпаем.

Любая DAW — многофункциональная программная среда, которую можно расширять дополнительными средствами. В их роли выступают плагины, подключаемые программные модули, которые выполняют задачи от эмуляции знакомых тембров редкого винтажного синтезатора до обработки звука на этапе сведения и мастеринга.

FL Studio много лет держит верхние строчки в списках популярных DAW, к которым обращаются продюсеры всех уровней. Своей популярностью FL Studio обязана не только стараниям компании Image-Line, но и сторонним разработчикам, которые регулярно выпускают новые плагины на любой лад. Отраслевым стандартом считается формат Virtual Studio Technology. Под аббревиатурой VST обобщают любые плагины, но если конкретизировать и называть корректно, VST — собственно плагины эффектов, а VSTi — виртуальные инструменты.

В этой подборке собраны 11 плагинов, с которыми работают продюсеры во всем мире.

Native Instruments Kontakt

Семплирование, то есть использование отрезков готовых композиций или отдельных звуков при написании новых, встречается в любых музыкальных стилях.

Логично, что и этот список открывает мощный семплер, равных которому нет среди железных аналогов. В сердце Kontakt 6 бьется мощный звуковой движок с передовой модульной архитектурой, пригодной как для воспроизведения первоклассных комплектных семплов, так и для создания персонального аудиокаталога во встроенном редакторе. Продукт Native Instruments содержит гигантскую заводскую библиотеку с 55 Гб детализированных и выразительных семплов более 1000 инструментов. Материал можно редактировать, обрабатывать интегрированными эффектами модуляции, варьировать и настраивать по собственному усмотрению.

Spectrasonics Omnisphere

Omnisphere — флагманская разработка Spectrasonics, которая объединяет несколько типов синтеза в одном отлично звучащем синтезаторе. В основе Omnisphere лежит уникальный движок Steam, который работает с гранулярным, FM-синтезом, полифонической кольцевой и фирменной системами модуляции Fix-Mod, а также семплами.

Обширная библиотека на 14000 звуков размером более 50 Гб, где кроме стандартных инструментальных тембров собрана экзотика наподобие жужжания ламп накаливания и потрескиваний горящего пианино, приводит саунд-дизайнеров в восторг.

В актуальной версии Omnisphere добавлен таблично-волновой синтез с поддержкой импорта звуков, которые в дальнейшем преобразуются в синтезаторные патчи. Владельцы аналогового оборудования непременно оценят новаторскую функцию Hardware Synth Integration, которая позволяет интегрировать 65 известных моделей аппаратных синтезаторов с виртуальной средой Omnisphere.

Native Instruments FM8

Отцом FM-синтеза называют американского композитора и изобретателя Джона Чоунинга, обнаружившего в конце 60-х, что управление амплитудой и частотой модулятора динамически влияет на спектр несущего сигнала. Считается, что операторный тип достаточно сложен для программирования, но только не для специалистов немецкой фирмы Native Instruments.

Делая упор на простоту использования, их FM8 — апогей алгоритмов частотно-модуляционного синтеза, перенесенных в удобное программное средство и даже больше. Плагин имеет наглядный интерфейс с понятными элементами управления и автоматической регуляцией более сложных параметров, харизматичные эффекты, библиотеку, богатую детализированными пресетами цифровых пианино, духовых, а также преднастроенными средствами морфинга.

Reveal Sound Spire

Spire — дебютный и пока что единственный программный полифонический синтезатор от команды музыкантов и программистов Reveal Sound. Методы, примененные в Spire, правильнее всего отнести к субтрактивным, поскольку доступные параметры сложнее, чем у большинства реальных аналоговых устройств и скорее являются гибридом волно-табличного синтеза и волновых огибающих. Звуковые возможности раскрывает четверка многомодовых полиморфных осцилляторов, каждый из которых способен функционировать в семи режимах. Их сигнал направляется на блок модуляции, состоящий из четырех огибающих, четырех НЧ-генераторов, двух степ-секвенсоров и матрицы маршрутизации.

Секция эффектов, компрессор и эквалайзер прилагаются. Spire прекрасно справляется с созданием лид и басовых партий для танцевальной электроники, а фанаты олдскульного транса оценят режим унисон, добавляющий каждому осциллятору девять голосов.

reFX Nexus

Первый билд Nexus вышел в 2007 году и сразу нашел одобрение среди продюсеров, искавших производительный ромплер. Тогда же reFX встала на путь регулярных обновлений, улучшений и расширений. Версия Nexus под порядковым номером 3 готова похвастать полностью переработанным минималистичным дизайном интерфейса.

Навигация по гигантской библиотеке на 160 Гб разворачивается в трех столбцах по центру рабочей области плагина, а для поиска можно вводить теги и названия в соответствующем окне.

Есть визуализация сигнальной цепи, арпеджиатор работает с паттернами длиной до 256 шагов, а интуитивно понятный секвенсор, напоминающий Piano Roll из FL Studio, позволяет легко писать сложные мелодии. Особенно стоит отметить усилия reFX по оптимизации кода. В отличие от многих VST-плагинов, которые буквально сжирают вычислительные мощности компьютеров, Nexus обходится с центральным процессором весьма бережно.

Native Instruments Massive

Тяжеловес из семейства плагинов Native Instruments, который сама фирма позиционирует как синтезатор, определивший bass-музыку. Такие громкие слова не беспочвенны: программный цифро-аналоговый инструмент вошел в рэки виртуальных студий таких известных продюсеров, как Bonobo, Mouse On Mars и, наиболее говорящего имени в списке, Skrillex. Он поможет как создать мягкие атмосферные пэды, так и накрутить резкие басы и лиды, которые мы слышим в стадионном EDM. Основанный на принципах таблично-волнового синтеза, плагин формирует звук тремя волновыми осцилляторами с отдельными элементами управления положения, высоты тона и формы волны.

Сигнал осцилляторов пропускается через два отдельных фильтра, затем на выходе формируется четырьмя разными огибающими с ADSR-настройками, дальше следует на генератор кольцевой и фазовой модуляции.

Генератор шума обеспечивает дополнительный источник сигнала, который можно подмешивать к остальным для создания интересных эффектов. Удобные макросы для мгновенной кастомизации любых пресетов и органичная компоновка элементов управления для живых выступлений предопределили востребованность Massive.

Не стоит путать Massive и Massive X, релиз которого состоялся в 2019 году и получил неоднозначную реакцию. Последний хоть и развивает идеи базового Massive, но является принципиально новым инструментом, и далеко не вся аудитория Massive сумела к нему адаптироваться.

Native Instruments Reaktor

Высокотехнологичная виртуальная альтернатива габаритным модульным системам, созданная для продвинутых саунд-дизайнеров. Фактически, Reaktor — огромная творческая лаборатория, потенциал которой ограничен только фантазией и навыками пользователя.

В ней можно спроектировать любой инструмент, о чем не понаслышке знает многочисленная пользовательская база VST, выставляющая плоды своих трудов в свободный доступ на постоянно растущей Reaktor User Library.

Дружелюбный интерфейс и заводские пресеты надолго увлекут тех, кто еще не готов броситься с головой в глубокие эксперименты синтеза.

Те, для кого соединение и маршрутизация компонентов — это рутина, тоже не заскучают: виртуальный патчинг, графическое отображение сигнального тракта, последовательная обработка событий, параметров, MIDI и OSC данных, которые есть в Reaktor, обеспечат удобную среду для проецирования кастомных DSP.

U-He DIVA

К названию своего главного плагина U-he подошли с изрядной долей юмора. На русский язык DIVA (т.е. Dinosaur Impersonating Virtual Analogue synthesizer) можно расшифровать как «динозавр, выдающий себя за виртуально аналоговый синтезатор». Дальше все на полном серьезе. Diva воплощает в себе наследие пяти десятилетий аналогового синтеза. Осцилляторы, фильтры, огибающие легендарных монофонических и полифонических синтезаторов прошлого были тщательно смоделированы для достижения аутентичного аналогового звука.

DIVA сочетает эмуляцию схем аппаратных синтезаторов в реальном времени с нулевой задержкой. Цена этого звука — довольно высокая нагрузка на процессор, но затраченные ресурсы того стоят.

В основе плагина — пять классических фильтров и осцилляторов, которые имеют опции модуляции, а также традиционные регуляторы среза и резонанса. Все генераторы делят общие элементы управления: выбор формы волны, диапазон октав, микширование, регуляторы выходной громкости, источник шума. Разные модули можно комбинировать по своему, таким образом создавая новые гибридные виртуально-аналоговые инструменты.

Xfer Records Serum

Виртуальный таблично-волновой синтезатор c классным звуком и удобным графическим интерфейсом давно стал неотъемлемым элементом виртуального рига EDM-продюсеров.

Встроенный редактор позволяет создавать пользовательские волноформы разными методами: импортом аудиофайлов, рисованием огибающих, гармонически-спектральным морфингом и линейной интерполяцией.

Создать необычный звук в реальном времени получается быстро, без сложных манипуляций в меню. Возможность использовать до 16 голосов на осциллятор и рэк с 10 модулями встроенных эффектов делает обработку простой и быстрой.

Native Instruments Guitar Rig

Guitar Rig — полная эмуляция тракта усиления электрогитары. Виртуальный гитарный процессор реалистично воспроизводит звучание винтажных и современных усилителей, кабинетов и эффектов.

В последней итерации движка Guitar Rig использована новаторская технология машинного обучения, которая воспроизводит поведение аппаратных устройств с нуля и делает саунд еще реалистичнее. Несмотря на то, что уже в самом названии плагина явно указан основной инструмент для которого он рассчитан, цепи эффектов и обработки сигнала Guitar Rig также подойдут при работе со струнными, ударными и синтезаторами.

IK Multimedia AmpliTube

AmpliTube от IK Multimedia — близкий аналог Guitar Rig. Отличается понятным интерфейсом и библиотекой из нескольких десятков кабинетов, усилителей и педалей от известных брендов.

AmpliTube представлена в четырех версиях. Даже бесплатной базовой Custom Shop хватит, чтобы оценить тот обстоятельный подход, которого придерживались специалисты IK Multimedia во время разработки продукта. В бесплатной версии у пользователя есть свободный доступ к 39 единицам оборудования.

Заключение

Навык находить нужные плагины приходит с опытом. Поначалу ориентироваться в их изобилии нелегко, поэтому лучше останавливаться на известных программах.

Разработчики софта предусмотрительно предлагают пробный период для плагинов или выпускают бесплатные базовые комплектации, чтобы пользователь не выбирал инструменты вслепую. Не сомневаемся, что любой из представленных в списке плагинов увлечет вас на долгие часы и поможет добиваться лучших результатов.

Создание музыки на ПК в программе FL Studio. Онлайн уроки. VSTi плагины.

Главная » Уроки. Создание компьютерной музыки. » Создание музыки с нуля. FL Studio для начинающих.

VST инструменты

Урок 1. Создаем свой первый музыкальный трек. Быстро и просто.

fl-studio-toolbar

Все эти кнопки могут вам пригодиться в последствии, а сейчас мы будет работать с панелью окон (обведена красным) и сверху я подписал горячие клавиши (F5, F6, F7, F8, F9) для быстрого вызова этих окон.

fl-toolbar01

Итак, мы самостоятельно пишем музыку с нуля. Двигаемся далее, выбираем сэмпл Hat и пишем 4 ноты тарелок, как на рисунке ниже.

Смысл заключается в том, что тарелки будут чередоваться с барабаном и такая комбинация задаст танцевальный ритм. Можно прослушать, нажимая пробел. Уже неплохо, не правда ли. Уже появляется настроение.

Далее можно просто провести, как кисточкой, от 2 по 8 такт, и у нас образуется 8 прописанных тактов, а это уже целых 14 секунд музыки. Это невероятно. но факт :) У вас все получится :)

fl-seq01

Следующим этапом будет опять PlayList, нажимаем F5 и проводим кисточкой теперь уже по второй дорожке (Track 2) на всю длину 8 тактов.

Напоминаю, тема урока: Написание музыки с нуля для начинающих. Цель: научиться создавать свой трек на компьютере быстро и просто.

fl-wasp01

Далее, пишем вот такую гармонию на 4 такта в тональности Ля-минор (смотрим рисунок ниже).

Мы учимся создавать музыку на ПК, и наша композиция уже звучит очень приятно, но для полноценной аранжировки не хватает мелодии. Переключаемся на 4 паттерн, F6 в секвенсор вставляем новый синт, я выбрал SimSynth (preset > default), настройки по умолчанию. Открываем Piano Roll (F7).
Мне пришла в голову простая, но очень эффектная секвенция (секвенцией, кстати, называют любой мотив написанный в секвенсоре, как правило это что-то не сложное и повторяющееся). Попробуем этот мотив положить на нашу музыку.

Смотрим ноты на рисунке и видим, что первых 3 такта мотив повторяется, а на четвертом меняется на основе баса. В этом и есть сила музыки! Когда по законам гармонии ноты соединяются в аккорды, но об этом мы будем разговаривать позже, а сейчас просто копируем ноты.

Пишем музыку с нуля в FL Studio. Уроки для начинающих.

Создание музыки с нуля. FL Studio для начинающих. : 89 комментариев

Супер-круто, я не встречал обучающих сайтов где в первом уроке уже создавалась полноценная музыка. Все по полочкам по нотам разобрано, что становится сразу ясно. С удовольствием прочитаю следующие уроки.

Спасибо за урок! Так как имею детей начинающих музыкантов, просто обязан был освоить программу FL Studio 10. Все изложено довольно просто а главное доходчиво, будем упражняться :)

Где можно посмотреть видео уроки про изучение этой программы для создания музыки с нуля? Видео уроки FL Studio и видео курсы.

Очень хорошее обучение, благодаря этому я понял один основной суть в FL Studio, спасибо за ваше обучение, жду продолжений.

После долгого изучения инструмента и бессонных ночей, проведённых за сочинением своих композиций, вы решили, что настало время записать свои задумки. Музыкальные идеи переполняют голову и вы хотите поделиться ими с окружающими.

К счастью, все намного проще, чем кажется. В этой статье мы расскажем, что нужно для производства музыки в домашних условиях и ответим на некоторые популярные вопросы, появляющиеся у новичков.

1.jpg

Что нужно, чтобы писать музыку на компьютере

40 лет назад для того, чтобы записать свое творчество нужно было идти на профессиональную студию. Качественное звучание было доступно только тем, у кого были деньги. Благодаря развитию технологий, сегодня создание музыки стало намного доступнее: с помощью компьютера мы можем создавать отличные треки не выходя из дома.

Чтобы организовать домашнюю студию, потребуется:

Программа для записи музыки (DAW);

Эти четыре компонента — необходимый минимум для начала работы. Конечно, помимо этого не помешает также MIDI-клавиатура и студийные мониторы, но первое время можно обойтись и без них. Ниже мы вкратце пройдемся по каждому пункту нашего списка (более подробно о выборе оборудования для студии звукозаписи можно прочитать тут, а о выборе студийных мониторов — здесь).

Компьютер

Для звукозаписи подойдет любой современный компьютер. Будет ли это Mac или PC — не важно, обе платформы предлагают одинаковые возможности для музыканта. Два главных критерия здесь — это быстродействие и вычислительная мощность процессора.

За быстродействие компьютера в студии отвечает оперативная память. В вашем компьютере ее должно быть как минимум 8 ГБ, но лучше больше. Дополнительно повысить быстродействие поможет замена обычного жесткого диска на скоростной твердотельный SSD-накопитель.

2.jpg

Во время работы с плагинами, звуковыми эффектами и виртуальными инструментами операционная система и музыкальный софт полагаются на центральный процессор. Обозначить точную мощность, необходимую для комфортной работы, довольно сложно: процессор должен без лишних проблем работать с большим количеством плагинов. Чем больше он сможет переварить, тем лучше. Рекомендуемый минимум здесь — это четырехъядерные процессоры уровня Intel Core i3, но чем больше ядер и потоков будет в вашем распоряжении, тем комфортнее будет работа.

Программа для записи музыки (DAW)

DAW (от англ. Digital Audio Workstation — цифровая рабочая станция или секвенсор) — это специальное программное обеспечение для записи музыки. Именно оно превращает обычный компьютер в мощный инструмент и центр домашней студии.

Подобный софт выпускается как для PC и Mac, и бывает как бесплатным, так и платным. Все DAW предлагают схожие возможности и отличаются по сути только подходом к организации рабочего процесса.

Звуковая карта

Встроенные в компьютеры звуковые карты подходят только для прослушивания музыки. Чтобы полноценно записывать себя, потребуется специальный аудиоинтерфейс, который может качественно записывать аудиосигнал.

В большинстве случаев хватит аудиоинтерфейса с 2-4 входными каналами и фантомным питанием — этого хватит для записи 1-2 гитар (даже одновременной), клавишных и вокала, когда вы обзаведетесь микрофоном.

3.jpg

Среди достойных моделей, чьих возможностей с лихвой хватит начинающему музыканту, можно выделить Focusrite Scarlett 2i2 и Scarlett 2i4, PreSonus AudioBox USB 96, Audient iD14.

Наушники

Созданный материал нужно как-то послушать, поэтому последним важным компонентом необходимого минимума станут студийные наушники. В отличие от потребительских наушников, которые любят приукрашивать звук в определенных диапазонах частот, изолированное звучание студийных наушников обеспечит большую детализированность и точность звука. К тому же наушники позволят работать в любое время суток.

Выбирать наушники стоит на основании бюджета, амплитудно-частотной характеристики и удобства использования. С бюджетом все понятно — составьте список моделей, укладывающихся в ту сумму, которую вы готовы потратить на уши. Что касается амплитудно-частотной характеристики, то она должна быть максимально ровной (о том, что такое амплитудно-частотная характеристика читайте здесь). Вопрос удобства — индивидуальный, но наушники не должны вызывать дискомфорт при длительном использовании.

Для начала наушников будет более чем достаточно. Позднее, если ваши занятия музыкой станут более серьезным делом, стоит обзавестись парой хороших студийных мониторов ближнего поля.

В какой программе лучше работать?

На рынке существует более 20 различных DAW, но выбрать программу для записи музыки проще, чем может показаться. Во-первых, не стоит сильно заморачиваться в этом вопросе — DAW не более, чем технический инструмент, с которым вы взаимодействуете. Здесь решают навыки, а не сама программа. Во-вторых, выбор DAW — это вопрос вкуса, удобства и личных предпочтений, поэтому выбирать нужно все-таки то, с чем вам удобнее работать.

Если вы пользователь Мака, то в системе уже установлена DAW GarageBand. По сути, GarageBand представляет собой упрощенную версию Logic Pro X: его возможности не так богаты и продвинуты, но для начала работы хватит и этого — программа без проблем записывает аудио, работает с плагинами и виртуальными инструментами. Плюс, владельцы iOS-устройств могут скачать мобильную версию этой DAW, чтобы создавать проекты на смартфоне или планшете и переносить их на десктоп для дальнейшей работы.

5.jpg

Постепенно функционала GarageBand перестанет хватать: вам понадобятся более продвинутое редактирование аудио, автоматизация, качественные и производительные синтезаторы. И здесь у вас будет два варианта:

  1. Перейти на Logic Pro X. В таком случае переход будет безболезненным: принципы работы Logic Pro и GarageBand во многом совпадают (долго привыкать к новому окружению не придется), а проекты созданные в GarageBand можно запросто открыть в Logic Pro и продолжить работу;
  2. Перейти на какую-нибудь другую DAW, но в этом случае придется заново создавать все проекты.

GarageBand — неплохая отправная точка для знакомства с миром звукозаписи и производства музыки, но рассматривать его как основную программу все же не стоит. Главные достоинства “гаража” в том, что он бесплатен и прост в освоении, но страдания с переносом проектов в другую DAW не стоят того.

Пользователям PC несколько проще, так как выбор программ здесь намного больше. Если вы новичок и не представляете, как работает DAW, то знакомство со звукозаписью можно начать с бесплатных Magix Music Maker, Ardour или Podium Free. Как и в случае с GarageBand, постоянно работать в этих программах не стоит, так как проблемы все те же — нехватка функциональности и невозможность быстро и просто перенести уже созданные проекты в другую DAW.

Практически у каждой серьезной DAW есть ограниченная по времени полнофункциональная демо-версия, позволяющая попробовать программу. Обычно такие демки работают в течение месяца — этого вполне достаточно, чтобы понять, как устроена DAW, насколько она удобна и что может предложить. Если нет желания возиться с бесплатным софтом и хочется начать изучение особенностей производства музыки сразу в серьезной программе — качайте демо на сайтах разработчиков.

6.jpg

При выборе DAW также стоит помнить, что в этой среде не существует самой лучшей программы — у всех есть свои плюсы и минусы. Выбирать здесь нужно на основе популярности (распространенности) программы и того, насколько вам удобно в ней работать. Чем популярнее DAW, тем выше вероятность того, что вы сможете работать со своими проектами на любой студии. Распространенность программы также позволит обмениваться своими идеями и работать над музыкой вместе с друзьями и коллегами-музыкантами, не переживая о том, смогут ли они открыть проект в своей студии.

Среди самых популярных DAW можно выделить (еще больше программ можно посмотреть по этой ссылке):

Avid Pro Tools (PC, Mac)

Pro Tools считается стандартом в звукозаписывающей индустрии. Благодаря этому вы сможете без проблем отправлять свои проекты в студии по всему миру и быть уверенным, что проблем с их открытием не будет — Pro Tools есть везде.

Выбирая Pro Tools нужно быть готовым к двум вещам: долгому изучению интерфейса ввиду его некоторой запутанности и сложности для новичков, а также работе только с AAX-плагинами. Если первое не проблема, то второе может стать критичным - далеко не все внешние обработки существуют в этом формате.

Apple Logic Pro X (Mac)

Старший брат GarageBand и ещё одна очень популярная DAW, которая сегодня есть на всех студиях, построенных вокруг Mac. Logic отличается простым и понятным интерфейсом и большой библиотекой плагинов, виртуальных инструментов, лупов и сэмплов на 70+ ГБ.

Главная проблема Лоджика в том, что он существует только на Маке. Это может стать проблемой, если все вокруг не пользуются компьютерами Apple.

Ableton Live (PC, Mac)

На фоне остальных DAW, Ableton создан с прицелом на живые сессии записи и выступления. Конечно, вы сможете записывать в программе любую музыку без каких-либо ограничений, но диджеи и концертирующие музыканты ценят Ableton именно за удобство использования на сцене. К примеру, можно запускать различные сэмплы и аудиоклипы, а также создавать новые петли буквально в пару кликов и выглядеть как настоящий человек-оркестр.

7.jpg

FL Studio (PC, Mac)

В среде музыкантов бытует мнение, что FL Studio является программой для начинающих. Такое суждение не верно: DAW активно используется такими музыкантами как Deadmau5, Майк Олдфилд, Мартин Гаррикс и Afrojack, назвать которых новичками язык не повернется.

Подход FL Studio к работе отличается от того, что вы можете увидеть в других DAW - создание музыки здесь напоминает работу со степ-секвенсором. FL Studio не становится от этого хуже или лучше, программа просто немного другая. Тем не менее в составе есть все, чтобы заниматься электронной музыкой, да и научиться работать с “фрутиками” довольно просто.

Cockos Reaper (PC, Mac)

Cockos Reaper существует уже более 10 лет, но только сейчас стал более-менее на слуху у музыкантов. Разработчики утверждают, что коммерческая составляющая волнует их намного меньше качества работы и это правда: Reaper стоит всего $60, но умеет все то же, что и более дорогие и раскрученные DAW.

Помимо цены, стоит выделить богатую комплектацию программы, вместе с которой идет комплект отличных плагинов и эффектов - этого будет более чем достаточно для записи и сведения. Из минусов Reaper можно назвать отсутствие виртуальных инструментов в поставке (придётся искать на стороне), а также некоторую запутанность и сложность интерфейса для начинающего музыканта.

Steinberg Cubase (PC, Mac)

Старожил Cubase по праву считается одной из самых популярных DAW, чему не в последнюю очередь способствуют кроссплатформенность программы и ее распространенность на студиях звукозаписи.

Cubase поставляется в трех редакциях, каждая из которых предлагает музыкантам удобную работу с аудио и MIDI, комплект инструментов и сэмплов, встроенный автотюн и другие возможности. Среди минусов — слишком яркий и перегруженный интерфейс, который в Интернете прозвали «оконное безумие».

8.jpg

Эти программы популярны среди музыкантов, а вокруг них собрано собственное коммьюнити пользователей. Благодаря этому изучение DAW станет проще: в Интернете и на YouTube найдутся тысячи обучающих материалов, а в музыкальных сообществах в социальных сетях и на форумах можно без проблем получить ответы на интересующие вопросы.

А как же Audition?

Когда речь заходит о записи музыки, многие сразу же вспоминают Adobe Audition. Несмотря на популярность, Audition всегда был и остается аудиоредактором, и слабо приспособлен для серьезных студийных задач.

Audition удобен для многоканальной записи или записи голоса, но его возможности на этом заканчиваются. Так, например, редактор умеет работать с VST-эффектами (компрессорами, эквалайзерами), но не поддерживает VST-инструменты. Помимо этого Audition не знаком с MIDI — загрузить виртуальное пианино или ударную установку и записать их партию попросту не выйдет.

На этом фоне аудиоредактор от Adobe проигрывает даже бесплатному Magix Music Maker. Домашняя студия без виртуальных инструментов попросту не существует в 2018 году, поэтому рассматривать Audition в качестве центра студии бессмысленно.

Какие плагины мне понадобятся?

В принципе, никакие. Большинство DAW оснащаются всем необходимым для производства музыки. В комплекте практически с любой программой вы найдете большое количество эквалайзеров, компрессоров, ревербераторов и других эффектов, возможностей которых хватит для того, чтобы записать и свести проект.

Необходимость в сторонних разработках появится только в двух случаях:

  1. Если чего-то не найдется в комплекте с программой. Речь идёт о каких-то специфических обработках или виртуальных инструментах. Обычно разработчики оснащают DAW только самыми необходимыми инструментами (если это не Reaper), но если вы знаете, что ваша музыка не обойдется без чего-то специфического (например, гусей), то искать все это придётся на стороне;
  2. Если вас не устроит качество звучания стоковых эффектов или инструментов. Обычно камнем преткновения здесь становятся именно виртуальные инструменты, которые звучат сносно, но не великолепно.

Понадобятся ли сторонние плагины и стоит ли сразу искать дополнительные инструменты — вопрос индивидуальный. Для начала стоит подробно изучить свою программу. Возможно то, что вы ищете, уже есть в комплекте.

Самым адекватным решением здесь будет начать работу с тем, что уже есть и постепенно составить список того, чего вам не хватает. Плагины никуда не убегут от вас — докупить недостающее можно в любой момент. Главное здесь знать, что и зачем вам нужно. Понимание этого приходит только с опытом и после изучения возможностей DAW.

9.jpg

Если речь идет о формате плагинов, то здесь все зависит от DAW и того, с какими плагинами она может работать (это обычно указано в описании программы). Форматов всего шесть — VST, AU, AAX, RTAS, DXi, ReFill, но для конечного пользователя отличий между ними нет. Каких-либо преимуществ от использования VST или AU вы не получите: плагины работают одинаково вне зависимости от формата.

Единственная сложность, с которой можно столкнуться — отсутствие необходимого плагина в нужном виде. Перед тем, как покупать что-либо, узнайте, в каком формате выпускается плагин и поддерживает ли он работу с DAW.

Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?

Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.

На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.

10.jpg

Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.

Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).

11.jpg

Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.

Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.

Нужны ли дополнительные программы для производства музыки?

Современные DAW готовы ко всем стадиям производства музыки и нет ничего, с чем бы они не справились. Здесь работает то же правило, что и для плагинов: все, чего вам не хватает, можно докупить позднее (когда освоитесь и поймете, чего реально не хватает).

Если вопрос в том, понадобится ли вам дополнительный софт для мастеринга музыки, то скорее всего нет. Во-первых, как уже говорилось, DAW готовы ко всем аспектам продакшена. Во-вторых, мастеринг — это отдельная и довольно объемная тема, браться за которую стоит имея определенный опыт в работе со звуком.

Конечно, мы хотим, чтобы наша музыка звучала круто и профессионально - это естественно. Проблема в том, что качественная музыка — это не крутой софт а-ля WaveLab, а ваши идеи и аранжировки. Путь от черновика до прошедшей мастеринг готовой песни длинный, и не исключено, что к тому времени вы научитесь так ловко работать в DAW, что внешний софт вам попросту не понадобится.

В общем, не усложняйте себе жизнь: вы еще не изучили DAW, поэтому смысла в других программах сейчас попросту нет.

Читайте также: