Общая ошибка при установке сертификата в хранилище эцп

Обновлено: 03.07.2024

В статье освещены основные проблемы при работе с сертификатами (ключами) ЭЦП НУЦ РК:

-невозможно зайти в кабинет налогоплательщика, в egov.kz и др. сервисы еПравительства РК.

В основе правильной работы большинства сервисов электронного правительства РК лежит установка утилиты NCA Layer, которая также содержит корневые сертификаты удостоверяющего центра. Поэтому, даже если какой-либо портал (например ЭСФ или кабинет налогоплательщика) не использует в работе данную утилиту, мы все же рекомендуем установить (обновить) ее.

ШАГ 1. Проверьте утилиту NCA Layer.

Необходимо проверить обновление утилиты, а также запущена ли она.

Значок этой уттилиты отображается в области уведомлений системы (возле значка переключения языков).

NCA Layer в трее

Значок выглядит так:

Если область уведомлений свернута то так:


В ДОПОЛНЕНИЕ ВАЖНО!

Если Вы используете Кабинет Налогоплательщика, то также в NCA Layer необходимо установить Модуль knpplugin.

Если Вы используете сайт Электронные счет-фактуры, то Вам необходимо установить модуль ЭСФ в NCA Layer

ШАГ 2. Проверяем настройки сертификатов и браузера
Выберите вариант браузера, с которым Вы работаете.

Если Вы используете Google Chrome, то дополнительные настройки не требуются.


Откройте браузер Mozilla Firefox

Зайдите на официальный сайт >>> НУЦ РК <<<, чтобы установить корневые сертификаты.

Прокрутите вниз страницы и скачайте корневые сертификаты.

Корневые сертификаты НУЦ

Центр сертификатов Firefox


Закрываем браузер Firefox , открываем заново и пробуем воспользоваться сервисом электронного правительства.

Вы можете также посмотреть короткое видео, как быстро проверить все настройки ЭЦП в компьютере (данное видео устарело, но в целом верно отражает настройки).

Не удалось решить проблему? Обращайтесь к нам через форму обратной связи.

вопросы

Такую ошибку несложно устранить без вызова специалиста или обращения в службу поддержки. Алгоритм действий, направленных на решение этой проблемы, приводится ниже.

Что может послужить причиной такой ошибки

ошибка в контейнере закрытого ключа и причины её появления

  • установка сертификата впервые;
  • экспортирование данных на внешний носитель;
  • попытка просмотра ключей в контейнерах ключей;
  • загрузка информации на компьютер извне.

В целях устранения ошибки обычно бывает достаточно произвести корректную ручную переустановку сертификата.

Решение ошибки: отсутствие электронного сертификата в контейнере закрытого ключа

Для начала запускаем «КриптоПро» нажатием кнопки «Пуск». Затем выбираем «Настройку», в возникающем на мониторе окне заходим в опцию панели управления, далее «сервис – установить личный сертификат».

программа криптопро предложит указать место хранение сертификата

Далее, через кнопку «обзор» указываем путь, где сохранен открытый ключ – файл с расширением *.cert или *.crt

Необходимо выбрать файл и открыть его с помощью криптопро

Жмём «Далее», в мастере установки сертификата мы увидим путь, который указывали до нашего сертификата.

Убедившись, что криптопро верно распознало путь установки сертификата, подтверждаем установку

Нам отображается информация, содержащаяся в открытом ключе на пользователя, жмём «далее»

Перед импортом сертификата надо проверить содержащуюся в нем информацию

В следующем окне можно воспользоваться двумя путями поиска нужного контейнера закрытого ключа:

  • «найти контейнер автоматически
  • вручную через «обзор»

В первом случае КриптоПро на основе данных из открытого ключа подберет закрытый, в случае с ручным поиском нужно будет знать название закрытого ключа, чтобы выбрать его для установки

Мы рекомендуем использовать функцию КриптоПро «найти контейнер автоматически» или указать его вручную через «обзор»

Самый простой вариант выбрать автоматический поиск, затем после «обнаружения» необходимого контейнера, мы увидим заполненную строчку с его именем и после жмём «Далее»

после того, как указан контейнер, можно продолжить установку

Личный сертификат пользователя всегда устанавливается в хранилище «Личное», можно выбрать как вручную, так и КриптоПро может сделать это за вас по умолчанию, затем подтверждаем установку цепочки сертификатов и жмём «Далее»

Важно! Не забудьте поставить галку в настройках КриптоПро «установить сертификат (цепочку сертификатов) в контейнер

>

В случае успешной установки КриптоПро выдаст окно с информацией об окончании процедуры и жмём «Готово»

Можно завершать установку сетификата

Затем появится окно с подтверждением данной операции, жмём «ДА»

Криптопро предложит перезаписать сертификат – соглашаемся

В следующем окне увидим информацию о том, что процесс окончен успешно. Сертификат установлен в контейнер закрытого ключа.

Готово. Сертификат установлен

Особенности версий КриптоПро

С января 2019 года квалифицированные сертификаты могут выпускаться только по ГОСТ 2012, выпуск по другому ГОСТу прекращен. Мы об этом писали ранее в статье. Важно помнить, что версии криптопро на ГОСТ 2012 работают только с версии 4.0 и выше. Все старые версии КриптоПро, для нормальной работы, потребуется обновить или заменить на актуальную. Сделать это нужно не позднее 31 декабря 2019 года.

Самая распространенная ошибка ЭЦП - ошибка 496 «Не предоставлен сертификат». В данном случае это означает, что сертификат электронно-цифровой подписи не установлен в браузер. Мы рассмотрим пример установки сертификата в браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome.


Для того, чтобы установить сертификат в Mozilla Firefox нужно в меню браузера перейти в раздел «Инструменты» - «Настройки» (1) . В случае, если у Вас не отображается панель «Меню браузера», нужно нажать правой кнопкой мыши рядом со значком добавления новой вкладки и активировать панель меню (2).

После того, как Вы перейдете в настройки браузера, появится новое окно – «Настройки», в котором нужно перейти на вкладку «Дополнительные» - «Сертификаты» и нажать на кнопку «Просмотр сертификатов»


Выйдет новое окно «Управление сертификатами» – данное окно является хранилищем сертификатов в этом браузере. В этом окне нужно нажать на вкладку «Ваши сертификаты». Именно сюда и нужно установить Вашу электронно-цифровую подпись. Для этого нужно нажать «Импортировать» . В новом окне нужно перейти в папку с сертификатами ЭЦП, выбрать сертификат ЭЦП для аутентификации и нажать «Открыть»



После успешной установки электронных ключей отобразится Имя и Фамилия его владельца


Ваша электронно-цифровая подпись установлена в браузер, можно закрывать все дополнительные окна и попробовать произвести вход на портал государственных закупок повторно.

Примечание: Возможно, после установки сертификата ЭЦП, при попытке произвести вход на тендер, опять выйдет ошибка 496. Это связано с тем, что браузер запоминает страницы, на которые Вы заходили. Чтобы это устранить, необходимо очистить историю браузера.

Для того, чтобы очистить историю браузера, нужно перейти в его меню «Журнал» - «Удалить недавнюю историю»


Установка ЭЦП в браузер «Google Chrome»

Для установки ЭЦП в браузер Google Chrome перейдите в настройки браузера. В самом низу страницы нажмите «Дополнительные» , после чего найдите пункт «Настроить сертификаты»


В новом окне выберите вкладку «Личные» и нажмите кнопку «Импорт»


Откроется «Мастер импорта сертификатов», нажмите «Далее»

В новом окне нужно выбрать устанавливаемый ЭЦП. Для этого нажмите кнопку «Обзор» и откройте папку с ЭЦП на Вашем ПК.


Чтобы браузер увидел Ваши ключи, необходимо выбрать тип файла «Все файлы», после чего сертификаты появятся в списке. Выберите нужный файл ЭЦП и нажмите «Открыть»


У Вас отобразится выбранный файл, нажмите «Далее» и введите пароль от ЭЦП



Далее будет предложено поместить сертификаты в хранилище. Необходимо его изменить, нажав кнопку «Обзор» . Откроется окно выбора хранилища, поставьте галочку «Показать физические хранилища» и из списка выберите хранилище «Личное» - «Реестр»


Нажмите «Далее», «Готово» , после чего выйдет уведомление об успешной установке ЭЦП




После установки ЭЦП необходимо закрыть и снова открыть браузер, после чего ошибка 496 пропадет

Иногда во время установки сертификатов электронной цифровой подписи через КриптоПро после выбора ключевого контейнера возникает ошибка: «В контейнере закрытого ключа отсутствует открытый ключ шифрования». Ее устранение в большинстве случаев не требует обращения в службу поддержки пользователей: достаточно лишь следовать пошаговой инструкции установки в контейнер закрытого ключа подписи.

Причины возникновения ошибки

Ошибка «В контейнере закрытого ключа отсутствует сертификат открытого ключа» может возникать во время установки нового личного сертификата, а также при попытке просмотра закрытых ключей через контейнеры или при экспорте данных с компьютера на флешку или с электронного носителя на ПК.

Свойства КриптоПро

Пошаговая инструкция установки личного сертификата

Чтобы установить личный сертификат, не записанный на ключевой носитель, нужно:

  • Запустить программу КриптоПро: «Пуск»/«Настройка»/«Панель управления»/«КриптоПро CSP».
  • Перейти через раздел «Сервис» во вкладку «Установить личный сертификат».

Установка Сертификата ЭЦП

  • Нажать «Далее».
  • Указать путь к закрытому ключу электронной цифровой подписи через кнопку «Обзор». Пользователь в открывшейся папке выбирает файл, заканчивающийся расширением .cer.
  • После этого пользователю предстоит нажать «Открыть».

Выбор Сертификата ЭЦП

Следующий шаг — это выбор ключевого контейнера. Пользователь должен:

  • В рабочем окне «Контейнер закрытого ключа» нажать «Обзор» и выбрать контейнер, соответствующий названию ЭЦП.

Обзор контейнеров ЭЦП

  • Нажать «Далее» после того, как в графе «Имя ключевого контейнера» появится название контейнера.
  • При необходимости ввести пин-код ключевого носителя.

Затем нужно выбрать хранилище. Делает это так:

  • Пользователь нажимает «Обзор» и выбирает «Личное хранилище».

Выбор личного контейнера

  • После того как название хранилища отразится в соответствующей графе пользователь нажимает «Далее».

Выбор мастера импорта

  • После выбора контейнера для подтверждения установки нужно нажать «Готово».

Серт. в хранилище

Остается лишь перезагрузить компьютер и попробовать подписать документ. Если ошибка будет повторяться, то необходимо обратиться в сервисный центр для незапланированной замены носителя электронной подписи и закрытого ключа ЭЦП. Проблема может крыться в неисправности токена.

Установка в КриптоПРО версии 3.62 R2

Установка личного сертификата в КриптоПро версии 3.62 R2 и выше происходит иначе. В окне программы следует выбрать пункт «Установить» и подтвердить замену (если требуется). Если запроса на замену не вышло, нужно открыть вкладку «Сертификат для просмотра» и выбрать «Свойства».

Установка Крипто Про новой версии

В новом окне выбрать пункт «Установить».

Установка Сертификата в контейнер

После этого запустится «Мастер установки», в котором нужно нажать кнопку «Далее». После этого следует выбрать пункт «Поместить все сертификаты в хранилище». Для выбора хранилища нужно нажать «Обзор».

Обзор хранилищ

Для дальнейшей установки нужно выбрать «Личное хранилище».

Обзор хранилищ

Импорт завершен

Ошибка отсутствия ключа электронной цифровой подписи в контейнера возникает обычно из-за отсутствия соответствующего сертификата. Решить проблему просто: установить личный сертификат и перезагрузить ПК. Способ установки зависит от версии используемого программного обеспечения КриптоПро и занимает всего несколько минут. Если после замены или установки открытого ключа проблема не исчезла, лучше обратиться в сервисный центр для перевыпуска электронной подписи.

Читайте также: