Обязательно ли утилизировать списанную оргтехнику

Обновлено: 03.07.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязательно ли утилизировать списанные основные средства

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обязательно ли утилизировать списанные основные средства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Ведение организациями связи учета драгметаллов
(Нестеров С.Е.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 6) К сведению. В пункте 6.3 ранее действовавшей Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н, утратила силу с 19.01.2017) содержалось примечание, согласно которому в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Точка пересечения стандартов. Ценности, остающиеся после ликвидации основных средств
(Рабинович А.)
("Финансовая газета", 2021, N 29) По этой же логике должно решаться и противоречие между положениями п. 16 ФСБУ 5/2019, п. 43, 44 ФСБУ 6/2020, в которых сказано, что затраты на демонтаж, утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды признаются расходами периода, в котором были понесены, за исключением случаев, когда в отношении этих затрат ранее было признано оценочное обязательство. Разница между суммой балансовой стоимости списываемого объекта основных средств и затрат на его выбытие, с одной стороны, и поступлениями от выбытия этого объекта - с другой, признается доходом или расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором списывается объект основных средств.

Нормативные акты: Обязательно ли утилизировать списанные основные средства

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Росгидромета от 11.08.2011 N 427
(ред. от 25.12.2013)
"О Порядке представления федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями Росгидромета документов для согласования списания федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения" 14. Вторичное сырье, полученное от разборки списанных основных средств и непригодное для повторного использования в Организации, подлежит реализации перерабатывающей организацией или организацией, занимающейся сбором вторичного сырья, либо подлежит утилизации на свалке.


Основной предпосылкой для списания основных средств является утрата ими полезных свойств, ради которых они приобретались и используются. Причинами такой утраты являются:

  • физический износ;
  • моральный износ;
  • неустранимая поломка или порча.

Для компьютерной техники в большей степени, чем для других видов оборудования, характерен быстрый моральный износ. Стремительное развитие компьютерных технологий часто ведет к тому, что существующий парк компьютерной техники, находящейся в рабочем состоянии, все равно требуется обновлять и модернизировать для производственных целей. Поэтому для компьютеров и оргтехники законодательно установлены довольно короткие сроки полезного действия для расчета амортизации — от 3 до 5 лет.

Чтобы на балансе не висело не используемое более компьютерное оборудование, его следует списать.

Нюансы списания оргтехники для коммерческих компаний

Для коммерсантов общий порядок списания оборудования достаточно прост.

В соответствии с законодательством РФ частные компании не обязаны привлекать сторонних специалистов для оценки пригодности компьютерной техники к дальнейшему использованию. Поэтому для оформления списания достаточно создания внутренней комиссии из сотрудников компании и актирование их заключения. Только если собственных специалистов, способных произвести оценку, нет, нужно приглашать таковых со стороны.

На основе заключения комиссии составляется акт о списании объекта основных средств — компьютерной техники. Должен быть также оформлен приказ, учитывающий возможные нюансы списания и утилизации оргтехники (об этом далее).

Как принять на учет материалы, оставшиеся после демонтажа основных средств, читайте в статьях:

Нюансы списания оргтехники для бюджетников

Чтобы списать компьютерную технику, являющуюся объектом основных средств, учреждение должно организовать специальную постоянно действующую комиссию (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Списание основных средств осуществляется на основе ее решения.

При этом чтобы принять решение о списании с учета компьютерной техники, являющейся объектом учета основных средств, бюджетная организация должна проверить соблюдение нескольких критериев (п. 46 приказа Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н), а именно, что она:

  • не осуществляет контроль за списываемым объектом ОС;
  • не осуществляет расходы, связанные с распоряжением им (владением и (или) пользованием);
  • не имеет права на получение экономической выгоды и извлечение пользы от распоряжения (владения или пользования);
  • не участвует в распоряжении (владении и (или) пользовании) выбывшим объектом, числящимся на учете,
  • не использует его в той степени, которая предусматривалась при его признании;
  • оценила величину дохода (расхода) от выбытия объекта;
  • оценила прогнозируемые экономические выгоды или полезный потенциал, связанные с объектом, а также прогнозируемые (понесенные) затраты (убытки), связанные с его выбытием.

Решение комиссии о списании компьютера с бюджетного учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Форма акта утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

  1. Акт должен быть согласован с учредителем бюджетной организации, если списываемое имущество отнесенок особо ценному имуществу, которое закреплено собственником за бюджетным учреждением или которое приобретено бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Так, Минздрав России, Минтруд России, Минспорта России, Росреестр России включили компьютеры в перечень особо ценного движимого имущества независимо от его стоимости. Поэтому если указанные структуры наделили бюджетное учреждение компьютерами, то их списание необходимо согласовывать с учредителями.
  2. Если особо ценное движимое имущество было приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно (письмо Минфина России от 26.09.2012 № 02-06-10/3912). Согласование списания такого имущества с учредителем не требуется.

После подписания акта руководителем бюджетной организации совершаются действия по разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

О бухгалтерском учете списания основных средств в бюджетной организации читайте в этом материале.

Утилизация компьютерной техники

Компьютерное оборудование содержит в себе различные элементы, среди которых:

  • вещества, опасные для окружающей среды, т. е. подпадающие под действие закона «Об отходах» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • драгметаллы — благодаря драгоценной «начинке», на списываемый компьютер распространяется действие закона «О драгметаллах» от 26.03.1998 № 41-ФЗ, а также инструкций Минфина по специальному учету драгметаллов.

Таким образом, компьютерная техника относится к объектам, которые нельзя просто выкинуть на свалку при списании. Необходимо передать их для утилизации лицензированной специализированной компании. Порядок утилизации следует обозначить и утвердить в комплекте документов на списание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если по общему правилу процесс списания компьютеров выглядит достаточно простым, то необходимость привлекать лицензированную компанию для утилизации может повлечь за собой и необходимость проведения дополнительной экспертизы оборудования специалистами утилизирующей компании.

О том, почему требуется контролировать отходы и как оформить акт инвентаризации отходов, читайте здесь.

Как учесть утилизацию компьютерной техники в бухгалтерском учете? Подробную инструкцию по данной процедуре можно найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и ознакомьтесь с разъяснениями экспертов.

Что делать, если в списываемой оргтехнике присутствуют драгметаллы?

Информацию о наличии в списываемом компьютерном оборудовании драгметаллов обычно можно найти в техпаспорте на это оборудование. В случае утери техпаспорта компании следует провести экспертизу на содержание драгметаллов. Для этого нужно привлечь специалистов из лицензированной компании.

Наличие в списываемых компьютерах драгметаллов (а это порядка 80% случаев) означает, что

  1. Их необходимо передать для утилизации соответствующим образом лицензированной компании.
  2. Утилизирующая компания должна быть не только лицензирована по деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, но иметь регистрационное удостоверение, выданное комитетом драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.06.1992 № 431).

Принимаемый порядок утилизации и экспертные заключения лицензированной компании должны найти свое отражение в документах на списание.

Расходы, связанные с утилизацией компьютерной техники, могут быть учтены в составе внереализационных расходов предприятия при расчете налога на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Итоги

Списание компьютерной техники с учета оформляется актом на списание. Но списание с учета не отменяет утилизацию списанного оборудования. Списываемая компьютерная техника, как правило, содержит драгоценные металлы и относится к опасным отходам, поэтому ее утилизацией занимаются только организации, у которых есть разрешение на подобную деятельность.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В муниципальном казенном учреждении на основании экспертных заключений списаны кондиционер, оргтехника и бытовая техника.
Каким образом нужно утилизировать эти основные средства? Можно ли их сдать в металлолом?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов определяет мероприятия по демонтажу и утилизации списываемого объекта основного средства.
При отсутствии в учреждении специалиста, способного дать заключение о наличии или отсутствии в технике драгоценных металлов, а также на которого могут быть возложены обязанности по демонтажу деталей, содержащих такие металлы, за оказанием таких услуг следует обратиться в специализированную организацию.
Объекты основных средств, содержащие отходы I-IV классов опасности, передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

К сведению:
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных Актами о списании имущества или же оплатой демонтажных работ, как правило, в фактическую стоимость вновь принимаемых к учету материальных запасов не включаются и списываются в дебет счетов 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта".
Ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, предусмотрена ст. 15.47 КоАП, а ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - ст. 8.2 КоАП.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

Организации, не выполняющие правила использования, обращения, учета и хранения драгоценных металлов или содержащих их изделий, могут быть привлечены к административной ответственности.

Если организация не имеет лицензии на работу с вредными отходами, то для утилизации оргтехники организации необходимо привлечь специализированную организацию.

Обоснование вывода:

Большинство видов оргтехники (в том числе компьютеров) состоят из деталей, содержащих драгоценные металлы, которые согласно нормам действующего законодательства подлежат учету.

Порядок учета установлен:

Правилами учета и хранения драгоценных металлов. утв. постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее — Правила);

Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов. утв. приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее — Инструкция).

Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов (п. 8 Инструкции).

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

С учетом положений указанных выше нормативных правовых актов при списании предметов оргтехники, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:

изъять из предметов оргтехники детали, содержащие драгоценные металлы;

определить содержание драгоценных металлов в деталях;

оприходовать полученные в результате разбора техники детали.

Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы законодательство не требует.

Еще одним способом списания объекта, содержащего драгметаллы, с учета может быть его реализация (в неразобранном виде) специализированной организации, выкупающей старую технику и утилизирующей ее (п. 29 ПБУ 6/01, п.п. 76, 81 Методических указаний). Такое выбытие оргтехники сопровождается составлением акта приемки-передачи основных средств.

Также необходимо учитывать, что в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду компьютеры (системный блок, монитор, в т.ч. и электроннолучевой, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы) (пп. 5.5.11 Положения. утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 Федерального классификационного каталога отходов, утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).

При этом обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности может осуществляться только организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП, согласно которой на юридических лиц может быть возложен штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или приостановлена деятельность организации на срок до девяноста суток.

Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что любая организация, которая использует в своей деятельности материальные ценности, содержащие драгоценные металлы, должна вести учет драгоценных металлов в установленном законом порядке.

В рассматриваемом случае организация собирается осуществить списание компьютера без оприходования драгметаллов и сдачи его на утилизацию. Такой способ списания объектов, содержащих драгметаллы, с учета не предусмотрен действующими положениями по бухгалтерскому учету и положениями законодательства об учёте и хранении драгоценных металлов.

За нарушение установленных правил извлечения, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, организация может быть привлечена к ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ путем наложения штрафа:

на должностных лиц организации - от 10 до 15 тысяч рублей;

на организацию - от 30 до 50 тысяч рублей.

Протокол об административном нарушении в этом случае составляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный пробирный надзор (п. 99 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 19.14 КоАП РФ, рассматривает суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В качестве примера порядка действий Организации при ликвидации основных средств, в том числе содержащих драгметаллы, а также документирования при этом операций считаем возможным рекомендовать Порядок списания и реализации ОС, направленный письмом Роспотребнадзора от 13.10.2005 N 0100/8489-05-32.

7 сентября 2018 г.

Читайте также: