Опишите основные направления где информационная деятельность связана с компьютерами

Обновлено: 06.07.2024

Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. Это были военачальники, жрецы, летописцы, затем ученые и т. д. Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком. Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы – каждые пять лет. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Информационная деятельность бывает массовой, специальной и личностной. Некоторые виды информационной деятельности человека приведены в таблице.

Область деятельности Профессии Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение, Радио, Телекоммуникации, Компьютеры, Компьютерные сети Интернет, Электронная почта, Библиотеки, Архивы
Почта, телеграф, телефония Служащие, Инженеры Традиционный транспорт, Телеграф, Телефонные сети, Компьютерные сети БД
Наука Ученые Телекоммуникации, Компьютеры, Компьютерные сети Библиотеки, Архивы, БД, БЗ, Экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации, Компьютеры, Компьютерные сети Библиотеки, Патенты, БД, БЗ, Экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Информационные системы, Телекоммуникации, Компьютеры, Компьютерные сети БД, БЗ, Экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы, Телекоммуникации, Компьютеры, Компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, Художники, Музыканты, дизайнеры Компьютеры, устройства ввода/вывода и отображения информации, Аудио-и видеосистемы, системы мультимедиа, Телекоммуникации, Компьютерные сети Библиотеки, Музеи, Интернет




Ради построения компьютерных моделей для решения научно-технических задач были созданы первые компьютеры. В настоящее время компьютерное моделирование активно применяется во всех науках, но обеспечить его применение по-прежнему поручают математикам. Только фундаментальное математическое образование позволяет сформировать специалиста, владеющего теорией дифференциальных уравнений и численными методами, программированием, компьютерным моделированием, способного построить компьютерную модель реальной системы. При подготовке эти специалисты изучают широкий спектр курсов, связанных с вычислительной техникой и программированием. Для примера укажем направления подготовки факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ: прикладная математика и информатика, информационные технологии.

Профессия Направление деятельности
Математик, Системный программист Прикладная математика и информатика, компьютерная безопасность. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
Информатик (область применения) Прикладная информатика (по областям)
Специалист по защите информации Организация и технология защиты информации, защита объектов информации
Инженер Вычислительная техника, телекоммуникации, информационные системы.

Профессия «Информатик» с квалификацией в некоторой прикладной области утверждена в России в 2000 г. Эта специальность применяется в экономике, юриспруденции, политологии и т.д., где используются информационные системы. Информатик в соответствующей области занимается созданием и сопровождением информационной системы. Например, информатик-экономист является специалистом по информационным системам в административном управлении, банковском, страховом деле, бухгалтерском учете и т.д. Этот специалист, имеющий глубокую фундаментальную подготовку, может создавать информационно-логические модели объектов, разрабатывать новое программное и информационное обеспечение для решения задач науки, техники, экономики и управления, адаптировать систему на всех стадиях ее жизненного цикла.

Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем особенно актуальны для современного мира. Эти задачи привели к возникновению новой специальности – специалист по защите информации. Специалисты изучают защиту информации в автоматизированных системах, в персональных компьютерах, в компьютерных сетях с помощью программных и аппаратных средств. Для обеспечения информационной безопасности применяются технические, программные, организационные и правовые методы. К техническим мерам относят защиту от несанкционированного доступа к системе, резервирование компонентов системы, перераспределение ресурсов в случае аварии, резервные системы электропитания, установку сигнализации и др. К правовым мерам относят разработку норм ответственности за компьютерные преступления, защиту авторских прав программистов. В основе программной защиты находятся криптографические методы защиты информации. Специалисты по защите информации востребованны в государственных организациях, работающих со статистической, налоговой, таможенной информацией, в финансово-кредитных учреждениях, в системах электронной торговли и электронных платежей.

Вычислительная техника и телекоммуникации составляют аппаратную основу любой информационной технологии. Их разработкой и созданием занимаются инженеры. Они владеют принципами построения вычислительных и телекоммуникационных систем, электротехникой и микроэлектроникой, базисом является инженерное образование.

Правовое регулирование в информационной сфере является новой и сложной задачей для государства. В Российской Федерации существует ряд законов в этой области.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Статья 11 этого закона «информация о гражданах (персональные данные)» содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопустимости использования собранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:

· неправомерный доступ к компьютерной информации;

· создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

· умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей.

Информационная безопасность-совокупность мер по защите информационной среды общества и человека. Информационные угрозы безопасности информации можно разделить на преднамеренные (хищение информации, компьютерные вирусы, физическое воздействие на аппаратуру) и случайные (ошибки пользователя, ошибки профессионалов, отказы и сбои аппаратуры, форс-мажорные обстоятельства).

К традиционным методам защиты от преднамеренных информационных угроз относятся: ограничение доступа к информации, шифрование (криптография) информации, контроль доступа к аппаратуре, законодательные меры.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях: на уровне среды обитания человека (путем создания искусственной преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных пропусков, установки охранной сигнализации или систем видеонаблюдения) и на уровне защиты компьютерных систем (например, с помощью разделения информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и организации доступа к ней лиц в соответствии с их функциональными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен).

Шифрование (криптография) информации заключается в преобразовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс — декодирование. Шифрование обеспечивает существенное повышение безопасности передачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удаленных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппаратура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, которые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.

Законодательные меры заключаются в исполнении существующих в стране законов, постановлений, инструкций, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц – пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.

Политика безопасности — это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

1. Дайте определение информационной деятельности человека.

2. Какие виды информационной деятельности вы знаете?

3. Какие виды профессиональной информационной деятельности вы можете назвать?

Формирование общих компетенций (ОК): ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6.

Задачи: научиться различать различные виды профессиональной информационной деятельности, использовать в работе технические средства

Время – 2часа

Методическое руководство

Оборудование: ПК, сеть Интернет .

Теоретический материал:

Информационная деятельность человека связана с созданием знаний, которые образуют информационные ресурсы общества. К информационным ресурсам можно отнести научно-технические знания, произведения литературы и искусства, общественную и государственную информацию.

Основу технических средств любой современной информационной технологии составляют следующие аппаратные средства:

· компьютер, предоставляющий возможность автоматической обработки информации;

· машиночитаемые носители информации — магнитные и оптические диски большой емкости, надежности и долговечности;

· компьютерные сети и телекоммуникации, позволяющие совместно обрабатывать и оперативно передавать информацию.

Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по реализации этих идей, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательские и опытно-конструкторская документации, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов – трудовых, энергетических, минеральных и так далее) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Мы не говорим «всемирная радиосеть», потому что радио уже давно стало обыденным явлением. Оно в каждом доме и каждой квартире. Мы не говорим «всемирная телефонная сеть», хотя можем звонить в любое место на земном шаре, где существуют линии связи, которые охватывают самые отдаленные друг от друга страны. Но мы говорим «всемирная компьютерная сеть», потому что ее развитие еще продолжается, по сравнению с радио, телефоном, телевидением, которые усовершенствуются. Все эти технические средства коммуникации и формируют культуру информационного обмена, новый технический, социальный и экономический уровень цивилизации, создают информационное общество, обладающее следующими основными чертами:

· наличие мировой системы связи;

· компьютеризация и информатизация общества;

· возникновение единой информационной среды, включающей библиотеки, архивы, фонды, банки данных, информационные системы и так далее;

· усовершенствование и развитие технических ресурсов, данных;

· разработка, систематизация и подбор программных средств и продуктов;

· овладение пользовательскими умениями и навыками.

Задание №1 Создайте в рабочей тетради или текстовом редакторе Таблицу 1. Информационные ресурсы в профессиональной деятельности. Заполните таблицу подходящей информацией.

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».

Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

Сбор информации

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.

Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

Обработка информации

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.

Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.

Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

blank

Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы

В данной статье рассмотрим раздел из тем ЕГЭ по информатике, называемый информационной деятельностью человека. Разберём основные понятия раздела, типы и виды информационной деятельности, классификацию информационных ресурсов, области информационной сферы, а также понятия об этике, безопасности и праве.

Итак, перейдём к рассмотрению темы. Начнём с понятия информационной деятельности.

Информационной деятельностью являются действия, направленные на получение информации гражданами, юридическими лицами и государствами. Данные действия направлены на осуществление целей с помощью определённых информационных процессов.

blank

Информационная деятельность бывает разных видов, рассмотрим их:

В процессе информатизации общества нужно подготавливать специалистов к деятельности с применением информационных ресурсов.

На самом деле существует большое количество различных видов деятельности, являющейся информационной. Вследствие этого появляется потребность в классификации видов деятельности.

Выделяют три основных типа деятельности, являющейся информационной:

Например, студент в основном применяет специальный вид деятельности, так как он применяет свои знания в процессе обучения. Он овладевает различными коммуникациями, знаниями в области своей компетенции.

blank

Компетентностым подходом называют деятельность, проводимую учреждениями образования для определения целей получаемого образования, а также результатов, полученных в процессе обучения.

Компетентность — это требование к уровню подготовки специалистов, необходимое для качественного исполнения должностных обязанностей в определённой сфере деятельности.

Одной из компетентностей, являющихся ключевыми считают информационную. Она включает в себя объективные, а также субъективные стороны. Объективная сторона включает в себя требования, предъявляемые к уровню подготовки дипломированного специалиста. Субъективная сторона есть отражение объективной. Она включает в себя деятельность специалиста, состоящую из определённых особенностей для мотивации и совершенствования компетенции.

Рассмотрим задачи, необходимые для развития профессионального уровня специалиста:

Таким образом, информационная деятельность классифицируется по видам и типам. В основе них лежат определённые признаки, рассмотренные выше.

Перейдём к теме информационных ресурсов. Существуют различные подходы к определению понятия об информационных ресурсах. Рассмотрим одно из них.

Информационными ресурсами являются документы в архивах, библиотеках, банках, а также другие ресурсы, являющиеся информационными в различных системах.

В современном обществе одним из наиболее важных видов ресурсов считают информационные.

С течением времени информационные ресурсы становятся всё более важными. В наше время их рассматривают в качестве ресурсов, являющихся стратегическими. Следует учитывать, что главным отличием информационных ресурсов от ресурсов других видов является исчезновение ресурсов (за исключением информационных).

Итак, рассмотрим тему экономики информационной среды.

Информационной средой является деятельность, области которой имеет свойство постепенно расширяться. Эта область связана с появлением новых услуг, технологий, информационных продуктов.

Рассмотрим, что же относится к сфере информации:

Именно в данной сфере применяют информационные системы, называемые профессионально-ориентированными. Их используют для решения различных задач на основании вида информационной деятельности.

Информационную сферу принято делить на две части:

Каждая часть делится на области. При этом, основная часть состоит из трёх областей, а обеспечивающая – из двух.

Двумя главными областями являются:

Рассмотрим три части, являющиеся обеспечивающими:

На сегодняшний день невозможно представить информационную деятельность без использования различных систем и баз данных, а также других технологий и техники.

Более поздно появилась ещё одна область, называемая созданием и применением технологий, являющихся информационными, а также средств для их функционирования.

При подготовке к единому государственному экзамену необходимо повторить изученный ранее теоретический материал. Итак, рассмотрим понятия об информационной этике, праве и безопасности.

Внедрение в нашу жизнь компьютеров на повседневной основе принесло как лёгкость, так и определённые сложности в нашу жизнь. Например, применение новых технологий принесло с собой, так называемую информационную зависимость (начиная с компьютерных игр и заканчивая совершенствованием техники).

Информационной этикой является дисциплина, которая исследует различные проблемы. Такие проблемы возникают в связи со стремительным развитием технологий. К тому же, информационная этика взаимосвязано с компьютерной этикой и информационной философией.

Рассмотрим понятие информационного права и безопасности.

blank

Информационным правом является отрасль науки, изучающую правовые нормы, которые регулируют отношения в обществе, а также содержит необходимые предписания к деятельности.

Информационной безопасностью является защита и сохранность информации и другой техники, используемой для работы с информацией.

Целью обеспечения информационной безопасности является защита данных от несанкционированного доступа.

Для того чтобы успешно внедрить системы информационной безопасности нужно соблюдать определённые правила. В эти правила входит:

Читайте также: