Определили что краткосрочное хранение информации основная характеристика системы человеческой памяти

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величковский Борис Борисович

Приводятся результаты исследований двух классов заданий на рабочую память . Показывается участие механизмов кратковременного и долговременного хранения информации в их выполнении. Обсуждаются представления о неоднородности структуры рабочей памяти человека.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Величковский Борис Борисович

Структура корреляционных зависимостей между показателями эффективности выполнения разных классов заданий на рабочую память Тестирование рабочей памяти: от простого к сложному и снова к простому Соотношение хранения и переработки информации в рабочей памяти Изучение индивидуальных различий рабочей памяти в Западной психологии i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Short-term and long-term retention of information during working memory tasks

Experimental studies of two classes of working memory tasks are presented. The usage of short-term and long-term information retention mechanisms in the execution of these tasks is shown. Heterogeneity of working memory structure is discussed.

Текст научной работы на тему «Использование механизмов кратковременного и долговременного хранения информации при выполнении заданий на рабочую память»

дения и побуждать к совершению нравственно-направленных действий.

Становление когнитивного компонента мотивационной сферы может быть вторичным по отношению к чувствам и поведению и дополнительным когнитивным регуляторам, имеющим эмоционально-волевую природу.

Испытуемые стараются в конфликтных ситуациях избегать друг друга (другую спорящую сторону) в надежде на то, что ситуация разрешится сама собой. Они думают, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Избегают занимать позицию, которая может вызвать споры; предоставляют возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; пытаются избежать для себя неприятности; стараются отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно; стараются сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

Испытуемые осуществляют попытки приспособиться в спорных ситуациях к противоположной стороне, идут на уступки ей: прежде чем обсуждать то, в чем они расходятся, одна из сторон стремится обратить внимание на то, с чем обе стороны согласны; жертвуя собственными интересами ради другого человека; старается не задеть чувства другого человека, успокоить его, сохранить отношения; если это сделает другою человека счастливым, дает ему возможность настоять на своем; ведя переговоры, старается быть внимательным к другому;

если позиция другого человека кажется ему очень важной, то старается идти ему навстречу.

Особенности мотивационно-потребностной сферы зависят от этапов развития личности профессионала и связаны с изменением содержания образа профессионала по мере повышения квалификации специалиста. Теории и концепции профессиональной мотивации в отечественной психологии опираются на деятельностный подход. Характер мотивации (конкретные мотивы и цели, направленность, широта и интенсивность) обуславливается особенностями этапов профессионального становления субъекта: выбор профессии, реализации деятельности.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.

3. Попова И.П. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов (1995-2005) // СОЦИС. - 2008. - № 3. - С. 79-91.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - 712 с.

5. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 7-16.

6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.

Величковский Борис Борисович

кандидат психологических наук Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КРАТКОВРЕМЕННОГО И ДОЛГОВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ НА РАБОЧУЮ ПАМЯТЬ*

Приводятся результаты исследований двух классов заданий на рабочую память. Показывается участие механизмов кратковременного и долговременного хранения информации в их выполнении. Обсуждаются представления о неоднородности структуры рабочей памяти человека.

Ключевые слова: рабочая память, долговременная память, объем рабочей памяти, обновление рабочей памяти, контроль интерференции.

Под рабочей памятью понимается система оперативного удержания и обработки информации человеком [1; 6]. Понятие рабочей памяти является одним из центральных в когнитивной науке [2]. Индивидуальные особенности рабочей памяти являются надежными предикторами общего интеллекта и успешности осуществления различных видов сложной деятельности [2; 5]. Дефициты рабочей памяти являются

важной предпосылкой возникновения трудностей обучения у школьников [10].

Согласно современным представлениям, рабочая память может быть функционально и структурно неоднородна. Например, в модели рабочей памяти, предложенной К. Оберауером [14], выделяются три компонента. «Фокус внимания» содержит элемент информации, который является объектом текущей обработки. «Регион прямого доступа» по-

* Исследования проведены при финансовой поддержке РФФИ, грант №11-06-00343-а.

© Величковский Б.Б., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

зволяет кратковременно удерживать небольшое (35) количество элементов, которые могут быть практически мгновенно загружены в фокус внимания. «Активированная часть долговременной памяти» -это подмножество элементов долговременной памяти с повышенным уровнем активации. Эта область хранения практически не ограничена по объему, однако надежность хранения информации в ней существенно снижена. Таким образом, в структуру рабочей памяти могут входить компоненты, использующие как механизмы кратковременного, так и механизмы долговременного хранения.

Для исследования функций рабочей памяти сегодня используются различные классы заданий: задания на обновление рабочей памяти, задания на определение простого и сложного объема рабочей памяти и др. [2]. При выполнении заданий разных классов механизмы кратковременного и долговременного хранения могут использоваться в разной мере. Использование определенного механизма хранения может быть установлено на основе зависимости эффективности выполнения задания от манипуляции факторами, селективно влияющими на работу того или иного компонента рабочей памяти. Для фокуса внимания таким фактором является сложность выполняемой обработки. Для активированной части долговременной памяти такими факторами являются факторы, влияющие на эффективность долговременного хранения информации (время хранения и/или интерференция со стороны другой информации).

Участие механизмов кратковременного и долговременного хранения в реализации функций рабочей памяти может быть показано на примере задания на «обновление счетчиков» [11], относящегося к классу заданий на обновление рабочей памяти. В этом задании испытуемому в случайном порядке предъявляются стимулы, и он должен реагировать, если стимул предъявляется определенное количество раз (обычно 3 предъявления). Предполагается, что для каждого стимула в рабочей памяти создается «переменная-счетчик», значение которой увеличивается на единицу при каждом новом предъявлении этого стимула.

С использованием этого задания мы провели эксперименты, в которых изменяли нагрузку на рабочую память так, чтобы необходимое количество счетчиков либо не превышало типичных значений объема рабочей памяти (4 стимула), либо заведомо превышало его (6 стимулов). Мы также манипулировали длительностью временного интервала, прошедшего с момента последнего предъявления стимула («интервал отсрочки»). Было обнаружено, что факторы нагрузки на рабочую память и длительности «интервала отсрочки» значимо взаимодействовали. При 6 счетчиках увеличение интервала отсрочки приводило к большему снижению точности, чем при 4 счетчиках (р<0,05).

Дополнительно к манипуляциям нагрузкой и длительностью интервала отсрочки мы также манипулировали сложностью операции обновления счетчика. Для этого при предъявлении каждого стимула указывалось значение, на которое необходимо было увеличить соответствующий счетчик. Сложность операции обновления является фактором, селективно связанным с фокусом внимания. Поэтому мы ожидали, что влияние этого фактора не будет зависеть от действия факторов, селективно связанных с другими компонентами рабочей памяти. Было обнаружено, что сложность операции обновления действительно не взаимодействует ни с нагрузкой, ни с длительностью интервала отсрочки (p>0,05).

Нами также было проведено экспериментальное исследование с использованием другого задания на обновление рабочей памяти - задания N-Back. В этом задании [13] испытуемый должен реагировать тогда, когда актуально предъявляемый стимул идентичен стимулу, показанному N предъявлений назад. Например, в варианте 1-back правильное выполнение этого задания требует реагирования на совпадение предъявляемого стимула с предыдущим стимулом, а в варианте 2-back - со стимулом, предшествовавшим предыдущему стимулу.

В наших экспериментах мы манипулировали нагрузкой на рабочую память, используя различные варианты задания N-back (1-, 2- и 3-back). Кроме того, мы манипулировали силой интерференции (используя в качестве стимулов цифры из одного или разных цифровых диапазонов). Манипуляция силой интерференции заменила манипуляцию длительностью интервала отсрочки, которая использовалась в исследовании с заданием обновления счетчиков. Нами также осуществлялась манипуляция сложностью операции сравнения стимулов (необходимость реакции определялась либо совпадением стимулов-цифр, либо их совпадением по четности). Было обнаружено, что нагрузка и сила интерференции значимо взаимодействуют (p<0,01). Увеличение силы интерференции приводило к значимому увеличению времени ответа только при высокой нагрузке на рабочую память (вариант 3-back). Сложность операции сравнения не взаимодействовала ни с нагрузкой, ни с силой интерференции (p>0,05).

Нами была также проведена серия экспериментов с использованием заданий на определение сложного объема рабочей памяти (complex working memory span, [9]). В заданиях этого класса кратковременное удержание набора элементов сочетается с выполнением дополнительной задачи. Объем рабочей памяти рассчитывается как максимальное количество элементов, которые могут быть безошибочно воспроизведены испытуемым в этих условиях. Показатели сложного объема рабочей памяти обычно высоко коррелируют с показателями

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

интеллекта и эффективности выполнения сложной деятельности.

В одном из наших экспериментов использовалось задание на определение объема операций (operation span, [14]). В этом задании испытуемому предъявляется последовательность экранов, содержащих уравнение и несвязанный с ним элемент для запоминания (согласную букву). Испытуемый должен верифицировать уравнения (т.е. определить их истинность или ложность), а после предъявления всех экранов - воспроизвести запомненные элементы в исходном порядке. Мы манипулировали нагрузкой на рабочую память (от 2 до 6 экранов), силой интерференции (фонетическое сходство между согласными), а также сложностью задачи верификации уравнений. Как и для заданий на обновление, было обнаружено значимое взаимодействие между нагрузкой и силой интерференции -усиление интерференции снижало точность воспроизведения только при большой нагрузке на рабочую память (p<0,05). Все взаимодействия с фактором сложности были незначимыми (все p>0,1).

Аналогичные результаты были получены и в другом эксперименте, где применялся специальный вариант задания на определение сложного объема. В нем дополнительная задача была очень простой и заключалась в оценке четности цифр. Это позволило снизить влияние индивидуальных различий в навыках решения дополнительной задачи. Показано [7], что оценки объема рабочей памяти, получаемые с использованием этой методики, являются более надежными предикторами общего интеллекта и академической успеваемости, чем показатели сложного объема. Как и ранее, мы манипулировали нагрузкой, силой интерференции и сложностью дополнительной задачи. Было обнаружено, что нагрузка и интерференция значимо взаимодействовали - при большой нагрузке негативный эффект интерференции был более выраженным (p<0,05). Все взаимодействия с фактором сложности были незначимыми (все p>0,1).

В описанных исследованиях получены сходные результаты. Во-первых, систематически отсутствовали взаимодействия между сложностью выполняемой обработки, с одной стороны, и количеством удерживаемых в рабочей памяти элементов и факторами, влияющими на эффективность хранения в долговременной памяти, с другой стороны. Этот результат является достаточно общим, так как получен для различных классов заданий на рабочую память, с использованием различного материала и разных видов когнитивной обработки. Он подтверждает возможность выделения в структуре рабочей памяти минимум двух относительно независимых компонентов: «фокуса внимания» и собственно системы оперативного хранения информации.

Во-вторых, было обнаружено систематическое наличие взаимодействий между количеством удер-

живаемых в рабочей памяти элементов и силой интерференции. Такие взаимодействия были ожидаемыми в силу предположения о структурных различиях между регионом прямого доступа и активированной частью долговременной памяти. Если объем подлежащей оперативному удержанию информации превышает объем региона прямого доступа, то часть информации может «выгружаться» в неограниченную по объему активированную часть долговременной памяти. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при выполнении заданий на рабочую память может использоваться «смешанный» тип хранения информации, при котором используются механизмы как кратковременного, так и долговременного хранения.

Как показывают приведенные выше результаты, при реализации функции оперативного хранения информации могут использоваться различные механизмы. При оперативном хранении большого количества информации важную роль начинают играть механизмы долговременного хранения и контроля интерференции. Дальнейшие экспериментальные исследования структур и механизмов, вовлеченных в выполнение заданий на рабочую память, позволят приблизиться к пониманию природы связи между эффективностью осуществления человеком различных видов сложной деятельности и функциональными возможностями его рабочей памяти.

1. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. -СПб.: Питер, 2011. - 560 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

2. Величковский Б.Б., Козловский С.А. Рабочая память человека: Фундаментальные исследования и практические приложения // Интеграл. - 2012. -Т. 68. - № 6. - С. 14-16.

4. Величковский Б.М. Нейрокогнитивные особенности носителей аллеля е4 гена аполипопроте-ина Е (АРОЕ) / Б.М. Величковский, С.А. Боринс-кая, А.В. Вартанов, Б.Б. Величковский, С.И. Гаврилова, Е.Б. Прохорчук, Е.И. Рогаев, И.Ф. Рощина, Н.Д. Селезнева // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - Т. 2. - № 4. - С. 25-37.

5. Клингберг Т. Перегруженный мозг. Информационный поток и пределы рабочей памяти. - М.: Ломоносовъ, 2010. - 208 с.

6. Baddeley A. Working memory: Looking back and looking forward // Nature Reviews: Neuroscience. - 2003. - V. 4. - P. 829-839.

7. Barrouillet P., Camos V. The time-based resource-sharing model of working memory // The cognitive neuroscience of working memory / Osaka N., Logie R., D’Esposito M. (Eds.). - Oxford: Oxford University Press, 2007. - P. 59-80.

8. Conway A., KaneM., BuntingM., Hambrick D., Wilhelm O., Engle R. Working memory span tasks: A methodological review and user’s guide // Psychonomic Bulletin & Review. - 2005. - V. 12. -№ 5. - P. 769-786.

9. Engle R. Working Memory Capacity as Executive Attention // Current Directions in Psychological Science. - 2002. - V. 11. - P. 19-23.

10. Gathercole S., Alloway T. Working memory and learning: A practical guide. - London: Sage Press, 2008. - 144 p.

11. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «Frontal Lobe» tasks: a latent variable analysis // Cognitive Psychology. - 2000. - V. 41. -№ 1. - P. 49-100.

12. Oberauer K. Access to Information in Working Memory: Exploring the Focus of Attention // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 2002. - V. 28. - № 3. - P. 411-421.

13. Owen A.M., McMillan K.M., Laird A.R., Bullmore E. N-Back working memory paradigm: A meta-analysis of normative functional neuroimaging studies // Human Brain Mapping. -2005. - V. 25. - P. 46-59.

14. Turner M., Engle R. Is working memory capacity task dependent? // Journal of Memory & Language. - 1989. - V. 28. - P. 127-154.

Панкратов Александр Валерьевич

кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

Лотоцкая Юнона Николаевна

ПРАКТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И УСПЕШНОСТЬ*

Сравниваются основные линии в истории изучения практичности мышления. Обосновывается новый подход к его пониманию. Приводятся выводы из результатов серии эмпирических исследований, которые показывают, что важнейшее условие успешности субъекта — стратегичность, полимодальность и субъектность его мышления.

Ключевые слова: успешность, практичность, мышление, развернутость во времени, полимодальность, субъектность.

Важнейшей предпосылкой успешности субъекта является практичность его мышления.

В развитии психологии практического мышления (ПМ) можно выделить две существующие и в настоящее время линии, объединяющие группы исследователей. Первая из них берет начало от работ В. Кёлера, развивается в работах О. Липмана и Х. Богена, представлена в учебниках С.Л. Рубинштейна и во многих отечественных и зарубежных исследованиях (A. Bandura, C.A. Berg,

K.S. Calderone, St.J. Ceci, J. Hoffmann, K.A. Ericsson, A.D. d’Groot, J. Smith, R.J. Sternberg, R.K. Wagner, J. Ziker и др.). ПМ рассматривается как решение задач, данных «здесь и сейчас». Оно направлено на решение неожиданно для субъекта возникшей проблемной ситуации, абсолютно ситуативно, субъект не думает о будущем, не анализирует прошлого, а разрешив ситуацию, не выносит за ее пределы никакого «добавочного продукта», никакого обобщенного знания, предназначенного для разрешения подобных ситуаций в будущем.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 13-06-90419 и Государственного фонда фундаментальных исследований Украины, проект № Ф53.5/014.

Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая из нескольких уровней, словно этажей, она позволяет удерживать только значимую информацию. Прослушав лекцию, посмотрев фильм, поговорив с кем-нибудь из знакомых, попытайтесь воспроизвести в голове отдельные фразы, которые были сказаны лектором, киногероем или собеседником. Сможете ли вы их повторить в точности? Вряд ли, если вы не являетесь эйдетиком.

Это потому, что во время лекции, киносеанса или разговора срабатывала кратковременная память (сокращённо обозначается как КВП), из которой основная информация (тема доклада, сюжет фильма или суть беседы) перекочевала в долговременную. Вы не ставили перед собой задачу в точности запоминать какие-то фразы, поэтому доскональные формулировки исчезли. Это большой плюс, ведь иначе объём памяти был бы переполнен, а это, как правило, приводит к нежелательным последствиям.

Умение фильтровать информацию на данном этапе позволяет не забивать голову ненужными вещами и оставлять достаточно места для чего-то более важного. Чтобы его тренировать, нужно изначально работать именно на этом «этаже».

Что это такое


Кратковременная память — это удержание информации на короткий срок. Специалисты утверждают, что он ограничен 20-30 секундами. Причём затухать точный образ начинает уже на 18 секунде, а к 30-й полностью исчезает. Забывание в течение указанного промежутка времени происходит при условии, что отсутствует целенаправленное кодирование и сохранение. Если же человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он переводит данную информацию на следующий «этаж» памяти — долговременной.

Кратковременная память представляет собой способность удерживать ту информацию, которую мы получаем из жизненного опыта и используем для выполнения повседневной, рутинной работы. Например, домохозяйка моет посуду, и именно КВП позволяет ей сортировать тарелки на грязные и чистые (эти я уже помыла), выполнять элементарные действия (моющее средство в воду я уже добавила, сковородку я уже замочила и т. д.).

Человек даже не представляет, насколько важную роль в его жизни играют краткосрочные воспоминания. Яркий пример их нарушений — болезнь Альцгеймера. Люди, страдающие ею, по несколько раз подряд выполняют одно и то же действие, потому что не помнят, что они его только что совершили.

Так как в психологии это своеобразный комплекс познавательных способностей, специалисты утверждают, что его можно и нужно тренировать и развивать, что позволит в дальнейшем запоминать больший объём информации.

Стадии

Если человек не ставит своей целью запомнить какую-то конкретную информацию, срабатывает кратковременная память, и через 30 секунд он её забывает. Но, когда нужно удержать образ на более длительный срок, запоминание проходит 3 стадии: кодирование, хранение и извлечение. Если вы хотите тренировать КВП, нужно знать, как работают все три.

Стадия 1. Кодирование

Чтобы удержать образ в кратковременной памяти, в первую очередь нужно сосредоточиться на нём. Всё внимание должно быть акцентировано на том, что вам нужно, а всё лишнее, происходящее в этот момент вокруг, отсекается и забывается уже через 30 секунд.

Например, цель — запомнить сумму покупки, которую вы только что сделали в магазине. Спустя время вы её воспроизведёте, так как сосредоточились именно на ней. Но, если вас спросить, какое имя было указано на бейджике кассира, который пробивал вам чек, или сколько человек стояло за вами в очереди, вы вряд ли сможете ответить, потому что вам не нужна данная информация.

Все люди кодируют информацию в КВП по-разному:

  • фонологическое (акустическое) кодирование: чтобы запомнить, вы повторяете информацию вслух или про себя;
  • зрительное: создаётся устойчивая ассоциация с увиденным образом, применяется редко, так как фотографической памятью обладают не многие.

«Этаж» кратковременной памяти состоит из двух комнат. В психологии их принято называть хранилищами или буферами. За каждый из них отвечают разные мозговые структуры. Первый буфер — акустический, туда отправляется вся информация, которую человек запомнил на слух. Он располагается в левом полушарии. Второй — зрительно-пространственный, там хранится то, что было зафиксировано с помощью зрения. Он находится в правом полушарии.

Стадия 2. Хранение

Долгосрочная память позволяет помнить моменты из детства, обучения в школе и институте, какие-то яркие события из прошлого, заученные наизусть стихи и формулы, героев любимых фильмов и актёров, которые их играли. Кажется, что её хранилище безгранично и вмещает в себя огромные пласты информации. Совсем по-другому обстоит дело в КВП.

Понятно, что объём хранящейся информации в кратковременной памяти минимален. Удивительно то, что его можно выразить математическими параметрами. Джордж Миллер (выдающийся американский психолог) выяснил, что она определяется формулой «7 ± 2». Согласно его исследованиям, среднестатистический человек удерживает за 30 секунд всего 7 элементов. В силу различных причин (индивидуальных особенностей, отвлекающих факторов) это число может колебаться от 5 до 9.


Вы сами можете проверить это правило на себе. Бегло просмотрите любой список (имён, фильмов, продуктов), отвернитесь и попытайтесь воспроизвести его. Наверняка сможете вспомнить от 5 до 9 пунктов.

Хранение информации в кратковременной памяти связано с двумя процессами — укрупнением и забыванием. Если ваша задача — расширить её объём, натренировать, нужно знать, что они собой представляют.

Укрупнение

Ваша задача — за короткий промежуток времени запомнить следующую последовательность букв: Sruoyylerecnis. Человек, не знающий английского языка, воспроизведёт от 5 до 9 символов. Тот, кто ранее изучал его, может достать из хранилища долговременной памяти заученную когда-то фразу Sincerely Yours (переводится как «Искренне Ваш»). Получается, что он 14 букв укрупнил до 2 слов, которые легко запоминаются. Этот метод нужно научиться применять на практике, «вытаскивая» из памяти ассоциации, которые позволят сократить объём информации, подлежащей сохранению.

Забывание

Образы из кратковременных воспоминаний быстро забываются по двум причинам: угасание и замещение новыми. Угасание происходит потому, что на данной информации не было акцентировано внимание. Даже если вы сразу закодировали её (запомнили сумму покупки в магазине), как только вы сообщили её кому-то или зафиксировали на бумаге, она в скором времени сама собой сотрётся, так как потеряет актуальность. Она может исчезнуть из хранилища и по другой причине — если эту информацию вам нужно запоминать каждый день, она замещается новыми фактами. Вы наверняка помните, сколько потратили вчера или позавчера, но вряд ли воспроизведёте цифры недельной давности.

Стадия 3. Воспроизведение

Воспроизведение кратковременных воспоминаний кажется процессом гораздо более лёгким, чем воспроизведение долговременных. Ведь в последнем случае их нужно сначала найти, затем вытащить. А здесь хранилище совсем рядом — протяни руку и достань. Однако чем больше элементов находится в буферах, тем медленнее и менее точно происходит воспроизведение. Например, если телефон состоит из 10 цифр, есть большой риск ошибиться хотя бы в одной из них. Если их всего 7, это увеличивает шансы на более точное запоминание (срабатывает «магическая семёрка» Миллера).

Те, кто тренирует КВП, должны это учитывать. Не нужно стараться запоминать слишком большое количество элементов за один раз. Увеличивать объём нужно постепенно.

При постоянном повторении (репрезентации) информации она переносится из кратковременной памяти в долговременную.

В зависимости от того, как именно происходит кодировка в кратковременной памяти, последняя делится на несколько видов.

Аудиальная / слуховая

Запоминание происходит через органы слуха. Тут важен один момент: мало просто услышать нужную информацию, желательно самому проговорить её вслух или про себя. Иначе образ (фраза, слово) через 30 секунд исчезнет.

Визуальная / зрительная

Запоминание происходит через органы зрения. Чтобы перевести картинку из кратковременной памяти в долгосрочную, можно воспользоваться фонологическим кодированием (несколько раз проговорить про себя или вслух, что на ней изображено) или методом ассоциаций.

Тактильная / кинестетическая

Запоминание происходит через прикосновение. Таким видом памяти обладают немногие люди. Им нужно подержать вещь в руках, чтобы зафиксировать и сохранить информацию о ней.

Человек с кратковременной аудиопамятью будет лучше воспроизводить информацию из лекций. Те, у кого она визуальная, для удержания материала должны увидеть его на доске в виде каких-то схем или ключевых моментов. Кинестетикам нужны практические занятия — лабораторные работы, эксперименты.

По длительности хранения информации кратковременную память делят также на мгновенную (через 15-20 секунд образ стирается) и оперативную, рабочую (сохранение материала в течение 30 секунд, пока принимается решение, нужен он для дальнейшего воспроизведения или нет).

Характеристики

Как уже было сказано, оптимальный объём кратковременной памяти взрослого человека — 7 элементов. Допускается незначительное отклонение ± 2 элемента. При этом нужно понимать, что в данном случае плюс гораздо лучше минуса. Если этот параметр составляет цифру менее 5, диагностируются нарушения КВП, выясняется их причина, даются рекомендации по устранению (если это возможно), назначается лечение.

Краткосрочная память показывает умение человека отсеивать ненужную информацию, которой полон окружающий мир. Если во время лекции отвлекаться на такие моменты, как цвет новой блузки у подруги, разговор сидящих сзади, музыку с улицы из открытого окна, учебный материал не будет усвоен, так как хранилища будут заполнены совершенно другими образами.

От краткосрочной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Если плохо закодировать и сохранить информацию в КВП, она и в ДВП останется такой же деформированной, причём носитель этого понимать не будет. Этим объясняются постоянные споры на тему: «Я точно помню, что это было именно так» — «Нет, всё происходило по-другому». Одно и то же событие люди помнят по-разному и именно свой вариант считают достоверным.

Нарушения


На проблемы с кратковременной памятью нужно обращать внимание незамедлительно, потому что они имеют гораздо более серьёзные последствия, чем нарушения долговременной. Когда человек не помнит, что происходило 5 лет назад, это простительно. Но, когда он забывает то, что делал 5 минут назад, это оборачивается катастрофой не только для него самого, но и значительными трудностями для окружающих его людей.

Причины

Потеря или повреждение кратковременной памяти могут быть обусловлены следующими факторами:

  • депрессия нарушает химический и гормональный баланс в мозговых структурах, из-за чего теряется способность концентрироваться;
  • ишемический инсульт приводит к проблемам с мозговым кровообращением;
  • психическая травма: ЦНС блокирует сохранение болезненной информации, с этим связано состояние аффекта, когда после сильнейшей стрессовой ситуации человек не помнит, что происходило в эти несколько минут;
  • травмы головы приводят к временному ухудшению КВП;
  • наркомания, алкоголизм, курение не позволяют головному мозгу получать нужное количество кислорода, отчего страдают те его отделы, которые отвечают за КВП.

Нарушение может быть вызвано также авитаминозом, бесконтрольными или длительным приёмом мощных лекарственных препаратов, бессонницей, проблемами с щитовидкой, болезнью Альцгеймера, тяжёлыми инфекциями (ВИЧем, туберкулёзом, сифилисом) и другими физиологическими факторами.

Симптомы

По каким признакам можно узнать, что имеются проблемы с кратковременными воспоминаниями:

  • отсутствие логики в размышлениях, спутанность мыслей и сознания, прогрессирующее слабоумие;
  • ухудшение зрения: расплывчатые картинки, круги и мушки перед глазами;
  • депрессивное состояние;
  • понижение когнитивных способностей: нарушаются процессы восприятия, обучения и мышления;
  • нарушение двигательной координации, спазмы мышц.

Плохая кратковременная память приводит к проблемам в обучении и существенно снижает качество жизни, поэтому её следует постоянно тренировать и улучшать. Если же диагностируются серьёзные нарушения, это может лишить человека способности выполнять рутинную работу и жить прежней жизнью.

Диагностика

Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:

  • измерение объёма;
  • определение длительности сохранения информации;
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.

Объём:

  • классический тест по методу Джекобса;
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова;
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга;
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко;
  • определение отсутствующего звена по методу Бушке;
  • подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.

Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.

Процесс запоминания:

  • удержанные члены ряда по методу Эббингауза;
  • уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса;
  • удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера;
  • антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда;
  • мысленный лабиринт Персона;
  • пиктограммы, метод Выготского;
  • двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.

Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.

Для изучения процесса воспроизведения используются методы:

  • последовательного воспроизведения;
  • заданного эталона;
  • реконструкции;
  • сбережения.

В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.

Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.

Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:

Наборы цифр для проведения проверки КВП с помощью теста Джекобса

Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.

По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Уровень запоминания по результатам теста Джекобса

Способы улучшения

Что даёт тренировка кратковременной памяти:

  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • связное восприятие материала;
  • улучшение навыков чтения и понимания прочитанного/услышанного;
  • усовершенствование математических способностей;
  • успешное выполнение мелких повседневных задач;
  • умение правильно планировать ежедневные дела.

Чтобы улучшить кратковременную память, можно воспользоваться следующими методиками:

  • «тренажёрный зал для мозга», который развивает когнитивные функции — существует в многочисленных онлайн-версиях;
  • повторение: нужно многократно в течение определённого времени воспроизводить одну и ту же информацию;
  • упрощение (укрупнение): преобразуйте материал так, чтобы он легче запомнился;
  • образное мышление: метод ассоциаций и здесь остаётся лучшей методикой, позволяющей развить КВП;
  • эмоциональный компонент: заставьте информацию, которую нужно запомнить, вызвать яркую эмоцию;
  • мотивация: убедите себя в том, что этот образ вам жизненно необходим.

Полезными окажутся любые интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, заучивание наизусть стихов и песен, изучение иностранного языка. На развитие кратковременной памяти также влияет образ жизни, который ведёт человек. Поэтому, если хотите её улучшить:

  • высыпайтесь;
  • откажитесь от алкоголя и курения;
  • принимайте меньше лекарств;
  • избегайте стрессов;
  • правильно питайтесь;
  • чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых;
  • дышите как можно больше свежим воздухом;
  • постоянно тренируйте когнитивные способности, развивайте интеллект.

При наличии серьёзных проблем врач может назначить препараты для восстановления кратковременной памяти:

  • ноотропы (ускоряют проводимость нервных импульсов): Пирацетам, Глицин, Пантогам, Аминолон, Фенибут, Ноопепт, Диваза;
  • нейропротекторы (улучшают мозговое кровообращение): Циннаризин, Кавинтон, Фезам, Трентал, Гинкго билоба;
  • гомеопатические средства (активизируют мозговую деятельность): церебрум композитум, золотой йод, мемория, полимнезин.

От качества кратковременной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной. Поэтому так важно начинать именно с её тренировки. При возникновении серьёзных проблем (провалов, полной или частичной потери) необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам.

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  1. Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

  1. 2.Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

  • образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;
  • эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;
  • словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;
  • двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

  • мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);
  • кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
  • оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;
  • долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Мозг человека и мысли

Студент из Китая Чао Лу в 2005 году запомнил и сумел назвать 67 980 цифр числа пи благодаря феноменальной памяти. Даже не обладая такими способностями, каждый человек что-то запоминает, воспроизводит, а затем забывает ежедневно. О том, как трактуют понятие «память» сегодня и какая она бывает, рассказывают психологи Бенджамин Шторм и Роберт Немов.

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

  • Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
  • Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

  1. Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
  2. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
  3. Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
  5. Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Нейроученый Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) с коллегами с помощью специального сканирования мозга установила, что воспоминания могут «конкурировать» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает выделять нужные воспоминания из целого ряда похожих.

Мозг и лампочка

Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Память обязательно нужно «включать»

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

В книге «Общие основы психологии» доктор психологических наук, академик и член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук и Международной академии психологических наук Р. С. Немов классифицирует память (определяет виды) по ряду критериев.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

  • двигательной (моторной);
  • эмоциональной;
  • образной;
  • словесно-логической.

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности

Мозг и два маленьких человека в белом

Виды памяти: Freepick

Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

  1. Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
  2. Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

  • кратковременную;
  • оперативную;
  • долговременную.

Кратковременная память — промежуточное «хранилище» данных. Этот вид запоминания связан с однократным или очень коротким восприятием.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: