Оригинальные картриджи sega как отличить

Обновлено: 30.06.2024

Давно хотел сделать экспресс обзор своей коллекции пиратских картриджей для приставки Sega MD. Так как коллекция довольно большая, то видеообзор разбит на 10 частей. Картриджей в коллекции - 124.

Сами игры представлены в 4х разновидностях. Первые - просто картриджи без боксов. С ними все понятно.

Вторые - картриджи в минибоксах, их преобладающее количество и они очень аккуратно смотрятся на полочках.

Третьи - картриджи в больших боксах, прямиком из 90х, ага - те самые! Жаль, что их в коллекции совсем немного.

За четвертую категорию отдувается всего один картридж - Pocahontas. Редкое издание в бумажном боксе.

Ну а все остальное, вы можете посмотреть в видео формате! Надеюсь вам будет интересно!

Разве пиратское можно считать за коллекцию?

А чо нет, в то время даже пиратку хер найдёшь нужной игры, я так и не поиграл в Голден Ахе 3, СоР 3 и Мифолоджис саб зиры например, из того что в голову сразу пришло. Лицензию я вообще только в интернете увидел.

К слову, Mortal Kombat Mythologies Sub-Zero на Sega Mega Drive был просто пиратским клоном, у которого с оригинальной игрой было общего вообще ничего)))

Возможно от города зависит. Проблемно было что-то найти на Сегу года до 97, возможно даже 96. А потом этих ларьков обменных стало полно. И найти что-то перестало быть проблемой.

Эти коллекционеры бывают настолько упоротые что могут считать коллекцией всё что угодно.

Потому что есть коллекционеры, а есть собиратели. Первые вбухивают тысячи денег и часов в охоту за 1 кариком, вторые идут на али или авито и скупают все что дешево лежит. Я сам когда был собирателем.

Не настолько поверь

Ну как бы почему бы и нет.Посмотри сколько стоят карики со слоном на денди.Другое дело что вижу новодел,а вот они ну не стоят от слова ничего.

Просто знаю несколько коллекционеров (карточки какие то) разного рода вещей и как правило среди них ценится в первую очередь оригинальность вещи. Про подделки вообще лучше не говорить, поэтому и странно. Люди разные.

Ну это всего лишь направления коллекционирования.Ну как бы кто то коллекционирует ретро авто мерседесов выглядит круче,чем тот кто коллекционирует скажем советский автопром.И тот и другой коллекционер и имеет право таким называтся.А мусор не мусор это его право.Много случаев же было в истории,когда скажем художник умирал в нищете,со временем его работы взлетали до каких то нереальных высот.

кто то коллекционирует ретро авто мерседесов выглядит круче,чем тот кто коллекционирует скажем советский автопром

Для того, кто больше любит мерседесы или мечтает о том, как бы он продал эту коллекцию, потому что она стоит дороже. )

Ну как бы кто то коллекционирует ретро авто мерседесов выглядит круче,чем тот кто коллекционирует скажем советский автопром

При этом в какой-нибудь Японии это выглядит с точностью до наоборот, ибо советский автопром - это редкая и дорогущая диковинка, в отличие этих ваших мерседесов :)

Ну видишь, у нас росли на этих картриджах, покупали, играли с них, так что совсем обесценивать их я бы не стал. Понятно, что лицензия круче, но если не было её, что делать, ассоциация детства идет с такими картриджами

вторая часть побаще будет)

В моем случае было "Когда не узнал, где мама спрятала шнуры от Спектрума - и по-быстрому спаял новые!" - правда, походу перепутав пару цветов в RGB, но переделывать было некогда, ибо еще столько кассет с играми надо успеть посмотреть.

мы денди запитывали от 9-ти вольтовой батарейки )

В коробке от картриджа сеги? Всегда охуевал с их размеров.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Могу пожать плечами в ответ, никогда не понимал такое предвзятое отношение к пиратским играм. Но тут дело каждого - тебе не интересно, но найдутся и те, кому такое по нраву.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Так скипай, раз не понимаешь.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Больше не забывай

Прикол есть - если взять почти любой yotube канал посвященный ретро, то на нем наверняка найдется подобное видео и пираткой там тоже грешат. И люди смотрят, мистика ) хотя для меня тоже загадка почему. Вот ищу разгадку

На самом деле у ру ретрогеймеров всего два человека,которые вот прямо повернуты на лицухе это Коля Губанов и канал Gameultra.У остальных я навалом видел пиратчины.

Да у западных ретрогеймеров пиратчина тоже проскакивает - то между делом посоветуют чето скачать и заэмулировать, поскольку цены на редкую лицензионную копию заоблачные, то качественную пиратскую штамповку за фуллпрайс купят (забыл, как она называется, когда полностью вся полиграфия в наличии, неотличимо от лицухи), то китайские нелицензионные игры обозревают, которые являются хаками оригинальных игр.

с таким же успехом я могу мп3 нарезать на болванки или репаков игр, напечатать облог

Вообще согласен с ораторами выше. У самого “коллекция” ps1 дисков пиратских в районе 50-ти штук. Фишка в том, что когда покупал даже не знал, что они пиратские, ибо было это в 00s, когда PS1 была актуальной. Не выкидываю эти диски, ибо это память лично моя, но понимаю, что с точки зрения коллекционирования они никакой ценности не несут. Но мне нравится Sony и нравится коллекционирование поэтому собираю лицензию на PS3, насобирал уже более 300х дисков, но даже на PS3 некоторые диски сложно достать, а цены либо низкие, либо высокие в зависимости от редкости самой игры или издания. Особенно это касается игр, которые удалены из цифровых магазинов либо выходили ограниченным тиражом или онли на PS3.

Пиратки на первую соньку у меня полно, но вот про нее видео точно делать не буду. В обозримом будущем доберусь до коллекции SNES, Wii и WiiU - там 100% лицензия.

Но мне нравится Sony и нравится коллекционирование поэтому собираю лицензию на PS3, насобирал уже более 300х дисков

Едрить, а я наивно считал свои 160 дисков большой коллекцией :) Правда я сразу же избавляюсь от тех, в которые не собираюсь играть или переигрывать, лишних нет.

160 дисков это - не мало поскольку очень многое зависит от содержания особенно если коллекция постоянно фильтруется. Аналогично - все подряд не гребу. Например, у меня нет футбола, баскетбола и прочих спортивных игр. Нет Колды и Батлы, и вообще многой мультиплатформенной попсы. Есть только самая первая формула 1 и два PES 10 и 12 года, но эти игры брал в бородатые года, когда сам играл. Ну и все, остальное собираю либо по предпочтению (жанр/серия), либо по редкости. Некоторые игры запакованные и распаковывать не буду, а вот те, что без манула или с сильными царапинами то они на обмен или продажу. Благо таких от силы 10-12 дисков.

Суть коллекционирования, насколько я понимаю – в интересе к определенной культуре. В данном случае отпечаток культуры содержится как в самих играх, записанных на картриджи, так и во внешнем виде комплекта. Цвета, форма, дизайн и материал (картриджей, коробок и т.д.) и все остальные особенности содержат черты, характерные для определенного времени, отражающие то, как было принято делать те или иные вещи.
С этой позиции и пиратка и лицензия являются разными вариантами одного и того же явления т.к. и та и другая содержат свой набор характерных параметров. Ценность того или другого варианта зависит от интересов конкретного коллекционера. Наезды на коллекции пираток, как по мне, абсолютно безосновательны, и являются не более чем попыткой поставить свой интерес выше интереса другого человека, на основе того, что интересы не совпадают.
Не нужно ставить знак равенства между коллекционированием как явлением и собственными хотелками. Формулировку коллекционирования выше уже привели, никаких поправок на происхождение объектов коллекционирования тем нет и быть не может.

Какой смысл коллекционировать пиратки мне совершенно не понять.

1. Это гораздо дешевле, чем коллеционировать лицензию
2. Ностальгия нередко привязана именно к пиратке, внешний вид там или пиратский перевод.

1. Это, вообще, ничего не объясняет.
2. Вот тут уже крупицы есть смысла.

посмотри фильм трасса 60, а если точнее то эпизод с музеем поддельных искусств )) он как раз обыгрывает это "понимание" )

Распродал свою в свое время за копейки. Как же теперь жалею.

Жалею о продаже полнокомплектного xbox original с тремя джойстиками(один безпроводной лимитированный звездные войны) за копейки 3000 руб.

А вот моя коллекция игр для пс1. Может тоже когда-нибудь сделаю экспресс обзор!

Такое ощущение, что эта куча уже начинает падать, фото за секунду до катастрофы :)

Моё олдовское почтение вам

Дружище, а в какой части ты рассказываешь про Beyond Oasis? Хочу послушать конкретно про неё

Ага. Так и не смог её пройти в своё время, очень долгая, но какие воспоминания.

На канале есть еще прохождение, плюс есть еще спидран - поищи

На самом деле, если просто пробежать сюжет (без 100 уровневой башни и т.д.) то достаточно 3-5 часов после тренировки. У нас с другом был один картридж на двоих с батарейкой. И в какой то момент что-то там сломалось, починить мы мелкие не могли - батарейки не работали и игра не сохранялась. Но так как игра нравилась, продолжили играть. И очень скоро дошли до прохождения за 1 сессию.

SEGA MD2

Авторы: А.Леонов
Микро-обзор на тему выбора приставки мега драйв сегодня.

"Стародел" 90-х
+высокое качество звука (у многих)
+хорошее качество изображения (у многих)
+возможность вывода стереозвука (редко)
+возможность вывода изображения по RGB (редко)
+совместимость со всеми аддонами (редко)
+встроенный mega key, т.е. совместимость практически с любыми картриджами (почти у всех)
+не высокая цена
-качество сборки и материалов варьируется (но зачастую лучше новодела, но хуже оригинала)

"Новодел"
+встроенные игры (у многих)
+возможность проигрывания игр с SD-карты (у некоторых моделей)
+хорошее качество изображения (у многих)
+встроенный mega key, т.е. совместимость практически с любыми картриджами (почти у всех)
+не высокая цена (у самых дешевых моделей)
-низкое качество сборки и материалов, высокий % брака.
-низкое качество звука (почти у всех)

Отсюда вывод, что если хочется поиграть с минимумом проблем, хорошим качеством звука и изображения, при этом не париться с подбором ревизий, картриджей и не платить больших денег, как в случае с оригиналом, то ваш вариант - "стародел" 90-х. От новодела, стародел визуально отличается системной платой, она большая, на весь корпус, тогда как у новодела зачастую миниатюрная, и бОльшая часть корпуса у новодела пустует. Разглядеть размер платы можно через вентиляционные отверстия, например по фото дна приставки со вспышкой (если дистанционно) даже вскрывать приставку совсем не обязательно. Кроме того в стародельной консоли разумеется не может быть никаких встроенных игр, функции чтения SD-карт и игр для Денди)
Для тех же, кто несмотря на минусы, решил себе приобрести оригинал, думаю не лишним будет рассказать, как отличить оригинал от фейка. Дистанционно отличить хороший фейк от оригинала сложновато, особенно если есть только фото сверху. Чтоб убедится на 99%, что приставка оригинальная, нужно фото дна приставки. У любого оригинала на дне есть отверстие с золотистой резьбой (видно на фото), у фейков никакой золотистой резьбы нет.


К лету 1993 года компания Steepler и издательский дом «Видео-Асс» создают совместный журнал «Видео-Асс Dendy». Одними каталогами сыт не будешь, поэтому лучше выпускать ежемесячное издание, в котором можно активно рекламировать собственную продукцию. И естественно — наладить связь с покупателями через письма и общение в формате журнального фан-клуба.


Владелец «Видео-Асс» Владимир Борев (ныне преуспевающий фермер и сыродел), заключил соглашение с французским издательством Hachette Filipacchi-Press, выпускавшее на тот момент два игровых журнала — Joypad и Joystick.

Одна половина «Видео-Асс Dendy» состояла из переведённых статей, а другая напоминала старые каталоги продукции Steepler. В первых статьях катастрофически не хватало скриншотов. Описание игр чаще всего подавалось в виде одной картинки и текста на всю страницу. Со временем журнал похорошел, а количество страниц перевалило за сотню.



В 1995 году издательство «Видео-Асс» расторгло контракт с компанией Steepler из-за задержек с финансированием. В Steepler решают перезапустить журнал в издательстве «А-Б Студия». Новый журнал просуществовал пять номеров и закрылся из-за низкой популярности. Контент в нём вернулся к уровню первых номеров «Видео-Асс», а из-за ужасного дизайна и дилетантской вёрстки статьи выглядели как мешанина из прыгающих шрифтов. Такое просто невозможно было читать.


Бывший коллектив «Видео-Асс» ушел под крыло издательства АСТ, где создал новый журнал — «Великий Дракон». По части наполнения он сумел превзойти предшественника. Улучшилась полиграфия (печатали в Финляндии), стало меньше рекламы, сильно вырос объём.


Авторы «Великого Дракона» продолжили писать про популярные игры для Dendy, Mega Drive и Super Nintendo вплоть до последнего номера. С 30-го номера в журнале начали уделять внимание играм для Sony Playstation.


«Великий Дракон» стал первым изданием в России, в котором подробно рассказывали про аниме и мангу. В журнале также обозревали редкие японские игры без перевода (симуляторы свиданий, например) или культовые JRPG вроде серии Final Fantasy.

Журнал закрылся в начале 2004 года из-за недостатка финансирования и ухода части авторского коллектива в «Страну Игр». Фанатами «Великого Дракона» была создана обширная и полная онлайн-библиотека отсканированных номеров.

Sega в России

Steepler продавал Mega Drive и его клоны чуть ли не с открытия своего бизнеса. Это были как хорошие подделки с Тайваня под названием Dendy Pro 16-Bit, так и официальные Mega Drive 2, сделанные в Японии и предназначенные дли азиатского рынка (поставки шли из Сингапура).

Клон под названием Dendy Pro 16-Bit основан на первом Mega Drive.


Было три оригинальных Mega Drive 2 в России — в фирменной коробке от Steepler, в коробке для сингапурского рынка и в коробке для рынка Европы.


Продавали и качественный клон, практически неотличимый от оригинала.


В 1993 году со Steepler связался официальный партнер Sega в России — компания Nissho Iwai. Но переговоры не увенчались успехом: в Steepler не захотели отказываться от дешёвых клонов и серой поставки из стран Азии.

Nissho Iwai не стали опускать руки и нашли партнёра в лице молодой иркутской IT-компании и дистрибьютора «Форус». В Россию приехал управляющий Sega Enterprises Кунимаса Яги и подробно рассказал журналу «Магазин Игрушек» о грандиозных планах компании на российском рынке.



В официальной рекламе снялся Саша Лойе — звезда «Ералаша», актер театра и кино.

Завоевать рынок не удалось. Передача не получила должную популярность среди детей и только раздражала. В ней рекламировали продукцию, но практически не показывали сами игры. В 1994 году копия Mega Drive все еще была роскошью, что уж говорить о лицензионной приставке, стоившей в полтора раза дороже её тайваньского клона. Достать картриджи к экзотическим Sega Game Gear или Master System было практически нереально. Дело схлопнулось и Sega временно покинула российский рынок.


Фиктивный уход от пиратства

Глава Steepler вспоминал в статье для издания Forbes, какое неизгладимое впечатление производил офис компании в середине 90-х.


У Steepler было столько денег, что они наняли молодую анимационную студию «Аргус» для съёмок рекламного мультфильма с маскотом Dendy.

Steepler рос с каждым месяцем, количество сотрудников только за один год увеличилось со 100 до 400 человек. Открылось три новых отделения — Steepler Graphic Center (компьютерная графика), Steepler Trading (поставка и продажа оргтехники) и обучающий центр, где натаскивали будущих программистов. В компании понимали, что стоит постепенно уходить с пиратской нивы, так как это портило имидж и репутацию преуспевающей IT-компании. Основную прибыль уже приносили не приставки, а услуги автоматизации, IT-консалтинг и сотрудничество с нефтегазовыми компаниями.

В Steepler не стали сворачивать старый бизнес и поступили хитро.


Чтобы еще дальше уйти от пиратства, производство приставок было решено перенести в Россию. По инициативе Андрея Чеглакова и Андрея Андреева был выкуплен контрольный пакет акций приборного завода «Тензор» в подмосковной Дубне. Из Тайваня частично заказывали начинку, но сами приставки и картриджи собирали в России на «Тензоре». Сейчас предприятие переживает не лучшие времена, о чём активно рассказывают сотрудники завода на городском форуме. Андрей Андреев до сих пор входит в Совет директоров завода.


В августе 1994 года году «Инкомбанк» и Steepler создают совместный бизнес — АОЗТ «Денди». «Инкомбанк» получает 30% от прибыли с продаж, а розничная сеть Dendy получает фиктивную независимость от Steepler.

Появление Nintendo

Несколько раз Steepler пытались наладить контакт Nintendo, но консольный гигант не рассматривал всерьёз российский рынок. Изменения пришли только с выходом на арену Sega, которая на тот момент распространяла свои консоли через дистрибьютора «Форус». К середине 90-х война между компаниями достигла апогея, поэтому в Nintendo не хотели, чтобы Россия превратилась во вторую Францию, где консоли от Sega завоевали рынок.

Главу АОЗТ «Денди» Виктора Савюка пригласили на переговоры в США президент Nintendo of America Минору Аракава и председатель совета директоров Говард Линкольн. Они же ранее выкупили права у Алексея Пажитнова на выпуск «Тетриса». Переговоры шли несколько дней и увенчались успехом. Nintendo согласилась официально продавать Super Nintendo и Game Boy в России, она также закрывала глаза на многочисленные «фамиклоны» в фирменных магазинах Dendy, но при одном важном условии. Аракава и Линкольн настаивали на том, чтобы Mega Drive (его клоны они не рассматривали) пропал с прилавков фирменных магазинов.

В Steepler следовали букве контракта лишь отчасти. Реклама Mega Drive исчезла из печатных изданий и телевидения, но сами консоли не пропали из магазинов. Nintendo неоднократно задерживала поставки SNES в Россию. Консоль завозили мелкими партиями через Германию, и Steepler не устраивала прибыль от SNES, в сравнении с прибылью от продажи Mega Drive и её картриджей. Позже Савюк всё-таки добился разрешения на продажу Mega Drive вопреки контракту.

Steepler до 1996 года рекламировал Super Nintendo под лозунгом «совершенной игровой системы». В США и Европе уже вовсю играли в только что вышедшую Sony Playstation и Sega Saturn, а в России 16-битную консоль продвигали как «платформу нового поколения». Увы, но ни реклама, ни привлекательность консоли — не смогли заставить потребителя побежать в магазин и купить Super Nintendo.


Если переводить в сегодняшние цены, то Super Nintendo стоила почти 300 долларов. Это на 40% дороже клона Sega Mega Drive (Pro 16-Bit) и на 30% дороже оригинальной Sega Mega Drive, привезенной по серому импорту из Сингапура или Европы (в комплектацию с ней входил Sonic 2). Картридж Donkey Kong Country (или Super Metroid) стоил как две Dendy Junior с многоигровками в комплекте — 60 долларов за штуку. «Совершенная игровая система» стала недостижимой роскошью для большинства российских семей.


То же самое касалось обычного Game Boy, который хоть и стоил дешевле, но в глазах родителей расценивался как нечто глупое и бесконечно поедающее хорошие батарейки. В Россию импортировали две версии Game Boy — для рынка США и Германии.


Конечно, вне магазинов Dendy позже продавался клон Gameboy и даже поддельные картриджи Super Nintendo, но по популярности и распространению им было далеко до славы дешёвых «фамиклонов» и Sega Mega Drive. За продукцией Nintendo надолго закрепились ярлыки чего-то очень дорогого, недостижимого и элитного.

Сменные игровые картриджи впервые появились в консоли Fairchild Channel F. В интернете сохранилась журнальная реклама этого чуда техники с привычными для сего жанра криповатыми людьми с улыбками серийных убийц (кстати, у мужчины на руке кольцо прямо как в сериале Twin Peaks, не с этой ли картинки его взял молодой Дэвид Линч?):


Всем известно, что картриджи содержали софт в read-only памяти, доступ к которой шёл напрямую, без копирования в RAM консоли или компьютера. В давние времена это обеспечивало большое преимущество в виде отсутствия долгих загрузок, от которых страдали тогдашние игры на дискетах или компакт-дисках.

Но возникает вопрос - были ли у них ещё какие-то ещё особенности? В конце-концов, CD или DVD ничем примечательны быть не могут – там просто содержится какая-то информация, отличаются они только набором байтов и напечатанной картинкой на поверхности, ну иногда цветом поверхности. Почему-то субъективно диски сейчас кажутся чем-то обыденным и скучным, хоть у меня ими уже и не завален весь дом, как это было лет 15-20 назад. Всяких CD, DVD и Blu-ray с играми, музыкой и фильмами произвели настолько много, что даже страшно представить какой высоты башню из них всех можно было бы сложить.

Картриджи же представляют собой довольно пёстрый зоопарк, что привлекает коллекционеров. В первую очередь, они прилично отличаются внешне для разных платформ, или даже для разных региональных версий одной платформы. Так, если американская NES имела стандартную форму и серый цвет для лицензионных картриджей, то её японский прародитель Famicom радовал пользователей радугой цветов, и даже форма картриджей от разных издателей отличалась:

Картриджи для Famicom Картриджи для NES

В России игрокам достались разнообразные пиратские клоны Famicom. Большинство картриджей к ним лично у меня были жёлтыми. Встречал чёрные (входящий в комплект картридж с фейковым миллионом игр был как раз чёрным), и очень редко попадались какие-то ещё. Даже интересно почему жёлтый пластик был доминирующим, неужто он дешевле в производстве?

Такое мы могли увидеть на рынке в 90-ые

Такое мы могли увидеть на рынке в 90-ые

Впрочем, есть особенности поинтереснее внешнего вида. Долгое время я думал, что картридж – это всегда лишь ROM в прямоугольном пластиковом корпусе. Однако, году этак в 1994-м мне в руки попала игра Beyond Oasis для Sega Megadrive. Она была очень хороша, но требовала неприличного количества часов на полное прохождение, поэтому я впервые увидел опцию save game без всяких паролей. Сохранялась игра честно, помнила весь прогресс и все предметы в инвентаре. Никакие другие мои игры так не умели, поэтому было очевидно, что вся магия зашита в картридже. То есть, он явно отличался от других. Уже с появлением интернета я узнал, что в Beyond Oasis, как и в ряде иных игр, был отдельный RAM чип на картридже, а также батарейка, которая не давала памяти с сохранёнными играми очиститься при отсутствии прочих источников питания.

Beyond Oasis (Sega Megadrive/Genesis) - масштабная игра с эпичными боссами

Beyond Oasis (Sega Megadrive/Genesis) - масштабная игра с эпичными боссами

Также батарейка для сейвов была в ряде картриджей Famicom/NES, самые известные из них это масштабные игры - The Legend of Zelda, Zelda II - The Adventure of Link, Final Fantasy. В них короткие игровые сессии были бы бессмысленными без сохранения прогресса.

The Legend of Zelda Zelda II - The Adventure of Link

Final Fantasy

Final Fantasy

Однако, кроме возможности сохранения игр в некоторых картриджах для NES могли быть и другие приятные бонусы. Всё это достигалось использованием multi-memory controllers (MMC) – специальных чипов, которые расширяли возможности базовой консоли. Также их называли мапперами. Было много видов, самым продвинутым стал MMC5, который добавлял три звуковых канала к пяти имеющимся в приставке, улучшенные графические тайлы, и даже дополнительный 1 КБ RAM (у самой NES было всего 2 КБ). Он использовался, например, в Castlevania 3: Dracula’s Curse.

MMC5 Castlevania 3

К слову, пираты тогда запросто могли и модифицировать игры, так что версии игр на «левых» картриджах не всегда точь-в-точь совпадали с лицензионными. Иногда российский геймер начала девяностых получал упрощённую версию какой-нибудь Contra с несколькими десятками лишних жизней, но иногда наоборот можно было, самим того не ведая, играть в жёсткий хардкор, как в некоторых версиях пиратки Bucky O'Hare. Известный ютубер Кинаман объяснял в чём было дело – вместо полоски хитпоинтов игроков ждала версия со смертью героя от одного касания. Это не обязательно был осознанный косяк пиратов. Тот же Кинаман драматично и нецензурно рассказывал зрителям о неубиваемом Шредере в TMNT 3, и вот там это 100% было специально задумано разработчиками, как защита от копирования. Такой вот креативный DRM, который изредка повторяют и в наше время.

В пиратской версии игроков здесь ждал сизифов труд

В пиратской версии игроков здесь ждал сизифов труд

Если вернуться к Megadrive, то мне ещё запомнилось чувство изрядного удивления, когда я в какой-то книжке с прохождениями и секретами прочитал об игре Sonic & Knuckles. В неё можно было играть отдельно, но также картридж открывался сверху и позволял вставить туда Sonic The Hedgehog 3. Комбинация игр открывала новые возможности, недоступные в каждой из них по отдельности, меняла концовку Sonic 3 и давала выбирать уже из трёх персонажей. Разрабатывалось всё это изначально как одна игра, но из-за нехватки времени её разбили на две. Насколько я знаю, больше подобных двухэтажных башен из картриджей тогда никто не производил, да и потом тоже.

Картридж Sonic & Knuckles открывается сверху

В начале 90-х в самом разгаре была война Sega и Nintendo, так что наличие трёхмерных игр давало мощный аргумент для адептов SNES в школьных спорах на тему «какая консоль круче». Базовая SNES, как и Sega не годилась для полигональной графики. Однако, Argonaut Games придумали внешний графический чип, который позволил приставке отображать её. Конечно, полигоны в низком разрешении и без текстур были не особо красивыми, да и FPS у тех игр такой себе, но тогда и этого хватало. Самой известной игрой с чипом Super FX стал Star Fox, а версия Super FX 2 позволила существовать порту Doom на SNES. Конечно, даже мощи этого чипа для переноса главной игры id Software было мало, и потребовались серьёзные усилия разработчиков.

Star Fox позволял увидеть полёты в полноценном 3d на SNES SNES версия Doom легко узнаётся по отсутствию текстур пола и потолка

В Super FX входил процессор архитектуры RISC, который работал как графический ускоритель. Существовали и другие чипы, добавленные в некоторые игры SNES. Например, математический сопроцессор в чипе DSP-1 использовался в Super Mario Kart, а Capcom применяла сопроцессор Cx4 для тригонометрических расчётов в Mega Man X2 и X3.

Sega тогда проводила агрессивную рекламную кампанию, где высмеивала якобы менее продвинутую 16-битную консоль своего конкурента. Разумеется, Super FX чип убивал такую аргументацию, так что было решено сделать свой вариант. В сотрудничестве с Samsung, Toshiba и Hitachi был разработан Sega Virtua Processor (SVP чип). Он тоже использовался для полигональной графики. А найти его можно лишь в игре Virtua Racing, которая из-за цены чипа продавалась аж за 100 долларов (игры с FX чипом на SNES тоже были подороже обычных, но они стоили всего 60$). Этот факт привёл к плохим продажам Virtua Racing.

Virtua Racing (Sega Genesis/Megadrive)

Virtua Racing (Sega Genesis/Megadrive)

Компания запланировала более адекватный по цене вариант – планировалось выпустить отдельный картридж с чипом SVP за 50$, а в него сверху вставлялись бы будущие игры, которым он нужен. Тогда пользователь отдавал бы за них уже приемлемую цену, не переплачивая каждый раз за копию SVP. Выглядело бы это примерно как уже знакомый нам двойной картридж 3-его Sonic + Sonic & Knuckles:

Предполагаемый вид картриджа с SVP (в реальности не существует)

Предполагаемый вид картриджа с SVP (в реальности не существует)

Однако, вскоре Sega отказалась от этих планов и решила по-другому проапгрейдить Megadrive/Genesis. На рынок вышел аддон – Sega 32x, который ещё сильнее увеличивал графические возможности консоли. А совсем скоро у них вышла и приставка нового поколения – Sega Saturn.

Картриджи ещё долго жили в разных модификациях популярной консоли GameBoy от Nintendo. Примечательным вариантом неигрового картриджа для неё была Pocket Camera (японское название), или Game Boy Camera, появившаяся в 1998 году.

Картридж с камерой для GameBoy и отдельный мини-принтер для печати

Картридж с камерой для GameBoy и отдельный мини-принтер для печати

Более новые поколения консолей уже использовали диски разных форматов, включая miniDVD в GameCube. Похоже, Nintendo испытывала какую-то неприязнь к полноразмерным дискам. За всю историю эта компания использовала их только в Wii и Wii U. Современная крайне успешная Nintendo Switch опять вернулась к картриджам по причине своего портативного форм-фактора. Но никаких интересных особенностей внутри у них нет, насколько мне известно.

Читайте также: