От характеристик какого устройства зависит качество изображения на дисплее

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с характеристиками монитора система Windows автоматически применяет оптимальные параметры отображения, в частности, разрешение экрана, частоту обновления и цвета. Эти параметры также зависят от типа монитора. Чтобы настроить параметры дисплея или восстановить настройки по умолчанию, следуйте приведенным ниже рекомендациям.

ЖК-мониторы, которые также называют плоскими мониторами, существенно вытеснили ЭЛТ-мониторы. Они значительно легче и тоньше, чем громоздкие ЭЛТ-мониторы со стеклянными трубками. ЖК-мониторы также представлены широким диапазоном форм и размеров, в том числе широкоформатными экранами и экранами стандартной ширины с соотношениями сторон 16:9 и 16:10 для широкоэкранных моделей и 4:3 в моделях стандартной ширины. Ноутбуки также используют плоские дисплеи.

В случае с обоими типами мониторов чем больше на экране установлено точек на дюйм, тем лучше отображаются шрифты. Увеличивая количество точек на дюйм, вы увеличиваете разрешение экрана. Разрешение, которую вы используете, зависит от разрешения, поддерживаемого монитором. Чем выше разрешение, например 1900x1200 пикселей, тем четче будут отображаться элементы. Они также будут меньше, что позволит разместить на экране дополнительные элементы. Чем ниже разрешение, например 800x600 пикселей, тем меньше элементов может поместиться на экране (размер элементов увеличивается).

Windows позволяет увеличивать или уменьшать размер текста и других элементов на экране, сохраняя оптимальное разрешение монитора.

Лучшие параметры дисплея для ЖК-мониторов

Если вы пользуетесь ЖК монитором, проверьте его разрешение. Это позволит определить четкость изображения на экране. Для ЖК-мониторов рекомендуется устанавливать собственное разрешение: то, которое производитель предусмотрел для монитора согласно его размерам.

Чтобы проверить разрешение монитора, проверьте параметры дисплея на панели управления:

  1. Откройте окно «Разрешение экрана».
  2. Щелкните раскрывающийся список рядом с Разрешение. Найдите разрешение со значком (рекомендуется). Это собственное разрешение ЖК-монитора. Обычно это самое высокое разрешение, которое он поддерживает.

Сведения о собственном разрешении ЖК-монитора можно получить от его производителя или поставщика.

ЖК-мониторы, на которых установлено собственное разрешение, обычно отображают текст лучше, чем ЭЛТ-мониторы. Технически ЖК-мониторы могут поддерживать разрешение, ниже собственного. Однако текст может отображаться нечетко, изображение может быть малым, размещенным посредине экрана, окаймленным черной рамкой, а изображение может выглядеть растянутым.

Поскольку автономные мониторы обычно больше, чем экраны ноутбуков, они имеют высшее разрешение, чем ноутбуки.

Разрешение ЖК-монитора в соответствии с его размерами

Размер монитора Рекомендуемое разрешение (в пикселях)
19-дюймовый ЖК-монитор, стандартные пропорции 1280 × 1024
20-дюймовый ЖК-монитор, стандартные пропорции 1600 × 1200
20- и 22-дюймовый ЖК-монитор, широкий экран 1680 × 1050
24-дюймовый ЖК-монитор, широкий экран 1920 × 1200
Размер экрана ноутбука Рекомендуемое разрешение (в пикселях)
13- и 15-дюймовый экран ноутбука, стандартные пропорции 1400 × 1050
13- и 15-дюймовый экран ноутбука, широкий экран 1280 × 800
17-дюймовый экран ноутбука, широкий экран 1680 × 1050

Настройка цветопередачи для ЖК-монитора

Чтобы получить лучшую цветопередачу ЖК-монитора, убедитесь, что режим отображения установлен на 32-бита цвета. Это измерение означает глубину цвета: количество значений цвета, которые можно назначить одному пикселю на изображении. Значение глубины цвета может колебаться от 1 (черно-белое изображение) до 32 бит (более 16,7 млн. цветов).

  1. Откройте окно «Разрешение экрана».
  2. Щелкните Дополнительные параметры и перейдите на вкладку Монитор.
  3. В разделе Цвета выберите True Color (32 бита) и нажмите кнопку ОК .

Управление цветом

Windows также содержит дополнительные элементы управления цветом. Системы управления цветом обеспечивают максимально точную цветопередачу на любых устройствах, в частности на мониторах и принтерах.

Калибровка дисплея

Программное обеспечение для калибровки дисплея позволяет получить точную цветопередачу на экране. Если на компьютере установлено программное обеспечение для калибровки дисплея от другого поставщика, калибруйте дисплей с помощью него.

Устройства для калибровки дисплея часто поставляются вместе с необходимым программным обеспечением. Используя устройство для калибровки с программным обеспечением, с которым он поставлялся, можно достичь лучших результатов цветопередачи.

Windows также имеет функцию калибровки дисплея.

Настройка яркости и контрастности

На внешних дисплеях яркость и контраст настраиваются с помощью элементов управления монитора, а не средствами Windows. Большинство ЭЛТ- и ЖК-мониторов имеют на передней панели кнопки или другие элементы управления, с помощью которых можно управлять яркостью и контрастом.

В некоторых мониторах на экране открывается меню, в котором выполняется соответствующую настройку. Чтобы узнать, как пользоваться этими элементами управления, обратитесь к руководству к монитору или на веб-сайте производителя.

Яркость экранов большинства ноутбуков настраивается средствами Windows. Если вы пользуетесь ноутбуком, яркость можно настроить в окне «Электропитание».

Улучшение отображения текста

В Windows используется технология ClearType, которая включена по умолчанию. С помощью этой технологии шрифты на мониторе отображаются максимально четко и плавно. Это облегчает длительное чтение текста, не утомляя глаза. Наибольшей эффективности можно достичь при работе с ЖК-дисплеями, плоскими мониторами, ноутбуками и портативными устройствами.

Убедитесь, что технология ClearType не отключена, особенно когда текст на экране выглядит нечетким. Технология ClearType можно настроить для работы с конкретным монитором.

Диагональ и соотношение сторон

Для офиса будет оптимальна диагональ от 20 до 24 дюймов. И это обусловлено несколькими факторами.

  • Во-первых, дисплей занимает небольшое пространство на рабочем месте и полностью попадает в поле зрения рабочего.
  • А во-вторых, компактные модели намного дешевле своих «старших братьев», что позволяет сэкономить на покупке оборудования.

Однако для определенных профессий существуют исключения. Например, дизайнерам необходим экран с большими размерами, отличной цветопередачей.

Для дома подойдут модели с размерами до 27 дюймов. Если вы периодически играете в игры или смотрите фильмы на компьютере – выбирайте вариант с 27 дюймами. Если же компьютер используется преимущественно для офисных программ, можно рассмотреть модели и поменьше.

Для игр оптимально 27 дюймов и больше. Чем больше диагональ экрана, тем более глубокое погружение в игровой процесс он обеспечивает. Однако здесь многое зависит и от видеокарты. Если она относительно слабая, то нет смысла приобретать большой 4K-монитор. И наоборот, в случае с мощной видеокартой размеры могут быть любыми.

Разрешение

От разрешения экрана зависит качество и детализация картинки. Поэтому специалисты не рекомендуют брать устройства с низким разрешением, даже при условии, что они приобретаются для выполнения простых задач. При длительной работе с таким дисплеем глаза начнут быстрее уставать от просмотра некачественной картинки.

Если девайс покупается для офиса , то рекомендуемый порог составляет от 1280х1024. Хотя, в 2020 эти параметры являются устаревшими, и чаще всего их выбирают для работы с текстами в MS Word или таблицами.

Для работы в фотошопах и видеоредакторах стандартного FullHD может быть недостаточно. Поэтому рекомендуем обратить внимание на варианты с разрешением 2560х1440 или выше.

При наличии соответствующего бюджета можно приобрести 4K-монитор. Они стоят существенно дороже обычных моделей. Однако на таком экране вы сможете и фильм посмотреть, и в игры поиграть, и с графикой поработать. Но, как уже отмечалось, для этого нужна мощная видеокарта.

Тип матрицы

Сейчас матрицы изготавливают преимущественно по 3 технологиям:

  • TN. Наиболее бюджетный стандарт, используемые при изготовлении большинства мониторов. TN-матрицы характеризуются слабым качеством картинки и низким временем отклика. Из минусов этого типа отметим неточную цветопередачу, низкую контрастность и маленькие углы обзора (о них читайте ниже). Чаще всего такие аппараты используются в офисах.
  • IPS. Такие матрицы отличаются лучшими углами обзора и цветопередачей. На основе IPS создаются профессиональными мониторы, предназначенные для игр и работы с 3D-графикой, чертежами и прочими изображениями.
  • VA. Что-то промежуточное между TN и IPS. VA-стандарт характеризуется высокой контрастностью, неплохой передачей цветов и хорошими углами обзора.

Время отклика

У каждого пикселя на дисплее есть время для того, чтобы измениться: погаснуть, загореться или сменить цвет. Скорость этого показателя на разных мониторах отличается, и изменить ее невозможно. На TN-матрицах время отклика очень быстрое – до 1 мс (у других матриц изменение происходит медленней).

От этого параметра зависит скорость воспроизведения изображения. Соответственно, чем отклик меньше, тем быстрее отобразится картинка. Если устройство приобретается для работы в офисе, то вполне подойдут модели со временем отклика 3-5 мс. Но если вы часто играете в игры, требующие быстрых действий (например, шутеры), выбирайте дисплей с откликом около 2 мс.

Угол обзора

Благодаря большим углам обзора вы сможете смотреть на дисплей из любой точки комнаты без потери качества. В TN-матрицах этот показатель в среднем составляет 160х170 градусов. Максимальный угол обзора составляет 178х178 градусов, и зачастую он встраивается в модели, изготовленные по IPS-технологии.

Частота обновления

На стандартных мониторах частота обновления составляет 60 Гц. Это означает, что изображение обновляется 60 раз в секунду. Данного показателя более чем достаточно для просмотра контента или работы.

В динамика намного выше, и 60 Гц может быть недостаточно для комфортной игровой сессии. В этом случае рекомендуются модели с частотой обновления картинки 180-220 Гц. Обратите внимание, что экрану с частотой выше 100 Гц потребуется хорошая видеокарта.

Интерфейс

Чем шире интерфейс монитора, тем больше стандартов связи он поддерживает. Всего разъемов бывает несколько:

  • VGA – устаревший разъем, совместимый с образцами прошлых лет;
  • HDMI – поддерживает все разрешения до 4K и может одновременно передавать аудио- и видеосигналы. HDMI может применяться для сопряжения не только с системным блоком, но и с телевизором и другой техникой;
  • DisplayPort – современный разъем, который, как и в случае с HDMI, передает видео и аудио. Однако здесь больше пропускная способность.

При выборе интерфейса учтите, что DisplayPost работает исключительно с новыми видеокартами, поэтому для подключения к старому компьютеру он не подойдет.

Теперь вы знаете, на какие параметры стоит обратить внимание при выборе монитора. Если вы ищете модель для офиса, то стандартных характеристик будет достаточно для комфортной работы. Если же девайс нужен для игр, уделите особое внимание разрешению дисплея и скорости отклика.

Какой дисплей для смартфона лучше: AMOLED или IPS?

Разных типов матриц очень много, но актуальных технологий производства экранов для смартфонов две – LCD и OLED. Все остальные варианты — их разновидности и маркетинговые названия.

В технологии LCD (Liquid Crystal Display) используются жидкие кристаллы кремния, в OLED (Organic Light-Emitting Diode) – органические светодиоды. Первоначально и LCD- и OLED-матрицы были пассивными, но такие дисплеи быстро расходовали заряд батареи. Для решения проблемы к матрицам добавили TFT (Thin film transistor) – тонкопленочные транзисторы, которые управляют работой кристаллов или диодов. Так появились активные матрицы: IPS – на основе LCD, а AMOLED – разновидность OLED.



Из LCD-матриц в смартфонах сейчас применяются IPS и LTPS – улучшенная версия IPS с использованием низкотемпературного поликристаллического кремния. Экраны на LTPS реагируют на нажатия почти в два раза быстрее IPS и потребляют меньше энергии, но и стоят дороже.

У активных матриц AMOLED также есть несколько маркетинговых названий: Super AMOLED, Super AMOLED Plus и Dynamic AMOLED. Они незначительно отличаются точностью цветопередачи и четкостью изображения, но основаны на одной и той же технологии. А в смартфонах с изогнутым дисплеем применяется P-OLED: та же OLED-матрица, но с пластиковой подложкой, которая позволяет изгибать экран.



Samsung Galaxy Fold с изогнутым OLED-экраном

Особняком стоят экраны Retina, которые использует Apple. Однако это не отдельный тип матрицы, а наименование дисплеев с повышенной плотностью пикселей на дюйм. При этом под названием Retina могут скрываться обе технологии: до появления iPhone X это была только IPS, но сейчас флагманы Apple с Retina-дисплеем оснащены AMOLED-матрицами.

Что касается новых технологий — Mini LED, microLED, QLED, — то их массовое производство еще не налажено. В частности, Mini LED дешевле, чем OLED, но они пока появились только топовых планшетах Apple. Дисплеи с MicroLED слишком дороги для смартфонов. А QLED-матрицы пока применяются только в телевизорах, так как в маленьких экранах трудно добиться нужной плотности квантовых точек.

Экраны LCD

В LCD используется принцип поляризации света: под воздействием тока частицы в жидких кристаллах поворачиваются и пропускают световые волны с заданной осью поляризации, в результате субпиксели окрашиваются в один из основных цветов спектра (красный, зеленый, синий).

Первоначально в LCD-матрице TN+film (Twisted Nematic) применялись скрученные кристаллы, которые вращались по спирали. В более новой IPS (In-Plane Switching) кристаллы поворачиваются в одной плоскости, что обеспечивает высокое качество изображения.



Схема расположения пикселей в матрицах TN (слева) и IPS

Что касается цены, то производство и ремонт IPS-экранов обходится дешевле, чем OLED, поэтому они больше распространены.

Цветопередача и яркость

В сравнении с яркими OLED-дисплеями LCD отличаются более сдержанными цветами из-за воздушной прослойки между тачскрином и матрицей, которая снижает яркость и насыщенность. Но многим пользователям цвета LCD-экранов кажутся более натуральными, так что это вопрос предпочтений.



Схема жидкокристаллического дисплея

Черный цвет на ЖК-дисплее кажется сероватым их-за постоянной подсветки, а по краям экрана может появляться засветка. При этом белый цвет, напротив, чистый, так как при его отображении кристаллы просто пропускают весь цветовой спектр.

Частота обновления

Частота обновления экрана – количество кадров, которое выводится на него в секунду. Чем больше этот показатель, тем более плавным будет изображение. Стандартом считается 60 Гц, но сейчас производители используют в смартфонах матрицы с частотой 90, 120 и даже 144 Гц. В целом, 60 Гц вполне достаточно для работы с приложениями и просмотра видео. Но в сравнении с экранами с поддержкой 90 Гц и выше недостаточная плавность становится заметна, например, при быстрой прокрутке страниц, не говоря уже об играх и VR.



Apple iPhone 11 с IPS-экраном

IPS-матрицы в теории могут поддерживать все перечисленные частоты, но тогда их стоимость заметно вырастет, и они потеряют свое основное конкурентное преимущество. Поэтому в реальности 120 Гц поддерживают только смартфоны с OLED-экранами – например, модели линейки Samsung Galaxy S21 и новый iPhone 13 Pro.

Быстродействие

Скорость отклика у матриц типа IPS одна из самых низких в сравнении с другими – в среднем она составляет 80-100 мс. У LTPS этот показатель лучше, но все равно ЖК-экраны проигрывают в OLED из-за воздушной прослойки между сенсором и матрицей.

Однако это не тот показатель, за который стоит сильно переживать – низкая скорость отклика LCD-экранов заметна только фанатам видеоигр, для обычной работы ее вполне достаточно.

Энергоэффективность

Матрицам LCD нужна подсветка, а значит, энергии им требуется больше, чем OLED. Так, если вы возьмете два смартфона с одинаковыми характеристиками, но разными экранами, то гаджет с IPS-дисплеем разрядится быстрее.

Экраны OLED

В дисплеях на органических светодиодах источником света являются сами субпиксели. Ток проходит через светодиоды и заставляет их светиться одним из трех цветов: красным, синим или зеленым. Таким матрицам не нужна внешняя подсветка, потому OLED-экраны тоньше, чем жидкокристаллические.



Структура OLED-экрана

Но главная «фишка» OLED — в отсутствии воздушной прослойки между сенсорным дисплеем и матрицей. Это уменьшает время отклика, улучшает цветопередачу и увеличивает угол обзора.

Кроме того, в AMOLED — OLED с активной матрицей, — TFT-транзисторы управляют каждым субпикселем по отдельности, потому можно включать только нужную часть экрана. На этом основана технология Always-On-Display: отображение уведомлений, заряда батареи и другой важной информации на выключенном экране смартфона.

Производство OLED-матриц обходится дорого, поэтому такие экраны ставят, в основном, на флагманские смартфоны. Но технология оптимизируется: например, замена стеклянной подложки на пластиковую сделала дисплеи более доступными, и теперь она применяется не только в P-OLED устройствах с изогнутым экраном, а во всех гаджетах с OLED-матрицами.

Цветопередача и яркость

Цвета OLED-экранов очень насыщенные, поэтому они могут казаться неестественными. Для снижения яркости применяется ШИМ – широтно-импульсная модуляция, то есть включение и выключение цифрового сигнала с частотой более 60 Гц. Считается, что ШИМ незаметна для глаз, но на практике многие люди испытывают от нее усталость и головную боль.



Обычное расположение субпикселей и схема Pentile с дополнительным зеленым субпикселем

Дисплеи на базе OLED могут воспроизводить глубокий черный цвет, так как для этого они просто отключают светодиоды. Однако у них есть проблема с отображением белого цвета – он может иметь серый или желтый оттенок. Этот недостаток устраняется с помощью технологии PenTile: так, Samsung в экранах AMOLED и Super AMOLED к привычным красным, синим и зеленым субпикселям добавила два зеленых субпикселя. За счет этого также увеличивается разрешение дисплея и на треть снижается количество субпикселей.

Частота обновления

Гаджеты с OLED-экранами используют новые стандарты частоты обновления кадров 90 Гц и 120 Гц. Реже встречаются модели с поддержкой 144 Гц – например, игровой смартфон ASUS ROG Phone 5. Флагманские устройства также поддерживают технологию адаптивной настройки частоты обновления, благодаря которой скорость смены кадров автоматически устанавливается в зависимости от используемого приложения. Это позволяет экономить заряд батареи, так как при постоянно активных 120 или 90 Гц аккумулятор разряжается быстрее.



HUAWEI P40 Pro с OLED-экраном, поддерживающим частоту 90 Гц

Быстродействие

Время отклика OLED-дисплеев намного ниже, чем у LCD, и в среднем составляет около 15-40 мс. А у самых быстрых игровых устройств, например, у смартфона Black Shark 4, достигает 8,3 мс. Это также объясняется отсутствием воздушной прослойки и объединением тачскрина и матрицы.

Отметим, что высокая скорость реакции OLED-дисплеев пригодится в основном для мобильного гейминга – при работе с мессенджерами, серфинге и просмотре видео вы не заметите никакой разницы между быстрым и долгим откликом.

Энергоэффективность

Органическим светодиодам не требуется постоянная подсветка, а точное управление позволяет включать только нужные группы диодов. Следовательно, OLED-дисплеи более энергоэффективны. Кроме того, при включении так называемой «темной темы» на смартфоне можно значительно экономить заряд батареи: темные пиксели будут выключены и перестанут потреблять энергию. С IPS такое не сработает.

Итоги: смартфон с каким экраном выбрать

Итак, подведем итоги, обозначив достоинства и недостатки разных типов экранов у смартфонов.

Плюсы и минусы LCD

  • чистый белый цвет;
  • большая четкость при малой плотности пикселей на дюйм;
  • долгий срок службы экрана;
  • относительно доступная стоимость.
  • меньшая в сравнении с OLED яркость;
  • отсутствие глубокого черного цвета;
  • не самый экономный расход батареи;
  • производители пока ограничивают частоту обновления кадров 60 Гц;
  • могут появляться битые пиксели из-за того, что кристаллы застревают в одном положении и перестают поворачиваться под действием тока;
  • долгое время отклика экрана;
  • толщина экрана больше, чем у OLED.

Если вы не любите мобильные игры и слишком насыщенные цвета, то нет смысла переплачивать за устройство с OLED-экраном. Современные технологии IPS и LTPS почти не отстают от AMOLED, к тому же такие матрицы доступнее по цене и долговечнее.

Плюсы и минусы OLED-экранов

    ;
  • малый срок службы органических светодиодов (чуть меньше 3-х лет);
  • ШИМ;
  • высокая стоимость;
  • большая чувствительность к влаге из-за отсутствия воздушной прослойки.

Смартфон с OLED-дисплеем будет хорошим выбором для геймеров и тех пользователей, у которых нет реакции на ШИМ. OLED-матрицы более яркие, позволяют экономить заряд смартфона и обеспечивают плавную работу интерфейса за счет высокой частоты обновления кадров.


Что определяет качество изображения монитора?(ликбез).

Скорость, с которой информация поступает на экран, и количество информации, которое выходит из видеоадаптера и передается на экран - все зависит от трех факторов:

- разрешение вашего монитора;

- количество цветов, из которых можно выбирать при создании изображения;

- частота, с которой происходит обновление экрана.

Разрешение определяется количеством пикселов на линии и количеством самих линий. Поэтому, на дисплее, например, с разрешением 1024х768, изображение формируется каждый раз при обновлении экрана из 786432 пикселов информации.

Обычно, частота обновления экрана имеет значение не менее 75Hz или циклов в секунду. Следствием мерцания экрана является зрительное напряжение и усталость глаз при длительном наблюдении за изображением. Для уменьшения усталости глаз и улучшения эргономичности изображения, значение частоты обновления экрана должно быть достаточно высоким, не менее 75 Hz.

Число допускающих воспроизведение цветов или глубина цвета это десятичный эквивалент двоичного значения количества битов на пиксел. Так, 8 бит на пиксел эквивалентно 2 8 или 256 цветам, 16 битный цвет, часто называемый просто high-color, отображает более 65000 цветов, а 24 битный цвет, также известный, как истинный или true color, может представить 16,7 миллионов цветов. Но 32 битный цвет, с целью избежать путаницы, обычно означает отображение истинного цвета с дополнительными 8 битами, которые используются для обеспечения 256 степеней прозрачности. Так, в 32 битном представлении каждый из 16,7 миллионов истинных цветов имеет дополнительные 256 степеней доступной прозрачности. Такие возможности представления цвета имеются только в системах высшего класса и графических рабочих станциях.

Так как компьютер все больше становится средсвом визуализации, с более лучшей графикой, а графический интерфейс пользователя становится стандартом, пользователи хотят видеть больше информации на своих мониторах. Мониторы с диагональю 17 дюймов давно стали стандартным оборудованием и разрешение 1024х768 пикселов адекватно заполняет экран с таким размером. Некоторые пользователи используют разрешение 1280х1024 пикселов на 17 дюймовых мониторах и более.

В обычной графической подсистеме для обеспечения разрешения 1024x768 требуется 1 Мегабайт памяти. Несмотря на то, что только три четверти этого объема памяти необходимо в действительности, графическая подсистема обычно хранит информацию о курсоре и ярлыках в буферной памяти дисплея (off-screen memory) для быстрого доступа. Пропускная способность памяти определяется соотношением того, как много мегабайт данных передаются в память и из нее за секунду времени. Типичное разрешение 1024х768, при 8 битной глубине представления цвета и частоте обновления экрана 75 Hz, требует пропускной способности памяти 1118 мегабайт в секунду. Добавление функций обработки 3D графики требует значительного увеличения размера доступной памяти на борту видеоадаптера. Дополнительная память, сверх необходимой для создания изображения на экране, используется еще для z-буфера и хранения текстур.

Читайте также: