Отличие цап от кодека

Обновлено: 04.07.2024

18.03.2018 22:23 18.03.2018 23:51

Наушники в первую очередь меняйте, не в плеере дело.

Возьмите или однодрайверные Phonak pfe c черными фильтрами (с барахолки), или Audio Technica ATH-IM02.

Shanling M0 + Samsung EO-IG955 (by AKG)
FIIO E10k + JDS Labs O2 + Sennheiser HD600
FIIO E10k + PreSonus Eris E4.5

Пользователи, сказавшие Спасибо romario92 за полезный пост

19.03.2018 07:28

Наушники в первую очередь меняйте, не в плеере дело.

Возьмите или однодрайверные Phonak pfe c черными фильтрами (с барахолки), или Audio Technica ATH-IM02.

22.03.2018 23:46 Плеер слушали с отключенным эквалайзером?! Не уж то нет разницы между i10 и D? 23.03.2018 17:55 Плеер слушали с отключенным эквалайзером?! Не уж то нет разницы между i10 и D? С отключенным. Причём пробовал один и тот же трэк в мп3 и во флэке. С сенхами и с титанами. Разницы совсем не заметил. Хотя я и не исключаю, что я тугоухий. 24.03.2018 09:52 С отключенным. Причём пробовал один и тот же трэк в мп3 и во флэке. С сенхами и с титанами. Разницы совсем не заметил. Хотя я и не исключаю, что я тугоухий. Как показывает практика, если источник на голову выше, то вся разница сразу слышна. А если близки по звуку, то тут нечего выслушывать! 16.04.2018 21:35 10.05.2018 16:51

Как впечатления от связки?

L3 хорош, но по нч мне показалось мало. Но тут кому как?! У каждого свой вкус и цвет.

13.05.2018 11:11
Мне особо не с чем сравнивать, но в этой связке нч мне хватает. А вот вч, как мне показалось, наоборот слишком задраны. В остальном же звук хорош. В инструментальной музыке каждый инструмент на свойм месте, каждый слышен отчётливо. И чем сложнее композиция, тем интереснее слушать. В электронной музыке не всё однозначно. Пробовал слушать witch-house, lo-fi и смежные жанры и звучат они совсем уныло, либо режут слух.
13.05.2018 12:52

Слушал этот плеер, не смотря на то, что этот плеер многим нравится. Мне он не зашел. Не потому что в нем много Вч. В них нет натуральности, если сравнивать с живыми инструментами. Все не натурально. Тебе кажется, что ты слышишь каждую струну, а на самом деле в реальной жизни, скрипки так не пилят. Нет в них столько звонкости как в этом плеере.

Вместе со стремительным развитием мобильных технологий сильный толчок получили не только полноценные Hi-Fi аудиоплееры, но и все остальные направления портативного звука. ЦАПы стали резко уменьшаться в размерах и значительно снижать требования по питанию. Отчего сегодня на одной чаше весов оказались аудиоплееры, а на другой — мобильные ЦАПы, позволяющие получить тот же самый плеер в связке с вашим же смартфоном. Что же выбрать? Какие у каждой из сторон есть достоинства и недостатки? Во всем этом мы и постараемся с вами разобраться.

Для начала стоит определиться, что мы имеем в виду под мобильным ЦАПом. Портативные цифро-аналоговые преобразователи существуют уже давно. Как правило они содержат в себе собственный элемент питания и довольно внушительные габариты. Настолько, что хотя это все еще портативно, но далеко не мобильно. Как пример такого устройства я могу привести ЦАП: xDuoo XD05 Basic. Кстати, просто превосходный аппарат в своей ценовой категории. Так вот, устройства подобного формата мы в рамках этого сравнения рассматривать не будем. Сейчас, когда все тоньше и легче эдакие бронтозавры решают очень уж специфические задачи. Мобильными ЦАПами я называю «свистки», они же небольшие устройства, подключаемые через Type C, Micro USB или Lightning разъем к вашему смартфону. Своего аккумулятора у данных устройств, как правило нет. И тут мы подходим к первому элементу сравнения.


1. Расход батареи

Да, мобильные ЦАПы откушивают заряд аккумулятора вашего смартфона, выступающего в виде цифрового источника. Заметьте, «цифрового». На этом моменте сразу развеем миф о том, что ЦАП не работает если у вашего смартфона есть аналоговый 3.5 мм. выход и что это «просто усилитель». Это совсем не так. Так вот, первое превосходство плеера над ЦАПом заключается в том, что заряд вашего смартфона остается неизменным и вы, возможно не пропустите какой-то важный звонок. В этом плане Hi-Fi аудиоплеер действительно на коне. Как ответный ход, современные ЦАПы показывают просто микроскопический расход энергии, до 0.04 ампер на 5 вольт. Что, естественно, заметно выравнивает ситуацию. В качестве примера такого сверхэкономичного устройства можно привести Shanling UA1.


2. Нагрузка на разъемы

Следом же можно указать еще один значительный минус ЦАПов: сама батарея, как и разъем смартфона, получают новую дополнительную нагрузку, способствующую их более скорому выходу из строя. Тут уж крыть совсем нечем. Современные мобильные ЦАПы все время меняют форму, что-то в них додумывают, однако нагрузка есть и от этого никуда не деться. Оправдание тут может быть только одно, скорость устаревания смартфонов намного выше, чем износостойкость аккумулятора и соединительного порта.


3. Габариты и удобство использования

Но посмотрим на ситуацию и с другой стороны, «свисток» намного универсальнее и имеет очень скромные габариты. Мобильный ЦАП способен улучшить звук вообще любого более-менее актуального смартфона. В пределах последних 6 лет точно. При этом сам девайс на подключенных к нему проводных наушниках практически незаметен. А следовательно, не занимает лишнего места у вас в карманах. Таскать сегодня и телефон, и плеер — процесс довольно напряжный, поскольку в карманы все это уже не вмещается. А вот ЦАП решает вопрос легко и лаконично. Словно у вас смартфон и проводные наушники к нему. В качестве примера такого сверхкомпактного девайса можно привести, например, Sonata HD II. С подобной проблемой я сам неожиданно столкнулся на отдыхе. Взяв с собой в путешествие довольно приличный аудиоплеер он все время оказывался не к стати: когда я его брал с собой он просто грузом лежал в сумке или кармане, а когда забывал — буквально сразу был нужен. В следующую поездку я взял с собой уже мобильный ЦАП и в смотке наушников он всегда был при мне. Карман не оттягивает, нужно — пользуйся, а не нужно — кушать он не просит. Для тех, кто постоянно в пути — чрезвычайно важный момент.


4. Цена и доступность

Еще одним добивающим плееры моментом является цена. Hi-Fi аудиоплееры заметно дороже в производстве: у них есть хороший цветной, а зачастую и загнутый сенсорный экран, полноценный блок для Wi-Fi, блютуз, память, процессор, крутящаяся на них переработанная операционная система, требующая обновлений и исправлений багов и всякое такое прочее. Понятно, что все это стоит денег, в отличии от единственного чипа с минимальной обвязкой в ЦАПе. Оттого за реально хороший плеер с вас могут попросить от 500 долларов и выше, а лучший на рынке ЦАП стоит всего 190 баксов. И это самый ТОП. Я, конечно же, говорю о Lotoo PAW S1 и Luxury & Precision W1. Следовательно выбор мобильного ЦАПа вам позволяет не только остаться в рамках своего любимого смартфона и установленного на нем софта, но еще и серьезно так сэкономить. Причем практически любой меломан может себе позволить самые топовые модели. С плеерами данный фокус у вас скорее всего не удастся, там максимальный ценник уходит за несколько тысяч долларов.


5. Железо у плеера и ЦАПа

Чем же кроет эту карту рынок аудиоплееров? Ну, для начала, куда более развитой хардварной начинкой. Здесь у ЦАПа не разгуляться — габариты ограничивают. Но тут пришли на помощь те самые производители микросхем и все уменьшающиеся технологии производства. То есть часть обвязки то и дело встраивается уже непосредственно в чип. ЦАПом со встроенным усилителем на наушники сегодня никого не удивить, но в ESS пошли еще дальше и встроила полностью все интерфейсы, включая даже подключение по USB. То есть с минимальной обвязкой мы получаем полноценный по качеству аппарат с довольно серьезным звуком. Для примера можно привести Hillidac Beam 2se или HiBy FC3. Обе модели прекрасно звучат, мало потребляют энергии и к тому же очень недороги.


6. Программное обеспечение

С точки зрения софта вроде как паритет, устанавливайте те программы, что вам нужны и просто пользуйтесь ими. Однако ЦАП, в этом случае, все таки проигрывает. Я говорю о системном микшере. В Hi-Fi аудиоплеерах эта часть, отвечающая за заметное ухудшение сигнала, устранена на корню. А вот при подключении ЦАПа к смартфону звук пойдет конкретно через данный микшер. И, как итог, звук будет хуже. Есть, конечно, обходные пути вроде приложений, поддерживающих BitPerfect режим, но таковых не так уж и много, ну и стримминговые сервисы ими не охватываются в полном объеме. То есть на плеере все будет в шоколаде, а на ЦАПе, за некоторым исключением, все не столь радужно. Да, разработчики сегодня прикладывают все силы и Tidal уже появился в HiBy Music и USB AudioPlayer, но это пока капля в море. Все остальное по качеству будет звучать лучше аналогового выхода вашего смартфона, но заметно проще плеера. В качестве уточнения нужно сказать, что этот момент сильно зависит от реализации микшера на конкретно вашем аппарате. В моем Samsung Galaxy S8 он просто ужасен, а про недорогие трубки от Xiaomi лучше вообще не вспоминать.


Инструкция по включению Bit-Perfect режима в плеере HiBy Music.

7. Выходная мощность и наушники

Еще довольно спорный момент касается разъемов и непосредственно выходной мощности. Действительно, пару лет назад лишь несколько моделей мобильных ЦАПов могли прокачать тугие полноразмерные наушники. Сегодня же получить из «свистков» до 200 мВт на 32 ома нагрузки не является проблемой. Нагрузка на аккумулятор, естественно, увеличится, но то уже ваш осознанный выбор. Слишком тугие наушники далеко не лучшая идея для мобильной связки. При этом, даже некоторые совсем недешевый аудиоплееры могу иметь те же 200 мВт на выходе. Другой вопрос, что зачастую они имеют куда больше, но здесь спасают внутриканальные наушники. Ходить по улице в изодинамических полноразмерах могут только совсем уж маргинально настроенные личности, а для большинства меломанов внутриканалки просто прекрасны. И я всецело разделяю это мнение. На них мощности точно хватит и у плееров любого ценового сегмента и у ЦАПов. Так что это такой, довольно спорный момент. Как пример довольно мощного ЦАПа можно привести E1DA 9038D.


8. Качество звучания

Хотя тут появляется новый вопрос: можно ли с мобильного ЦАПа выйти на качество звучания современного аудиоплеера? Мое мнение по этому вопросу таково: и да, и нет. Если сравнивать с бюджетными плеерами (до 200 долларов), то ЦАП за 40 будет звучать на их фоне просто гениально. Особенно, если говорить о бюджетниках прошлых лет. Среднесегментные Hi-Fi плееры (от 200 до 400 долларов) уже вполне могут побороться с мобильными ЦАПами. Но успех будет то на стороне одних, то на стороне других. Противостоять же плеерам дороже 400 долларов мобильные ЦАПы пока еще не в силах. Прогресс до такого не дошел. Отсюда, если ваши средства ограничены, то я рекомендую остановиться на хороших наушниках и приличном мобильном ЦАПе, например iBasso DC03 или даже балансном iBasso DC04. Если же вы располагаете бюджетом на покупку дорогого плеера, то выигрыш в качестве звучания будет бесспорным.


Выводы

Суммарно, по удобству, комфорту использования и чтобы отличный звук всегда был под рукой — Hi-Fi аудиоплеер в большинстве вариантов пасует. Носить в одном кармане смартфон, а в другом плеер мало кто согласится. Только в какие-нибудь разъезды, офис и то носить его придется в рюкзаке или какой-нибудь барсетке.

Что же выбираю я сам и мои близкие друзья меломаны? Дома в связке с компьютером лучше всего себя чувствует полноразмерный стационарный ЦАП, в случае длительных поездок и перелетов- хороший Hi-Fi аудиоплеер вне конкуренции, а в остальных моментах — исключительно мобильный ЦАП.


Полностью расстаться с хорошим аудиоплеером я оказался не в силах, но в рамках ограниченного бюджета и набегу, смысла в нем, реально, немного. Мы действительно, получается, покупаем то же самое, что у нас уже есть в смартфоне. Который, к слову, всегда под рукой и на который, в отличии от плеера, не надо раздавать интернет. В сухом остатке, точного ответа, что же лучше на текущий момент нет. У всего есть свои достоинства и недостатки, из которых нужно вычленить именно то, что подходит непосредственно вам. Прямо сесть и прикинуть: где, как и при каких условиях я буду слушать музыку, насколько высокое качество мне при этом необходимо и, как вишенка на торте, сколько денег я готов потратить. У подавляющего числа меломанов последний вопрос всегда решающий: хочу супер звук за минимальный прайс. Ну в таком случае это точно не про плеер, а значит пора присмотреться к тому самому мобильному сегменту ЦАПов. Поверьте, я прослушал их уже не один десяток и в 99% случаев за свою цену звучат они почти гениально. Подробнее ознакомится и подобрать себе музыкального друга можно из моей актуальной подборки мобильных ЦАПов.

На этом, наверное, и закончим. Выбирайте практично и делайте это не только с умом, но и с оглядкой на перспективу.

Что значит «музыкальный» смартфон? Что такое выделенный ЦАП и аппаратный кодек? У каких девайсов хорошие внешние динамики? И почему одни гаджеты выдают ужасный звук даже в сочетании с первоклассными наушниками, а другие звучат не хуже плееров Hi-Fi? Эти и другие музыкальные вопросы затронем в сегодняшнем разборе.

ЦАП или кодек?

Каким образом мы слышим воспроизводимую смартфоном музыку? Всё просто: излучатели в наушниках или во внешних динамиках создают колебания воздуха, которые улавливаются нашим слуховым аппаратом.

Чем больше длина волны, тем ниже частота звука, и мы воспринимаем её как бас. Звуки от средних частот к высоким соответственно представляют собой волны с меньшей длиной. Среднестатистический человек с идеальным слухом воспринимает звуки (или, как мы уже выяснили, колебания воздуха) с частотой от 20 Гц (нижний бас) до 20 кГц (высокие).

Важно, чтобы «железо» смартфона могло точно «переводить» данные из MP3- или FLAC-файлов с «языка» нулей и единиц на «язык» аналоговый, или, другими словами, конвертировать «на лету» двоичный код в напряжение, которое управляет излучателями в наушниках и порождает звук. Собственно, для описанного процесса преобразования и нужен ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь.

Слагаемые звука в смартфонах

ЦАП в смартфоне может быть выделенным, то есть реализованным в виде отдельного высококачественного чипа, либо составной частью аппаратного кодека. Под кодеком в смартфоне подразумевается решение «всё в одном» — универсальный компонент на плате с ЦАП, АЦП, усилителем и другими элементами, отвечающими за координацию всего, что связано со звуком в устройстве.

Если же в девайсе помимо кодека есть отдельный ЦАП специально для прослушивания музыки в наушниках, то это говорит о том, что производитель не искал дешёвых решений — от такого аппарата можно ожидать более высокого качества звука. Правда, справедливости ради следует отметить, что бывают и исключения из правил, когда, например, хорошо реализованные аппаратные кодеки в дорогих смартфонах тоже обеспечивают весьма неплохое звучание со многими наушниками.

Слагаемые звука в смартфонах

ES9018K2M — один из мощнейших ЦАП, устанавливаемых в смартфоны. Технически аудиочип не сильно уступает «полноразмерным» версиям ES9018, применяемым в серьёзной аппаратуре, но при этом может быть размещён в компактных девайсах.

Усилители

Говоря о звуке в наушниках, всегда уделяют очень много внимания маркировке ЦАП и его характеристикам, но часто забывают про не менее важный компонент — усилитель. Дело в том, что недостаточно преобразовать код в напряжение — сигнал ещё нужно правильно усилить. Поэтому от установленного в смартфоне усилителя сильно зависит в целом качество звука, запас по громкости и совместимость с наушниками. Если он слабый (выдаёт недостаточный уровень напряжения и тока), то про высокоомные наушники можно забыть — смартфон их не «раскачает», да и звук будет тихим даже при выставлении максимальной громкости.

Слагаемые звука в смартфонах

Бывают и исключения из правил — Highscreen Boost 3 SE Pro имеет первоклассный ЦАП ESS9018K2M и достаточно мощный для высокоомных наушников усилитель Analog Devices ADA4897-2.

К сожалению, подробную информацию об усилителях в смартфонах не всегда легко найти в открытом доступе. Но, как правило, если в гаджете стоит выделенный ЦАП, а модель позиционируется как «музыкальная», то и проблем с громкостью не возникает.

Слагаемые звука в смартфонах

Audioquest DragonFly — один из самых компактных USB-усилителей с собственным ЦАП, с помощью которого можно «прокачать» звук почти в любом смартфоне.

Разная «обвязка» с оригинальным усилителем бывает также и у смартфонов без выделенного ЦАП. Этим, например, объясняется то, что даже «встроенный» звук на девайсах с одинаковым SoC иногда сильно отличается по качеству и запасу громкости при подключении наушников. Кроме того, к аппаратам без выделенного ЦАП всегда можно при необходимости подсоединить внешний USB-усилитель с собственным ЦАП на борту — это и качество звучания улучшит, и даст возможность пользоваться высокоомными наушниками с хорошим запасом по громкости. Подобных внешних модулей в продаже довольно много, они существенно отличаются между собой качеством и особенно — ценой. Топовые варианты очень дорогие. А среди популярных моделей таких внешних «усилков» стоит отметить девайсы Fiio E7, Meridian Explorer и, например, Audioquest DragonFly.

Слагаемые звука в смартфонах

В iPhone 7 и iPhone 7 Plus звук обрабатывается через ЦАП, встроенный в переходник для наушников, либо через чип внутри корпуса фирменных наушников, подключаемых через Lightning разъём.

Базовые характеристики

Хотя оценивать звук по цифрам — дело неблагодарное, знать основные характеристики полезно для «ориентировки на местности» в мире музыкальных девайсов.

Так, в специализированных тестах можно найти сравнительные таблицы для различных смартфонов, где указывают результаты тестирования выходного аудиотракта. Как правило, в них учитываются следующие, самые главные параметры.

Соотношение сигнал/шум — упрощённо говоря, отвечает за «чистоту» сигнала.

Динамический диапазон — это соотношение между самым громким неискажённым сигналом на выходе и уровнем на выходе при отсутствии воспроизведения для конкретной модели ЦАП.

Stereo crosstalk (перекрёстные помехи) показывает паразитную «утечку» части сигнала из левого канала в правый и наоборот.

Чем лучше показатель сигнал/шум, больше динамический диапазон и меньше stereo crosstalk, тем лучше.

Помимо вышеупомянутого на качество звука также сильно влияют такие параметры аудиочипов, как поддерживаемая частота дискретизации и разрядность. Стандартные минимальные значения, эквивалентные CD-качеству — 44,1 кГц и 16 бит. Этого достаточно, чтобы комфортно слушать MP3.

Слагаемые звука в смартфонах

Чем выше разрядность и больше частота дискретизации, тем теоретически больше звуковых «нюансов» можно передать.

Однако при прослушивании высококачественных lossless-файлов, даже при возможности их воспроизведения, смартфон будет вынужден для многих треков выполнять даунсэмплинг и передискретизацию, что способно негативно сказываться на качестве звучания. А прослушивание музыки в форматах высокого разрешения (Hi-Res) вообще зачастую невозможно на многих гаджетах, кроме «музыкальных». Таким образом, для прослушивания музыки в «тяжёлых» форматах с максимальным качеством стоит обращать внимание на частоту дискретизации и разрядность: например, некоторые смартфоны LG имеют 32-битный ЦАП с частотой дискретизации 384 кГц,что позволяет на таких аппаратах воспроизводить музыку в одном из самых «тяжёлых» форматов — DSD512.

Слагаемые звука в смартфонах

Samsung Galaxy S7 построен на базе небезызвестного 24-битного чипа Cirrus Logic CS47L91 с поддержкой частот дискретизации до 192 кГц.

Стерео- или монодинамики?

Если в наушниках от смартфона можно добиться весьма качественного звука с почти полным спектром слышимых человеком частот, то с внешними динамиками ситуация обстоит иначе. Малые габариты корпуса не позволяют устанавливать большие по диаметру излучатели, а это означает, что низкие частоты (очень большие по длине волны) такая АС просто физически не способна создать по объективным причинам. Следовательно, любой внешний динамик в смартфоне страдает от полного отсутствия самых низких частот, но в зависимости от качества и способа реализации может неплохо справляться со спектром на стыке низких и средних частот, а также без труда воспроизводить верхние частоты.

Кроме того, многие производители пытаются улучшить качество звучания внешних динамиков за счёт особой конструкции резонансной камеры, которая усиливает звук по принципу, схожему с тем, какой действует в корпусе акустической гитары.

Слагаемые звука в смартфонах

Производители идут на всевозможные ухищрения, чтобы сделать резонаторную камеру динамиков как можно больше. На картинке - система HTC BoomSound

Некоторые модели щеголяют стереодинамиками, расположенными на фронтальной стороне корпуса. При грамотной реализации они способны дать некоторое ощущение стереозвука, которое, впрочем, всё равно будет упираться в чрезмерно близкое расположение излучателей друг к другу.

Слагаемые звука в смартфонах

HTC BoomSound — пример одной из самых громких систем со стереодинамиками.

Hi-Res Audio по воздуху

При использовании беспроводных наушников добиться первозданного качества звучания непросто, особенно при прослушивании музыки в форматах Hi-Res. Чтобы слушать музыку в столь высоком качестве без потерь, следует убедиться, что смартфон и наушники поддерживают специальные кодеки, например, aptX, aptX HD или LDAC (фирменный кодек Sony). Данные стандарты обеспечивают скорость передачи данных от 96 кГц/24 бит и выше, которая требуется для отличного воспроизведения DSD-файлов.

Слагаемые звука в смартфонах

HTC 10 имеет на борту высококачественный кодек Qualcomm Aqstic Codec, выделенный 24-битный ЦАП и предлагает сертифицированную поддержку формата Hi-Res Audio.

Итоги

Современные «музыкальные» смартфоны, оборудованные выделенным ЦАП, уверенно наступают на пятки многим плеерам Hi-Fi и способны удовлетворять запросы даже требовательных к звуку пользователей. Правда, чтобы насладиться поистине хорошим звуком, лучше отдать предпочтение девайсам с качественными кодеками, ЦАП с поддержкой высокой разрядности и высокими частотами дискретизации, а также ответственно подойти к подбору наушников.

Как выбрать преобразователь аудиосигнала

Любительский

Аватар пользователя

АЦП, ЦАП: зачем нужен преобразователь аудиосигнала?


ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – нужен для преобразования аудиосигнала из цифрого формата в аналоговый; обычно, для передачи в усилитель или немедленного озвучивания.

Все современные форматы записи аудио используют цифровое представление. И треки на CD или blu-ray дисках, и mp3-файлы, и музыка с iTunes – все они хранятся в цифровом формате. И для того, чтобы воспроизвести эту запись, её надо преобразовать в аналоговый сигнал – эту функцию и выполняет цифро-аналоговый преобразователь. Встроенный ЦАП присутствует в любом устройстве, воспроизводящем музыку. Но часто бывает, что качество проигрывания одних и тех же аудиофайлов (или треков с одного и того же диска) на разных плеерах заметно отличается. Если при этом используются одинаковые усилители и наушники, значит, проблема в ЦАП плеера.



Аудиосигнал, прошедший через низкокачественный ЦАП

ЦАПы бывают разные: дешевые преобразователи с низким энергопотреблением (часто используемые производителями в мобильных устройствах) имеют низкое быстродействие и малую разрядность, что сильно сказывается на качестве звука.


Если у мобильного устройства есть цифровой выход (S/PDIF или USB), можно подключить к нему внешний ЦАП - это гарантирует высокое качество преобразования цифрового звука в аналоговый.


Еще один приятный бонус можно получить, приобретя ЦАП с поддержкой Bluetooth. Это позволит слушать отличную музыку на подключенных к преобразователю динамиках, не будучи «привязанным» к нему проводами. Для мобильного компьютера (планшета или ноутбука) это может оказаться очень удобным. Кроме того, с таким преобразователем вы сможете проигрывать музыку с других устройств, поддерживающих Bluetooth и легко переключаться между ними.


АЦП – аналого-цифровой преобразователь – нужен, наоборот, для преобразования аналогового аудиосигнала в цифровой формат. АЦП будет незаменим при оцифровке (переводе в цифровой формат) старых аналоговых записей: на грампластинках, аудио и видеокассетах. Также АЦП потребуется при записи в цифровом виде «живого» звука с микрофона. Плееры с функцией записи и компьютерные звуковые карты имеют встроенный АЦП, но если вам важно качество оцифровки, лучше доверить эту задачу специализированному устройству.

Несмотря на совершенно противоположные задачи, АЦП и ЦАП обладают некоторыми общими характеристиками, оказывающими большое влияние на качество преобразования.

Характеристики преобразователей аудиосигнала.


Количество отсчетов в секунду - частота дискретизации

Для АЦП частота дискретизации определяет, с какой частотой преобразователь будет измерять амплитуду аналогового сигнала и передавать её в цифровом виде. Для ЦАП – наоборот, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал.

Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП, проигрывающий аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.


Зеленым цветом показан исходный аудиосигнал, состоящий из нескольких гармоник, близких к 20 кГц. Малиновым цветом обозначен цифровой сигнал, дискретизированный с частотой 44.1 кГц. Синим цветом обозначен аналоговый сигнал, восстановленный из цифрового. Хорошо заметны потери в начале и конце отрезка.

Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.

Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать ЦАП с частотой дискретизации выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать с его помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.

Если вы твердо нацелились на приобретение преобразователя с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.


Чем выше разрядность, тем выше точность измерения или восстановления амплитуды сигнала

Разрядность – вторая характеристика, непосредственно влияющая на качество преобразования.

Разрядность ЦАП должна соответствовать разрядности аудиофайла. Если разрядность ЦАП будет ниже, он, скорее всего, просто не сможет преобразовать этот файл.

Треки audio CD имеют разрядность 16 бит. Это подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если ЦАП предполагается использовать для прослушивания DVD и Blu-ray аудио, следует выбирать модель с разрядностью 24.

Чем выше разрядность АЦП, тем с большей точностью измеряется амплитуда звукового сигнала.

При выборе АЦП следует исходить из того, какие задачи с его помощью предполагается решать: для оцифровывания «шумных» аудиозаписей со старых магнитофонных лент высокая разрядность АЦП не нужна. Если же вы планируете получить качественную цифровую запись со студийного микрофона, имеет смысл воспользоваться 24-битным АЦП.

Количество каналов определяет, какой звук сможет преобразовывать устройство. Двухканальный преобразователь сможет обрабатывать стерео и моно звук. Но для преобразования сигнала формата Dolby Digital или Dolby TrueHD понадобится, соответственно, шести- или восьмиканальный преобразователь.

Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал преобразователем. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается сигнал, проходящий через преобразователь. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.


ЦАП должен иметь цифровой вход – это может быть S/PDIF, USB или Bluetooth. Выходу ЦАП аналоговый - «джек» (jack) или «тюльпаны» (RCA). У АЦП все наоборот – аналоговый вход и цифровой выход. Хорошо, если преобразователь имеет несколько различных входов и выходов – это расширяет возможности по подключению к нему различных устройств. Если же вход на преобразователе один, убедитесь, что аналогичный выход есть на устройстве, к которому предполагается его подключать.

Преобразователи аудиосигнала скорее относятся к студийному и домашнему оборудованию, поэтому питание большинства преобразователей производится от сети 220В. Но существуют и преобразователи, которые питаются от аккумуляторов и могут быть использованы автономно. Это может оказаться удобным при использовании преобразователя с мобильным устройством – ноутбуком, планшетом, смартфоном или плеером.

Некоторые преобразователи получают питание через разъем micro-USB, при этом получать (или передавать) аудиосигнал через этот разъем они не могут. Если вам важно, чтобы ЦАП мог читать аудиофайлы на USB-носителях, перед покупкой убедитесь, что USB на устройстве используется не только для питания.

Варианты выбора.


Если вам нужно устройство, с помощью которого можно будет оцифровать старые магнитофонные записи или записать на компьютер звук с микрофона, вам нужен аналогово-цифровой преобразователь. Цены на них начинаются от 1100 рублей.


Если вы желаете получить устройство для качественного проигрывания аудифайлов со смартфона с возможностью беспроводного соединения, выбирайте среди ЦАП с поддержкой Bluetooth. Такое устройство обойдется вам в 1400-1800 рублей.


Если же вы желаете услышать все богатство звука, записанного в loseless-формате с высокой частотой дискретизации и битностью 24, вам понадобится соответствующий ЦАП. Стоить он будет от 1700 рублей.


Удивительно видеть звук смартфона, начинающий привлекать некоторое внимание. Такие компании, как LG и HTC, добавляют в свои телефоны специализированные аудиокомпоненты, Sony все еще продвигает вперед с оптимизацией программного обеспечения, а новые кодеки Bluetooth с высоким разрешением даже таких упрямых аудиофилов, как я, заинтересованы в том, что они могут сделать. Это также важно, потому что то, как мы слушаем нашу музыку, со временем изменится, так как надежный 3,5-мм разъем для наушников медленно, но верно уходит в прошлое.

Но не все увлекаются звуком, и вокруг так много странных слов, сокращений и секретных кодов. Вам не нужно знать, что любой из них значит наслаждаться музыкой, но мы все хотим знать, что мы читаем или слышим. Итак, давайте покопаемся и проверим, что на самом деле означают некоторые из самых распространенных вещей, которые вы услышите

Общие условия, которые вам нужно знать


Есть несколько терминов, которые вы увидите в каждом аудио обсуждении. И, как и любой другой аудио термин, они на самом деле не имеют в виду то, что, кажется, они должны иногда означать. Вот основные принципы, с которых вы можете начать, чтобы вы могли идти в ногу с любым звуковым разговором.

  • Битрейт — это количество бит данных, которые обрабатываются за единицу времени. Говоря об аудио, эта скорость обычно измеряется в секундах как бит / с (бит в секунду). Применяются стандартные префиксы SI (не бинарные префиксы ), поэтому кбит / с (килобит в секунду) = 1000 бит / с, мегабит (мегабит в секунду) = 1000 кбит / с и гигабит в секунду) = 1000 мбит / с. Чем больше число, тем больше данных обрабатывается, поэтому звук будет звучать лучше.
  • -bit — это способ записи битовой глубины звука. Битовая глубина — это количество битов информации, включенных в каждую отдельную выборку (см. Гц ниже). Аудио CD использует 16 бит на семпл, в то время как аудио DVD использует 24 бит на семпл. Аудиоплееры с высоким разрешением также смогут воспроизводить 32-битное аудио, включая некоторые телефоны, такие как LG V30.
  • Контейнер Контейнер — это формат метафайла, который контролирует и описывает, как существует несколько типов данных в одном компьютерном файле. Хорошим примером этой сложной идеи является файл MP4. Файл MP4 может содержать закодированное аудио, закодированное видео, метаданные, такие как субтитры или тексты песен, и обложки альбомов в любой комбинации. Контейнер не определяет, как его данные кодируются, поэтому вы можете открыть файл MP4 и не иметь возможности воспроизвести какие-либо данные без соответствующих кодеков. Да, это какая-то неразбериха, которую невозможно описать без использования компьютера. Все, что вам нужно знать, — это то, что аудиоконтейнеры содержат зашифрованные файлы, и для воспроизведения любого из них вам потребуется установленный кодек.
  • Кодек Кодек — это программное обеспечение (оставим аппаратные кодеки на следующий день), используемое для кодирования и декодирования цифровых данных. Кодек — это сокращение от кодер-декодер. Кодер кодирует данные и готовит их для какой-либо передачи, а на другом конце декодер инвертирует кодирование. MP3 — популярный аудиокодек. Такие приложения, как Audacity, могут использовать кодер MP3 для кодирования музыки в файл .mp3, а ваш любимый аудиоплеер использует декодер MP3, чтобы вернуть его в исходное состояние и воспроизвести.


  • Сжатие Популярные кодеки сжимают аудиофайл при кодировании, чтобы сделать его меньше и легче для передачи. Это та же концепция, что и файл .zip, используемый для сокращения содержимого папки. В идеале, вы хотите, чтобы несжатый файл был побитовой копией оригинала, но большинство алгоритмов сжатия отбрасывают данные, которые кардинально не изменят звучание звука. Или, по крайней мере, они пытаются.
  • ЦАП ЦАП — это цифро-аналоговый преобразователь, который превращает компьютерные биты (цифровые) в звуки (аналоговые), которые могут передаваться через наушники. Каждое устройство, способное воспроизводить цифровую музыку, имеет ЦАП, как и каждая пара наушников Bluetooth. Некоторые просто имеют лучший ЦАП, чем другие, и способны создавать более чистое аналоговое аудио из цифрового источника.

Подробнее: Что такое ЦАП и почему я должен заботиться о том, чтобы иметь хороший?

  • Dolby Компания, которая специализируется на уменьшении шума и кодировании звука. Dolby лицензирует свою технологию нескольким производителям телефонов.
  • Гц или кГц Гц — это сокращение от Герц. Говоря о цифровом звуке, вы обычно видите, что он измеряется в кГц (килогерцах), и он обозначает частоту дискретизации — количество раз, которое звук дискретизируется (анализируется и записывается) в секунду. Звук стационарного телефона составляет 8 кГц. VoIP телефоны имеют частоту 16 кГц. Аудио компакт-диски 44,1 кГц. Это продолжается вплоть до 5644,8 кГц, что является форматом Philips и Sony с двойной скоростью DSD (Direct Stream Digital) и является абсолютно безумным. Как правило, чем выше частота дискретизации, тем лучше будет звучать звук, но при пропускании 192 кГц уменьшается отдача, которую многие люди не смогут услышать.
  • Lossless Lossless — это тип сжатия звука, который может создать точную копию оригинала, когда файл распакован. FLAC и ALAC файлы без потерь.
  • Lossy Lossy — это тип сжатия звука, который восстанавливает «приближение исходных данных», но сжимает данные в меньший файл. MP3-файлы с потерями.

блютус

Bluetooth имеет множество терминов, связанных со звуком, и они будут более важными, так как мы видим все больше и больше телефонов без разъема для наушников. Он имеет свой собственный раздел, поэтому мы можем разбить несколько вещей.

Профили Bluetooth

Профили Bluetooth — это набор спецификаций, которые как источник (устройство, отправляющее звук, как ваш телефон), так и пункт назначения (устройство, которое получает звук, как ваши любимые наушники), знают, что могут делать друг друга и как работать вместе и передавать аудио в твои уши. Даже для старых наушников Bluetooth необходим профиль Bluetooth для подключения, и это единственный способ заставить все работать.

  • HSP (профиль гарнитуры) Профиль HSP необходим для базовой работы гарнитуры. Он имеет очень ограниченные возможности дистанционного управления, и качество звука составляет максимум 64 Кбит / с (моно).
  • HFP (профиль громкой связи) HFP — это усовершенствованная версия HSP, которая также предназначена для гарнитур ( не наушников ). Он обеспечивает повторный набор номера и голосовой набор с помощью пульта дистанционного управления. HFP версии 1.6 использует монофоническую конфигурацию стандартного кодека SBC. См. Раздел кодеков ниже для деталей.
  • A2DP (Расширенный профиль распространения звука) Этот профиль был разработан для стереозвука для таких вещей, как мультимедиа. Это профиль, который должны использовать ваши наушники (не гарнитура).
  • AVRCP (профиль дистанционного управления аудио / видео) AVRCP используется с A2DP для обеспечения дистанционного управления такими вещами, как воспроизведение / пауза или пропуск дорожки. Версии 1.4 позволяют полностью регулировать громкость обоих устройств, в то время как более низкие версии контролируют только громкость гарнитуры, а не источника.

Если вы хотите использовать наушники-вкладыши Bluetooth и т. П. Для приема вызовов и не заботиться о других аудиосигналах, вам необходимо устройство, которое использует HSP, но вам нужно устройство, которое использует HFP, чтобы иметь больше контроля.

Если вы также хотите слушать музыку через стереофоническое устройство Bluetooth — гарнитуру, наушники, портативный динамик и т. Д. — вам нужны A2DP и ​​AVRCP для наилучшего звучания.

Bluetooth аудио кодеки


Аудиокодеки Bluetooth не обязательно должны быть только Bluetooth. Они представляют собой инструкции кодирования и декодирования, которые правильный кодер и декодер используют для получения необработанного звука, превращения его в нечто лучшее для передачи, а затем превращения обратно в необработанный звук, как только он достигнет ваших наушников. Вы не можете воспроизводить звук без правильного кодера и декодера, поэтому поддержка аудиокодеков очень важна.

Обычно вы найдете информацию о том, какие кодеки пара наушников может использовать в коробке, в которую они вошли, и вы найдете информацию о кодеках, которые ваш телефон может использовать, в руководстве или на веб-сайте производителя.

  • SBC (кодирование поддиапазонов) Это кодек A2DP по умолчанию и минимум, необходимый для стереозвука. Каждое стерео устройство Bluetooth должно поддерживать SBC, потому что это отказоустойчивый запасной вариант, если никакой другой кодек не соответствует как исходному, так и целевому оборудованию. Он обеспечивает несжатый стереофонический аудиопоток до 328 кбит / с на частоте 44,1 кГц. Поскольку он не сжат, нет необходимости, чтобы цель (ваши наушники) распаковывала его. Он облагает налогом ограниченную пропускную способность Bluetooth и может быть пропущен или буферизован (в зависимости от вашего источника), когда условия не идеальны. Существует несколько «уровней» SBC (низкий, средний и высокий), и качество определяется устройством-источником.
  • AAC (Advanced Audio Coding) Это та же кодировка AAC, которую вы найдете для музыки, которая не транслируется по беспроводной сети и используется iTunes. Он обеспечивает лучшее качество звука, чем сжатие MP3, при той же скорости передачи данных и может конкурировать с файлами без потерь по качеству. Большинство наушников не включают AAC, но в моделях высокого класса, предназначенных для использования с iPhone или iPod, они передают данные со скоростью 250 кбит / с.
  • aptX aptX — это собственный аудиокодек, разработанный в 2010 году компанией APT (отсюда и название) для обеспечения более высокого качества звука, чем может обеспечить SBC. Он кодирует аудиопоток с качеством CD (16 бит / 44,1 кГц), используя более эффективное кодирование звука (сжатие, почти как кодек .mp3) и более высокие скорости передачи данных — 352 кбит / с. aptX не требуется для стереозвука, и вы обнаружите, что многие устройства не включают его.
  • aptX LL Это версия кодека aptX, разработанная для особо низкой задержки. Он используется в устройствах, таких как игровые гарнитуры, которые имеют низкую задержку по сравнению с качеством, но при этом обеспечивают звук, сопоставимый с SBC. aptX LL может передавать стереозвук с задержкой до 32 миллисекунд, что быстрее, чем мы можем обработать, поэтому кажется, что оно не имеет задержек.
  • aptX HD Это версия кодека aptX, которая использует более новые и лучшие методы сжатия и более высокие скорости передачи данных (576 кбит / с) для передачи стереозвука 24-бит / 48 кГц. Алгоритмы сжатия были разработаны так, чтобы вводить очень мало шума, а HD-потоки aptX приближаются к качеству звука высокого разрешения без потерь. aptX HD является довольно новым и не очень многие устройства поддерживают его, хотя это наверняка изменится.
  • LDAC LDAC — это аудиокодек, разработанный Sony для передачи звука с высоким разрешением по Bluetooth. Он может передавать аудио на максимальной скорости 24 бит / 96 кГц со скоростью до 990 кбит / с. Как и SBC, он имеет три параметра: низкий (скорость передачи 330 кбит / с), средний (скорость передачи 660 кбит / с) и высокий (скорость передачи 990 кбит / с). Sony утверждает, что LDAC может передавать воспроизведение звука до 24-бит / 96 кГц без какой-либо понижающей дискретизации (понижая частоту дискретизации в герцах) в источнике. LDAC очень новый, и хотя Android Oreo поддерживает кодек, очень немногие периферийные устройства делают это сейчас.

Типы аудиофайлов


Существуют сотни форматов аудио кодирования. Некоторые являются специализированными, например aptX для Bluetooth или ATRAC для PlayStation или Walkman, но есть несколько стандартов, которые вы найдете на портативных устройствах, таких как ваш телефон. В большинстве случаев формат определяет тип файла — аудио в формате MP3 использует расширение файла .mp3, аудио AAC использует расширение файла .m4a и так далее. Форматы аудиокодирования должны поддерживаться программным обеспечением проигрывателя, а не самим вашим устройством, но для многих ваше устройство должно иметь лицензию на их использование.

  • AAC (Advanced Audio Coding) Этот формат также является стандартным аудиокодеком Bluetooth, хотя и не очень популярным. Он поддерживает сжатие звука с небольшой потерей данных, поэтому звук звучит чище, чем в формате MP3, но при этом имеет сопоставимые битрейты. Это родной формат вашего старого iPod, и некоторые аудиоплееры могут воспроизводить его через контейнер MP4 с расширением .m4a.
  • ALAC (Apple Lossless Audio Codec) Разработанный Apple как формат сжатия звука без потерь, ALAC теперь с открытым исходным кодом и без лицензионных платежей. Он обеспечивает 8 каналов аудио на 16, 20, 24 и 32-битной глубине с максимальной частотой дискретизации 384 кГц. ALAC также хранится в контейнере MP4 с расширением файла .m4a, но это не то же сжатие с потерями, которое используется с AAC.
  • FLAC (бесплатный аудиокодек без потерь) FLAC — это открытый и бесплатный аудиокодек, который поддерживает 4–24-битный звук с любой частотой дискретизации от 1 Гц до 655,35 кГц на 8 каналах. FLAC способен сжимать аудиофайл на 60% и при этом иметь точную копию при распаковке. Файлы, использующие формат кодирования FLAC, имеют расширение .flac.
  • MP3 (MPEG-1 или MPEG-2 Audio Layer III) MP3 — это кодек с потерями, который может сжимать звук с качеством CD (1411,2 кбит / с) до 95% и обеспечивать сопоставимое качество в несжатом виде при воспроизведении. Существуют различные частоты дискретизации и воспроизведения, и чем выше число, тем лучше оно будет звучать. Кодек MP3 разумно считывает аудиофайлы и удаляет данные, которые мы не сможем услышать во время сжатия и кодирования. Вы найдете файлы .mp3 практически повсюду, и большинство игроков могут воспроизводить их.
  • Vorbis / Ogg Ogg — это формат контейнера с открытым исходным кодом, который может мультиплексировать независимые потоки для аудио, видео, текста (субтитры и тексты песен) и метаданных. Он может содержать множество форматов аудиокодирования, но самый популярный из них вы увидите на своем телефоне — это Vorbis. Vorbis — это аудиоформат с открытым исходным кодом, который может кодировать исходный материал от 8 кГц до 192 кГц с максимум 255 каналами и создавать выходные файлы в диапазоне от 45 до 500 кбит / с. Файлы с расширением .ogg являются родными для Android и воспроизводятся через системный проигрыватель по умолчанию или любое количество сторонних проигрывателей.
  • WMA (Windows Media Audio) WMA — это аудиокодек, на самом деле это четыре отдельных аудиокодека: WMA, WMA Pro, WMA Lossless и WMA Voice. WMA был разработан Microsoft для конкуренции с MP3 и охватывает спектр от одноканального монофонического звука с WMA Voice (на самом деле важно обрабатывать этот тип звука особым образом) до 24-бит / 96 кГц с использованием 6 дискретных каналов. Степень сжатия музыки варьируется от 1,7: 1 до 3: 1. Все файлы в формате WMA имеют расширение .wma и поддерживаются сторонними проигрывателями.

Самая важная часть


Вам не нужно ничего знать об этом, чтобы слушать музыку через любимые наушники, и это действительно важно. Как и все остальное, некоторые люди будут заботиться и будут обсуждать отдельные продукты до конца времени, и это потому, что им нравится основная технология и как она работает. Ни одна из групп не является правильной или неправильной, поэтому не чувствуйте себя обделенным, если это просто не ваша вещь.

Просто знайте, что звук с наших телефонов улучшается, компании, производящие наушники, делают лучшие, а музыка, которую вы любите сегодня, будет звучать так же хорошо, если не лучше завтра.

Читайте также: