Память одно из свойств интеллекта но одной памяти для высокого интеллекта недостаточно

Обновлено: 04.07.2024

Показатель интеллекта IQ используется для измерения интеллектуальных способностей уже почти сто лет. Считается, что чем выше IQ, тем больших успехов человек может достичь в самых разных областях деятельности. Но высокий коэффициент интеллекта не гарантирует реализации всех наших жизненных устремлений. Напротив, зачастую успешными предпринимателями, писателями и изобретателями становятся люди с IQ ниже среднего. Таким образом, можно сказать, что в XXI веке коэффициент интеллекта является не самым лучшим показателем умственных способностей и жизненного потенциала.

Первые тесты на определение IQ появились в начале XX века. В 1917 году, в самый разгар Первой мировой войны, Роберт Йеркс, президент Американской психологической ассоциации, получил очень ответственное задание от Вооруженных сил США. Он должен был составить тест на определение интеллектуальных способностей призывников, с помощью которого из трех миллионов новичков можно выбрать наиболее подходящих к офицерской службе. Йеркс подготовил тест, направленный на проверку кристаллизовавшегося интеллекта, то есть знания исторических фактов и объема словарного запаса.

Но военные действия полны неожиданностей, планы все время меняются. Неумение быстро анализировать поведение врага и действовать по ситуации грозит поражением. В такой ситуации высокая эрудиция и знание исторических фактов оказываются совершенно бесполезными. Посудите сами: какое значение во время боевых действий имеет тот факт, что в 1876 году президентом США стал Ратерфорд Бёрчард Хейс или что город Бисмарк является столицей штата Северная Дакота? Многие новоиспеченные офицеры не оправдали своего высокого звания, в то время как рядовые солдаты демонстрировали удивительную смекалку и прекрасное понимание тактики ведения боя. Через шесть месяцев военные убедились в том, что предложенный тест не справляется с поставленной задачей, и отказались от него. Тем не менее тест Йеркса на определение интеллектуальных способностей по уровню общей эрудированности широко используется по сей день. И это очень печально.

Многочисленные поисковые системы изменили представления о способах поиска, отсеивания и усвоения информации. Можно сказать, что мы живем в эпоху Google. Эта поисковая система незаменима при получении новых знаний; она позволяет быстро и эффективно находить нужные факты. Значение кристаллизовавшегося интеллекта (то есть нашей способности хранить в памяти факты, даты и имена) для определения IQ отходит на второй план. Ведь при помощи Google можно быстро получить любую фактическую информацию. Поэтому ключевую роль при определении уровня интеллектуальности играет способность связывать отдельные факты в одно целое, определять главное и второстепенное, а также использовать полученные знания с наибольшей эффективностью. Рабочая память при этом незаменима. Коэффициент интеллекта отражает ваши знания, а рабочая память – то, насколько эффективно вы можете ими пользоваться.

Во время одного из самых первых исследований Трейси сравнила успеваемость учеников с их IQ и уровнем развития рабочей памяти. Оказалось, что успеваемость в большей степени зависит от уровня развития рабочей памяти, чем от IQ. Зная уровень ее развития, Трейси могла определить успеваемость ученика с точностью около 95 процентов. В пятой главе этой книги будут более подробно рассмотрены результаты этого, а также других исследований, свидетельствующих о том, что успеваемость находится в прямой зависимости от уровня развития рабочей памяти. Вашему вниманию будут предложены удивительные и в некоторых случаях даже неожиданные факты, к примеру:

• ученики с высоким IQ не всегда обладают хорошей рабочей памятью;

• если IQ ученика средний или даже выше среднего, а рабочая память слабая, то ему будет трудно учиться;

• успеваемость по таким предметам, как чтение и математика, напрямую связана с рабочей памятью;

• уровень развития рабочей памяти, в отличие от IQ, не зависит от материального положения, что помогает в некоторой степени уравнять возможности.

Последние исследования показывают, что от уровня ее развития зависит не только успеваемость в школе, но и степень достижения успеха в той или иной области жизнедеятельности. К примеру, хорошо развитая рабочая память помогает настойчиво идти к цели, быть оптимистом и даже отказаться от жирного, сладкого и соленого во время диеты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Коэффициент интеллекта как показатель общего развития ребенка

Коэффициент интеллекта как показатель общего развития ребенка На вопрос о том, нормально ли развивается ребенок, в последнее время родители часто могут услышать ответ, который выражен в цифрах, за которыми скрывается значение коэффициента интеллекта (IQ). Психологи в

Рабочая память и кратковременная память

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Рабочая память — или работа с памятью?

Рабочая память — или работа с памятью? «Память» не звучит для большинства людей как мистическое понятие. Большинство людей настолько привыкли к этому термину, что часто он используется в очень широком смысле (и тем самым лишаясь смысла), для недифференцированного

Как узнать, когда вы поднимаете свой коэффициент умственного интеллекта

Как узнать, когда вы поднимаете свой коэффициент умственного интеллекта Используйте разговорный приборный щиток в качестве визуального пособия и напоминания о том, как сформировать разговорное пространство. Общение с окружающими вызывает у нас либо осознание

Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ)

Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) Психологи уже давно научились «измерять» интеллект, а в последнее время они разработали тесты для определения коэффициента эмоционального интеллекта – способности распознавать свои эмоции и управлять ими.Эмоциональное

Рабочая память

Рабочая память В главе 10 Кейт сталкивается с ограничениями, присущими рабочей памяти. Бен переживает те же проблемы. Стюарт объясняет Бену, как устроена рабочая память, так, как объяснял это Кейт, – предлагает попытаться лучше организовать себя перед совещанием, чтобы

Рабочая память и воля

Рабочая память и воля Воля совершенно необходима для достижения поставленных целей, какими бы они ни были. Выбрать колледж, определиться с основным предметом специализации в университете, добиться расположения девушки или парня, упорно продвигаться по карьерной

Рабочая память и гормоны радости

Рабочая память и гормоны радости В головном мозге человека вырабатываются так называемые гормоны радости. Двумя такими гормонами являются нейромедиаторы дофамин и серотонин. Дофамин – это гормон удовольствия и мотивации. Он высвобождается в результате деятельности,

Рабочая память и пессимизм

Рабочая память и пессимизм Существует ли какая-либо связь между рабочей памятью и пессимизмом, особенно такими его проявлениями, как депрессия и руминация? Под термином «руминация» в психологии и психиатрии подразумевается навязчивый тип мышления, при котором в голове

Рабочая память и оптимизм

Рабочая память и оптимизм Изучив связь между рабочей памятью, депрессией и руминацией, мы решили продолжить работу. Проведенные исследования показали, что рабочая память действительно помогает управлять эмоциями, решать проблемы и не впадать в депрессию.

Слабая рабочая память как угроза здоровью

Слабая рабочая память как угроза здоровью Может ли рабочая память помочь сбросить вес? Почему, даже находясь на диете, многие из нас не могут отказаться от десерта? Что тому виной: слабая рабочая память или слабая сила воли? Что еще мешает нам обуздать аппетит? Для примера

Рабочая память и нарушения обучаемости

Рабочая память и нарушения обучаемости Зайдите в любой класс любой американской школы – и найдете там как минимум нескольких учеников с особенностями или нарушениями обучаемости, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексию и аутизм. Есть

Рабочая память для больших достижений

Рабочая память для больших достижений Работники системы образования, а также родители, которые желают улучшить академическую успеваемость учащихся с помощью повышения эффективности рабочей памяти, все более активно начинают пользоваться специальными компьютерными

Рабочая память и школа

Рабочая память и школа Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что рабочая память играет важную роль в процессе обучения. Они оказывают огромное влияние как на систему образования в целом, так и на приемы и методики обучения детей в школе и дома.

С чего начинается рабочая память

С чего начинается рабочая память Отделы головного мозга, отвечающие за функционирование рабочей памяти, формируются в мозге ребенка еще до его появления на свет. По мере того как организм малыша растет и развивается, совершенствуется и префронтальная кора головного

В багаже Елены Петри — больше 13 лет изучения процессов памяти. Психолог, психотерапевт, групповой ведущий и автор проекта MeMo, Елена расскажет, что такое искусственные вершины, как ухаживать за своей памятью, и ещё — возможно ли обновление нейронных сетей у взрослых людей.

Что такое искусственные вершины?

Искусственные вершины — это некие достижения, цели, которые мы поставили перед собой. Окончить какие-то курсы, поступить в университет, жениться или выйти замуж — это и есть искусственные вершины. Для каждого они свои. Почему искусственные? Потому что мы принимаем их, впитываем из окружающего мира.


Часто мы слишком сконцентрированы на вершинах, и в стремлении достичь их напрочь забываем о заботе — заботе о себе.

Можно заботиться о себе по-разному: вести здоровый образ жизни, бегать по утрам, заниматься йогой и медитировать — и это правильно. Но есть и еще одна грань, углубленная работа с которой дает очень много бонусов, новых возможностей — это память. Обновление нейронных сетей и мозга, и, как следствие, в целом молодой и бодрый организм, хорошее самочувствие, переработка негатива.

Память и интеллект: как они связаны?

Память — это не кнопка, не прием, это естественный процесс, у которого есть стадии. Образ памяти — сундук, который находится у нас за спиной. В этот сундук мы кидаем все, что нужно запомнить. Но выходит не очень аккуратно, порой мы промахиваемся, и когда поворачиваемся, чтобы что-то «достать», это бывает невозможно найти.

ПАМЯТЬ: запечатление → хранение → воспроизведение


В этой формуле есть ограничения. Есть то, что от нас зависит, а есть то, что не зависит. Процесс можно сравнить с беременностью: зачатие, вынашивание, роды. Мы принимаем участие в каждом этапе, но порой от нас зависит не так уж много. Так и с памятью: есть то, на что мы можем повлиять, а есть моменты, в которых мы бессильны.

Рэймонд Кэттелл говорил, что интеллект бывает твердый — кристаллизованный (как раз тот, который напоминает сундук), и подвижный — флюидный (та часть интеллекта, которая решает нестандартные задачи, отвечает за всё новое в жизни: работа, учёба, получение навыков и адаптация к неизученной среде).

Тот этап в памяти, который мы контролируем меньше всего, вызывает у нас самое большое напряжение. Хранение — этап, на котором от нас зависит очень маленькая часть. Когда мы запоминаем информацию, мы делаем условный вдох, а чтобы запустить процесс хранения, нужно выдохнуть. И выдох происходит на этапе повторения. Если мы правильно повторяем и грамотно запечатлели, информация будет хорошо сохраняться. А главное – у нас появляется доступ к воспоминанию.

Мы должны грамотно запечатлеть информацию, т.е. «положить в сундук».

Где локализована память?

Место хранения памяти — обширные массивы нейронов, через которые проходит возбуждение. Процесс можно сравнить с пианино: черные и белые клавиши — это нейроны, а любая сыгранная мелодия (закладывание воспоминания в нашем мозге) — это возбуждение, которое через них проходит.

«Развивая взаимодействие с памятью, мы развиваем и обновляем свой мозг, помогаем себе быть ментально и физически молодыми практически всю жизнь».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Глутамат и память

Глутамат — это нейромедиатор (посредник между нейронами). Самый главный для новой информации. В тех местах, где этот нейромедиатор выделяется, есть две особенности: порог активации и потенциация.

Что такое порог активации?

Процесс, при котором нейромедиатор выделяется, но ничего не происходит, может протекать не один раз. Но когда накапливается определенное количество глутамата, нейрон, наконец, возбуждается, и волна активации поднимается. Это и называется порогом активации.

Как это увидеть в обычной жизни?
Очень просто — пока не повторить какую-то информацию несколько раз, до человека, что называется, «не доходит».

Как понять процесс потенциации?

Когда нейроны активировались, новая информация к этим же нейронам поступает гораздо легче. Они возбуждаются намного быстрее.

Что это значит в быту?
Если мы долгое время не учились, сначала обучение дается тяжело. Но стоит продолжить — как процесс налаживается, нам становится легче запоминать новую информацию.

Могут ли нейроны постоянно обновляться всю жизнь?

Сантьяго Рамон-и-Кахаль — нобелевский лауреат, который в 1913 году сделал открытие — нервные клетки не восстанавливаются. Когда-то это была центральная догма нейробиологии. Долгие годы после шли споры между учеными-революционерами и учеными-консерваторами: одни утверждали, что нервные клетки все-таки восстанавливаются, а другие продолжали верить в обратное. Борьба мнений прекратилась, когда в 1998 году швед Питер Эрикссон из Института неврологии Гетеборга научно доказал, что нейрогенез (т.е. образование новых нейронов) во взрослом мозге существует.

  • Малообогащенная среда — все скучно и рутинно, однообразно и серо, у человека нет желания развиваться, узнавать, коммуницировать.
  • Курение, алкоголь, обжорство.
  • Воспалительные процессы.
  • Депрессия, стресс.

«Если мы ухаживаем за своим мозгом, то он обновляется и ухаживает за нами».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Где происходит нейрогенез в нашем мозге?

Сейчас известно только два места:

    Обонятельная луковица. Из названия понятно, что она отвечает за запахи. Во время беременности, например, женщины часто меняют свои вкусовые предпочтения, радуются необычным ароматам. Это происходит из-за полного обновления (нейрогенеза) обонятельной луковицы. Природа устраивает такое обновление для того чтобы мать могла привязаться к образу новорожденного и запомнить, запечатлеть его запах.

Как происходит нейрогенез?

  1. Деление клетки.
  2. Миграция клетки.
  3. Закрепление клетки на новом месте обитания.

«700 нейронов образуются в нашем мозге каждый день. И обучаясь чему-то новому, запоминая что-то, мы помогаем нейронам обрасти связями. Поэтому обновление мозга зависит от нас самих».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Можно ли тренировать память?
Операция на мозге делается, когда человек в сознании. Во время операций нейрохирурги иногда стимулируют определенные области мозга пациента. И тогда человек начинает вспоминать: всю свою жизнь, детство, запахи, яркие цвета, погоду, ощущения. Это открытие сделал Уайлдер Грейвс Пенфилд — канадский нейрохирург, который занимался пациентами с эпилепсией и провел около 10 000 операций на мозге.

Треугольник присутствия (или треугольник осознанности):


«Я настаиваю: память нельзя развивать и тренировать! И это не лингвистическая придирка, а сдвиг парадигмы. Мозг и так совершенен, он помогает нам. А память хочет, чтобы с ней взаимодействовали, она ждет. Но тот язык, на котором мы с ней общаемся, непонятен ей. Мозг помнит все. Если что-то попало в наш луч внимания, то оно запечатлелось. Проблема лишь в том, что к этой области памяти у нас нет доступа».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Есть много вещей, которые надо запоминать. Но зачем напрягаться — лучше запишем все в телефон. Получается, что мы все больше отворачиваемся от памяти. Она ржавеет и засыхает. И мы встаем перед выбором: отойти еще дальше от памяти или повернуться к ней лицом?

Так что же спасет нашу память? Ликбез и забота. Первое — понять, что нужно памяти и как она работает. На это не уйдет много времени. Но этого недостаточно. Нужна забота — регулярный уход. Но ведь забота — это не автоматические усилия. Это каждый день выход из зоны контроля, потому что мозг не контролирует это автоматически.

Правила, по которым играет память

Память напоминает дитя: ей нужны тепло, забота, любовь, внимание, игра и похвала. Память любит веселиться и беситься.

В нашем мозге есть настоящие фильтры, которые могут не пропускать какую-то информацию. Часто многие взрослые раздражаются, брюзжат, им ничего неинтересно, их ничто не удивляет. А наша задача — удивить свою память, развеселить, включить внимание (нет внимания — нет запоминания). И тогда она обязательно отзовется и начнет работать гораздо лучше.

Хорошая память — та, которую мы не замечаем. И это такой парадокс — когда мы ее замечаем, она становится плохой. Потому что замечаем мы ее в тот момент, когда она нас подводит, тогда, когда не можем что-то вспомнить. Так может быть, стоит повернуться к памяти лицом, пока она еще не заржавела и не завяла?

«У многих мозг гораздо чаще „ржавеет“, чем изнашивается. Процентов на сорок просто отдыхает. Люди живут, как сказочный Емеля на печи, ждут, что все само появится, не тренируют память, не развивают интеллект. А потом удивляются, что элементарного вспомнить не могут».

Арнольд Смеянович заведующий нейрохирургическим отделом РНПЦ неврологии и нейрохирургии, академик Национальной академии наук Беларуси, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель наук Республики Беларусь
Чем больше мы учимся, тем легче нам учиться. Сейчас это стало трендом: ведь благодаря постоянному обучению чему-то новому мы можем достичь большего. Профессии меняются, сферы меняются. И самое важное — сохранить гибкий навык обучения.

Контекст памяти

Память — не автономный элемент, она не обитает в космосе, а потому очень зависит от своих соседей.

Многие люди хотят обучиться мнемотехнике. Но одной мнемотехники мало — для того чтобы запомнить информацию, нужны мотивация и внимание. Важно, чтобы все факторы сошлись в треугольнике присутствия (или в треугольнике осознанности).


На фотографии пациент, которому делают операцию на открытом мозге, играет на скрипке.

Пример мнемотехники

  • двойное
  • слепое
  • рандомизированное
  • плацебоконтролируемое

«Помните, что вы не ошибетесь в образе: когда слово ассоциируется у вас с чем-то конкретным, вы не можете быть правы или не правы — если это работает, то для вас это правильно».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Что получаем? Опора — это слово «исследование». А образ исследования — лабораторная колба (для каждого человека этот образ будет своим, но здесь мы приводим пример). Дальше нужно запомнить 4 понятия: двойное, слепое, рандомизированное, плацебоконтролируемое. А это значит, что в нашей опоре важно найти 4 места для других образов. Их нужно подстраивать к основному образу как можно проще: или снизу вверх, или слева направо:

Теперь, когда с местами мы определились, нужно понять, какие образы у нас возникают для четырех понятий.

Вот, к примеру, «двойное» может ассоциироваться с дипломатом, у которого так называемое двойное дно. Отлично! рисуем дипломат там, где поставили цифру 1. А что под цифрой 2? Понятие «слепое». Образ — крот. Мягенький, маленький, с розовыми лапками. Рисуем! 3 — рандомизированное. Пусть это будут шарики из лотереи. 4 — плацебоконтролируемое. Рисуем таблетку и куски мела, потому что плацебо — лекарство-пустышка.

«Память всегда зависит от того, что мы уже знаем. Чем меньше знаем, тем сложнее запоминать».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо
Нам важно уметь отслеживать, что мы хотим запомнить, для чего. И еще, конечно уметь прикладывать минимум усилий к тому, чтобы запустить память. Упростить себе жизнь и высвободить собственные жизненные ресурсы, а не тратить время на бесконечное перечитывание какого-нибудь доклада.

Как не растеряться и вспомнить все в нужный момент?

Правильные воспоминания – это в первую очередь вопрос к себе: что я помню? Без всяких подсказок. Пусть вспомнится хотя бы три слова. Постепенно прислушиваясь к себе, за эти три слова вы сможете «вытащить» еще какую-то информацию и нейронная сеть начнет возбуждаться. Правильное воспоминание — как выдох для памяти.

«Воспоминание хранится в слоеном пироге, состоящем из нейронных сетей. Вспомните, где вы находились, чем пахло в этот момент, что вы делали — это биохимические маркеры. Попробуйте выудить из события сенсорную информацию. Эти маленькие наводки помогут слой за слоем активировать нейросети».

Елена Петри психолог, психотерапевт, групповой ведущий. Автор проекта МеМо

Уро­вень ин­теллек­та и уро­вень соз­на­ния че­лове­ка, и как следс­твие его бы­тий­ная мас­са, тем вы­ше, чем доль­ше у не­го воз­можность па­мяти. Чем ин­теллек­ту­аль­нее раз­вит че­ловек, тем в боль­шей сте­пени ис­поль­зу­ет­ся его бы­тий­ная мас­са и тем боль­ше па­мяти он мо­жет из­влечь из сво­его прош­ло­го, что­бы про­лон­ги­ровать в бу­дущее.

Тех­ни­ки 4 кур­са шко­лы Мень­ши­ковой пред­назна­чены для то­го, что­бы вы по­лучи­ли воз­можность об­ра­щать­ся к сво­ей бо­лее дол­гой па­мяти.

Раз­ви­тие собс­твен­ной па­мяти для нас всег­да зак­лю­чалось в за­поми­нании. То есть па­мять и за­поми­нание — это приб­ли­зитель­но од­но и то же. Но так ли это на са­мом де­ле? Пред­ставь­те се­бе, что есть це­поч­ка, нить судь­бы, ко­торая узел­ком, как пу­пови­на за­вязы­ва­ет­ся в тот мо­мент, ког­да вы рож­да­етесь в этом ми­ре. Даль­ше на­чина­ют на эту пу­пови­ну нак­ру­чивать­ся со­бытия от прош­ло­го в бу­дущее, как бу­син­ка, од­но со­бытие, вто­рое, третье и так да­лее. Вот эти бу­син­ки как-то при­вели вас к се­год­няшне­му дню.

Но тут свер­ху, с уров­ня буд­хи­аль­но­го те­ла, с уров­ня цен­ностей и убеж­де­ний, при­ходит ди­рек­ти­ва о том, что крас­ные бу­син­ки от­ны­не — это очень хо­рошо, а чер­ные бу­син­ки — это пло­хо. Для то­го что­бы стать при­ем­ле­мым в об­щес­тве, что­бы об­щес­тво вас не осу­дило, что­бы в мен­та­ле про­демонс­три­ровать, что вы сплош­ня­ком сос­то­ите из од­них толь­ко крас­ных бу­синок, и у вас ни од­ной чер­ной нет — для это­го вы бу­дете их пря­тать, ста­вя блок, пря­ча от глаз, что вы та­кой бе­лый и пу­шис­тый.

С од­ной сто­роны, для мен­та­ла это хо­рошо, он бу­дет отоб­ра­жать толь­ко то, что по­казы­ва­ет­ся. А для па­мяти на­чина­ет­ся боль­шая ка­тас­тро­фа, по­тому что па­мять соз­на­ни­ем не бе­рёт­ся ку­соч­ка­ми, она бе­рет­ся вся. Ес­ли рас­чёт па­мяти до­ходит до оп­ре­делён­но­го барь­ера, где есть эта за­мотан­ная бу­сина, то это со­бытие, ко­торое вы скры­ва­ете, соз­на­ние на­чина­ет вос­при­нимать, как ту са­мую пер­вую пу­пови­ну, ко­торая за­вяза­на бы­ла в мо­мент ва­шего рож­де­ния, счи­тая, что даль­ше за этим барь­ером опы­та нет. Та­ким об­ра­зом, фор­ми­рова­ние па­мяти про­ис­хо­дит толь­ко до раз­ре­шён­но­го мо­мен­та. Нап­ри­мер, за пос­ледние 5 лет.

Вы не мо­жете вос­поль­зо­вать­ся опы­том пре­дыду­щей жиз­ни, да и ва­шей се­год­няшней не мо­жете. Так бы­ва­ет час­то у тех лю­дей, ко­торые не ра­бота­ют со сво­им соз­на­ни­ем и на­ходят­ся на дос­та­точ­но низ­ких ин­теллек­ту­аль­ных уров­нях, на низ­кой кас­те, им мож­но при­казать за­быть ка­кие-то об­сто­ятель­ства жиз­ни.

Та­кие барь­еры выс­тавля­ют обыч­но лю­ди, ко­торые буд­хи­аль­но очень за­виси­мы.

Ценности и убеждения в сознании человека

Цен­ности и убеж­де­ния — это то, что для че­лове­ка яв­ля­ет­ся неп­ре­река­емы­ми нор­ма­ми по­веде­ния, как пра­виль­но пос­ту­пать. Со­от­ветс­твен­но имен­но буд­хи­аль­ное те­ло спус­ка­ет вниз инс­трук­ции, ка­кой опыт для че­лове­ка бу­дет яв­лять­ся пра­виль­ным, а ка­кой нет. И так про­ис­хо­дит с каж­дым че­лове­ком вне за­виси­мос­ти от его ин­теллек­ту­аль­но­го раз­ви­тия.

Но по­чему же при та­кой рих­товке соз­на­ния, оди­нако­вой для всех, од­ни лю­ди всё-та­ки пом­нят боль­ше сво­его прош­ло­го, а дру­гие мень­ше? От­вет на этот воп­рос зак­лю­ча­ет­ся в кас­то­вой при­над­лежнос­ти, в уров­не бы­тий­ной мас­сы.

Соз­на­ние ста­ра­ет­ся весь опыт, ко­торый оно бе­рёт в ка­чес­тве опе­ратив­но­го уп­равле­ния, как сле­пок пе­ревес­ти в бу­дущее по прин­ци­пу рав­но­весия. Так ра­бота­ет за­кон. Со­от­ветс­твен­но зем­ле­делец возь­мет па­мять до со­бытия раз­ре­шён­но­го. Ку­пец возь­мет до пос­ледне­го раз­ре­шён­но­го вмес­те с этой зак­ры­той сис­те­мой. Он то­же бу­дет про­лон­ги­ровать ее в бу­дущее. И во­ин бу­дет де­лать то же са­мое. А это бу­дет го­ворить о том, что кар­ми­чес­ки бу­дут неп­ре­мен­но пре­доп­ре­деле­ны проб­ле­мы у лю­дей бо­лее вы­соких каст. По­тому что они пы­та­ют­ся про­лон­ги­ровать в бу­дущие со­бытия, ко­торые буд­хи­аль­но зап­ре­щены.

А это го­ворит, что соз­на­нию ра­но или поз­дно при­дёт­ся прой­ти че­рез не­го ещё раз. Это на­зыва­ет­ся граб­ли, на ко­торые не­из­бежно нуж­но нас­ту­пать. Не нас­ту­па­ют на од­ни и те же граб­ли зем­ле­дель­цы, по­тому что они не оце­нива­ют, что это од­ни и те же граб­ли. Они го­ворят: «ой, опять бо­жень­ка на­казал» — они не по­нима­ют ис­тинной при­чины про­ис­хо­дяще­го.

Куп­цы, это де­ло уже ви­дят и по­нима­ют, что им при­дет­ся справ­лять­ся с этой си­ту­аци­ей.

Во­ины стал­ки­ва­ют­ся с эти­ми си­ту­аци­ями бук­валь­но каж­дый день — они всё это раз­би­ра­ют.

А вот у лю­дей кас­ты пра­вите­лей, та­ких мо­мен­тов не дол­жно быть сов­сем. На этом уров­не уже есть по­нима­ние — нет ни­како­го опы­та луч­ше, чем лю­бой дру­гой опыт.

Все про­ис­хо­дящие со­бытия нуж­ны для то­го, что­бы че­ловек как-то ин­ди­виду­али­зиро­вал се­бя, то есть это не­кий до­пол­ни­тель­ный сти­мул для то­го, что­бы он на­чал раз­ви­вать свою ин­ди­виду­аль­ную па­мять и не при­вязы­вал­ся к об­ще­му со­бытий­но­му пла­ну. Ес­ли своя па­мять ес­тес­твен­ным пу­тем не ра­бота­ет, зна­чит, ну­жен инс­тру­мен­та­рий.


Когда мы не можем запомнить имена новых коллег, день рождения мамы или номер машины лучшего друга, накатывает паника: что не так с моим мозгом? Почему-то люди считают плохую память страшным знаком или предвестником слабоумия. Ученые из Университета Торонто доказали обратное. Оказывается, забывчивость повышает интеллект и делает нас умнее и эффективнее.

Память подводит, а интеллект работает

В 2017 году в журнале Neuron ученые из Университета Торонто: Блейк А. Ричардс (факультет биологических наук, кафедра клеточной и системной биологии) и Пол В. Франкленд (департамент психологии), выложили детальную статью-обзор актуальных исследований по теме памяти и работы мозга — «Стойкость и мимолетность памяти».

Основное внимание в нейробиологическом исследовании памяти было сосредоточено на запоминании (постоянстве) и нейробиологии забвения (кратковременность). Мы провели параллели между нейробиологическими и вычислительными механизмами, лежащими в основе мимолетности.

Мы предполагаем, что именно взаимодействие между постоянством и быстротечностью позволяет принимать разумные решения в динамичной, шумной среде. В частности, кратковременность повышает гибкость, уменьшая влияние устаревшей информации на принятие решений на основе памяти, и предотвращает перенастройку конкретных событий прошлого, способствуя обобщению информации.

Согласно этой точке зрения, цель памяти — не передача информации во времени. Скорее, цель памяти — оптимизировать процесс принятия решений. Таким образом, быстротечность так же важна, как постоянство в мнемонических системах.

хороший интеллект

Целевая память: нужно помнить только то, что пригодится в будущем

Всегда считалось, что человек, который легко запоминает детали и может достать из памяти любой фрагмент, невероятно умен и, его мозг — некая супермашина, способная использовать больше 3% своего потенциала. Но научные исследования показали обратное: для мозга гораздо полезнее и эффективнее сохранять общую картину воспоминаний, чем воспроизводить отдельные и четкие фрагменты.

То есть когда мы забываем мелкие детали, но помним событие или информацию в общих чертах, память становится гибкой. И устаревшая информация из прошлого опыта не так сильно влияет на новые решения. Это особенно полезно для любого обучения. По словам ученых, не нужно запоминать все до мельчайших подробностей, эффективнее обобщить информацию, выработав из нее некий принцип, и применяя его на практике.

Цель памяти — не просто запомнить информацию, чтобы потом воспроизвести ее точно в любой отрезок времени, но чтобы принимать правильные решения на основе того, что вы уже знаете.

Забывание информации — не менее важный момент. Удаление лишних данных, хранящихся в мозге, необходимо для новых соединений между нейронами и накопления новой информации.

Несмотря на то, что человеческий мозг — это огромное хранилище данных в 90 миллиардов нейронов (1/10 хватит на миллиард личных воспоминаний), стирание лишней информации крайне необходимо для адаптации в быстро меняющемся мире. Хранить все, что попадает в голову, не только не полезно, но и вредно. Память и поведение становятся не такими гибкими и эффективными.

На этом рисунке в качестве примера с мячами показана модель построения воспоминаний. Эффективнее вариант В.

  • А. Модель построения воспоминаний. Старые данные передают картину подробно (синие точки), но это не позволяет предсказать новые данные (зелёные точки). Пример: вы помните цвет и шаблон каждого мяча.
  • B. Модель, когда вы не можете детально описать каждый мяч, но запомните, что любой мяч состоит из 5-6 шестиугольников. Это лучше предскажет вид нового мяча, с которым вы столкнетесь в будущем, и поможет его идентифицировать.

По словам ученых, запоминать нужно только ту информацию, которая поможет спрогнозировать новый опыт и решения. Поэтому спрашивайте себя всегда: как эта информация или этот опыт могут помочь мне в будущем?

Если данные устарели или не актуальны, не стоит держать их в голове. Запоминайте только полезное и нужное для своей жизни и никогда не волнуйтесь, если не можете чего-то вспомнить. Это только к лучшему!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Читайте также: