Парное устройство без которого не услышишь музыку на компьютере

Обновлено: 02.07.2024

Представляет собой сеть аудио потоков с высоким качеством передачи с сервера по сети на выделенный музыкальный плеер. Такой способ передачи и обработки музыкальных файлов схож с компьютерным звуком.

Разница лишь в том, что стример не хранит файлы, которые он проигрывает, то есть отсутствует необходимость хранить большого объема файлы, как на компьютере для дальнейшего их использования.

Потоковая музыка высокого качества передачи и воспроизведения прошла довольно длинный путь, но в очень короткий срок.

Преимущества

У таких аппаратов отсутствуют движущиеся части, стример не хранит у себя большие объемы музыкальных файлов с высоким качеством воспроизведения. Это означает, что вас компьютер будет практически не задействован (всегда будет прохладным и тихим), так как основная часть задействованного процесса будет находится очень далеко от вашей системы.

Некоторые из них действительно способны выдавать потрясающие характеристики. Большинством аудио стримерами можно управлять со смартфона или планшета и иных устройств.

Вам нет необходимости делать резервные копии ваших любимых альбомов,а просто вносить фиксированную плату за подписку и получать их с сервера. Ваша музыкальная библиотека может быть просто огромной, в то же время не требуя места на компьютере для ее хранения.

Настройка музыки для потокового звука высокого качества для вашей системы является потенциально наиболее сложное из всех источников, описанных здесь.

Первоначальные затраты на создание системы потоковой передачи музыки с высоким качеством воспроизведения, как правило, больше, чем у других источников звука из этого списка.

Некоторые услуги по передачи потокового аудио могут стоить значительно больше, чем сама система, но дополнительные затраты за хранение и контроль файлов должны быть приняты во внимание.

P/S Эффективность системы потоковой музыки с высоким качеством разрешения, напрямую зависит от самого материала.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии, ваше мнение очень важно для нас.

С учётом специфики отечественного рынка и приоритетов его покупателей под словом «компьютер» будет подразумеваться машина архитектуры X86 (привычный ПК), работающая под управлением операционной системы Windows XP.

Структура аудиотракта ПК

По своей внутренней структуре персональный компьютер (ПК) во многом схож со стационарным аудиооборудованием, однако ПК – модульная конструкция, что позволяет нам гибко варьировать конфигурацию в рамках одного устройства (системного блока). В этом заключается одно из главных преимуществ компьютерных систем перед готовыми аудиокомпонентами: вместо того чтобы покупать новый аппарат, можно поменять один или несколько узлов, что обойдётся значительно дешевле.

В большинстве случаев схема формирования звука посредством ПК выглядит следующим образом: цифровой аудиопоток с какого-либо носителя (CD, DVD), жёсткого диска или через локальную сеть попадает в компьютер. Точнее – в его системную (или, как её ещё называют, материнскую) плату, на которой установлены центральный процессор, оперативная память, чипсеты, контроллеры и прочее. Благодаря взаимодействию звуковой подсистемы и программного обеспечения с основной частью, костяком, компьютера звуковой поток проходит обработку или же подаётся как есть в звуковую подсистему, где преобразуется в аналоговую форму и выводится на активные колонки, наушники или иное оборудование.

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Звук на ПК: структура аудиотракта. Упрощённая схема

Основная часть компьютера по большому счёту остаётся неизменной (смена процессора или системной платы прямого влияния на качество звука не оказывает, точнее – не должна оказывать, хотя и тут есть свои подводные камни, о которых мы поговорим ниже). Соответственно, возможные направления для улучшения качества звука – подбор соответствующей звуковой карты и акустических систем. Не считая акустической обработки помещения и правильного размещения как слушателей, так и громкоговорителей в комнате (в случае использования наушников пункты про акустику помещения можно исключить).

Звуковые карты

Как подобрать звуковую карту? Первым делом стоит определиться – для каких целей приобретается этот компонент ПК и надо ли его вообще покупать. Ведь если ваша цель – слушать фоновую музыку через недорогие пластиковые колоночки, то смысла в покупке отдельной аудиокарты нет никакого – хватит и звукового чипа, встроенного в системную плату компьютера или ноутбука. Да, качество звука не будет высоким, но на дешёвой акустике эти изъяны едва ли проявят себя, поскольку звук в целом будет задушен искажениями из-за некачественных динамиков, корпусными резонансами и усилителя таких колонок. Во всех остальных случаях реализация качественного аудиотракта на ПК невозможна без хорошей звуковой подсистемы, которую пользователь приобретает в соответствии с собственными предпочтениями.

Основные «тематические» направления, по которым подразделяются аудиокарты, – «для компьютерных игр», «для работы со звуком» (они же для прослушивания музыки) и «универсальные». Рассматривать последние особого смысла нет, так как принципиально разные требования в подавляющем большинстве случаев не позволяют в должной мере реализовать и игровые, и, так сказать, музыкальные способности в рамках одного устройства. Ведь для корректной реализации объёмного звука в играх требуется производительный DSP (сигнальный процессор), выполняющий сложную обработку звука. Часто сигнал проходит довольно длинный путь, прежде чем добраться до цифро-аналоговых конвертеров, которые в «игровых» картах обычно являются второстепенным звеном: «мощный» процессор, поддержка многоканального звука, обильные коммутационные возможности и множество программных фишек привлекательнее для рядового покупателя, чем какой-то непонятный ЦАП. Тем не менее существуют ли универсальные карты, которые не только полностью удовлетворяют потребности геймера, но и могут служить достойной платформой для построения музыкальной системы? Да. Как нетрудно догадаться, речь идёт о семействе X-Fi компании Creative. На сегодняшний день это самые прогрессивные звуковые карты – как по наворотам и вычислительной мощности, так и по качеству звука. Разумеется, среди «домашних» моделей. Нельзя сказать, что X-Fi – панацея, но более интересных с точки зрения универсальности предложений на рынке пока нет.

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Звук на ПК: звуковые карты Creative серии X-Fi

Но за удовольствие приходится платить: базовая модель с поддержкой восьмиканального звука (актуально для игр и домашнего кинотеатра) стоит примерно полторы сотни долларов, а варианты с блоком для отсека 5,25”, на котором расположены входы/выходы, а также усилитель для наушников, стоят более $200. Наконец, флагманская модель X-Fi Elite Pro, сочетающая «игровые» возможности и высококлассные ЦАП, оснащённая к тому же удобным внешним блоком, стоит более $300.

Если же речь идёт о качественном воспроизведении звука (например, когда компьютер используется как источник в стационарной аудиосистеме), то имеет смысл обратить внимание на карты класса professional. В отличие от мультимедийных, «игровых», эти модели устроены гораздо проще: как правило, в них нет мощных DSP для формирования эффектов, нет поддержки многоканальности, необходимой геймерам и любителям домашнего кинотеатра. И вообще – минимум «лишнего». Акцент делается исключительно на качество аудиотракта в режиме стерео. Это подразумевает не только применение более высококлассных ЦАП, но и более эффективную фильтрацию питающего напряжения для предотвращения проникновения помех, а также более корректную обработку аудиопотоков для максимальной точности их вывода. Также в «профессиональных» картах обычно присутствует возможность вывода и ввода сигнала по балансной схеме, существенно уменьшающей наводки при использовании кабелей большой длины и/или в местах с большим количеством различного оборудования. Карты названы «профессиональными» потому, что изначально область их применения – домашняя студия: звукозапись, работа с виртуальными инструментами/синтезаторами, секвенсорами и так далее. Так что ещё одно отличие «профессиональных» карт от мультимедийных – поддержка стандартов ASIO2, GSIF и прочих, которая обеспечивает минимальные задержки при обработке сигнала, что особенно важно в домашней студии. С точки зрения прослушивания музыки этот параметр значения не имеет.

Ценовой диапазон специализированных карт для работы со звуком (они же – для прослушивания музыки) – от 150 до нескольких тысяч долларов. Совсем уж дорогие модели, как правило, обладают особым функциональным оснащением, поэтому «для дома» не слишком привлекательны: зачем переплачивать? Наиболее рациональным по соотношению цены и качества звука является класс устройств стоимостью от $150 до 400. Тут правят бал две компании: E-Mu (подразделение Creative) и ESI, бывшая EgoSys. Первая смогла завоевать популярность благодаря серии карт, из которых наибольшего внимания заслуживают модели 1616M и 1212M.

E-Mu 1616M PCI представляет собой внутреннюю PCI-карту и внешний коммутационный блок, содержащий также микрофонный предусилитель и актуальный для меломанов усилитель для наушников, причём вполне приличного качества. Модель превосходно звучит, поэтому её вполне уместно сравнивать с блочными (Hi-Fi) источниками звука категории «более $1000».

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1616M с внешним коммутационным блоком

E-Mu 1212M примечательна тем, что при цене менее $200 обладает великолепными конвертерами, каких нет у конкурентов. По сути, это та же 1616M, только без внешнего блока. С точки зрения меломана, такой вариант даже предпочтительнее, поскольку на сэкономленные деньги (порядка $200) можно купить компактный микшерный пульт. Чем пульт лучше выносного блока? По качеству микрофонных предусилителей – даже хуже. Но если рассматривать систему только как музыкальную, компактный пультик обеспечит не только выход на наушники с отдельным регулятором (какой есть и в блоке 1616M PCI), но также предоставит удобную регулировку уровня громкости основного выхода, что актуально при использовании активных колонок. Ведь, как известно, аппаратная регулировка громкости не только удобнее (всегда под рукой, не надо открывать окна на экране, водить мышкой), она не снижает качество звука, в отличие от большинства программных регуляторов.

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Звук на ПК: звуковая карта E-Mu 1212M

Из продукции компании ESI стоит отметить прежде всего знаменитую карту Juli@, которая по характеристикам своего аудиотракта хоть и уступает E-Mu 1212M (отличия на уровне нюансов), однако обладает более удобным управлением, да и цена её на четверть ниже. Cама по себе Juli@, как и E-Mu 1212M, имеет лишь линейные выходы/входы (не считая цифровых), поэтому для подключения наушников к ней также придётся докупать небольшой микшерный пульт.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Звук на ПК: звуковая карта ESI Juli@. Общий вид

Одна из уникальных особенностей ESI Juli@ – конструкция-трансформер: по-разному соединяя две половинки карты, можно получить либо выходы TRS (балансные), либо привычные «бытовые» RCA.

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Звук на ПК: трансформация ESI Juli@. Разъёмы TRS или RCA на одной карте

Вторая интересная карта ESI – Maya44. Она сделана «по мотивам» Juli@ и очень похожа на неё внешне. В Maya44 нет трансформируемой конструкции, используются немного более простые конвертеры. Зато тут имеется встроенный усилитель для наушников. Пусть подключать наушники будет не слишком удобно, пусть регулировка уровня – только программная, зато микшерный пульт докупать вовсе не обязательно. А сама карта стоит в районе $100. Очень удачный бюджетный, но отнюдь не плохо звучащий вариант.

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Звук на ПК: звуковая карта ESI Maya44. Удачный и недорогой вариант «всё в одном», правда, не без компромиссов

Озвучиваем ноутбук

Не редко случается так, что единственный компьютер в доме – ноутбук, при этом его владелец хочет получить максимально качественное звучание музыкальной коллекции, которая хранится на жёстком диске аппарата. Многие также хотели бы, работая в офисе, наслаждаться любимой музыкой в наушниках, получив при этом качество звука на уровне стационарной аппаратуры или «профессиональных» звуковых карт для стационарных компьютеров. Выход простой – покупка внешней звуковой карты. Большинство из них подключаются к ноутбуку через USB, хотя немало также моделей с FW-интерфейсом и PCMCIA. Достойных моделей немало. На этом рынке успешно работают такие производители, как E-Mu, Terratec, M-Audio, Echo, Audiotrak и другие. Подавляющее большинство моделей оснащены не только всеми необходимыми входами/выходами, но и усилителем для наушников. Цена вопроса – от $150 до 400 (более дорогие карты не имеет смысла приобретать, так как увеличение стоимости связано в основном с расширением количества входов, нужных для работы в домашней студии). Хитом последних месяцев можно назвать карту 0404USB производства всё той же E-Mu. Конечно, она не во всём идеальна (самое главное неудобство – невозможность запитываться от шины USB, карта работает только с адаптером питания от сети 220 В), однако по качеству звука она «делает» многих конкурентов в своей категории. Хотя, разумеется, свет клином на 0404USB не сошёлся – достойных вариантов немало.

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Звук на ПК: внешняя звуковая карта E-Mu 0404USB. Наиболее «музыкальная» среди аналогов в данной ценовой группе

Микшерный пульт

Наверняка при прочтении статьи многие задались вопросом – о каких микшерных пультах идёт речь, если говорить о них как о добавке к PCI-карте компьютера?

Требований к такому устройству не много: хорошие характеристики аудиотракта (минимум шумов и искажений, минимальное взаимопроникновение каналов), нужные вам входы/выходы и хороший усилитель для наушников. Этим требованиям вполне отвечают большинство компактных аналоговых моделей от именитых производителей: Samson (серия MDR), Mackie, Yamaha (серия MG), Soundcraft (серия Compact), Behringer (серии Xenyx). Продукцию последнего бренда стоит иметь в виду как бюджетный вариант. Средняя стоимость компактного микшерного пульта составляет $90-200.

Часто задаваемые вопросы

Насколько балансное подключение эффективнее небалансного?

Если речь идёт о хороших * кабелях длиной 1-3 метра, то тип подключения особого значения не имеет. Если же в комнате много техники или необходимо проложить кабельную трассу длиной более 3 метров, то предпочтительно балансное подключение, поскольку оно лучше защищает сигнал от внешних наводок. Подробности – в следующей статье.

* Для коммутации стоит применять качественные «инструментальные» или «микрофонные» кабели известных брендов. Цена таких проводников - $1-2 за метр. В профессиональной среде такая цена провода считается нормальной, в отличие от аудиофильской среды, где кабель дешевле $300 считается «проводом для настольной лампы». Подробнее – в следующей статье.

Что выбрать – внешнюю карту или внутреннюю?

Внутренние решения имеют более привлекательное соотношение цены и качества. Говоря другими словами, при одинаковой стоимости внутренняя карта всегда будет звучать лучше, а при одинаковом звучании внешняя будет всегда дороже. К тому же внешняя карта обеспечивает бОльшие задержки сигнала при работе с профессиональными звуковыми программами.

Говорят, внутри ПК много электромагнитных помех и внешняя карта будет звучать лучше вне этого сгустка наводок. Правда ли это?

Так могут рассуждать люди, совершенно не владеющие информацией. Качественные внутренние звуковые карты безо всякой дополнительной экранировки могут выдавать феноменально малые искажения (десятитысячные доли процента) и шумов. Множество записей сделано именно при помощи внутренних карт. Причём это относится даже к серьёзным студиям. Что реально может подпортить звук – так это плохая экранировка цепей питания карты (обычно встречается у недорогих мультимедийных моделей), некорректная разводка дорожек на материнской плате или «грязный» ток от некачественного блока питания. Такие помехи могут проявляться не явно (вроде бы меньше ясности на высоких частотах, чем должно быть) или явно (в колонках или наушниках слышны потрескивания при движении мышки или во время перемещения головок жёсткого диска). Решить проблему обычно удаётся путём перестановки карты в другой слот, заменой блока питания или материнской платы. Проверить систему на наличие паразитных наводок можно, например, программой RMAA, которая выдаст на графике нехарактерные для карты помехи. Также желательно обеспечить для «музыкального» компьютера корректное заземление и «посадить» его на отдельную фазу в электрощите. Но будьте осторожны! Соблюдайте меры предосторожности и не проводите никаких работ, если не имеете соответствующей квалификации.

За последние 20 лет (не так уж и много в масштабах существования Hi-Fi аудио) отношение меломанов к компьютеру как к источнику качественного звука постоянно менялось. Фактически, это было полное отрицание подобной возможности его использования в конце 90-х, принятие его только как рекордера для CD-Audio дисков в самом начале «нулевых», огромная популярность в качестве именно источника сигнала уже в середине 2000-х - начале 2010-х, и некоторое снижение интереса к ним в последние годы. Причин подобных изменений настроения аудиосообщества достаточно много, и далеко не все они связаны именно с качеством звука. В то же время нужно признать, что многие меломаны начинают свой путь к качественному звуку именно с компьютера, как с наиболее доступного (то есть уже имеющегося в наличии) устройства, служащему одновременно и средством получения, а также хранения музыкального контента. Итак, как же слушать музыку с компьютера правильно?



Фото andrew welch / Unsplash

Встроенные звуковые карты

Любой компьютер оснащен некоторой встроенной звуковой системой и не все они обладают совсем уж отталкивающим звуком. Тем не менее, хорошим способом улучить его качество является установка качественной звуковой карты. Их выбор довольно широк, как и диапазон стоимости. Подыскивая такую карту, вполне можно ограничиться бюджетом три-четыре тысячи рублей и продукцией признанных лидеров данного рынка, таких как Creative или Asus. При этом в карте должен быть установлен ЦАП с параметрами как минимум 24 бит / 192 кГц и использоваться качественные выходные операционные усилители, хотя бы для основных стереоканалов (подавляющее большинство подобных плат многоканальные).

Если вы не планируете использовать ПК для записи звука (в том числе и его оцифровки), то целесообразность приобретения более дорогих звуковых карт для Hi-Fi-задач выглядит сомнительной задачей. А кроме того, работа в условиях сильных электрических помех, как проходящих по цепям питания, так и получаемых от других частей ПК (установку «линейных» блоков питания и другой апгрейд компьютера мы здесь рассматривать не будем), неминуемо снизит соотношение сигнал/шум таких плат, то есть ухудшит их звучание. Экраны, которыми иногда снабжаются подобные звуковые карты, хороши для нанесения красивых картинок, но не действенной защиты от электрических помех.

Современные звуковые карты подключаются к внешнему усилителю через обычный линейный вход. Обычно для этого требуется переходник mini-jack на RCA, и здесь лучше отдавать предпочтение продукции ведущих специализированных компаний, а не ноунейм-продукции из ближайшего супермаркета.



Кабель USB AudioQuest Cinnamon

USB – всему голова

Де-факто стандартом для подключения ПК к аудиосистеме стал разъем (интерфейс) USB, имеющийся в любом компьютере. При таком соединении никакой модернизации самого ПК не требуется. Отметим, что, если компьютер планируется использовать только для транспортировки аудио, его конфигурация может быть довольно простой. Ни мощный процессор, ни большой объем ОЗУ для этого не требуются. Настроить же компьютер необходимо таким образом, чтобы все ненужные для воспроизведения музыки функции ОС были отключены. Впрочем, дополнительная вычислительная мощность все же понадобится тем пользователям, которые захотят осуществлять апсемплинг (повышение его частоты) сигнала перед отправкой на ЦАП.

В качестве операционной системы для подобных «аудио-компьютеров» сегодня все чаще используется Linux со специальной программной оболочной, который может быть запущен на миниатюрном одноплатном ПК. Хотя лидером здесь, безусловно, являются Windows и iOS с соответствующими программными аудиоплеерами.



Стереоусилитель TEAC AI-503

Однако вернемся к USB. Если вы только создаете свою первую аудиосистему, то в ней можно сразу предусмотреть устройство с таким входом. Это может быть интегральный усилитель с USB-входом, например, Rotel A12 или TEAC AI-503, или даже активная акустика – такая, как Klipsch The Sixes. Если же у вас уже есть стереосистема, к которой необходимо подключить ПК по USB, потребуется соответствующий внешний цифро-аналоговый преобразователь.



Активная полочная акустика Klipsch The Sixes

USB-ЦАП – какой выбрать?

Современные ЦАП-ы как правило оснащаются входными USB-интерфейсами на базе технологии XMOS или реже Amanero. Они работают в асинхронном режиме, что позволяет практически полностью устранить возможный джиттер, имеющийся во входном сигнале. Кроме того, многие USB-ЦАП оснащены и входными фильтрами, эффективно противостоящими помехам. Небольшим минусом XMOS и Amanero является то, что для полноценной работы многих ЦАП-ов на ее основе требуется использование специальных драйверов, которые необходимо установить на ПК. Впрочем, все компании-изготовители позволяют бесплатно скачать их на своих сайтах.



Внешний ЦАП M-Audio Micro DAC 24/192

Определяясь с выбором конкретной модели, в первую очередь необходимо определиться с тем, какие функции ЦАП вам нужны. Если требуется только прослушивание музыки с компьютера, то можно выбрать простую модель, например, M-Audio DAC 24 / 192. Этот ЦАП устанавливается непосредственно в свободный USB-порт компьютера. А, например, более крупный ЦАП Cambridge Audio DacMAgic 100, кроме USB, имеет еще и два коаксиальных, а также оптический входы, которые можно использовать для подключения других цифровых источников. ЦАП топового класса T+A DAC 8 DSD, помимо широкого набора входов, имеет поддержку аудио высокого разрешения (PCM 24 бит / 192 кГц и DSD 2,8/5,6 МГц), а также может работать в качестве предусилителя. Последнее означает, что его можно непосредственно подключать ко входам усилителей мощности или активных колонок, не имеющих собственных регуляторов громкости.



Внешний ЦАП T+A DAC 8 DSD

В целом, при выборе USB-ЦАП, стоит отдавать предпочтение моделям с как можно более широкой поддержкой входных цифровых потоков (обязательным на сегодня является возможность воспроизведения PCM 24/192 и DSD256), а также выполненных на новых микросхемах от компаний AKM или Sabre.

Израильская компания Noveto Systems представила акустическую систему SoundBeamer 1.0, которая может доставлять звуки слушателям индивидуально без необходимости использования наушников или колонок. Об этом сообщило информагентство Associated Press, представителям которого и посчастливилось испытать на себе необычное устройство.


«Ощущение от прослушивания прямо как в научно-фантастическом фильме. Трёхмерный звук настолько близок, что кажется, будто он звучит прямо внутри ваших ушей, а также спереди, над и позади них», — пишет источник.

Возможность такой передачи звука стала доступна благодаря «звуковому излучению», новой футуристической аудиотехнологии, которая является собственной разработкой Noveto Systems. В конструкции устройства размещён модуль трёхмерного зондирования, который используется для отслеживания положения головы слушателя, отправки звука с помощью ультразвуковых волн и создания звуковых карманов в непосредственной близости от ушей пользователя. Такой подход позволяет формировать стереофоническое или трёхмерное звучание, но слушатель при этом будет отчётливо слышать звуки в окружающем его пространстве.

Разработчики считают, что SoundBeamer 1.0 имеет большое количество вариантов практического применения как в корпоративном, так и в потребительском сегментах. В офисах сотрудники смогут задействовать устройство, например, для участия в онлайн-конференциях, не отвлекая коллег, а в домашних условиях новинка позволит играть в игры, слушать музыку и смотреть фильмы, не мешая домочадцам.

Хотя концепция передачи звука на расстоянии не является чем-то новым, компания Noveto Systems стала первой, кому удалось воплотить технологию в настольном устройстве. Согласно имеющимся данным, уменьшенная и доработанная версия SoundBeamer будет готова к выходу на потребительский рынок в конце следующего года.

Читайте также: