Пермский учебник для незрячих как работать с компьютером

Обновлено: 06.07.2024

По официальной статистике Минздрава, более чем у 20 миллионов жителей России временные или постоянные нарушения зрения. Согласно данным главного офтальмолога РФ Владимира Нероева, количество учтённых тотально незрячих и слабовидящих в России составляет 218 тысяч человек, из них абсолютно незрячих — 103 тысячи. Но реальное число людей с нарушениями зрения значительно выше.

Тотально незрячих людей немного. Но игнорировать их потребности — значит не только не соответствовать современным стандартам, но и терять аудиторию. Например, Сбербанк при разработке новой версии интернет-банка Сбербанк Онлайн уделил отдельное внимание доступности для незрячих и сделал сайт удобным.

Инженеры ещё в конце 80-х начали искать решения, которые помогли бы людям с нарушениями зрения пользоваться компьютером. Сейчас незрячие люди при работе с компьютером и смартфоном используют программы экранного доступа. Первая подобная программа JAWS появилась в 1989 году. Её разработал американец Тед Хентер, потерявший зрение после дорожной аварии.

В основе технологии ротор — функция выбора элементов, с помощью которой пользователь перемещается по странице, и голосовой интерфейс, который описывает все её элементы: заголовки, ссылки, картинки и так далее.

Принцип работы у JAWS и её аналогов идентичный. Скринридер, отвечающий за сканирование данных на экране, выводит информацию блоками. Разработчик приложения и операционная система определяют, какая именно информация попадёт в эти блоки.

Предлагаем угадать на слух, какой сайт звучит в аудиофрагменте. Правильные ответы мы собрали в конце статьи.

При работе с сайтом скринридер работает, в первую очередь, с кодом, html-метками, размечающими блоки текста и заголовки, а также с самим текстом. Правильно расставленные метки дают незрячему пользователю информацию о структуре страницы и позволяют быстро по ней перемещаться.

Важно, чтобы визуальные элементы были подписаны так называемыми «альтами» — подписями для скринридера. Если картинка или пиктограмма на кнопке не подписаны, то пользователь слышит «right arrow.jpg», а на адаптированном сайте он услышит «перейти на следующую страницу».

JAWS изначально создавался для MS-DOS. Это была одна из немногих программ для чтения с экрана, работающих в текстовом режиме этой операционной системы.

Теперь аналогичные программы разработаны для каждой системы. У Apple — это VoiceOver, на Android — TalkBack, для Windows — NVDA и JAWS.

Технологий море. С их помощью можно обеспечить высокий уровень цифровой инклюзии людей с различными особенностями. Но мы их не применяем. На мой взгляд, потому что мы ещё не до конца повзрослели как общество.

Последний качественный прорыв, мне кажется, случился более 10 лет назад. Тогда Apple выпустил на рынок технологию VoiceOver в iPhone 3GS. Сопоставимых по масштабу функциональных прорывов я сейчас не наблюдаю. То, что есть, просто достраивается: где-то что-то улучшается, где-то что-то ухудшается — но заметного прогресса нет.

руководитель проекта Dialogue in the Dark, эксперт Всероссийского общества слепых и консультант Сбербанка по вопросам доступности продуктов

Ситуация с доступностью мобильных приложений, информационных сервисов, интернет-ресурсов в России изменяется не очень быстро. Движение есть, но оно поступательное. Стремление Сбербанка обеспечить полную доступность всех удалённых каналов является приятным исключением, высоко оцененным пользователями с нарушениями зрения.

Для создания доступного интерфейса прежде всего требуется корректная верстка. На более поздних этапах разработки необходимо проводить автоматизированное тестирование доступности и тестирование на целевых группах.

Когда мы начали обновлять дизайн интернет-банка, мы в первую очередь попросили макеты новой страницы у дизайнеров, и вместе с незрячим экспертом банка посмотрели, какие там будут области, как их лучше разметить заголовками.

В качестве примера: раньше, чтобы через интернет версию Сбербанк Онлайн перевести деньги, приходилось выполнять порядка 20 или даже 30 нажатий на стрелки клавиатуры для перемещения по странице. Сейчас достаточно пяти нажатий.

руководитель направления, Дивизион «Особенные решения» Сбербанка

Незрячие пользователи довольно консервативны, многие из них принципиально не обновляют операционные системы и приложения на своих смартфонах — им придётся заново их исследовать и изучать. При разработке нового Сбербанк Онлайн программисты старались сделать его не просто доступным, а удобно доступным, чтобы пользователь мог работать с ним без посторонней помощи, так как речь идёт о банковской тайне.

Например, в мобильном приложении Сбербанка есть довольно редкая для российского рынка функция — звуковая индикация загрузки страницы. Во многих других приложениях, когда, например, рассчитывается комиссия на операцию, телефон не издаёт сигналов. И незрячий человек не понимает — приложение зависло или не прошло целевое действие. В подобных ситуациях приложение Сбербанка издает специальные щелчки, которые сигнализируют о том, что приложение работает.

При управлении с клавиатуры незрячему пользователю должно быть очевидно положение фокуса, а переход между элементами должен быть логичным – сверху вниз и слева направо, в порядке визуального расположения элементов.

Когда верстка готова, с помощью клавиши Tab проверяется фокус при управлении.

Разработчики не всегда учитывают, что при навигации с помощью скринридера любое всплывающее (модальное) окно должно выделяться с помощью клавиатурного фокуса, иначе незрячий пользователь не поймёт, что оно появилось.

Пользователь должен иметь возможность выбрать и активировать любой интерактивный элемент на странице с помощью клавиш Tab, пробела и стрелок. Если есть элементы, раскрывающиеся при наведении на них курсора, то должна быть предусмотрена альтернатива для скринридера — в этом могут помочь библиотеки доступности wai-aria.

Специфика для незрячего пользователя в том, что он воспринимает всю информацию на слух. Зрячий пользователь, например, может нажать на кнопку, посмотреть на следующий экран и довольно быстро вернуться обратно.

У человека с нарушениями зрения на это уйдёт намного больше времени: нажатиями кнопок ему придётся перемещаться по экрану и прослушать все элементы.

руководитель направления, Дивизион «Особенные решения» Сбербанка

Все элементы на странице должны быть свёрстаны отдельно. Если подписи к полям и формам свёрстаны как единый текстовый блок, незрячий человек не узнает, к какому полю какая подпись относится. Особое внимание следует уделять таблицам и элементам captcha. Защищённый «молчащей» captcha сценарий будет навсегда закрыт для незрячего пользователя.

В Сбербанк Онлайн практикуется сценарный подход, чтобы убедиться, что все этапы полностью доступны для незрячего пользователя и на его пути не возникнет неподписанной кнопки или неозвучиваемой информации.

Для незрячих пользователей особенно важна функция, позволяющая беспрепятственно перемещаться по странице и переходить к основному контенту. Она дает возможность пропустить рекламу и перепрыгнуть через длинную навигацию к нужной информации веб-страницы, уменьшая количество контента, который они прослушивают.

В коде HTML есть метки для заголовков разного уровня. Когда незрячий пользователь слышит страницу в первый раз, он нажатием на «горячую клавишу» перемещается по этим заголовкам. Ему необязательно пролистывать весь экран – он может сразу переместиться на заголовок нужного уровня или, например, в раздел курсов валют. Для корректной работы разработчик должен разметить все заголовки нужного уровня и все области.

Заголовки первого уровня на макете должны быть заголовками H1 в коде — и наоборот. Обычный текст не должен выделяться как заголовок.

При грамотной разработке пользователь сможет самостоятельно выбрать масштаб контента – при этом сайт останется читаемым. Использовать адаптивную верстку для этого – лучшее решение. Это и закроет потребности слабовидящих пользователей (у которых есть остаточное зрение), и обеспечит адаптируемость сайта под любое устройство.

Также должны быть соблюдены требования к контрастности. Минимальный её коэффициент — 4,5:1. Проверить свой сайт на контрастность можно с помощью плагинов и программ: Stark plugin, Colour Contrast Analyser, Colorable.

Для читаемости сайта при изменении масштаба используется адаптивная вёрстка.

Первым элементом для пользователя скринридера должен быть первый элемент страницы — как правило, это кнопка «назад» или заголовок. Разработчики должны учитывать, что курсор можно ставить не в начало страницы, а на первый значимый по смысловой нагрузке элемент.

Если мы говорим о доступных цифровых сервисах, то я всегда привожу в пример Сбербанк. Во-первых, это приложение Сбербанк Онлайн для iOS и Android. Во-вторых, это Сбербанк Бизнес Онлайн, сейчас в веб-версии.

Я тотально незрячий человек и при взаимодействии с компьютером и гаджетами использую программу экранного доступа. Если приложение и сайт адаптированы, то для того, чтобы осуществлять платежи мне не приходится прибегать к помощи других людей.

Например, если мне нужно ввести смс с кодом подтверждения, то раньше мне требовалось переключаться между приложениями, запоминать код или просить сделать это других людей. Теперь смс зачитывает сринридер и предлагает подставить её в приложение автоматически, это очень удобно.

руководитель проекта Dialogue in the Dark, эксперт Всероссийского общества слепых и консультант Сбербанка по вопросам доступности продуктов

Подробнее о доступности интерфейса можно почитать в гайдлайнах, которые разработал Сбербанк и разместил в открытом доступе.

Сайт Пенсионного Фонда России предлагает не только удобные настройки контрастности для слабовидящих. Там разработали и встроили виджет, зачитывающий выделенный текст – это удобно для слабовидящих, но для незрячего всё равно потребуется скринридер на персональном компьютере.

Помимо веб-версии банк адаптировал и своё приложение Сбербанк Онлайн и Сбербанк Бизнес Онлайн для предпринимателей. А недавно и веб-версия Сбербанк для бизнеса стала доступной для слабовидящих.

Из личного опыта реализации accessibility:

1. Все скринридеры довольно сильно отличаются друг от друга — намного сильнее, чем обычные браузеры. Конечное звучание зависит и от скринридера, и от браузера, и от версии операционной системы.

2. Ни один скринридер не поддерживает WAI-ARIA на 100%. Многие приёмы и примеры с официального сайта могут работать в реальном скринридере не совсем корректно.

3. При включении скринридера браузеры переходят в особый режим работы. В этом режиме клавиатурное взаимодействие начинает определяться aria-разметкой, поэтому тестировать навигацию с клавиатуры нужно обязательно при включённом скринридере.

4. Внедрять поддержку доступности для сайта или сервиса лучше всего ещё на этапе дизайна. UX-составляющей в этом процессе очень много. Дизайнер должен учитывать поведение скринридера, взаимодействие компонентов сайта, цветовую палитру, размеры шрифтов.

5. Есть множество нюансов дизайна. Например, нельзя показывать изменение некоторого состояния элемента одним лишь цветом. Нужно или рисовать иконку, или добавлять текстовое описание.

6. Доступная цветовая палитра — это боль. Официальная формула расчёта контрастности не совсем удачна и может выдавать странные результаты для многоцветных изображений. Например, контрастность белого текста на цветной кнопке или плашке может оказаться недостаточной.

7. Если планируется аудит доступности сайта или сервиса сторонней компанией-аудитором, то следует знать, что это весьма непростой процесс: аудитор будет придираться даже к чтению графиков и карт.

8. Кстати говоря, встраиваемые гуглокарты, в отличие от сайта Google Maps, сами по себе не поддерживают чтение. Нужно дорабатывать их самостоятельно.

9. Аналогично, библиотеки для рисования графиков сами по себе не учитывают скринридеры. В каждом конкретном случае нужно придумывать своё решение этой проблемы.

10. Если аудитор проверил страницу, то это ещё не значит, что она теперь точно доступна на 100%. Попросите его проверить её ещё раз, и она вам найдёт новые ошибки. Это следует учитывать, когда аудит изначально заказан клиентом, а вы заказываете у аудитора предварительные проверки.

А можно раскрыть более подробно личный опыт реализации accessibility.
В настоящий момент разрабатываем магазин и честно говоря, я задаюсь этим вопросом. Но с какого конца начать, нет понимания. С командой сошлись на том, что минимум титры к видеоматериалам. Возможно синхронист, но нет понимания востребованности. Но, это пока в сторону людей с ограничением по слуху, а с ограничением по зрению.

Мысли . В России все плохо и с доступной средой и с материалами для уникальных людей. Если посмотреть на прогрессивные страны - редкий концерт даже реп исполнителей обходиться без сурда, а потенциал лояльной аудитории огромный.

Вообще я реализовывал accessibility для веб-приложения, а не типичного сайта, но общие приёмы схожи. Постараюсь вкратце изложить их. Если что-то непонятно — буду рад подсказать подробнее.

Самая главная цель — чтобы незрячий пользователь смог зайти к вам в магазин и сделать заказ: то есть смог понять, что это действительно магазин, что он в его регионе, пользователь смог бы пройти по каталогу, заполнить корзину и оформить заказ. В крайнем случае — нашёл бы телефон.

Чтобы понять, как звучит ваш сайт, можете поставить себе на компьютер программу NVDA, запустить её, надеть наушники или включить колонки, открыть браузер, а затем с закрытыми глазами попытаться открыть ваш сайт и что-нибудь там найти без помощи мышки одной лишь клавиатурой.

Для начала на сайте важна разметка: она должна быть семантическая и валидная. Например, в скринридерах есть возможность зачитать «оглавление» страницы, которое формируется из тегов H1-H6 и быстро перейти к нужному подразделу. Списки ul-li и ol-li тоже зачитываются особым образом: скринридер упоминает, что в таком-то списке столько пунктов, а вы находитесь на таком-то пункте.

К изображениям обязательно должны быть прописаны alt-атрибуты с описанием того, что на них изображено. Посмотрите, например, сайт Майкрософта. Сейчас на главной там висит баннер с рекламой Teams. Alt-атрибут картинки говорит: «Пять человек работают удаленно, используя Microsoft Teams.» Ниже на странице на баннере OneDrive картинка подписана как «Женщина использует ноутбук с Windows 10 и OneDrive».

Не уверен, что у незрячего пользователя возникнет желание включать видео. Я бы, наверное, сделал сопроводительный текст. Так или иначе он пригодится и для SEO. Для людей с ограничениями по слуху, конечно, в видео незаменимы будут субтитры. И разумеется, html-разметка видео тоже должна содержать атрибуты с текстовым описанием.

Помимо полностью незрячих есть ещё люди с нарушениями цветовосприятия (их, кстати, весьма много), ну и, разумеется, люди с плохим зрением. Для первых важно будет проверить, что контент нигде не сливается с фоном или плохо виден из-за цвета. Для вторых, что цвета достаточно контрастные, шрифты не микроскопические, анимации не мельтешат. Для таких целей есть специальные дизайнерские инструменты.

Подытоживая: для создания более-менее доступного сайта создайте простой, «чистый» дизайн; сверстайте его семантично; подпишите все картинки, видео, графики и карты; проверьте, как страница звучит в разных популярных скринридерах, в том числе и на телефонах. Если пользоваться сайтом неудобно, придётся доработать разметку aria-атрибутами.

Эффективным средством обеспечения участия инвалидов по зрению в общественном информационном обмене могут служить компьютерные технологии, которые с помощью специальных аппаратных и программных тифлосредств делают доступными для незрячих и слабовидящих использование компьютерной техники общего назначения и большинство стандартных пользовательских возможностей. В результате инвалиды по зрению получают эффективный инструмент свободного самостоятельного доступа к общественным информационным ресурсам.

Направленность программы – техническая.

Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения работе на персональном компьютере инвалидов I и II группы по зрению, используются методики преподавания, адаптированные для данной категории слушателей.

Актуальность программы по основам компьютерной грамотности состоит в том, что в процессе обучения незрячих с различной степенью потери зрения применяются не только различные программы, но и тифлотехнические средства, предназначенные для определённой категории пользователей персональных компьютерных систем.

За базу изучения взяты русские версии Windows 8.1, Microsoft Office 2010 , Fine Reader 12.0, a также Jaws for Windows 17.0 с русификацией. Программа может использоваться для пользователей других версий Windows и Office и других версий Jaws . Отличия будут незначительными. Стандартный компьютерный интерфейс ориентирован на людей с нормальным зрением и широко использует визуально воспринимаемые формы представления информации, основным ее носителем в процессе работы становится изображение на экране монитора. Это делает стандартный пользовательский интерфейс непригодным для людей с глубокими нарушениями зрения. Назначение компьютерных тифлосредств - обеспечение восприятия компьютерной информации незрячими и слабовидящими и организация удобного для этих пользователей взаимодействия с компьютером. При этом используются слуховой, осязательный, а при возможности (если позволяет остаточное зрение) и зрительный канал восприятия.

Цель программы: формирование у слушателей представлений о возможностях современных компьютерных технологий в сфере альтернативных способов вывода информации с персонального компьютера.

Задачи программы:

обучение инвалидов по зрению I , II и III групп устойчивым умениям и навыкам самостоятельной работы на персональном компьютере;

дать представление о принципах работы компьютера и компьютерных программ;

определить понятие информации, её видов, способов приема, передачи и хранения;

ознакомить слушателей со специальными тифлоустройствами и принципом их работы.

Программа рассчитана на 50 часов теоретических и практических занятий, 2,5- месячного курса и включает в себя 10 основных модулей:

Персональный компьютер и его компоненты.

Информация и компьютерные технологии.

Размещение информации на компьютере (файловая система). Проводник: работа с папками и файлами.

Операционная система WINDOWS.

Программа JAWS FOR WINDOWS.

Текстовый процессор MS WORD.

Интернет-ресурсы, электронная почта.

Учитывая специфику обучения различных категорий незрячих с различной степенью потери зрения, предусматривается перераспределение рабочего времени при изучении тем, предусмотренных программой.

Программа рассчитана на 10 учебных недель (50 учебных часов теоретических и практических занятий).

Используются комбинированные, диагностические, рефлексивные занятия.

Форма организации занятия – групповая, индивидуальная, формы проведения занятия – лекция, беседа, консультация, практическое занятие, экзамен.

Занятия проводятся 5 раз в неделю.

Способы определения результативности:

1. Педагогическое наблюдение.

2. Педагогический анализ результатов опросов, выполнения слушателями диагностических заданий, активность слушателей на занятиях.

3. Мониторинг. Для отслеживания результативности используются контрольные задания и тесты, самооценка слушателей.

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

В начале заезда

Определение уровня знаний и умений о ПК

В течение всего заезда

Определение степени усвоения слушателями учебного плана. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, контрольное занятие

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Укатова Наталья Ивановна

В статье рассматривается методика обучения незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной грамотности при помощи различных устройств: клавиатуры для ввода и динамика для вывода информации и при помощи программных средств интерфейса программы экранного доступа Jaws for Windows .

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Укатова Наталья Ивановна

Дидактический принцип доступности как основа формирования информационно-коммуникационной компетентности лиц с инвалидностью по зрению Доступность Интернет-ресурсов для незрячих пользователей как фактор обеспечения им доступа к открытому образованию Поддержка образовательного процесса студентов инвалидов по зрению Проблема информационного обмена в процессе интеллектуальной деятельности незрячих Технические средства реабилитации для людей с ограниченными возможностями (на примере опыта работы Калужской областной специальной библиотеки для слепых им. Н. Островского) (окончание) i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Training computer literacy to the blind

The article presents a detailed analysis of methods of teaching the blind and visually impaired users computer literacy through a variety of devices (e.g., keyboard for information input and speaker for information output using the software interface screen reader Jaws for Windows ).

Текст научной работы на тему «Обучение незрячих компьютерной грамотности»

УДК 376.352; 376.32

ОБУЧЕНИЕ НЕЗРЯЧИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматривается методика обучения незрячих и слабовидящих пользователей компьютерной грамотности при помощи различных устройств: клавиатуры для ввода и динамика для вывода информации и при помощи программных средств интерфейса — программы экранного доступа Jaws for Windows.

Ключевые слова: информационные технологии, процесс реабилитации инвалидов, информационный обмен, тифлотехнологии, программа экранного доступа, десятипальце-вый метод, синтезатор речи, клавиатурные комбинации, Jaws for Windows.

В условиях информатизации общества качество жизни и социальный статус индивида во многом определяются возможностью активного участия в общественном информационном обмене (оперативного доступа к необходимой информации, её обработки и представления результатов своей информационной деятельности). Для лиц с глубокими нарушениями зрения участие в процессе общественного информационного обмена осложняется несовпадением имеющихся у них возможностей восприятия и сложившейся общественной практики, ориентированной, в основном, на визуально воспринимаемые формы представления информации. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на конец 2013 года в мире насчитывается около 45 миллионов слепых людей и 135 млн — с плохим зрением. Около 90 процентов всех слепых на планете живут в развивающихся странах [2].

Современный рынок труда требует новых знаний, умения работать на компьютере, уметь находить и применять информацию, но большинство лиц с ограниченными физическими возможностями этого не умеют делать, а имеющиеся учебные заведения нашего города не владеют соответствующей спецификой обучения. Из-за этого у инвалидов по зрению возникает чувство отдалённости от современного мира, чувство оторванности от дел и проблем общества, они ощущают свою ненужность в новых условиях жизни, беспомощность. У них возникают препятствия для получения образования на расстоянии, профессиональной самореализации, общения и т. д. [1].

Эффективным средством преодоления этих осложнений служат компьютерные тифлотехнологии, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями получать, перерабатывать и передавать информацию, что так необходимо в современном мире.

Эти технологии обеспечивают преобразование визуальной информации в доступные для восприятия незрячих и слабовидящих формы: Брайлевский дисплей, принтеры Брайля и др. К достоинствам этих средств относятся возможность для незрячего человека составлять образ экрана и возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая Брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.

Но есть и небольшие минусы данной технологии — при использовании данных технологий незрячему пользователю необходимо владеть азбукой Брайля, а не

все люди, имеющие зрительную недостаточность, свободно владеют данной азбукой. К тому же стоимость Брайлевских дисплеев и принтеров очень высока, и не каждый незрячий пользователь сможет позволить себе иметь такую технику дома.

Программы экранного доступа обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтезатор речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на Брайлевские дисплеи. В мире имеется несколько таких программ, но в нашей стране наибольшее распространение получила программа экранного доступа Jaws for Windows (Job Access With Speech) фирмы Freedom Scientific. Данная программа может взаимодействовать как и с Брайлевскими дисплеями, так и с обычной стандартной клавиатурой.

Но, несмотря на множество тифлотехнологий, по мнению Рощиной М. А. [2, 3] и ряда других исследователей, в России данный процесс носит скорее не систематический, а стихийный характер. И это связано, скорее всего, со следующими причинами:

• отсутствием систематической подготовки специалистов в области применения новейших компьютерных тифлотехнологий;

• небольшим количеством специалистов — практиков, имеющих представление о существовании компьютерных тифлосредств и возможностях, которые они открывают;

• небольшим количеством курсов компьютерной грамотности для слепых и низким уровнем методологической проработанности образовательных программ в этой области;

• высокой стоимостью компьютерных тифлосредств.

В то же время современному человеку, независимо от его физических возможностей и финансового положения, необходимо участие в электронном информационном обмене. Умение пользоваться офисными технологиями и интернет-общение: социальные сети, электронная почта, поисковые системы и т. д.

С учётом этих замечаний, возникла необходимость разработки методики преподавания компьютерной грамотности лицам с нарушением зрения, которая бы основывалась на базе аппаратных и программных средств, не требующих больших финансовых затрат. Разработанная методика рассчитана на людей с нарушениями зрения разных возрастных категорий и на преподавателей стандартных компьютерных курсов для зрячих.

Особенностями методики являются:

• использование специализированного программного обеспечения, преобразующего визуальную информацию в звуковую;

• ориентирование учащихся на использование клавиатуры при работе с компьютером, запоминание основных клавиатурных комбинаций (десятипальцевый метод печати);

• непосредственное взаимодействие преподавателя с учащимся на всех этапах обучения.

Данная методика рассчитана на проведение занятий в специальных аудиториях, оборудованных компьютерами, подключёнными к сети Интернет, на которых установлено программное обеспечение следующей конфигурации:

• операционная система MS Windows 7, Vista, XP и более ранние версии;

• программный комплекс Microsoft Office, Corel WordPerfect Office, IBM Lotus Notes;

• программа просмотра Интернет-документов (Web-браузер);

• русифицированная программа экранного доступа Jaws версии 9.0 с синтезатором «Катерина».

Сам курс состоит из 7 модулей, на каждый модуль отводится 12 часов, из них 4 на изучение нового материала под руководством и 8 на самостоятельную работу слушателя. Для эффективного освоения базовой части курса необходимы регулярные занятия без продолжительных перерывов. Для базовой части курса целесообразно проводить занятия не реже 2-3 раз в неделю продолжительностью 4-6 академических часов. Общая продолжительность занятий существенно зависит от индивидуальных особенностей обучаемых. Уровень усвоения материала будет выше, если занятия проводить не более чем с двумя учащимися одновременно.

Предполагается, что после обучения данному курсу учащийся имеет основные навыки при работе с компьютером:

• свободно владеет клавиатурой;

• имеет теоретические понятия о файловых системах, файлах и каталогах и имеет основные навыки работы с ними;

• умеет свободно работать с текстами (чтение, ввод, форматирование);

• имеет основные навыки работы с текстовым процессором Microsoft Office

• имеет навыки работы в сети Интернет (поиск нужной информации, общение в сети, ориентирование на сайтах и web-страницах) [6, 7].

Данный курс даёт основные начальные навыки работы на компьютере для незрячих и слабовидящих пользователей. После освоения минимальной базы курс можно расширять в зависимости от особенностей и пожеланий учащихся. При качественном усвоении базовой части, незрячий пользователь сможет продолжить самостоятельно изучать новые приложения при помощи стандартных описаний.

При наличии программного обеспечения, отличного от предложенного в данной методике, возможна быстрая адаптация курса. Само программное обеспечение может варьироваться.

Для обучения по данному курсу можно использовать:

• программы экранного доступа (NVDA, MAGIc, Code Factory (для «карманных» компьютеров) [8];

• офисные программы (LibreOffice v. 4.0.x, Apache OpenOffice v. 3.4.x, Corel Office);

• клавиатурные тренажеры (Stamina, Клавиша, Typing Reflex, СОЛО на клавиатуре);

• всевозможные браузеры (Mozilla Firefox, Opera, Internet Explorer).

Несомненно, для идеальной реализации подобных курсов необходимо создавать специализированные центры для реабилитации и обучения слепых и слабовидящих, а также на базе существующих реабилитационных центров; создавать учебные аудитории, которые будут оснащены специализированным оборудованием и программным обеспечением. Также необходимо готовить преподавателей подобных курсов, предложить методику организации специализированных аудиторий, которая объединит усилия тех, кто нуждается в помощи и тех, кто готов им помочь.

2. Рощина М. А. Процесс тифлокомпьютеризации как фактор социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения (социальная структура, социальные институты и процессы). Автореф. . дис. на соиск. учён. степени канд. социолог. наук. Нижегородский ГУ им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2006. 29 с.

3. Рощина М. А. Как организовать рабочий процесс для незрячего пользователя персонального компьютера // Школьные технологии. 2010. № 2. С.130-140.

5. Швецов В. И., Рощина М. А. О подготовке преподавателей компьютерных тифлотехнологий // Информатизация образования и науки. 2011. № 2. С.127-137.

7. Кабаченко В. В. Работа в операционной системе Windows в сопровождении JAWS. Псков, 2011. 166 с.

TEACHING COMPUTER LITERACY TO THE BLIND

The article presents a detailed analysis of methods of teaching the blind and visually impaired users computer literacy through a variety of devices (e.g., keyboard for information input and speaker for information output using the software interface screen reader Jaws for Windows).

Key words: information technology, rehabilitation process of the disabled, information exchange, tiflotechnology, screen reader, ten-manual method, speech synthesizer, keyboard shortcuts, Jaws for Windows.


«И мудреца порой жизнь может озадачить. Там, где прошел слепой, пройдет не всякий зрячий»- эти строки нужно было напечатать с помощью брайлевского дисплея участникам соревнований по компьютерной грамотности среди инвалидов по зрению «Компьютерный калейдоскоп».

На финал областных соревнований приехали 19 участников с юга Тюменской области, из Свердловской, Челябинской областей и ХМАО. Почти все конкурсанты - тотально слепые, только трое работают с «подглядом».

В 2012 году в рамках программы «Расширяя горизонты» были созданы первые классы компьютерной грамотности для слепых.

- В программе «Расширяя горизонты» принимали участие все желающие, постепенно начали присоединяться и инвалиды-колясочники, - рассказывает о создании учебных классов для незрячих заместитель директора по учебно-методической работе «РИО-центра» Ирина Калинина. - Однажды пришла к нам делегация от Всероссийского общества слепых с предложением заниматься и с инвалидами по зрению, в том числе с тотально слепыми. Нас это удивило: а как заниматься? У нас не было подобного опыта. Тогда наиболее «продвинутые» пользователи из них пришли к нам с ноутбуком и показали, как они работают.

Оказалось, что инвалиды по зрению запоминают комбинации клавиш, набирают определенные команды, а специальная звуковая программа говорит, куда они попали и что происходит, - все операции сопровождаются голосом. Также существует специальное оборудование - брайлевский дисплей - для чтения текстов с экранов монтитора. На самом деле, он только называется дисплеем, это небольшая «коробочка» с кнопками, и с помощью этих кнопок на языке Брайля набираются определенные команды, текст, и можно обойтись без специального экрана и программы.

- После того как нам все это показали, мы задались вопросом: где это можно купить и сколько это стоит? - продолжает Ирина Геннадьевна. - Департамент информатизации в рамках программы «Расширяя горизонты» приобрели первые 11 компьютеров со специальным программным обеспечением и закупил несколько дисплеев Брайля.

Но одно дело оборудование, другое - найти педагогов. Обучить незрячих людей не так-то просто. Но и тут на помощь пришло Всероссийское общество слепых. Оказалось, что в ВОС есть люди, которые преподают компьютерную грамотность в реабилитационном центре для слепых.

Одним из них был Анатолий Киселев. Будучи тотально слепым, Анатолий Валентинович самостоятельно 15 лет назад освоил компьютер, теперь сам обучает тренеров и отлично владеет компьютером.

Именно Анатолий Киселев разработал программу для соревнований, приготовил задания.

- Конкурс проходит в два этапа. Первый был индивидуальным и состоял из теоретической и практической части, - рассказывает Анатолий Валентинович. - Второй этап - командные соревнования. Конкурсантам нужно будет отредактировать стихотворение. В команде будет по три человека, один из конкурсантов должен найти в стихотворении ошибки, второй должен перевести текстовой вариант в аудиоформат с помощью специальной программы, и третий участник отправляет текстовой и аудиофайл с помощью электронной почты жюри. Скорость и правильное решение задания определят лучшего.

Читаем книги, общаемся по скайпу…

- Я прошел обучение два месяца назад, - рассказывает участник соревнований из Тобольска Евгений. - Умение владеть компьютером дает многое: общение, чтение книг, получение информации. Научиться было сложно, основная трудность заключалась в том, чтобы понять, как это все работает, запомнить последовательность действий. В первое время компьютер у меня даже вызывал страх, я боялся нажать нечаянно на какую-нибудь кнопку и что-то удалить. Думаю, я еще плохо владею компьютером, полностью им, наверное, никто не может овладеть.

Особые «студенты» могут пройти три этапа обучения - начальный уровень (32 часа), когда человека обучают буквально «с нуля», базовый (12 часов) и продвинутый (6 часов). Занятия проходят два раза в неделю, в остальное время компьютерный класс все желающие могут пользовать как бесплатный пункт коллективного доступа к сети Интернет. На сегодняшний день в рамках программы «Расширяя горизонты» компьютерной грамотности обучились более 450 человек.

- Такие классы имеют огромное значение для распространения знаний о возможности информационного обмена слепых с окружающим миром. Кроме того, открытие классов позволяет трудоустроить такую сложную категорию инвалидов, как тотально слепые, которые уже освоили компьютерные технологии, прошли обучение в Тюменском областном информационном центре в качестве тренеров, - подчеркнула председатель Тюменской областной организации ВОС Галина Тунгусова.

«Компьютерный калейдоскоп» проводится впервые, но участники и организаторы мероприятия надеются, что этот конкурс станет традиционным и будет площадкой, на которой инвалиды по зрению смогут не только показать навыки владения компьютером, но и усовершенствовать свои знания и завести новых друзей. Ведь для незрячих возможность самостоятельно пользоваться компьютером и Всемирной паутиной значит намного больше, чем для обычных людей, и в каком-то смысле действительно расширяет горизонты.

Скоро свои навыки покажут пенсионеры

Информационные технологии прочно входят в жизнь представителей старшего поколения. В рамках программы «Расширяя горизонты» 22 тысячи пожилых людей прошли обучение компьютерной грамотности. Десятки тысяч обученных стали активными пользователями электронных сервисов.

Показать свои навыки пожилые люди смогут на чемпионате по компьютерной грамотности, организованном региональными департаментами информатизации и социального развития.

Участником турнира может стать каждый житель Тюменской области, достигший пенсионного возраста.

15 человек, набравших наибольшее количество баллов, 15 октября примут участие в финальном туре, где участники в режиме реального времени покажут свои знания и умения, выполняя разнообразные задания. Финальный тур и награждение победителей состоятся в Тюменском технопарке.

Где пройти обучение

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: