Почему компьютерные игры сложные

Обновлено: 05.07.2024

Платформы: Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox One, Xbox 360, Windows.

Серия Souls от японской компании From Software приобрела известность благодаря своей сложности. Привыкли, что в современных AAA-блокбастерах вам объясняют правила, позволяют менять настройки сложности и сохраниться в любой момент? В Dark Souls всё по-другому.

Здесь даже самые простые враги могут убить с одного-двух ударов, а сохраняться можно только у костров. В итоге вы будете метаться в их поисках, пока вас преследуют толпы свирепой нежити и суровых воинов в тяжёлых доспехах. Количество целебного эстуса во фляге ограничено, а ловушки и засады подстерегают на каждом шагу.

Однако Dark Souls — это не только беспощадные бои, в которых у вас нет права на ошибку. Здесь есть великолепные пейзажи и удивительные места, где вам предстоит побывать: мрачный и величественный замок Лотрика, холодный прекрасный Иритиил и залитый солнцем Анор Лондо.

Если вы новичок в мире Тёмных Душ, начните играть с третьей части. Она и самая красивая, и управление в ней попроще (но только в сравнении с первыми двумя).

2. Bloodborne

Платформы: PlayStation 4.

Наследник и продолжатель идей серии Souls того же разработчика. Механикой Bloodborne напоминает Dark Souls, но есть и значительные отличия: темп здесь куда выше. Вы оказываетесь втянуты в бешеную и агрессивную схватку с толпами противников, в которой у вас нет возможности отступать. Ни щита, ни тяжёлых доспехов — у вашего Охотника есть только оружие ближнего боя, практически бесполезный мушкет, годящийся только для парирования атак врага, пальто и треугольная шляпа.

Создатели Bloodborne явно вдохновлялись фильмом «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом: охотник, истребляющий монстров в умирающем городе, тема вампиризма, общий антураж и внешний вид главного героя. Динамичность экшена зашкаливает, фантазия разработчиков, создававших монстров, не знает границ, а дизайн уровней вызывает настоящий восторг.

Bloodborne — это веская причина купить PlayStation 4, даже если вы не относите себя к фанатам консолей.

3. Demon’s Souls

Платформы: PlayStation 3.

Эта игра — прародитель Dark Souls и Bloodborne. Несмотря на свой значительный возраст, Demon’s Souls всё ещё смотрится интересно и увлекательно. Мы примеряем роль безымянного воина, который должен освободить от злобных демонов и одержимого правителя далёкое, скрытое туманами королевство.

Многие игроки скажут, что Demon’s Souls сложнее следующих игр Souls. На каждом уровне только две точки сохранения, возможность полечиться ограничена (восстанавливающийся у костра эстус ещё не придумали), враги сильны и возрождаются после каждой вашей гибели.

Demon’s Souls остаётся одной из самых увлекательных игр на PlayStation 3. Мрачное средневековье, драконы, злобная нежить и огромные опасные демоны понравятся любителям тёмного фэнтези. Если вы опробовали Dark Souls и Bloodborne, прониклись духом этих игр и хотите увидеть, с чего всё начиналось — Demon’s Souls ждёт вас.

4. Cuphead

Платформы: Xbox One, Windows, macOS.

Одна из чудовищно сложных игр. Гибрид run and gun и платформера с симпатичной рисованной графикой в стиле старых мультфильмов Диснея.

Здесь вам предстоит управлять двумя чашкоголовыми братьями, которые проиграли в казино самому дьяволу и теперь вынуждены выбивать долги у других таких же бедолаг. Однако последние не намерены расставаться со своими душами, так что выполнить миссию братьям будет нелегко.

5. Dwarf Fortress

Платформы: Linux, Windows, Mac OS.

Когда впервые откроете Dwarf Fortress, у вас, скорее всего, возникнет мысль: как в это вообще играть? Да, проблемы в освоении проекта начинаются уже с его графики. Символы ASCII выглядят как код из «Матрицы». Но к ним вполне можно привыкнуть. Когда освоитесь, вместо непонятных букв увидите вечно пьяных бородатых дварфов с молотами и кирками, троллей из подземных пещер, высокомерных эльфов, свирепых гоблинов и огнедышащих драконов. Ну а если расшифровать мельтешащие иероглифы вам не под силу, можете скачать версию игры с прикрученной рисованной графикой.

Когда азы управления будут освоены, начнётся самое интересное. Вам вместе с семёркой дварфов предстоит построить могущественную подземную крепость в далёких диких землях. Игровой мир генерируется случайно, и каждый раз вас будут ждать всё новые и новые опасности. Дварфы могут погибнуть от голода и жажды, если вы не освоите земледелие и животноводство. А ещё они могут быть убиты во время осады гоблинами или нежитью под предводительством некромантов.

Но несмотря на всё это Dwarf Fortress откроет перед вами невообразимые просторы для творчества. Вы сможете возводить огромные замки из обсидиана, льда и стекла, ловить жутких чудовищ, создавать хитрые механизмы — построить здесь можно всё, что угодно.

6. Don’t Starve

Платформы: Windows, macOS, Linux, PlayStation 4, PlayStation 3, Playstation Vita, Xbox One, iOS, Android.

Интереснейшая песочница-выживалка. Вы должны протянуть как можно дольше в суровом нарисованном мире, куда вас отправил циничный и ехидный демон по имени Максвелл. И здесь вас пытается убить буквально всё.

Обустройство лагеря, добыча и готовка пищи, пошив одежды и поддержание огня — всё нужно делать одновременно. В итоге у вас нет ни минуты на передышку. Осень сменяется холодной зимой, которую пережить дано далеко не всем, зима — мокрой весной, а та, в свою очередь, палящим летом. Переживая все напасти, ваш персонаж постепенно сходит с ума, и безумие вместе с воображаемыми монстрами могут прикончить его точно так же, как и стихийные бедствия.

Но страшнее всего в Don’t Starve — ночь. Ведь в темноте вас ожидает жестокая Чарли, прогнать которую можно только огнём. И ничто не поможет, если в критический момент при вас не окажется факела.

Сегодня мы живем в мире, в котором большую популярность набирают хардкорные игры. Свою немалую армию поклонников имеют творения японской студии From Software – Dark Souls , Bloodborne, Sekiro . Но это лишь верхушка айсберга – появляется множество игр с пиксельной графикой и зубодробительно хардкорным геймплеем – и они тоже весьма востребованы. Нам кажется, что это не случайно. Дело в том, что игры завоевывают все большее место в жизни людей, и им хочется получать от них максимум впечатлений. Почему для этого важно играть на высоком уровне сложности, мы сегодня и поговорим.

ДИСКЛЕЙМЕР. Конечно, мы понимаем, что есть категория людей, которым интересен сугубо сюжет и атмосфера, и уважаем это. Кроме того, ставить везде высокий уровень не стоит людям, которые только осваивают мир компьютерных игр. Ведь для многих современных проектов требуется недюжинный скилл в управлении клавомышью или геймпадом.

Игры балансируют под высокий уровень

Я искренне не понимаю, почему люди играют на низкой или нормальной сложности в такие игры, как, например, Ведьмак 3. Впрочем, и предыдущих частей игры это касается. Объясню почему: если вы не играете на сложности «На смерть», то игра попросту не ставит перед вами никаких вызовов. Не нужно находить новые рецепты зелий и использовать склянки, не нужны даже знаки. Все враги убиваются мечом и перекатами. И такова суровая правда большинства игр – их балансируют под высокий уровень сложности. Просто за тем, чтобы они на этом уровне нормально проходились.

Легкий режим игнорирует ключевые механики

То же самое применительно не только к экшн-играм. Например, если вы будете играть в Pillars of Eternity на низком уровне сложности, то игра не будет особо наказывать вас за ошибки при создании персонажа и отряда. Да, вы сможете спокойно пробежать весь сюжет и получить удовольствие. Но не ощутите все, что эта игра может вам дать. Ведь составление отряда и распределение статов и навыков персонажа – крайне важная механика любой рпг! И зачем играть в подобные проекты, если вам неинтересны механики, заложенные в самую их основу?

Но есть и исключения. Например, мы никогда не посоветуем проходить на высоком уровне сложности The Last of Us – причем ни вторую, ни первую часть. В обзоре TLOU 2 мы уже говорили почему – на высоких уровнях сложности скудная по геймплею игра превращается просто в пытку, при этом не бросая вызов скиллу игрока и не добавляя новых эмоций. Да, вам сложно, но при этом скучно. Иначе говоря, в игры, в которых геймплей откровенно слабый, играть на высоком уровне попросту бессмысленно.

Ощущение превозмогания ☠️

Но есть игры, в которых высокий уровень сложности не является основным. В принципе вы можете прочувствовать все, что заложено в историю, и не напрягаясь. Так зачем включать там «хардкор»? Да для того, чтобы еще сильнее ощутить, насколько непросто приходится главному герою, которому вы неизбежно сопереживаете. Высокий уровень позволяет действительно почувствовать себя крутым героем, способным победить сложнейшего противника. И не потому, что вам так сказали разработчики, и вам лишь остается лениво кликать по мышке или стику – а враги и так умрут. Нет, разработчики постарались, чтобы вы не смогли победить этого босса, но вы СМОГЛИ это сделать. Это ВАША заслуга.

Уровень в аэропорту в игре Max Payne 3 на высоком уровне сложности - одна из лучших перестрелок в видеоиграх. Уровень в аэропорту в игре Max Payne 3 на высоком уровне сложности - одна из лучших перестрелок в видеоиграх.

Поверьте, геймплей на высоком уровне сложности в Max Payne 3 или God of War – это нечто. В конце «Макса» вы стискиваете зубы и отстреливаетесь от толп вооруженных по горло врагов. Мышка летает на пределе человеческих возможностей. И, когда вы оказываетесь среди горы трупов, то понимаете, что на самом деле такое Max Payne 3. Вы по-настоящему ощущаете себя «гребаным ангелом смерти, нанятым на грязные деньги». И на низком уровне сложности ничего похожего вы, увы не почувствуете.

С каждым годом видеоигры становятся массовым продуктом все больше и больше. Сегодня это не просто своеобразное развлечение для маленьких детей, в игры играют и взрослые, и дети, независимо от пола и возраста. Полки магазинов ломятся от разнообразия игр для публики всех возрастов. Сегодня это серьезный бизнес с миллионными оборотами.

Естественно, такая популярность игровых развлечений сказалась на качестве выпускаемых продуктов. Разработчики поняли, что для того, чтобы игра окупила себя, надо сделать ее как можно проще и интуитивно понятней для простого пользователя. А все так хорошо начиналось…

Еще каких-то 20 лет назад, во времена Dendy и Sega Mega Drive, когда видеоигры только начинали входить в дом к простым людям, большинство видеоигр представляли из себя настоящий хардкор. Геймеры со стажем с улыбкой вспоминают все чертовски сложные моменты, которые им пришлось пройти в то время. Червяк Джим, BattleToads, и куча других игр, которые попортили нервы игрокам по всему миру. Да что там говорить, даже детский платформер Tom&Jerry на финальных уровнях мог довести до истерики. Добавляем сюда баги, которые вылезали на пиратских картриджах (привет Черепашкам-Ниндзя и бессмертному Шредеру), и 90% игр того времени становились непроходимыми для большинства игроков.

О сложности в современных играх. Игры, Текст, Длиннопост, GTA, Братья пилоты, Черепашки-Ниндзя, Компьютерные игры, Картинка с текстом

В то время отсутствовали гайды и подсказки, а сохранения были вообще вещью за гранью фантастики. Игроки по всему миру заучивали каждый уровень, тайминги движения каждого врага. Игры не прощали ошибок. Руки потели, и ты нечаянно щелкал не ту кнопку и умирал перед финальным боссом в игре? Поздравляем, начинай сначала. Игровой интерфейс был минималистичен: не было ни карт, ни списка заданий. НИ-ЧЕ-ГО! Как говорится, либо ты, либо тебя.

Молодому поколению геймеров не понять всех сегодняшних нападков старичков в сторону сложности современных игр. Для большинства из них миссия с радиоуправляемым вертолетиком из GTA: Vice City, не более чем мем в ВКонтакте. Лишь малая часть из них, видела прохождение этой миссии на YouTube, не говоря уже о попытках пройти эту миссию лично. А сколько нервов эта миссия подпортила старичкам. Зачастую она становилась непреодолимым препятствием на пути к полному прохождению сюжета в игре. И это только один из самых ярких случаев.

О сложности в современных играх. Игры, Текст, Длиннопост, GTA, Братья пилоты, Черепашки-Ниндзя, Компьютерные игры, Картинка с текстом

О сложности в современных играх. Игры, Текст, Длиннопост, GTA, Братья пилоты, Черепашки-Ниндзя, Компьютерные игры, Картинка с текстом

И серия GTA в мире видеоигр не являлась в свое время белой вороной в вопросе сложности. Естественно, сугубо японские игровые проекты мы в расчет не берем, дети страны восходящего солнца всегда отличались какой-то маниакальной способностью задрачивать любую анально сложную игру до идеала, а затем к ним присоединился и весь азиатский.

Попробуйте запустить сегодня любой шутер начала или середины нулевых на максимальной сложности. Вы удивитесь, насколько быстро вас превратят в решето. Раньше было 100 единиц здоровья и аптечка в конце уровня- выживай, как хочешь.

Да тот же известный всем Need for Speed: 92 гонка в Underground заставляла людей разбивать клавиатуры и бросать джойстики в стены. Лично автор этих строк уничтожил за 2 недели три клавиатуры, прежде чем смог прийти к финишу первым.

И так было во всем: веселый Дональд Дак, улыбающийся вам с коробки с игрой, давал вам просраться уже к концу второго мира; красиво нарисованные Братья Пилоты вообще ставили вас в ступор на первой же загадке, а персонажей из прекрасной Final Fantasy IX больше никогда не хотелось видеть, после попытки напрыгать 1000 прыжков на скакалке (помашем ручкой этому трофею из недавнего переиздания для PS4). Да, это игры разных времен, разные по жанрам, геймплею и многим другим параметрам, но их объединяет одно. Они были сложные, по-настоящему. В свое время приходилось потратить немало времени на заучивание движений каких-нибудь платформ в платформерах (прошу прощения за тавтологию). И не факт, что у вас после 100 удачных попыток все получится, прогореть вы могли в любой момент.

О сложности в современных играх. Игры, Текст, Длиннопост, GTA, Братья пилоты, Черепашки-Ниндзя, Компьютерные игры, Картинка с текстом

Да, конечно, сегодня большинство из старых игр, особенно которые выпускались для 8 и 16-битных платформ сегодня можно пройти менее чем за час. Но давайте говорить честно, это способен сделать не каждый. Даже современный Uncharted разрешает вполне легально пользоваться читами, но при этом максимальный уровень сложности проходят не все.

О сложности в современных играх. Игры, Текст, Длиннопост, GTA, Братья пилоты, Черепашки-Ниндзя, Компьютерные игры, Картинка с текстом

И если посмотреть на сегодняшнюю игровую индустрию, то таких проектов, действительно, в меру сложных и сбалансированных, становится все меньше. Интернет пестрит разнообразными подсказками, использованием багов или просто сейвами с пройденными сложными миссиями. Даже Souls-серия, несмотря на свою реальную и действительную сложность, не является в полной мере серьезным испытаниям для игрока. Есть уникумы, которые на консолях выбивают полных комплект достижений для каждой игры серии для всех регионов.

И, казалось бы, последние годы все больше и больше игр пытаются подстроиться под Souls-игры, но фактически ни один из современных игровых проектов не станет препятствием для игрока. Да, будут тысячи попыток пере-прохождения, крики, сорванный голос и разломанные геймпады и клавиатуры. Но игра в конечном итоге сломается, и даст слабину, пропуская игрока вперед. И я лично наблюдал за человеком, который в игры играет постольку-поскольку, прошел Bloodborne за три с половиной дня. А она считается достаточно сложной игрой. Кто-нибудь из вас, в конце 90х или в начале нулевых, проходил хоть одну игру за три дня? Сомневаюсь.

Ко всему прочему, в современной игровой индустрии разработчики вполне легально разрешают использовать читы, хотя в свое время за это карали, как минимум невозможностью увидеть 100% в статистике профиля.

И смотря на все это, понимаешь, что раньше игры действительно были вызовом и испытаниям для игрока, а не глупыми пострелушками тупых зомби. Да, и сегодня есть игры, способные заставить вас выть белугой, и жать кнопку рестарта каждые две минуты. Да вспомните Need For Speed 2015 года, и DLC Prestige- те условия, которые были поставлены разработчиками для получения золота в испытаниях, просто шизофренически сложные. И, несмотря на то, что я имею трофей за прохождение всех этих гонок, я все равно считаю, что это запредельная сложность, которая просто граничит с человеческими возможностями и возможностями самой игры. Но этот пример, к сожалению, является крайне неудачным т.к. искусственно сложность, созданная выкатыванием нереальных условий, не является грамотным и взвешенным подходом к сложности выпускаемого продукта. Да, я ратую за хардкор, но в то же время за умный, и грамотно сбалансированный.

Хотя возможно все эти строки не имеют под собой никаких оснований, и все это – сугубо мое личное восприятие на основе полученных в детские годы эмоций и опыта.


Уже на этой неделе состоится релиз новой большой игры Sekiro: Shadows Die Twice, сделанной авторами Dark Souls, командой FromSoftware. С релизом Demon’s Souls студия перестала ассоциироваться с большой серией Armored Core и стала синонимом всего сложного, что есть в видеоиграх. Если выходит сложная игра, то про нее сразу говорят «это Dark Souls от мира (вставьте жанр)», хотя Dark Souls больше не про сложность, а про особенности геймплея, но в этом уже никого не переубедить.

В этот раз студия сделала не Dark Souls, но тоже сложную игру, бросающую вызов тем, кто любит стелс, паркур и бои на мечах, и уже сейчас можно сказать, что игру непременно ждет коммерческий успех. Так почему же люди любят игры, которые так тяжело проходить? Если не брать за основу частные случаи, вроде «Прошел на спор», то на это есть семь больших причин. Сейчас их и разберем.

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice

Увлекательность. Сложные игры могут затянуть всерьез и надолго, ведь продраться через геймплей будет куда труднее, чем в других играх. Там, за поворотом, обязательно прячется какой-нибудь отличный приз, надо только победить то, что на первый взгляд победить невозможно. Вот ради того, чтобы зайти за поворот игроки тратят часы, обливаются потом, вешают пластыри на пальцы и покупают новые контроллеры. Многие даже могут легко забыть о сне и голоде, ведь вот она, победа, кажется такой близкой, но все время ускользает.

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice

Вызов. Адреналиновая наркомания вполне легальна, хотя губит тоже много жизней. Видеоигры в этом плане безопасней — люди бросают вызов чудовищам, превозмогают и добиваются своей цели, минуя опасности для жизни. Причем для таких людей цель — это лишь повод пройти сложный путь. А вот набор испытаний на нехоженых тропках для них куда завлекательней и приятней. Каждый шаг для них сложен, но приятен, он бросает вызов навыкам, реакции, уму, сообразительности и от подъема на неприступную гору отличается только отсутствием дорогого снаряжения, боли в ногах и насморка.

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice

Разбор. Анализ, как уже могли заметить в пункте выше, является такой же важной частью геймплея сложных игр, как и приобретенные для них навыки и реакция. Задачей разработчика является сделать патерн прохождения максимально запутанным и неразгадываемым. В свою очередь игроки, каждый в отдельности или целыми сообществами, пытаются раскусить этот крепкий орешек. Понять игровой процесс, его правила и законы, рассчитывать тайминг и формально стать математиками такого рода игр — вот чего они хотят. Кто доходит сам, тот может писать статьи о механиках и способах, а остальные начинают шерстить форумы и сайты с целью эти тексты найти. В серии Dark Souls, например, нельзя было даже получить доступ к честно купленным дополнениям, если не знать, что для этого нужно сделать в мире игры, а разработчики из FromSoftware не большие любители давать такого рода информацию. Так что игрокам приходилось страдать и искать самим, ну или ждать пока кто-то более ловкий и усидчивый сделает это за них.

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice

Реиграбельность. Несмотря на тернистый долгий путь, бывает так, что людям его оказывается мало. Перепроходить игры, которые в первые разы доставили множество проблем, во второй раз не менее приятней, ведь игрок уже знает и о том, что его ждет, и как это нужно встречать. Тогда у него будет больше времени на созерцание окружения и глубоко изучения сюжета, если он есть. Кроме того, это будет превосходный повод пройти игру как-то иначе и отработать в ней другой вариант, при котором она, возможно, станет еще сложнее и длиннее (см. все выше приложенные пункты). Так что сложность — это не характеристика уровня игрового процесса, а изначальная планка, которую игрок может по собственному желанию поднять или опустить.

Sekiro: Shadows Die Twice

Sekiro: Shadows Die Twice

Самообучение. Пожалуй, самый общий пункт из всего вышесказанного. Сложность на примере игр для детей показывает, что у молодых людей реакция куда выше, чем у взрослого и пожилого человека. Если постоянно играть в сложные игры, будь то связанные с загадками или игры на реакцию, то это поможет сохранить крепость мысли и не затупиться ей так быстро, как в рутинной повседневности. Реакция, сообразительность, внимательность, память и скорость мелкой моторики даже могут развиваться, если выбрать правильные игры и уделять им достаточно внимания.

Гордость. Во времена интернета каждый человек получил шанс на минуту своей славы. Кто-то хорошо поет, кто-то танцует, кто-то делает обзоры, а кто-то превосходно проходит игры, которые убийственно сложны для всех остальных. Пройти сверхсложную игру за 10 минут? Пф-ф-ф, они идут дальше! Пройти ее за 10 минут на контроллере-гитаре, причем играя ногами и не пользуясь элементами геймплея. Вот такое популярно на YouTube. Станете лучшим или хотя бы самым приметным на этом поприще и вас уже будут обожать. Да, кто-то использует свое время и навыки только ради того, чтобы потешить свое эго, но не нам их за это винить.

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

В последнее время вокруг сложности некоторых игр разворачиваются настоящие баталии. Причем с каждым годом таких прецедентов становится все больше. Например, на прошлогоднюю Sekiro: Shadows Die Twice все как один гнали, что она чересчур сложная и обязательно нужно добавить режим для самых маленьких, которые только вчера сели за консоль или ПК.

Наступает 2020 год, гений Кодзима добавляет в свой Death Stranding «очень легкий» уровень сложности, чтобы можно было сесть и просто насладиться его кинцом, и опять шквал негодования, мол, чересчур просто, я игры покупаю не для того, чтобы тупо сидеть и смотреть на происходящее.

Сложность в современных играх очень абстрактная штука и споры о ней никогда не утихнут. В связи с этим мы решили порассуждать на тему: «Зачем нужна сложность в играх?».

Без сложности никуда

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

Нужна ли нам сложность в играх? Спойлер: Конечно же, да! Честно говоря, некоторым проектам она прямо необходима. Сегодня выпускают огромное количество игр, и большая часть проектов предназначена для «казуалов». Дело в том, что последние несколько лет игровая индустрия стала серьезным конкурентом другим видам развлечений, и чтобы привлечь как можно больше новых адептов, разработчики попросту вынуждены упрощать игры.

Видеоигры стали модными и все больше «обывателей» начинают покупать себе игровые ПК и современные консоли, как минимум для того, чтобы поиграть в какой-то проект, который наделал шумихи в прессе. Неважно, нравится он им, нравятся ли им игры вообще, они просто хотят поиграть, чтобы стать такими же крутыми, как геймеры, которые получают от видеоигр удовольствие. Отсюда и получаем игры из серии «Press X to Win», которые дико раздражают тру-геймеров.

Сложность делает игры такими, какими мы все их любим. Именно она меняет игровую механику и делает проект более интересным во время прохождения.

Люди, которые играют уже 10-20 лет, попросту не будут покупать игры, где нужно часами наблюдать за передвижением главного героя, смотреть красивые кат-сцены и периодически нажимаешь одну кнопку, чтобы главный герой учудил какое-то заготовленное действие.

Все проекты, которые выходят сегодня, делятся на 2 типа: с уровнями сложности и без них. К сожалению, нам придется с этим смириться, а для тех, кто жестко против «казуальных» поделок, есть уже целый вагон и маленькая тележка souls-игр.

Две стороны одного продукта

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

Начнем с проектов, в которых сложности как таковой нет. К ним можно отнести, например, серию GTA и Assassin’s Creed. На деле именно отсутствие сложности как таковой является серьезным недостатком этих проектов. Разработчики сделали так, что кому-то прохождение этих игр дается слишком просто, другие же часами сидят над каждой миссией и мысленно проклинают разработчиков (Привет, миссия с вертолетиком из GTA:VC).

Отсутствие сложности в подобных играх даже делает их в какой-то мере смешными. Например, в любой из частей того же Ассасина можно не хило попотеть в битве с боссом, но при этом вы можете без проблем перебить всех стражников в городе в одиночку.

Такие вещи однозначно негативно сказываются на играх, но что поделать, в игровую индустрию пришли «обыватели», которые ранее использовали консоли в качестве Blu-Ray проигрывателя для своих любимых говно-комедий.

Если говорить об играх, где сложность есть и можно подобрать самый комфортный вариант под себя из нескольких предложенных, то их все же больше, чем «казуальных» проектов. Тем не менее и у такой концепции есть слабые стороны. К примеру, можно взять любую из частей Call of Duty и просто охренеть от того, что будет происходить в перестрелках на "Харде". Враги несутся на вас со всех сторон, каждый их выстрел стал в разы больнее, но при этом у вас нет никакой вариативности в действиях, и чтобы выжить, нужно просто отстреливать противников.

Если у вас отличная реакция и наигран не один десяток часов, то, возможно, вы даже справитесь с таким натиском врагов, но будет ли вам нравиться сам игровой процесс? Конечно же, нет, потому что на настолько завышенной сложности игра не вызывает никакого интереса.

Суть в том, что сложность однозначно нужна, но делать ее нужно грамотно, иначе в ней нет никакого смысла.

Как правильно усложнить вашу жизнь?

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

К счастью, остаются еще разработчики, которые оставляют в своих проектах несколько уровней сложности и при этом умудряются сделать их максимально качественно. Отличный пример такой игры – Far Cry. Еще с третей части создатели детально проработали каждый уровень сложности, что позволяет наслаждаться проектом даже на «харде». В игре есть свобода действий, можно на ходу придумывать тактики и использовать стелс как свое главное преимущество. При желании подобраться к озверевшим противникам на самом высоком уровне сложности можно с любой стороны, главное думать головой и быстро реагировать. Здесь никто не валит на вас толпой и не зажимает в углу, чтобы потом нашпиговать тело главного героя свинцом. Игра становится сложнее, но интерес к ней не пропадает.

Когда речь идет о проекте с открытым миром, то прорабатывать сложность довольно просто. Тем не менее есть и линейные игры, которые отлично справляются с этим. Например, Wolfenstein: The New Oder и его продолжение предлагают хорошую вариативность на самом высоком уровне сложности, несмотря на то, что большую часть игры вам предстоит потеть в узких коридорах.

Пускай кто-то скажет, что на то она и самая высокая сложность, что на ней тяжело играть, но нет, это мнение «обывателя». Если с точки зрения геймплея «хард» сделан криво и на нем невыносимо проходить игру, то это очевидный косяк разработчиков. Как минимум, есть масса примеров, где это все реализовано хорошо и есть с чем сравнивать.

Смерть – это дар

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

Отдельно можно рассмотреть souls-игры, которые многие считают синонимом слова «сложно». На самом деле ничего сверхъестественного в сложности таких игр нет, их геймплей просто строят по другой модели. Вам не дают умения или советы, которые помогут пройти тот или иной кусок игры. Здесь геймплей сделан так, чтобы склонить игрока к самостоятельному развитию в игре с помощью постоянных попыток и смертей.

Такие проекты учат нас понимать, что смерть – это не конец, это только начало чего-то большего, а именно улучшение навыков игры, которые впоследствии упрощают прохождение. В этом легко убедиться, если плотно засесть в тот же Dark Souls или Bloodborne. Если у вас достаточно выдержки, то с непривычки прохождение первого уровня может занять полдня, сутки, двое суток, но в итоге вы его пройдете. Каждый последующий уровень вы начнете проходить быстрее, потому что постепенно усвоите концепцию игры и ее главные фишки. Нельзя говорить, что souls-игры дико сложные, они просто другие, и их способ подачи геймплея вполне оправдывает уровни сложности в них.

Подстрой игру под себя

Какая бывает сложность в играх и почему разработчики часто халтурят?

Сегодня мы привыкли выбирать уровень сложности в самом начале игры и даже не задумываемся о том, какие между ними отличия. Естественно, понятно, что «Легкий» уровень даст возможность более комфортно себя чувствовать в игре, а «Сложный» подкинет кучу неприятностей. Большинство современных разработчиков и особенно геймдизайнеров считают, что подход с созданием именно уровней сложности уже давно устарел.

Люди хотят выбирать вид игрового процесса, который покажется им более интересным и даст возможность проходить игру в своем уникальном стиле.

Например, в проекте Celeste есть возможность настроить скорость геймплея. Этого показателя вполне достаточно, чтобы адаптировать игровой процесс под себя и вообще забыть, что для получения удовольствия от прохождения нужны какие-то уровни сложности.

Идеальным развитием механики сложности в будущих играх было бы наличие более подробной кастомизации геймплея. Чтобы игроки могли менять разные аспекты игрового процесса, например, ту же скорость игрового процесса, запас здоровья, количество врагов в одной локации и т.д. Вот тогда бы игры стали более универсальными, и один и тот же проект может понравиться с определенными настройками «казуалу», но стоит пошуршать в настройках, и он становится любимой игрой «хардкорщика».

К сожалению, проекты, которые позволяют управлять сложностью, выходят крайне редко, и пока неизвестно, станет ли это популярным трендом в новых играх. Разработчикам как минимум стоит задуматься об этом на фоне постоянных скандалов.

В завершение хочется сказать, что без сложности в играх никуда, но продумывать ее необходимо до мелочей. Играть совсем без сложности тру-геймеру попросту неинтересно. При этом если криво прорабатывать уровни сложности, то игра не будет интересна не только «хардкорщику», который вечно лезет на самый высокий уровень, но и обычным геймерам.

А что вы думаете на этот счет? Нужна ли вообще сложность или можно обойтись и без нее?

Читайте также: