Почему не работает фигма на компьютере

Обновлено: 06.07.2024

Небольшая заметка о том, с какими проблемами я столкнулась, начав работать в Figma.

Figma работает быстро. Файлы всегда в актуальном состоянии. Легко обмениваться проектами внутри организации, поэтому сотрудничать легко.

Так, по заявлению Figma на их сайте, говорит старший менеджер по дизайну в Twitter. Сотрудничать то легко, а что на счет того, как в ней работать?

Figma позиционирует себя как супер-инструмент для совместной работы дизайнеров интерфейсов. Об этом они сообщают чуть ли не в каждом блоке на своем сайте. Но если копнуть глубже, то позаботившись о дизайн-отделах и корпорациях всего мира, Figma ну совсем забыла позаботится о комфорте каждого дизайнера в отдельности.

Я застала еще те бородатые времена, когда дизайнеры интерфейсов страдали, работая над своими проектами в Photoshop. В 2010 году в мир дизайнеров перевернулся, так как на рынок вышел его величество Sketch (забегая немного вперед, я до сих пор считаю его идеальным инструментом для одиночной работы). Это был действительно новый инструмент, адаптированный специально для проектирования и дизайна интерфейсов. Единственным минусом было отсутствие кроссплатформенности. В этот момент Adobe напрягся и, с небольшим отставанием, в 2015 году выкатил на рынок Adobe XD. Но он не успел как следует закрепиться на рынке и получить свою порцию славы.

В 2016 году выходит первый релиз Figma. Ребята серьезно постарались и выкатили не только кроссплатформенный сервис для дизайна интерфейсов, но и запилили крутую фишку в виде совместной работы над проектами. В этот момент рынок ахнул от удивления и все дружно мигрировали на Figma. Началась великая борьба тех, кто топит за Sketch и тех, кто топит за Figma.

Так вышло, что до декабря 2020 года я активно состояла в клубе «Я за Sketch», работала в связке Sketch+Zeplin или верстала сама по памяти. Но обстоятельства сложились так, что над следующим своим проектом мне нужно было работать в Figma, на которую я переходила со слезами на глазах. Спустя пол года работы в Figma я до сих пор иногда сижу на подоконнике с чашкой кофе и мечтаю о Sketch. И сейчас расскажу почему.

Начнем с маленькой (в прямом и переносном смысле), но довольно болезненной для меня вещи. История операций, которую хранит Figma. Она маленькая. Очень маленькая. Под историей операций я подразумеваю, сколько действий вы можете отменить с помощью Ctrl+Z.

Не знаю как остальные, но я довольно часто возвращаю макет в первоначальное состояние (почему так, расскажу чуть позже), проработав над ним минут 30-40. Figma позволяет отменить всего 100 последних действий, причем в эти действия включают в себя не только смещение, изменение настроек и т.п., но и фокус на элементе. То есть если вы прокликали 5 элементов, вы уже истратили 5 "жизней" из 100. Переключились на другой элемент - получите «-1». В итоге 100 действия в процессе активной работы я совершаю в среднем за 10 мин.

Речь идет о поиске страниц, артбордов, слоев и элементов. Хочешь пользоваться поиском - пили компоненты и ищи их в Assets, а страницы и артборды ищи в ручную. Sketch в этом плане милашки и позаботились о юзабельности.

Казалось бы, такая мелочь, а насколько сильно облегчает жизнь. В моем проекте более 60 страниц, на каждой из которых минимум 15-20 артбордов, бывает, что количество переваливает за 50. Мне дико сложно ориентироваться в проекте без поиска по дереву.

Причина №3. Ограничение использования оперативной памяти.

А вот мы и приехали к одной из причин негодующих дизайнеров по всему миру и почему я возвращаю макеты в исходное состояние, вместо того чтобы плодить версии. Десктопное приложение Figma ничем не отличается от вкладки браузера: приложение написано на Electron, что влечет за собой такую вот особенность. Так что нет смысла прокачивать свой ПК оперативкой, работая с Figma, вы все равно не выйдете за рамки дозволенного.

Если при работе с файлом (файлами) ваше приложение будет подбираться к потреблению 2GB, вы увидите предупреждение, а если перевалит, то вы просто потеряете к нему доступ, он перестанет открываться и нужно будет вытаскивать из истории менее тяжеловесную версию (то, что история версий тоже может просто крашнуть приложение, идет бонусом).

И не забудьте, что компоненты тащат за собой все элементы, которые есть в родителе (подтверждение этому есть в официальной документации). То есть компоненты не переиспользуются (что было бы логично), а дублируются, и когда вы вставляете его 3 раза, вместо одного комплекта элементов, вы получаете 3, просто связанных между собой.

Не хотите потерять доступ к файлу — следите за показателями потребления памяти тут:

View -> Resource use

Лично для меня это прям вообще адок еще тот. Я пишу много комментариев к макетам для разработчиков, которые в дальнейшем будут их верстать, казалось бы, идеальный функционал: включил, когда нужно, когда не нужно — скрыл, и места лишнего не занимают, но блин НЕТ!

Мой проект растет, память заканчивается, но я просто не могу его разделить, потому что комменты не привязываются к артборду или элементу. Они остаются висеть в пустом пространстве проекта, и вы не можете их ни перепривязать, ни передвинуть. Единственное, что вам остается — наслаждаться ими в списке Unattached Comments.

Теперь приходится писать комментарии отдельными текстовыми слоями, но все мы помним причину №3 (да-да, про те самые ограничения).

Да, этот пункт имеет 2 стороны медали, но все же, для меня это больше минус, чем плюс. Я считаю, в подобных инструментах режим автономной работы просто необходим.

Почему? Тут отдельный список причин.Одна из которых - зависимость от состояния серверов. Лежат сервера? Ну можете тоже спокойно прилечь, Figma будет лежать вместе с вами, работа встанет. Недавно такая история происходила стабильно каждый день, Figma либо вообще отваливалась, либо проекты грузились нереально долго. И это не скрасило даже то, что таким образом Figma видимо масштабно внедряли градиентный лоадер (который почему-то почти сразу выпилила 🤔). Шутка, изменения конечно были довольно обширными, но сути это не меняет.

Плюс такой подход не дает вам возможность свалить куда-нибудь в леса и творить в окружении птичек и деревьев. Нет интернета - нет работы. Figma все решила за вас, вы обязаны жить в цивилизованном мире.

Заранее оценивайте масштабы проекта и сразу дробите его на несколько отдельных проектов как можно мельче. Не допускайте тяжеловесов, иначе будете мучаться потом как я, и рискуете вообще потерять доступ к файлу.

Также продумайте дерево элементов и страниц и нейминг, ведь ориентироваться в проекте придется на глаз. Никакого поиска- только хардкорд. Как вариант, в названиях страниц и артбордов можно использовать смайлики, если найдете подходящие. Или разбейте страницы по цветам и используйте пустые страницы для группировки. Например так:

К сожалению юзабельность Figma очень низкая, по сравнению например со Sketch. У них продумана каждая мелкая деталь, которая упрощает работу с инструментом, там ты действительно кайфуешь от работы. Так как мне есть с чем сравнить, с Figma мне все еще сложно найти общий язык. По мимо прочего мне так же не нравиться организация файлов и визуальная составляющая, но это уже совсем другая история. Ребята сильно вкладываются в коллективную работу и за это большое спасибо, но к сожалению совершенно игнорируют потребности каждого отдельного пользователя.

Читайте также: