Почему так много людей неграмотных в компьютерах

Обновлено: 04.07.2024

Школьники часто пишут безграмотно, а их родители из-за этого переживают. Можно ли переучить двоечника и сделать так, чтобы пропащий ученик научился писать грамотно? Мы поговорили с Натальей Романовой — автором книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и руководителем Школы грамотности Романовых в Санкт-Петербурге. Наталья также ведет увлекательный блог, где рассказывает о главных ошибках людей при письме, заблуждениях педагогов и родителей.

Наталья Романова Из личного архива Натальи Романовой

Все безграмотные — дисграфики

— Почему вообще дети пишут безграмотно?

— У школьников (носителей языка) причина упорной безграмотности только одна — подростковая дисграфия. Обычно это связано с функциональной незрелостью речевых систем и недостаточно устойчивым нейропсихологическим статусом подростка. Дисграфиками являются все те, кто перебивается с двойки на тройку и делает достаточное количество ошибок. В любом среднестатистическом классе обычных школ таких учащихся в лучшем случае половина, если не подавляющее большинство.

— Что такое дисграфия?

— На бытовом уровне дисграфия обычно выглядит как невнимательность. В ряде случаев таких учащихся в дошкольном возрасте направляют к логопедам. При письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».

— В одном из ваших постов сказано: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии». В каком возрасте обычно созревают эти участки мозга? Когда можно заподозрить у ребенка дисграфию?

— Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.

Формирование участков мозга (речевых систем) человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные вредности раннего перинатального периода (при рождении), связанные с мелким родовым травматизмом, а именно: токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога; а также это могут быть особенности межполушарного взаимодействия (у левшей и амбидекстриков). Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.

С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом.

Дисграфию в перспективе можно прогнозировать, если имели место вышеперечисленные факторы, а также задержка речевого развития, дизартрия и разные другие логопедические проблемы у дошкольников. Но не только. Иногда она может быть следствием перинатальной энцефалопатии, но в нашей повседневной практике это редко бывает.

— Любой ли безграмотный человек — дисграфик?

— Ответ может кому-нибудь не понравиться, но я вынуждена это подтвердить. Да, все безграмотные люди — дисграфики. Никаких других причин для этого нет и быть не может.

Школа и репетиторы не помогут

— Что поможет грамотному письму: практика, чтение, занятия с репетитором?

— Грамотному человеку никаких специальных усилий и занятий не требуется. Дисграфикам репетитор не поможет. Если же он есть, пусть занимаются литературой. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов.

В моей Школе грамотности предусмотрены специальные тренинги, позволяющие развить внимание при письме, слухоречевую оперативную память, научиться писать под контролем интуитивно усваивающихся алгоритмов.

— Есть ли шанс, что в школе ребенка научат писать грамотно? Или на школу не стоит надеяться? Возможно, нужна какая-то реформа, чтобы изменить подходы к преподаванию русского языка?

— У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача — изучение нормативной грамматики. Грамматика и грамотность — это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность — это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один нормальный человек при письме об этом думать не станет.

Насчет «реформы». Вряд ли это случится в обозримом будущем, но практическое письмо (умение писать без ошибок) должно быть отделено от изучения курса русского языка. Это разные предметы с совершенно разными задачами.

Мифы про книги и гаджеты

— С детства я слышу: «Чтобы писать грамотно, надо больше читать». Это справедливо? И что именно тогда нужно читать?

— Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии продуктивно читать, как ждут от него родственники, от всей души желая ему добра. Надо понимать, что ему так же мучительно читать, как и писать. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. А у дисграфиков и с чтением те же самые проблемы, что и с письмом.

Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу.

В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение — естественное занятие, и оно передается друг другу безо всяких заклинаний. Там, где стоит вопрос «книг надо больше читать», взрослые сами ничего не читают и не могут назвать ни одного современного автора.

Читать надо не с целью стать в результате этого процесса грамотным. Надо иметь к этому привычку, гарантом которой является семейная традиция.

С нечитающим человеком неинтересно: он не может достойно поддержать разговор, не считывает цитат и различных культурных отсылок, не в курсе актуальных тенденций.

Еще у него узкий кругозор и ограниченный запас слов. При общении с таким человеком приходится адаптировать свою речь.

Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии. Надо быть в курсе, а не иметь на всякий случай дежурный ответ: «я классику читаю». Как правило, отвечающие так люди не знают ни одной современной книги, а под «классикой» подразумевают произведения из школьной программы, которых они также на самом деле не открывали.

А грамотность тут ни при чем.

— Вы заявляете (возмутительная для многих позиция!), что телефон и интернет не виноваты в безграмотности детей. Можете развернуть эту мысль? Гаджеты действительно не влияют на грамотность?

— Повторять друг за другом расхожие штампы намного легче, чем думать самому. Обвинять гаджеты и технический прогресс в безграмотности школьников означает расписаться в собственном пещерном мышлении. Сейчас уже, хочется надеяться, так могут говорить лишь совсем отсталые люди, чье использование интернета ограничивается бытовой перепиской в Ватсапе и «Инстаграме».

Всякие глупости насчет пагубного влияния гаджетов идут от привычки некоторых людей перекладывать ответственность с себя на кого бы то ни было.

Я занимаюсь наблюдениями за ошибками и дисграфиями практически всю свою жизнь, так что хочу сказать: задолго до появления гаджетов и интернета количество дисграфиков в классах было такое же, как сейчас. В нашем классе из 30 человек только пятеро писали без ошибок, все остальные были обычными дисграфиками. Та же картина и сегодня.

Малограмотных всегда было в разы больше, чем идеально грамотных. Дисграфия практически всегда имеет эндогенную (внутреннюю, а не внешнюю. — Ред.) природу и не зависит ни от каких влияний: ни от «плохого» учителя, ни от введения ЕГЭ, ни от технического прогресса. Мнения насчет телефона и интернета, которые приводят недалекие люди (вроде того, что «там все пишут с ошибками, а потом мой внук запоминает эти ошибки и сам так пишет») не выдерживают никакой критики. Пора уже принять как данность, что интернет не источник ошибок, а неиссякаемый источник информации. Но, к сожалению, не только учащиеся, но даже многие родители сейчас не умеют им нормально пользоваться и думают, что телефонные приложения — это и есть весь интернет.

Главные ошибки

— Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?

— Еще раз хочу подчеркнуть, что грамотность человека не зависит от знания правил. Она зависит от других причин, которые находятся не в учебниках, а внутри черепной коробки.

— Какие главные ошибки на письме встречаются у школьников? НН/Н, ТСЯ/ТЬСЯ, обособление причастного оборота? Можете по порядку рассказать об основных? Почему они возникают и как с ними бороться?

— Главные ошибки не только у школьников, но и у всех остальных людей — это не Н/НН и не запятые, а неумение себя вести на границах слов. Все эти ошибки идут в сторону пробелов. И почти никогда не бывает наоборот. Или вообще никогда. Никто не пишет вместе «иду ВМАГАЗИН, залез НАЁЛКУ, пришел СДРУГОМ». Таких ошибок не бывает. Где пробел — там всегда легко и трудности нет. Но зато все пишут вот так (это неправильно!): «вернусь НА УТРО», «бросил В ВЕРХ», «проиграли В СУХУЮ».

Есть главный закон письма, которому я вас сейчас научу: ГДЕ ТРУДНО — ТАМ СЛИТНО!

Пользуйтесь им. Наутро, вверх, всухую — трудные слова. Значит, слитно. А еще можно сделать проверку: взять и поставить их во множественное число: не получится! Нельзя сказать: вернусь наутры, бросил вверхи, проиграли всухие. А там, где было легко, там можно: иду в магазины, залез на елки, пришел с друзьями.

Надо всегда следить только за слитной позицией. Только там можно ошибиться. Так что, где трудно, там слитно, и множественное число при проверке не получится.

Всегда, если начинаешь думать и не уверен, выбирай слитный вариант.

Очень много ошибок «в быту» (вывески, объявления и т. д.) делается в словах «ТАКЖЕ» и «НЕСМОТРЯ». И они всегда делаются в сторону ненужного пробела. Где трудно — там слитно!

Для тех, кто опоздал

— Как быстро подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, если ты 9–11 лет учился, но все равно пишешь с ошибками?

— К экзаменам можно быстро подготовиться по моей книге «Идеальная грамотность в экстремальных условиях», издательство «Питер», 2020. Она как раз для тех, кому нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эта книга классная, веселая и увлекательная, я ею очень горжусь. В ней нет правил, есть алгоритмы, они простые, учить их не надо, они усваиваются интуитивно. Работают точно, как формула. В книге нет никаких примеров из классики, как в учебниках. Все примеры только мои собственные, во-первых, они написаны с учетом проработки необходимых для экзамена тем. А во-вторых, они очень смешные и в сатирическом ключе раскрывают многие проблемы нашего общества, так что скучно вам не будет. Никакими другими пособиями пользоваться не рекомендую. Там все то же самое, что в школьных учебниках, и все очень нудно и затянуто.

— Из безграмотных детей часто вырастают безграмотные взрослые? В каком возрасте не поздно научиться грамотно писать?

— Дисграфия компенсируется. Растут новые нейроны, происходит укрепление нейропсихологического статуса. После 20 лет ее почти ни у кого не остается. Но у всех, кто в школе плохо учился по причине дисграфии, все равно в осадок выпадает много ошибок.

У взрослых при обучении по нашей программе есть преимущество перед школьниками: им не надо идти в школу, где их снова будут грузить правилами. У взрослых устойчивый результат наступает на третий день обучения, и они сами это видят по тесту, который пишется на этом занятии. А на десятый день грамотность взрослого человека становится идеальной, включая самую сложную пунктуацию.

Три закона письма

— Дайте несколько советов, как писать грамотно.

— Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»:

  • где трудно, там слитно (сидит ВПОЛОБОРОТА, пришел НАУТРО, смотрит ВСЛЕД, НЕСМОТРЯ на позднее время, семья НЕБОГАТАЯ, он НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, до школы НЕДАЛЕКО);
  • слова типа «ниоткуда, никакой, ничего, ни за кого, ни с кем, ни у кого» писать или в одно слово (никакой, ничей), или в три слова (ни с кем, ни у кого, ни за кого). Ни в коем случае не в два. И всегда только с НИ. Это в моей программе называется «гармошка», для ее усвоения используется несколько простых мнемонических приемов.
  • трудные слова без проверки писать, как слышишь. Опора на речь: везде будет А или И (АрАнжИровка, прИвИлегия, эквИлИбрист, АрмАтура, нАвИгацИя).

Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное.

Все остальные «советы» (типа «переписывайте книги») крайне вредны.

Читаю комментарии некоторых пользователей в социальных сетях и просто диву даюсь.

Неужели у них нет даже начального образования?

Как можно было получить аттестат, когда в одном слове допускаются три ошибки?

При том, что чаще всего это не опечатки, а именно орфографические ошибки. Я уже не говорю о знаках препинания.

И сейчас очень модно стало списывать свою безграмотность на Т9. Или на то, что допустимо говорить "ЗвОнишь", а не "ЗвонИшь". Сейчас вообще очень многое допустимо.

А как Вам те, кто "ложит", а не "кладёт"?

Мы с мужем часто спорим на эту тему.

Он упорно убеждает меня в том, что язык должен меняться, иначе он умрёт, как, например, латынь. И как ему удобно, так он и будет говорить. А я с завидным упорством продолжаю его поправлять. Потому что нельзя говорить "вытеру" и " тортЫ". Ну нельзя. Не умрёт наш великий и могучий русский язык от того, что мы будем говорить и писать ПРАВИЛЬНО.

Я порой допускаю ошибки, знаю. Чаще от невнимательности, реже от незнания. Могу пропустить где-то запятую. Или неверно оформить прямую речь, цитату, диалог.

В школе у меня по русскому языку была твёрдая четвёрка. Я просто знала интуитивно, как правильно писать то или иное слово. А вот правила не знала. Не хотела их учить. От этого и страдала. Учительница, проверяя словарный диктант без единой ошибки, обязательно спрашивала меня, почему я написала так, а не иначе. В итоге ставила четыре, а не пять.

Но выучить правила всё же пришлось, при подготовке к ЕГЭ. В итоге - экзамен на пятерку. И даже один год обучения на филфаке.

Со временем, некоторые правила забываются, конечно, если их постоянно не использовать.

И сейчас порой задумываюсь, а верно ли я написала. Приходится подглядывать в интернет. Нет, мне не стыдно. Потому что, я хотя бы задумываюсь, а не пишу напропалую с ошибками.

Да, я зануда. Ещё какая. Но я уверена, что современный русский человек должен хорошо знать свой родной язык, а не отвечать, что мы не на уроке русского языка.

И своих детей я буду учить разговаривать и писать так, как правильно, а не как допустимо.

Почему здесь так много неграмотных людей? И почему они не пользуются текстовым редактором? человек редактор

Сам удивляюсь . . Хотя малограмотный ухитрится и с редактором сделать массу семантических, стилевых ошибок:

Семантические ошибки – это нарушение требований, предъявляемых к точности словоупотребления:
А) неправильный выбор слова:
Пламенный крепостнический трибун, Яким Нагой …(вм. трибун, обличающий крепостничество); Он апеллирует разными периодами мировой истории (вм. оперирует);
Б) употребление слова в несвойственном ему значении:
Пугачев – главарь восставшего народа (вм. вожак, предводитель); Графиня-внучка уезжает с бала из-за отсутствия танцовщиков (танцовщик – артист балета);
В) смешение паронимов:
Она вела свое хозяйство экономично (вм. экономно); Развитие действия уступает место длинным монологам, пространственным речам (вм. пространным); Из сбившихся речей Репетилова невозможно понять (вм. сбивчивых); Татьяну трудно обсуждать за это (вм. осуждать);
Г) нарушение лексической сочетаемости слов:
Гринев попал в несчастье (попасть можно в беду); вздыбленный всадник (вм. вздыбленный конь); Начавшись с осторожного перешептывания, слух о сумасшествии Чацкого набирает уверенность (вм. набирает силу).
Стилевые ошибки – это употребление в письменной работе слов, не относящихся к стилям кодифицированного литературного языка, т.е. употребление слов просторечных, диалектных, а также жаргонизмов и арготизмов. Ср. например:
"Автор проверяет героев на вшивость; Лиза стоит на стрёме; В русской литературе царил беспредел. А потом явился Пушкин – первый авторитет в нашей литературе".

:))Мне тут многие пишут, что мы не на уроке, но и не в подворотне. Уважение к собеседнику, грамотно и четко сформулированное высказывание характеризует человека как вполне адекватного и цивилизованного члена социума.

не важно как пишут, главное что. Не придирайтесь, умная вы наша. Во первых не все знают что такое текстовый редактор и как им пользоваться. во вторых, когда я набираю текст, сейчас реже, но случайно нажимал не ту букву, или цеплял рядом стоящую, печатать и смотреть на экран, у меня не получается и порой отправляя уже поздно замечаю ошибки, но увы, текст уже отправлен. А проверить, перечитывая, постоянно забываю, тем более думая, что все правильно

Умный и грамотный - разные понятия. А я уже 10 собеседникам объяснила, как найти текстовой редактор и они мне сказали спасибо. И я говорю не об опечатках и олбанскаом языке, а о неуважении к тем, с кем общаешься. Зачастую непонятно, что написано.

бывает. Я переспрашиваю, если тема мне интересна, или человек действительно нуждается в помощи. К редакторам я не отсылал никого и знаю по жизни людей, которые отвратительно пишут, что смешно становится, но они чище и лучше чем я, хоть я и грамотней, прочел уйму книг и что? Я стал лучше и добрей? Благо что много психологии прошел, да к жизни присматривался, хоть вырвался не много из болота, но не полностью И знаю, что знания надмевают. Я становлюсь выше. Не упрекайте людей

Я никого не упрекаю, просто просвещаю. Я преподаю английский язык, но родной стараюсь не коверкать. А каждый выбирает себе сам.

Я тоже стараюсь писать правильно, так как вроде бы перед людьми не удобно, стыдно показаться не грамотным. порой хочется перейти по простому, на разговорную речь, но боюсь таких, которые не поймут и посоветуют обратиться, пусть от чистого сердца, к редактору, считая неучем

Грамотность. Нужна ли она в современном мире?

Вы можете прочесть этот текст? Если да, спешим вас поздравить, ведь 800 миллионов людей в мире сделать этого не могут, а это значит, что они не имеют возможности погружаться в удивительный мир литературы и поэзии, не могут писать красивые письма, не могут строить карьеру (больше любопытных фактов в статье «Интересные факты о грамотности»).

Несмотря на то, что уровень безграмотности в мире стал намного ниже, если сравнивать его с прошлыми столетиями, о чем свидетельствуют данные ЮНЕСКО [Literate And Illiterate World Population, 2016], в общем и целом дела с грамотностью обстоят не очень хорошо. В частности, это касается России.

Если же мы переведем разговор конкретно на тему знания россиянами родного языка, то увидим достаточно интересные показатели. Например, по данным информационного агентства ТАСС [Результаты социологического опроса ВЦИОМ, 2018], знание русского языка на «хорошо» и «отлично» оценивают всего 62% жителей России, а 58% опрошенных хотели бы стать грамотнее.

Считают, что знают русский язык на «5», всего 12% респондентов, на «4» – 50%, на «3» – 35%, и на «2» – 2%. Интересно также, что 2% опрошенных вообще считают, что грамотно говорить и писать, придерживаясь правил русского языка, совсем не важно. Удивляет еще и тот факт, что 33% россиян старше 24 лет считают разговорной нормой не словарные правила, а то, как говорят остальные люди (этого же мнения придерживаются 24% опрошенных от 18 до 24 лет).

Однако, по мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, говорить нужно так, как предписывают нам учебники и филологи, а не так, как нам удобно и как мы привыкли. Мы считаем, что к этому мнению есть смысл прислушаться, ведь грамотность, как бы мы к ней ни относились, оказывает на нашу жизнь огромное влияние… как и безграмотность.

К чему приводит безграмотность

Чем чревата безграмотность для современного человека – плохим настроением от отметок в дневниках и тетрадках или же каким-то более ощутимым ущербом? Давайте вместе поговорим о том, как низкий уровень грамотности может испортить не только нашу речь, но и нашу жизнь в общем и целом.

Многие люди, даже те, кто относится к грамотности без особого уважения, часто обращают внимание на то, как мы разговариваем. И порой такое внимание может стать для нас не только неожиданностью, но и причиной не очень приятных событий, например, несерьезного восприятия нас собеседником.

Сюда же можно добавить отсутствие доверия со стороны окружающих, их нежелание вступать или продолжать вести с нами диалог (в том числе и в письменной форме). Это и не мудрено, ведь безграмотная речь, какой бы формы она ни была, усложняет понимание, а порой вообще не позволяет понять, что мы имеем в виду.

Другая сторона вопроса – это профессиональная сфера деятельности. Безусловно, дома или в компании друзей можно общаться, как угодно. Но когда дело касается хорошей работы, серьезного карьерного роста или бизнеса, безграмотность просто неуместна. Стоит ли человеку рассчитывать на высокие результаты, когда он не способен связать двух слов на собеседовании или делает ошибку за ошибкой в паре предложений о себе?

Можно отыскать немало случаев, когда людей не брали на работу только из-за того, что их резюме было похоже на черновик детского сочинения. Устная же речь вообще часто служит показателем образованности, эрудированности и интеллекта. И если она бедна и полна нелепиц, человек рискует в мгновение ока оказаться в кругу людей, общению с которыми не хотят уделять время.

Есть у безграмотности и еще один эффект, состоящий в неумении различать и по назначению использовать стили речи. Согласитесь, что редко какой бродяга сможет понять вас, если вы будете изъясняться с ним на языке академика наук. Точно так же и в среде интеллигентов не стоит налегать на блатной жаргон или молодежный сленг.

Да, есть люди, для которых подобные вещи – сущая ерунда. Они привыкли изъясняться, как бог на душу положит, а понятие правописания из их сознания бесследно исчезло, как только они окончили школу. Но есть и те, кому есть дело до культуры речи и письма, до собственной грамотности. И речь здесь не столько о том, чтобы ежегодно получать «отлично» на Тотальном диктанте, сколько о самоуважении. Разве можно не знать свой родной язык?

А что мы сможем передать нашим детям, когда они начнут, словно губка, впитывать все наши слова, знания и манеры общения? Если мы хотим видеть в своих детях достойных людей и желаем им хорошего и успешного будущего, мы обязаны прививать им грамотность. Но чтобы это делать, мы должны быть грамотны сами.

Кстати, по данным ЮНЕСКО [New UNESCO data proves education transforms development, 2013], если бы каждая женщина в мире получила хотя бы начальное образование, на одну шестую сократилась бы детская смертность и на две третьих – материнская. А если бы каждая девочка в Азии и Африке получила начальное образование, стало бы на 14% меньше детских браков (а среднее образование сократило бы их количество на 64%)

И пусть жителей этих стран мало что объединяет с Россией и русским языком, мы в любом случае можем сделать вывод о том, насколько важна грамотность в современном мире. Ее фундаментальное значение прослеживается на всех уровнях – от бытового до глобального (в дополнение можете почитать статью «Почему важно быть грамотным»). Но не будем затрагивать глобальных вопросов, а продолжим беседу о грамотности в нашем родном языке.

Основные причины безграмотности

Еще несколько столетий назад умением читать, грамотно писать и говорить могли похвастаться только сливки общества. Сегодня же такую возможность имеет каждый. Но, как ни странно, огромное количество людей этим не пользуется. А потому и грамотность многих находится на очень невысоком уровне. Но почему же так происходит?

Да, все это действительно так, но ничего из перечисленного нельзя назвать литературой, которая прививает грамотность и культуру речи. Во-первых, в подобном чтиве содержится масса самых разных ошибок – орфографических, пунктуационных, стилистических, смысловых, причем некоторые из них делаются умышленно, дабы добавить тексту оригинальности, зацепить взгляд читателя.

Во-вторых, зачастую там присутствует сленг и различные новомодные слова. И вместе с ошибками все это превращается в норму, легко входит в обиход и становится частью нашего повседневного общения – как бытового, так и профессионального и делового. И здесь можно сделать первый вывод – люди читают не то, что стоит читать.

Другая серьезная причина состоит в том, что многие сосредотачиваются на чтении узкоспециализированной литературы. Однако чтение журналов и прочих изданий по определенной тематике или отрасли приводит к сужению кругозора и ограничению словарного запаса. Впитывать же нужно разностороннюю информацию, тогда и развитие будет происходить в разных направлениях.

Не следует сбрасывать со счетов и современное образование. Да, оно доступно каждому – это его плюс, но есть у него и минус. Дело в том, что молодые педагоги, как и все остальные люди, подвергаются новым тенденциям безграмотности. Они учат только тому, что знают сами, а в этих знаниях нередко есть серьезные пробелы. Мы ни в коем случае не говорим, что это касается всех и каждого педагога, но если у вас есть дети, стоит подстраховаться и держать процесс обучения своего ребенка под личным контролем. Не исключено, что какие-то знания придется подтягивать самостоятельно.

Бесспорно, не всегда причина безграмотности является субъективной – такой, на которую мы можем повлиять. Причины могут быть и объективными. К таковым можно отнести специфические недуги, влияющие на умение читать (дислексия) и писать (дисграфия). Их влияние обязательно нужно учитывать, но касается это в большей степени, опять же, детей. И если вы замечаете, что ваше чадо с трудностями воспроизводит услышанные звуки или пропускает слоги, есть смысл проконсультироваться со специалистом.

Мы с вами рассмотрели самые распространенные причины безграмотности, которые первыми приходят на ум. Больше информации на эту тему вы найдете в нашей статье «Причины безграмотности», где мы рассматриваем этот вопрос более детально и приводим много интересных фактов. Далее мы хотим перевести разговор уже в более практическую плоскость – поговорить о том, есть ли у проблемы безграмотности решение.

Можно ли самостоятельно повысить грамотность?

Есть разные способы повышения грамотности. Ссылки на некоторые из них вы найдете в конце этой статьи, а здесь мы укажем на наиболее простые. Применять их может совершенно любой человек. Нужно лишь ежедневно выделять на занятия немного времени – зависит это уже от ваших личных предпочтений.

Итак, что же нужно делать, чтобы стать грамотнее:

И здесь же еще несколько дополнительных практических рекомендаций:

  • Если вам нужно написать какое-то слово, но вы сомневаетесь в правильности, а времени или возможности проверить его нет, заменяйте такое слово каким-нибудь синонимом, вписывающимся в контекст.
  • Проводя много времени в Интернете, используйте его с пользой. Найдите сообщества, посвященные грамотности и правильной речи, и зарегистрируйтесь в них. Там всегда можно задать вопрос, обсудить что-то, да и вообще получить немало полезной информации.
  • Если есть возможность, найдите филолога, который подтянет вашу грамотность. Очень хорошо, если такой специалист есть среди друзей и знакомых. Если же его нет, можно найти тех, кто консультирует за сравнительно небольшие деньги. Расходы на повышение грамотности – это не пустая трата денег, а инвестиция в себя.
  • Имея немного свободного времени в течение дня, займитесь самообразованием. Сегодня в Интернете есть множество хороших курсов по русскому языку, рассчитанных на несколько недель. Кстати, у нас тоже есть онлайн-программа «Русский язык», способная поднять вашу грамотность на качественно новый уровень.

Несложно сделать вывод, что самостоятельно стать более грамотным человеком достаточно просто. Возможностей сегодня великое множество, и все зависит от вашего личного желания работать над собой и устранять пробелы в знаниях. А если вам хочется уже после прочтения данной статьи попробовать какую-нибудь хорошую методику повышения грамотности, спешим познакомить вас с одной из таких.

Эффективная методика повышения уровня грамотности

Автором оригинальной методики «Хочу быть грамотным!» является учитель русского языка, литературы, истории и обществознания, а также психолог в системе народного образования Мельникова Вера Александровна. Методика была разработана с учетом многолетнего (более 35 лет) опыта педагогической деятельности и проверена на практике в работе с детьми и взрослыми.

Чтобы получить от применения методики максимальный результат, необходимо соблюдать несколько обязательных условий:

  • Ни в коем случае не прекращать занятия. Обязательно пройдите трехмесячную программу, а затем оцените достигнутые результаты.
  • Заниматься ежедневно. Отбросьте в сторону все отговорки и причины. Заниматься нужно по полчаса в день, а это по силам каждому.
  • Исключить все отвлекающие факторы. На время занятий выключайте смартфоны и компьютеры. Просите домочадцев, чтобы они вас не отвлекали.
  • Подготовиться к занятиям должным образом. Для этого нужно приобрести рабочую тетрадь, блокнот для словарика и сборник диктантов (если подтягиваете свою грамотность, подойдут диктанты для 11 класса, а если работаете с ребенком, ориентируйтесь на его класс). Также нужно обзавестись ручками с синей и красной пастой.

Если вы готовы соблюдать эти условия, можете смело переходить к практике. Методика состоит из двух обязательных частей:

  • 1 часть – ежедневное чтение текста в течение 15 минут. Текст берется из сборника диктантов. Читать необходимо вслух, максимально четко проговаривая каждое слово и соблюдая интонации (ориентируйтесь на знаки препинания). Читайте текст по абзацам, и повторяйте это до тех пор, пока не сможете читать все абзацы внятно, четко и выразительно. Помните, что не нужно гнаться за объемом текста. Ваша задача – прийти к качеству. Кстати, в процессе чтения очень полезно представлять, будто вы выступаете перед аудиторией. Так ваши результаты будут значительно лучше, ведь подсознательно вы будете считать, что за вами наблюдают другие люди.
  • 2 часть – ежедневное письмо в течение 15 минут. Теперь вы берете тот кусок текста, который успели освоить за предыдущие 15 минут, и начинаете записывать его в тетрадь, при этом проговаривая вслух все слова и знаки препинания. Как только первое предложение записано, вы сверяете его с оригиналом из сборника диктантов (перечитываете вслух). Когда закончите с рабочим куском текста, подчеркните красным слова, где, как вам кажется, вы могли бы допустить ошибку (и/или слова, которые вызывают затруднения). Затем выпишите эти слова два раза: первый раз – сразу после текста в тетрадь, а во второй раз – в блокнот, который вы подготовили для словарика. Постарайтесь запомнить, как пишутся слова. По прошествии каждой недели вспоминайте все сложные слова из своего словаря и переписывайте их в рабочую тетрадь по два раза.

Так выглядит на практике методика быстрого повышения уровня грамотности В. А. Мельниковой. Несмотря на кажущуюся простоту, она на самом деле оказывается очень эффективной. Трудность кроется лишь в том, чтобы заниматься ежедневно в течение трех месяцев. Но мы уверены, что ваша целеустремленность позволит вам не сбиться с намеченного пути.

Также заметим, что рассмотренная методика основана на том, что задействует пять видов человеческой памяти:

  • Зрительная память. Работает, когда мы воспринимаем информацию глазами. Чем чаще мы будем видеть материал, тем лучше мы его запомним.
  • Слуховая память. Работает, когда мы воспринимаем материал на слух. В случае с нашей техникой слуховое восприятие происходит при произнесении слов.
  • Моторная память. Работает, когда мы совершаем физические действия. Мы записываем слова на бумаге, а рука как бы «запоминает» их правильное написание через движения.
  • Логическая память. Работает, когда мы пытаемся запомнить информацию, вдумываясь и понимая ее суть, т.е. не просто заучиваем материал.
  • Механическая память. Работает, когда мы заучиваем информацию, например, исторические даты, стихотворения или таблицу умножения.

Очевидно, что все эти виды памяти активизируются в процессе применения данной методики. А еще одно ее преимущество в том, что по мере выполнения заданий вы будете многократно повторять то, с чем испытываете трудности. В результате уже всего через 2-3 недели вы будете знать намного больше, чем раньше.

В заключение только добавим, что ваша основная цель – продержаться три месяца. По истечении этого срока вы поразитесь тому, насколько меньше стали делать письменных и речевых ошибок. К тому же за это время вы сформируете у себя полезную привычку повышать грамотность, и подобная работа станет частью вашей повседневной жизни.

А когда диктанты из сборников закончатся, вы сможете перейти к любимым произведениям литературы. Точно таким же образом можно поступать и с узкопрофильными изданиями – если вдруг надо подтянуть знания в конкретной области, ведь грамотным нужно быть в самом широком понимании этого слова (кстати, почитайте нашу статью «Виды грамотности»).

Возможно, вам известно выражение знаменитого писателя и поэта Оскара Уайльда: «Три письма, которые вы мне написали после нашего разрыва, так хороши и в них так много орфографических ошибок, что я до сих пор не могу удержаться от слез, когда перечитываю их». Так давайте же не будем теми, кому можно адресовать такие строки.

Правильно заметил в первой половине 20 века выдающийся польский ученый и математик Хуго Штейнгауз: «Просвещение распространилось настолько, что ныне можно читать, писать и публиковать, оставаясь неграмотным». И даже сегодня эти слова остаются актуальными, возможно, даже более актуальными, чем раньше.

Давайте становиться грамотными, ведь грамотность – это уважение к себе и людям, с которыми нам приходится общаться. А чтобы это давалось легче, возьмите на заметку несколько полезных материалов по повышению грамотности:

Читайте также: