Почему узелки на память не работают

Обновлено: 05.07.2024

Занявшись оздоровлением своего тела, мы обычно помним о сердце, но забываем о мозге. Сердце дает о себе знать болью, мозг &ndash; нет. Но нарушения, вызывающие ухудшение здоровья и старение личности, происходят именно там. <br /> <br /> Дремлет ли мозг? <br />

Занявшись оздоровлением своего тела, мы обычно помним о сердце, но забываем о мозге. Сердце дает о себе знать болью, мозг – нет. Но нарушения, вызывающие ухудшение здоровья и старение личности, происходят именно там.

Дремлет ли мозг?

Наш мозг – это мощный источник энергии, который должен постоянно работать, подпитываться новой информацией, перерабатываемой на трех уровнях: сознании, подсознании, сверхсознании. Сознание – это получаемые нами любые виды знаний, подвергаемые анализу и сохраняемые в памяти как проверенные на практике. Мозг преобразует эти знания в общепринятую форму и после этого переводит их в подсознание. В подсознании находятся те знания, которые не требуют никаких объяснений, они воспринимаются как само собой разумеющиеся и лежат там до того времени, пока не понадобятся – это инстинкты, рефлексы и хорошо усвоенные автоматизированные навыки.

Интересно, что подсознание начинает работать тогда, когда сознание, образно говоря, устает и как бы выключается. Это бывает перед сном, в состоянии медитации, гипноза или утром, когда человек еще не проснулся. Оказывается, подсознание имеет гораздо больше возможностей, чем сознание, консерватизм и скептицизм которого в этот период отключен, просто оно спит.
Вот почему утро вечера мудренее. За ночь подсознание внимательно изучит полученную им перед сном установку, а утром выдаст нам правильное решение. В нем будет обобщен наш жизненный опыт, полученные знания, которые благодаря интуиции, озарению, вдохновению и сверхсознанию выдадут нам оригинальное решение.

Между тем статистика утверждает, что примерно у половины тех, кто вступает в пенсионный возраст, умственные способности снижены. Причина – дремлющее состояние значительной части мозга. Как правило, проблема памяти касается запоминания текущих событий обыденной жизни: мы забываем фамилии, имена, названия улиц, мелкие факты, с трудом усваиваем новую информацию. Забываем то, чего не следовало бы забывать, лишь потому, что не увязываем выскочивший из памяти факт с какой-нибудь точкой отсчета. А узелок на память далеко не всегда помогает.

Как сохранить хорошую память?

Укрепляют рассудок, а также пробуждают мозг и вовлекают его в работу только тренировки. С их помощью активизируется не только память, но и весь мыслительный потенциал мозга. Поэтому умственные способности нужно тренировать, причем в любом возрасте. Правда, после пятидесяти часто ощущается некоторое отупение, которое люди охотно относят на счет близящейся старости. Хотя на самом деле снижение остроты ума наб-людается из-за того, что мы погрязаем в рутине обыденной работы, не требующей овладения новыми сведениями и умениями, то есть особых умственных усилий. И тем самым по-настоящему не используем свой мозг.
Тренировать же его можно с помощью кроссвордов, сканвордов и других игровых упражнений. В это время из уголков памяти мы извлекаем забытые названия. Существует великое множество игр, для которых необходим определенный уровень знаний, логическое и стратегическое мышление. Среди них и бесчисленное множество компьютерных игр. Карточные игры и шахматы также развивают память и стратегическое мышление.

Тренировка памяти активизирует внимание, быстроту мышления, рассудительность, эмоции, логику. Больше читайте и не просто читайте, а старайтесь запомнить прочитанное. Учите наизусть стихи. Телевизор не заменит вам гимнастику памяти. Только при чтении происходит активная работа мозга.

Укреплению памяти помогает чередование труда и отдыха. Одним и тем же делом не рекомендуется заниматься более 3 часов. В то же время необходимо своевременно переключаться с одного занятия на другое, существенно отличающееся по характеру выполнения. Это особенно важно для людей старшего возраста. Такое переключение обеспечивает ясность и четкость мысли, способствует притоку новых сил. Но после напряженной работы и отдых должен быть активным, скажем, беседа на отвлеченную тему или занятие любимым делом.

Гимнастика для ума:

сознательно читайте в газетах и журналах статьи, которые раньше вы читать ни за что бы не стали. Этим вы тренируете мозг, заполняете свободные от информации мозговые клетки;

смотрите по телевизору передачи, которые раньше вас не интересовали. При таком подходе вы обязательно увидите какие-то важные для вашей повседневной жизни детали и вскоре заметите, что ваш взгляд стал более острым;

займитесь тренировкой образной речи. При прослушивании передач по радио старайтесь зрительно представить все происходящее и даже воспроизвести некоторые фразы.

Рецепты для питания мозга

Смесь, приготовленная из яблок, апельсина и ядер грецких орехов. Берем 150 г тертых яблок, смешиваем с соком половины апельсина и ядрами 5–20 грецких или других орехов. Орехи можно заменить 1–2 ст. л. сливок, а сок апельсина – 2 ч. л. лимонного сока и таким же количеством меда. Принимать по 1–2 ч. л. 2 раза в день.

Для клеток головного мозга полезно ежедневно съедать 1 куриное яйцо и пить зеленый чай.

При ослаблении памяти принимают напиток, приготовленный на яблочном уксусе. С этой целью в стакане теплой воды размешивают 2 ч. л. яблочного уксуса и 2 ч. л. меда. Принимают натощак и еще 2 раза в день за 1 час до еды.

Наша память, как известно, обладает целым рядом свойств. Благодаря памяти мы многое помним и столь же многое забываем. Каждый человек борется с забывчивостью своими способами: кто записывает то, что необходимо запомнить, кто ставит крестики на руках, а кто и узелки на память завязывает. А что делать, если забывается изученный материал? Тут узелки не помогут. К.Д. Ушинский советовал: «Понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и навести на нем новый этаж». Л.Н. Толстой отмечал: «Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся все припомнить».

Иногда наша память подбрасывает нам еще одну проблему, которую ряд методистов очень точно характеризуют как «проблему буриданова осла»: как сделать выбор из двух одинаковых положений. Причина страданий буриданова осла, да и наших тоже, когда мы оказываемся в его положении, заключается в психологической интерференции, под которой понимается ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. При применении правил орфографии такая ситуация сплошь и рядом.

А какие взаимоотношения памяти и интереса? Самые тесные. Г. Эббингауз, известный исследователь в области памяти, писал: «То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью. При заучивании лишенных смысла слов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие. или редкие».

Может ли нам знание этих психологических законов помочь в процессе формирования орфографической грамотности? Бесспорно. Школьники и студенты часто теряют интерес к слову, к языку именно потому, что не могут запомнить правильное написание словарных слов, не справляются с объемом запоминания многочисленных правил и исключений из них, не выдерживают натиска интерференции, которая превращает изученный материал в подобие винегрета, в котором сложно отыскать понадобившийся ингредиент.

Призовем на помощь мнемотехнику — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Т.Я. Фролова писала по этому поводу: «Мнемоническая поддержка, создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков, предотвратить ухудшение запоминания выученного материала в результате наложения новой, сходной информации». И добавим: поможет каждому человеку, изучающему русскую орфографию, уничтожить страх школьников и студентов перед бесчисленным количеством орфограмм, норм, позволит обучающимся увидеть их границы и одновременно безграничные возможности родного языка.

Наконец, использование мнемоники позволит сделать процесс постижения русской орфографии интересным и ярким, создаст необходимый для успешного овладевания знаниями благоприятный эмоциональный фон и так необходимую каждому ситуацию успеха.

С улыбкой и удовольствием даже взрослые люди вспоминают фразу, помогающую запомнить цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Спустя годы, многие помнят знаменитые «пифагаровы штаны», которые, как известно, «во все стороны равны».

Много мнемонических приемов разработано и в области русского языка. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию. Часть из них составлены известными психологами, многие придумали авторы данного пособия, какие-то являются на сегодняшний день «школьным фольклором», о некоторых способах мы узнали в процессе общения с коллегами.

Итак, читайте, постигайте, запоминайте легко и с интересом!

1. Запоминание с помощью специальных фраз.

Фока, хочешь поесть щец? Степка, хочешь щец? Фи! (фразы помогают запомнить все глухие согласные).

Мы же не забывали друга (помогает запомнить звонкие согласные).

Лимон — рай! (все согласные — только звонкие, непарные по звон кости/глухости).

Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка: «Цыц!» (слова — исключения из правила «правописание и/ы после ц»).

2. Запоминание с помощью рифмованных правил.

Правописание непроизносимых согласных

Всем известно , как прелестно , букву т писать уместно .

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву т писать напрасно .

Запомни стих как дважды два и пиши без т слова:

Вкусный, безгласный и интересный,

Добавь интриганский, а также словесный.

Ошибка не будет страшна, коль подберешь для проверки слова.

Пусть никто никогда не забудет, что з приставкой не была и не будет.

Обрати внимание на здесь, здоровье, здание.

3 нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить:

-десь, -доровье, -дание — нет в них содержания.

Правописание приставок на - з, -с

Не забудьте про приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-.

Пред согласными глухими быстро сменят з на с.

У глаголов два спряженья: -ешь и -ишь. Вот исключенья:

Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья, их на е спрягать нельзя!

Навстречу, вроде, несмотря, насчет, ввиду и вместо —

В предлогах пишем вместе.

Вследствие — «из-за» — ясно вполне:

Слитно напишем, конечная е.

Правописание безударных проверяемых гласных.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение.

3. Запоминание слов с помощью рифмовок.

Правописание О — Ё после шипящих, слова-исключения

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор —

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит? О пиши!

Запоминаем слова с Ё

Пишем Ё в словах: дешевка,

Бечевка, ночевка и раскорчевка,

Тяжелый, сгущенный, стажер, ухажер,

Печенка, тушенка и дирижер.

Запоминаем окончания существительных (р. п., мн. ч.)

В детской сказке колобок по траве катиться мог

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,

Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган.

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

4. Запоминание на основе логических ассоциаций.

Мужчина. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

Интеллигенция. Настоящие интеллигенты, как правило, небогаты, поэтому, встретившись с ними, целесообразно спросить: «Ел ли ?»

Труженик — мошенник. Труженик, сколько ни старается, никак не может приобрести две буквы н, а мошенник себе их запросто наворовал.

5. Запоминание на основе зрительных или слуховых ассоциаций.

Колобок. В слове три буквы о, как три круглых колобка.

Гласные в суффиксах -очк- и -ов- похожи на круглые линзы очков.

6. Запоминание слов с помощью построения сюжетной линии.

Кот, который сидел в котле, ел котлету.

Рабочий надевает пальто, сапоги, берете собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу, на завод.

7. Запоминание с помощью сказочных сюжетов.

Жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.

Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.

Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.

— Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню -гор-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.

Засомневался корень -гор-, и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?! (Л. Новикова)

8. Запоминание с помощью рассказов-ситуаций.

С мечом или с мячом?

Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.

Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

— Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования — длинный деревянный меч. Почему? (В. Кондрашов)

Решил как-то один художник провести отпуск в деревне. Взял лишь самое необходимое. Но вот беда: в спешке забыл захватить с собой из дома пастель (мягкие цветные карандаши-мелки). Вот и вынужден был дать жене телеграмму с просьбой немедленно выслать пастель.

Какова же была его досада, когда через несколько дней вместо необходимой коробки с пастелью ему вручили на почте громоздкий тюк, в котором оказались матрац, одеяло, подушка.

Недоумевающий художник решил проверить текст посланной им телеграммы. Когда ему подали бланк, он увидел, что в слове пастель чьей-то рукой буква А была переправлена на О.

Кто же это сделал?

Я, — ответила телеграфистка.

Зачем? — возмутился художник.

А как же? Ведь тут была ошибка.

Пришлось художнику объяснять, что никакой ошибки не было. А девушка, извинившись, простодушно призналась:

— Я и не подозревала, что есть такое слово пастель. (В. Волина)

Сколько раз мама повторяла Павлику, что во время еды чавкать нельзя! Повторяла так часто, что в конце концов он это правило накрепко запомнил.

Но как он был удивлен, когда однажды, открыв тетрадь, увидел жирную красную двойку, поставленную рукой учительницы, и прочитал ее замечание: «Чавкать нельзя!»

Недоумевающий Павлик подошел к учительнице. «Читай, что у тебя написано», — улыбаясь, сказала она. «Учав..ствовать», — запинаясь, прочитал Павлик и почувствовал, как запылали его щеки. Чавкнул! Действительно!

«Вот в том-то и дело, — сказала учительница. — Чавкать нельзя не только за обедом, но и в тетради. Запомнил?» Еще бы! Павлик накрепко затвердил это правило, и с тех пор в слове участвовать он никогда не «чавкает». Так правило этики стало для Павлика орфографическим правилом. (Л. Новикова).

9. Запоминание с помощью загадок

Поля стеклянные, межи деревянные, а ручки оловянные (окно). Загадка включает в себя слова-исключения, которые пишутся с удвоенной н.

10. Запоминание с помощью веселых анекдотов

- Напиши объявление, что собрание состоится во вторник, в три часа дня. Подчиненный:

- А как пишется — вторник или вторнек?
Начальник:

- Мне некогда, посмотри в словаре. Я на объект.

Вернувшись, видит написанное объявление: «Собрание состоится в среду, в три часа. Просьба прийти на день раньше!»

Я же сказал тебе, посмотри в словаре!

Да смотрел я! Там на букву ф одна фуфайка!

11. Запоминания с помощью выполнения творческих работ

Сочинение лингвистических сказок.

Суффиксы -ик- и -ек-

Жили-были два брата — два суффикса -ик- и -ек-. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у них были разные. -Ик- имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:

А у суффикса -ек- характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:

Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры. (Д. Кузьмин, 5-й кл.)

Составление текста, в котором вы защищаете правило или жалеете его .

Дорогая частица НЕ! Не огорчайся, что глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься частицей. К тому же есть глаголы, которые ты победила, и они не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать.

12. Запоминание с помощью игровых ситуаций

Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:

Печка (речка, свечка, колечко. ).

Вечный (встречный, сердечный. ).

13.Запоминание с помощью приема «перевод»

Яства — от «ясти» (есть) — др. рус.
Футбол — от «foot» — нога и «ball» — мяч.

14. Запоминание с помощью приведения исторической справки.
Колобок — от «коло» — круг.

Коричневый — от «кора».

Спасибо — от «спаси Бог».

15. Запоминание проверочных слов или использование способа подстановки.
Облака — облако, обволакивать.

Будущее (пишем без ю) — проверь: я буду, а не будую.

Следующий (пишем с ю) — проверь: я следую, а не следу.

16. Запоминание путем дробления слова на значимые части.
Горизонт — гори, зонт.

Блокнот — блок, нот.

17. запоминание с помощью алгоритмов и других способов систематизации материала

Правописание О - Ё после шипящих (систематизированы 9 правил)

Дано: в безударном положении после шипящих пишется Е

(кроме слов-исключений: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, жокей).

YouTube
Instagram

При всей своей видимой непритязательности узелки - вещь очень непростая. У моряков, например, существуют десятки разновидностей узлов и вязок, предназначенных для той или иной цели, им посвящены книги, хотя и не очень большие. Свои хитрости с узелками существуют в швейной промышленности и у альпинистов, у сотрудников правоохранительных учреждений и у стропальщиков-строителей, у парашютистов и пр. Но есть и "ничьи" узелки, которые на вид весьма нехитры, хотя применялись и применяются, встречались и встречаются в ситуациях довольно своеобразных и хитрых.

Завязать узел и формально, и морально (т.е. и физически, и психически) всегда означало либо "закрепить" и "утвердить" что-то, либо, напротив, "освободить" и "расторгнуть". Завязывание волос в узел у женщин, сохранившееся по сей день, в том числе в виде многочисленных кос и косичек, означало в старые времена самосдерживание и неподатливость нечистым помыслам, неуступчивость низким мыслям.

Распускание волос или снимание платка (простоволосость) было признаком распущенности нравов, отрезание косы у невесты - знаком окончания девственного девичества и перехода "в новое качество". Недаром женщины, занимавшиеся колдовством, распускали волосы, что, кстати, и чисто физиологически легче для подобных, как правило, нередко довольно "буйных" процессов.

В Древней Руси существовал и специальный термин "наузы", а сами действия "наузничества" расценивались христианской церковью как вредное суеверие или прямое противоборство, антивера. Завязывая узлы над человеком или предметом (в присутствии заказчика, разумеется) по поводу болезни или какого-то действия (например, при "прилюблении"), произносили, внушая, особые ритмические заклинания - "заговоры", полубелые стихи, которых история сохранила сотни, если не тысячи.

Амулет на Руси нередко представляет собой просто узловатую веревку. Кстати, поскольку смысл слов "талисман" и "амулет" отличается, запомните мнемонику: "Амулет охраняет от бед" и "Талисман наполняет карман". Пригодится.

Изобилие узлов, считалось, представляет великолепную защиту от колдовства, "непроходимость" его. Таковым предметом, как нетрудно догадаться, были рыболовная сеть, невод, бредень. Жители некоторых областей России поэтому накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей. Девушки, уходя вечерами колдовать на суженого, особенно сидя голышом где-либо на бережку, также накидывали сеть - от "нечистой силы".

Узел, завязанный под предметом в присутствии верящего, пристально смотрящего и старательно запоминающего человека, - действие чисто психическое, это внушение кому-то или самовнушение. По сей день, чтобы что-либо запомнить, некоторые из тех, кто носит в кармане носовой платок вместо блокнота, завязывают себе "узелок на память", чтобы, однако, потом долго стучать себя по лбу, вспоминая причину "памятного" завязывания.

Платок в данном случае является как бы своеобразным "письмом себе", письмом "себе другому", письмом "себе будущему". Но узелковые письма, очевидно, можно "писать" и другим. В государстве древних инков (на территории Перу в Южной Америке) пользовались кечуанским (народность кечуа) узловым письмом - кипу. Каждая такая кипу состоит из резной деревянной палочки или основного шнура, к которому прикрепляются другие шнуры, связанные различного вида узлами и сплетениями в виде бахромы. Неокрашенные узлы служили для счета, причем двойные, тройные и т.п. узлы указывали на число десятков. Узлы и сплетения, крашенные в разные цвета и по-разному расположенные, имели свои условные значения.

Применение узлов, впрочем, было более многообразно.

Жрецу Юпитера (Зевса) в Древнем Риме, считавшемуся живым подобием Юпитера, человеческим воплощением небесного духа, нельзя было иметь ни одного узла на какой-либо части одежды. Основным знаком мощи Юпитера была молния, т.е. фигура явно "линейная", без петель и колец. Появление петли или узла лишило бы такого жреца его предполагаемой "мощи" и связи с божеством.

Аналогично мусульманским паломникам, прибывающим в Мекку, запрещается носить кольца и завязывать узлы, поскольку это может свидетельствовать о каких-то скрытых, потаенных мыслях, которые не годится иметь перед Богом.

У многих народов узлы не вяжут, например, при родах, бракосочетании, погребении и в некоторых иных случаях. Так, в Трансильвании (Румыния), в Лапландии (Финляндия и Швеция) и в ряде других мест жители были убеждены, что у роженицы на одежде не должно быть узлов, потому что они делают роды трудными и мучительными. У народов Ост-Индии это суеверие распространяется и на все время беременности. Считалось также, что если беременная женщина станет вязать узлы, обвязывать волосы лентой или вообще что-то закреплять, то это "стянет" ребенка или "свяжет" роды. У даяков (Индонезия, остров Калимантан) ни один из родителей во время беременности не может обвязывать или прикреплять что-либо веревкой. В племени тумбулу (Индонезия, остров Целебес) даже мужу, начиная с 4-го месяца, запрещается вязать крепкие узлы и. сидеть, скрестив ноги (т.е. держа их "узлом").

Узел на веревке и "узел" на теле, "узловатые позы" считались аналогами. Так, даже вполне цивилизованный Плиний (24 - 79 гг. н.э.) уверял, что сидеть со сложенными "узлом" руками рядом с беременной женщиной или рядом с больным, проходящим курс лечения, - значит причинять большой вред. Вред будет и если обнимать ногу или ноги (свои) сложенными руками или сидеть, положив ногу на ногу. Древние римляне вообще считали такого рода позы помехой в разного рода делах: в военном совете, на собрании магистратов, во время молений и жертвоприношений - никому не разрешалось скрещивать ноги и сплетать руки.

До XVIII века в Европе считалось, что брак может быть нарушен, если кто-то во время венчания запер замок или завязал на веревке узел, а затем выбросил такой замок или веревку. Еще хуже, если спрячет и будет шантажировать суеверную брачную пару - на подобном шантаже колдуны неоднократно делали бизнес. Считалось, что подлинный союз новобрачных невозможен до тех пор, пока замок не будет отперт, а узел развязан. Остатки таких обычаев ныне рассматриваются как простые "свадебные игры" с откупом.

В 1718 году парламент города Бордо (Франция) приговорил человека к сожжению живьем за то, что с помощью завязанных узлов он погубил будто бы целое семейство. Вера есть вера. В действие узлов верили и те, и другие.

В Африке подобные же страхи "завязки" были распространены повсюду. Считается, чтобы лишить жениха мужской силы, колдуну достаточно завязать узел на платке, который перед этим он потихоньку приложил желательно к N-й части тела жениха. Далее начинает шантаж с целью выкупа, так как суеверный перепуганный муж считает, что, пока узел на платке будет завязан, он не сможет полноценно исполнять свои супружеские обязанности.

В Сирии кое-где и сейчас существует подобное. На костюме жениха не должен быть завязан ни один узел и не застегнута ни единая пуговица (для европейского костюма это означало бы расстегнутые штаны и рубаха нараспашку). Завязывание узла как бы "закрепляет" действие, причем чаще всего - нежелательное. Но, как уже сказано, раз узел можно завязать, то его можно и развязать. Поэтому, согласно такой "магической логике", считалось, что узлы не только приносят вред, но и способны принести пользу.

Логика, а значит, и магия (действия по аналогии) возникали из неудержимой веры в то, что развязывание узлов, особенно "тех самых", вызвавших болезнь, принесут больному облегчение и "освобождение" (хотя бы моральное) от недуга.

В Туркмении сходно лечили лихорадку. Шаман брал верблюжью шерсть и с заклинаниями плел нить, где завязывал 7 узелков и дул на них. Нитку больной носил на руке и каждый день распускал по одному узлу. "Под занавес" нить кидали в реку, считая, что с ней уплывет и лихорадка.

Узлом старались связать и любовь. Так, у Вергилия (70 - 19 гг. до н.э.) девушка, влюбленная в Дафниса, старается выманить его из города с помощью магических чар. При этом на каждой из трех разноцветных веревок она завязывает по три узелка. В Свазиленде (Южная Африка) трава по обочинам дорог на перекрестках иногда завязана узлами. Это - особенность местной магии. Тем самым дорога "завязана", и такие узлы вяжет подчас муж сбежавшей жены или нанятый им колдун.

Откуда же человек взял идею узла - случайное ли это изобретение его собственного ума или он что-то подсмотрел у природы? Вероятно, для того чтобы в природе получить узел, нужен или очень длинный стебель, или ветвь растения, или же очень длинное тело животного.

Встретить случайно возникший узел в природе можно, например, на лианах, на многих вьющихся растениях. Наиболее доступный и наглядный пример здесь - огородный чеснок летом. Стрелка его растет вверх, затем внезапно делает изгиб и петлю вниз и снова начинает расти вверх. Такая стрелка проходит мимо стебля, один из участков оказывается затененным, другой - более освещенным. И возникает изгиб, отчего стрелка "промахивается" и нередко попадает в собственную же петлю, "затягивается". Все, узелок есть! Изредка, при переросшей стрелке, можно встретить даже два узелка!

Интересные узелки и косички возникают на гриве лошадей, видимо, как своеобразная "химическая завивка" при орошении мочой ласки, которая любит поиздеваться над лошадью в стойле, прыгая по гриве и иногда даже надкусывая ей кожу.

Длинные змеи, например пятиметровые королевские кобры, проползая сами по себе и под собой, нередко также временно как бы связываются в узел. Впрочем, подобный "змеиный узел" может быть встречен и в статическом состоянии. "Тут я не могу не вспомнить о том, - пишет индолог Н.Р.Гусева, - что не раз мне приходилось видеть в Индии отшельников, чьи волосы поддерживает завязанная узлом кобра, и заклинателей змей, тоже повязывающих кобр вокруг своих тюрбанов. И я не могла понять, да и до сих пор не понимаю, почему такая сильная и упругая змея, как кобра, не может развязаться и уползти, а покорно, точно заколдованная, подолгу пребывает в завязанном виде".

Секрет здесь, однако, прост и известен даже нам. Оказывается, пойманную змею надолго подвешивают вниз головой, привязывая к ней тяжелый камень и моря голодом. Мышцы такой змеи очень слабеют, в отличие от дикой, тонус их сильно падает. При освобождении, перед завязкой в узел, ей в пасть через трубочку вдувается нажеванная смесь пищи и трав, где, видимо, содержится лошадиная доза сырого макового семени (фактически опиум-сырец). В итоге на жаре змея приходит в сонное состояние, когда окружение совершенно ей безразлично.

Впрочем, такой "разящий" змеиный узел носил даже сам Шива Разящее Солнце, он вполне впечатляет, а это, видимо, - главное.


Казалось бы, столько учимся, используем новейшие технологии, а от чего-то желаемое по-прежнему остается недостижимым… Почему так сильны эти установки – «узелки на память»?!

То, как мы мыслим, какими категориями. То, какие слова используем. То, как достигаем целей. То, как запоминаем информацию. То, как строим отношения, взаимодействуем с другими. То, как мы делаем выбор и кого выбираем…

Конечно, наше первое знакомство с миром людей, в семье. И главное здесь то, как наша психика на это реагирует, какие меж функциональные связи выстраивает наш мозг. Мы адаптируемся к той атмосфере, тем людям, среди которых мы растём. У нас выстраиваются нейронный связи определенным образом, помогающие нам взаимодействовать эффективно там, где мы живем. Всё откладывается в нашем подсознании и определяет нашу психику, характер.

Именно это мешает выйти за рамки, за пределы семьи, оторваться. Потому что по-другому мы не умеем. Страшно. И «узелок на память» сохраняет наше постоянство внутреннего и внешнего. Оно же такое родное и знакомое, пусть даже далеко от комфорта и безопасности. Ведь чтобы создать новое нужно разрушить старое! А для начала его надо заметить.

Ведь именно дискомфорт заставляет нас двигаться, развиваться. Преодолевать себя и выходить на новые вершины, открывать новые горизонты.

А что для этого требуется?

Проявить смелость, волю и любопытство к себе, своей жизни. Прикоснуться к тому, что тревожит, болит, мешает. Совершить путешествие назад в своё будущее - детство, где «завязали эти узелки на память» (на будущее). Приняли множество судьбоносных решений.

И чтобы «развязать узелок», изменить программу, перестроить нейронные связи нужно включить ОСОЗНАННОСТЬ. А в этом нам помогают наши ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА и, конечно же, ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.

Так, шаг за шагом мы возвращаем себе себя, обретая новые возможности, выстраивая новые нейронные связи. Перестройка происходит на всех уровнях.

Потому что мало понимать, важно научиться видеть и узнавать привычное, чтобы снова не попадаться в ловушки своего подсознания, в «узелки памяти».

А ещё важно уметь поддерживать себя и не ругать за «узелки на память», за то, что «Никак не можешь запомнить!», «Никак не можешь понять», «Так долго разбираешься и ходишь извилистыми тропами». Просто рассуждать сейчас, когда за плечами есть опыт. Когда впервые был «завязан узелок» всё было совсем по-другому. И степень влияния внешнего была в разы сильнее!

Гештальт помогает увидеть альтернативы и построить МОСТ от понимания К ДЕЙСТВИЮ. И путешествуя по лабиринтам своего детства, СОЗДАВАТЬ НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯ.

А как живете вы?

Ваши «узелки на память» вам помогают или мешают жить своей жизнь?

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний, умений.

Тема : «Узелки на память. Игры со словами. Закрепление изученного »

Цели: 1. С истематизация и обобщение знаний о звуках и буквах, упражнени я в чтении слогов и слов с освоенными буквами.

2. Совершенствование навыка чтения, слого-звукового и буквенного анализа слов, каллиграфического письма.

3. Прививать активность и инициативность.

Планируемые результаты:

1. Выполнять слого-звуковой и буквенный анализ слов; писать изученные буквы каллиграфическим почерком..

2. Учить работать с предложением и текстом.

3.Формировать умение высказывать своё мнение на основе изучаемого материала.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: проявление инициативы в образовательном процессе, умение взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; высказывание своей точки зрения и попытки её обоснования.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме , ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку)

Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока),

технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний),

современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии) ,

технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся),

здоровьесберегающие технологии (физминутки).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Методы работы: деятельностный (самостоятельный поиск решения), наглядный, практический.

Образовательные ресурсы:

Методические рекомендации (пособие для учителя).

Слайдовая презентация к уроку.

Оборудование: проектор, экран, Прописи «Мой алфавит 1 класс» Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Н. А. Пудикова (1 часть) , слайдовая презентация к этапам урока, наглядный и раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

1. Мотивация к учебной деятельности .

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

проверяет их готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

- - Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем. (Слайд № 1)

-Ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло
и уютно.

- У меня сегодня приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок.

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

2.Актуализация знаний.

Класс работает фронтально.

Подготовить мышление обучающихся ,организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

Активизировать все мыслительные операции, познавательные процессы.

- Что новый день нам обещает,
и что он принесет?

- Что примечательного в нём? (Слайд № 2 )

Сегодня 10 декабря. Четверг

Сегодня 10 декабря отмечают Всемирный день футбола. Это праздник футболистов и болельщиков. Это всем известная спортивная игра. Она зародилась в глубокой древности.

- Что сообщил нам ученик? ( Он составил текст про футбол).

-Что такое текст?(Несколько предложений, связанные по смыслу.)

- Что такое предложение?( Одно или несколько слов связанные по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

- Как пишется предложение на письме?(Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак).

-Да, Да. Мы молодцы!

-Что мы делали?( Мы повторили пройденный материал).

- С какой целью?( Применять полученные знания на практике. Учиться правильно списывать с печатного текста письменными , прописными буквами, красиво писать каллиграфическим почерком.)

3.Постановка учебной задачи.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Организует коммуникативное взаимодействие, согласованность темы и цели урока .

Читайте также: