Почему врет бортовой компьютер

Обновлено: 06.07.2024

«С недавних пор стал замечать, что при езде бортовой компьютер показывает какую-то ерунду, расход л/100км постоянно скачет, т. е. показывает разные данные. Что может быть не так?» – сокрушаются автомобилисты на тематических форумах.

Факторов, влияющих на расход топлива, на самом деле много. Сеть АЗС «Газпромнефть» и эксперты автомобильной отрасли решили разобрать по винтикам эту ситуацию.

Итак, оставим в стороне неисправные машины, которые действительно много «едят»: такие нужно отвозить в сервис, а потом уже мерить их аппетиты. Попробуем узнать, что же влияет на расход топлива.

Где спрятан реальный расход?

Первый вопрос, который нужно решить: сколько реально топлива потребляет машина?

«Даже при наличии бортового компьютера точнее всего реальный расход топлива рассчитывается методом "Полного бака". Итак, обнуляем счетчик пробега на приборной панели. Заливаем полный бак, что называется "под горло". После чего необходимо проехать какое-то количество километров. Какое? Берите во внимание, что можно пройти ровный участок трассы и получить почти эталонный расход. А можно несколько дней проезжать небольшие отрезки пути, тратить топливо на прогрев и стояние в пробках. Тогда мы получим некий средний "бытовой" расход, – рассказывает профессор Южно-Уральского Государственного университета, преподаватель кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Александр Лаврик. – После снова заправляем полный бак. Фиксируем, сколько литров топлива залили. Затем делим это число на точный пробег, замеренный одометром, и умножаем на 100. Полученная цифра – это и есть реальный расход топлива в литрах на 100 км».

Много это или мало, зависит от автомобиля и двигателя. Еще лет десять назад стандарты расхода топлива были совершенно другими. Скажем, 25 литров на 100 км было нормой для внедорожников. Сегодня же, благодаря высокотехнологичным двигателям, даже двухтонные трехсотсильные автомобили расходуют по десять литров на трассе, а малолитражки и вовсе могут «съедать» менее пяти литров.

Тише едешь – меньше платишь

Выяснив реальные аппетиты своего авто, пора рассмотреть другой аспект – манеру езды. Чем сильнее водитель жмёт на педаль газа, чаще тормозит и разгоняется, тем меньше будет экономия топлива. Энергичная или активная езда способна увеличить расход топлива в среднем на 10–30%, а псевдоспортивная манера колесить в городском потоке – на 30–50% и выше.

А что внутри?

Теперь обратимся подробнее к техническим показателям автомобиля. «К сожалению, КПД даже самых современных двигателей внутреннего сгорания не превышает 50%. То есть 50–85% энергии полученной при сгорании топлива, – теряется в двигателе и трансмиссии. Причем чем меньше загружен двигатель, тем больше потери. Это является одной из главных причин увеличения расхода топлива при движении в городских условиях. Оставшиеся 15–50% энергии сгоревшего топлива в городских условиях тратятся примерно поровну на перемещение автомобиля и питание прочих потребителей (кондиционер, электрооборудование, гидроусилитель руля), – разъясняет кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация и ремонт автомобилей» ФГБОУ ВПО СибАДИ (г. Омск) Игорь Хамов. – На загородной дороге энергия затрачивается в основном на перемещение автомобиля. Причем чем больше скорость движения, тем большая доля энергии тратится на перемещение».

Не стоит забывать и про нагар. Например, отложение накипи на внутренних поверхностях системы жидкостного охлаждения заметно снижает ее тепловую эффективность. Слой накипи толщиной 1 мм вызывает увеличение расхода топлива на 3,5% и снижение мощности двигателя на 5%. А нагарообразование на днище поршня, стенках камеры сгорания и стенках впускного тракта сопровождается увеличением расхода топлива на 4%.

Включённые фары и дополнительные электрические приборы тоже повышают аппетит автомобиля, например, кондиционер увеличивает расход бензина на 10%.

Что касается колес, неправильное и неравномерное давление воздуха в шинах тоже заметно влияют на расход топлива. Уменьшение давления в шинах на 10–15 % против рекомендуемого заводами-изготовителями ведет к увеличению расхода топлива на 3,5–4%. А количество подобных дефектов в эксплуатации достигает 25–35%.

Климат, ямы и цвет машины

На самом деле на расход топлива могут влиять совершенно разные факторы. Всем известно, что зимой расход выше: это связано с прогревом двигателя и доведением его до рабочей температуры. Плюс дорожные условия, например гололед, тоже увеличивают расход топлива, потому что процент сцепления с дорогой снижается, и возможно проскальзывание колес. То есть при одном и том же расстоянии расход топлива зимой или в плохие погодные условия будет больше, чем летом.

«Естественно, если дорожное покрытие имеет ямы, выбоины, то нам приходится притормаживать, объезжать, опять разгоняться, поэтому расход топлива у нас увеличивается. При равномерной езде такого не происходит. Например, если вы хоть раз ездили по трассе М-5, то там практически вся трасса идёт в гору или с горы. Такой фактор тоже влияет на "прыжки" расхода топлива. А если приплюсовать к этому пробки или движение за грузовым автомобилем, то большой расход уже неизбежен, – говорит доцент кафедры «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» Южно-Уральского государственного университета Константин Гаврилов. – Есть еще один интересный факт. Американские ученые исследовали влияние цвета машины на расход топлива. Выяснилось, что светлые автомобили, в которых работает кондиционер в летнее время года, охлаждаются быстрее. Следовательно, кондиционер в них работает меньше, и расход топлива сокращается».

Что еще?

Причинами, провоцирующими повышение расхода топлива, также могут быть:

  • загрузка автомобиля (пассажирами и дополнительным багажом), особенно это заметно при движении по городу;
  • открытые окна автомобиля, так как они увеличивают сопротивление;
  • тюнинг автомобиля, особенно это касается обвесов, установленных в кустарных условиях, например, спойлеров или воздухозаборников.

Сеть АЗС «Газпромнефть» совместно с экспертами рассмотрели одни из самых существенных, но далеко не все факторы, влияющие на расход топлива в автомобиле. Ведь каждый конкретный случай требует индивидуального анализа. Универсальным советом в этой ситуации может быть лишь один: если расход топлива начал настораживать – нужно найти причину, а не скитаться между АЗС в поисках чудодейственного топлива, которое умерит аппетиты железного коня.

Можно ли верить показаниям компьютера в автомобиле

Первое, что приходит на ум, связано с неисправностями двигателя, ходовой частью машины или работой электронной системы управления двигателем. Из-за чего конкретно может вырасти расход, мы рассказывали в других материалах. В этих случаях необходимо загонять свой транспорт на специализированное СТО или лезть самому в яму гаража, чтобы докопаться до причин. Но, что делать, если видимых неисправностей обнаружить не удалось, а бк при этом дает нам не слишком утешительные данные?

Показаниям компьютера можно и нужно верить, но всегда с определенной поправкой. Дело в том, что он демонстрирует усредненный расход бензина или дизтоплива. Это значение напрямую зависит от того, в каком режиме приходилось двигаться за последний интервал времени. Поясним на примере: допустим, Вам пришлось проехать около 500 км по трассе, а потом 50 км в городском режиме. Доверяться полностью показателю расхода нельзя, ведь время, проведенное загородом, в 10 раз превышает отрезок, пройденный в городе.

Большая пробка

Очень большой показатель потребления горючего обычно связан как раз с тем временем, когда нам приходится двигаться в городских пробках с минимальной скоростью. Для этого достаточно оценить среднюю скорость движения и, если она будет в пределах 20–30 км/час, то нетрудно догадаться, почему БК выдает такие показания.

Как произвести дополнительные замеры

Обнулите показания суточного счетчика пробега. На полном баке Вы ездите до того момента, пока не начнет мигать контрольный индикатор, свидетельствующий об уровне топлива. Операцию повторите еще раз, записав, сколько топлива Вы залили. Получив данные о пройденном километраже и объеме залитого топлива, Вы сможете посчитать средний показатель расхода.

Другие способы самоконтроля и перепроверки показаний бк

Конечно, на холостых оборотах мотора расход будет существенно меньше. Однако даже запуск и прогрев двигателя может забирать от 0,5 до литра горючего. До 20% общего сгоревшего бензина принимает на себя работающий в летнюю жару кондиционер. Да и зимой дело обстоит не лучше, учитывая, что приходится дольше ждать, пока мотор наберет необходимую рабочую температуру. А еще к этому можно добавить затрудненное передвижение, ямы, гололед и прочие моменты, ведь пробуксовка поневоле вызывает более полное открытие дроссельной заслонки.

Проблема может скрываться также в неверном положении поплавка в топливном баке. Но для этого придется обращаться за помощью к специалистам сервисного обслуживания. А для того, чтобы больше доверять показаниям своего бк, сначала попросту отсоедините минусовую клемму на аккумуляторной батарее, добиваясь, таким образом, обнуления питания всех электроприборов.

Если Вы не довольны показателями бортового компьютера, попробуйте проанализировать собственный стиль езды. Это значит, что нужно совершать как можно меньше резких ускорений и последующих торможений, которые очень сильно корректируют показатель расхода горючего. Желательно также не допускать повышения оборотов свыше 3000 в минуту.

Врет бортового компьютера

VW Passat B5, 1998г, 2.8 V6 ACK, АКПП, Синхро.

Сильно врет БК, врет в сторону увеличения расхода.
Стрелка бензобака показывает вроде точно, после зажигания колонки и надписи влезает 52л по щелчек.

Беру ситуацию.Трассовая езда, 120-140.За 800км пути стрелка падает на 1 деление, а БК показывает расход 12.4-12.7л.При выезде на трассу я сбрывал БК.Реальный расход гораздо ниже.

Cева , надо для начала произвести комплексный замер давления топлива (на XX, под нагрузкой - в движении, рдт, и давление насоса на пробку. Заодно сразу же и обратный клапан насоса - раз уж делать)

Готов подмогнуть в этом вопросе

«Я больше не буду поэтом!» — ответил астартам памфлетом и рынду забросил в овраг.

rummi
ОК.Сейчас сделаю замер.
А вот обратный клапана насоса это что?

Спасибо за готовность помочь, но я в 100км от Москвы.Когда опять появлуюсь в этом сумасшедшом городе не знаю.

Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:

Вить, а по какому принципу пишутся циферки на табло БК?

Добавлено спустя 1 час 55 минут 57 секунд:

Давление на холостом при прогретом моторе(обороты 620-630) 3.4 бара.При перегазовках 4 атм.При пережатии обратки больше 6 бар, со снятой трубкой с РДТ 4 бара.Остаточное давление 3.0 бара после 10 минут.

Это как? Выходит, что расход у тебя около литра на 100км? Это как? Выходит, что расход у тебя около литра на 100км?

rummi
ОК.Сейчас сделаю замер.
А вот обратный клапана насоса это что?

Спасибо за готовность помочь, но я в 100км от Москвы.Когда опять появлуюсь в этом сумасшедшом городе не знаю.

Добавлено спустя 1 минуту 14 секунд:

Вить, а по какому принципу пишутся циферки на табло БК?

Добавлено спустя 1 час 55 минут 57 секунд:

Давление на холостом при прогретом моторе(обороты 620-630) 3.4 бара.При перегазовках 4 атм.При пережатии обратки больше 6 бар, со снятой трубкой с РДТ 4 бара.Остаточное давление 3.0 бара после 10 минут.

Все в норме . Расход считается по времени впрыска форсунок - поскольку давление топлива нам известно , то легко получить достаточно близкий к реальному объем топлива , проходящего через форсунки за определенное время. Делится на пройденное расстояние .

Это я в общих чертах .

Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:

Реальный расход проверяется мной так - на лампочке заливается 20 или 30 литров (для параноиков - из канистры) Проезжается до лампочки - вычисляется средний расход за пройденное расстояние (надо засечь в момент заправки на лампочке) Показания сверяются с показаниями БК - их необходимо скинуть в 0 - во всех режимах (есть такой там режим 2 - типа расхода за большое пройденное расстояние - его скидываешь в 0)


val17 вне форума

Врет компьютер про расход?!

Старым добрым способом засек кол-во топлива, потребленного на N км. На одной и той же колонке заправился до отстрела, сбросил спидометр в нуль. Проехал километров 400, опять до отстрела. Кол-во литров бензина поделил на километраж и . Обнаружил, что компьютер показывает 13,4 литра/100км, а моя арифметика 14,5. Проделал три раза. Суть одинаковая. Компьютер занижает показания среднего расхода на 1 - 1,2 л на 100 км.
В связи с этим возможные ответы на вопрос:
1. У всех так. Неморочиться.
2. Заправщики не доливают.
3. В сервис.
Камрады, кто что думает по данному поводу?


An-73 вне форума

У меня тоже так. Даже цифры почти такие же.
Причин видимо 2: и компьютер немного того (врет чуть чуть) и на заправке не все так гладко (я всегда заливаюсь "до полного" - последние литры наверняка воздух. ), говорят если заливаться строго по 20 или 30 л. расход сразу падает (как то не доходили руки до экспериментов и я поступил по п.1. вышеприведенных рекомендаций ).


bitten Apple вне форума

Я бы забил. У меня тоже так, по MFA 8,2-8,3 а если поделить литры, выходит 8,5-8,8.
Причин несколько. Возможно, немного не доливается, хотя на BP и ЛукОЙЛе не замечал сколь-нибудь существенного недолива.
А MFA скорее всего считает не каждый впрыск форсунок, а некую интегральную величину. То есть, если ехать более-менее спокойно или равномерно, точность будет выше. Но если сучить правой педалькой, появятся расхождения.
К тому же, невозможно на 100% расчитать, сколько топлива впрыснет реальная форсунка за 1000 раз, особенно если немного загрязненная.

И еще нужно не забывать про Webasto, если есть. Каждые полчаса прогрева – 0,25 литра и так далее.

Passat Variant B6 2.0 TDI DSG Highline (2007) Upsolute 170hp/370Nm – Продан
Passat Variant B7 2.0 TD I Highline (2012) + почти всё доступное в РФ. Здесь подробнее + EasyOpen + ACC/FrontAssist + Lane Assist/Light Assist + камера ЗВ с омывателем + приборка 3D -- ПРОДАН!
Tiguan 2 (NF) 2.0 T SI 220лс Highline + почти всё доступное в РФ.

Читайте также: