Почему запретили компьютерные клубы

Обновлено: 04.07.2024

Если киберспорт, пусть и с потерями, может перебраться в онлайн, то компьютерные клубы из-за эпидемии COVID-19 оказались в незавидном положении. В Москве почти все заведения продолжают работу, но при этом уже потеряли значительную часть аудитории. Мы поговорили с сотрудниками и управляющими компьютерных клубов Москвы, чтобы узнать, как адаптируются их заведения к условиям карантина и какие шаги они предпринимают, чтобы обезопасить посетителей.

Компьютерные клубы пустеют

По итогам 2019 года количество компьютерных клубов в Москве выросло в 2,5 раза и составило 147 заведений. Однако на фоне коронавируса спрос аудитории на них резко упал. Мы поговорили с десятком компьютерных клубов, и в каждом из них сотрудники отметили уменьшение количества посетителей. В Venom Cyber Zone рассказали о 40%-м падении посещаемости, в Eclipse Gaming оно еще больше — 50%.

В некоторых компьютерных клубах отметили сильное сокращение количества посетителей школьного возраста. По словам соучредителей Black Star Gaming Давида Казаряна и Бориса Нзале, это связано с тем, что родители боятся отпускать своих детей из дома.

«Поток клиентов сократился приблизительно на 50-55%. Люди впервые сталкиваются с такой масштабной проблемой мирового уровня».

Несмотря на общее падение спроса, в некоторых компьютерных клубах стало больше студентов. Это связано с тем, что в высших учебных заведениях объявили карантин. Об этой тенденции рассказал администратор CyberX в Братеево Вячеслав.

«Поток клиентов уменьшился, конечно, но при этом появились те, кто проводят у нас много времени вместо учебы. Многие приходят и говорят: "Вот, университет закрылся на карантин, теперь есть возможность здесь тусоваться"».

Представители разных компьютерных клубов оценили сокращение аудитории в пределах от 20 до 55%. В других отраслях всё еще хуже — оборот в заведениях общепита упал на 90%, и там владельцы действительно бьют тревогу и даже обращаются за поддержкой к клиентам, прося их оставлять чаевые и чаще заказывать еду на дом. Среди представителей компьютерных клубов ситуацию критической еще не считают. Энтузиастов, готовых провести несколько часов или всю ночь в игровых заведениях, пока достаточно. Сокращение аудитории в меньшей степени коснулось клубов с небольшой вместительностью — именно в них нам рассказали о незначительной потере клиентов.

Антисептик для каждого

В некоторых московских клубах уже была проработанная система ухода за игровыми местами, и поэтому они не вводили дополнительные меры по безопасности и гигиене. Но даже такие заведения обновили свой арсенал гигиенических средств из-за коронавируса. Директор по развитию Eclipse Gaming Антон Мурашов рассказал, что его клуб закупил маски, перчатки и антисептические средства.

«Меры гигиены у нас были с открытия. Каждому клиенту мы выдавали спиртовые антибактериальные салфетки. Помимо этого, ежедневно проводили уборку и обработку игровых и рабочих мест в технический час. Это не включая постоянную влажную уборку помещения».

В Black Star Gaming Club, помимо той уборки, что делают работники клуба, клиентам выдают спиртовые салфетки, чтобы они также могли продезинфицировать игровое место. Набор мер безопасности в целом практически везде одинаковый: очистители воздуха, антибактериальное мыло, антисептики, спиртовые салфетки и постоянная уборка посадочных мест.

Однако еще не все клубы адаптировались к новым реалиям. В Winstrike Arena администратор признался, что лучше приходить в клуб со своим антисептиком и маской, так как у них соответствующих средств нет. Он также отметил, что количество посетителей в клубе сократилось: «Сейчас 20-30 человек».

Winstrike Arena на Лубянке

Администратор Midnight Cyber Club Игорь заявил, что большинство общих правил, связанных с гигиеной, действовали в клубе и раньше. С началом эпидемии к средствам борьбы с микробами добавился антисептик, которым клиентам предлагают обработать руки при входе в клуб.

Если в Midnight Cyber Club антисептик предлагают по желанию, то в петербургском клубе CyberX это стало правилом. Постоянный посетитель, хоккеист молодежного состава СКА Савва Вишневский рассказал, что при оплате игрового времени администрация клуба настоятельно рекомендует использовать антисептик.

«Антисептик был здесь и раньше, пользоваться им можно было по желанию. Сейчас он стоит на стойке администратора, и его использование стало правилом. Я как-то при оплате отвлекся на телефон, так мне тут же напомнили, чтобы я протер руки. Иногда встречаются ребята, которые приходят со своими антисептиками, один-два даже в масках были, другие посетители на них косо смотрели».

Представители всех заведений, с которыми мы общались, отметили, что сами посетители компьютерных клубов дополнительных мер предосторожности не используют. В масках и респираторах приходят лишь единицы, спиртовых салфеток или антисептиков с собой почти никто не приносит.

«Некоторые используют респираторы или маски, но это скорее исключение, нежели правило».

Разорит ли коронавирус компьютерные клубы?

16 марта власти Москвы запретили массовые собрания в помещениях более 50 человек. Cyber Loft в Yota Arena первым из столичных компьютерных клубов ушел на карантин до 31 марта.

«Мы приняли решение приостановить работу Cyber Loft в Yota Arena на период пандемии. Это наша социальная позиция: мы не хотим способствовать распространению коронавируса».

На время карантина Cyber Loft предлагает своим клиентам поучаствовать в онлайн-турнирах .

Cyber Loft в Yota Arena

Cyber Loft пока остается единственным московским компьютерным клубом, который закрылся на карантин. Однако на фоне ужесточения мер безопасности другим заведениям, возможно, вскоре тоже придется приостановить работу. Вячеслав, администратор CyberX в Братеево, вместимость которого меньше 50 посадочных мест, считает, что такой сценарий возможен, и клуб готов пойти на это, несмотря на убытки.

«Здесь прежде всего важна безопасность клиентов, рисковать чьим-то здоровьем мы не хотим».

Антон Мурашов полагает, что принудительный карантин в Москве, возможно, приведет к разорению некоторых компьютерных клубов.

«В данный момент мы прорабатываем все возможные сценарии развития событий. Потери будут зависеть от длительности карантина и, опять же, от мер, которые мы проработаем. Банкротства в Москве не исключены, но это скорее зависит от самих клубов и их возможностей».

Андрей Кандыба, занимающийся «Киев Киберспорт Ареной», считает, что последствия для индустрии зависят от продолжительности карантина. По его словам, две-три недели простоя не смогут разорить этот бизнес.

«При условии возможного принудительного карантина, безусловно, заведения подобного характера понесут убытки, но две-три недели карантина — это и близко не те сроки, при которых компьютерные клубы будут на грани банкротства».

Соучредители проекта Black Star Gaming Давид Казарян и Борис Нзале полагают, что финансовая устойчивость компьютерных клубов будет зависеть от арендодателей. Хотя это правило применимо не только к компьютерным клубам, но и к другим заведениям. При этом Казарян и Нзале считают, что введение строгого карантина на месяц — это лучше, чем нестабильный и уменьшающийся поток клиентов в течение двух или трех месяцев.

«На наш взгляд, собственники должны входить в положение арендаторов и осознавать ситуацию, происходящую на рынке, и поддерживать своих арендаторов. Мы считаем, что процент от оборота деятельности является наилучшим решением для обеих сторон. По итогу получается, что на грани банкротства может оказаться любая сфера деятельности, если не будут приняты все меры».

Малый бизнес в Москве, особенно в ресторанной сфере, сейчас максимально уязвим и готовится к банкротству . На этом фоне компьютерные клубы чувствуют себя более комфортно. Если от кафе или баров многие люди готовы отказаться на время, то фанаты видеоигр с большей неохотой жертвуют посещением компьютерных клубов. Однако в итоге все будет зависеть от темпов распространения коронавируса и от тех мер, которые примут власти. Предугадать, как сложится ситуация дальше, пока затруднительно, поэтому компьютерным клубам, как и остальному малому и среднему бизнесу в Москве и России, остается только ждать.

Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Сегодня мы затронем тему компьютерных клубов, которые исчезли так же незаметно, как и появились вновь. Сегодня мы поностальгируем над тем, как это было раньше, что мы имеем сегодня, и чем это все обусловлено. Поехали!

Расцвет - конец 90-х

Именно такими компьютерные клубы запомнили те, кто ходил в них в то время. Я же то время не застал, а впервые в компьютерном клубе оказался только в 2008 году, увы.

Один из представителей семейства компьютерных клубов Один из представителей семейства компьютерных клубов

Компьютеры тогда не были распространены так же, как сегодня, поэтому, как говорится "ели и не давились". Отсюда и "разноперстность" таких клубов.

В одном, например, могла быть тонна гопников, которые могли спокойно отжать твои минуты, а за отказ подождать, после чего встретить на входе в клуб, отняв уже часть реальных HP.

Редко встречались клубы, где были охранники. Еще реже - клубы, где компьютеры и периферия были в хорошем состоянии. Благо, у нас все с этим делом было гораздо лучше. Уж не знаю, чья это заслуга, но гопников на районе не было, а компьютерный клуб был одним из лучших в городе. Был я тогда несмышленный, но ребята постарше, с которыми я ходил в клубы, на чужие районы соваться не желали.

Компьютеры в таких клубах были совсем разные. Очень часто рядом с новеньким компьютером на Core 2 стоял старичок на Pentium 3, который мог запускать, ну разве что Героев.

Мониторы также были разные. Иногда попадались "Flatronы", как мы их тогда называли. Часто приходилось играть на компьютерах с "пузатым" ЭЛТ-монитором. Особенно доставил момент, когда однажды в клуб зашел молодой парень лет 20-ти, который принес с собой. Кактус! Конечно, не огромную бандуру, а маленький, почти карманный кактусик, но все же.

А вот как обстоят дела с матом, я не знаю. Насколько мне известно, в некоторых клубах за мат действительно давали "минутный штраф", но в нашем такого не было. Постоянно кто-то кого-то крыл матом, а нашему админу (Артем привет, если ты это читаешь!) было все равно, кто кого и когда кроет, лишь бы технику не портили.

Это было отличное время. А компьютерные клубы обрели популярность по той причине, что все стало кардинально меняться. Зарплаты в те времена были больше, а компьютеры потихоньку начали пробираться в каждый дом. Нужды в компьютерных клубах больше не было, поэтому они медленно начали терять посетителей.

Много воды утекло с тех пор

Сейчас мы возвращаемся к обратному. Компьютеры пусть и есть в каждом доме, но далеко не у всех стоят актуальные конфигурации. Очень часто наблюдаю древние компьютеры, которые до сих пор используются как домашние. Про игры на таких и речи быть не может.

Dota 2

Dota 2

Написать данную заметочку меня спровоцировало закрытие последнего компьютерного клуба у меня в районе. Не сказать, что я был завсегдатай данного заведения, но именно с этим местом у меня связано очень много впечатлений. Замечаю в последнее время, что в Москве компьютерных клубов всё меньше и меньше. А ведь раньше это был, своего рода, трактир, таверна, можно сказать; там узнавали обо всех новостях и происшествиях глобальной и локальной игровой индустрии! Были дворовые матчи по CS и DotA, были свои кумиры и т.д. Возможно, так было не у многих, но в моём детстве было именно так.

Мне было лет 9-10. Я приехал к бабушке в Касимов (маленький городок под Рязанью); тогда была полная путаница в сфере образования и даты начала и конца каникул у всех были разные. Все дети в городе учились, но не я. Первая новость, которую мне сообщил дедушка, была такой: «Там, этот, кампутерный клуб открыли». Я в припрыжку побежал к месту, которое было в диковинку для местных ребят. Цены были, мне казалось, мизерные: 10 рублей – 30 минут, 20 рублей – час и т.д. Я заплатил за 2 с половиной часа и начал «серфить» местный интернет; он был крайне медленным, и я забросил это дело. Прокатавшись час с лишним в GTA Vice City, мне пришлось лицезреть следующую картину: забегает парень лет 10-12 в компьютерный клуб, весь красный и потный, кидает администратору 10 рублей, бросает ранец и ушанку на пол и начинает во что-то «рубиться». Спустя минут 15 заходит сердитая женщина, берёт паренька за ухо и выводит его со словами: «Если ещё раз вместо моего урока придёшь сюда, я не знаю, что с тобой сделаю!»

Истории, подобные этой, есть у многих. Часто можно услышать, как ребята играли на информатике в «компы». У меня, например, классе в седьмом, был учитель по информатике – молодой практикант после университета, с которым мы играли в CoD 2 по локальной сети на оценки. Сомневаюсь, что у современных детей будет такой опыт. Хотя моя мама со мной бы поспорила…


Так почему же многие компьютерные клубы закрываются? Скажу сразу, что образования финансиста или экономиста у меня нет, и, учитывая затраты, я брал очевидные вещи параметры, которые необходимы, на мой непрофессиональный взгляд (я не беру во внимания тонкости, вроде регистрации ИП, ООО и т.д.). Мы арендуем помещение, закупаем необходимую аппаратуру и мебель. Нам нужно настроить локальную сеть, подключить стабильный интернет с хорошей скоростью, нанять опытных администраторов. Мы же не заурядный клуб: нам нужна хорошая сетевая защита. Так как контингент встречается разный, я думаю, нам нужен охранник, который не даст портить наше имущество. Нужно сделать сайт, где будет прайс и разнообразная информация о нас. Можно обзавестись каким-то буфетом или автоматами с едой, но можно обойтись и без этого. В принципе, мы готовы к открытию. Спустя месяц работы, мы понимаем, что работаем в минус. Почему? Тоооооочно. Мы не учли факторы риска…

Проблема в том, что компьютерные клубы были популярны в те время, когда у многих не было компьютера или интернета и, хочешь ты того или нет, тебе придётся идти в клуб, чтобы поиграть или просто «посёрфить». Сейчас у каждого желающего есть PC, который на минимальных настройках, но тянет многие популярные игры. Про доступ к интернету и говорить не стоит: повсеместный Wi-Fi, смартфоны с 4G и (о господи) даже с часов можно смотреть смешные картинки в «ентих ваших интернетах». Люди сидят дома, обособившись от всего реального мира, постигая виртуальные просторы через экраны гаджетов. В те времена нас объединяла нужда, так скажем, в единомышленниках и мощном «железе». Чтобы тренироваться с командой в CS, LoL, Доте или Танках, тебе не нужно ломать голову, куда пойти, где найти столько «компов» для КВшки. Сидишь дома в тепле и уюте, мама или жена на кухне готовит борщ, а ты тащишь паблики.

Кстати, заметил, что в Санкт-Петербурге с компьютерными клубами дела обстоят лучше (возможно, я не был в других городах России или мне попался хороший клуб в Спб). Там всё на высшем уровне: мощное оборудование, отличный антураж и персонал. У ребят, как я понял, свои турниры по разным дисциплинам, и они продвигают киберспорт в массы. В Москве же я знаю, 2-3 подобных заведения, которые до сих пор функционируют.


Что можно сказать напоследок… Была тут шумиха про 8 миллионов, которые направленны на развитие киберспорта в России. Сделали бы на эти деньги государственные (звучит абсурдно, но всё же) компьютерные клубы. Я посмотрел бы, что из этого получится – закрыть всегда успеют. Мне очень жаль, что такой пласт моего детства выпадает за борт. Напишите, если я не прав. Готов всеми руками и ногами поддерживать «компьютерные таверны».

Когда тренды в индустрии сильнее глобальных прогнозов.

В последние месяцы, когда нас пугали неизбежной “новой реальностью”, речь шла, в первую очередь, об экономических последствиях. Для любого бизнеса, ориентированного на постоянный контакт с клиентами, перемены, вызванные пандемией, действительно могли стать фатальными.

Так, коронавирус, как минимум до июня, лишил геймеров возможности посещать компьютерные клубы, а сами клубы – зарабатывать. Значит ли это, что уже в августе 50% из них не справятся с кризисом и вынуждены будут закрыться?

В Winstrike Retail верят, что после отмены ограничений спрос на гейминг в офлайне только возрастет . И это предположение подтверждают сразу несколько трендов, которые появились как в ходе пандемии, так и задолго до нее.

Быть геймером сегодня – это круто. И дело не только в потенциальной возможности стать киберспортсменом или стримером и зарабатывать тысячи долларов. В компьютерные игры рубятся десятки популярных спортсменов и музыкантов: от Дрейка до Неймара, от Егора Крида до Александра Головина.

Массовый интерес аудитории к игровым аренам, сформировавшийся несколько лет назад, объясняется просто: мощный ПК сейчас стоит слишком дорого – одно игровое место в клубе со всеми необходимыми для гейминга комплектующими оценивается примерно в 150 000 рублей . После игры на удобной клавиатуре и экране на 240 Гц, который позволяет быстрее реагировать на события в игре, большинство посетителей уже не хотят возвращаться к более скромной конфигурации.

Другой важный момент – игровая коммуникация. Многие соревновательные дисциплины требуют постоянного общения, и в домашних условиях атмосфера мультиплеерных игр безвозвратно теряется. Поэтому игроки идут в клубы, где уже есть все необходимые условия: современное оборудование и возможность свободно общаться с друзьями и тиммейтами.

Киберспорт и клубная индустрия – вместе, но не всегда

За последний год число компьютерных клубов в городах-миллионниках увеличилось почти в 2 раза . Всего в России, по нашей оценке, их около 1300.

Вместе с тем, нашей стране по этим показателям еще есть куда расти. Для сравнения – в Южной Корее с населением в 2,5 раза меньшим, чем у России – 30 000 клубов. Связано это во многом с тем, что многие корейцы живут в маленьких квартирах, площадь которых может не превышать 10 м². Установить компьютер в таких условиях просто некуда. При этом киберспорт в Южной Корее можно смело считать национальным видом спорта.

В России фактор, связанный с размером недвижимости, также ощущается, но не является ключевым. Гораздо важнее, что открытие современных клубов в стране совпало с трендом на sharing economy. В частности, он двигает вперед инфраструктуру киберспортивных клубов: для профессиональных игроков и рядовых геймеров строятся стадионы, клубы, киберарены, а производители оборудования становятся официальными партнерами таких площадок. Существуют даже мобильные центры киберспорта "на колесах", которые приезжают в разные города. У всех этих решений одна цель: предоставить пользователям доступ к крутому оборудованию, запрос на которое, очень высок.

При этом в последние годы рынок компьютерных клубов успешно развивается и обособленно от киберспортивной индустрии. В рамках игровых арен регулярно проходят ивенты крупных брендов, которые пытаются выйти на молодую аудиторию. Также клубное оборудование востребовано для проведения корпоративных турниров и выставочных мероприятий. Таким образом, кибеарены стали идеальной площадкой как для проведения турниров и коммуникации с геймерами, так и для реализации проектов любых масштабов.

Для игровых арен уже сейчас доступно множество новых направлений.

Одно из самых перспективных – развитие киберспорта на любительском уровне, которое позволяет сформировать вокруг клубов лояльное комьюнити. Еще до карантина киберарены собирали на региональных турнирах сотни участников по всей стране. Для многих геймеров это становится той самой ступенькой, которая ведет их с этапа любительских соревнований в профессиональный киберспорт.

Кроме того, у клубов есть все возможности самостоятельно улучшать свой сервис и предлагать пользователям новые услуги.

Так, в Winstrike начали сдавать игровые компьютеры из клубов сети в аренду всем желающим. Другим важным этапом стал запуск собственного мобильного приложения. Во-первых, оно позволило снизить нагрузку и сэкономить на персонале. Во-вторых, так удобней самим гостям клубов: они могут быстро узнать про актуальные предложения и возможности бронирования.

Но лучше всего о будущем компьютерных клубов говорит то, что даже во время карантина запрос на них продолжает расти и в рамках профессионального киберспорта, и на клиентском уровне.

В первую очередь, в клубах нуждаются в качестве площадок для проведения соревнований. Турниры в офлайне – единственная возможность гарантировать fair play в киберспорте. Чтобы игроки находились в равных условиях, у них должны быть одинаковое “железо” и параметры игрового процесса. И современные клубы способны обеспечить эти условия на всех уровнях, включая профессиональный.

На сегодняшний день ограничения, связанные с организацией киберспортивных LAN-турниров, постепенно снимаются. В Китае и Южной Корее уже доказали, что их можно спокойно проводить без зрителей на примере соревнований по League of Legends.

За две недели до начала турнира игроки стали тест на COVID-19, но на арене выступали без масок, перчаток и соблюдения дистанции.

Однако игровым аренам в отрыве от киберспорта вернуться после затяжной паузы будет гораздо труднее. Еще сложнее прогнозировать дальнейшее расширение: открыть клуб, безусловно, стало дороже – так как с ростом курса валют, выросли и цены на оборудование.

Но, если говорить про спрос со стороны B2C аудитории, то существует сразу несколько оснований полагать, что после снятия запрета на оказание услуг, он только увеличится:

В карантин видеоигры стали одним из самых популярных видов развлечения. По данным НАФИ, число россиян, которые на самоизоляции предпочитали проводить время за играми увеличилось на 15%.

Таким образом, потенциально выросла аудитория посетителей, которая с радостью проведет время в компании друзей в компьютерном клубе после нескольких месяцев карантина.

Вполне вероятно, что с ростом числа геймеров появится запрос и на открытие новых площадок: в некоторых городах с населением около 500 000 человек до сих пор нет современных киберспортивных клубов.

  • Игровые ПК и ноутбуки стали еще дороже

За последний месяц спрос на компьютерную технику вырос почти в 2 раза. По большей части это касается платформ из низшего и среднего ценового диапазона. В условиях сокращения зарплат и покупательной способности игроки не могут позволить себе устройства, которые представлены в игровых аренах.

  • Облачные игровые сервисы по-прежнему не могут заменить игровое место в клубе

Прежде всего, облачный гейминг сфокусирован на однопользовательских проектах: в них не так важен отклик, и возможные задержки не влияют на результат игры. Эти же факторы, напротив, являются ключевыми для победы в соревновательных дисциплинах.

Кроме того, при использовании облачных решений тоже нужно платить – как за игру в отдельности, так и за использование сервиса. И существенной выгоды, в сравнении с сессией в клубах, игроки не получат.

Таким образом, если аудитория геймеров за 2 месяца привыкла к просмотру фильмов в онлайне, общению и учебе через Zoom и доставке еды до двери, то бюджетной альтернативы условиям, которые есть в клубах, у нее все еще нет.

Подтвердятся ли все оптимистичные прогнозы станет ясно совсем скоро – киберарены начнут постепенно открывать свои двери для игроков в течение лета. Несмотря на все сопутствующие трудности, в ритейл-направлении холдинга Winstrike считают, что у многих клубов в индустрии есть хорошие шансы пережить кризис и использовать полученный опыт для дальнейшего развития.

Петербургское издание «Бумага» обошло заведения четырёх крупных городских сетей интернет-кафе и компьютерных клубов и выяснило, почему они до сих пор пользуются спросом и кто их посещает. Оказалось, что зачастую их функция сводится к распечатке документов, но в некоторых из них остаётся костяк геймеров, не имеющих возможности приобрести мощную технику, а в других — пожилые люди, которым нужна помощь экспертов при использовании интернета.


Интернет-кафе «59–57». Фото «Бумаги»

Стоимость использования компьютеров зависит от времени и во всех клубах разная. Самая низкая цена — 70 рублей за час, самая высокая — 30 рублей за 15 минут. Иногда клиенты арендуют место сразу на сутки, а затем продлевают его по часам.

Почти все опрошенные «Бумагой» представители интернет-клубов сходятся во мнении, что их бизнес держится на постоянных клиентах. По мнению администратора интернет-кафе Cafemax Нелли, закрытие большинства заведений такого рода связаны с популярностью мобильных устройств с доступом к Wi-Fi и мобильному интернету, а потребность в общении частично закрывает ниша антикафе.

Администратор кафе «59-57» Андрей заявил, что этот бизнес может «выстрелить» в будущем, когда в наличии появится техника для полной имитации виртуальной реальности. Пока никакие крупные игроки рынка их не выпустили в открытую продажу, и даже на будущие розничные комплекты Oculus Rift и HTC Vive цены пока неизвестны.

Андрей считает, что если в кафе появятся игры с полным погружением в киберреальность, то такие заведения станут только популярнее: полный набор техники обойдется примерно в 20 тысяч долларов, позволить себе такое могут немногие.

«Бумага»

Интернет-клуб «Золотая середина» был основан заядлым геймером на деньги, вырученные от участия в международном чемпионате по киберспорту. В клубе чаще всего остаются именно игроки: на компьютерах есть аккаунты в сервисе Steam с уже загруженными играми, а руководство специально следит, чтобы школьники не задерживались допоздна. Родителям даже позволяют принести фото своего ребёнка, чтобы того не пускали в заведение.


Интернет-клуб «Золотая середина». Фото «Бумаги»

Однако по мнению администратора «Золотой середины» Егора, игровые компьютерные клубы уже отжили своё, а его компании удалось выжить только благодаря хватке руководителя, знающего потребности геймеров, и отсутствию конкурентов.

Компьютерные клубы — почти мёртвый бизнес, мы одни из последних. Думаю, мы выжили только потому, что исчезли все остальные. Ну и шеф у нас молодец: из грязи — в князи. Возможно, именно потому, что он сам был геймером и знает потребности клиента изнутри, ему и удалось построить этот бизнес правильно, избежав ошибок и не допустив закрытия.

Егор, администратор «Золотой середины»

По мнению Егора, интернет-кафе выживают за счёт сохраняющейся дороговизны мощных игровых компьютеров и существования периодической экстренной необходимости у клиентов что-то распечатать или посмотреть в интернете.

Многие заведения закрываются, отметил администратор интернет-кафе «5.3 GHz» Валентин, но не обновляют информацию о себе, и при поиске в интернете кажется, что компьютерных клубов ещё существует масса. По его мнению, удовлетворить все потребности клиентов одним лишь доступом к Wi-Fi нельзя: в его кафе можно снять VIP-компьютер с лицензионным офисным пакетом Microsoft, арендовать веб-камеру или наушники.

Читайте также: