Подумайте как применяются qr коды в сфере образования приведите примеры

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бурлуцкая Н.А.

Современное общество ставит перед образованием задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах. Преподаватели могут лишь подтолкнуть к этому посредством применения новых интересных методов обучения и образовательных технологий. В статье показываются возможности QR-кодов как интерактивного средства обучения, способного повысить заинтересованность и мотивацию обучающихся.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бурлуцкая Н.А.

Mobile learning или информационно-коммуникационные технологии в работе преподавателя иностранного языка Современные информационные технологии в обучении студентов часть 5. Мобильные технологии в медико-биологическом образовании Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку Использование современных мобильных устройств при обучении математике в вузе с целью активизации самостоятельной работы студентов Система мобильного обучения в языковой подготовке студентов вузов i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

QR-CODE AS MEANS OF INCREASE OF MOTIVATION OF LEANING

Modern society wants to get active and responsible graduates who subsequently be able to transform the life of their country in all its spheres. Teachers can only push this through the use of new and active educational technologies. The article shows the possibilities of QR-codes as an interactive learning tool that can increase the interest and motivation of students.

Текст научной работы на тему «QR-коды как средство повышения мотивации обучения»

ГАПОУ СО «Нижнетагильский горно-металлургический колледж

имени. Е.А. и М.Е. Черепановых» г. Нижний Тагил, Россия

QR-КОДЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Современное общество ставит перед образованием задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах. Преподаватели могут лишь подтолкнуть к этому посредством применения новых интересных методов обучения и образовательных технологий. В статье показываются возможности QR-кодов как интерактивного средства обучения, способного повысить заинтересованность и мотивацию обучающихся.

Ключевые слова: QR-код, мобильное обучение, портативные устройства, современные технологии, повышение мотивации.

Teacher of special disciplines Mining and Metallurgy college Nizhny Tagil, Russia

QR-CODE AS MEANS OF INCREASE OF MOTIVATION OF LEANING

Modern society wants to get active and responsible graduates who subsequently be able to transform the life of their country in all its spheres. Teachers can only push this through the use of new and active educational technologies. The article shows the possibilities of QR-codes as an interactive learning tool that can increase the interest and motivation of students.

Keywords: QR-code, mobile learning, handheld devices, modern technologies, increasing motivation.

Стремительное распространение мобильного интернета и портативных устройств открыло миру большое количество возможностей. На данном этапе активно развивается такой образовательный тренд, как Mobile Learning -мобильное обучение. Практика показала, что мобильные устройства и приложения легко встраиваются в процесс обучения и делают его более эффективным [6]. Не подлежит сомнению тот факт, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством своих гаджетов [4]. В данной статье будут рассмотрены

возможности использования QR-кодов в современном образовательном процессе.

Под QR-кодом (от англ. Quick Response - быстрый ответ) понимают миниатюрный носитель данных, который хранит текстовую информацию объемом порядка трёх тысяч байт. Эти данные кодируются с помощью специальных программ или сервисов в виде чёрно-белых или цветных квадратов (см. рис. 1).

Рис. 1. Изображения одного QR-кода

QR-код также содержит в себе дополнительные данные, которые требуются для правильного декодирования информации специальными программами мобильных устройств.

Данный код в полной мере отвечает современным требованиям к получению и распространению информации, делая этот процесс удобным, оперативным и интерактивным. В настоящее время любой смартфон или планшет легко сможет распознать и расшифровать информацию из QR-кода. Для этого нужно поднести камеру мобильного устройства с установленной программой для распознавания QR-кода к изображению кода. Программа произведёт расшифровку, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное содержимым кода. Наиболее распространёнными являются следующие форматы данных:

- web-адреса: прочтение кода направляет пользователя на нужный интернет-ресурс, избавляя от необходимости вводить множество знаков в адресной строке браузера;

- контактные данные: можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера;

- адрес электронной почты: QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата;

- картографическая информация: в QR-коде могут быть зашифрованы географические данные, что позволяет посмотреть расположение того или иного объекта в таких сервисах, как Google Maps, 2ГИС, Яндекс.Карты;

- телефонные номера: при сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок;

- текст, который может выступать в роли информационной справки по определённой тематике.

В той или иной форме обучающиеся ежедневно работают с информацией. Они осуществляют поиск, обработку, накопление, передачу информации, переводят её из одной формы в другую и т.д. Использование сервисов для различных видов обработки информации, во-первых, может оказать помощь преподавателям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности; во-вторых, приведёт к привлечению внимания школьников и студентов, к их большей заинтересованности по сравнению с традиционными формами обучения и позволит повысить их мотивацию.

Рассмотрим возможности использования системы QR-кодов в образовательном процессе в качестве средства повышения мотивации обучающихся [2]:

1. В QR-коды можно помещать ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, помогающие решить конкретную учебную задачу. Распечатав коды, их можно вклеивать в рабочие тетради и блокноты обучаемых.

2. При организации проектной деятельности с помощью QR-кодов можно представлять коллекции ссылок, информационные блоки, комментарии, а затем публиковать страницах сайтов поддержки проекта, плакатах.

3. QR-коды, содержащие ссылки на Интернет-ресурсы, можно размещать на информационных стендах учебных кабинетов и лабораторий в качестве видео или мультимедиа комментария к учебному материалу. Это позволит значительно обогатить информационное насыщение стендов аудиторий.

1С1о//6о1/-.| 1С1о//оо1/п.| 1С1о//6о1/-.|

Письменный опрос: QR Challenge Письменный опрос: QR Challenge Письменный опрос: QR Challenge

Question 1 (of 5) Question 4 (of 5) Qu estion 5 (of 5)

быстро ответить на предложенный вопрос и высказать своё мнение. Начало работы с сервисом не предполагает обязательной регистрации. Данный сервис имеет функцию автоматического построения диаграммы предпочтений (см. рис. 4), а также поддерживает экспорт результатов опроса в формат Excel (прямая ссылка на результаты опроса:

Рис. 3. QR-код онлайн-опроса

Как часто вы сканируете QR-код? п Montimctcr

Рис. 4. Диаграмма предпочтений

6. Одним из способов индивидуализации обучения может стать выдача домашних заданий, зашифрованных в QR-коды - это уменьшит вероятность списывания и повысит интерес студентов.

7. Заинтересовать и привлечь внимание обучающихся можно при проведении различных игр, мероприятий, в том числе внеклассных, когда на одном из этапов задание будет предложено в виде QR-кода, прочитав который можно будет выполнить задание.

8. QR-коды можно размещать на бумажных и электронных визитках, бейджиках участников различных мероприятий, конференций, слетов.

В современном мире сотовые телефоны имеют практически все (обучаемые, преподаватели, родители и др.), что позволяет широко использовать возможности этих технологий в практической деятельности.

Поскольку QR-коды не были лицензированы, каждый человек может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для создания и продвижения QR-кодов имеется множество сервисов и программ. При этом в

большинстве из них есть возможность сохранения изображения кода в различных графических форматах (например, jpeg, png, tiff), распечатывания, непосредственного внедрения кода в публикуемый документ, отправки по электронной почте, публикации в сети Интернет.

Существуют множество сервисов для генерирования QR-кодов. Вот некоторые из них [2]:

Для распознавания QR-кодов также разработано множество программ и различных сервисов. Распознавать коды можно с помощью:

- камеры мобильного устройства и программы, установленной на него (QuickMark);

- web-камеры и программного обеспечения компьютера/ноутбука (bcWEBcam);

- онлайн-сервиса или программы, в которую можно загрузить графическое изображение, содержащее код, или указать ссылку на страницу с кодом (ZXing Decoder Online, bcTester).

Программы и сервисы, перечисленные выше, распространяются и могут быть использованы бесплатно.

Таким образом, QR-коды являются современным информационным средством, которое может эффективно использоваться в образовательном процессе и помогает достигнуть следующих целей [4]:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новых видов учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность школьников и студентов.

1. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 8. С. 308314.

5. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе // Молодой ученый. 2015. №8. С. 974-976.

Описание слайда:

«QR – код и
его использование
в образовательном
процессе»

Описание слайда:


Что такое QR-код?
Quick Response — (англ.) «быстрая реакция», «быстрый отклик». Это современный способ кодирования небольших объёмов символьной информации в графической картинке.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Применение QR-кодов в обучении

Описание слайда:

Как создать QR- код?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Как декодировать ?
Прочесть код возможно при
помощи камеры обычного
мобильного телефона.
Достаточно навести её на код
и на экране появится его
содержимое .

Описание слайда:

Программное обеспечение
Нужно лишь установить на
мобильный телефон
небольшую свободно-
распространяемую
программу для чтения
QR-кодов. Для работы она
не требует доступа в
Интернет.

Описание слайда:

Можно закодировать:
• вопросы, загадки, анаграммы;
• адреса сайтов в Интернете;
• номера задания, страниц, кабинета, полки и т.д.;
• координаты какого-либо места;
• числовые выражения;
• задания или, напротив, ответы.
• кодировать то и другое (совмещать вопрос с ответом);
• даты с событиями;
• выражения с их значениями и т.д.

Описание слайда:

• значительное повышение мотивации к обучению;
• углубление и повышение качества знаний обучающихся;
• личная заинтересованность в добывании знаний;
• отличное настроение и позитивный настрой;
• ситуация успеха для каждого обучающегося.

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс.docx

«QR – код и его использование

в образовательном процессе»

Учитель математики МОУ Сужинская СОШ Чултумова И.Н.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Одной из главных целей образования является повышение педагогического мастерства преподавателя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний и направленно на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности.

Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика. В век информационных технологий мы все должны уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Поэтому в современном образовательном процессе очень важными технологиями становятся информационно-коммуникационные (ИКТ), цель использования которых:

  • развитие личности учащихся, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества;
  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;
  • мотивация учебно-воспитательного процесса.

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Внедрение ИКТ осуществляю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

В основном мы используем урок с мультимедийной поддержкой, что целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Презентацию использую их на разных этапах урока: в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Работа с интернет ресурсами: в основном, эта работа на собственном сайте, Учи.ру, Я-класс, РЭШ, Skysmart и др.

C использованием программы QR-кода

Все мы, учителя считаем, что в школе мобильные телефоны использоваться не должны по нескольким причинам: 1) они просто отвлекают детей от учебы; 2) они могут служить неполезными устройствами, которые могут содержать подсказки, шпаргалки.

Как же сделать то, что “мешает” процессу обучения необходимым перспективным инструментом -помощником, способным расширить информационное пространство современного школьника?

Детям в современных классах очень комфортно с мобильными устройствами, и учителя могут воспользоваться преимуществами этих устройств, включая их в свои уроки через доступные и простые в использовании технологии, такие как QR-коды.

Что же такое QR-код?

QR-код — квадратная картинка, в кото­рую закодирована информация. Это мо­жет быть обычный текст, адрес в Интер­нете, телефон, координаты какого-либо места и т.д. Их специальный вид облег­чает чтение заложенных данных с помо­щью современных мобильных телефо­нов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру телефона на код и тут же получить доступ к его содержимому.

QR-код позволяет пользователям, обладающим смартфонами, за какие то 10 секунд интерактивно получить самую разную информацию на свои мобильные устройства. Вот что написано в Википедии про данный вид кодирования: «Основное достоинство QR-кода это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, что дает возможность широкого его использования».

Закодировать под этот код возможно что угодно, будь то видео с какого-то сайта, страница в социальных сетях, номер телефона. В образовательных целях можно: закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу; разместить такие коды на информационных, новостных стендах; использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое, всё дело лишь в вашей фантази QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо уэйв) в 1994 году.

Несомненным достоинством QR-кода является простота создания, что позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных этапах уроках, а также во внеурочной деятельности.

Закодировать можно любую информацию, представленную в различных форматах. Нас, педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.

Сегодня существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия :

1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder . ru или просто «генератор qr кода»

2) Вводим любое слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко. Например слово снег.

3) Нажмем на кнопку «создать код» ( 8 слайд)

4) С правой стороны экрана появится ваш qr -код. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Word

5) Нажмем на кнопку «создать код»

С правой стороны экрана появится ваш QR -код

Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.

Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого мы в поисковике вводим сочетания «распознать qr код», «сканировать код»

Возможности QR-кодов неограниченны! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. QR-коды есть что-то необычное для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!

1 слайд. Нас как педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных занятиях, украсить и разнообразить их.

-Ведите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко.

4 слайд. Нажмите на кнопку «создать код»

- С правой стороны экрана появится qr – код

5 слайд. С правой стороны экрана появится ваш qr-код

- Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.

6 слайд. Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.

- Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого мы в поисковике вводим сочетания «распознать qr код», «сканировать код»

В своей работе я уже начала использовать QR-коды.

Тема этой недели в нашей группе: зимующие птицы, мы закодировали пение разных птиц. Дети, прослушав пение, распознают, что эта за птица.

Сейчас мы с вами тоже поиграем в игру «Угадай, что за птица», отсканируйте QR-код и по очереди воспроизводите аудио по ссылке.

7 слайд. Так же я кодирую консультации на стендах и буклетах для родителей. Родители могут считать QR-коды, где закодирован сайт с этой консультацией, и почитать ее дома, а не в раздевалке.

Можно кодировать рисунки и поделки детей и тогда в телефоне у родителей будет собрано портфолио с достижениями своего ребенка.

Прикрепив QR-коды на горшки с цветами в группе у меня всегда под рукой есть ссылка на сайт с информацией про этот цветок.

На занятиях мы все часто используем звуки природы для расслабления и снятия напряжения у детей, их тоже можно закодировать и быстро воспроизводить, не тратя время на поиск необходимой мелодии.

Прикрепив QR-коды на книгу мы можем в любой момент найти любимую аудиосказку и послушать ее с детьми.

Современные технологии вошли в нашу жизнь и активно используются даже в школе, помогая удерживать внимание и вовлеченность учеников, а сами уроки сделать максимально захватывающими и интересными. QR-код в процессе обучения набирает обороты, однако его использование имеет некоторые нюансы.

Что такое QR-код

Использование учителями QR-кода в обучении

QR (quick response) – быстрый отклик (в переводе с английского). Этот двухмерный штрих-код был разработан японской компанией Denso Wave в конце прошлого века. Благодаря ему в небольшом квадратике размещается 2953 байта информации.

QR-код «заточен» на быстрое кодирование и считывание текстов , URL различных сайтов, активных ссылок для скачивания информации и пр. Он позволяет кодировать намного больше информации, чем обычный штрих-кода. Трудно встретить ученика, не имеющего смартфона, этот девайс как раз и может использоваться для декодирования QR.

Музеи и книжные издательства уже давно начали использовать QR-коды, чтобы кодировать дополнительную информацию о памятниках и объектах культурного наследия и размещать активные ссылки на свои сайты. Туристические компании тоже не остались в стороне и задействовали это новшество, чтобы разместить на объектах, интересующих туристов, информацию на разных языках.

Как прочитать кр код на смартфоне? Необходимо всего лишь поднести смартфон, на котором установлена специальная программа, и декодировать информацию, которая в обычном виде может занимать до двух страниц А4. Полученную информацию можно сохранить на своем телефоне или перейти по предложенной ссылке и ознакомиться с информацией на сайте.

Как создать QR-код

Если знать, как это правильно делать, создать QR-код несложно. Специальное обучение qr коду не требуется. Потребуется лишь онлайн-генератор, который можно найти на любом из предоставленных ниже ресурсов.

Программы и приложения для распознавания QR-кодов

Для чтения QR-кодов есть множество программ и приложений , в том числе камера мобильного телефона и программа, установленная на него (QR-сканер); web-камера, программное обеспечение компьютера и ноутбука. Прочитать кр код поможет и онлайн-сервис, куда загружают графическое изображение.

В наши дни QR-кодирование нашло применение и в образовании. К числу программ, которые можно бесплатно установить на личные смартфоны учеников, относятся следующие:

  • ScanLife (Windows Mobile, Blackberry, Android OS, iPhone, Java).
  • NeoReader (Android OS, iPhone, Symbian, Windows Mobile, Windows Phone, Java, Blackberry).

Как прочитать кр код на айфоне? Использовать вышеуказанные программы! Они подходят для распознавания различных QR-кодов, в том числе и на iPhone.

Как использовать QR-коды в процессе обучения

Использование QR-кодов в образовательном процессе

  1. Можно закодировать задания.
  2. Кодировать ссылки на мультимедийные источники с дополнительной информацией по изучаемой теме.
  3. Закодировать информационные блоки и активные ссылки для работы над проектом.
  4. Кодировать ссылки на аудио- и видеоконтент.
  5. Обеспечить связь с онлайн-контентом (электронные библиотеки и пр.).

Наиболее популярная форма урока, когда активно используются QR-коды, – это квест. Учитель готовит маршрутный лист для поэтапного выполнения заданий. Учащиеся должны прочитать кр код, который перенаправит их на страницу в интернете.

Некоторые педагоги проводят квест «Предновогодний марафон», подразумевающий ежедневное выполнение учащимися творческих заданий.

QR-код в процессе обучения позволяет максимально заинтересовать детей. Задания с использованием современных технологий, а именно QR-кода, очень нравятся учащимся, они задействуют их воображение, увеличивают вовлеченность и мотивацию. Дети активно используют цифровые технологии в повседневной жизни и применение их на уроках позволяет продемонстрировать уже имеющиеся навыки.

Читайте также: