Показал что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе

Обновлено: 07.07.2024

В работе Р. Шепарда и М.Тетцуняна рассматривалась способность испытуемых узнать повторяющееся число в ряду из предъявленных 200 чисел как функцию количества чисел между первым и вторым появлением числа в ряду. Было показано, что испытуемые легко справляются с заданием, пока это количество не превышает шести чисел, затем кривая эффективности узнавания монотонно снижается, приближаясь к нулевой отметке примерно при 40 промежуточных числах. Казалось бы, объем кратковременной памяти на числа измерен. Мы способны безошибочно воспроизводить ряд цифр, не превышающий 6 — 7 элементов.

Полученные данные согласуются с обыденным опытом. Действительно, человек без труда запоминает обычные шестизначные почтовые индексы и семизначные телефонные номера, но часто путается, когда длина цифрового ряда выходит за эти границы (должно быть поэтому компании сотовой связи устанавливают высокие расценки на так называемые «прямые» номера и снижают цены на «федеральные», т.е. включающие дополнительные комбинации цифр). Однако эти результаты показались неполными Д. Норману и Н. Во. По их мнению, проведенное исследование не показывало, от чего именно зависит найденная закономерность: от количества поступивших в кратковременное хранилище цифр или от времени, которое прошло между предъявлениями. Другими словами, почему испытуемые не могут заметить, что целевая цифра уже встречалась им в ряду? Потому ли, что «новые» шесть цифр «вытесняют» находящиеся в кратковременном хранилище элементы, или потому, что, пока заучиваются «новые» элементы, «старые» исчезают под влиянием времени. Первый вариант связан с действием механизма интерференции, а второй — угасания (рис. 30).

Д. Норман и Н. Во в своем исследовании контролировали действие обеих переменных: и количество цифр между целевыми элементами, и время между первым и вторым предъявлением цифры в ряду. Они показали, что основным механизмом потери информации из кратковременной памяти является интерференция. Другими словами, «старая» информации, находящаяся в кратковременном хранилище, вытесняется вновь поступающей.

Использованная ими экспериментальная процедура была практически аналогична методике Р. Шепарда и М.Тетцуняна. Испытуемым предъявляли ряд из 16 цифр. Одна из цифр была «зондом». Она появлялась в списке дважды. Задача испытуемого заключалась в том, чтобы, услышав второй раз одну и ту же цифру, вспомнить цифру, которая предшествовала ей при первом предъявлении. Например, испытуемому давали ряд: 1, 2, 5, 7, 6, 3, 4, 5. Так как в данном случае зондом была цифра «5», правильный ответ — «2».


Если гипотеза о преобладании механизма интерференции в кратковременной памяти верна, то успех решения задачи должен зависеть от количества цифр, которые включены в ряд между цифрами-зондами, и не зависеть от скорости предъявления цифр. Действительно, в том случае, когда за равный промежуток времени испытуемому «успевали» прочесть различное количество цифр между цифрами-зондами (например, четыре или шесть цифр), он лучше справлялся с задачей при четырех «интерферирующих единицах», чем при шести. Однако эффект исчезал, когда интервал между предъявлениями приближался к 30 с. Таким образом, авторы пришли к выводу, что кратковременное хранилище структурно приспособлено к удержанию около шести элементов, которые, с одной стороны, подвержены интерферирующему воздействию вновь поступающей информации, а с другой — угасают в течение 30 с.

Что означает формула «шесть элементов»? Можно ли данные, полученные для цифрового и буквенного материала, распространить на слова, многозначные числа, осмысленные фразы и т.д.? Нам действительно трудно удержать в памяти цифровой ряд, превосходящий 6 —7 элементов, но мы легко можем запоминать многобуквенные слова (например, слово «достопримечательность» — 21 буква). Другими словами, на какой параметр поступающей стимуляции «настроено» кратковременное хранилище: на ее физические или какие-либо иные свойства? Очевидно, что перед нами встает вопрос об измерении «размера» элемента, который входит в кратковременную память.

Первая попытка подсчитать, сколько элементов способна вместить кратковременная память, восходит к классическим исследованиям объема сознания В. Вундта. В своих опытах по изучению объема сознания он установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов.

Способность человеческого сознания одновременно удерживать не более шести изолированных элементов, по мнению В. Вундта, была эмпирически обнаружена задолго до его исследований. Так, разработанный французским учителем XVIII в. Л.Брайлем алфавит для слепых кодирует каждую букву при помощи комбинации выпуклых точек. Каждый из символов в этом алфавите включал в себя не более шести точек (рис. 31). Таким образом, слепой мог одномоментно распознать букву, прикасаясь к конфигурации выпуклых точек.

Количественной мерой объема сознания для В. Вундта служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся такой длиной ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Он давал испытуемым прослушивать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса раз — два — три) и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Для этого нужно было сравнить удерживаемый в памяти ряд звуков с непосредственно воспринятым. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что процедура эксперимента предполагала сопоставление материала, находящегося в сенсорном регистре, с содержанием кратковременной памяти. Испытуемые давали верные ответы для восьми двухдольных, шести трехдольных и пяти четырехдольных тактов. Очевидно, что «количество информации», содержавшейся в этих тактах, было различным как по физическим параметрам (16, 18, 20 ударов соответственно), так и в отношении содержания (изолированный звук либо более или менее сложная мелодическая конфигурация). Таким образом, был зафиксирован факт, что человек способен удерживать в памяти единицы различной емкости. Но как сопоставить «информационную нагруженность» разнородных объектов? Что, например, окажется более нагруженным: геометрическая фигура или число; всегда ли информационно равны одинаковые по длине слова (например, «перекресток» и «университет»)?


Дж. Миллер в работе «Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию» предложил способ количественного измерения информации вне зависимости от того, в какой форме она представлена. В качестве меры информации им была введена так называемая двоичная единица информации, т.е. количество информации, необходимое для принятия решения о выборе из двух равновероятных альтернатив, в качестве условной меры информационной нагруженности. Что такое двоичная единица? Например, вам нужно догадаться, какого пола человек по фамилии Короленко. Человек, носящий такую фамилию, может с одинаковой вероятностью оказаться как мужчиной, так и женщиной. Для решения этой задачи вам понадобится одна двоичная единица (дв. ед.) информации, две дв. ед позволяют произвести выбор из четырех возможностей (например: на какую лапу прихрамывает собака?); три дв. ед. — из восьми возможностей (в каком направлении от Москвы находится Париж — на севере, юге, западе, востоке, юго-западе, северо-западе, юго-востоке или северо-востоке?); четыре дв. ед — из 16 возможностей (где выйдет пассажир, если он сел на станции «Университет» Московского метрополитена на поезд в направлении центра?); пять дв. ед. — из 32 возможностей (какой зуб может заболеть?) и т.д.

Сначала Дж. Миллер рассматривал гипотезу, согласно которой кратковременная память вмещает только определенное количество двоичных единиц информации. При этом абсолютное количество элементов может быть различным, важно только, чтобы сумма их информационных нагрузок не превышала предельной емкости системы. Например, каждая десятичная цифра несет 3,3 дв. ед. (так как существует выбор из десяти альтернатив от 0 до 9). Известно, что мы можем удержать в среднем 7 цифр, т.е. 23 дв. ед. Каждая буква русского языка несет около 5 дв. ед (выбор из 32 альтернатив). Исходя из логики, изложенной выше, следовало бы предположить, что мы можем удержать не более 4,6 букв. Однако, как видно из рис. 32, гипотеза Миллера о стабильной информационной емкости подсистемы кратковременной памяти, проверенная в эксперименте Дж. Хайеса, не подтвердилась. Несмотря на то что объем запоминания снижается с девяти элементов для двоичных чисел (одна дв. ед. информации на элемент) до пяти элементов для односложных слов (десять дв. ед. информации на элемент), результаты далеки от предсказанных исходной гипотезой. Количество воспроизведенной информации не является постоянной величиной и почти линейно возрастает с увеличением поступающей информации, приходящейся на один элемент. Причем абсолютное число воспроизведенных элементов постоянно находится в диапазоне «магического числа 7 ± 2».


С учетом полученных данных Дж. Миллер приходит к выводу, что кратковременная память ограничена числом запоминаемых единиц, а не их информационной нагруженностью. Он вводит различение между количеством информации и «чанком» информации (от англ. chunk — ломоть, кусок). «Чанк» представляет собой своеобразную ячейку памяти, в которую можно поместить как «мало», так и «много» информации. «Поскольку объем памяти равен ограниченному числу ячеек, мы можем увеличить число двоичных единиц, приходящихся на одну ячейку информации, путем построения все больших и больших ячеек, причем так, чтобы каждая ячейка содержала больше информации, чем раньше» (Миллер Дж. — 1965. — С. 575). Очевидно, что в реальной жизни нам выгоднее оперировать с информационно богатыми, чем с информационно бедными элементами.

Процесс укрупнения ячеек Дж. Миллер называл перекодированием. Перекодирование — это процесс, в ходе которого ранее изолированные элементы объединяются в группы. Одним из наиболее экологически валидных примеров укрупнения ячеек кратковременной памяти является создание осмысленных слов из потока буквенной стимуляции.

Дж. Боуэр предъявлял на слух испытуемым ряды букв. Буквы произносились либо в постоянном темпе, либо с различными интервалами. Например, при монотонном предъявлении ряд мог иметь такой вид:

В случае с варьируемыми паузами, ряд принимал следующую форму:

Хотя число букв во всех трех рядах идентично, результаты воспроизведения в третьей серии были значимо лучше, чем в двух предшествующих. Дж. Боуэр связывал полученные результаты с тем, что совпадение со знакомыми акронимами (буквенными сокращениями) позволяло сформировать более богатые ячейки памяти.

Сходные данные были получены в исследовании А. Бэддели, Р.Конрада и У.Томсона по методике последовательных приближений буквенных комбинаций к естественным словам английского языка. С помощью компьютера было подсчитано, с какой частотой в нормальном тексте встречаются отдельные буквы и их сочетания. На основании выявленных частот были созданы десятибуквенные ряды, изменяющиеся от случайного набора к приближению первого порядка (буквы встречаются с характерной для языка частотой), потом к приближению второго порядка (пары букв встречаются с типичной частотой), потом к приближению третьего порядка (типичная частота троек букв) и, наконец, реальные слова языка. Так, примером комбинации букв случайного набора может служить ряд RCIFODWVIL, примером приближения первого порядка — TNEOOESHH, примером приближения второго порядка — HIRTOCLTNO, примером приближения третьего порядка — BETEREASYS, примером реального слова — PLANTATION (плантация). Было установлено, что вероятность безошибочного воспроизведения буквенного ряда возрастает с приближением к словам естественного языка (рис. 33). Данный феномен получил название эффект лексичности (lexicality effect).


Явление укрупнения элементов, помещаемых в ячейки кратковременной памяти, было продемонстрировано и на материале целостного текста. Э.Тульвинг и Дж. Пэтко использовали списки из 24 слов, которые также различались по своей близости к осмысленному тексту. Число припоминаемых слов находилось в прямой зависимости от порядка приближения к литературному тексту. Испытуемые воспроизводили пять-шесть структурных элементов, объем которых увеличивался от одного до трех слов по мере нарастания совпадения с устойчивыми синтаксическими конфигурациями языка. Они ввели понятие заимствованная структурная единица, которая отражает наличие в долговременной памяти, стабильной группы стимулов. Эти стимулы опознаются как целое, безошибочно воспроизводятся в правильном порядке, и, соответственно, имеется возможность их заимствования для обеспечения процесса структурирования содержаний в кратковременной памяти. Например, для запоминания текста вида: «Она вышла из дома ровно в пять» — требуется четыре заимствованные единицы («она», «вышла», «из дома», «ровно в пять»), а для запоминания текста вида: «Из пять в вышла она дома» — уже шесть единиц, так как каждое слово в данном случае должно будет распознаваться изолированно.


Правило, согласно которому объем кратковременной памяти не зависит от количества информации в отдельном элементе, а определяется постоянным числом ячеек памяти, которые могут быть как богаты, так и бедны информацией, действует в достаточно широких пределах. Однако, как и всякое правило, оно имеет ограничения. Нельзя увеличивать информационную нагрузку ячейки памяти до бесконечности. Математическая зависимость, связывающая объем кратковременной памяти и абсолютное количество содержащейся в запоминаемом материале информации, была описана П. Б. Невельским. Он установил, что данная зависимость носит линейный характер, причем при обогащении элементов информацией в 40 раз (с 0,5 до 20 дв. ед.), количество структурных единиц, с которым могла оперировать кратковременная память, сокращался только в четыре раза (с 12 до 3) (рис. 34).

Одна из традиционных проблем психологии памяти проблема объема кратковременной памяти с использованием информационного подхода была сформулирована следующим образом: зависит ли объем кратковременной памяти от количества информации, содержащейся в запоминаемом материале. Одним из первых эту проблему исследовал Дж. Миллер.

В его эксперименте использовались три вида стимульного материала: двоичные числа, десятичные числа и слова, отобранные из 1000 односложных слов. Длина алфавита для этих символов, соответственно, составляет 2, 10 и 1000 символов, что соответствует 1, 3.3 и 10 двоичных единиц на символ.

Результаты исследования показали, что при различном материале объем кратковременной памяти почти не изменяется. Для двоичных чисел объем кратковременной памяти составил 9, для десятичных чисел 8, а для односложных слов 5 символов. В информационных мерах объем кратковременной памяти составил, соответственно, 9,26 и 50 дв. ед. Таким образом, с увеличением информации на символ на входе в 10 раз объем кратковременной памяти в символах уменьшается в 1,8 раза, а объем памяти в двоичных единицах увеличивается в 5,5 раза.

Таким образом, Дж. Миллер экспериментально показал, что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, предел которого составляет 7 2. Иначе говоря, объем кратковременной памяти определяется постоянным числом кусков информации, которые могут быть и богаты, и бедны информацией.

С этим фактом обусловленностью объема памяти количеством символов независимо от содержащейся в них информации Миллер связывает проблему кодирования информации.

Важно кодировать запоминаемый материал символами, содержащими много информации. Это выглядит так, как если бы мы должны были носить все наши деньги в кошельке, вмещающем только семь монет. При этом для кошелька безразлично, что это за монеты-пенни или серебряные доллары.

Уточнение результатов Миллера было получено в опытах П.Б. Невельского(1965). Автор показал, что с изменением информации на символ в 40 раз(с 0,5 до 20 дв. ед.) объем кратковременной памяти испытуемых изменяется всего в 4 раза(с 12 до 3 символов).

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

б) Дж. Миллер;

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

б) гештальтпсихологии;

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

в) заучивания;

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

в) предел неизвестен;

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

а) механизмы предвнимания;

в) проговаривание;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

б) ассоциациями;

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

г) Дж. Локк.

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

а) по смежности;

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

в) по контрасту;

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

б) Ф. Гальтона;

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

в) Б.В. Зейгарник;

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

65. Автором теории забывания как следствия постепенного угасания следов памяти является:

в) Г. Эббингауз;

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

а) реминисценции следов памяти;

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

б) ретроактивная;

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

г) Р. Аткинсоном.

76. Автором(ами) теории о забывании как результате тормозящего влияния со стороны побочных, интерферирующих воздействий являются:

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

77. Забывание обычно протекает как процесс:

б) непроизвольный;

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

б) от его содержания и степени осознанности;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

25. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

26. Оперативную память как вариант кратковременной памяти под определенным углом зрения рассматривает:

б) С.Л. Рубинштейн;

27. Модель оперативной памяти разработал(и):

а) А. Бэддли и А. Хитч;

б) Р. Аткинсон и М. Шиффрин;

28. Основной характеристикой оперативной памяти является:

а) кратковрменность сохранения;

б) действия на уровне рецепторов;

в) неустойчивость к помехам;

29. У. Найссером было введено в научный оборот понятие:

а) эхоническая память;

б) оперативная память;

в) автобиографическая память;

30. Структура долговременной памяти:

31. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

32. Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал:

33. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид:

б) параллелограмма развития;

в) квадрата развития;

34. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования:

35. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:

36. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимуль-ного материала называется коэффициентом:

б) точности запоминания;

37. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем:

а) мобилизационной готовности;

б) объема памяти;

38. Прочность запоминания не зависит:

а) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта;

б) от значимости соответствующего материала для достижения предстоящих целей;

в) от эмоционального состояния субъекта;

г) от объема памяти.

39. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:

40. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

а) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке.

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

г) от объема кратковременной памяти.

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

в) предел неизвестен;

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

а) механизмы предвнимания;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

Многое из того, что происходит в нашей психике, запечатлевается в ней. Способность постоянно накапливать информацию является важнейшей особенностью психики. Механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом, называется памятью, - памятью в самом широком смысле. Память есть у всех живых существ. Она способствует их выживанию и приспособлению к условиям окружающей среды. Но наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. Человеческая память - это накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Приняв поступившую информацию, оператор так или иначе анализирует ее и преобразует. В процессе переработки информации решающая роль принадлежит памяти и мышлению.

В деятельности человека, управляющего машинами по приборам, проявляются основные формы памяти: кратковременная (непосредственная, или иконическая, и оперативная) и долговременная.

Кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение коротких промежутков времени, долговременная - в течение длительного времени (дни, месяцы, годы). Кратковременная память подразделяется на непосредственную (иконическую) и оперативную.

В непосредственной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени на органы чувств, но хранится она недолго,- всего несколько секунд. Непосредственное запоминание - это как бы фотография объектов, воздействующих на органы чувств.

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. Соотношение между долговременной и кратковременной памятью зависит от задач, решаемых системой "человек - машина", и от структуры деятельности оператора. В инженерной психологии большое внимание уделяется оперативной памяти, так как она в значительной степени влияет на надежность и эффективность действий оператора. Оператор иногда допускает ошибки не потому, что не запомнил необходимую информацию, а потому, что не забыл ненужную, уже использованную.

Объем оперативной памяти определяется не количеством сохранения информации, а количеством воспринимаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Человек может точно повторить 9 двоичных цифр, около 8 десятичных, 7 букв алфавита, 5 односложных слов. При увеличении количества информации, приходящейся на один стимул, общее количество запоминаемой информации возрастает.

Объем долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к необходимому числу повторений, определяется количеством принимаемой информации.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой в окружающей среде и поэтому направлена на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержания.

Объем памяти зависит от количества информации - увеличение информации снижает объем запоминаемого материала, а уменьшение увеличивает его.

Дальнейшие исследования показали, что в случае запоминания информации на короткий срок (кратковременная память) объем памяти в решающей степени зависит от количества запоминаемых символов. Объем долговременной памяти зависит от количества информации.

Запоминание зависит от особенностей воздействия отражаемых человеком предметов и явлений, от характера деятельности и психологического состояния человека, т.е. его активности. При определенной организации деятельности человека непреднамеренное запоминание дает лучшие результаты, чем преднамеренное.

Исследования показали превосходство осмысленного запоминания над механическим (продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического).

Эффективным способом запоминания может быть перевод словесной информации в наглядные образы (например, зрительно представляемые схемы). Лучший результат достигается в случае сочетания образа и слова.

Продуктивность запоминания тесно связана с эмоциональной сферой личности обучаемого. Объем и точность запоминания зависят не только от того, что человек делал в прошлом, но и от того, что он предполагает в будущем.

Хранение информации связано с некоторой его потерей, воспринятая информация теряется. Это связано с процессом забывания.

Забывание - сложный и неравномерный процесс. Кривая забывания характеризуется прежде всего стремительным падением вниз, сразу же в первые часы после запоминания материала. Усвоенная информация значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% она падает до 35% ("кривая Эббингауза").

В психологии выделяют три вида забывания: 1) потеря информации из-за того, что она не используется, 2) потеря информации в результате интерференции (ретроактивное торможение), 3) забывание, обусловленное забыванием.

Потеря информации в кратковременной памяти связана со "стиранием следов", в долговременной - с нарушением системы кодирования информации.

Воспроизведение - процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может быть преднамеренным (целенаправленный процесс восстановления хранимой информации) и непреднамеренным (информация как бы всплывает сама собой). Эффективность воспроизведения зависит от организации хранимой информации.

Доказано, что в условиях общения человека с другими людьми воспроизведение бывает более полным и точным по сравнению с воспроизведением в условиях индивидуальной деятельности.

При решении оперативных задач наиболее эффективными являются те коды, пользуясь которыми легче образовать более крупные оперативные единицы памяти (группировка символов, перекодирование групп).

Понятие памяти. Теории памяти

Память является основой психической жизни личности. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде. Мышление предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Создание образов в воображении невозможно без запаса представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого «я», осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, мотивами, потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показывают, что «человек без памяти» перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.

Оценивая память как основу психической жизни, нельзя ошибочно представлять ее как пассивную предпосылку психической деятельности. Память -- ряд сложных психических процессов, активноовладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент. Можно дать следующее определение памяти.

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится, выделяют образную (зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память (память на чувства).

По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную икратковременную память.

Многие столетия разрабатывалась ассоциативная теория механизмов памяти. Ассоциация -- связь между какими-то явлениями. Ребенку говорят: «Дай руку, протяни руку, покажи руку и т. д.». Между рукой как образом части тела и словом «рука» устанавливается связь, ассоциация. Один образ, слово начинает вызывать в памяти другой (руку, ее движение).

Исследование ассоциативных законов памяти проводилось долгие годы, прежде чем был найден в механизмах мозга материальный эквивалент этой связи, открытый И.П. Павловым,-- условнорефлекторная связь. Временная нервная связь является материальным механизмом ассоциаций. Носителем следов, определяющих память, выступают динамические нервные связи.

С этой точки зрения память является системой организованных ассоциаций, возникающих между воздействовавшими раздражителями или между ними и различными психическими образами и состояниями, сохраненными в опыте. Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации выступают как механизм запоминания, так и воспроизведения.

Ассоциативные механизмы несомненно имеют место в памяти. Используя их, можно организовать запоминание и воспроизведение, но эти механизмы не исчерпывают все явления памяти. Еще в меньшей степени может претендовать на всеобъемлющую психологическую теорию ассоциативная психология, которая была ведущей в XIX веке. Как показали исследования, сами ассоциации включаются как элементы в более сложные динамические структуры.

В последние десятилетия возникло учение о следах памяти на биохимическом и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в результате возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из кратковременной памяти в долговременную необходим период до 30 мин. Если в течение 30 мин после воздействия раздражителя животное (опыты проводятся на животных) подвергается сильному электрическому, химическому воздействию или охлаждению организма, то след в долговременной памяти не образуется. Чем ближе по времени травмирующий раздражитель к воздействию того стимула, который запоминается, тем большее число повторений необходимо для перевода образа из кратковременной памяти в долговременную.

Одна из главных гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии -- выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой гипотезе тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т. е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул «кирпичиков» -- нуклеотидов.

Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нервной ткани, -- отростков нервных клеток (нейронов) и образованием в мозге многонейронных сетей памяти. Эта гипотеза также придает исключительное значение процессам синтеза РНК и белка в нервных клетках, но не потому, что в этих молекулах кодируются следы памяти. По мнению нейрофизиологов, тут все дело в том, что интенсивная деятельность нервных клеток, как и других клеток организма, сопровождается энергетическим расходованием белков и их восполнением в процессе биосинтеза. При определенных условиях синтез белков начинает преобладать над их распадом -- клетка начинает расти. Подобная общая для всех живых клеток закономерность в нервных клетках проявляется в виде роста отростков нейронов и их тончайших разветвлений, вступающих в связь с отростками других нервных клеток. На наших глазах разрастается ажурное кружево переплетения нейронной сети.

Этот процесс и лежит в основе образования следов памяти в ложе только что образовавшейся молодой нервной сети. Понятно, что подавление или усиление синтеза РНК и белка должно ухудшать или улучшать возрастную память в той мере, в какой эти воздействия замедляют или ускоряют рост отростков нейронов.

Успехи биологической кибернетики в разгадке работы механизмов мозга приводят нас к все новым открытиям закономерностей и к новым гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Рассмотренные современные представления о физиологических, биохимических и биофизических основах памяти не исключают, а взаимно дополняют одно другое. Согласованной теории следов памяти еще нет. Ее создание -- задача будущего.

Читайте также: