Полнодуплексная звуковая карта что это

Обновлено: 02.07.2024

Как выбрать звуковую карту

Прошли времена, когда компьютеры попадали на прилавки магазинов «глухонемыми»: сегодня в любой материнской плате есть встроенная звуковая карта. Казалось бы, необходимости в отдельном устройстве теперь нет, однако ассортимент звуковых карт хоть и слегка уменьшился, но пропадать с полок магазинов они не торопятся.

Зачем нужна звуковая карта

При выборе материнской платы покупатели обычно не обращают внимания на характеристики встроенной звуковой карты. Производители это понимают, поэтому на встроенные звуковые карты идут дешевые низкопроизводительные чипы, что не лучшим образом сказывается на качестве звука.

Кроме того, встроенные звуковые карты имеют только стандартный стереовыход и полноценно подключить к ней акустическую систему объемного звука 5.1 (или 7.1) не получится. Проблемы возникнут и во многих играх — встроенные звуковые карты обычно не поддерживают используемую в играх технологию объемного звука EAX.

Еще один немаловажный довод против встроенных звуковых карт: они увеличивают нагрузку на процессор, занимая его распаковкой сжатых аудиофайлов, например, mp3. А отдельные звуковые карты обычно имеют свой процессор, и они распаковывают аудиофайл самостоятельно.

Характеристики звуковых карт

Расположение карт бывает внешним или внутренним. Внутренние (дискретные) карты устанавливаются внутрь компьютера в свободный слот расширения PCI или PCI-E.


Внешние карты имеют свой корпус и располагаются снаружи компьютера, соединяясь с ним по интерфейсному кабелю USB или USB Type C.


Внешние звуковые карты чаще всего используются с мобильными компьютерами — ноутбуками и планшетами. Впрочем, профессиональные внешние карты часто используются на десктопных компьютерах — корпус внешней карты не имеет ограничений по размеру и способен вместить большое количество разъемов и элементов настройки.


Интерфейс подключения определяет, каким образом звуковая карта будет подсоединена к компьютеру. PCI и PCI-E — интерфейсы подключения внутренних звуковых карт. При этом карта с интерфейсом PCI может быть установлена в слот PCI-E, а наоборот — нет. USB и USB Type C —интерфейсы подключения внешних звуковых карт. Здесь с совместимостью получше — внешнюю звуковую карту можно подключить с помощью переходника к любому разъему USB — как USB к USB Type C, так и наоборот.

Формат звуковой карты соответствует количеству каналов воспроизведения. Большинство звуковых карт обеспечивают воспроизведение только стереозвука — формат 2.0, два канала воспроизведения. Для подключения и полноценного использования систем объемного звука 5.1 (6 каналов) и 7.1 (8 каналов) понадобятся звуковые карты с соответствующим форматом.

Разрядность ЦАП и максимальная частота ЦАП. Эти параметры определяют, насколько восстановленный из цифровой записи сигнал будет соответствовать аналоговому оригиналу. Чем они выше, тем воспроизводимый сигнал ближе к оригинальному. Однако это имеет смысл только в том случае, если разрядность и частота записи не ниже разрядности и максимальной частоты ЦАП. Треки audio CD имеют разрядность 16 при частоте записи 44,1 кГц и будут абсолютно одинаково звучать, проходя как через 16-битный ЦАП с максимальной частотой дискретизации 48 кГц, так и через 32-битный с частотой 384 кГц.


В то же время, отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если вы собираетесь использовать звуковую карту для прослушивания качественного аудио (DVD и Blu-ray), следует выбирать модель с разрядностью ЦАП не менее 24.

С максимальной частотой ЦАП сложнее. Согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух — 20 кГц, частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны, как раз исходя из этого критерия.


Теоретически, частоты дискретизации в 48 кГц должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц. Частота дискретизации выше 96 кГц особого смысла не имеет.

Отношение сигнал/шум показывает уровень шума, добавляемого в сигнал самой звуковой картой. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается звук. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110–120 дБ и выше. Уделите этому параметру особое внимание, если вам важно качество звука — отношение сигнал/шум намного заметнее влияет на него, чем высокие характеристики ЦАП, порой имеющие больше маркетинговое значение.

Профессиональный адаптер используется для передачи балансного сигнала, обеспечивающего высокий уровень защиты от помех за счет дублирования сигнала по двум проводам, причем по второму аудиосигнал передается в противофазе. В колонках аудиосигнал в противофазе вычитается из основного, при этом наведенная помеха (поскольку она идет в одной фазе на обоих сигналах) пропадает, а полезный сигнал усиливается.


Обычно балансный сигнал передается через разъем XLR или универсальный.

Поддержка ASIO позволяет приложению-источнику аудиосигнала передавать его напрямую в драйвер звуковой карты, минуя различные мультимедийные библиотеки операционной системы. Поддержка звуковой картой ASIO крайне желательна при записи аудио с высокой частотой дискретизации.

Фантомное питание микрофона используется при подключении конденсаторных студийных микрофонов — считается, что такой микрофон обеспечивает наилучшую запись голоса. Для подключения обычных динамических микрофонов фантомное питание следует отключать, иначе микрофон может выйти из строя.


Высокоомный инструментальный вход (Hi-Z) предназначен для прямого подключения электронных музыкальных инструментов c высоким сопротивлением звукоснимателя, например, электрогитар, электровиолончелей, скрипок. При подключении таких инструментов к обычному линейному входу амплитудно-частотная характеристика сигнала может исказиться.


В некоторых картах может быть встроенный усилитель для наушников — он пригодится при использовании качественных высокоомных наушников. Без усилителя звук в таких наушниках может оказаться слишком тихим.

Поддержка ASIO, фантомное питание микрофона, высокая частота и разрядность АЦП, наличие инструментального входа — отличительные особенности музыкальных звуковых карт, способных производить высококачественную запись звука.

Варианты выбора

Для срочного и простого решения проблемы отсутствия звука можно порекомендовать простые звуковые карты, подключающиеся по USB. Они недороги, просты в установке, но ждать от них выдающегося звука не стоит.


Если вы желаете подключить к компьютеру многоканальную акустическую систему и насладиться всем богатством объемного звука, приобретайте звуковую карту формата 4.0, 5.1 или 7.1 — в зависимости от акустической системы.

Если вас не устраивает качество стереозвука домашнего или офисного компьютера и вы желаете довести его до приемлемого стандарта с минимальными затратами, ориентируйтесь на звуковые карты с разрядностью ЦАП от 24 и низким уровнем шума.


Если вы любите слушать музыку через наушники, обратите внимание на наличие встроенного усилителя для наушников.

Если вы желаете использовать компьютер для высококачественной студийной записи, вам потребуется профессиональная звуковая карта с соответствующим набором характеристик.

Зачем нужны внешние звуковые карты и что в них особенного

Ассортимент внешних звуковых карт растет с каждым годом. Постоянно появляются новые узкоспециализированные модели для разных категорий покупателей. В чем преимущества таких устройств по сравнению с обычными картами, встроенными в материнскую плату?

  • Выcокое качество звука. Большинство внешних звуковых карт могут улучшить звучание аудиосистемы — их технические характеристики и показатели выше, чем у встроенных моделей.
  • Наличие необходимых разъемов, входов и выходов. Встроенные карты предназначены для бытовых нужд и позволяют, в лучшем случае, подключить аудиосистему 7.1. В то время как среди ассортимента внешних карт можно подобрать модель под любые нужды, с любым количеством портов любого типа.
  • Эргономика. Физические элементы управления внешних карт позволяют удобно работать со звуком. Не нужно копаться в виртуальном интерфейсе — достаточно повернуть ручку, чтобы убавить громкость или гейн на одном из каналов.


  • Отсутствие задержек при записи. Почти все встроенные карты не поддерживают стандарт ASIO, позволяющий значительно сократить скорость преобразования аналогового сигнала в цифровой. В свою очередь, почти все внешние карты для записи инструментов и вокала его поддерживают и позволяют записываться с комфортом.
  • Отсутствие наводок от компонентов компьютера. Встроенная в материнскую плату или подключаемая к ней аудиокарта будет ловить помехи от блока питания, вентиляторов и другой электронной начинки.
  • Наличие встроенного DSP-процессора. Некоторые аудиоинтерфейсы, предназначеные для музыкантов и звукоинженеров, обладают встроенным процессором эффектов. Он работает, не загружая процессор компьютера, и позволяет выделить вычислительные мощности под нужды проекта в DAW.

Аудиокарты без профессионального адаптера

Это недорогие USB-карты, по виду напоминающие пухлую флешку. Позволяют получить звук из компьютера без встроенной звуковой карты, либо если таковая сломалась. Если такие девайсы и превосходят по качеству звучания встроенные модели, то незначительно — в них нет профессионального цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Рарядность их ЦАП в основном 16 бит, что хватает для просмотра фильмов и сериалов, но недостаточно для прослушивания музыки в высоком качестве (в профессиональных картах используется разрядность от 24 бит).

Производители некоторых моделей (например, Espada USB 2.0) заявляют, что они поддерживают форматы объемного звучания типа 5.0 или 7.1. Однако это достигается на виртуальном уровне и нельзя назвать настоящим объемным звуком. Такие карты также позволяют записать аудио сносного качества — подойдет, например, для разговоров по скайпу, стриминга и даже домашней записи речи. Но именно речи — эти устройства, как правило, не поддерживают стандарт ASIO, снижающий время задержки при преобразовании аналогового сигнала в нули и единицы. Поэтому музыку лучше писать на звуковые карты более высокого уровня.

Отсутствует в них и усилитель для наушников. Поэтому высокоомные «лопухи» типа Beyerdynamic DT 880 такая аудиокарта не «раскачает» — звук будет негромким, тусклым и с провалами по АЧХ. Тем не менее, для своих целей эти устройства более чем подходят.

Звуковые карты для геймеров и аудиофилов

Например, ASUS Xonar U7 MKII или Creative Sound Blaster X7. Такие устройства созданы, в первую очередь, чтобы слушать музыку, а не записывать ее. Поэтому особое внимание здесь уделяется разрядности и частоте ЦАП (до 24 бит/192 кГц), отличному соотношению сигнал/шум, низкому уровню искажений цифро-аналогового преобразователя и т.п. Эти девайсы часто оборудованы всеми возможными аналоговыми и цифровыми выходами, вплоть до оптического TOSLINK, который позволяет подключить внешний проигрыватель компакт-дисков и передавать сигнал без какой-либо потери в качестве. Часто имеется неплохой усилитель для наушников, позволяющий «раскачать» даже самые высокоомные и требовательные модели.

Неудивительно, что с такими техническими характеристиками подобные карты оказываются популярны у аудиофилов. Но зачем они нужны геймерам? Во-первых, потому что звук в играх иногда важен не меньше, чем изображение на мониторе. Некоторые умельцы по звуку выстрела противника могут угадать его примерное местоположение на карте, а иногда и попасть собственным «слепым» выстрелом в цель. Поэтому звуковые карты для игроков часто имеют формат объемного звучания 5.7, 7.1 и подобные — чтобы еще точнее воспринимать звуковое окружение игры. Приятным бонусом является и возможность смотреть фильмы с объемным звуком. Но есть и другие факторы — так, не секрет, что любители видеоигр обожают красивую и высокотехнологичную компьютерную периферию. А дизайн у некоторых устройств и правда выдающийся.


Чего эта категория карт не умеет — так это запись. В них почти всегда отсутствует высокоомный инструментальный вход, нет аналоговых XLR разъемов, и, в лучшем случае, найдется только пара RCA линейных входов и 3,5 мм jack — например, чтобы подключить старенький CD-плеер через переходник. При этом карты вполне могут поддерживать ASIO, но этот стандарт тут лишь для галочки и написан через запятую с целой плеядой собственных стандартов производителя (CrystalVoice, DirectSound 3D, Scout Mode и т.п.) призванных улучшить или подкорректировать звучание аудиосистемы.

Аудиоинтерфейсы для музыкантов

Особая категория внешних аудиокарт, заточенных специально под нужды гитаристов, басистов и вокалистов. Таков, например, девайс от LINE 6 POD STUDIO GX. С виду в нем все по-минимуму: компактный дизайн, инструментальный вход, регулировка уровня, выход на наушники. А вот внутри дополнительно спрятан гитарный процессор POD FARM с симуляторами знаменитых в музыкальной индустрии усилителей, кабинетов и педалей эффектов. Также он поддерживает ASIO и позволяет записывать аудио в формате до 24 бит/96 кГц.


Таким образом, подобные интерфейсы оказываются незаменимыми помощниками гастролирующих музыкантов — они позволяют, например, за секунды подключить гитару к ноутбуку и записать пару риффов, пока вдохновение не улетучилось. А для такой штуки, как APOGEE JAM 96K, не нужен даже ноутбук — достаточно подключить ее к Айфону или Айпаду — и готово! Или есть еще IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage, который преподносится как инструмент для записи акустической гитары где угодно — устройство работает от батареек и даже поставляется с удобным чехольчиком для переноски.

Звуковые карты для домашней студии

Представляют собой мини-комбайны для записи живых и электронных инструментов, вокала, сведения и мастеринга. Характеристики от модели к модели почти не меняются — стандартом стала возможность записи в 24 бит/96 кгц, соотношение сигнал/шум от 100 дБ, наличие фантомного питания для подключения конденсаторных микрофонов, поддержка ASIO и встроенный усилитель для наушников. Отличаются разные модели друг от друга, как правило, количеством входов и выходов — у девайсов начального уровня их будет по-минимуму, более профессиональные модели же позволят записать несколько инструментов одновременно и проверить микс на двух парах студийных мониторов с возможностью быстро переключаться между ними. Также у старших моделей могут быть цифровые входы (MIDI, S/PDIF), несколько выходов на наушники и т.п.


В дизайне часто присутствует большое колесо регулировки общей громкости, и в целом элементы управления нередко располагаются наверху интерфейса, чтобы с ним было удобно работать на компьютерном столе. Таков, например, Native Instruments Komplete Audio 1. Именно за эргономику, хорошие характеристики и наличие всех необходимых входов и выходов такие карты ценятся у владельцев домашних студий звукозаписи.

Профессиональные аудиоинтерфейсы

Одной из главных отличительных черт профессионального аудиоинтерфейса будет железный рэковый корпус. Благодаря ему карту можно встроить в рэковую стойку, и с ней ничего не случится на студии звукозаписи, во время концерта или тура. Большой корпус позволяет разместить до десятка аналоговых входов и выходов — с лихвой хватит, чтобы записать барабанную установку или даже целую группу. По техническим характеристикам тут тоже все на уровне — стандартом является запись в формате до 24 бит/192 кГц, отношение сигнал/шум до 128 дБ, наличие высокоомных инструментальных входов, нескольких независимых выходов на наушники и всех возможных цифровых интерфейсов, от MIDI до S/PDIF и оптических. Как правило, есть небольшой экран, позволяющий отслеживать уровни сигнала всех входов. Такой есть, например, у FOCUSRITE Scarlett 18i20 3nd Gen. Словом, все сделано профессионалами для профессионалов.


Отдельно стоит сказать про программный интерфейс таких устройств и наличие DSP-процессора. Последний позволяет ставить на каналы эффекты, не нагружая ЦП компьютера — обработкой занимается сама карта. Встроенный микшер же не только обладает кучей функций, но и дает возможность сохранять и загружать пресеты, чтобы не выстраивать заново микс для знакомых ситуаций. Например, можно за секунду загрузить заранее подготовленный пресет для записи барабанов и сэкономить много времени на копошении в настройках. Незаменимая функция для любой профессиональной студии звукозаписи. Также иногда в комплекте с картой производитель дарит целый букет полезных плагинов, что тоже является приятным бонусом.

Качественный звук становится привычной вещью не только для музыкантов, звукоинженеров и аудиофилов, но и для рядовых покупателей. Эффект погружения от красиво нарисованного звукового полотна в игре или фильме не меньше, а то и больше, чем от телевизора на полстены. Поэтому внешние звуковые карты в сочетании с хорошими колонками позволяют получить совершенно новые эмоции и впечатления от казалось бы привычных фильмов и открывают целое новое измерение при прослушивании музыки.

Геймерские аудиокарты: что умеют и есть ли в них смысл

В погоне за топовой видеокартой и 60 FPS на ультра легко забыть про звук. Долгое время качественным источником звука могла быть только выделенная аудиокарта, но сегодня даже встроенные в материнскую плату аудиочипы звучат достойно. Аудиокарты для геймеров оформились в отдельную нишу устройств и конкурируют с целой плеядой других девайсов — от USB наушников до профессиональных аудиоинтерфейсов. Есть ли смысл именно в геймерских звуковых картах и что они вообще умеют?

Эволюция аудиокарт

Аудио не только позволяет лучше ориентироваться в игре, но и добавляет ей добрую часть атмосферы, веса, масштаба и эпичности. Более того, в сражениях по сети объемный звук в 5.1 наушниках позволяет получить реальное преимущество: легче услышать тихие шаги противника, понять направление выстрела и заметить другие мелкие, но жизненно важные детали. Во многом именно благодаря играм аудиокарты для ПК появились как отдельное устройство и прошли длинный путь эволюции.

Одной из первых аудикарт на рынке стала Sound Blaster CT1320A из далекого 1989 года. Она могла воспроизводить звук с частотой дискретизации до 22 кГц и записывать в качестве до 12 кГц (примерно как FM и AM радио соответственно). Производитель Creative Technology быстро стал одним из главных поставщиков звуковых плат, и во времена DOOM за аудио часто отвечал именно Sound Blaster.

Со временем аудиокарты стали наращивать характеристики, обзаводиться все более качественными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП — чипы, которые превращают нули и единицы в аналоговый сигнал), увеличивать битрейт, разрядность и т.п. Сами чипы тем временем дешевели, и, пока гиганты вроде Creative доминировали на рынке выделенных устройств, компания Realtek договорилась с производителями материнских плат о предустановке своих чипов. Дополнительно выросла мощность процессоров, поэтому Microsoft начиная с Windows Vista переводит всю работу со звуком в софт. Теперь ее выполняет ЦП, используя чип Realtek лишь для конвертации сигнала из цифры в аналог. Поэтому сегодня даже встроенные в материнку решения обладают вполне неплохим звуком.

Топовые Relatek ALC1220 (например, как в ASRock B550 Extreme4) поддерживают частоту дискретизации до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Этого с головой хватает для рядового потребителя, однако для продвинутого пользователя встроенные аудиокарты имеют ряд существенных недостатков:

  • Наводки. С ними борются, выделяя на плате отдельное место под аудиочип, располагая радиодетали с учетом производимых ими помех, экранируя все вокруг и т.п. Однако ничто не может гарантировать стопроцентное отсутствие посторонних шумов. Многое зависит от корпуса (в небольших Micro-ATX корпусах помех будет больше), расположения аудиокарты, количества вентиляторов вокруг и т.п.
  • Помехи при записи. Даже если при прослушивании музыки помех не будет слышно, то при подключении микрофона белый шум и артефакты вылезают почти всегда. Запись — частая проблема встроенных звуковых карт из-за слабых преампов и АЦП. По скайпу с бабушкой разговаривать не помешает, но общаться в сетевых играх, вести стримы и записывать ролики с таким звуком будет непросто.
  • Скромные характеристики. Несмотря на большой прогресс в качестве интегрированного звука, по современным меркам встроенные аудиочипы даже на топовых материнских платах все же обладают параметрами, далекими от аудиофильских


  • Слабый усилитель для наушников. Нет возможности подключить высокоомные наушники.
  • Мало возможностей. Геймерские аудиокарты идут вместе со специализированным софтом и уймой полезных функций для записи голоса и стримов и т.д. Мало какая встроенная карта может предложить схожую функциональность.

Геймерские аудиокарты: категории, особенности и уникальные фичи

Выделенные аудиокарты сегодня разделились на несколько категорий:

    , с минимумом функций и звуком 44.1 кГц\16 бит. Удобно, если сломался аудиопорт, и нужен хоть какой-то звук.. От настольных устройств до рэковых приборов с качественными преампами и АЦП, DSP, микшером в качестве панели управления, чтобы удобно было записывать звук и сводить музыку. Аудиофильские. С обязательным указанием названия чипа для ЦАП и операционных усилителей, поддержкой PCM (привычный способ кодирования аудио) до 768 кГц \ 32 бит и DSD (альтернативный способ кодирования аудио), коаксиальными и оптическими интерфейсами, асинхронным USB для устранения джиттера (фазового дрожания) и другими ужасами. АЦП вообще отсутствует.


TEAC UD-301-X — типичный аудиофильский ЦАП

    . Нечто среднее между студийными и аудиофильскими (в разумных пределах) с пачкой специфических функций для игроков.

Иными словами, помимо воспроизведения звука в качестве, как минимум, 96 кГц \ 24 бит при отличных показателях сигнал\шум (выше 100 Дб) и уровне искажений в тысячные доли процента аудиокарты для геймеров могут иметь такие функции, как:

  • Удобный софт с различными настройками: для усиления звука шагов и переключения оружия, повышения ясности диалогов в фильмах и играх, пресетами и т.п.
  • Эмуляции и аппаратное усилениеобъемного звука в наушниках, к примеру, EAX 5.0
    Встроенный DSP для разгрузки ЦП при обработке аудио
  • Поддержкавысокоомных наушников и объемного звука 5.1 или 7.1 для наушников с реальным объемным звуком
  • Неплохой АЦП, позволяющий записывать голос без помех
  • Поддержка ASIO — например, если захочется записать вокал с минимальными задержками
  • Мультизадачность — возможность слушать музыку, играть в игру и общаться в Дискорде на лету и без лагов
  • Цифровые выходы для подключения различной аудиотехники

Звуковые карты для геймеров бывают внутренними, внешними и гибридными (плата — внутрь ПК, коробка с портами подключения — на стол). Внутренние обычно несколько дешевле, но могут иметь свои недостатки:

  • Наводки. Та же беда, что и с интегрированными чипами: вентиляторы, цепи питания и другие элементы ПК создают электромагнитные помехи, которые может улавливать звуковая карта. Ситуацию ухудшает плотная компоновка радиоэлементов на небольшой плате и расположение в современных корпусах — как раз между видеокартой и блоком питания. В итоге в наушниках можно будет услышать белый шум, высокочастотный писк, низкочастотный гул или другие призвуки. Конечно, в топовых моделях учтены наводки при создании схемы и сделано экранирование важных элементов — радио Маяк не пройдет. А вот бюджетные устройства могут неприятно удивить. Справедливости ради нужно отметить, что и недорогие внешние аудиокарты могут шипеть и трещать.
  • Подключается только к ПК. Нет возможности подключить такую карту к ноутбуку, чтобы взять ее с собой в поездку и смотреть фильмы в любимых 150-омных наушниках.
  • Порты на задней стенке корпуса. Отключить наушники и подключить другие — это целый квест, а отсутствие физической ручки громкости вынуждает копаться в настройках звука, чтобы просто сделать потише. У гибридных и внешних карт такой проблемы нет.

Для справедливости стоит также сказать и о неожиданном преимуществе внутренних аудиокарт — это низкие задержки при записи благодаря подключению по шине PCIe. Хотя на практике все зависит от конкретной модели (бывает, что USB карты дают меньше задержки, чем встроенные), все же это может стать преимуществом для геймеров, которые увлекаются созданием музыки.

Чем выше карточка в модельной линейке, тем больше у нее аудиофильских черт. К примеру, Creative SB AE-9 PE поддерживает частоту дискретизации PCM до 32 бит/384 кГц и DSD64 (равен 2822,4 кГц), умеет питать наушники с сопротивлением от 1 Ом до 600 Ом и даже имеет сменные операционные усилители и аудиофильские конденсаторы. Не забыли и про RGB-подсветку.

Альтернативы

Геймерские аудиокарты или USB наушники?


Современные геймерские наушники предлагают немало полезных функций, включая:

  • Объемный звук или его имитацию
  • Микрофон или возможность его подключения
  • Альтернативы подключения — с помощью 3,5 аудиовхода, через USB или по Bluetooth. При цифровом типе подключения декодированием сигнала занимается встроенный в наушники ЦАП

Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но и подводных камней хватает:

  • Для колонок и вторых наушников все еще понадобится ЦАП, так что об универсальности решения говорить не приходится
  • Качество встроенного в наушники ЦАПа оставляет желать лучшего, про возможность воспроизведения аудио с частотой дискретизации выше 44.1 кгц \ 16 бит большинство производителей деликатно умалчивают
  • Качество звука при беспроводном подключении дополнительно зависит от поддерживаемых кодеков Bluetooth

Геймерские аудиокарты или усилители для наушников?


Многие обладатели высокоомных наушников сначала смотрят именно на внешний усилитель для них, а не на отдельную звуковую карту. Это логично, ведь именно усилитель является самой слабой частью цепи встроенной аудиокарты. К тому же, в усилители для наушников нередко встраивают ЦАПы для того, чтобы забирать из источника (ПК или аудиоплеера) нули и единицы, декодируя их с помощью более качественного чипа. Получается как бы аудиокарта, заточенная под требовательные к источнику высокоомные наушники со своими плюсами:

  • Поддержка аудио высокого разрешения (до 192 кГц \ 32 бит, а порой и выше)
  • Бывают как портативными, так и стационарными
  • Иногда имеют линейные, цифровые или оптические выходы для подключения другой аудиотехники, что делает их довольно универсальным устройством.

Такие штуки отлично подходят для прослушивания музыки, просмотра фильмов и игр в одиночные кампании, но в силу специфики есть у них и пара недостатков:

  • Отсутствие АЦП и входа для микрофона — нет шанса подключить гарнитуру и получить приличный звук на записи
  • Нет и удобного софта для управления устройством, а также специфических геймерских фич и настроек

Геймерские звуковые карты или профессиональные аудиоинтерфейсы?


Многие аудиокарты для игр по стоимости находятся в той же категории, что и интерфейсы для домашних студий. Они:

  • Умеют работать с аудио в высоком разрешении,
  • Гарантированно обладают низкими шумами и малыми искажениями как при воспроизведении музыки, так и при записи,
  • Бывают и внутренними, и внешними

Но все же это специализированные устройства, предназначенные для работы со звуком, поэтому:

  • Они не имеют игрового софта и настроек вроде выделения шагов и виртуализации объемного звука
  • Чтобы подключить систему 5.1 потребуется карта с 6 выходами, 7.1 — с 8 выходами. Порой производители профессиональных карт выпускают такие модели для бытового применения, но чаще студийные карты с 8 независимыми выходами будут с геймерскими в разных ценовых категориях.
  • Характеристики карт для домашних студий не такие аудиофильские, как у геймерских: обычно не выше 192 кГц \ 24 бит, даже по соотношению сигнала к шуму и динамическому диапазону они могут уступать игровым. Зато на борту отличные преампы, инструментальный Hi-Z вход, DSP и пачка VST-плагинов в комплекте.

Интересно, что даже топовые карты Universal Audio и рэковые студийные приборы RME не поддерживают частоту дискретизации выше 192 кГц. Дело в том, что цифровой звук редко пишется в качестве выше 96 кГц, поэтому найти альбом даже в 192 кГц — непростая задача для любителя Hi-Res.

Заключение

Получается, что альтернатив геймерским аудиокартам много, но если присмотреться внимательнее, то каждая из них имеет свои подводные камни. Именно поэтому звуковые платы для игр закрепились на рынке и имеют своих поклонников. К тому же, такой девайс переживет не одно поколение видеокарт — качество аудио давно достигло разумных пределов, поэтому обновлять устройство придется еще не скоро.

С проблемой выбора звуковой карты сталкивался практически любой начинающий музыкант. Давно прошли те годы, когда звуковая карта была у всех одинаковая – Sound Blaster! На сегодняшний день ассортимент оборудования просто огромен, однако выбрать из этого многообразия нужный вариант звуковой карты – задача не из лёгких.

Немного истории.


Раньше отдельной звуковой карты в большинстве компьютеров не было, и многие даже не задумывались о выводе звука из ПК. Другие могли купить единственную представленную на рынке в те далекие годы модель – тот самый SB от фирмы Creative. И карта выглядела действительно как карта.

Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера

Sound Blaster от Creative – первая звуковая карта для вывода звука из компьютера


Прошли годы, и теперь звуковые карты похожи на коробочки различных размеров с кучей разных «крутилок-вертелок», которые для неискушенного пользователя выглядят практически одинаково.

Сегодня мы научимся разбираться в этом многообразии, подбирать оборудование применительно к вашим задачам, покупать то, что вам действительно нужно.

Виды звуковых карт


Давайте разделим звуковые карты на условные категории (так нам будет легче в них разобраться), разберем, для кого предназначена каждая группа и каким основным функционалом она обладает. Это поможет нам определить, какое оборудование нужно для выполнения именно тех задач, которые вы себе ставите.


1. Начнем, пожалуй, с самой простой категории звуковых карт. Это устройства, предназначенные для замены встроенной в материнскую плату ЗК в ноутбуках и персональных компьютерах. Обычно они имеют довольно небольшой корпус, часто неотключаемый провод USB. Основная задача этих устройств – вывести звук из компьютера. Опционально присутствует возможность подключения микрофона/гитары, наушников. Качество этих устройств далеко от профессионального, но и пресловутый АС97 они превосходят.


Такие устройства помогут, если в ноутбуке вдруг вышла из строя звуковая карта либо если вам необходимо выводить звук на внешнее устройство с качеством и задержками, превосходящими тот же RealTek.


Примерами таких звуковых карт могут быть карты серии UCA от Behringer, U24XL и UGM96 от ESI.

Портативная звуковая карта от Behringer для вывода звука из ПК


Внешняя звуковая карта для компьютера BEHRINGER UCA222

2. Следующая категория размером крупнее и функционалом шире. Эти Ззвуковые карты уже имеют на борту микрофонный предусилитель (часто с фантомным питанием), высокоомный вход для гитары, разъем для наушников. Могут обеспечить Direct Monitoring и т. д. Тем не менее это все еще портативные устройства, которые можно брать с собой, например, в парк, чтобы музицировать на открытом воздухе. Внешнего питания им не нужно, а функционала с лихвой хватает для большинства электронных музыкантов, начинающих рэперов и независимых композиторов. Так же эта группа устройств будет интересна блогерам Youtube, ведь большинству из них вряд ли нужно подключить больше одного микрофона. Качество преобразователей этих устройств на ступеньку выше, а наличие микрофонного предусилителя с фантомным питанием позволит добиться более прозрачного звучания вокала, более разборчивой записи речи.


В этой категории довольно популярны Focusrite Scarlett Solo, Behringer UM2/UMC22, Steinberg UR12.

Портативная звуковая карта от Behringer для вывода звука из ПК


На фото – звуковая карта Steinberg UR12 для подключения одного микрофона

3. Третья обширная категория состоит из двухканальных устройств, которые в стандартной комплектации имеют 2 входа и 2 выхода. В этой группе есть как бюджетные, так и значительно более дорогие звуковые карты. По факту от предыдущей группы они отличаются незначительно. Наличие двух полноценных входов (часто на комбинированных разъёмах) позволяет писать одновременно 2 микрофона, либо 2 гитары, либо синтезатор/пианино в стерео. Некоторые устройства этой группы имеют не 2, а 4 выхода, что позволяет подключить в небольшой студии 2 пары мониторов либо отдать звук на внешний эффект-процессор. Также интересны устройства, имеющие в качестве дополнительных цифровые разъемы S/P-DIF, которые можно использовать для подключения внешних устройств, исключая преобразование в аналог.


M-audio M-Track, Focusrite Scarlett 2i2/2i4, Behringer UMC202/UMC204, Steinberg UR22/UR242, ROLAND RUBIX22/RUBIX24 – популярные и любимые многими устройства, которые отлично подойдут для небольшой домашней студии либо музыкантам, которым необходимо писать 2 канала по входу одновременно.

Для домашней студии звукозаписи подойдет звуковая карта с несколькими выходами: для инструментов и микрофона

На фото – небольшая домашняя студия звукозаписи

4. Мы подошли к самой функциональной, самой мощной категории ЗК. Это многоканальные интерфейсы, чаще всего выполненные в рековом или полурековом корпусе, с кучей различных кнопочек, лампочек, крутилочек и издалека похожие на пульт управления самолетом.

В этой категории есть как бюджетные устройства, например, M-audio M-Track Quad, Tascam US 4*4/US 16*08/US 20*20, Focusrite Scarlett 18i8, PRESONUS STUDIO 18|10, так и профессиональные звуковые интерфейсы фирм RME, Universal Audio, Avid, Prism sound, позволяющие писать около 12–30 каналов одновременно. Стоимость такого оборудования может достигать сотен тысяч рублей, поэтому эти устройства в основном выбирают профстудии. Устройства этого класса оборудованы высококачественными микрофонными предусилителями, обеспечивающими прозрачное и нейтральное звучание. Для таких устройств характерна низкая задержка при работе с аудио. Если вы профессионально занимаетесь музыкой, если вам необходимо писать живую ударную установку, хор, ансамбль – эти устройства именно для вас.

Профессиональная звуковая карта необходима для качественной записи «живых» инструментов


Профессиональная звуковая карта TASCAM US 16 x 08

Дополнительные функции.


После того как мы разобрались с группами устройств, давайте рассмотрим, какие у них могут быть дополнительные функции, наличие или отсутствие которых поможет вам определиться с выбором интерфейса:


- не все устройства оснащаются микрофонными предусилителями с фантомным питанием, поэтому если вы предполагаете использование конденсаторного микрофона, наличие такого предусилителя просто необходимо;


- не все устройства оборудуются инструментальным входом, если вы пишете только вокал, если вы видеоблогер или исполнитель рэп-музыки, вам это может быть неважно. Гитаристам же этот вход жизненно необходим;


- некоторые устройства могут обладать не одним, а двумя выходами для наушников, что будет очень полезным при записи вокала.

Для некоторых музыкантов могут быть очень полезны устройства со встроенным DSP-процессором. Этот процессор позволит применять некоторые эффекты без подключения внешнего процессора. Список возможных эффектов обычно ограничивается парой реверов, компрессором и эквалайзером, но и этого бывает достаточно.

Отдельно хотелось бы отметить устройства Universal Audio Apollo, имеющие на своем борту до четырех DSP-процессоров, с возможностью использования различных плагинов. В магазине UA можно приобрести качественные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры, эмуляторы ленты и другие эффект-процессоры. Работают они на этих картах практически без задержки, позволяя обогатить звучание вашего произведения.


Аудиоинтерфейс Apollo 8 Thunderbolt 2

В заключение.


Обобщая вышесказанное, при выборе интерфейса необходимо определиться со следующими параметрами:


- Количество входов/выходов. Нужно вам писать себя любимого или хор?
- Их конфигурация. Пишем конденсаторный микрофон, гитару или все вместе?
- Наличие раздельных регуляторов основного микса и наушников.
- Наличие нескольких выходов для наушников.
- Наличие цифровых входов/выходов, MIDI-интерфейса, S/PDIF, ADAT.
- Возможность работы без блока питания.
- Наличие DSP-процессора.
- Удобные драйверы, дополнительное программное обеспечение.


Ответив на эти вопросы, вы сможете с легкостью выбрать звуковую карту, которая максимально подходит под ваши требования, имеет весь необходимый функционал на текущий момент и, может быть, даже имеет некоторый запас на будущее.

Читайте также: