Постановление правительства о видах электронной подписи

Обновлено: 04.07.2024

Утверждено общим собранием
Союза «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров»
Решение № 2 от «19» марта 2016 г.

Настоящее Положение о применении электронной подписи и организации информационного взаимодействия посредством электронных каналов связи в деятельности Союза «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» (далее Союз) разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» постановлением Правительства Российской Федерации, от 18 февраля 2016 г. N 113 «Об утверждении Правил определения саморегулируемой организацией видов электронной подписи, используемых при направлении решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации в форме электронных документов (пакета электронных документов) члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение» и Уставом Союза.

  • общие положения о применения электронной подписи;
  • условия применения электронной подписи;
  • порядок применения электронной подписи;
  • обеспечение информационной безопасности при применении электронной подписи;
  • порядок информационного взаимодействия и хранения документов, подписанных электронной подписью.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регулирует:

1.1.1. Порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – Электронная подпись) в деятельности должностных лиц органов управления, специализированных органов, структурных подразделений Союза, а также членов Союза (далее – Участники информационного взаимодействия) в отношениях между собой и с третьими лицами.

1.1.2. Порядок информационного взаимодействия посредством электронных каналов связи.

1.2. Электронная подпись подлежит применению в деятельности Участников информационного взаимодействия в случаях, установленных действующим законодательством, внутренними положениями и Уставом Союза.

1.3. Настоящее Положение не распространяется на случаи применения электронной подписи при осуществлении информационного документооборота в рамках договоров Союза и его членов с финансово-кредитными учреждениями (банками), а также при передаче информации в рамках предоставления электронной отчетности (налоговой, бухгалтерской, статистической и иной) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

2.1. Применение Участниками информационного взаимодействия Электронной подписи допускается при соблюдении следующих условий:

2.1.1. Используются квалифицированные сертификаты ключа проверки Электронной подписи, созданные и выданные аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи такого сертификата.

2.1.2. Используются квалифицированные сертификаты ключа проверки Электронной подписи, действительные на момент подписания электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте подписания электронного документа) или на день проверки действительности указанного сертификата, если момент подписания электронного документа не определен.

2.1.3. Электронная подпись применяется с учетом ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате ключа проверки Электронной подписи Участника информационного взаимодействия, подписывающего электронный документ (если такие ограничения установлены).

3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

3.1. Электронный документ должен быть подписан ключом Электронной подписи, принадлежащим тому Участнику информационного взаимодействия, который указан в электронном документе как лицо, уполномоченное его подписать.

3.2. В случае если электронный документ уполномочены подписать несколько Участников информационного взаимодействия, электронный документ должен быть подписан Электронными подписями всех Участников информационного взаимодействия, уполномоченных на подписание электронного документа.

3.3. Подписание документа электронной подписью Участника информационного взаимодействия, не указанного в электронном документе как лицо, уполномоченное на подписание информационного документа, не допускается.

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ КАНАЛОВ СВЯЗИ

4.1. Участники информационного взаимодействия при применении Электронной подписи обязаны:

4.1.1. Обеспечивать конфиденциальность ключей Электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей Электронных подписей третьими лицами.

4.1.2. Уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки Электронной подписи, и иных Участников информационного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа Электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении.

4.1.3. Не использовать ключ Электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.

4.1.4. Использовать для создания и проверки Электронных подписей средства Электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

5. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ КАНАЛОВ СВЯЗИ

5.1. Под системой информационного взаимодействия посредством электронных каналов связи понимается взаимодействие информационных систем Союза, работников и членов Союза, обмен электронными документами, в том числе направление и получение в электронной форме документов на вступление в Союз, направление и получение в электронной форме решений, поручений Общего собрания Союза, Правления Союза, Исполнительного органа Союза, других специализированных органов Союза, внесение в Союз предложений, запросов, получение счетов на оплату членских и иных взносов, уведомлений о проверках и иных документов.

5.2. Информация, зафиксированная в электронной форме, признается электронным документом, если она:

5.2.1. Создается, обрабатывается, хранится и передается с помощью электронных технических средств;

5.2.2. Подписана с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством;

5.2.3. Может быть представлена в форме, пригодной для восприятия человеком, не обладающим специальными техническими навыками;

5.2.4. Если при ее составлении, хранении, передаче использован предусмотренный государственными или международными стандартами либо соглашением сторон способ, позволяющий достоверно идентифицировать составителя электронного документа.

5.3. Электронный документ должен быть доступным для его последующего использования.

5.4. При необходимости предъявления электронного документа, этот документ должен быть продемонстрирован лицу, имеющему полномочия требовать его предъявления.

5.5. Электронный документ, составленный, передаваемый либо хранимый с соблюдением предусмотренных настоящим Положением требований, обладает юридической силой, одинаковой с письменным документом.

5.6. Электронный документ признается подписанным, если при его подписании использована Электронная подпись, и если использован предусмотренный государственными или международными стандартами либо соглашением сторон способ для идентификации подписавшего лица и указание на то, что это лицо согласно с информацией, содержащейся в электронном документе, и добровольно подписывает электронный документ.

5.7. Электронный документ должен создаваться, обрабатываться, храниться и передаваться с помощью электронных технических средств с соблюдением необходимой степени защиты, позволяющей гарантировать предотвращение несанкционированных воздействия, разглашения и доступа к защищаемой информации с целью ее уничтожения, модификации, искажения, копирования, блокирования.

5.8. Все персональные данные, к которым стороны имеют доступ в рамках осуществления электронного документооборота, должны быть защищены необходимыми гарантиями сохранения конфиденциальности персональных данных согласно действующему законодательству Российской Федерации. Каждая сторона - участник электронного документооборота - обязана соблюдать процедуры и предпринимать меры по защите от несанкционированного доступа к электронным документам.

5.9. При хранении электронного документа должна сохраняться информация, которая позволяет установить происхождение и назначение электронного документа, а также дата и время его отправления или получения.

5.10. Электронный документ признается подлинным, если в документ не вносились изменения с момента подготовки документа в окончательной форме в виде электронного документа, за исключением обычных изменений, происходящих в процессе демонстрации, хранения и использования документа.

5.11. В подлинном виде электронный документ существует только в виде записи информации, составляющей электронный документ, на машинном носителе. Все экземпляры электронного документа, зафиксированные на машинном носителе и идентичные друг другу, являются оригиналами.

5.12. Формой внешнего представления электронного документа является воспроизведение электронного документа на экране дисплея, на бумажном носителе либо отделимом от машинного носителя объекте в понятной для визуального обозрения и пригодной для восприятия человеком форме. Бумажной копией электронного документа является надлежащим образом удостоверенная внешняя форма представления электронного документа на бумажном носителе. Бумажные копии должны содержать указание на то, что они являются копиями электронного документа. Удостоверение внешней формы электронного документа, зафиксированной на бумажном носителе, может осуществляться нотариусом или иным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия.

5.13. Организатором электронного документооборота является Союз. Участниками электронного документооборота являются члены Союза.

6. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДПИСАННЫХ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

6.1. Электронные документы, созданные Участниками информационного взаимодействия во исполнение служебных (должностных) обязанностей в органах управления, специализированных органах, структурных подразделениях Союза хранятся в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов и настоящего Положения.

6.2. После направления информационного документа адресату его электронная копия размещается на хранение в информационной системе Союза и (или) оператора электронного документооборота.

6.3. Хранение электронных документов организуется способами, не допускающими свободного доступа неограниченного круга Участников информационного взаимодействия и иных лиц ко всем документам информационной системы Союза. Возможность и порядок доступа должностных лиц органов управления, специализированных органов, структурных подразделений Союза к тем или иным разделам Информационной системы устанавливается внутренними документами Союза.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Настоящее Положение, а так же все изменения и дополнения к нему вступают в силу с момента утверждения Общим собранием членов Союза.

7.2. В случае противоречия настоящего Положения правилам, установленным законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также Уставом Союза, применяются правила, установленные законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также Уставом Союза.

О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2012 г. № 634

МОСКВА

О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968, от 27.08.2018 № 996, от 24.05.2021 № 775)

Во исполнение части 2 статьи 211 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

2. Установить, что при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи, и (или) усиленной квалифицированной электронной подписи, и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "Об электронной подписи", а также при наличии у владельца сертификата ключа проверки ключа простой электронной подписи, выданного ему при личном приеме в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг". Определение случаев, при которых допускается использование соответственно простой электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи или усиленной квалифицированной электронной подписи, осуществляется на основе Правил, утвержденных настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 № 775)

3. Федеральным органам исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты правовых актов, направленных на внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и правовые акты Правительства Российской Федерации в части, касающейся использования видов электронной подписи при обращении за государственными и муниципальными услугами.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 июня 2012 г. № 634

ПРАВИЛАопределения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 968, от 27.08.2018 № 996, от 24.05.2021 № 775)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

2. При обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ (далее - пакет документов) подписываются тем видом электронной подписи, допустимость использования которых установлена федеральными законами, регламентирующими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов. В случаях если указанными федеральными законами используемый вид электронной подписи не установлен, вид электронной подписи определяется в соответствии с критериями определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, согласно приложению, за исключением случая, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2018 № 996)

21. В случае если при обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги идентификация и аутентификация заявителя - физического лица осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации, административным регламентом предоставления государственной или муниципальной услуги может быть предусмотрено право заявителя - физического лица использовать простую электронную подпись при обращении в электронной форме за получением такой государственной или муниципальной услуги при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2018 № 996)

3. Доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной или муниципальной услуги, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

4. В случае если федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления определенной государственной или муниципальной услуги, предусмотрено предоставление нотариально заверенных копий документов, соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении документов не установлено требование о нотариальном свидетельствовании верности их копий, то такие копии подписываются простой электронной подписью заявителя.

5. В случае если для получения государственной или муниципальной услуги установлена возможность подачи документов, подписанных простой электронной подписью, для подписания таких документов допускается использование усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2021 № 775)

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Правилам определения видовэлектронной подписи, использованиекоторых допускается при обращенииза получением государственных имуниципальных услуг

от 25 июня 2012 года N 634

О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

(с изменениями на 24 мая 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Установить, что при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи, и (или) усиленной квалифицированной электронной подписи, и (или) усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, которая создается и проверяется с использованием средств электронной подписи и средств удостоверяющего центра, имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "Об электронной подписи", а также при наличии у владельца сертификата ключа проверки ключа простой электронной подписи, выданного ему при личном приеме в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг". Определение случаев, при которых допускается использование соответственно простой электронной подписи, усиленной неквалифицированной электронной подписи или усиленной квалифицированной электронной подписи, осуществляется на основе Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Федеральным органам исполнительной власти представить в 3-месячный срок в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты правовых актов, направленных на внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и правовые акты Правительства Российской Федерации в части, касающейся использования видов электронной подписи при обращении за государственными и муниципальными услугами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2012 года N 634

Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

(с изменениями на 24 мая 2021 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

2. При обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ (далее - пакет документов) подписываются тем видом электронной подписи, допустимость использования которых установлена федеральными законами, регламентирующими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов. В случаях, если указанными федеральными законами используемый вид электронной подписи не установлен, вид электронной подписи определяется в соответствии с критериями определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, согласно приложению, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2_1 настоящих Правил.

2_1. В случае если при обращении в электронной форме за получением государственной или муниципальной услуги идентификация и аутентификация заявителя - физического лица осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации, административным регламентом предоставления государственной или муниципальной услуги может быть предусмотрено право заявителя - физического лица использовать простую электронную подпись при обращении в электронной форме за получением такой государственной или муниципальной услуги при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.

3. Доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной или муниципальной услуги, выданная организацией, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

4. В случае, если федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления определенной государственной или муниципальной услуги, предусмотрено предоставление нотариально заверенных копий документов, соответствие электронного образа копии документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении документов не установлено требование о нотариальном свидетельствовании верности их копий, то такие копии подписываются простой электронной подписью заявителя.

5. В случае, если для получения государственной или муниципальной услуги установлена возможность подачи документов, подписанных простой электронной подписью, для подписания таких документов допускается использование усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи.

Приложение
к Правилам определения видов
электронной подписи, использование
которых допускается при обращении
за получением государственных
и муниципальных услуг

Критерии определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг

(с изменениями на 24 мая 2021 года)

Виды электронных документов,

Виды используемой электронной подписи

представляемых заявителями при обращении за предоставлением государственной или муниципальной услуги

в случае, если
содержание государственной или муниципальной услуги не предусматривает выдачу документов и (или) состоит в предоставлении справочной информации *

в случае, если установленная процедура предоставления государственной или муниципальной услуги предусматри-
вает необходимость обязательного личного присутствия заявителя (его представителя) и предъявления им основного документа, удостоверяюще-
го его личность (документа, подтверждаю-
щего правомочие)

1. Документы, формируемые заявителем при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг:

а) запрос заявителя

простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись

б) согласие заявителя на обработку информации, которая связана с его правами и законными интересами,
доступ к которой ограничен федеральными законами
(за исключением случаев, указанных в части 5 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг")

простая электронная
подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись

усиленная квалифицирован-
ная электронная подпись*

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись*

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись*

* Усиленная квалифицированная подпись создана лицом, которое в соответствии с федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами наделено полномочиями на создание и подписание таких документов.

Документы в электронной форме, удостоверяющие определенные юридические факты, информация о которых необходима для оказания государственной или муниципальной услуги

усиленная квалифицирован-
ная электронная подпись*

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись*

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись*

* Усиленная квалифицированная подпись создана лицом, которое в соответствии с федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами наделено полномочиями на создание и подписание таких документов.

Электронные копии (электронные образы) документов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа, а также документов, удостоверяющих определенные юридические факты, информация о которых предоставлена для оказания государственной или муниципальной услуги, в том числе в следующих случаях:

а) нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления соответствующих услуг, предусматривают требование о предоставлении оригиналов или нотариально заверенных копий документов

усиленная квалифицирован-
ная электронная подпись

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись

усиленная квалифициро-
ванная электронная подпись

б) условие, указанное в подпункте "а" настоящего пункта, не установлено

простая
электронная
подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

простая электронная подпись, усиленная неквалифицированная электронная подпись

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Введение в деловую практику обмена документами в электронной форме выявило необходимость в их удостоверении, чтобы бумаги имели юридическую силу. Для этого разработали электронную подпись (ЭП), но ее применение было бы невозможным без закрепления процедуры на правовом уровне.

Для этого в 2002 году был принят Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». С развитием электронного документооборота и внедрением его в различные сферы хозяйственной деятельности появилась необходимость принятия нового нормативного акта, им стал Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ). В этой статье мы рассмотрим основные его положения, а также узнаем о возможных изменениях, которые могут быть в ближайшее время в него внесены.

Закон об электронной цифровой подписи, основные положения

Его цель — регулировать отношения между контрагентами при использовании аналога визы и печати на бумажном носителе. Он применяется во время совершения сделок различного характера, в том числе и гражданско-правовых. Электронной подписью можно воспользоваться при получении государственных и муниципальных услуг, она имеет силу при исполнении функций государственных и муниципальных служб, во время судебных разбирательств и при решении других споров.

Постановлением Правительства РФ № 976 от 28.11.2011 г. установлено, что вопросы, связанные с цифровыми подписями, относятся к полномочию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Электронная подпись и ее виды

В законе сказано, что таковой является информация в электронном виде, которая может быть присоединена к электронному документу для его удостоверения, являясь аналогом обычной подписи на бумажном носителе. Электронная подпись бывает:

  • Простой. Она создается с помощью паролей и кодов с целью подтвердить факт удостоверения документа конкретным лицом. Применяется в обычных деловых отношениях между юридическими или физическими лицами, при рассмотрении дел в арбитражных судах, при оказании госуслуг.
  • Усиленной неквалифицированной. Она представляет собой зашифрованную криптографическим способом информацию. Подобный способ кодирования исключает возможность подделки подписи, а также внесение несанкционированных правок в документ. Позволяет установить, какие изменения произошли с подписываемым документом, определить лицо, которое поставило свою визу. Для ее создания применяются специальные средства шифрования. Она может использоваться в тех же сферах деятельности, что и простая, кроме оказания государственных услуг.
  • Усиленной квалифицированной. Она обладает всеми свойствами неквалифицированной ЭП, но для ее создания используются средства, прошедшие сертификацию в ФСБ РФ. Кроме всех возможных сфер применения, она еще используется в отношениях с контролирующими органами (ФНС, ФСС, ПРФ) и при участии в электронных торгах.

Сертификат ключа проверки электронной подписи

Им подтверждаются только усиленные электронные подписи, он выдается специализированной организацией или ее доверенным лицом владельцу такой ЭП. Его основное назначение — подтвердить факт этого владения, защитить права собственника электронной подписи.

К усиленным квалифицированным ЭП выдаются сертификаты, прошедшие аттестацию в специализированных центрах. К этим документам в обязательном порядке прикрепляются ключи:

  • Закрытый. С его помощью генерируется электронная подпись и осуществляется визирование документа. Лицо, являющееся владельцем ЭП, должно хранить эту информацию в секрете, чтобы не допустить использование подписи другим лицом.
  • Открытый. Он неразрывно связан с предыдущим ключом и предназначен для определения подлинности ЭП.

В сертификате ключа проверки электронной подписи должны содержаться сведения:

  • уникальный номер, срок действия;
  • данные владельца сертификата, по которым его можно идентифицировать;
  • оригинальный ключ проверки ЭП;
  • наименование применяемого средства цифровой подписи;
  • стандарты, которым соответствуют закрытый и открытый ключи;
  • наименование организации и адрес, выдавшей сертификат.

В квалифицированном сертификате, кроме этих сведений, должны содержаться:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета и ИНН владельца этого документа для граждан, ИНН — для организаций;
  • ключ проверки ЭП;
  • наименование, адрес аккредитованной организации, выдавшей сертификат, номер ее квалификационного сертификата;
  • данные по ограничениям, наложенным на квалификационный сертификат, если они есть.

Сертификат ключа проверки ЭП может предоставляться на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае владелец документа вправе потребовать его заверенную копию на бумаге.

Если сертификат ключа получает организация, то дополнительно указываются сведения уполномоченного лица, которое ответственно за использование цифровой подписи. Когда такого сотрудника нет — данные руководителя юридического лица.

Информация о сертификате ключа проверки цифровой подписи вносится в единый реестр не позднее того дня, когда документ вступает в силу. Такой датой считается день его выдачи, если иное не обозначено в самом сертификате.

Этот документ прекращает свое действие по истечении указанного в нем срока или по следующим причинам:

  • по письменному заявлению его владельца, представленному на бумаге или в электронном виде;
  • когда организация, выдавшая сертификат, прекращает свою работу и не передает свои функции другому лицу;
  • по судебному решению;
  • в случае когда владелец документа прекратил свою деятельность, или по причине смерти владельца — физического лица.

Организация, выдавшая сертификат ключа проверки электронной подписи, может по своей инициативе отозвать документ, если имеются сведения, что владелец сертификата не владеет соответствующим ключом ЭП или документ содержит недостоверные данные, что подтверждено решением суда.

Информация об аннулировании документа вносится в реестр сертификатов в течение 12 часов с момента наступления вышеуказанных обстоятельств. Организация, выдавшая этот документ, должна уведомить его владельца о прекращении действия сертификата.

Законодательство РФ не предусматривает никакой ответственности за использование аннулированного сертификата.

Средства электронной подписи

Согласно закону ими признаются шифровальные устройства, выполняющие создание электронной подписи и формирование ключей ЭП, закрытого и открытого.

Такие средства должны:

  • определять факт внесения поправок в подписанный документ;
  • обеспечивать защиту ключа цифровой подписи от его несанкционированного вычисления;
  • при подписании документа показывать информацию о нем;
  • создавать ЭП только после подтверждения ее владельцем;
  • указывать на факт подписания документа;
  • сохранять конфиденциальность, когда подписывается документ, содержащий данные для ограниченного доступа.
Если средства электронной подписи используются при работе с документами, содержащими государственную тайну, то они в обязательном порядке проходят сертификацию в ФСБ РФ.

Кто выдает электронные подписи и сертификаты к ним в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Такое право предоставляется удостоверяющим центрам (УЦ), которыми могут являться частные предприниматели, организации различных форм собственности, а также муниципальные и государственные органы. Кроме выдачи ЭП и сертификатов ключей проверки цифровых подписей УЦ имеют право:

Удостоверяющие центры могут быть:

  • Неаккредитованными Минкомсвязью РФ. Они имеют право заниматься вопросами, связанными с усиленными неквалифицированными ЭП.
  • Аккредитованными в федеральном органе. Такие организации обладают всеми полномочиями, в том числе вопросами, касающимися квалифицированных цифровых подписей.

В соответствии с законодательством РФ удостоверяющие центры несут ответственность за причинение вреда гражданам и организациям вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Удостоверяющие центры могут делегировать свои полномочия по вручению сертификатов ключей третьим лицам. В таких случаях они становятся головными УД по отношению к тем, кому они оказали доверие.

Какие изменения планируется внести в Закон № 63-ФЗ

Минкомсвязи РФ 03.04.2018 г. в открытом доступе опубликовало проект изменений в этот закон для того, чтобы общественность могла рассмотреть их и сделать свои замечания. Основные поправки в новой редакции касаются:

Они подразделяются на два вида:

  • Полномочный сертификат юридического лица. По сути, это квалифицированный сертификат, владельцем которого является руководитель организации, имеющий право осуществлять свои действия без доверенности. В документе, кроме информации о юрлице, содержатся данные о владельце. Выдается этот сертификат Минкомсвязи РФ.
  • Полномочный сертификат органа государственной власти. Также является квалифицированным, его владельцем может быть гражданин России, определяемый президентом или правительством РФ. Документ содержит информацию об органе власти, чиновник которого является владельцем сертификата, а также данные об этом человеке. Выдается документ УЦ Федерального Казначейства РФ.
В обоих случаях владельцы сертификатов могут делегировать свои полномочия, для этого им надо будет оформить электронную доверенность, понятие которой также впервые появляется в этом проекте закона.

Аккредитованными УЦ будут признаваться те организации, которые, по мнению Минкомсвязи, соответствуют положениям Закона № 63-ФЗ. Они имеют право делегировать свои полномочия по выдаче сертификатов МФЦ и нотариусам. Аккредитацию смогут получить только Федеральное Казначейство, подчиняющиеся ему госучреждения, а также государственные структуры, подведомственные Минкомсвязи РФ.

Из проекта закона следует, что коммерческие организации не смогут получать аккредитацию.

Резюме

Для заверения электронных документов была придумана электронная подпись. Чтобы придать ей юридическую силу, был принят Федеральный закон № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи». Вопросы, связанные с ЭП, относятся к полномочию Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.

Электронная подпись — это информация в электронном виде, которая может быть присоединена к электронному документу для его удостоверения, являясь аналогом обычной подписи на бумажном носителе.

Электронная подпись может быть простой, она создается с помощью паролей и кодов с целью подтвердить факт удостоверения документа конкретным лицом, и усиленной (квалифицированной и неквалифицированной), создается с помощью средств криптографического шифрования. Эти виды электронных подписей используются в различных целях.

Для создания и проверки ЭП существуют средства электронной подписи, обладающие определенными свойствами. При оформлении цифровой подписи выдается сертификат ключа ее проверки. Он может иметь квалификацию или быть неквалифицированным. Выдачей электронных подписей занимаются удостоверяющие центры. Они могут пройти аккредитацию в Минкомсвязи РФ и в таком случае получают особые полномочия.

В Закон № 63-ФЗ планируется внесение поправок. Они касаются введения понятия «полномочных сертификатов» и изменений правил аккредитации удостоверяющих центров.

Вопрос об электронной подписи сложен и обладает множеством нюансов. Потому в одной статье невозможно рассмотреть все моменты. Если у вас остались вопросы, обратитесь к нашим профессиональным юристам. Они дадут исчерпывающую консультацию по этой теме.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Банк отказывается принимать документы подписанные ЭЦП. Согласно 63-ФЗ документы эти приравнены к документам на бумажном носителе. Самое интересное, что это документы ФНС подписанные квалифицированной ЭЦП ФНС. А банк требует принести ему с синей печатью ФНС.

Хотелось бы привлечь банк к ответственности за игнорирование 63-ФЗ.

Мотивированный отказ банк тоже не даёт. Просто не принимаем и всё.

1. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

2. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.

4. Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.

Распространяется ли действие ст.63 фз рф 342 от 30.11.2011 на сотрудников ФСИН?

В данной статье речь идет только о сотрудника ОВД. Применима ли эта статья к сотрудникам ФСИН?

Добрый день. Нет, действие данной статьи на сотрудников ФСИН не распространяется.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.

В отношении сотрудников ФСИН применяется приказ Минюста России от 06.06.2005 N 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» согласно которому,

15.20. Порядок предоставления дополнительных отпусков определяется статьей 51 Положения и законодательством Российской Федерации.

В ст. 51 Положения определено, что

Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется:
после 10 лет службы — продолжительностью 5 календарных дней;
после 15 лет службы — продолжительностью 10 календарных дней;
после 20 лет службы — продолжительностью 15 календарных дней.
Продолжительность дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях определяется в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительный ежегодный отпуск за особый характер службы предоставляется продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников органов внутренних дел, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками.
Дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с очередным ежегодным отпуском или отдельно по желанию сотрудника органов внутренних дел, при этом общая непрерывная продолжительность дополнительного и очередного отпуска не должна превышать 60 календарных дней, за исключением отпусков сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.
Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на дополнительный ежегодный отпуск за исполнение обязанностей во вредных условиях и за особый характер службы, дополнительный отпуск предоставляется по их выбору только по одному из оснований, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Иного рода дополнительных отпусков сотрудникам ФСИН, связанных с продолжительностью службы не предусмотрено.

Читайте также: