При каких условиях возможно использование ноутбуков обучающимися начальных классов

Обновлено: 06.07.2024

Работа была представлена на семинаре учителей начальных классов по обмену опыта и будет полезной для учителей.
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Китайская мудрость

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание, чтобы они захотели получать знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится но-вое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны, подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, необходимые для удовлетворения потребностей школы.
Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Слайд
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах я сосредоточу свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.
Как можно классифицировать ЭОР?
Можно классифицировать ЭОР по следующим направлениям:
По технологии создания
- текстографические
- мультимедиа
По среде распространения и использования
- Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет
- Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета
- ресурсы для «электронных досок»
По содержанию
- учебники
- рабочие тетради
- лабораторные работы
- электронные справочники и словари

- викторины
По принципу реализации
- мультимедиа-ресурсы
- презентационные ресурсы
- системы обучения
По составляющим входящего в них содержания
- лекционные ресурсы
- практические ресурсы
- ресурсы-имитаторы (тренажеры)
- контрольно-измерительные материалы
Как на практике я применяю ЭОР?
Слайд
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.
Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.
1. Электронное приложение к учебнику
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка, окр.мира, литературного чтения. В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в пособии представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.
С помощью приложения учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с пособием дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.
В пособие(к примеру Русский язык. 1 класс- включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство.
Останавливаться более подробно, думаю смысла нет, так как это уже не ново, и работают, думаю, многие.
2. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.
Предлагаю вашему вниманию
Тренажёр «Таблица умножения»
Выучить таблицу не каждому удается легко, в игровой форме намного быстрее. За правильный ответ дается 1 балл. Каждый день необходимо набирать большее количество баллов. Когда наберешь 25 баллов без ошибки, твое знание таблицы можно будет оценить как «хорошо», 50 баллов – «отлично». Тренажер не только помогает выучить таблицу умножения, но и развивает память, внимание, а также развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы кисти руки у детей.

2 тренажёр:
Тренажёр «Игра-раскраска «Карлсон»
Задача – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число.
3. Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения, которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок. Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
1. быстрая обработка результатов,
2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
3. объективность оценки учащегося.
4. Программа «Знайка»
Выполнение заданий в программе не только развивает логическое мышление, но
и помогает подготовиться к участию в школьных олимпиадах для учеников
начальных классов. Задания состоят из вопросов сопровождаемых картинками.
С помощью редактора можно самостоятельно составлять вопросы на различные темы.

Программа содержит следующие задания:
Олимпиадные задания по математике (2 класс).
Олимпиадные задания по математике (3 класс).
Олимпиадные задания по математике (4 класс).
Задания школьных олимпиад по математике (3-4 классы).
Программа подойдёт для учащихся 2-4 классов.
5. Игры
Данный ресурс я использую на уроках, внеурочных и коррекционных занятиях.
При счёте до 10 – использую игры типа «Сосчитай зайчиков» и др. Для отработки навыков устного счёта в пределах 10 использую большое количество игр. Например «Помоги Снеговику».
Игры для развития устойчивости внимания, например «Найди 10 отличий». С этой же целью использую электронные пазлы.
6. Тесты.
Flash-тест для проверки и закрепления знаний по теме: «Склонения имени существительного».
Что дают ЭОР учителю?
• конспекты не писать;
• сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
• экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
• решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны,либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
• вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

Рассмотрим подробнее основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.
Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.
Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в малокомплектных школах, а также в случае пропуска уроков учеником.
В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.
В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.


Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание, чтобы они захотели получать знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно, примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении (введении) нового материала,
  • закреплении изученного материала,
  • повторении изученного материала,
  • контроле усвоенного материала.

Для ученика компьютер может выполнять разные функции:

  • преподавателя: источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля;
  • рабочего инструмента: средство подготовки и хранения текстов, текстовый редактор, вычислительная машина, средство моделирования;
  • объекта обучения: эту функцию компьютер выполняет при программировании (обучении заданным процессам);
  • сотрудничающего коллектива: посредством связи между компьютерами класса (компьютерная сеть класса) и телекоммуникаций в Интернет;
  • досуговой среды: организуется с помощью игровых программ, компьютерных игр по сети, компьютерного видео и т.д.

Сейчас широко внедряется в Российские школы система обучения "1 ученик: 1 компьютер" связан с использованием модели "мобильного класса на базе подвижной тележки".

В нашей школе мобильные классы появились в 2016-2017 учебном году.

Мобильный класс представляет собой:

  • комплект ноутбуков для учителя и учащихся, оснащенных модулями беспроводной связи. Ноутбуки хранятся в ячейках тележки, которая служит также средством транспортировки и единым для всех ноутбуков зарядным устройством;
  • документ-камера для учителя, предназначена для передачи изображений документов(например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. По внешнему виду похожа на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа;
  • Документ - камеры позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ - камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством проектора.
  • интерактивная доска и проектор;
  • акустическая система.

Дополнительно были закуплены для каждого ученика:

  • USB - флеш - накопители,
  • наушники,
  • компьютерные мышки и коврики для них.

Очевидно, имея в школе несколько таких мобильных комплектов и развернутую на территории всего образовательного учреждения беспроводную локальную сеть Wi-Fi, можно проводить уроки в разных учебных аудиториях, перемещая оборудование туда, где оно необходимо в данный момент.

При этом также реализуется еще одно, дополнительное удобство - полная свобода учащихся при работе с ноутбуками в ходе урока.

Например, ученик может прямо со своим ноутбуком подойти к учителю, чтобы показать ему результаты своей работы, после чего учитель при желании может вывести эти результаты на интерактивную доску для всего класса и прокомментировать их, либо пригласить к доске кого-либо из учеников.

Каждый ученик на своём ноутбуке запускает обучающую игровую программу. При обучении с помощью компьютера обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях ученика, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.

Важным условием успешного обучения является интерес учеников к изучаемому предмету, ходу обучения и его результату.

Итак, компьютеры - это уникальные по своим возможностям обучающие машины - установлены в классе. А продуктом этих машин являются - обучающие программы (игры).

В настоящее время существует огромное множество обучающих программ (игр) по самым разным предметам, ориентированных на самые различные категории учащихся.

Классификация компьютерных игр.

1. Развивающие игры.

Это компьютерные программы «открытого» типа, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В них нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребенка.

К программам этого типа относятся:

  • различного рода графические редакторы, в т.ч. редакторы для создания изображений, «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения, коррекции рисунка другими способами;
  • простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

2. Обучающие игры

Это игровые программы дидактического («закрытого») типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей математических представлений; с обучением азбуке, слогообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

3. Игры экспериментирования

В играх этого типа цель игры и правила не заданы явно - скрыты в сюжете или способе управления игры. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижения общего решения игровой задачи.

4. Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития (это видно из названия группы). Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». К этой группе, в частности, можно отнести популярную серию программ типа «Живые книжки».

Использование ноутбуков детьми, я начала с уроков рисования. Программа Paint.

Paint – это функция Windows, с помощью которой можно создавать рисунки в чистой области рисования или на существующих изображениях. Большинство инструментов, используемых в программе Paint, можно найти в ленте, расположенной у верхнего края окна программы Paint.

На иллюстрации показана лента и другие части окна программы Paint. С помощью программы Paint на рисунок можно добавлять различные фигуры. Среди готовых фигур имеются не только традиционные элементы – прямоугольники, эллипсы, треугольники и стрелки, – но и интересные и необычные фигуры, например сердце, молния, сноски и многие другие.

В 2017- 2018 учебном году в начальной школе 1 час физической культуры был заменён учебным предметом шахматы.

На первом году обучения, учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, ребята учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.

На уроке использую материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры, инсценировки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины, решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, не приучены думать, принимать решения самостоятельно. Необходимо развивать в детях такие качества, которые помогут им успешно адаптироваться к любым изменениям. Особенно важно в начальной школе применение игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя.

Чтобы вовлечь всех детей в процесс обучения шахматам, на своих уроках я использую ноутбуки. Каждый ученик на своём ноутбуке запускает обучающую программу «Динозавры учат шахматам»

«Динозавры учат шахматам» данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями как рокировка, мат, пат, шах, горизонтали, диагонали. Узнает основные принципы игры в начале партии.

Главным достоинством данной программы является то, что ребенок может свои знания применять на практике, играя с динозаврами (с компьютером). Для психологической поддержки ребенка на первых уровнях ему дается перевес.

Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх малыша перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме.

При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает. Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает малышу возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда.

Существует много обучающих игр.

«Как мышонок буквы ловил»

Ребёнок должен помочь главному герою - Мышонку обзавестись уютным домиком. Во время игры ребенок попадает в сказочный сад, где растут буквы. В саду маленького игрока ждут занимательные приключения. После знакомства с очередной буквой малыш получает подарок - забавный интерактивный мультик.

Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.

Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.

Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1
имени дважды Героя Советского Союза Д.А.Драгунского"
Щерба Ольга Константиновна

от 28 марта 2002 года N 199/13

Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования методические материалы по организации экспериментальной работы в начальной школе "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе", подготовленные совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук и Институтом общего среднего образования Российской академии образования.

Руководитель Департамента
образовательных программ и стандартов
общего образования,
член коллегии
А.В.Баранников

РЕКОМЕНДАЦИИ
по использованию компьютеров в начальной школе

В связи с экспериментом по совершенствованию структуры и содержания общего образования в начальной школе со 2 класса вводится предмет "Информатика" (См. письмо Министерства образования от 17.12.2001 N 957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе").

Организационно-педагогические рекомендации по использованию компьютеров на уроках информатики в начальной школе.

Предлагается три подхода к использованию компьютерной поддержки при обучении информатике во 2 классе.

1. Для реализации фронтальной формы обучения на уроке информатики возможно организовать изучение данного предмета в рамках одного урока в интеграции с предметами на базе кабинета, оборудованного одним компьютером с CD-rom устройством.

Это школьный кабинет, оснащенный 1 компьютером с CD-rom устройством, аудиосистемой (колонки) и дополнительно - медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Дополнительно данный компьютер может быть подключен в локальную сеть школы и иметь выход в Интернет.

Обучение информатике в этом случае проводится учителем начальной школы без деления класса на подгруппы. При этом один компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть использоваться в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой. Для этого желательно подключение компьютера к проектору или телевизору с большим экраном для удобства фронтальной работы с классом. Целесообразно в расписании устанавливать урок информатики вслед или перед уроками по предметам, рекомендованным для интеграции авторами учебных пособий под редакцией А.В.Горячева.

Учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание работы с Интернетом и электронной почтой.

При таком компьютерном сопровождении уроков информатики требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, энциклопедии из области искусства, музыки, театра, правил дорожного движения, путешествий и пр. (Например, продукция фирм "Компьютер и детство", "Кирилл и Мифодий".)

2. Для групповой формы обучения на уроке информатики возможно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока без деления на группы в информационном центре школы.

Информационный центр школы представляет собой кабинет, снабженный 3-7 компьютерами, подключенными в локальную сеть, возможно с выходом в Интернет. Такой кабинет является современным аналогом читального зала компьютеризированной библиотеки и может быть оборудован именно в читальном зале школы. В информационном центре необходимо предусмотреть и традиционные рабочие места учащихся - столы, стеллажи для раздаточных настольных пособий.

В информационном центре школы можно организовать обучение информатике с помощью метода проектов. Для этого класс делится на бригады по 3-4 человека, для которых предусматривается рабочая зона: 2 парты, 1 компьютер, настольные пособия и раздаточные материалы (конструкторы, в том числе ЛЕГО, цветная бумага, альбомы, развивающие игры и пр.). Работа за компьютером в бригаде регулируется учителем: один учащийся выполняет свою работу на компьютере в течение 5-7 минут, другие учащиеся бригады в это время работают над настольной частью проекта. Таким образом, бригада осуществляет компьютерную деятельность в течение всего урока в рамках 20-30 минут в зависимости от проектного задания, рекомендованного в учебном пособии автора А.Л.Семенова.

Учителю требуется владение компьютером в рамках заданий, предложенных автором учебного пособия, например, навыки работы в среде ПервоЛого, в клавиатурном тренажере, а также работы с комплектом программ "Компьютер и детство", "Никита", "Малыш" и др.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.

2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.

3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.

4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.

1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.

2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.

3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.

4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.

5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.

6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.

7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.

8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

3. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке информатики с делением класса на две группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

При выборе школой формы обучения информатике с использованием компьютерного кабинета (10-12 мест учащихся и рабочее место учителя) рекомендуется привлекать к проведению урока информатики (1 час) учителя начальной школы и учителя информатики блоками по 15 минут. Бескомпьютерная часть ypoка информатики проводится учителем начальной школы в классе сначала для 1-й группы в течение 15 минут, а затем для 2-й группы. Компьютерная часть урока проводится учителем информатики cначала для 2-й группы в течение 15 минут, а затем соответственно для 1-й группы.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1, 2, 3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.

Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.

"Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе".

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура 19-21°С, относительная влажность 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

- Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 минут.

- С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Целью проведения Интернет-конференции является активизация научной и творческой деятельности.

Использование ноутбуков на уроках в начальной школе

Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Наталья

Использование ноутбуков на уроках в начальной школе.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в начальных классах школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание, чтобы они захотели получать знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным через систему применения различных инноваций. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему.

Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель:

вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится но-вое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, необходимые для удовлетворения потребностей школы.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать для себя нужное, необходимое.

Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка, окружающего мира, литературного чтения. В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в пособии представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.

С помощью приложения учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с пособием дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.

В пособии (к примеру Русский язык. 1 класс - включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство.

Данный ресурс я использую при фронтальной работе с классом на орфографических пятиминутках на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике я использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной разработки.

Выучить таблицу не каждому удается легко, в игровой форме намного быстрее. За правильный ответ дается 1 балл. Каждый день необходимо набирать большее количество баллов. Когда наберешь 25 баллов без ошибки, твое знание таблицы можно будет оценить как «хорошо», 50 баллов – «отлично». Тренажер не только помогает выучить таблицу умножения, но и развивает память, внимание, а также развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы кисти руки у детей.

Задача – отработка навыка табличного умножения трёх на однозначное число.

3. Программа «Отличник» способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения, которых ученик получает соответствующую оценку; полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.

Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:

Читайте также: