При получении травмы в компьютерном классе необходимо

Обновлено: 05.07.2024

Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи . Схематично алгоритм выглядит следующим образом.

Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:

1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:

1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).

2. Определить наличие сознания у пострадавшего.

При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.

3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:

1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.

4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы

Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).

5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:

1) давления руками на грудину пострадавшего; 2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания. При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.

6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:

1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть.

7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:

1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.

8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):

1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела

Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.

10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку

Наличие сознания, дыхания и кровообращения

11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи

Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.

Если с работником учреждения произошел несчастный случай, работодатель должен провести расследование, прежде всего, чтобы установить причину и предотвратить подобное в дальнейшем. Кроме того, работодатель должен квалифицировать несчастный случай как связанный или не связанный с производством с целью получения работником компенсации за полученные травмы в виде социальной страховки. А что делать, если несчастный случай произошел с учеником или студентом, который каждый день ходит в школу или институт? Обязанность расследовать несчастный случай, произошедший с лицом, обучающимся в образовательном учреждении, лежит на этом учреждении. Как должен происходить данный процесс?

Обязанность осуществлять расследование и учет несчастных случаев, произошедших с лицами, обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях охраны их здоровья была установлена п. 4 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). Однако, поскольку самого порядка осуществления расследования не было, руководителям образовательных учреждений рекомендовалось применять ст. 227 – 231 ТК РФ, которыми установлен порядок расследования и учета несчастных случаев, произошедших с работниками.

И вот не так давно (в октябре 2017 года) вступил в силу Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2017 № 602 (далее – Порядок). Между Порядком и процедурой расследования несчастных случаев, установленной для работников организации, много общего, но есть и различия.

На кого распространяется Порядок?

Как следует из Порядка, он распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность, к которым в соответствии с Законом об образовании относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

В силу ст. 23 Закона об образовании в РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация – организация, основной деятельностью которой являются образовательная деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

общеобразовательная организация – организация, основной деятельностью которой является деятельность по программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

профессиональная образовательная организация – организация, основной деятельностью которой является образовательная деятельность по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения;

образовательная организация высшего образования – организация, основной деятельностью которой являются образовательная деятельность по программам высшего образования и научная деятельность.

Кроме того, существуют образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы. Это организации дополнительного образования и организации дополнительного профессионального образования.

Проще говоря, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся детские сады, школы, училища, колледжи, техникумы и институты, осуществляющие обучение по основным и дополнительным программам. Лица, осваивающие образовательные программы в данных организациях (как несовершеннолетние, так и совершеннолетние), называются обучающимися.

К сведению: различают также такую категорию, как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 Закона об образовании).

Таким образом, Порядок следует применять и при несчастных случаях, произошедших в специальных образовательных учреждениях, осуществляющих обучение по основным и дополнительным программам.

Однако Порядок не распространяется на федеральные государственные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения и (или) дополнительные профессиональные программы и находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

К сведению: к таким организациям в силу ст. 81 Закона об образовании относятся организации, находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Службы внешней разведки, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, гражданской обороны, обороны, внутренних дел и т. д.

Какой случай считается несчастным и подлежит расследованию?

Под несчастными случаями, произошедшими с обучающимися, согласно Порядку понимаются следующие повреждения здоровья:

телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, острое отравление, тепловой удар;

поражение электрическим током, молнией, излучением;

укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями;

повреждения здоровья вследствие взрывов, аварий (в том числе в дорожно-транспортных происшествиях), разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;

иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов;

При этом расследованию и учету подлежат только те несчастные случаи, которые повлекли временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день или смерть обучающегося, а также в случае, если таковые произошли в определенное время и определенном месте.

Расследованию также будет подлежать случай, произошедший с обучающимся при осуществлении иных действий, обусловленных уставом организации или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающегося, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо совершаемых при выполнении работ по ликвидации их последствий.

Первостепенные действия при несчастном случае

Итак, пострадавший или очевидец несчастного случая должен известить лицо, непосредственно проводившее учебное занятие (мероприятие), которое, в свою очередь, обязано немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации или лицу, его замещающему.

Руководитель организации или лицо, его замещающее, при наступлении несчастного случая обязаны:

1) немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости его доставку в медицинскую организацию;

2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации, воздействия травмирующих факторов на других лиц;

3) принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, осуществить другие мероприятия), если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;

4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;

5) проинформировать о несчастном случае с обучающимся учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего;

К сведению: учредителями образовательной организации в зависимости от ведомственной принадлежности являются органы местного самоуправления, исполнительной власти субъекта РФ или федеральные органы, осуществляющие управление в сфере образования.

6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

в территориальный орган МВД;

родителям или законным представителям пострадавшего;

в соответствующий выборный орган первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иной представительный орган обучающихся в образовательной организации.

Создание комиссии по расследованию несчастного случая

При расследовании несчастного случая в образовательной организации незамедлительно должна быть создана комиссия. При этом порядок создания комиссии, состав и срок расследования несчастного случая зависят от того, какой несчастный случай расследуется.

Так, если расследовать предстоит несчастный случай, в результате которого обучающийся получил легкие повреждения здоровья, комиссия создается руководителем организации и ее состав утверждается его распорядительным актом.

Комиссия должна состоять как минимум из трех человек:

1) руководитель (лицо, его замещающее) организации, возглавляющий комиссию;

2) специалист по охране труда или лицо, на которое руководителем организации возложены обязанности специалиста по охране труда, прошедшее обучение по вопросам охраны труда;

3) представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иного представительного органа обучающихся образовательной организации.

Расследование несчастного случая, произошедшего с обучающимся, получившим легкую травму, проводится комиссией в течение трех календарных дней с момента происшествия.

При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом комиссия по расследованию несчастного случая создается учредителем и ее состав утверждается распорядительным актом учредителя.

Комиссию возглавляет руководитель учредителя или уполномоченное им лицо.

В состав комиссии также включаются специалист по охране труда и представитель профсоюза или иного представительного органа обучающихся.

При этом в состав комиссии могут быть включены по согласованию представители Минобразования (если только данное ведомство не является учредителем образовательной организации) и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Обратите внимание: лица, непосредственно проводившие учебные занятия (мероприятия) и (или) осуществлявшие контроль за безопасным проведением данных учебных занятий (мероприятий), во время которых произошел несчастный случай с обучающимся, не включаются в состав ни той, ни другой комиссии.

Расследование группового (тяжелого) несчастного случая проводится комиссией в течение 15 календарных дней с момента происшествия.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок расследования может быть продлен распорядительным актом руководителя или учредителя с учетом изложенных председателем комиссии причин продления до 30 календарных дней.

Каждый совершеннолетний пострадавший (его законный представитель или иное доверенное лицо) и его родитель (законный представитель) имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю организации или в результате которого утрата обучающимся здоровья наступила не сразу, расследуется комиссией в соответствии с квалификацией несчастного случая по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (представителя или доверенного лица), родителя (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в организацию. При этом срок подачи такого заявления не ограничен.

К сведению: если несчастный случай с обучающимся произошел во время прохождения производственной практики в другой организации и при выполнении им работы под руководством и контролем полномочного представителя организации, он расследуется данной организацией. При этом в состав комиссии, созданной организацией, включается представитель образовательного учреждения.

Порядок работы комиссии

Комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана:

получить письменное объяснение от пострадавшего (по возможности), должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай, лица, которое должно было обеспечить соблюдение безопасных условий проведения учебного занятия (мероприятия);

составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к Порядку);

запросить в медицинской организации заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее – медицинское заключение) или заключение о причине смерти;

составить протокол осмотра места, где произошел несчастный случай, рекомендуемый образец которого приведен в приложении 3 к Порядку, схему данного места и по возможности произвести фото– или видеосъемку;

изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);

сделать выписки из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности с обучающимися о прохождении пострадавшим обучения или инструктажа в соответствии с локальными нормативными актами организации, предписаниями органов государственного и общественного контроля (надзора), выданными образовательной организации, касающиеся предмета расследования, изучить состояние выполнения предписаний об устранении допущенных нарушений;

ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных лиц;

составить акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся, рекомендуемые образцы которого приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку.

По требованию комиссии руководитель обеспечивает за счет средств организации получение от компетентных органов экспертного заключения по результатам:

технической экспертизы (транспортного средства, элементов и конструкций здания, спортивного и иного инвентаря, электроприборов и оборудования, проектной документации и др.);

экспертизы качества медицинской помощи;

иной необходимой для расследования экспертизы.

Медицинская организация, в которую был доставлен или обратился самостоятельно пострадавший в результате несчастного случая, обязана по запросу руководителя выдать медицинское заключение или заключение о причине смерти.

Какие документы оформляются при расследовании несчастного случая?

К материалам расследования несчастного случая, произошедшего с обучающимся, которые должны быть у работодателя, относятся:

распорядительный акт о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

письменное объяснение от пострадавшего (по возможности);

протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие);

планы, эскизы, схемы, протокол осмотра, описание места, где произошел несчастный случай, а также (при необходимости) фото- и видеоматериалы;

информация о мероприятиях по предупреждению травматизма, проведенных с пострадавшим;

экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний (при необходимости);

медицинское заключение или заключение о причине смерти (в случае их представления лицами, имеющими право на их получение);

выписки из инструкций, положений, приказов и других актов, устанавливающих меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности и ответственных лиц;

другие документы по усмотрению комиссии.

Акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся, составляется в трех экземплярах и не позднее трех рабочих дней после завершения расследования утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Первый экземпляр акта выдается совершеннолетнему пострадавшему (его представителю или доверенному лицу), родителям (законным представителям) несовершеннолетнего пострадавшего, второй остается в организации и хранится в течение 45 лет, а третий вместе с копиями материалов расследования направляется учредителю.

Информация о несчастном случае регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев, произошедших с обучающимися (рекомендуемый образец приведен в приложении 6 к Порядку).

Акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с обучающимся, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с материалами расследования хранится у учредителя, а второй хранится в организации в течение 45 лет.

По результатам расследования несчастный случай может быть признан не связанным с образовательной деятельностью, в частности, когда он повлек смерть обучающегося вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденного медицинскими организациями и следственными органами, либо вследствие алкогольного, наркотического или токсического отравления, подтвержденного медицинским заключением, а также когда несчастный случай квалифицирован правоохранительными органами как преступление.

Акт о расследовании несчастного случая, не связанного с образовательной деятельностью, в зависимости от квалификации несчастного случая составляется по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях 4 и 5 к Порядку, в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки совершеннолетнему пострадавшему (его представителю или доверенному лицу), родителям (законным представителям) несовершеннолетнего пострадавшего, а второй хранится в организации в течение 45 лет.

Отчеты о несчастных случаях

Работодатели должны отчитываться о произошедших за истекший год несчастных случаях. Отчет оформляется по рекомендованному в приложении 7 к Порядку образцу. Представим порядок направления отчета.

В заключение отметим, что разногласия, возникшие между комиссией и совершеннолетним пострадавшим или родителем несовершеннолетнего пострадавшего по итогам расследования несчастного случая, а также в случае отказа руководителя организации проводить расследование несчастного случая, рассматриваются в судебном порядке.

Контроль за своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, произошедших с обучающимися, и выполнением мероприятий по устранению их причин обеспечивает учредитель.

За причиненный ребенку вред к ответственности привлекут школу, а в некоторых случаях – провинившегося ученика или его родителей. На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

В каком случае школа будет освобождена от ответственности?

  • Если ребенок не является учеником этой школы, т. е. между ею и его родителями не был заключен договор на оказание образовательных услуг. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье своих учеников (ст. 32 Закона об образовании).
  • Если ученик получил травму на территории школы, но фактически находился в этот момент под надзором родителя. Например, когда до начала уроков и до момента передачи ребенка тренеру из-за недосмотра родителя он упал с лестницы.
  • Когда ребенок находился под надзором школы, но вред ему был причинен не по ее вине. Так, к ответственности наряду со школой могут быть привлечены родители ребенка – причинителя вреда. Но для этого должен быть установлен факт ненадлежащего воспитания, иначе ответственность в полном объеме будет возложена на школу за неосуществление должного контроля за поведением и здоровьем обучающихся.

Школа имеет право предъявить к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, регрессный иск. То есть школа вправе потребовать компенсировать ущерб, который был взыскан с нее родителями пострадавшего ребенка. Это возможно, если будет доказано, что родители причинителя вреда безответственно относились к его воспитанию, не осуществляли должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к ним внимания), не выполняли родительские обязанности, которые на них возложены ст. 63 Семейного кодекса.

На что вправе рассчитывать родители пострадавшего ребенка?

Можно обратиться к школе с требованием о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда, взыскании убытков. Можно привлечь к ответственности причинителя вреда или родителей провинившегося ребенка.

Размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае спора – в судебном порядке.

На основании анализа судебной практики можно сделать вывод, что средний размер компенсации морального вреда зависит от субъекта РФ и усмотрения судьи:

  • легкий вред здоровью – от 20 000 до 100 000 рублей;
  • средний вред здоровью – от 150 000 до 500 000 рублей;
  • тяжкий вред здоровью – до 1 000 000 рублей.

Степень вреда определяется на основании медицинской экспертизы.

Что поможет получить компенсацию за причиненный вред?

  • Документы, подтверждающие травму. Если школьный врач не может оказать должную помощь, вызывается скорая. В архиве подстанции скорой помощи впоследствии можно получить медицинские документы. При их наличии школа не сможет отрицать произошедшее.
  • Стоит запросить в школе копию акта о несчастном случае и иные документы, связанные с расследованием произошедшего (приказ о дисциплинарном взыскании, докладные записки, объяснительные ответственного учителя, классного руководителя, завуча, протоколы классного собрания, выписки из протоколов заседания комиссии по профилактике правонарушений и т.п.). Внутреннее расследование школы позволит установить виновных.

Необходимо сохранить чеки и медицинские документы, в которых отражен ход лечения. Они помогут подтвердить размер понесенных трат и обосновать требуемую сумму компенсации морального вреда (причинение морального вреда презюмируется, но доказательства влияют на размер компенсации).

Что делать, чтобы призвать к ответственности виновных?

После сбора перечисленных выше документов рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1. Обратитесь к адвокату, чтобы получить правовую оценку ситуации.

2. До обращения в суд составьте претензию к образовательному учреждению или родителям ребенка – причинителя вреда о компенсации материального ущерба и морального вреда в добровольном порядке.

3. Обратитесь в суд в случае отказа школы выполнить ваши требования.

Исковое заявление подается мировому судье, если одновременно с требованием имущественного характера на сумму не более 50 000 рублей заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда; в районный суд – в иных случаях, в том числе если в иске заявлены и другие требования, не подлежащие оценке (например, об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина).

По общему правилу, исковое заявление направляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика – школы или родителей ребенка, причинившего вред. Но возможна иная подсудность по выбору истца. Так, с требованием о компенсации морального вреда можно обратиться в суд по вашему месту жительства.

В связи с пандемией коронавируса государства всего мира были вынуждены перестаивать систему образования на дистанционный формат. Из-за долгого нахождения за компьютером могут появиться остеохондроз и искривление позвоночника. Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм от глаз пользователя с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Основные размеры рабочего места при работе с компьютерами высота края стола и высота пространства для ног должны соответствовать росту. Не рекомендовано использовать в качестве сидения табуретки или скамейки. Во время работы за ноутбуком и компьютером важно не горбиться. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время учебы, работы за столом, так и при ходьбе.

Требования к длительности занятий с компьютерами и ноутбуками.

Частая работа за компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, придется ходить в очках.

Общие рекомендации – детям с 3-х до 5-ти лет - не более 15-ти минут использования гаджетов в сутки.

Непрерывная длительность занятий в дошкольных организациях и школах непосредственно с компьютерами и ноутбуками в течение учебного часа соответствует:

  • дошкольных организациях и 1 классах - не более 15 минут;
  • 2 - 3 классах - не более 20 минут;
  • 4-5 классах - не более 25 минут;
  • 6 - 8 классах - не более 30 минут;

9 - 11(12) классах - не более 35 минут.

Профилактические мероприятия при работе с компьютерами и ноутбуками

Продолжительность непосредственной работы с компьютерами, ноутбуками, планшетами рекомендуется не более 2 часов. В период работы проводятся профилактические мероприятия: упражнения для глаз через каждый 20-25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва. Занятия с компьютерами, ноутбуками, планшетами не проводятся за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и оздоровительных мероприятий. Одновременное использование 1 компьютера, ноутбука, планшета двумя и более людьми, независимо от возраста не рекомендуется. Не используются компьютеры, ноутбуки без наличия документов, подтверждающих их качество и безопасность. Современный монитор не является источником радиоактивного излучения. Перед началом работы и после каждого академического часа занятий осуществляют сквозное проветривание. В качестве источников света при искусственном освещении используются люминесцентные лампы. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе энергосберегающие. Не забывайте кушать. Работа или игра за компьютером нередко поглощает все внимание человека. Находясь мыслями там, в мониторе, человек забывает обо всем, в том числе об обеде, работают впроголодь весь день.

Читайте также: