Причины агрессивного поведения молодежи семья сми компьютерные игры химическая зависимость

Обновлено: 07.07.2024

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.

Актуальность выбранной темы объясняется следующим:

Во-первых, необходимость исследования проблемы агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации и напряжения.

Во-вторых, принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками определяется необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения подростками, а также средств ее предотвращения и коррекции.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

- чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Проблема зависимости от сети интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший интернет-зависимость, и многих других.

Цель работы: Исследовать взаимосвязь агрессивности и интернет зависимости подростков.

Задачи:

Теоретический анализ феномена интернет зависимости и агрессивности подростков.

Исследовать агрессивность подростков.

Исследовать уровень интернет зависимости подростков.

Выявить и изучить особенности взаимосвязи агрессивности и интернет зависимости подростков.

Предмет исследования: агрессивность и интернет-зависимость подростков.

Объект исследования: подростки в возрасте 13-14 лет, в количестве 20 человек, из них 50% учатся в 8 классе, 50% в 9 классе, 50% мальчиков, 50% девочек.

База исследования: МБОУ Пестриковская средняя общеобразовательная школа Кашинского района Тверской области

Основная гипотеза исследования: Существует взаимосвязь агрессивности подростков с их интернет зависимостью.

Частные гипотезы:

1. Существует более яркая выражен ность разных форм агрессии: у мальчиков раздражение и подозрительность, а чувство вины - у дев оч ек.

2. Существует мнение, что у половины респондентов степень интернет зависимости низкая, а у другой половины средняя и высокая.

3. У подростков наблюдается прямая взаимосвязь физической агрессии с их зависимостью от компьютерных игр и интернета.

4. Чем больше девочки увлечены компьютерными играми и чем сильнее у них проявляется интернет зависимость, тем чаще проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, подозрительность, обида и зависть.

5. Чем больше юноши увлечены компьютерными играми и чем сильнее у них проявляется интернет зависимость, тем чаще они проявляют физическую агрессию против другого лица.

Методы исследования:

Методика «Диагностика агрессии» (А. Басс, А. Дарки).

Тест на Интернет-зависимость (перевод теста Кимберли Янг, выполненный и адаптированный В.А. Лоскутовой)

Анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков» (Дыкая И.В., педагог – психолог МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамска)

I . Теоретическая часть.

1.1 Агрессивность интернет зависимых подростков

Причиной агрессии подростков является и интернет-зависимость. Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Да, в цепочке «подросток - компьютер – интернет» возможно два варианта развития их взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом.

В связи с поставленной задачей постараемся систематизировать и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от интернета на личность подростка, а также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы аддиктивного поведения (количество интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%).

Теоретические положения нашего исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме. Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологической литературе данной проблемы.

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

- чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Проблема зависимости от сети интернет достаточно молодая. В России она затрагивается в трудах таких учёных, как Жичкина А. (шкала интернет-зависимости), Щепилина Е., (опросник «Восприятие Интернета»), И. Бурлаков (зависимость от компьютерных игр), Генисаретский О. и Носов Н., которые впервые в России упомянули понятие «виртуальная реальность», Войскунский А.Е., комплексно изучавший интернет-зависимость, и многих других.

1.2.Практическая значимость результатов исследования

Полученные результаты могут быть полезны родителям, социальным педагогам, практическим школьным психологам для формирования коррекционных досуговых программ, для снижения интернет зависимости подростков с учетом личностных особенностей, мировоззренческих установок.

Практическая часть.

Исследование роли компьютера в жизни детей.

Испытуемые разбиты на две группы:

I группа – подростки, которые в своей повседневной жизни часто используют компьютер - 10 детей (из них 5 мальчиков-50% и 5 девочек -50 %).

II группа – подростки, которые в своей повседневной жизни не используют компьютер, либо используют, но очень редко.10 учащихся( из них 5 мальчиков- 50% и 5 девочек -50 %),

Таким образом, мы имеет две группы сравнения:

hello_html_636ad468.jpg

В результате первичной обработки индивидуальных исследований были получены исходные данные для дальнейшего анализа (Приложение 1).

Исследование видов досуговой деятельности детей

Из результатов, представленных в диаграмме 2 видно, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне детей.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики увлечены компьютерными играми, девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источнику полезной информации, прослушиванию музыки.

Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре подростков. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.

Исследование агрессивности подростков

Агрессивность подростков исследована с помощью опросника Басса-Дарки (Приложение 2) позволяющему описывать проявления враждебности и агрессии, по вид ам реакций:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Диаграмма 3. Формы агрессии у мальчиков и девочек.

По результатам исследования отмечается, что в среднем по выборке у респондентов средний уровень раздражения, подозрительности, обиды, чувства вины, что может характеризовать их как не вспыльчивых и не грубых в повседневной жизни, достаточно осторожных по отношению к людям, они обладают опреде лен ной степенью зависти но не в патологической форме, иногда ощуща ют угрызения совести за свои проступки .

2.4. Исследование выраженности агрессии у мальчиков и девочек

Диаграмма 4. Выраженность агрессии у мальчиков и девочек

Причем можно отметить, что параметры раздражения и подозрительности более выражены на юношеской группе, а чувство вины на выборке девушек. По всей видимости этот факт может объясняться гендрной ролью респондентов и подростковым уровнем развития личности.

2.5. Исследование интернет-зависимости подростков

Эти психодиагностические инструменты позволяют выявлят ь следующие аспекты интернет зависимости :

Заинтересованность, увлеченность , зависимость компьютерными играми;

Влияют ли герои компьютерных игр на поведение ребенка;

Стимулируют ли они агрессивность подростков ;

Степень интернет зависимости.

Результаты исследования в целом по выборке представлены на Диаграмме 4

Диаграмма 5. А спекты интернет зависимости

Анализ результатов позволяет говорить о том, что у 50% выборки подростков низкая степень зависимости от компьютерных игр, однако у 40 % выборки отмечается средний уровень зависимости и у 10 % выборки высокая степень зависимости от компьютерных игрушек.

70 % выборки подростков отмечают высокую степень влияния героев компьютерных игр на свое поведение, 50% детей отмечают наличие влияния компьютерной игры на агрессивность играющего.

Качественный анализ данных позволяет отметить, что в лия ние геро ев компьютерных игр в большей степени наблюдается на поведение юношей. Степень интернет зависимости у мальчиков даже несколько выше, чем у девочек.

Таким образом, на основании полученных данных мы имеем разбиение выборки на группы подростков увлекающимися компьютерными играми и имеющих интернет зависимость в той или иной степени и группу подростков не увлекающихся компьютерными играми и не зависимых от интернета.

Таким образом, можно отметить, что чем больше мальчики увлечены компьютерными играми и чем сильнее у них проявляется интернет зависимость, тем чаще они проявляют физическую агрессию против другого лица, демонстрируют оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, вспыльчивость и грубость, а так же зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

На выборке девочек.

можно отметить, что чем больше девочки увлечены компьютерными играми и чем сильнее у них проявляется интернет зависимость, тем чаще проявляют негативные чувства при малейшем возбуждении, подозрительность по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред, обиду и зависть за действительные и вымышленные действия.

Уровень агрессии, равно как и интернет зависимость ярче выражена у подростков увлекающихся компьютерными играми и интернетом. Это подтверждает теорию о том, существует взаимосвязь агрессивности подростков с их интернет зависимостью. По данным исследований, игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у подростков.

Таким образом, основная гипотеза о том, существует взаимосвязь агрессивности с интернет зависимостью подростков, нашла свое подтверждение. Частные гипотезы так же подтверждены.

Подростковая агрессия как следствие компьютерной зависимости

Последнее время всё чаще с экранов телевизоров приходится слышать информацию о проявлениях насилия в подростковой среде, крайней степенью которого являются импульсивные или запланированные убийства родственников, друзей, случайных прохожих.

Многие учёные, а также простые обыватели выдвигают одной из главных версий жестокости со стороны социально незрелых личностей длительное пребывание за гаджетами. Специалисты МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее Центр) также отмечают тот факт, что всех агрессивных подростков, посещающих Центр, объединяет чрезмерная увлечённость компьютерными технологиями.

Исследования, посвящённые изучению компьютерной зависимости как фактора, способствующего агрессивным проявлениям, весьма противоречивы. Учёные разделились в своём мнении, заняв две противоположные точки зрения: одни считают, что жестокие сцены, транслируемые с экранов гаджетов, глобально не оказывают негативного влияния на психику детей; другие убеждены, что подобные сцены негативно влияют на психику подрастающих поколений, провоцируя у них приступы агрессии.

Невозможно говорить о личности подростка без учёта возрастных особенностей развития мозговых структур. Поэтому в статье делается особый упор на объяснение агрессивных проявлений подростков через призму биологических знаний.

Стоит обратить внимание на тот факт, что мозг достигает примерно 85% своего взрослого объёма к двум годам, но само развитие мозга идёт очень медленными темпами. Лобная кора в мозге созревает самой последней к 20-30-ти годам. Особенно интенсивно идёт её формирование в подростковом возрасте. У подростков полностью развиты лимбическая, автономная, гормональная системы, а лобная кора относительно всего вышеперечисленного, недоразвита. Именно поэтому подростки отличаются высокой импульсивностью (в том числе агрессивностью), ранимостью, противоречивостью, подверженностью влиянию со стороны мнимых авторитетов, находящихся как в реальном, так и в виртуальном мире и т.п. Причём значительно сложнее оказать на подростков положительное влияние. Обычно люди данной возрастной категории быстрее обучаются каким-либо деструктивным навыкам (начинают пробовать спиртные напитки, наркотические вещества, курить, начинают раннюю половую жизнь, а также «за компанию» или в одиночку проявляют агрессию не только в отношении сложившихся устоев, но и в виде разного рода насилия), нежели чему-то, что способствовало бы укреплению их здоровья и благополучия.

Подросковый и юношеский возраст – это возраст поиска себя и, в то же время возраст наивысшего риска себя потерять из-за незрелости лобной коры.

Поведение подростков значительно более рискованное, агрессивное, чем поведение взрослых людей. Поиск новизны пронизывает весь подростковый мир. Именно в подростковом возрасте происходит выбор музыкальных предпочтений, любимых жанров кино, литературы, отмечается страстное стремление следовать моде (в том числе самой несуразной), питаться «модными» продуктами, навязанными заманчивой рекламой. И именно в подростковом возрасте люди чаще попадают «на крючок» недоброжелателей в сети Интернет, пропагандирующих насилие, убийства, суициды и т.п.

Повзрослевшая молодёжь входит в пик возраста насилия – это является одной из психологических особенностей данной возрастной группы, объяснимых всё той же незрелостью лобной коры. Подростковое хулиганство напоминает членство в благотворительной организации. Срабатывает повышенный эмоциональный фон, жажда одобрения со стороны сверстников (в том числе и администраторов Интернет-сообществ негативного содержания), поиск новизны при недостаточно развитой лобной коре головного мозга.

По мере созревания лобной коры, являющегося залогом социальной зрелости, открытость к различного рода инновациям заметно снижается и уровень насилия резко падает. На человека уже не так легко оказать негативное влияние, он начинает здраво оценивать всё происходящее.

Важно понимать, что среднестатистический подросток не может так управлять своим поведением или суждениями, как среднестатистический взрослый.

Отдельной темой является влияние на детей насилия в средствах массовой информации. Один из ведущих нейробиологов мира Роберт Сапольски сделал краткие выводы по результатам изучения множества работ, исследующих эффект наблюдаемого детьми насилия по телевизору, в кино, новостях, музыкальных клипах, а также их участия в видеоиграх с насилием. Вот что пишет учёный с мировым именем, популяризатор научных знаний, Роберт Сапольски:

«Насилие по телевизору или в кино увеличивает вероятность агрессивного поведения вскоре после просмотра эпизода. Интересно, что этот эффект сильнее проявляется у девочек (притом что у них общий уровень агрессии ниже). Эффект тем сильнее, чем младше дети, или чем более реалистично показано насилие, или/и если оно подается как героизм. Также в результате подобного воздействия дети начинают относиться к агрессии терпимее: одно из исследований показало, что девочки-подростки после просмотра музыкальных клипов с насилием с большей готовностью соглашались терпеть его во время свиданий. Ключевым фактором здесь является именно насилие: ничто иное – ни возбуждение, ни волнение, ни разочарование – не увеличивает агрессию.

Если воздействие медианасилия сильно и постоянно, то можно предсказать более высокий уровень агрессии у молодежи обоих полов (агрессия понимается в широких рамках – от поведения в условиях эксперимента до криминального насилия). Это мощный эффект, он различим даже на фоне воздействия массмедиа в целом, влияния физического истощения и запущенности, СЭС (социально-экономического статуса), уровня преступности в районе, образованности родителей, психиатрических заболеваний, показателя IQ. Все это надежные результаты огромной важности. Связь между воздействием медианасилия в детстве и усилением агрессии в зрелом возрасте сильнее, чем между воздействием свинца и IQ, или количеством принятого кальция и костной массой, или присутствием асбеста и раком гортани.

Два момента: а) не существует научного подтверждения того, что особо опасные преступники (например, учинившие кровавую бойню) стали таковыми из-за воздействия именно медианасилия в детском возрасте; б) подобное воздействие совсем не обязательно ведет к усилению агрессии – самый сильный эффект медиа оказывает на тех, кто и так уже предрасположен к насилию. Насилие на экране лишь делает предрасположенных к агрессии детей более безразличными и упорядочивает их собственную агрессию».

Поскольку современные компьютерные технологии действительно способствуют увеличению уровня агрессии среди социально незрелых личностей, необходимо уделять особое место профилактике зависимости от гаджетов. Педагогам и родителям важно понять, как конструктивно взаимодействовать с подростками, подверженными влиянию гаджетов; важно иметь представление о последствиях длительного пребывания несовершеннолетних (а также людей других возрастных категорий) за гаджетами; важно уметь выявлять первые симптомы компьютерной зависимости и правильно подбирать методы воздействия на подростков, применяя знания возрастной психологии подросткового возраста.

Невозможно представить жизнь современного человека без айфонов, айпадов, компьтеров, телевидения. От современных технологий никуда не деться, без них невозможно идти «в ногу со временем». Важно научиться грамотно пользоваться вышеперечисленными благами цивилизации, чтобы не вредить своему физическому и психическому здоровью.

Фото: Shutterstock

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

Рейтинговая система ESRB

Либерман продолжил бороться с насилием в играх и дальше — в 1997 году он активно предлагал запретить игру Postal. Сенатор даже якобы назвал игру одной из трех худших вещей, которая существует в американском обществе. По его мнению, две другие — Мэрлин Мэнсон и реклама нижнего белья Calvin Klein. Postal исчезла из магазинов, но всё равно стала культовой. Во второй части игры, которая вышла в 2003 году, разработчики оставили «привет» Либерману — сенатор упоминается несколько раз, а на стене в одной из локаций можно заметить плакат «Либерман, бог видит твое вранье».

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Связь между жестокими играми и агрессией

После трагедии в школе «Колумбайн» разные американские исследователи начали искать связь между увлечениями жестокими играми и агрессией, которая выплескивается в реальном мире. Например, в одном из первых исследований на эту тему профессор университета в Оклахоме Пол Линч посчитал, что игры влияют на изначально враждебно настроенных подростков больше, чем на обычных.

В 2007 году профессор психологии Дуглас Джентайл провел опрос среди школьников и пришел к выводам, что у детей, которые играют в жестокие видеоигры, риск развития повышенной агрессивности на 73% выше по сравнению с теми, кто играет как в жесткие, так и в более спокойные игры. А в сравнении с теми школьниками, которые вообще не играют в жестокие игры, показатель выше на 263%.

Одним из главных критиков видеоигр за жестокость стал профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон, который занимается этой проблематикой с начала 2000-х годов. По его мнению, жестокие игры вызывают возбуждение и негативные эмоции, повышают знания детей о том, как работает агрессия, и снижают социальные навыки. Также профессор нашел связь между низкими оценками и любовью к играм. В работе 2007 года он вместе с коллегой Брэдом Бушманом сравнил влияние видеоигр на агрессивность с сигаретами, которые вызывают рак легких.

В 2010 году Андерсон представил исследование, согласно которому игры делают детей более агрессивными, менее заботливыми независимо от их возраста, пола или культуры. Для работы профессор проанализировал 130 отчетов об исследованиях со 130 тыс. примеров со всего мира. В другом исследовании Андерсона от 2012 года говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, жестокий контент на ТВ, низкий IQ и употребление психоактивных веществ.

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.


В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали исследование, согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Польза видеоигр

Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.

Фото:Akili Interactive

В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.

Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.

Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.

В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.

Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.

В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.

В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.

Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.


Проблема роста агрессивного поведения детей и молодежи является актуальной в исследованиях современных психологов и педагогов. Человек становится личностью только при общении с другими людьми и подвергаясь воздействию социальной среды. Она не может психически и духовно развиваться за пределами общества. Поскольку XXI века характеризуется быстрым темпом развития информационных технологий, то влияние СМИ на поведение и сознание детей и молодежи является актуальным вопросом современности.

Содержимое разработки

Проявления агрессивности в личностных характеристиках и поведении

детей и молодежи под влиянием средств массовой информации.

Постановка проблемы. Средства массовой информации выполняют связь между коммуникатором и тем, кто воспринимает информацию (реципиентом), во время которого происходит общение. кроме выполнения информативной функции, СМИ участвуют в социальном управлении, пропагандируя взгляды, идеи, учения, манипулируя сознанием и влияя на формирование общественного мнения, мировоззрения, стереотипов. Развитие информационных технологий, совершенствование информационного обеспечения общества и использования новейших источников информации приводит к нарушению жизненных ценностей молодого поколения, развития культа насилия и жестокости, а также подражание действиям главных героев из фильмов ужасов, компьютерных игр и видео эротического характера. Рост агрессивности асоциального поведения происходит путем пропаганды массовой культуры средствами массовой информации. Одной из причин формирования девиантного поведения детей и молодежи является влияние СМИ на сознание молодого поколения.

Анализ исследований и публикаций. Многие ученые занимаются исследованием влияния СМИ на человека, в частности Д. Андрев, В. Бондаровская, В. Захарчук, Ю. Ирхин, Н. Костенко, Я. Любивый и другие. Отечественные исследователи А. Виноградная, А. Петрунько, П. Фролов анализируют влияние эротических фильмов, боевиков, фильмов ужасов на молодежь, в связи с наплывом антиподов ценностей и моральных качеств. Ряд исследований посвящена роли влияния отдельных СМИ (прессы, радио, телевидения и кино). Эти проблемы решаются в работах А. Акопяна, Г. Галочкин, Н. Ивановой, Г. Лабковская, Б. Лозовского, А. Музырь, Л. Самхлядовои, Г. Усовой.

Постановка задачи. Проблема роста агрессивного поведения детей и молодежи является актуальной в исследованиях современных психологов и педагогов. Человек становится личностью только при общении с другими людьми и подвергаясь воздействию социальной среды. Она не может психически и духовно развиваться за пределами общества. Поскольку XXI века характеризуется быстрым темпом развития информационных технологий, то влияние СМИ на поведение и сознание детей и молодежи является актуальным вопросом современности.

Изложение основного материала. Современное человечество живет в век высоких информационных технологий. Получая значительное количество новой информации через источники СМИ-телевидение, радио, печатную продукцию, рекламу, интернет, влияющих на выбор человека, определяет его уровень осведомленности и информационной грамотности, СМИ также проникает во все сферы жизни и деятельности человека, влияя на процесс информатизации общества. Информационная проблема является одной из глобальных проблем, которая стоит перед современным человеком и находится на недостаточном уровне ее осознания. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность каждому получать доступ информации, однако, необходимо иметь определенные навыки для пользования преимуществами информационного общества. Средства массовой информации (СМИ), масс медиа (Mass media) - пресса (газеты, журналы, книги), радио, телевидение, Интернет, кинематограф, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст, телетекст. Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Всем этим средствам присущи качества, которые объединяет обращение к массовой аудитории, доступность многим людям, корпоративный содержание производства и распространения информации. В России деятельность СМИ регулируется ЗАКОНОМ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

Статья 1. Свобода массовой информации

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Статья 3. Недопустимость цензуры

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Статья 6. Применение Закона

Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информации

Глава II. Организация деятельности средств массовой информации

Статья 7. Учредитель

Статья 9. Недопустимость повторной регистрациии и рядом других.

Ребенок попадает в информационное поле с первых лет жизни. Находясь во взаимодействии с информационной средой, ценностные ориентации подлежат влиянию и изменениям со стороны масс медиа. Телевидение занимает первое место среди всех других СМИ, изменяя ценности современной молодежи. Негативное влияние телевидения заключается в преобразовании молодого человека из активного участника общественных процессов в пассивного зрителя и приводит к деградации личности. Телевидение является компонентом проведения досуга, заслуживая большое внимание при его анализе со стороны освоения информации подростками и юношеством, поскольку в этот период происходит формирование мировоззрения, социализация личности и становления ценностных и нравственных сфер жизнедеятельности. Манипулирование сознанием, распространение ложной информации, лишения человека самостоятельного мышления возможности, духовно развиваться и делать собственный выбор относительно будущей жизни. Рассмотрев основные нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что любое проявление насилия, жестокости и агрессии карается законом и негативно влияет на формирование сознания и поведения молодого поколения. Отметим, что средства массовой информации - средства, предназначенные для публичного распространение печатной или аудиовизуальной информации. В свою очередь, в Законе осредствах массовой информации рассматриваются полномочия государства, всеми возможными законными средствами не допускает в информационных и других телерадиопрограммах систематического целенаправленного безосновательного, насилии и жестокости, разжигании расовой, национальной и религиозной вражды или положительного их представления (трактовки), а также обеспечивает идеологический и политический плюрализм в сфере аудиовизуальных средств массовой информации. В статье 4 «О телевидении и радиовещании» о недопустимости злоупотребления свободой деятельности телерадиоорганизаций - трансляция программ и передач, в которых телезрителям и / или радиослушателям предоставляются услуги по гаданию, а также платные услуги в сфере народной и / или нетрадиционной медицины, а также не допускается использование телерадиоорганизаций для распространения и рекламы порнографических материалов и предметов; пропаганды наркотических средств, психотропных веществ с любой целью их применения; распространение информации, которая нарушает законные права и интересы физических и юридических лиц, посягает на честь и достоинство лица; осуществления иных поступков, по которым наступает уголовная ответственность. Охарактеризовав и проанализировав детские программы в предыдущих исследованиях, можно сделать вывод, что запрет проявлений агрессии, насилия, противоправных действий, издевательств, сцен эротического характера- игнорируются. Современные дети и молодежь все чаще предпочитают боевикам, фильмам ужасов, в которых агрессивность и расправа над людьми считается нормальным и привычным явлением. Контроль со стороны государства и соответствующих органов недостаточно выражен. И даже родители, которые должны контролировать деятельность и поведение своих детей, не обращают внимание на их действия, которые часто являются агрессивными и могут быть направлены на совершение противоправного поведения в будущем, а порой и суицида. Социокультурная обусловленность общения заключается в связях участников коммуникативного процесса с социальной средой через средства массовой информации и массовой культуры: прессу, кино, телевидение, книги, музыку. Подстрекательство к самоубийству внушается сюжетами произведений массового искусства, виртуальным сочувствия герою книги, телепередачи и тому подобное. Проявления неадекватного поведения (жестокости, апатии, потери смысла жизни, одиночества, конфликтности и др.) способствуют употребление алкоголя, наркотиков, токсинов, подражание «значимого» героя, сцены насилия, модели самоубийства, ложное восприятие сексуальной реальности и т.д. Главными социально-психологическими детерминантами суицидов конфликт, одиночество личности, существенные ее статусно-ролевые различия, социальная изоляция, неполноценность коммуникативной системы личности, снижение коммуникативной толерантности «значимых других »друг к другу, влияние этнических традиций, этнопсихологических норм взаимодействия и общения, влияние средств массовой информации и массовой культуры .Одиночество личности может проявляться как суицидогенный фактор. Если человек не имеет близких друзей, не чувствует признание на социально-групповом уровне и оценки общества, у него появляется глубокий психологический кризис, может стать причиной самоубийства. Подростковый возраст является противоречивым периодом становления личности. происходит формирование нового мировоззрения, меняется социальный статус подростка, увеличивается потребность в общении со сверстниками. В старшем подростковом возрасте молодой человек выходит на уровень общения с обществом. Личность начинает искать свое место и назначение, брать пример из авторитетных лиц в государстве и находить новые пути для социально-психологического и социокультурного развития. Появляются новые авторитеты, которые подросток находит не только в среде непосредственного общения, но и в прессе, кино, литературе .

Информационное пространство, информационные ресурсы, информационная инфраструктура и информационные технологии в значительной степени влияют на уровень и темпы социально-экономического, научно-технического и культурного развития. Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы наряду с изучением влияния СМИ на поведение и сознание молодежи, возникает актуальная проблема агрессии как результата действия масс-медиа. Желание причинить вред другому лицу с помощью физического или вербального поведения называется агрессией. Когда злость выступает возбудителем агрессии, агрессия называется враждебной. Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели. Научные исследования в области психологии, юриспруденции, психиатрии, подтвердили, что телевидение, компьютерные игры, Интернет и другие источники СМИ приводят к агрессивному, антиобщественной, девиантного поведения молодых людей. Современная молодежь воспринимает агрессивную поведение как приемлемую, расценивая насилие, в котором царит жестокость, как действие, воспринимаемую в обществе и способ разрешения конфликтов. В результате этих действий происходит агрессивное отношение к окружающим, близких, что приводит к нарушениям и расстройствам психики. Группа исследователей из Австралии, Финляндии, Израиля, Польши и США, которые провели исследования в 1983-1986 годах, констатировали разный, обусловленный различными этнокультурными традициями уровень агрессивности и обнаружили общие тенденции причинно-следственных связей между интенсивностью просмотра теле- и кинопродукции насильственного характера в детские годы и агрессивностью в 30-летнем возрасте. Существует вероятность прогнозирования серьезности правонарушений в возрасте 30 лет в зависимости от частоты просмотра насильственных фильмов в детские годы. На уровне подсознания экранные образы могут долго храниться, не поддаваясь критическом осознанию, если они были восприняты в детском возрасте, в благоприятный сенситивный период. В свою очередь, во взрослом возрасте, независимо от предпочтений человека на этом этапе, усвоенные в детстве образцы асоциального поведения могут управлять поведением человека, особенно в ситуациях, вызывающих состояние аффекта. Достаточно показательным в этом отношении и одновременно типичным является определение агрессии, предложенное Р. Блэкборн: агрессия заключается в принудительном воздействии на кого-либо из нанесением материальный ущерб или повреждение.Значительное количество научных направлений занимается исследованием проблемы агрессии. Психология, одна из наук, которая играет важную роль в изучении феномена агрессии, ее проявления в юношеском возрасте, что определяется серьезной психолого-педагогической проблемой и является следствием криминального поведения. Молодежь - будущее общества, социально-возрастная группа, которая быстро подвергается воздействию, проявляет агрессию рядом с тревожностью и способна совершать насильственные преступления. Молодежная агрессия характеризуется импульсивностью и неадекватностью агрессивных реакций. Влияние средств массовой коммуникации является одним из факторов возникновения агрессивного поведения молодежи. вропейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения подготовило доклад, посвященный насилию и преступности среди подростков и молодежи. Если верить приведенным экспертами данным, то Россия заняла первое место в Европе по уровню смертности от насильственных причин в этой возрастной группе. Среди россиян в возрасте от 10-29 лет смертность составляет 15,85 на 100 тысяч человек. Это самый высокий показатель среди 53 обследованных стран. Следом идет Албания - 11,2 случаев на 100 тысяч человек. Третье место занял Казахстан с 10,66 случаев на 100 тысяч жителей. В организации убеждены, что большинству из этих смертей можно было бы избежать, если бы в обществе активно предотвращали насилия среди молодежи. Одним из источников распространения насилия специалисты называют неограниченный доступ детей и молодежи к сети Интернет и телевидения. А исследователи

ВОЗ говорят, что алкоголь, наркотики и низкий уровень жизни в указанных странах становятся основной причиной преступлений. Агрессия - это преднамеренное действие, направленное на нанесение ущерба. А агрессивность - это черта личности, основанная на готовности к агрессии. Влияние СМИ является составляющей, порождает противоправное поведение несовершеннолетних. Неограниченный доступ детей и молодежи к сети Интернет, пропагандирующие насилие и жестокость является причиной высокого уровня криминализации в молодежной среде. Среди реальных и потенциальных угроз информационной безопасности выделяют проявления компьютерной преступности, компьютерного терроризма, которые угрожают устойчивому и безопасному функционированию информационно-телекоммуникационных систем; внешние негативные информационные воздействия на общественное сознание через средства массовой информации, а также сеть актуальные проблемы обучения, воспитания и развития учащихся. В киберпространстве есть немало угроз, так же как и в реальной жизни. Привыкание к пользованию Интернетом и компьютерными играми похоже на привыкание к наркотикам или алкоголя. Детская жестокость поражает. Психологи обращают внимание на то, что большое количество детей и подростков копируют негативную поведение телегероев и подвергаются манипулятивным действиям. Ограничения показа на телевидении передач и анонсов, содержащих сцены насилия и жестокости начиная с утра до 23.00 часа, приведет к снижению уровня проявлений девиантного поведения. В агрессивном состоянии лицо может полностью терять самоконтроль. Достаточно часто встречается в литературе определение «психофизическое оружие», в котором понимают средства возможного влияния на людей с целью контроля их поведения и, возможно, управления социальными установками региональных или даже глобальных социумов.

1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. - СПб .: Питер, 2004. - 496 с.

5. Актуальные проблемы обучения, воспитания и развития учащихся

6. По материалам: 3Dnews. - [Электронный ресурс]

7.Психоинформационных и психофармакологическая поддержка профессионального (оперативного) долголетия и оптимальной деятельности здорового человека в экстремальных условиях: Учеб. Пособн. / Под ред. Б. В. Западнюк, А.В.

8. Психология суицида: Пособие / Под ред .. В. П. Москальця. -К.: Академвидав, 2004. - 288 с. (Альма-матер).

9. Современные с стратегии милиции по предотвращению преступности несовершеннолетних: Учебное пособие // Под ред. С.И. Яковенко - М .: КНУВС, 2008. - 240 с.

Читайте также: