Признается ли иностранная эцп на территории рк

Обновлено: 02.07.2024

- E-Token – при выборе данного пункта ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на внешнем защищённом носителе ключевой информации, защищённые при помощи пин-кода. Преимуществом данного места хранения заключается невозможность копирования закрытых ключей, недостатком необходимость приобретать носитель.

- AKEY – при выборе данного пункта ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на внешнем защищённом носителе ключевой информации, защищённые при помощи пин-кода. Преимуществом данного места хранения заключается невозможность копирования закрытых ключей, недостатком необходимость приобретать носитель.

- JaCarta – при выборе данного пункта ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на внешнем защищённом носителе ключевой информации, защищённые при помощи пин-кода. Преимуществом данного места хранения заключается невозможность копирования закрытых ключей, недостатком - необходимость приобретать картридер для считывания.

- ЭЦП на sim-карте - при выборе данного носителя ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на sim-карте вашего телефона. Приобрести соответствующую sim-карту можно в отделах продаж операторов сотовой связи.

- удостоверения личности - для записи ЭЦП на чип удостоверения личности (для физических лиц) необходимо обратиться в ближайший отдел НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН), предъявив удостоверение личности. Для дальнейшей работы с ЭЦП, записанной на удостоверении личности необходимо приобрести картридер. Подробнее об этом вы можете узнать на этой странице.

Срок действия ЭЦП – 1 год распространяется только на файловую систему. Если запись ключей ЭЦП производится на защищенные носители (Удостоверение личности, Kaztoken, Etoken, Akey, JaCarta) то срок действия будет 3 года.

Процедура подачи онлайн-заявки на выпуск ЭЦП состоит из четырех шагов:

Шаг 1 - Изучение инструкции и установка ПО

Шаг 2 - Подача онлайн-заявки

Шаг 3 - Подтверждение онлайн-заявки в НАО ГК "Правительство для граждан"

Шаг 4 - Установка регистрационных свидетельств НУЦ РК.

Изучение инструкции и установка программного обеспечения

Для получения регистрационного свидетельства Вам необходимо установить программное обеспечение:

Перед подачей онлайн-заявки на получение ЭЦП, ознакомьтесь с инструкцией пользователя.

Сегодня поставщики из трех стран Таможенного Союза (ТС), в который входит Россия, Белоруссия и Казахстан, могут наравне участвовать в государственных и муниципальных закупках.

3 сентября 2014

В ТС в скором времени вступит Армения, и в стадии активных переговоров на эту тему также находится Киргизия. На практике речь пока идет только о Белорусских торговых площадках. Что касается Казахстана, то существует ряд стопорных точек, которые, как ожидается, будут преодолены к началу 2015 года. Рассмотрим их подробнее.

В союзных республиках действуют свои законы об электронной подписи. И это создает законодательные, технические и технологические преграды для свободного применения электронных подписей в сфере электронных торгов.

Например открыт вопрос об обеспечении юридической значимости электронных документов при трансграничном документообороте. Дело в том, что Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» признает на территории РФ электронные подписи других государств. Но многие федеральные ведомства в России, согласно законодательств, принимают только документы, подписанные квалифицированной электронной подписью. Любые электронные подписи, созданные в иностранном государстве, в лучшем случае будут считаться в России неквалифицированными.

24 июля 2014 года вышло Постановление Правительства РФ от № 698, которое внесло изменения в «Положение о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 года № 418. В полномочия, которые осуществляет министерство, с 5 августа 2014 года добавлено выполнение «функции доверенной третьей стороны при обмене электронными документами в случаях, если ее участие в таком обмене предусмотрено международными договорами Российской Федерации» (п. 5.5_1). Эта функция возложена на Министерство для реализации обмена электронными документами во взаимной торговле в рамках ТС.

Доверенная третья сторона (ДТС) – это решение, которое призвано обеспечить взаимное признание сертификатов и сгладить различия при международном (трансграничном) обмене электронными документами как технологические, так и законодательные.

Министерству связи и массовых коммуникаций РФ в 4-месячный срок поручено принять ведомственные нормативные правовые акты, направленные на реализацию полномочий по выполнению функций доверенной третьей стороны. Ожидается, что новый порядок признания иностранных электронных подписей начнет применяться с начала 2015 года.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российское юридическое лицо при взаимодействии с иностранным контрагентом подписывают документы (договор, заказы, первичные документы) простой электронной подписью с использованием иностранной системы DocuSign. Российское и иностранное юридические лица имеют договор с DocuSign.
Возможны ли претензии со стороны налоговых органов при использовании данных электронных документов для подтверждения расходов?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе использовать для целей налогообложения прибыли в качестве оправдательных электронные документы, подписанные простой электронной подписью с использованием иностранной системы. Для этого контрагентами должно быть заключено соответствующее соглашение.
Налоговые риски в таком случае исключить нельзя, но они несущественны.

Обоснование позиции:
Под документально подтвержденными расходами в соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Таким образом, налогоплательщик вправе подтвердить произведенные расходы фактически любыми документами, в том числе составленными в электронной форме (письмо Минфина России от 14.06.2018 N 03-03-06/1/40695). Соответственно, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к оформлению первичных документов. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены.
Порядок оформления первичных документов нормами НК РФ не регулируется. Поскольку в налоговом законодательстве не приведено понятие первичных документов, на основании ст. 11 НК РФ следует использовать определения из других отраслей законодательства. На основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (письма Минфина России от 01.09.2020 N 03-03-06/1/76443, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Согласно п. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ)).
Следовательно, стороны договора при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя в том числе и простую электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ (письма Минфина России от 25.06.2018 N 03-03-06/1/43489, от 12.09.2017 N 03-03-06/1/58456, от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45323, от 21.09.2016 N 03-03-06/1/55073). Для этого между хозяйствующими сторонами должно быть заключено юридически действительное соглашение, условия которого соответствуют требованиям Закона N 63-ФЗ (письма ФНС России от 20.02.2018 N ЕД-4-15/3372, от 19.05.2016 N СД-4-3/8904, от 17.01.2014 N ПА-4-6/489).
Представители уполномоченных органов также указывают, что налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи только для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе сдача налоговой отчетности) (письма Минфина России от 21.09.2016 N 03-03-06/1/55073, ФНС России от 17.01.2014 N ПА-4-6/489).
В связи с изложенным полагаем, что организация вправе использовать в целях налогообложения прибыли в качестве оправдательных документов электронные документы, подписанные простой электронной подписью. Для этого контрагентами должно быть заключено соответствующее соглашение.
В рассматриваемом случае стороны договора применяют иностранную систему, которая, как мы поняли, равнозначна простой электронной подписи.
Часть 1 ст. 7 Закона N 63-ФЗ предусматривает, что электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в РФ признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании Закона N 63-ФЗ с учетом части 3 этой статьи. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права (ч. 2 ст. 7 Закона N 63-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные выше нормы Закона N 63-ФЗ, судьи в постановлении Тринадцатого ААС от 13.08.2015 N 13АП-13908/15 пришли к выводу, что при условии отсутствия требования о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе электронный документ, подписанный электронной подписью (аналогичной электронной подписью, выданной в соответствии с нормами иностранного права), имеет юридическую силу и признается равнозначным документу на бумажном носителе.
И хотя указанный вывод судьи сделали в отношении усиленной электронной подписи, мы считаем, что их позиция актуальна и в данной ситуации.
Отметим также, что с 1 июля 2020 года Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ ст. 7 Закона N 63-ФЗ дополнена частью 3 следующего содержания: "Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются в случаях, установленных международными договорами РФ. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором Российской Федерации, с учетом Закона N 63-ФЗ".
Как видим, в этой новой норме речь идет об усиленной электронной подписи. К простой электронной подписи такого требования нет.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся мнения, что в анализируемом случае организация вправе использовать для целей налогообложения прибыли в качестве оправдательных электронные документы, подписанные простой электронной подписью с использованием иностранной системы. Конечно, мы не можем полностью исключить вероятность претензий со стороны проверяющих.
Нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данному случаю. При этом отсутствие арбитражной практики, на наш взгляд, косвенно свидетельствует в пользу того, что налоговые риски минимальны.
Организация также может обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). Выполнение таких разъяснений является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2015 N 03-03-06/20808 (А.Б. Сухов, журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2015 г.).

20 октября 2020 г.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К СИСТЕМЕ ГАРАНТ НА 3 ДНЯ!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Российская компания ООО «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» и казахстанская компания ЧК «Documentolog Global Limited» обеспечили обмен юридически значимыми электронными документами между организациями из России и Казахстана. В рамках тестирования сервиса были проведены работы по подписанию актов выполненных работ и счетов-фактур с помощью ЭЦП (ЭП) компаний-резидентов двух стран, их пересылке, проверке на легитимность и валидность законно признанными в каждой стране механизмами.

Законодательство России и Казахстана предусматривает такую возможность. Поправки в Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ «Об электронной подписи», вступившие в силу с 1 января 2021 года, полностью легализовали процедуры признания иностранной электронной подписи с использованием механизма доверенной третьей стороны (ДТС). Казахстанское законодательство предусматривает это уже несколько лет. В роли ДТС в проекте выступили с Российской стороны аккредитованный удостоверяющий центр ООО «Газинформсервис», со стороны Республики Казахстан – АО «Национальные информационные технологии».

«Целью проекта было создание сервиса «Трансграничная ЭЦП (ЭП)», который обеспечивает юридически значимый трансграничный электронный документооборот. Результаты проекта можно признать успешными. Все стороны уже подтвердили взаимную заинтересованность в дальнейшей эксплуатации сервиса «Трансграничная ЭЦП (ЭП)», – сказал советник-начальник удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис» Сергей Кирюшкин.

Дмитрий Класс, директор по цифровым продуктам компании «РЭЙЛ ЭКСПЕРТ» прокомментировал завершение разработки сервиса следующим образом: «Наша команда ещё до старта работ определила основную ценность сервиса в предоставлении готового коробочного решения бизнес-пользователям России и Казахстана. Конечный пользователь не должен иметь высокие организационные и технические барьеры доступа к трансграничному электронному документообороту. Мы вместе с нашими партнёрами действуем в рамках этой парадигмы, создаем бесшовный цифровой продукт под потребности и возможности разных клиентов, что позволяет сокращать транзакционные издержки и повышать скорость осуществления транснациональных сделок».

Генеральный директор ЧК «Documentolog Global Limited» Байжан Канафин о запуске нового сервиса: «Мы часто слышали от наших клиентов пожелания по обмену электронными документами с зарубежными контрагентами, и рады объявить о запуске такого сервиса для бизнеса в России и Казахстане. Примечательно, что для компаний, использующих решения Documentolog или Doculite, данный сервис станет доступен «по умолчанию». То есть, они смогут обмениваться юридически значимыми документами со своими зарубежными партнерами без необходимости совершать дополнительные действия».

Сервис «Трансграничная электронная цифровая подпись (электронная подпись)» запускается на начальном этапе в пилотную эксплуатацию и будет доступен в течение 6 месяцев всем желающим юридическим лицам - резидентам России и Казахстана, на бесплатной основе.

Читайте также: