Pro tools не видит звуковую карту

Обновлено: 07.07.2024

Мир современной звукозаписи весьма разнообразен — тут и микшерные пульты стоимостью больше миллиона долларов, и, казалось бы, анахроничные аналоговые магнитофоны, и ламповые микрофоны пятидесятилетней давности, и тут же рядом суперсовременные компьютеры… Вы не задумывались, почему некоторые российские артисты не удовлетворяются нашими студиями и едут записываться в Англию или Америку? Почему стоимость записи одного альбома мировой звезды может исчисляться сотнями тысяч долларов? У многих читателей, уверен, иногда возникает другой вопрос: «К чему такие сложности, ведь можно взять саундбластер, программы с митинского диска под многообещающим названием «Все для звукозаписи», — ведь в этих программах есть и магнитофон, и пульт, и средства обработки, и даже микрофоны начали появляться?» Ответ на этот действительно непростой вопрос я попытаюсь дать ниже. Я не буду касаться давнего спора «аналог или цифра», а на примере одной звуковой карты покажу, как все-таки это — то есть звукозапись с помощью компьютера — делается в профессиональных студиях, в том числе и в Америке.

Общий вид комплекса.

Итак, имя нашей звуковой карте — Pro Tools. Его можно встретить в списках оборудования практически всех ведущих студий мира, тех, где пишутся такие звезды, как Майкл Джексон, Мадонна, «Роллинг Стоунз» и многие другие. Pro Tools, в принципе, является решением типа «все в одном» (пульт, магнитофон и т. д.) и позволяет добиваться очень хороших результатов, но справедливости ради следует отметить, что как инструмент для полного цикла производства фонограмм эта карта считается скорее бюджетным решением: в «топовых» студиях ее используют преимущественно как удобное средство редактирования и иногда обработки звука, а для первичной записи и сведения нередко используют старые добрые аналоговые магнитофоны и уже упомянутые миллионные микшерные консоли. Мы же рассмотрим Pro Tools как правильный подход к компьютерной звукозаписи, который использует все преимущества современного ПК и в то же время обходит большинство его недостатков.

Собственно, называть Pro Tools звуковой картой можно только условно, так как он является сложным программно-аппаратным комплексом для записи, редактирования, обработки и сведения многоканального звука и может представлять собой совокупность десятка PCI-карт и еще большего количества внешних приборов. Также довольно условна названная цена: в зависимости от сложности системы она может взлететь почти до 200 тыс. долларов. Pro Tools является детищем американской фирмы Digidesign, которая, в свою очередь, есть подразделение американской же компании Avid (основное поле деятельности последней — производство высококлассных систем для нелинейного видеомонтажа). Digidesign является пионером обработки звука на компьютере и практически монополистом в своем секторе рынка (ее продукты уже стали индустриальным стандартом de facto). В настоящее время она занимается производством исключительно звукозаписывающего оборудования и софта.

Основа Pro Tools — это PCI-карта MIX Core Card, которая несет на борту шесть высокопроизводительных сигнальных процессоров от Motorola (используются DSP 56301 Onyx) и разъем для подключения внешнего интерфейса. Интерфейсы бывают разные (причем не только от Digidesign, но и от третьих фирм), но самым распространенным является 888|24. Расшифровывается этот набор цифр следующим образом: восемь аналоговых входов, восемь аналоговых выходов, восемь цифровых входов/выходов, и все это работает с разрядностью 24 бита. С помощью одного или нескольких таких интерфейсов и осуществляется ввод/вывод звука в компьютер. Перечислим остальные возможные интерфейсы:
882|20 — восемь аналоговых и два цифровых входа/выхода; разрядность АЦП и ЦАП — 20 бит;
1622 — шестнадцать аналоговых входов, два аналоговых выхода, два цифровых входа/выхода; разрядность АЦП и ЦАП — 20 бит;
ADAT bridge — шестнадцать цифровых входов/выходов формата ADAT Optical и два 24-битных аналоговых выхода.
(Также доступны интерфейсы от таких фирм, как Apogee, Prism Sound и Mytek, АЦП и ЦАП превосходят по качеству конвертеры от Digidesign, но и стоят значительно больше.)

Итак, мы подключили интерфейс, а зачем же DSP? В этом, собственно, и состоит главное отличие Pro Tools от содержимого митинских компакт-дисков и продукции Creative Labs: дело в том, что практически все операции со звуком (ввод/вывод, обработка и микширование) осуществляются силами этих DSP, а не центральным процессором компьютера. Собственно от компьютера комплексу требуется только дисковое пространство для записи и прорисовка экрана. Решение использовать для обработки звука DSP возникло в те далекие годы, когда частота процессоров измерялась единицами мегагерц и об обработке звука в реальном времени на персональных компьютерах не могло быть и речи. А сигнальные процессоры, хоть и не обладали более высокими тактовыми частотами, благодаря «заточенности» под обработку потокового контента уже тогда вполне справлялись с поставленной задачей. К тому же высокая масштабируемость DSP позволяла (и позволяет) наращивать вычислительную мощность, просто добавляя платы в компьютер.

Несмотря на то что мощность современных «общеупотребительных» процессоров многократно возросла, применение DSP в системах для работы со звуком до сих пор не потеряло актуальности. Во-первых, скорости выросли не только у Pentium и PowerPC, но и у DSP. Так что соотношение сил пока не изменилось. Небольшой пример. Есть такой подключаемый модуль (plug-in) Renaissance Reverb, который в силу своей природы (создание искусственной реверберации) охоч до вычислительных ресурсов. Так вот, на компьютере с Pentium III 700–800 МГц этот модуль отъедает до 40% вычислительной мощности машины. А в Pro Tools он же занимает всего один из имеющихся шести мотороловских чипов. А ведь можно добавить еще платы Mix Farm (до семи штук), каждая из которых содержит шесть аналогичных чипов.

Базовая схема Pro Tools (небольшая система для видео).

Вторая причина превосходства DSP над универсальными процессорами вытекает из первой. Поскольку вычислительные ресурсы современных компьютеров, как мы выяснили, не так уж и велики, производители программного обеспечения для обработки звука (и прежде всего плагинов) зачастую упрощают алгоритмы обработки для систем, ориентированных на использование процессора компьютера (их еще называют ресурсозависимыми, или по-английски — native). Делается это затем, чтобы пользователь не роптал, что вот, мол, ревербератор запустил, а больше ничего не могу, ресурсы кончились. Такое упрощение, разумеется, отрицательно сказывается на качестве обработанного звука.

Третий козырь в пользу систем на базе DSP — малое время обработки сигнала (так называемая latency, или задержка). Если система имеет большую задержку при прохождении через нее звука, встают проблемы при подключении внешних устройств обработки (а необходимость в них часто возникает несмотря на всю мощь встроенного DSP). Ведь в этом случае обработанный вне системы сигнал возвращается и смешивается с другими позже, чем он звучал, когда был записан, причем время, затраченное на прохождение сигнала в такой «петле», в ресурсозависимых системах может исчисляться сотнями миллисекунд (для сравнения: длительность одной доли в музыкальном произведении с темпом 180 ударов в минуту составляет 333 миллисекунды — представьте, какой разлад случается при упомянутых задержках). И чтобы, скажем, бас не отставал от барабанов, приходится вручную компенсировать задержку. В Pro Tools же задержка пренебрежимо мала, так что оператор может свободно подключать внешнее оборудование. Чем еще плохи задержки? Они различны для разных подключаемых модулей, что естественно, поскольку плагины построены по неодинаковым алгоритмам и требуют различной буферизации (особо нужно отметить методы, действующие по принципу «заглядывания вперед», или look ahead; они обрабатывают входящий сигнал по алгоритму, который учитывает также значения, приходящие после обрабатываемого, — такие плагины дают наибольшую задержку). То, что каждая дорожка задерживается по-разному, в общем-то, не слышно само по себе, но этот эффект замутняет звуковой образ и особенно заметен на хороших «живых» акустических записях. В ресурсозависимых системах задержки больше, соответственно и эффект замутнения сильнее. В Pro Tools тоже есть небольшие задержки, но зато предусмотрено отображение их значений на каждом канале, более того, существует специальный плагин, который автоматически устраняет задержки.

Топ-конфигурация Pro Tools для работы с музыкой.

Основу всей системы Pro Tools составляет так называемая шина TDM (Time Division Multiplexing), по которой может одновременно передаваться до 256 каналов 24-разрядного звука. Эта шина существует не только между отдельными DSP на одной плате. Если комплекс состоит из двух и более PCI-карт, они объединяются между собой специальным шлейфом, по которому и передаются звуковые данные. Таким образом, звук, попав в шину TDM, образно говоря, уже никогда не касается системной платы компьютера. Несмотря на то что в шине 256 каналов, реально Pro Tools способен обеспечить до 64 входов-выходов, остальные каналы TDM остаются «про запас» — для образования дополнительных шин микширования, для соединений между плагинами и т. п.

Pro Tools строится из следующих основных компонентов:

MIX Core card — уже упомянутая основа комплекса, без нее Pro Tools функционировать не будет. Может быть единственной платой для построения самой простой системы.

MIX Farm card — предоставляет дополнительную вычислительную мощность (шесть DSP) и разъем для подключения еще двух интерфейсов.

MIX I/O card — обеспечивает подключение двух дополнительных интерфейсов (не имеет DSP).

SCSI64 kit — представляет собой двухканальный SCSI-контроллер производства ATTO, продаваемый под маркой Digidesign.

AVoption — производится фирмой Avid и позволяет записывать (и производить некоторое базовое редактирование) в Pro Tools видеосигнал с коэффициентом сжатия до 1:3.

http://s2.uploads.ru/t/wgUS6.jpg

8 Винда скорее для планшетов,СЕНСОРНАЯ, судя по рекламме.

Это скриншот с моего компа, а у меня уже давно WIN8 стоит

Сама ПроТулз намана, но кряк пока сырой, иногда падает. Если про ВИН8 - то отлично! К интерфейсу привык, прикольно. Весь нужный мне софт пашет, остальной не проверял. Небольшие проблемы были с Корговским драйвером, решил.

Леш! Чего застопорился? Давай ,продолжай,делись секретами..Меня,к примеру оченно интересует данный продукт.Поставил,все запустилось,и Virtual Instruments скачал-установил,и HD Drivers Avid. Но..На моей E-mu 1212m заморочка..Не хочет воспроизводить.И Миди пишет,и аудио..А вот воспроизведение во время записи - как будто буфер маленький : генерация какая-то,щелчки..По миди,так ваще нет звука,только после записи при воспроизведении. Что-то с настройками.. А как и что..Пока не допетрил.По форумам полазил,все говорят работает..А подсказать - ноль. Нашел бесплатные видео уроки по Про Тулз.. Там 7 уроков,но под 8 версию..Ну,так вроде почти тоже самое,чуток там в интерфейсе изменения..Есть мануал,но на аглицком и такой путаный.

Ну начнем с того, что РТ делается исключительно ДЛЯ СВОЕГО железа список тут, и то что он запускается на другом железе - скорее исключение, чем правило. И вообще РТ не на родном железе работает точно так же как и любая другая DAW, только на порядок менее устойчиво. Так что есть, может быть, смысл обратит внимание на Кубейс (для твоих нужд вполне хватит AI, а на него бесплатная лицензия, посмотри в соседней ветке, я писал) или Studio One.
Если желание побороться с РТ осталось - лезь в настройки железа (Playback Engine) там выставляем:
H/W Buffer Size = 512
CasheSize = 2Gb
Ставим галочку слева снизу Optimize for .
Дальше в настройках ДРАЙВЕРА КАРТЫ не РТ! ставим Buffer Size 256 семплов
Со значениями можно поиграться до полностью устраивающего варианта, т.е. нет щелчков и минимальная задержка по вкусу. Но ВАЖНО! Размер буфера в РТ всегда в 2 раза больше, чем в драйвере звуковой карты. Не обязательно, но может помочь.
Поехали дальше:

Ну правильно всё, по миди звук не передаётся, а чтобы записать звук надо подать АУДИО выход синта на АУДИО вход звуковой карты и настроить правильно мониторинг этого самого звукового сигнала.


Этот код ошибки в основном означает, что аудиоустройство не может быть инициализировано. В большинстве случаев эта проблема возникает из-за отсутствия водитель для интерфейса, который вы пытаетесь использовать.

Первое, что нужно попытаться решить эту конкретную проблему, - это заставить окно PlayBack Engine запускаться сразу после запуска приложения Pro Tools. В большинстве случаев это помогает избежать потенциального конфликта между устройством записи или воспроизведения и Pro Tools.

Оказывается, эта проблема также может возникнуть, если вы пропустите необходимый драйвер аудиоинтерфейса. В этом случае вы можете либо установить его с официальной страницы загрузки интерфейса AVID, либо (если драйвер для вашей модели недоступен) заменить официальный драйвер интерфейса на драйвер ASIO4All.

Если ошибка AAE 6117 возникает при открытии Pro Tools | Прежде всего, вы можете сделать это в Windows с помощью Pro Tools | Прежде всего, драйвер интерфейса недоступен, потому что он используется другим приложением / процессом. Мы видели случаи, когда Pro Tools | Во-первых, в этом состоянии он может застрять.

Эта проблема не должна возникать с Pro Tools First 12.8.2 или новее. Если вы используете более раннюю версию Pro Tools, сначала обновите ее из своей учетной записи Avid (загрузите обновленный установщик из раздела «Мои продукты и подписки») или обновите Диспетчер приложений Avid (Пуск / значок Windows> Все приложения> Avid> Диспетчер приложений Avid) .

Обходной путь

Если эта проблема по-прежнему возникает с Pro Tools First версии 12.8.2 или более поздней, попробуйте сначала сделать следующее:

Установите драйвер устройства


Эта ошибка означает, что «устройство не существует», и, скорее всего, из-за отсутствия драйвера для вашего интерфейса.

Ноябрьское обновление 2021:

Теперь вы можете предотвратить проблемы с ПК с помощью этого инструмента, например, защитить вас от потери файлов и вредоносных программ. Кроме того, это отличный способ оптимизировать ваш компьютер для достижения максимальной производительности. Программа с легкостью исправляет типичные ошибки, которые могут возникнуть в системах Windows - нет необходимости часами искать и устранять неполадки, если у вас под рукой есть идеальное решение:

скачать

Если возникает такая же ошибка, попробуйте следующее (ПК):

  1. Щелкните правой кнопкой мыши значок динамика, который вы видите в правом нижнем углу экрана. Затем нажмите «Устройства чтения».
  2. щелкните устройства правой кнопкой мыши и выключите все аудиоустройства.
  3. Сделайте то же самое на вкладке «Запись» рядом с «Воспроизведение» (вверху диалогового окна). Выключив все устройства воспроизведения и записи, попробуйте снова запустить Pro Tools.

К моменту его запуска вы уже можете повторно включить все аудиоустройства.

Отключите записывающие устройства на вашем компьютере.


Если другие действия не помогли, выключите все записи и устройства воспроизведения на вашем компьютере. Закройте Pro Tools перед выполнением этих действий.

Вы также должны оставить ASIO4ALL установленным. Это необходимо для последнего метода устранения неполадок.

На ПК с Windows щелкните правой кнопкой мыши маленький значок динамика рядом с часами. В зависимости от вашей версии Windows щелкните Свойства звука или Звуки.

Открывающееся диалоговое окно должно содержать несколько вкладок, включая вкладки «Воспроизведение» и «Запись». Отключите все устройства, перечисленные на каждой вкладке.

Запустите Pro Tools, удерживая клавишу «N» на вашем компьютере. Когда откроется окно Playback Engine, выберите драйвер ASIO4ALL. Затем вы можете закрыть и перезапустить Pro Tools, чтобы увидеть, решит ли это проблему.

Если эти действия помогли решить код ошибки, вы можете повторно активировать устройства воспроизведения и записи. Вам не нужно повторять этот процесс после решения проблемы.

Если какое-либо из ваших отключенных устройств не указано в диалоговом окне, щелкните окно правой кнопкой мыши и установите флажки для отображения отключенных и отключенных устройств. Устройства должны появиться до того, как вы сможете их разбудить.

CCNA, веб-разработчик, ПК для устранения неполадок

Я компьютерный энтузиаст и практикующий ИТ-специалист. У меня за плечами многолетний опыт работы в области компьютерного программирования, устранения неисправностей и ремонта оборудования. Я специализируюсь на веб-разработке и дизайне баз данных. У меня также есть сертификат CCNA для проектирования сетей и устранения неполадок.

Корни цифрового звука уходят глубоко в 70-е годы. Тогда японская телевизионная компания NHK проспонсировала производство PCM-рекордеров, которые задействовали во время эфиров.



Фото Tom Pottiger / Unsplash

Начало Digidesign, или бизнес на микросхемах

Основателями Digidesign выступили приятели Питер Готчер (Peter Gotcher) и Эван Брукс (Evan Brooks). Они познакомились в Калифорнийском Университете в Беркли. Первый получал филологическое образование, а второй учился на инженера. И объединила их музыка.

Они играли в одной группе. В один из дней Питер Готчер принес на репетицию свежеприобретенную драм-машину E-MU Drumulator — первое «бюджетное» устройство для работы с сэмплами. В 80-х годах девайс стоил 2,5 тыс. долларов, но ценник все равно был в два–три раза ниже, чем у конкурентов. Однако Drumulator уступал по качеству сэмплов.

Ознакомившись с документацией, Брукс и Готчер перепрограммировали чипы Drumulator’а. Команда основала небольшую компанию — Digidrums (позже переименована в Digidesign), и начала зарабатывать деньги на своей деятельности.

Для модификации микросхем они использовали компьютер Брукса, который тот собрал самостоятельно на базе шины данных S-100. Изначально шина проектировалась для компьютера Альтаир 8800, который считается первым ПК. Процесс перепрограммирования нельзя было назвать простым. Тогда не существовало ПО для визуализации звуковых осциллограмм. Поэтому редактируя аудиофайлы, Готчер работал с HEX-значениями каждого сэмпла.

Чтобы решить эту проблему, в 1984 году компания разработала специальную утилиту для визуализации и редактирования аудиосэмплов. Её назвали Sound Designer и продавали по тысяче долларов. Как показало время, этот инструмент стал намного популярнее чипов компании.

От Sound Designer к Pro Tools

Общественность встретила Sound Designer позитивно. Поэтому Готчер и Брукс продолжили развивать продукт. В 1989 году они выпустили двухтрековый редактор Sound Tools для Macintosh.

Он поставлялся в комплекте с DSP-картой и предназначался для редактирования аудио, записанного на DAT-кассеты. Все это стоило 4 тысячи долларов.

В 1991 году программу переименовали в Pro Tools. Количество поддерживаемых ей дорожек увеличили до шестнадцати. Еще через три года в утилиту добавили поддержку DSP-плагинов, эмулирующих студийные эффекты. Теперь с помощью Pro Tools можно было записать и свести полноценную музыкальную композицию. Эта компьютерная программа изменила подход к записи музыки — ей даже выдали награду «Грэмми» за технические достижения.

Несмотря на все положительные моменты, адаптация продукта шла медленно. Несжатое аудио занимало много места на диске, а плагины требовали мощных процессоров. Многие продюсеры не видели смысла в отказе от аналоговых носителей вроде пленки. Но были и те, кто видел в Pro Tools потенциал. В частности, в медиакомпании Avid понимали, что переход «в цифру» — это лишь вопрос времени. Поэтому в 1994 году руководство Avid приобрело Digidesign за 205 млн долларов.



Фото AJ Colores / Unsplash

Чем занимались в Avid

Здесь хотелось бы ненадолго отвлечься и рассказать о том, почему Avid проявили интерес к Digidesign и аудиоиндустрии в целом. В конце 80-х инженеры Avid занимались созданием цифровой студии для видеомонтажа. Изначально её писали для компьютеров Apollo. Однако представители Apple убедили разработчиков портировать систему на новые компьютеры Macintosh. Для этого «яблочная компания» даже отправила в Avid своего специалиста, который курировал проект и рассказывал об особенностях платформы Mac II. Результатом совместной работы стал инструмент Film Composer 1.0 — первый нелинейный цифровой видеоредактор. Его представили в 1992-м, а несколькими годами позже переименовали в Media Composer.

В 1993 году вышел первый высокобюджетный фильм, смонтированный на компьютере с помощью Film Composer 1.0. Это была голливудская комедия «Затерянные в Йонкерсе». В 1996 году «Английский пациент» режиссера Энтони Мингеллы стал первым фильмом, смонтированном на компьютере, который удостоился премии «Оскар».

Спустя два года Академия кинематографических искусств и наук США вручила статуэтку уже разработчиками из Avid за выдающиеся технологические заслуги.

Таким образом, компания возглавила цифровую революцию в кинематографе. Руководство ожидало, что события в музыкальной индустрии будут развиваться аналогичным образом. Поэтому они заключили сделку с Digidesign.

Новый стандарт индустрии

И Avid оказались правы. В 1999 году вышел хит Рики Мартина Livin’ La Vida Loca — первая песня, целиком сведенная в Pro Tools. Она долгое время занимала первые строчки во многих чартах. И в начале нулевых Pro Tools стал своеобразным стандартом музыкальной индустрии, а компьютеры появились практически во всех звукозаписывающих студиях.

Конечно, с тех пор и у Pro Tools, и у Media Composer появились конкуренты — например, Final Cut и Logic Pro. Adobe с программой Premiere захватили большую часть любительского и профессионального сегментов. Немало профессионалов пользуется редактором Lightworks.

Но звание «стандарта индустрии» сохраняют за собой продукты Avid. Именно их программы ожидают увидеть на экранах мониторов больших студий и используют университеты в образовательных целях. И в целом позиция оправдана — Digidesign и Avid сформировали этот рынок.


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Что за музыка была «зашита» в популярных ОС
Как Голливуд понемногу внедряет ИИ для создания фильмов
От критиков к алгоритмам: лейблы, корпорации и музыкальная культура XX века
От критиков к алгоритмам: как демократия и технократия пришли в музыкальную индустрию
Рождение и смерть альбома: как менялись музыкальные форматы за последние 100 лет

Читайте также: