Проблема компьютеров в современном мире

Обновлено: 06.07.2024

Мы считаем цифровую эпоху самым лучшим временем. Благодаря ей, мы получили неограниченный доступ к любой информации и развлечениям, можем общаться с людьми из разных стран, работать, лёжа на пляже. Теперь легко учиться и получать медицинскую консультацию, не выходя из дома.

Но цифровая эпоха несёт не только пользу, она может негативно повлиять на людей. Возможно, именно из-за технологий человечество перестанет существовать или деградирует настолько, что средневековые крестьяне будут казаться гениями, в сравнении с людьми будущего. Вот несколько причин, по которым цифровая эпоха губительна для человечества.

1. Современные способы хранения информации могут отбросить человечество в Средние века

Главная проблема в том, что информация о большинстве технологий в развёрнутом виде имеется только в цифровом формате. Если произойдёт катастрофа с уничтожением всей техники, например, мощная солнечная вспышка или взрыв сверхновой недалеко от Солнечной системы, все эти знания будут навсегда потеряны.

Даже если информация сохранится на цифровых носителях, не будет техники, которая смогла бы считать её. Это замкнутый круг: данные о постройке машин хранятся на жёстких дисках и флэшках, но чтобы построить считывающие эти знания устройства, нужно сначала получить к ним доступ. Поэтому придётся заново изобретать всю технику, а до этого жить буквально в Средневековье.

2. Интернет привносит в мир больше ненависти

Интернет сделал невероятное: стёр границы между странами. Теперь Джон из Нью-Йорка, Валерий из Санкт-Петербурга и Тэцуо из Киото могут общаться друг с другом, не вставая с дивана. Культурные различия стираются, мы все становимся единой нацией, порождённой цифровой эпохой.

Но вместе с тем интернет привлекает маргиналов, которые живут вне общества. Они заражают цифровой мир ненавистью, ложью и другим негативом, стравливают между собой людей, которые раньше не испытывали друг к другу никакой неприязни. У них и их действий появляется всё больше поклонников, которые понимают, что в интернете их никто не найдёт, а значит, можно без страха травить других, унижать, плодить ещё больше глупых заблуждений.

Что важно, так это вера людей в то, что написано в интернете. Этим пользуются политики, тролли, активисты и другие персонажи, из-за чего информация теряет ценность, и становится сложно отличить правду от лжи. Общество постепенно радикализируется, начинает ненавидеть тех, кого даже не знает, и порождает ещё больше зла.

3. Цифровизация разрушает долгосрочное планирование

Вряд ли кто-то будет отрицать, что люди, которые с детства сидят в интернете, практически отбросили чувство отсроченного удовлетворения. Это происходит из-за того, что в сети можно найти любое развлечение максимально быстро. У многих людей уже вырабатывается привычка получения удовольствия только здесь и сейчас, а любое ожидание приводит в замешательство, вызывает гнев и уныние.

Проблема в том, что такой образ мышления приводит к тому, что последствия действий не берутся в расчёт. Этому способствует и пропаганда жизни здесь и сейчас. В итоге человек будущего выглядит, как зависимый от мгновенного удовольствия наркоман, которому сложно сосредоточиться на чём-либо, что занимает по времени больше пары кликов. Это, в свою очередь, приводит к непониманию концепции долгосрочной перспективы и нежеланию делать что-либо, что не принесёт пользу прямо сейчас.

4. Люди теряют важные навыки

Цифровые технологии подарили нам мгновенный доступ к любой информации. Хочешь собрать шкаф? Смотришь видеоурок. Захотел приготовить вкусный ужин? На YouTube есть тысячи рецептов. Главная проблема такого подхода в том, что людям незачем будет учиться чему-либо, кроме самых элементарных знаний, ведь всю нужную информацию расскажет поисковая система.

5. Человечество превратится в вечно больных и слабых существ

Но это улучшение привело одновременно и к значительному ухудшению положения человечества, по крайней мере в перспективе: к малоподвижному образу жизни. Природа проектировала нас, как активных существ, которые немалую часть жизни находятся в движении. Теперь же мы в лучшем случае проходим пару тысяч шагов в день, а большую часть времени практически неподвижно сидим в креслах.

Если все эти технологии, дающие нам возможность целыми днями не подниматься с кресла, рухнут, человечество окажется в очень незавидном положении.

6. Технологии делают человечество нищим

Когда поднимается проблема лишения многих людей работы из-за технологий, в противовес приводится современная статистика, где цифровизация не сильно влияет на рынок труда и благосостояние населения. Также приводится аргумент, что при исчезновении одних профессий неизбежно появляются другие, так что люди, оказавшиеся без работы из-за прогресса, просто переходят в другую сферу.

Но проблема в том, что статистика учитывает только малую долю людей из богатых стран, тогда как большая часть человечества до сих пор занята в примитивном производстве. Когда же и в эти страны придёт прогресс хотя бы в том виде, что имеется сегодня в странах первого мира, возникнет масштабная безработица. Даже квалифицированные работники окажутся не у дел, так как их заменят роботы и искусственный интеллект.

Да, для поддержания работы автономной инфраструктуры понадобится какое-то количество людей, но это будет даже не одна десятая всего населения Земли. Что будут делать в такой экономике остальные миллиарды людей, неизвестно.

7. Ускорение ритма сжигает мозги

Многие хвастаются своей многозадачностью, выставляют это большим достоинством. Но учёные говорят, что наш мозг настроен на решение одной задачи за раз, а многозадачность снижает интеллект и уменьшает плотность мозга в передней поясной коре, области, отвечающей за эмпатию, когнитивный и эмоциональный контроль.

Так что люди будущего, продолжая идти по дороге цифровизации, рискуют превратиться в великовозрастных детей, не способных на выполнение сложных действий. Это ещё не все негативные последствия технологического прогресса.

К сожалению, в условиях современной жизни мы попадаем в ловушки различных зависимостей. Употребление алкоголя и наркотиков среди молодых людей, несмотря на ведущуюся пропаганду здорового образа жизни, находится по-прежнему на весьма высоком уровне.

Интернет-зависимость - это навязчивое желание войти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По каким причинам студент уходит в виртуальную реальность?

Одной из причин является жажда приключений, которые можно получить в различных компьютерных играх. Другой причиной может стать безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на контроль. Такие родители не интересуются успехами в университете, чувствами и переживаниями своего ребёнка, они не знают, чем живет он и что хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И студент имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто подолгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- человек предпочитает, есть перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провели специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более. Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое. Из разных социальных слоев общества ученые взяли для анализа людей в возрасте от 14 до 21 года предварительно страдающих интернет - зависимостью и провели компьютерную томографию головного мозга у 35 из них человек. При подсчете статистики выяснилось, что у 17 из 35 студентов была подтверждена зависимость от интернета.

Молодые люди положительно ответили на вопрос «предпринимали ли вы неоднократные и безуспешные попытки контролировать свое пользование интернетом, сокращать его или вовсе прекратить?».

В результате исследования и сканирования мозга этих молодых людей и сравнения результатов с томографией здоровых студентов были обнаружены явные перемены в работе белого вещества мозга. В частности, нарушения механизмов работы отвечающих за эмоции, принятие решений, нервных тканей и самоконтроль.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Люди с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Сидя перед экраном компьютера, мы погружаемся в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может совсем ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании. Но ему это и не нужно! Существует более простой способ стать героем. В результате растут физически слабыми, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли – в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки, нет привычки доводить начатое до конца. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью.

Примером тому служит скандал в Японии. Он связан с тем, что компьютерная графика в анимационном фильме стала первопричиной развития у маленьких японцев массовых эпилептических припадков! Психиатров волнует еще и то, что фанаты компьютерных игр приспосабливаются к состоянию пассивного возбуждения, когда разрядка наступает без усилий, всего лишь методом возбуждения подкорковых структур, отвечающих за данную эмоцию. Это привносит релаксирующее воздействие на индивида, устраняет инициативу в зародыше, оказывает влияние, идентичное наркотическому.

Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга. Итак, первым делом, засеките, сколько времени вы каждый день проводите в интернете, потом проанализируйте, сколько из них вы потратили на действительно необходимые дела в виртуальной паутине. Это время и есть ваш дневной минимум в интернете. Допустим, это два часа в день. Каждый день, включая компьютер и заходя в интернет, засекайте на часах ровно два часа времени и старайтесь уложиться в них. Это заставит вас пересмотреть все свои дела и распределить рабочее время максимально продуктивно.

Еще один радикальный метод – заблокировать сайты, которые вы чаще всего посещаете без цели. Как показывает практика, это социальные сети. Попросите администратора фирмы сделать это, пока вы на обеденном перерыве, честно объяснив причину. Если ваша интернет-зависимость обостряется за домашним компьютером, прикиньте, что бы вы смогли купить себе на дополнительные деньги, которые вы тратите на оплату электричества и интернета. Хорошо помогают домашние животные, особенно кошки и собаки, ведь за ними надо постоянно ухаживать. Попросите, чтобы ваши друзья подарили вам пушистый комочек с хвостиком и пусть вся ответственность по его уходу ляжет на ваши плечи.

Но сегодня жить без компьютера невозможно. Век информационных технологий обязывает каждого владеть этим чудом техники. В дошкольных учреждениях создаются компьютерные кабинеты, где малышам преподают навыки работы на компьютере. Каждая школа оснащена компьютерными классами. Даже в глубинках страны Интернет не является уже роскошью. В профессиональной сфере компьютерная грамотность является сегодня одним из важных пунктов при приеме на работу.

Подведем итоги вышесказанного.

Интернет сам по себе нейтральное средство, изначально предназначавшееся для научно-исследовательских и военных целей. Сейчас дискуссия о вреде Интернета достаточно серьезна. Рассмотрение глобальной Сети с этой точки зрения является новым феноменом, который почти не изучен. Некоторые психиатры недостаточно осведомлены в этой области и не могут понять сложность этой опасной зависимости. С другой стороны, влияние Сети на личную жизнь может быть минимальным, помня правила меры и разумности. Опасность легче предотвращать, чем лечить.

Список литературы

Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. Т.25. № 1. C.90-100, 2004.

Боровкова Н. Виртуальное зависание. Журнал "Человек и наука". Февраль 2002.

компьютер

Первую ЭВМ создали почти 80 лет назад. Она была огромных размеров, да и «вычисляла» не очень-то быстро. Но это был прорыв. Благодаря ему в каждом доме сегодня есть компактный, но мощный компьютер, и человек активно пользуется этим благом. Однако возможности современных ПК и их влияние на человека гораздо шире, чем может показаться. Разберемся, какую роль играет компьютер в нашей жизни и какой таит потенциал.

Человек и компьютер: кто умнее?

Интеллектуальный потенциал современного компьютера поражает. Его можно описать двумя главными критериями:

  1. Компьютер способен вместить огромное количество информации и использовать ее для анализа.
  2. Искусственный интеллект (ИИ) за секунды анализирует миллионы вариантов развития событий и принимает наилучшее решение.

Эти способности доказывают регулярные матчи по шахматам и другим играм, в которых сталкиваются человек с компьютером. Так, еще в 1997 году состоялось легендарное противостояние чемпиона мира по шахматам россиянина Гарри Каспарова и программы от IBM Deep Blue. В матче победа впервые досталась ИИ. С тех пор прогресс не стоял на месте, и сегодня обыграть опытных гроссмейстеров может даже мобильное приложение.

Следует понимать, что игровая стратегия ИИ заключается лишь в перебирании доступных комбинаций. Многие эксперты, Каспаров в том числе, уверены: машине далеко до гибкого человеческого разума.

Но ИИ пошел дальше и вступил в схватку с чемпионами по го — логической настольной игре родом из Древнего Китая. Вот в чем ее суть: игроки по очереди ставят на поле черные и белые камни, стараясь занять территорию большую, чем противник.

Количество возможных комбинаций в го не сравнится с шахматами: здесь их больше, чем атомов во Вселенной. Грубое перебирание ходов в го попросту не сработает: нужно обладать мощной интуицией и абстрактным мышлением.

Однако продукту компании Google AlphaGo удалось произвести фурор в мире го:

  • в 2015 году программа обыграла чемпиона Европы Фань Хуэя со счетом 5:0;
  • в 2016-м состоялся легендарный матч с корейцем Ли Седолем, заставляющий иначе взглянуть на возможности ИИ.

Обычно машина просчитывает, какой ход обеспечит ей большую вероятность победы. Но в поединке с Седолем ИИ проявил креативность. Его 37-й ход поначалу казался нелогичным. Но позже выяснилось: программа поняла низкую вероятность такого хода у соперника и решила поставить его в тупик — и это, кстати, удалось. Эксперты высоко оценили такое решение, назвав ход красивым и творческим.

И все-таки машинному креативу далеко до человеческого. Да, нейросеть уже умеет писать картины, музыку и стихи. Однако ее творчество ограничено тем, что уже создал человек.

Выходит, компьютеры действительно обладают поразительными возможностями и способны значительно облегчить нам жизнь. Но, в отличие от человека, машина умеет анализировать только то, что уже существует, абстрактное мышление для нее непостижимо. И возможно, что так будет всегда.

Компьютер и человек

Компьютер и человек: Pexels

Роль компьютера в жизни человека

Для чего нужен компьютер современному человеку? Благодаря интернету ЭВМ глубоко вошли в нашу повседневную жизнь:

  1. Компьютер — это практически универсальное средство связи. Общение больше не ограничено расстоянием.
  2. Работа многих людей заключена в компьютере.
  3. Невероятно упростился поиск информации: ответ практически на любой вопрос можно найти в несколько кликов.
  4. Компьютер предлагает развлечения даже в пределах дома.
  5. Многие покупки совершаются в онлайн-режиме.
  6. Компьютеры стали универсальными помощниками в быту, в передвижении и в обучении.

Компьютер в жизни человека играет более глобальную роль, чем кажется. ЭВМ влияют на все сферы развития общества — от производства до медицины:

  • От компьютеров напрямую зависит развитие науки. Все виды исследований — от биологических до социальных — проводятся с использованием компьютерных технологий, обеспечивающих более точные и быстрые результаты.
  • Компьютеры широко используют в медицине. Они способны поддерживать здоровье и жизнедеятельность человека.
  • Развитие любых сфер производства напрямую зависит от технологического прогресса.
  • Компьютеры — распространенный носитель информации. Благодаря этому человеку проще реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Меняется структура профессий и интеллектуальной собственности.

В 2020 году пошли разговоры о чипизации людей. В мае изобретатель и бизнесмен Илон Маск заявил о разработке нового устройства, которое будут имплантировать в человеческий мозг. По его словам, такое решение сможет не только обеспечить прямой контакт с компьютером и улучшить память, но и решит многие проблемы:

  • заболевания, поражающие мозг, например болезнь Паркинсона и Альцгеймера;
  • восстановление зрения, слуха, подвижности конечностей;
  • контроля за состоянием здоровья, в частности за уровнем гормонов.

Кроме того, имплант позволит слушать музыку без наушников и скачивать на носитель собственные мысли. Так что сюжеты «Черного зеркала» не так уж далеки от реальности: возможно, уже в ближайшем будущем компьютер станет частью человеческого организма.

ноутбук

Компьютеры в повседневной жизни: Unsplash

Вред компьютера для здоровья человека

Чем больше технологии внедряются в нашу жизнь, тем острее вопрос: как компьютер влияет на человека? Может ли он негативно сказаться на нашем здоровье и продолжительности жизни?

Наибольшие споры вызывает электромагнитное излучение, создаваемое этими электроприборами. У компьютеров оно особенно интенсивное, однако его вред не подтвержден исследованиями. К тому же современные компьютеры обладают достаточной защитой, чтобы оградить человека от негативного эффекта.

Главные угрозы, от которых может пострадать человек за компьютером, намного банальнее. Зная их, можно минимизировать негативное влияние на организм:

  • Динамичная картинка и специфичные мерцания экрана провоцируют усталость глаз, ухудшение зрение и раздражительность. Негативно на восприятии сказываются неудачно подобранные шрифты, цвета и пр.
  • Привычка подолгу сидеть за компьютером способствует варикозному расширению вен и развитию заболеваний позвоночника. А неправильная осанка не только некрасиво выглядит, но и способна нарушить работу внутренних органов.
  • Во время работы компьютер деионизирует воздух, пересушивая его, а также выделяет вредные вещества и притягивает пыль. Это негативно влияет на состояние кожи и дыхательных органов, также возможно развитие аллергии.
  • Регулярное использование компьютера влияет на психику человека.

И речь даже не о зависимости. Упрощенный доступ к информации, бесконечная новостная лента и социальные сети создали для человечества новую угрозу — синдром упущенной выгоды. Это значит, что человек боится пропустить важную новость или возможность, выпасть из информационного поля, жертвуя отдыхом и качественным сном. Также чрезмерное использование компьютера становится причиной стрессов, упадка сил или депрессии.

Конечно, все вышеперечисленные проблемы могут возникнуть и без влияния компьютеров, да и его наличие еще не гарантирует негативных последствий. Все просто: чем больше времени проводит человек у компьютера, тем выше риски. Поэтому важно придерживаться здорового образа жизни и знать меру во всем — даже в полезном использовании технологий.

Девушка со смартфоном

Смартфоны, роботы и компьютеры облегчают нашу жизнь, но, может быть, мы что-то при этом теряем? Корреспондент BBC Future побеседовал с американским писателем Николасом Карром об опасностях и даже угрозах чрезмерной автоматизации.

Распространено мнение, что автоматизация всего и вся повышает качество нашей жизни. Компьютеры помогают нам достичь максимальной производительности. Программные приложения позволяют выполнять задачи быстрее и проще. Роботы берут на себя нудную и тяжелую работу. Постоянный поток инноваций из Кремниевой долины лишь укрепляет веру людей в то, что новые технологии делают жизнь лучше.

Однако есть и другое мнение. Писатель Николас Карр подвергает постулаты современного цифрового мира беспристрастному анализу. Его очерк "Делает ли нас Google глупыми?", опубликованный в журнале Atlantic в 2008 г., до сих пор вызывает ожесточенные споры, как и последовавший за ним в 2010 г. бестселлер "Пустышка" (The Shallows).

Приверженцы теории, гласящей, что технологии спасут наш мир, видят в Карре одного из самых влиятельных противников. А те, кто с опаской относится к последствиям технологического прогресса для человечества, уважают его за взвешенность аргументации.

Сейчас Карр заинтересовался новым вопросом: стоит ли нам опасаться, что постепенно в мире не останется для нас трудных задач? Не станет ли наша жизнь чересчур эффективной благодаря новым технологиям?

Некоторое время назад я встретился с писателем, чтобы поговорить о его новой книге "Стеклянная клетка: Автоматизация и мы" (The Glass Cage: Automation and Us) и о том, что заставило его написать ее.

1. Развенчивая главный миф о новых технологиях

"Мы привыкли считать, что эффективность и комфорт - это по умолчанию хорошо.Такой подход довольно наивен"

Том Чэтфилд: Если я правильно понял, в книге "Стеклянная клетка" вы делаете попытку развенчать миф о том, что упрощение нашей жизни благодаря технологическому прогрессу - это обязательно положительное явление.

Николас Карр: Как на персональном, так и на институциональном уровне мы привыкли считать, что эффективность и комфорт - это по умолчанию хорошо, а их максимизация является безусловно достойной целью. Мне кажется, что такой подход к технологии во всех ее формах, особенно в виде компьютерной автоматизации, довольно наивен. Это касается и наших собственных желаний, и реальной жизни в современном мире.

Автор фото, Getty

Заменят ли когда-нибудь компьютеры людей?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Т.Ч.: И все же большинство адептов технологического прогресса придерживаются утилитарной точки зрения, согласно которой самые крупные ошибки мы совершаем из-за пренебрежения эффективностью и логикой и фактически сами не знаем, что именно для нас хорошо. Поэтому, с их точки зрения, задачей технологического прогресса является определение недостатков человеческого мышления, а затем и создание систем, которые компенсировали бы эти недостатки. Ошибочно ли такое мнение?

Н.К.: С одной стороны, многие инновации в сфере развития компьютерной техники и разработки автоматизированных систем не имеют ничего общего с огульным утверждением о том, что люди очень несовершенны по сравнению с компьютерами. Да, компьютер можно запрограммировать на бесконечное выполнение определенных операций с неизменным качеством. И это правда, что человек на такое не способен.

Но некоторые заходят еще дальше и утверждают, что люди слишком несовершенны, что их роль необходимо максимально ограничить, а за все основные задачи должны отвечать компьютеры. Речь тут идет не просто о попытках компенсировать недостатки человека - идея в том, чтобы вообще убрать человеческий фактор, в результате чего, как утверждается, наша жизнь станет гораздо лучше.

Т.Ч.: Кажется, это не самая удачная идея. А существует ли оптимальный уровень автоматизации?

Н.К.: На мой взгляд, вопрос не в том, нужно ли нам автоматизировать ту или иную сложную задачу. Вопрос в том, каким образом нам использовать автоматизацию, как именно применять компьютеры с целью дополнения человеческих знаний и умений, компенсации изъянов в человеческом мышлении и поведении, а также для стимулирования людей к максимальному использованию собственного опыта для достижения новых высот.

Автор фото, Getty

Мы превращаемся в наблюдателей за компьютерными мониторами

Чрезмерная зависимость от программного обеспечения может превратить нас в наблюдателей за компьютерными мониторами и операторов по заполнению технологических карт. Компьютеры способны играть очень важную роль, поскольку мы всего лишь люди - мы можем пасть жертвой предубеждений или упустить важную информацию. Но опасность состоит в том, что слишком легко отдать компьютерам на откуп вообще все наши функции, что, по моему мнению, было бы неправильным решением.

2. Нужно ли приближать реальную жизнь к сценарию видеоигры?

"Компьютерные игры нам нравятся именно потому, что играть в них непросто"

Т.Ч.: Я с удовольствием отметил, что в своей книге вы приводите видеоигры в качестве примера взаимодействия в системе "человек-машина", при котором смысл состоит в преодолении трудностей, а не избегании их. Самые популярные игры представляют собой своего рода работу, выполнение которой приносит игроку чувство удовлетворения. Остается только посетовать на то, что та работа, которую многие из нас вынуждены выполнять каждый день, требует гораздо меньше мастерства и приносит нам гораздо меньше удовольствия.

Автор фото, Getty

Видеоигры стимулируют геймера на то, чтобы прилагать дополнительные усилия и максимально задействовать мозг

Н.К.: Видеоигры весьма интересны тем, что их концепция идет вразрез с общепринятыми принципами создания программного обеспечения. Цель компьютерных игр состоит вовсе не в том, чтобы избавить пользователя от неудобств. Наоборот, они стимулируют игрока на то, чтобы прилагать дополнительные усилия и максимально задействовать мозг. Мы получаем удовольствие от видеоигр именно потому, что они ставят нам задачи, сложность которых постоянно увеличивается. Мы постоянно оказываемся в сложных ситуациях – но не в таких, которые вызывают отчаяние. Преодоление каждого нового уровня только оттачивает наше мастерство.

Этот процесс очень похож на то, как человек обретает жизненный опыт в реальной жизни. Как нам известно, для развития способностей человеку необходимо снова и снова сталкиваться с серьезными препятствиями и раз за разом преодолевать их, задействуя все свои знания и умения. Постепенно человек достигает нового уровня, после чего сложность препятствий увеличивается.

Я думаю, что людям нравятся видеоигры по той же причине, по которой они получают удовлетворение от приобретения нового опыта и преодоления препятствий. Решение трудной задачи, в процессе которого обретаются новые знания, необходимые для преодоления новых, еще более сложных трудностей, доставляет человеку большое удовольствие.

Автор фото, Getty

Тотальное подчинение компьютеру приведет нас к жизни, в которой останется мало места для самореализации

Одно из основных опасений, которые я высказываю в книге, связано с тем, что наше отношение к прогрессу связано с желанием максимально избегать решения сложных задач. Мне кажется, такая точка зрения противоречит самой концепции удовлетворения жизнью и самореализации.

3. Упразднят ли компьютеры нужду в людях?

"Люди просто не успевают за компьютерами при торговле финансовыми инструментами"

Т.Ч.: В отличие от видеоигр, в реальном мире тяжелая работа вовсе не обязательно вознаграждается. Реальный мир несправедлив и несбалансирован. Возможно, самая тревожная тенденция здесь - это то, что интересы отдельного человека (в психологическом, личностном плане и даже с точки зрения выживания) все чаще перестают совпадать с корпоративными и государственными понятиями целесообразности. Не опасаетесь ли вы того, что компьютеры окончательно заменят людей?

Автор фото, Getty

Многие игры труднопроходимы и требуют от геймеров незаурядных навыков и смекалки. Так почему же остальная техника должна лишь облегчать нам жизнь?

Н.К.: Когда я собирал материал для книги, меня очень напугала статья (цитаты из которой я привожу в тексте), написанная специалистом по военной стратегии. По его словам, учитывая растущие масштабы применения компьютерных технологий на поле боя, очень скоро в военном деле для человека может просто не остаться места. Скорость принятия решений настолько выросла, что люди просто не успевают за компьютерами. Мы неизбежно движемся в сторону полностью автоматизированных боевых действий: беспилотные летательные аппараты будут сами решать, когда выпускать ракеты по целям, а солдаты-роботы на земле будут сами решать, когда открывать огонь.

На мой взгляд, такая ситуация наблюдается не только в военном деле, но и во многих других сферах – например, в мире финансов. Люди просто не успевают за компьютерами при торговле финансовыми инструментами, например.

Что же нас ждет? Мы можем не просто утерять отличающую нас от компьютеров способность к критической оценке собственных действий – возможно, мы будем внедрять подобные системы бездумно, полагая, что главное - это скорость принятия решений. А потом, если мы убедимся в том, что были неправы, обнаружим, что пути назад уже нет. Очень часто встроить человека в систему, изначально построенную на компьютерных технологиях, оказывается невозможным.

Т.Ч.: Я тоже ужаснулся, прочитав в вашей книге пассаж относительно автоматизированного ведения боевых действий. У меня возникло чувство, что процесс, который приведет нас к полностью автономным боевым системам, невозможно остановить. Отчасти мой ужас вызван воспоминаниями о финансовом кризисе 2008 г., который фактически уничтожил триллионы долларов. По крайней мере, теперь люди более ответственно относятся к своим финансам. Но если подобное произойдет в военной сфере, уничтожены будут уже не доллары, а человеческие жизни.

Кроме того, мне кажется, что здесь содержится мысль, отсылающая к вашей предыдущей книге "Пустышка": сегодняшние люди в биологическом смысле не сильно отличаются от наших предков, живших сотни лет назад, но мы живем в совершенно новом мире.Скорость, с которой наступают последствия тех или иных действий, уже давно превышает скорости, к которым мы привыкли. То же относится и к новым изобретениям - они сами, в виде информации и алгоритмов, а также их последствия, распространяются ошеломительными темпами.

Читайте также: