Проблемы компьютерной зависимости памятка для родителей

Обновлено: 03.07.2024

Игровая компьютерная зависимость - болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Компьютерная зависимость у ребенка или подростка заметна невооруженным глазом. Симптомы такой зависимости не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один может сочетаться с несколькими другими. Стоит задуматься, если вы наблюдаете у ребенка или подростка

  • равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям;
  • неоправданно частую проверку электронной почты;
  • чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
  • быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором;
  • «выпадение» из режима реального времени;
  • визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;
  • неоправданно быстро появляющуюся усталость, раздражительность, перепады настроения;
  • постоянные или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;
  • погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
  • приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;
  • нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Internet;
  • отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.
  • конфликты, угрозы, шантаж в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

1. Поощряйте творческие увлечения ребенка.

2. Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

3. Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4. Если ваша работа связана с компьютером, и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

6. Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".

7. Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

8. Используйте компьютер в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

9. Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Сделайте по-своему

Чтобы начать работу, выберите любой замещающий текст (например, этот) и начните вводить свой.

Настройка в два счета

Считаете, что такой красивый документ сложно создать самостоятельно? Не спешите с выводами! Чтобы применить какое-либо форматирование текста, которое уже используется в этом документе, просто выберите один из стилей на вкладке "Главная".

Вероятно, кого-то сразу огорчу, но любая зависимость, уже сформированная или только формирующаяся, - это симптом болезни семейной системы. Зависимая личность всегда формируется в семье.

Исходя из причин и механизма формирования компьютерной зависимости у детей, можно выделить некие «точки контроля» для родителей, которые одновременно могут являться и мерами профилактики в формировании этого вида зависимости.

Компьютерная зависимость у детей что делать Практические рекомендации родителям

Итак, на что обратить внимание?

В какой психологической обстановке в семье находится Ваш ребенок: степень ее комфортности, стабильности, устойчивости, безопасности, стрессогенности, конфликтности? Оцените степень благоприятности семейной атмосферы.

Формирование любой зависимости чаще начинается с ситуации, сопровождаемой пониженным эмоциональным фоном (стресс, проблемы, конфликты, утраты). В случае компьютерной зависимости у ребенка сначала происходит достаточно быстрое и легкое получение им так недостающих позитивных эмоций при помощи ухода в другую реальность. Постепенно контакт с гаджетом из средства снижения эмоционального напряжения, получения положительных впечатлений легко трансформируется в цель, а затем – в единственный способ решения проблемы и …образ жизни.

Оцените стиль воспитания, которого Вы склонны придерживаться в большинстве случаев: какой он, его единство (если оба родителя присутствуют в семье), соответствие (адекватность) стиля воспитания возрастным особенностям ребенка, степень последовательности воспитательных воздействий. Насколько процесс воспитания близок к доверительному и безопасному для ребенка?

Для формирования психологически здоровой личности ребенка (а значит – не зависимой!) немаловажен стиль воспитательных воздействий родителей. Стиль – это про то, КАК и ЧЕМ родители взращивают свой росток (ребенка).

В семье, где применяются жесткие инструменты воспитания либо отсутствуют всякие воспитательные воздействия, либо они нерегулярны, нет выработанной системы семейных правил, семейная реальность воспринимается ребенком как потенциально враждебное окружение, в котором приходится считаться с желаниями и потребностями других, подчиняться множеству правил, порой непонятных, непрописанных до конца. В этом случае ребенку легче, проще и безопаснее уйти в другую реальность – компьютерную, которая воспринимается его детским сознанием как более безопасная, понятная, предсказуемая.

3. Степень удовлетворения у ребенка базовых потребностей - потребности в безопасности, потребности в любви, потребности в уважении, потребности в самореализации

Проанализируйте, насколько удовлетворены эти потребности у ребенка в семье, а также в ближайшем социальном окружении (школа, друзья).

Ярким маркером неудовлетворенной потребности в безопасности является страх, боязнь родителей: при этом с большой вероятностью в семье есть физические наказания, отсутствие тактильного контакта, враждебные взаимоотношения. Потребность в любви вряд ли удовлетворена, если у родителей нет времени на общение с ребенком, если внимание со стороны родителей ребенок получает только в случае своего проблемного поведения (что-то натворил, негативно проявил себя и т.д.). Если в семье применяются моральное оскорбление и принуждение, то это – про неудовлетворенную потребность в уважении и принятии.

Любая зависимость удовлетворяет какую-то неудовлетворенную потребность. Если какая-либо потребность не удовлетворяется, то обостряется необходимость ухода в другие способы реализации этой потребности.

4. Возможности для снятия стрессового напряжения

Существует ли в Вашей семье культура отдыха, расслабления, снятия стрессового напряжения. Обучен ли этому Ваш ребенок. Если ребенок тревожный и плохо переносит стрессовые ситуации, то какая работа ведется по снижению его внутренней тревожности и повышению стрессоустойчивости.

Как Вы сами контактируете с гаджетами: насколько много, часто и по каким причинам. Не прибегаете ли сами к контакту с гаджетами с целью получения положительных переживаний. Легко ли можете отказаться от времяпровождения в интернет-реальности и демонстрируете ли это ребенку. Если необходимость Вашего продолжительного контакта с гаджетами объективно обусловлена Вашей профессиональной деятельностью, понимает и осознает ли данный факт Ваш ребенок.

Очень хорошо, если в традиции Вашей семьи Вы введете новую: демонстрирующую, как легко, приятно и полезно отказаться от гаджетов на определенное время. Это может быть «Один день без гаджетов», когда все без исключения члены семьи делают сознательный выбор провести совместное семейное время интересно, не используя свои гаджеты, отключив их. Такой день можно устраивать 1 раз в неделю или 1 раз в месяц, главное – систематически. Важно, чтобы это время без гаджетов было заполнено положительными эмоциями, запечатлелось и запомнилось Вашему ребенку как замечательное времяпровождение всей семьей.

Есть ли у Вашего ребенка режим дня и придерживается ли он его, включены ли в него периоды контакта с гаджетом, чередующиеся с выделенным временем на реальные увлечения (занятия в кружках, секциях) и активный отдых (прогулки, физическая активность, подвижные игры).

Наличие сбалансированного (адекватного по физической, умственной и эмоциональной нагрузке) режима дня – хорошее средство профилактики переутомления нервной системы, своевременного снятия эмоционального напряжения. Режим дня может также стать обезличенным средством контроля ежедневной «дозы» контакта ребенка с гаджетом.

Компьютерная зависимость — это патологическая связь между человеком и компьютером, масштабы которой растут с каждым днем. Это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости — наркомания, игромания, алкоголизм. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.

Признаки зависимости от компьютера

На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу.К данным симптомам относятся:

1. Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.

2. Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.

3. Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.

4. Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.

Как бороться с зависимостью от компьютерных игр?

На ранних стадиях поможет ограничение времени или полный отказ. В этот период человек еще способен воспринимать реальное положение дел адекватно. Начиная со стадии привязанности, психологическая зависимость от компьютерных игр лечится только с помощью специалиста. Все что могут сделать близкие, это отвести подростка к нему, или уговорить взрослого человека посетить данного врача.

Не допустить развития проблемы помогут простые действия. Борьба с компьютерной зависимостью начинается с того, что близкие люди должны делать все, чтобы человек чувствовал себя комфортно и счастливо не только он-лайн, совместные прогулки, занятия спортом, беседы и наличие семейных традиций – все это относится к профилактическим действиям. Не менее важно установить время ограничения использования интернета, делается это при помощи специальных программ или по договоренности между партнерами или детьми и родителями.

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека. Информационный голод. Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет — дать ее в любом количестве и по любому вопросу. Зарядка для мозга. Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий. Потребность в общении. Еще одна особенность человека — необходимость общения.Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.

Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.

Основные психологические причины компьютерной зависимости. Личностные качества. Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше. Уход от реальности. То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо — но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности. Одиночество. Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях — там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом. Побочные эффекты воспитания. А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье. Вынужденное снижение социальной активности. В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности, отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Памятка для родителей «Скоро в школу» СКОРО В ШКОЛУ Памятка для родителей Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта.

Памятка для родителей Памятка 1. На отдыхе используйте время для разговоров с ребёнком, для пополнения его словарного и интеллектуального багажа. 2. Расскажите.

Памятка для родителей.

Памятка для родителей. Памятка для родителей. Развиваем умение пересказывать. Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Памятка для родителей по ПДД

Памятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.

Памятка для родителей по пожарной безопастности ПАМЯТКА для ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ по правилам пожарной безопасности Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей. Они нередко.

Памятка для родителей «Режим дня» «Режим дня. Это важно». Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым,.

Консультация для родителей «Виртуальная зависимость» К великому сожалению, многие родители чтобы ребенок не отвлекал их от «важных дел» предоставляют доступ к компьютеру, не контролируя сколько.

Игровая компьютерная зависимость- болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живёт его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Компьютерная зависимость у ребенка или подростка заметна невооруженным глазом. Симптомы такой зависимости не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один может сочетаться с несколькими другими. Стоит задуматься, если вы наблюдаете у ребенка или подростка

  • равнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учёбе, школьным и внешкольным мероприятиям;
  • неоправданно частую проверку электронной почты;
  • чрезмерно длительное пребывание за компьютером;
  • быстрый, неряшливый приём пищи, часто прямо перед монитором;
  • «выпадение» из режима реального времени;
  • визуально наблюдаемое бесцельное «перескакивание» с одной компьютерной программы на другую;
  • неоправданно быстро появляющуюся усталость, раздражительность, перепады настроения;
  • постоянные или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;
  • погружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;
  • приоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;
  • нарушение обещаний в отсутствие взрослых не входить в Internet;
  • отрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.
  • конфликты, угрозы, шантаж в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

1. Поощряйте творческие увлечения ребенка.

2. Следует помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

3. Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4. Е сли ваша работа связана с компьютером, и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

6. Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".

7. Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

8. Используйте компьютер в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

9. Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

Читайте также: